Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство - часть 2

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство - часть 2

 

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-26

ПРОВЕРКА УДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО
РЕЛЕ

1.

Отсоедините провод обмотки возбуждения от вывода М тягового
реле.

2.

Подсоедините провода от клемм 12 В аккумуляторной батареи к
выводу S и корпусу стартера.
Внимание:
Данную проверку необходимо выполнять быстро (не более 10
секунд), чтобы не допустить перегорания обмотки.

3.

Вручную выдвиньте шестерню привода до упора в ограничительное
кольцо.

4.

Если шестерня удерживается в выдвинутом положении, то
удерживающая обмотка исправна. Если же шестерня втягивается
обратно, то обмотка неисправна, поэтому замените тяговое реле.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ СТАРТЕРА В РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО
ХОДА

1.

Установите и закрепите стартер в слесарных тисках с мягкими
губками и подключите к нему полностью заряженную аккумуляторную
батарею напряжением 12 В следующим образом:

2.

Подсоедините амперметр (со шкалой 0 – 100 Ампер) и реостат с
угольным скользящим контактом последовательно в цепь между
положительной клеммой аккумуляторной батареи и выводом
стартера.

3.

Подсоедините параллельно стартеру вольтметр со шкалой 0 – 15
Вольт.

4.

Установите ползун реостата с угольным скользящим контактом в
положение максимального сопротивления.

5.

Подсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи к
корпусу электродвигателя стартера.

6.

Отрегулируйте сопротивление реостата таким образом, чтобы
значение напряжения на вольтметре было 11 Вольт.

7.

Проверьте легкость и плавность вращения электродвигателя стартера
и величину максимального тока, которая должна соответствовать
номинальной.
Номинальная величина тока: максимум 60 А

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-27

ПРОВЕРКА ВОЗВРАТА ЯКОРЯ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

1.

Отсоедините провод обмотки возбуждения от вывода М тягового
реле.

2.

Подключите аккумуляторную батарею между выводом М тягового
реле и массой корпуса стартера.
Внимание:
Данную проверку необходимо выполнять быстро (не более 10
секунд), чтобы не допустить перегорания обмотки.

3.

Вручную выдвиньте шестерню привода и отпустите. Если шестерня
быстро возвращается в исходное положение, то тяговое реле
исправно.
Если шестерня не возвращается в исходное положение, то замените
тяговое реле.
Внимание:
Будьте осторожны, чтобы шестерня не защемила Вам пальцы.

S

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-28

РАЗБОРКА И СБОРКА

<СТАРТЕР С ПРЯМОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ>

Последовательность операций

1. Винт
2. Тяговое реле
3. Прокладка
4. Пластина
5. Винт
6. Болт стяжной
7. Задняя крышка
8. Задний подшипник

9. Щеткодержатель
10. Полюс в сборе c обмоткой статора
11. Щетка
12. Якорь стартера
13. Рычаг привода
14. Шайба
15. Стопорное кольцо
16. Ограничительное кольцо
17. Обгонная муфта
18. Передняя крышка

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-29

СТАРТЕР С ПОНИЖАЮЩЕЙ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Последовательность операций
1. Винт
2. Тяговое реле
3. Крышка стартера
4. Винт
5. Болт стяжной
6. Задняя крышка
7. Щеткодержатель
8. Щетка
9. Задний подшипник
10. Якорь
11. Полюс в сборе c обмоткой статора
12. Шарик

13. Уплотнительное кольцо А
14. Упор В
15. Пластина
16. Сателлиты
17. Рычаг привода
18. Стопорное кольцо
19. Ограничительное кольцо
20. Муфта обгонная
21. Шестерня внутреннего зацепления

(корона)

22. Водило
23. Передняя крышка

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-31

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО РАЗБОРКЕ

 СНЯТИЕ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

Отсоедините предварительно провод обмотки возбуждения стартера от
вывода М тягового реле.

 СНЯТИЕ ЯКОРЯ И ШАРИКА

При снятии якоря стартера не потеряйте шарик, который используется в
качестве подшипника.

 СНЯТИЕ СТОПОРНОГО КОЛЬЦА /

ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА

1.

При помощи подходящей торцевой головки вытолкните
ограничительное кольцо в сторону обгонной муфты.

2.

При помощи специальных пассатижей снимите стопорное разрезное
кольцо, и затем снимите ограничительное кольцо и обгонную муфту.

ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ СТАРТЕРА

1,

Не допускается опускать детали в моющий раствор (растворители).
Погружение в растворитель полюса и обмотки возбуждения в сборе,
или якоря стартера приведет к повреждению изоляции проводов.
Поэтому только протрите эти детали чистой тканью.

