Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Brilliance. Электрооборудование двигателя 4G6, 6А1. Руководство - часть 1

 

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-3

СИСТЕМА ЗАРЯДКИ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Система зарядки использует энергию генератора переменного тока для поддержания аккумуляторной батареи в заряженном
состоянии независимо от изменения электрической нагрузки.

РАБОТА СИСТЕМЫ

Возникающее при вращении ротора генератора переменное магнитное поле
индуцирует в обмотке фазы статора переменную по величине и направлению ЭДС
(переменное напряжение).
Проходя через выпрямительные диоды, переменное напряжение преобразуется в
постоянное. Среднее значение выходного напряжения генератора незначительно
изменяется в зависимости от нагрузки.

При повороте ключа зажигания в положении ОN (ВКЛ) ток проходит через обмотку ротора и происходит начальное
намагничивание обмотки (возбуждение генератора).
Когда после запуска двигателя на обмотке статора вырабатывается напряжение, то обмотка возбуждения (ротора) питается от
выходного тока обмотки статора.
При увеличении тока возбуждения выходное напряжение генератора возрастает, а при уменьшении тока возбуждения –
падает.
Когда напряжение аккумуляторной батареи достигает заданной величины 14,4 В (вывод "S" генератора) ток возбуждения
отключается.
При падении напряжения аккумуляторной батареи ниже заданной величины, регулятор напряжения, управляя током обмотки
возбуждения, поддерживает выходное напряжение генератора на постоянном уровне.
Кроме того, если величина тока возбуждения постоянна, то выходное напряжение генератора возрастает с увеличением
оборотов двигателя.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-4

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ЗАРЯДКИ

Электронный блок
управления
двигателем

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-5

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАТОРА

Параметры

4G6

6А1

4D6

Тип

С регулированием по
напряжению аккумуляторной
батареи

С регулированием по
напряжению аккумуляторной
батареи

С регулированием по напряжению
аккумуляторной батареи

Номинальная
мощность В/А

12 / 90

12 / 85 <МКПП>

12 / 100 <АКПП>

12 / 100 (Кроме северной климатической зоны)

12 / 120 (Северная климатическая зона)

Тип
регулятора
напряжения

Встроенный в генератор,
электронный

Встроенный в генератор,
электронный

Встроенный в генератор, электронный

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ

Параметры

Номинальная величина

Предельное значение

Падение выходного напряжения (при 30А) В

--

- не более 0,3

- 20

°

С

14,2 – 15,4

 -

20

°

С

13,9 - 14, 9

 -

60

°

С

13,4 – 14,6

 -

Регулируемое напряжение в зависимости от
температуры воздуха около регулятора, В

80

°

С

13,1 – 14,5

 -

Выходной ток

-

70% от выходного тока

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструмент

Номер

Наименование

Назначение

МВ991519

Разъем тестовых проводов
для проверки генератора

Проверка напряжения
генератора (вывод “S")
<4G6, 6А1>

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-10

ПРОВЕРКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

Электронный блок
управления
двигателем

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-11

Данная проверка определяет, правильно ли регулятор
напряжения генератора управляет выходным
напряжением генератора.
(1) Перед началом проверки всегда проверяйте

следующее:

 

Установку генератора.

 

Аккумуляторная батарея должна быть полностью
заряжена (См. Главу 54 – Аккумуляторная
батарея).

 

Натяжение ремня привода генератора
(См. Главу 11 – Технические операции на
автомобиле).

 

Плавкую вставку.

 

Отсутствие посторонних шумов при работе
генератора.

(2) Поверните ключ зажигания в положение OFF (ВЫКЛ).
(3) Отсоедините провод от (-) клеммы аккумуляторной

батареи.

(4) Для подсоединения цифрового вольтметра

используйте специальный инструмент (жгут тестовых
проводов для проверки генератора МВ991519,
МВ991450).
Подсоедините (+) провод вольтметра к выводу "S"
генератора, а затем надежно соедините (-) провод
вольтметра с "массой" или подсоедините его к (-)
клемме батареи.

(5) Отсоедините провод от вывода "В" генератора.
(6) Подсоедините (+) провод амперметра постоянного

тока со шкалой 0 – 100 А к выводу "В" генератора, а
(-) провод амперметра к отсоединенному штатному
проводу.

(7) Подсоедините провод от (-) клеммы аккумуляторной

батареи.

(8) Подсоедините тахометр или MUT-II (см. Главу 11

Технические операции на автомобиле).

