ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - 1950 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - часть 4

 

 

В 1934 г., 

Ё

 Докладе на XVll съезде ВКП(6), товарищ Сталин говорил об «ответственности любого 

провинившегося ответственного работника» '.
В трудах Ленина также имеются чрезвычайно важные указания о связи между уголовной 
ответственностью и виной. Ленин говорил о привлечении «к ответственности лиц, виновных в 
волоките по изготовлению плугов Фаулера» 

2

. Он писал о необходимости сурового наказания 

ответственных виновников определенных «организационных дефектов» 

3

, о привлечении к 

строжайшей ответственности виновников хищений металлических грузов со склада 

4

.

На XI съезде партии Ленин 27 марта 1922 г. говорил: «Надо ., .тянуть к суду виновных за 
волокиту. Я думаю, пролетарский суд сумеет наказать, а чтобы наказать — надо найти виновных» 

5

.

Таким образом, Ленин и Сталин видят основание уголовной ответственности в вине. Без вины не 
может быть ответственности. Как мы далее увидим, Ленин и Сталин всегда индивидуализируют 
ответственность.
Ответственность может быть большей или меньшей. В зависимости от степени ответственности в 
наказание должно быть большим или меньшим. Но ответственность и наказуемость деяния 
зависят от степени вины. Чем больше вина, тем более велика ответственность, а значит тем более 
велико и наказание. Ленин писал по делу о волоките с плугами Фаулера: «Ежели Ломова и Стюн-
келя за «святость» на сей раз от наказания освобождаем, то Унксова (кажись, так?), который 
обязан был в С. Т. О. давать отчеты и не исполнил, на неделю под арест; — а Ильина (директор 
завода б. Ильина?) и весь фабком этого завода и весь состав правления профсоюза 
(соответственного) и весь состав . комячейки такого-то завода или таких-то заводов объявляем 
виновными в волоките, безрукости, в попустительстве бюрократизму и объявляем строгий 
выговор и общественное порицание»

6

.           .                                       .    _

1

  И. Сталин,   Вопросы ленинизма, изд. Ю-е, стр. 595.

2

  Ленин,   Соч. XXIX, стр. 412.

"Ленин,   Соч., т. XXIX, стр. 417.                         .    ;.

4

  См. Ленинский сборник, т.  VIII, стр. 41.

5

  Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 250—251. 

G

 Ленин,   Соч., т. XXIX, стр. 415.

29

Итак,  степень ответственности   зависит   от   степени вины.
Из приведенных высказываний Ленина и Сталина об уголовной ответственности и пине видно, 
что они понимают вяну как основание для партийного взыскания, для предания суду, для 
применения наказания, т. е. как основание всякой и, в частности, уголовной ответственности. Не в 
умысле и неосторожности видят Ленин и Сталин основание политической ответственности, 
партийной ответствен ноет и или уголовной ответственности. Не умысел и неосторожность имел в
виду Ленин, когда он 28 июня 1918 г., анализируя вопрос, кто является виновным в 
мешочничестве, говорил: «Мы вовсе не виним того голодного измученного человека, который в 
одиночку едет за хлебом и достает его какими угодно средствами... Нельзя винить тех, кто по 
бессознательности бросает все, закрывает глаза на все, чтобы выручить себя какими угодно 
средствами — достать хлеба, но можно винить тех, кто является партийным человеком и, 
проповедуя хлебную монополию, недостаточно поддерживает сознательность и сплоченность 
действий» '.
Голодный, измученный человек, о котором говорил Ленин, занимался в одиночку 
мешочничеством умышленно, тем не менее Ленин не считал возможным признать его виновным. 
Ленин, разрешая вопрос о виновности этого человека, исходил не из наличия у него умысла на 
занятие мешочничеством, а из морально-политической оценки действий этого человека в данной 
конкретной обстановке. Вина в смысле наличия умысла у человека, таким образом, имелась, но 
вины как основания уголовной ответственности не было.
Морально-политическое содержание ответственности является исторически изменчивым. 
Ответственность перед феодальным государством иная по своему содержанию, чем 
ответственность перед рабовладельческим государством. В свою очередь, ответственность перед 
капиталистическим государством отличается по своему политическому содержанию от 
ответственности перед феодальным государством.
Содержание ответственности перед социалистическим государством   принципиально   отлично с  
точки   зрения

1 Ленин, Соч., т. ХХШ, стр. 9&—99.
30

морально-политической от ответственности перед всяким эксплоататорским государством. 
Ответственность во всяком эксплоататорском государстве — эго ответственность 

с

 точки зрения 

интересов эксплоататоров. Ответственность же перед социалистическим государством — это 
ответственность перед всеми трудящимися, перед всем народом, перед социалистическим 
государством рабочих 

и

 крестьян.

