Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 21

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 21

 

 

 
162 

Воздушный фильтр 4 установлен под крышей кабины, отопительно-

вентиляционный блок - в крыше кабины, дефлекторы – на потолке каби-

ны. 

Описание, назначение и работа составных частей отопительно-венти-

ляционного блока приведена в эксплуатационной документации отопи-
тельно-вентиляционного блока. 

 

 

 

1 – ось; 2 – кронштейн; 3,6 – уплотнитель; 4 – фильтр воздушный; 5 – рукоятка; 
7 – крыша; 8 - рама 

 

Рисунок 65 - Установка воздушного фильтра 

 

Система может работать в двух режимах: 
-  вентиляции  -  вентиляторы  отопительно-вентиляционного  блока 

включены и кран подачи охлаждающей жидкости к системе, установлен-

ный  на  водосборном  патрубке  двигателя  закрыт  (система  отключена  от 

системы охлаждения двигателя); 

- подогрева воздуха, подаваемого в кабину (обогрев кабины),  -  вен-

тиляторы  отопительно-вентиляционного  блока  включены,  а  кран  подачи 

охлаждающей жидкости к системе открыт (система подключена к системе 

охлаждения двигателя).  

Электродвигатели вентиляторов отопительно-вентиляционного блока 

включаются переключателем 6 (см. рисунок 10) на панели переключате-
лей. 

ВНИМАНИЕ!  Включать  кондиционер  (отопительно-вентиля-

ционный  блок)  только  при  работающем  двигателе  –  в  противном 
случае разрядятся аккумуляторные батареи. 

Обогрев  кабины  (вентиляторы  испарительно-отопительного 

блока  кондиционера  или  отопительно-вентиляционного  блока) 

 

 

163 

включать  только  после  прогрева  охлаждающей  жидкости  в  системе 
охлаждения дизеля до температуры не менее 80ºС. 

В  теплое  время  года  подвод  охлаждающей  жидкости  от  системы 

охлаждения  двигателя  к  кондиционеру  (отопительно-вентиляционному 
блоку) кабины необходимо отключить. Включается и отключается подвод 
жидкости краном подачи охлаждающей жидкости к системе, расположен-
ным на водосборном коллекторе двигателя. 

Обслуживание системы микроклимата выполняется в соответствии с 

настоящим  подразделом  и  эксплуатационной  документацией  кондицио-
нера (отопительно-вентиляционного блока), прикладываемой к трактору. 

Для достижения оптимальных условий работы и длительной службы 

системы  микроклимата  необходимо  регулярно  проводить  профилактиче-
ский осмотр и техническое обслуживание системы микроклимата. 

В процессе проведения ремонтных и профилактических работ за-

прещается наступать на шланги системы. 

В летний период эксплуатации (особенно в период уборки урожая, в 

условиях повышенной запыленности) необходимо выполнять следующие 
работы: 

ежедневно: 

-  продувать  сжатым  воздухом радиатор-конденсатор  19  (см.  рисунок 

64) сжатым воздухом и, при необходимости (ослаблении воздушного по-
тока, но не реже чем через 60 моточасов), воздушный фильтр; 

-  проверять  и,  при  необходимости,  отрегулировать  натяжение  ремня 

привода    компрессора.    Величина  прогиба  ремня  с  приложением  усилия 
40 Н (4 кгс) к середине ветви ремня должна быть 10-15 мм. 

еженедельно: 

- проверять количество хладагента в системе микроклимата по смот-

ровому окну в ресивере 23 (см. таблицу 13). Если в системе недостаточ-
ное  количество  хладагента  (через  смотровое  стекло  наблюдается 
чрезмерное выделение пузырьков газа)
 кондиционер необходимо вы-
ключить кондиционер для предотвращения перегрева компрессора;
 

 

Таблица 13 - 

Проверка количества хладагента по смотровому окну 

 

Состояние хлада-

гента в смотровом 

окне 

 

 

 

Описание 

Почти прозрачная 

жидкость 

Возможны от-

дельные 

пузырьки газа 

Прозрачная жид-

кость. 