2.

Не допускается опускать узел привода стартера в моющий раствор.
Погружение обгонной муфты в раствор приведет к вымыванию из нее
заложенной на заводе- изготовителе смазки.

3.

Допускается очистка узла привода стартера смоченной в растворе
щеткой с последующей протиркой насухо чистой тканью.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-32

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО СБОРКЕ

 УСТАНОВКА СТОПОРНОГО КОЛЬЦА /

ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА

Используя соответствующий специальный инструмент (подходящий
съемник), наденьте ограничительное кольцо на стопорное кольцо.

ПРОВЕРКА

1.

Положите якорь стартера на две V-образные опоры и измерьте
радиальное биение коллектора индикатором стрелочного типа.
Номинальная величина: 0,05 мм

Предельное значение: 0,1 мм

2.

Измерьте наружный диаметр коллектора.
Стартеры с прямой передачей и с планетарной понижающей
передачей для дизельных двигателей
Номинальная величина: 32,0 мм
Предельное значение: 31,0 мм
Стартеры с планетарной понижающей передачей для
бензиновых двигателей
Номинальная величина: 29,4 мм
Предельное значение: 28,4 мм

3.

Измерьте глубину пазов между ламелями коллектора.
Номинальная величина: 0,5 мм
Предельное значение: 0,2 мм

ПРОВЕРКА НА ОТСУТСТВИЕ ОБРЫВА В ОБМОТКЕ
СТАТОРА (Кроме стартеров с планетарной понижающей
передачей для бензиновых двигателей)

Если цепь между щетками замкнута, то обмотка возбуждения исправна.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-33

ПРОВЕРКА НА ПРЕДМЕТ ОТСУТСТВИЯ ЗАМЫКАНИЯ
ОБМОТКИ СТАТОРА НА "МАССУ" (Кроме стартеров с
планетарной понижающей передачей для бензиновых
двигателей)

Используя омметр, измерьте сопротивление между щеткой и полюсом
(корпусом статора). Если сопротивление стремиться к бесконечности, то
замыкания обмотки статора на "массу" нет.

ПРОВЕРКА ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЯ

Используя омметр, измерьте сопротивление между пластиной
щеткодержателя и щеткодержателем, как это указано на рис. Если
сопротивление стремиться к бесконечности, то щеткодержатель исправен.

ПРОВЕРКА ОБГОННОЙ МУФТЫ

1.

Удерживая рукой корпус муфты, проверьте легкость вращения
шестерни привода по часовой стрелке и невозможность вращения
против часовой стрелки.

2.

Убедитесь, что шестерня привода не изношена чрезмерно и не
повреждена.

ПРОВЕРКА ЩЕТОК

1.

Проверьте чистоту контактирующей с коллектором поверхности
щеток, а также измерьте длину щеток.
Предельное значение длины щетки: Линия предельного износа

2.

В случае замены щеток или исправления контактной поверхности
щетки, оберните коллектор наждачной бумагой и, вращая коллектор,
зачистите контактную поверхность щеток.

3.

При снятии изношенных щеток необходимо осторожно, чтобы не
повредить провода щеток, раскрошить пассатижами старые щетки.

4.

Зачистите наждачной бумагой конец провода щетки для обеспечения
прочной пайки.

5.

Вставьте токопроводящий провод щетки в отверстие щетки и
запаяйте. Удалите излишки припоя с поверхности щетки.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-34

ПРОВЕРКА ОБМОТКИ ЯКОРЯ

1.

Установите якорь стартера в граулер (прибор для поиска
короткозамкнутых витков в обмотках стартера и генератора).

2.

Медленно поворачивая якорь в граулере, держите параллельно оси
вала якоря  тонкую стальную пластинку. В случае короткого
замыкания витка обмотки пластинка начнет вибрировать и
притягиваться к сердечнику якоря. В этом случае замените якорь.
Внимание:
Перед проверкой тщательно очистите поверхность якоря.

3.

Проверьте изоляцию между каждой ламелью коллектора и
сердечником обмотки якоря. Если цепь разомкнута, то изоляция
исправна.