§ 2. Обоснование уголовной ответственности

Вопрос о вине как об общем основании уголовной ответственности не может быть решен без 
разрешения проблемы свободы воли, свободы и подчинения, действова-ния «со знанием дела».
Проблема свободы воли является одной из наиболее важных и основных проблем советской 
теории уголовного права. «Невозможно, — говорит Энгельс, — рассуждать о морали и праве, не 
касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между 
необходимостью и свободой» 

1

,

Марксистско-ленинское учение дает единственно научный ответ на все эти вопросы.
Марксизм-ленинизм отвергает распространяемую идеалистами «вздорную побасенку о свободе 
воли»

2

. Марксизм-ленинизм разоблачает антинаучиость и реакционность идеалистического 

понимания свободы воли, показывает всю бессмысленность идеалистических утверждений о 
беспричинности и необусловленности человеческих действий. Но марксизм-ленинизм отрицает и 
фаталистическую предопределенность, несовместимую с общественной оценкой человеческого 
поведения, с ответственностью человека за совершаемое им. Марксизм-ленинизм дает 
единственно научное обоснование возможности и необходимости общественной оценки 
человеческого поведения и ответственности человека за его поступки.

1

  Энгельс,   Анти-Дюринг,  194S г., стр. 105.   См. А. Я.   В ы-Минский,   Теория    судебных  доказательств   в   

советском   праве, 1946 г., стр. 151: «Проблема свободы воли действительно имеет решающее   значение   для   
построения   науки   уголовного   права и для исего направления уголовной политики».

2

  Ленин,   Соч., т. I, стр. 77.

31

Ленин говорит, что только «к а ж етс я человеку, что его цели вне мира взяты, от мира 
независимы («свобода»)» '. На самом деле сознание человека отражает объективный мир, и «цели 
человека порождены объективным миром и предполагают его, — находят его, как данное, 
наличное» 

2

.

Классики марксизма-ленинизма установили, что сознание человека зависит от материальных 
условий жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие 
определяет их сознание» 

3

.

Товарищ Сталин с классической ясностью показал, что сознание человека вторично, производно. 
Он писал: «Б противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь наше
сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших 
ощущениях, представлениях, понятиях, — марксистский философский материализм исходит из 
того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и 
независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником ощущений, 
представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением 
материи, отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии 
высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга, а мозг— орган мышления, что нельзя 
поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку»

4

.

Товарищ Сталин показал на примере отдельного рабочего, как сознание людей изменяется в 
зависимости от изменения внешних, материальных условий 

б

. В зависимости от изменения 

материальных условий изменяются характер и содержание сознания. «Наступило время, — писал 
товарищ Сталин в 1905—1906 гг., — когда в производство проникло различение «моего» и 
«твоего», — тогда и собственность приняла частный, индивидуалистический характер, и поэтому 
сознание людей прониклось чувством частной    собственности.     Наступает   время,   нынешнее

1

  Ленин, Философские тетради,  1947 г., стр.  162163.

2

  Тз м же, стр. 162.

3

  Маркс и Энгельс, Соч., т. XII, ч. 1, стр. 6—7.

4

  И. Сталин,   Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 642. 

с

 См. И. Сталин, Соч., т. I, ay. 314—316.

32

время, когда производство вновь принимает общественный характер, следовательно, скоро и 
собственность примет общественный характер, — и именно поэтому сознание людей постепенно 
проникается социализмом» '.
Но первичность материи и вторичность сознания, зависимость сознания от материальных условий 
отнюдь не означает пассивности сознания, фаталистической предопределенности поведения 
человека, отсутствия у него возможности влияния на развитие общества. «Детерминизм,— 
говорит Ленин,— не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для 
разумного действования»

в

. В противоположность вульгарному материализму, марксизм-ленинизм 

учит тому, что общественное сознание оказывает обратное воздействие на бытие, что сознание, 
правильно отражающее объективные законы развития общества, оказывает особенно сильное 
влияние на развитие общественной жизни. Товарищ Сталин с исключительной ясностью показал 
влияние как отсталых, так и передовых  идей   на   развитие   общества.
Товарищ Сталин говорит: «Что касается значения общественных идей, теорий, взглядов, 
политических учре-^ ждений, что касается их роли в истории, то историче-;' ский материализм не 
только не отрицает, а, наоборот/ подчеркивает их серьезную роль и значение в жизни общества, в 
истории общества» .

3

                                           

f

Эту мысль товарищ Сталин применяет к идеям отста-. льгм и передовым. Товарищ Сталин пишет: 
«Обществен-' ные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой 
век и служащие интересам отживающих сил общества. Их значение состоит в том, что они 
тормозят развитие общества, его продвижение вперед. Бывают новые, передовые идеи и теории, 
служащие интересам передовых сил общества. Их значение состоит в том, что они облегчают 
развитие общества, его продви-. жение вперед, причем они приобретают тем большее зна-' чение, 
чем точнее они отражают потребности развития^ материальной жизни общества»

1

.

1

 И. Сталин, Соч., т. 1, стр, ЗГ4.

3

 Ленин,   Соч., т. I, стр. 292.

3

 И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 546.

* И. Сталин,   Вопросы ленинизма, изд.  II-е, стр. 546.

3     Зак. 5568.   Б.   С.   Утеныши.