Пузырьки отсут-

ствуют. 

Холодопроизводи-

тельность недо-

статочная 

Жидкость молоч-

ного цвета. 

Большое  

количество 

пузырьков газа 

 
164 

Состояние си-

стемы 

Система 

заправлена 

нормально 

Возможно система 

перезаправлена 

Обратитесь в сер-

висный центр 

Количество  

хладагента 

недостаточное 

Обратитесь в сер-

висный центр 

 

-  продувать    сжатым    воздухом    электромагнитную    муфту  компрес-

сора 1; 

- проверять шланги на наличие повреждений; 
- проверять электрические контакты. 

При сезонном техническом обслуживание необходимо выполнять все 

вышеуказанные работы и дополнительно продуть сжатым воздухом испа-

рительно-отопительный  блок  3  кондиционера  (отопительно-вентиля-

ционный блок).  

Для очистки фильтрующего элемента 4 (см. рисунок 65) воздушного 

фильтра  отверните  рукоятку  5  крепления  рамки  8  с  фильтрующим  эле-

ментом, откиньте рамку и снимите фильтрующий элемент. Фильтрующий 

элемент продуйте сжатым воздухом сначала с чистой стороны, а потом с 

противоположной и установите на место в обратной последовательности. 

При сезонном техническом промойте фильтрующий элемент, для че-

го  погрузите  его  на  2  часа  в  моющий  раствор,  прополощите  в  этом  рас-

творе в течение 20 мин и вновь промойте в теплой (35-40°С) воде, просу-

шите в течение 24 часов и установите на место. Моющий раствор приго-

товьте из пасты ОП-7 или ОП-10 ГОСТ 8433-81 (20 г на 1 л воды). 

Не рекомендуется очищать фильтры ударами о твердые предме-

ты. 

Регулировка  натяжения  ремня  привода  компрессора  выполняется  с 

помощью  натяжной  планки  3  (см.  рисунок  66).  Прогиб  ремня  должен 

быть в пределах 10-15 мм при приложении усилия 4 кгс по центру ремня. 

 

 

 

1 – ремень 2 кл. I-11×10-1120; 2 – кронштейн компресора; 3 – планка; 
4,6,7,8 – болт; 5 – компрессор; 9 – шкив коленчатого вала двигателя 

 

Рисунок 66 – Регулировка натяжения привода компрессора  

 

 

 

165 

Ремень должен устанавливаться на шкивы вручную, без применения 

какого-либо инструмента. Разрешается применять инструмент, у которого 
нет  острых  граней,  исключив  тем  самым  повреждение  ремня  и  канавки 
шкивов. 

При попадании на поверхности ремня и канавок шкивов масла, смаз-

ки и дизельного топлива немедленно удалите их с помощью чистой вето-
ши, промойте поверхности мыльным раствором, чистой водой и протрите 
насухо. 

При  демонтаже  хладопроводов  кондиционера  и  их  повторной  уста-

новке уплотнительные кольца 6 (см. рисунок 64), 8, 17 и 22

 

подлежат за-

мене.  При  подсоединении  хладопроводов  уплотнительные  кольца  необ-
ходимо устанавливать уплотнительные кольца преварительно смазав их и 
резьбы фитингов рифрижеракторным маслом PAG ZXL 100 PG. 

 

5.3.16 Использование стеклоочистителей 

 

Кабина  трактора  оборудована  электрическими  стеклоочистителями 

переднего и заднего стекол. 

Электрический стеклоочиститель переднего стекла включается пере-

ключателем 1 (см. рисунок 11) на панели переключателей в кабине трак-
тора, заднего стекла - переключателем 8. 