ПРОВЕРКА НА ПРЕДМЕТ ОТСУТСТВИЯ ОБРЫВА В
ОБМОТКЕ ЯКОРЯ

Используя омметр, измерьте сопротивление между ламелями коллектора.
Если сопротивление мало (цепь замкнута), то обмотка якоря исправна.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-35

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ <4G6, 6А1>

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Двигатель <4G6>

Система состоит из двух катушек зажигания со
встроенными силовыми транзисторами для цилиндров
№1, 4 и №2, 3 соответственно.
Прерывание цепи первичной обмотки катушки
зажигания А генерирует высокое напряжение в ее
вторичной обмотке.
При подаче высокого напряжения на электроды свеч
зажигания цилиндров №1 и 4 происходят искровые
разряды, один из которых воспламеняет в камере
сгорания находящегося в фазе сжатия цилиндра
топливовоздушную смесь (в другом цилиндре в это
время – фаза выпуска отработавшей смеси).
Таким же образом, при прерывании цепи первичной
обмотки катушки зажигания В происходит образование
искровых разрядов в цилиндрах №2 и 3.
Электронный блок управления двигателем управляет
двумя силовыми транзисторами (которые разрывают
цепи первичных обмоток катушек зажигания),
попеременно включая и выключая их. Это позволяет

соответствующим образом прерываться току первичных обмоток
катушек зажигания и обеспечивает порядок работы цилиндров 1
– 3 – 4 – 2.

Электронный блок управления двигателем при помощи датчика
положения коленчатого вала (Crank Angle Sensor) определяет
угловое положение коленчатого вала и обеспечивает
оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от
режима работы двигателя.
При эксплуатации автомобиля в высокогорье (на большой
высоте над уровнем моря) или езде на непрогретом двигателе
происходит небольшое увеличение угла опережения зажигания
для обеспечения оптимального режима работы двигателя.
Кроме того, при возникновении детонации угол опережения
зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация
не прекратится.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-37

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ЗАЖИГАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ

Наименование

4G6

6A1

Тип

С двумя катушками зажигания (залитыми
композиционным материалом)

Одна катушка зажигания (залитая
композиционным материалом),
встроенная в распределитель зажигания

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Наименование

4G6

6A1

NGK

BKR6E-11

PFR6G-11

DENSO

K20PR-U11

PK20PR11

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ

КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ

СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ

Наименование

Номинальная величина

Зазор между электродами свечи, мм

4G6, 6A1

1,0 – 1,1

ПРОВОД ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Наименование

Предельное значение

Сопротивление, кОм

4G6, 6A1

не более 22

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Инструмент

Номер

Наименование

Назначение

MB991348

Жгут тестовых проводов

Проверка первичного напряжения
(соединение силового транзистора)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-38

Инструмент

Номер

Наименование

Назначение

МD998773

Ключ для датчика
детонации

Снятие и установка датчика
детонации

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НА
АВТОМОБИЛЕ

ПРОВЕРКА СИЛОВОГО ТРАНЗИСТОРА
<4G6>

ПРИМЕЧАНИЕ:
1.

Для измерений следует использовать аналоговый мультиметр.

2.

Подсоедините к выводу 1 отрицательный провод мультиметра.

Внимание:
Для предотвращения перегорания обмотки катушки зажигания и
выхода из строя силового транзистора данную проверку следует
выполнять очень быстро (не более 10 секунд).

В случае неисправности замените силовой транзистор.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-39

ПРОВЕРКА ПРОВОДОВ ВЫСОКОГО
НАПРЯЖЕНИЯ

Измерьте сопротивление всех  свечных проводов высокого напряжения.
1.

Проверьте отсутствие растрескивания колпачков и повреждения
изоляции свечных проводов высокого напряжения.

2.

Измерьте сопротивление свечных проводов высокого напряжения.
Предельное значение: Максимум 22 кОм

ПРОВЕРКА И ОЧИСТКА СВЕЧЕЙ
ЗАЖИГАНИЯ <4G6>

1.

Снимите свечные провода высокого напряжения.
Внимание:
При снятии свечных проводов высокого напряжения со свечей
следует тянуть за наконечник свечного провода, а не за провод.

2.

Снимите свечи зажигания.

3.

Проверьте на свечах зажигания отсутствие выгорания электродов и
повреждения изолятора.
Проверьте равномерность выгорания.

4.

Удалите нагар со свечей зажигания при помощи стальной щетки или в
приспособлении для очистки свечей. После очистки удалите песок с
резьбы свечей сжатым воздухом.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-40

5.

При помощи специального круглого щупа измерьте зазор между
электродами свечей зажигания и проверьте его соответствие
номинальной величине.
Номинальная величина: 1,0 – 1,1 мм
В случае отклонения величины зазора от номинальной отрегулируйте
ее подгибанием бокового электрода.

6.

Прочистите отверстия для свечей зажигания в головке цилиндров.
Внимание:
Не допускается попадание посторонних частиц внутрь
цилиндров.