33

" Марксизм-ленинизм подлинно научно исследует понятие свободы волн и материалистически 
раскрывает ее содержание.
Энгельс показал, что «не в воображаемой независимости от законов природы заключается 
свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно 
заставлять законы природы действовать для определенных целей. Это относится как к законам 
внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека,
—два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем 
представлении, отнюдь не в действительности. Свобода воли означает, следовательно, не что 
иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее 
суждение человека ш> отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью 
будет определяться содержание этого суждения, тогда как неуверенность, имеющая в своей 
основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и 
противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, 
свою подчиненность тому предмету, который она как раз должна была бы подчинить себе. 
Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы 
(Naturnotwendigkeiten) господстве над нами самими и над внешней природой» *.
Таким образом, свобода человеческой воли означает не что иное, как способность принимать 
решения со знанием дела.
В советской юридической литературе справедливо указывалось, что это понимание свободы воли 
должно быть положено в основание уголовной ответственности

s

. Однако нельзя согласиться с 

механическим применением указаний Энгельса к деятельности преступника, с приписыванием 
ему той «свободы» и того «знания дела», о которых говорит Энгельс.
Так, например, решает вопрос проф. А. А. Пионтков-ский в учебнике Общей части уголовного 
права ВШОН. Он    пишет;     «Способность    человека     действовать    со

1

 Энгельс,   Анти-Дюринг,  194в г., стр.  107.

3

 Уголовное право, Общая часть, 1948 г., стр. 336—336.

34

знанием дела вызывает ответственность человека за совершенные действия, служит субъективным
основанием вменения совершенного ему в вину, определяет его вину за совершенные 
преступления. Чем с большим знанием дела и с большим сознанием общественного значения 
последствий своего поступка действует человек, тем более ответствен он за совершенные 
действия, тем больше и его вина в совершении преступлении» 

]

.

Как видно, автор исходит из положения, что преступник действует со знанием дела и что в этом 
заключается субъективное основание его ответственности. Поскольку же, как указывает Энгельс, 
свобода заключается в способности принимать решения со знанием дела, следует сделать вывод, 
что преступник, принимая решения со знанием дела,  действует «свободно».
Такое перенесение на преступника положения Энгельса о «свободе» и действовании «со знанием 
дела» является механическим.
Когда Энгельс говорит о свободе, он имеет в виду не способность человека выбирать решения 
вообще, а способность выбирать такие решения, которые находятся в соответствии с законами 
общественного развития, которые означают господство над обстоятельствами и отношениями. 
Маркс и Энгельс прямо говорят: «Свобода определялась до сих пор философами двояко: во-
первых, как власть, как господство над обстоятельствами и отношениями, в которых живет 
индивид, — так она определяв лась всеми материалистами; с другой же стороны, — как 
самоопределение, избавление от действительного мира, как лишь мнимая свобода духа, — так она 
определяется у всех идеалистов, особенно у немецких» 

2

.

С первой из этих двух точек зрения, т. е. с точки зрения материалистической. Маркс и Энгельс 
оценивают суждения и действия человека. Энгельс говорит: «Чем свободнее суждение человека по
отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться 
содержание этого суждения» 

3

. Ленин говорил: «В особенности надо отметить взгляд Маркса на 

отношение  свободы  к   необходимости:   «слепа необходи-

1

   Уголовное право, Общая часть,  1948 г., стр. 335—336.

2

  Маркс   и   Энгельс,   Соч., т. IV, стр. 261, прим.  1. 

а

 Энгельс,   Анти-Дюринг,  1948 г., стр.   107.

35

мость, пока она не осознана. Свобода есть сознание необходимости» (Энгельс в «Анти-Дюринге») 
= признание объективной закономерности природы и диалектического превращения 
необходимости в свободу»

1

.

Действование человека в том смысле, который придают свободе Маркс и Энгельс, будет вполне 
свободным только тогда, когда люди освободятся от подчинения силам, которые господствуют 
над людьми в капиталистическом мире, а это, учат классики марксизма-ленинизма, возможно 
только тогда, когда «общество возьмет во владение средства производства» и «будет устранено 
товарное производство, а вместе с тем господство продуктов над производителями»

а

. Только тогда

«Общественное бытие людей, противостоявшее им до сих пор, как навязанное свыше природой и 
историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, 
господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самого человека. И только с 
этого момента люди начнут вполне

4

 сознательно сами творить свою историю, только тогда 

приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все более 
возрастающей степени и те последствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из 
царства необходимости в царство свободы»

3

. Развивая это понимание свободы, Энгельс несколько

дальше говорит: «Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, 
становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя — свободными» *.
Только в социалистическом обществе люди избавились от подчинения частной собственности и от
гнета эксплоа-тации, от подчинения «вещам» и подчинили себе объективные силы, которые в 
капиталистическом обществе подчиняют себе людей. Только в социалистическом обществе 
общественное поведение людей находится в соответствии с законами общественного развития. 
Поэтому только в социалистическом обществе люди могут действовать свободно.

1

  Ленин,   Соч., т. XVIII, стр. 10.

2

  Энгельс,   Анти-Дгорипг,   1948 г., стр. 367. '

л

  Там же.

*  Энгельс,   Анти-Дюринг, I&48 г., стр. 269.

36

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..