(9) Поверните ключ зажигания в положение ON (ВКЛ) и

проверьте, что показания вольтметра равны
напряжению аккумуляторной батареи.

Таблица номинальных значений регулируемого
напряжения:

ПРИМЕЧАНИЕ:
Если вольтметр показывает "0" В, то, вероятен обрыв
в цепи между выводом "S" генератора и (+) клеммой
аккумуляторной батареи (в том числе в плавкой
вставке).

(10) Выключите все освещение и дополнительное

электрооборудование автомобиля.

(11) Заведите двигатель.
(12) Установите частоту вращения двигателя равную 2500

об/мин.

(13) Считайте показания вольтметра, когда ток отдачи

генератора составляет 10А или менее.

(14) Если показания вольтметра соответствуют

номинальным значениям регулируемого напряжения,
то регулятор напряжения исправен.
Если же показания вольтметра не соответствуют
диапазону номинальных значений, то неисправен
либо регулятор напряжения, либо генератор.

(15) После окончания проверки дайте поработать

двигателю на холостом ходу.

(16) Выключите зажигание.
17) Отсоедините тахометр или MUT-II.
(18) Отсоедините провод от (-) клеммы аккумуляторной

батареи.

(19) Отсоедините амперметр и вольтметр.
(20) Подсоедините штатный провод к выводу "В"

генератора.

(21) Снимите специальный инструмент и соедините

электрический разъем генератора.

(22) Подсоедините провод к (-) клемме аккумуляторной

батареи.

Проверяемый вывод

Температура воздуха около регулятора напряжения
(в моторном отсеке), 

°

С

Напряжение, В

- 20

14,2 – 15,4

20

13,9 – 14,9

60

13,4 – 14,6

Вывод "S"

80

13,1 – 14,5

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-12

ПРОВЕРКА ФОРМЫ СИГНАЛА
ВЫХОДНОГО (ВЫПРЯМЛЕННОГО)
НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА НА МОТОР-
ТЕСТЕРЕ (ОСЦИЛЛОГРАФЕ)

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ

Подсоедините пробник осциллографа к выводу "В" генератора.

НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА СИГНАЛА
Условия наблюдения

Функция (FUNCTION)

Сигналы специальной формы (Special patterns)

Высота (амплитуда) сигнала (Pattern height)

Изменяется (VARIABLE)

Рукоятка регулировки (VARIABLE knob)

Настраивайтe, одновременно наблюдая за сигналом

Режим работы (PATTERN SELECTOR)

Дисплей (RASTER)

Частота вращения коленчатого вала двигателя
(ENGINE SPEED)

Базовая частота вращения холостого хода

ПРИМЕЧАНИЕ:
Кривая напряжения на выводе "В" генератора может изменяться
волнообразно, как показано на рисунке. Данный форма сигнала
напряжения возникает, когда регулятор напряжения регулирует выходное
напряжение генератора при изменении (тока) нагрузки генератора, это
является нормальным явлением при работе генератора.
Кроме того, если величина колебаний кривой напряжения достигает
слишком высокого значения (приблизительно 2 В или больше на холостом
ходу), то, что наиболее вероятно, произошел обрыв цепи вследствие
перегорания плавкой вставки между выводом В генератора и
аккумуляторной батареей, но никак не является признаком неисправности
генератора.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-13

ПРИМЕРЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ СИГНАЛА

ПРИМЕЧАНИЕ
1.

Амплитуда сигнала сильно изменяется в зависимости от регулировки ручки подстройки осциллографа (VARIABLE KNOB).

2.

Идентификация неправильных форм сигнала выходного напряжения генератора упрощается, при большом токе отдачи
генератора (регулятор напряжения не работает; например, можно производить наблюдение формы кривой напряжения
при включенных фарах головного света).

3.  Проверьте, горит или нет контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. Также, проверьте всю систему зарядки.

Примеры неправильной формы сигнала

Причина
неисправности

Примеры неправильной формы сигнала

Причина
неисправности

Пример 1

Обрыв в цепи
диода

Пример 4.

Короткое
замыкание в
обмотке статора

Пример 2.

Пробит диод

Пример 3.

Неисправность
в обмотке
статора (обрыв
цепи)

Пример 5.