7.

Установите на место свечи зажигания.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-41

ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ДЕТОНАЦИИ

Необходимость в проверке датчика детонации возникает в тех случаях,
когда появляется код самодиагностики № 31.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Для получения более подробной информации о кодах самодиагностики
смотрите Главу 13А  - Поиск неисправностей.

ПРОВЕРКА ФОРМЫ СИГНАЛА НА МОТОР-
ТЕСТЕРЕ (ОСЦИЛОГРАФЕ)

Проверка формы сигнала вторичного напряжения

<4G6>
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ

1.

Установите датчик мотор-тестера для снятия сигнала вторичного
напряжения на свечной провод высокого напряжения.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1.

Максимальный импульс вторичного напряжения (напряжение
пробоя / образования искры) будет менять свою полярность при
подсоединении датчика мотор-тестера к свечным проводам
цилиндров 2 и 4, или цилиндров 1 и 3.

2.

Поскольку в данной системе зажигания образование искры
происходит одновременно на электродах двух цилиндров, то на
дисплее появляются импульсы вторичного напряжения для
каждой пары цилиндров (цилиндры 1 – 4 и 2 – 3, соответственно).
Однако приемлема для наблюдения форма сигнала вторичного
напряжения только того цилиндра, к свечному проводу которого
подсоединен датчик мотор-тестера.

3.

При этом определение, какой из сигналов вторичного напряжения
принадлежит проверяемому цилиндру, может быть затруднено.
Для сведения запомните, что сигнал вторичного напряжения
проверяемого цилиндра (к свечному проводу которого
подсоединен датчик) будет устойчивым.

2.

Подсоедините к свечному проводу высокого напряжения
синхронизирующий датчик мотор-тестера.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Подсоединение синхронизирующего датчика мотор-тестера
производится к тому же свечному проводу, к которому подсоединен
датчик мотор-тестера для измерения вторичного напряжения.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-42

НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА СИГНАЛА
Условия наблюдения

Функция (FUNCTION)

ВТОРИЧНАЯ ЦЕПЬ
(SECONDARY)

Высота сигнала (PATTERN
HEIGHT)

Высокая [или низкая]

(HIGH [LOW])

Вид сигнала (PATTERN
SELECTOR)

Растр (RASTER)

Частота вращения коленчатого
вала двигателя (Engine speed)

Базовая частота вращения
холостого хода

Условия наблюдения (Отличаются от вышеуказанных только видом сигнала)

Вид сигнала (Pattern selector)

Дисплей (Display)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зажигания <4G6, 6А1>

16-43

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ СИГНАЛА

Точка А: Высота, длина и наклон линии искрового разряда характеризуют следующие явления. (Смотрите примеры
отклонений 1, 2, 3 и 4)

Линия (участок)
горения искры

Зазор между
электродами
свечи

Состояние
электродов
свечи

Компрессия

Состав топливо-
воздушной смеси

Угол
опережения
зажигания

Свечной провод
высокого
напряжения

Длинная

Малый

Нормальное

Низкая

Богатая

Ранний

Утечки высокого
напряжения

Длина

Короткая

Большой

Большое
выгорание
электрода

Высокая

Бедная

Поздний

Высокое
сопротивление

Высокая

Большой

Большое
выгорание
электрода

Высокая

Бедная

Поздний

Высокое
сопротивление

Высота

Низкая

Малый

Нормальное

Низкая

Богатая

Ранний

Утечки высокого
напряжения

Наклон

Большой

Загрязнение
свечи

-

-

-

-

Точка В: Количество колебаний на стадии затухания (Смотрите пример отклонений 5)

Количество колебаний

Катушка и конденсатор

Три или больше

Исправны

Менее трех

Неисправны

Точка С: Количество колебаний в начале периода накопления энергии (Смотрите пример отклонений 5)

Количество колебаний

Катушка зажигания

5 – 6 или больше

Исправна

Менее пяти

Неисправна

Точка D: Величина напряжения пробоя (образование искры, их распределение по цилиндрам) характеризует следующие
явления.

Напряжение пробоя
(образование искры)

Зазор между
электродами
свечи

Состояние
электродов

Компрессия

Состав топливо-
воздушной смеси

Угол
опережения
зажигания

Свечной провод
высокого
напряжения

Высокое

Большой

Большое
выгорание
электрода

Высокая

Бедная

Поздний

Высокое
сопротивление

Низкое

Малый

Нормальное

Низкая

Богатая

Ранний

Утечки высокого
напряжения

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..