Электровоз 2ЕЛ5.Описание и работа асинхронного
электродвигателя НВА-55
2.1 Назначение
Электродвигатель НВА-55 - асинхронный, трехфазный, с короткозамкнутым
ротором, предназначен для привода вентиляторов охлаждения тяговых
двигателей, реакторов, выпрямительных установок, а также для привода
главных компрессоров.
Электродвигатель в соответствии с рисунком 13 выполнен защищенного
исполнения, горизонтальной установки, с самовентиляцией.
Состоит из следующих узлов: статора, ротора, двух подшипниковых узлов,
коробки выводов.
Статор имеет станину 20, сердечник 10 и обмотку 8.
Станина - сварная стальная включает два фланца 7 с приваренными ребрами
9 и обшивку 11. Сердечник набран из изолированных листов
электротехнической стали. В открытые пазы сердечника уложена двухслойная
обмотка из прямоугольного изолированного провода. Обмотка статора
пропитана эпоксидным компаундом.
Ротор состоит из вала 12, сердечника 13 и короткозамкнутой обмотки. Вал
изготовлен из стали марки 45. Сердечник набран из листов
электротехнической стали.
Сварные подшипниковые щиты 14 и 19, посаженные на
вал шариковый и роликовый подшипники 2 и 15, внутренние 4 и наружные 3 и
16 крышки образуют подшипниковые узлы.
Предусмотрены лабиринтные уплотнения, защищающие подшипники от попадания
пыли и предотвращающие вытекание смазки из них. Смазка подшипников -
консистентная. Пополнение смазки производится через маслопроводы 5.
Питание к двигателю подводится проводами, проходящими через уплотняющий
сальник коробки выводов 17.
Коробка выводов - штампованная. Панель обеспечивает крепление подводящих
и выводных проводов.
Выводы обмотки двигателя и контактные болты панели коробки выводов имеют
буквенно-цифровую маркировку.
Для заземления электродвигателя на лапах предусмотрены болты 18.
2.4 Работа двигателя
При включении обмотки статора в сеть трехфазного тока возникает
вращающееся магнитное поле, которое наводит в короткозамкнутой обмотке
ротора электродвижущую силу. При этом в стержнях обмотки ротора
появляются токи, от взаимодействия которых с вращающимся полем статора
создается электромагнитный вращающий момент, приводящий ротор во
вращение.