В это время горит контрольная лампа
разряда аккумуляторной батареи

Обрыв в цепи
дополнитель-
ного диода

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-14

ГЕНЕРАТОР

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА

<4G6>

Предварительные операции

 

Снятие нижнего кожуха (правая сторона)

 

Снятие кронштейна опоры двигателя

(Смотрите Главу 32)

Заключительные операции

 

Установка кронштейна опоры двигателя

(Смотрите Главу 32)

 

Установка нижнего кожуха (правая сторона)

 

Регулировка натяжения приводного ремня

(Смотрите Главу 11А)

Последовательность снятия
1. Болт скобы крепления шланга и трубки

высокого давления гидроусилителя
рулевого управления

2. Болт скобы крепления возвратной трубки

гидроусилителя рулевого управления

3. Ремень привода компрессора кондиционера

и насоса гидроусилителя рулевого
управления

4. Ремень привода генератора

5. Шкив насоса охлаждающей жидкости
6. Разъем генератора
7. Генератор
8. Регулировочная планка генератора

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-18

РАЗБОРКА И СБОРКА

Последовательность разборки
1. Передний кронштейн в сборе
2. Шкив генератора
3. Ротор
4. Задний подшипник генератора
5. Держатель подшипника
6. Передний подшипник генератора
7. Передний кронштейн

8.Статор
9. Пластина
10. Регулятор напряжения в сборе
11. Щетка генератора
12. Кольцо пылезащитное
13. Выпрямительный блок
14. Задний кронштейн генератора

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-19

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО РАЗБОРКЕ

 СНЯТИЕ ПЕРЕДНЕГО КРОНШТЕЙНА В СБОРЕ

Вставьте в зазор между передним кронштейном и сердечником статора
отвертку с плоским жалом (либо подобный инструмент), и, действуя
отверткой как рычагом, аккуратно отделите передний кронштейн от
статора.
Внимание:
Чтобы не допустить повреждения обмотки статора не вставляйте
слишком глубоко в зазор отвертку.

 СНЯТИЕ ШКИВА ГЕНЕРАТОРА

Установите ротор так, чтобы шкив находился наверху, зафиксируйте ротор
в слесарных тисках и снимите шкив.
Внимание:
Чтобы не повредить ротор генератора необходимо данную операцию
выполнять внимательно и аккуратно.

 СНЯТИЕ СТАТОРА / РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ В

СБОРЕ

(1) Перед снятием статора предварительно отпаяйте токоведущие

провода статора, которые припаяны к главным диодам
выпрямительного блока.

(2) Перед снятием выпрямительного блока с регулятора напряжения в

сборе предварительно отпаяйте припаянные части выпрямительного
блока и разожмите контакты.
Внимание:
1.

Не допускается длительный нагрев диода от паяльника.

2.

Не допускается приложение повышенных усилий к
токоведущим проводам диодов.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-20

ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО СБОРКЕ

 УСТАНОВКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ В СБОРЕ

После установки регулятора напряжения в сборе, для фиксирования щеток
в приподнятом положении, вставьте в отверстие в заднем кронштейне
генератора отрезок проволоки.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Фиксирование щеток в приподнятом положении при помощи проволоки
облегчает последующую операцию по установке ротора.

 УСТАНОВКА РОТОРА

После установки ротора удалите отрезок проволоки фиксирующий щетки.

ПРОВЕРКА

1.

Проверьте сопротивление между двумя контактными кольцами
обмотки ротора. Если величина сопротивления не соответствует
номинальному, то замените ротор.
Номинальная величина: 3 – 5 Ом

2.

Проверьте цепь между контактным кольцом и сердечником ротора.
Если цепь замкнута (замыкание на "массу"), то замените ротор.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-21

ПРОВЕРКА СТАТОРА

1.  Проверьте обмотку статора. Проверьте, что нет обрыва цепи между

выводами обмотки статора. Если цепь обмотки разомкнута
(сопротивление стремится к бесконечности), то замените статор в
сборе.

2.

Проверьте отсутствие замыкания обмотки на "массу". Используя
омметр, проверьте отсутствие замыкания обмотки статора на "массу"
(что цепь между обмоткой статора и сердечником не замкнута). Если
сопротивление стремиться к нулю (цепь замкнута), то замените статор
в сборе.

ПРОВЕРКА ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО БЛОКА

1.

Проверка положительного вывода выпрямителя
При помощи омметра проверьте, что цепь между выводом
"положительных" диодов выпрямительного блока и выводом обмотки
статора замкнута (сопротивление мало). Поменяйте полярность
пробников омметра и измерьте сопротивление (если сопротивление
мало, т.е. цепь замкнута в обоих направлениях, то диод пробит).
Замените выпрямительный блок в сборе.

2.

Проверка отрицательного вывода выпрямителя
При помощи омметра проверьте, что цепь между выводом
"отрицательных" диодов выпрямительного блока и выводом обмотки
статора замкнута (сопротивление мало). Поменяйте полярность
пробников омметра и измерьте сопротивление. Если сопротивление
мало, т.е. цепь замкнута в обоих направлениях (диод пробит),
замените выпрямительный блок в сборе.

3.

Проверка диодов
Проверьте три диода, подсоединяя омметр к обоим выводам каждого
диода. Если цепь замкнута или разомкнута одновременно в обоих
направлениях, это означает пробой диода и выпрямительный блок
подлежит замене.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система зарядки

16-22

ПРОВЕРКА ЩЕТОК

1.

Измерьте длину выступающей из корпуса части щеток (как показано
на рисунке) и, если длина будет меньше предельного значения, то
замените щетки.
Предельное значение: 2 мм или меньше

2.

Для снятия щетки необходимо предварительно отпаять
токоподводящий провод щетки.

3.

Для установки новой щетки вставьте ее в держатель, как показано на
рисунке, и припаяйте токоподводящий провод.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-23

СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

При повороте ключа зажигания в положение "START"
("СТАРТЕР") через втягивающую обмотку тягового реле
стартера проходит ток, перемещая якорь тягового реле.
Якорь тягового реле перемещает рычаг привода (вилку),
который в свою очередь вводит шестерню привода
[выполненную вместе с обгонной муфтой] в зацепление с
зубчатым венцом маховика.
Одновременно перемещение якоря тягового реле
замыкает контакты В и М.

В результате ток начинает проходить через обмотки якоря и
стартера (а также удерживающую обмотку тягового реле, прим.
ред-ра), включив тем самым электродвигатель стартера. Когда
после запуска двигателя ключ зажигания возвращается в
положение "ON" (ВКЛ), обгонная муфта стартера выводит
шестерню привода из зацепления с зубчатым венцом маховика.
(для предохранения разноса стартера двигателем между
шестерней привода стартера и якорем установлена обгонная
муфта).

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТЕРА

Параметры

4G6 - МКПП (Кроме
моделей в северном
исполнении)

4G6 - МКПП (Модели в
северном исполнении),
6А1, 4G6 – АКПП

Тип

Прямая передача

Планетарная
понижающая передача

Номинальная
мощность кВт/ В

0,9 / 12

1,2 / 12

Число зубьев
шестерни привода

8

8

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ

Параметры

4G6 (Модели в северном
исполнении), 6А1

4G6 (Кроме моделей в
северном исполнении), 4D6

Осевой зазор шестерни, мм

0,5 – 2,0

0,5 – 2,0

Номинал

29,4

32,0

Наружный диаметр коллектора
мм

Предел

28,4

31,0

Номинал

0,05

0,05

Биение коллектора, мм

Предел

0,1

0,1

Номинал

0,5

0,5

Выступание ламелей
коллектора над изолятором, мм

Предел

0,2

0,2

;

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-24

СТАРТЕР

ПРОВЕРКА

РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА ШЕСТЕРНИ ПРИВОДА

1.

Отсоедините провод обмотки от вывода М тягового реле.

2.

Подключите аккумуляторную батарею к выводам М и S тягового реле.

3.

Включите напряжение аккумуляторной батареи, и при этом шестерня
привода стартера выдвинется вперед до упора.
Внимание:
Данную проверку необходимо выполнять быстро (не более 10
секунд), чтобы не допустить перегорания обмотки.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – 

Система пуска двигателя

16-25

4.

Проверьте плоским щупом зазор между шестерней привода и
ограничительным кольцом (осевой зазор).
Номинальный зазор : 0,5 – 2,0 мм

5.

Если осевой зазор выходит за пределы номинальных значений, то
отрегулируйте его путем установки или удаления регулировочных
прокладок между тяговым реле и передним кронштейном стартера.

ПРОВЕРКА ВТЯГИВАЮЩЕЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

1.

Отсоедините провод обмотки возбуждения от вывода М тягового
реле.

2.

Подключите 12 В аккумуляторную батарею к выводам М и S тягового
реле.
Внимание:
Данную проверку необходимо выполнять быстро (не более 10
секунд), чтобы не допустить перегорания обмотки.

3.

Если шестерня привода выдвигается, то втягивающая обмотка
тягового реле исправна. В противном случае замените тяговое реле.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..