При  эксплуатации  стеклоочистителей,  во  избежание  порчи стекол и 

преждевременного  выхода  из  строя  резиновых  щеток,  не  используйте 
стеклоочистители при наличии сухой пыли на стеклах и грязи без смачи-
вания водой. Стекла предварительно очистите влажной тряпкой. 

В  зимнее  время  при  хранении  трактора  на  открытой  площадке  сни-

майте  щетки  стеклоочистителей,  т.к.  они  примерзают  к  стеклу,  и  резина 
быстро  разрушается.  Перед  использованием  стеклоочистителей  удалите 
со стекол иней или лед обогревом. 

В жаркую погоду при длительной стоянке трактора на открытой 

площадке также снимите щетки во избежание растрескивания резины. 

После  снятия  щеток  на  концы рычагов  наденьте  кусочки  резиновой 

или  пластмассовой  трубки  для  предотвращения  случайных  царапин  на 
стеклах. Загрязненные щетки промойте водой. 

Нельзя  поворачивать  рычаги  щеток  электрического  стеклоочистите-

лей рукой, т.к. при этом они могут быть смещены и щетки будут ударять-
ся об окантовку переднего стекла. 

Не рекомендуется поднимать рычаги на максимально допустимый 

угол, чтобы избежать растяжения их пружин. 

 
5.3.17 Использование стеклоомывателя 

 

При  эксплуатации  стеклоочистителя  переднего  стекла  пользуйтесь 

электрическим  стеклоомывателем  (см.  рисунок  67).  Стеклоомыватель 

 
166 

включается нажатием на кнопку включателя 23 (см. рисунок 9) на панели 
приборов в кабине трактора. 

Регулировку  направления  струи  омывающей  жидкости  выполняйте 

путем поворота шарика в жиклере 4 (см. рисунок 67) при помощи стальной 

проволоки диаметром 0,7 мм. 

При положительных температурах окружающей среды бачок стекло-

омывателя заполняйте  жидкостью  против  замерзания "Обзор-5

о

С", при 

отрицательных температурах - "Обзор-40

о

С". 

 

 

1 - бачок; 2 - провод; 3 - крепежная лен-
та; 4 – жиклер 

 

Рисунок 67 - Стеклоомыватель 

 

Допускается  для  заправки  бачка  стеклоомывателя  при  положитель-

ных  температурах  окружающего  воздуха  использовать  чистую  пресную 
воду, а при температуре ниже 0°С любую низкозамерзающую жидкость. 

Наличие  механических  примесей  и  нефтепродуктов  в  жидкости,  за-

правляемой в бачок, не допускается. 

При переходе с одной жидкости на другую необходимо удалить ста-

рую  жидкость  из  трубопроводов  и  жиклеров  путем  включения  стекло-
омывателя в работу. 

 

5.3.18 Использование системы подогрева двигателя 

 

5.3.18.1 Общие сведения 

 

С целью облегчения пуска двигателя при отрицательных температу-

рах окружающего воздуха, на тракторе по заказу потребителя может быть 
установлен предпусковой подогреватель-отопитель "Термо 90 ST" (далее 
по тексту – подогреватель). 

Внимание! Перед вводом  подогревателя в эксплуатацию внима-

тельно  ознакомьтесь  с  правилами  его  эксплуатации,  технического 
обслуживания, мерами по технике безопасности, изложенными в ин-
струкции  по установке  подогревателя  "Термо  90  SТ", прикладывае-
мой к трактору. 

Помните! Из-за опасности отравления и удушья выпускными га-

зами  подогреватель  нельзя  эксплуатировать  в  помещениях  (мастер-
ских, гаражах и т.п.). 

 

 

167 

Подогреватель (см. рисунок 68) расположен на переднем брусе трак-

тора,  работает  независимо  от  двигателя  и  подключается  к  системе  охла-
ждения,  топливной  и  электрической  системам  трактора.  В  его  комплект 
входят:  дозирующий  топливный  насос,  установленный  сзади  кабины, 
шланги,  соединяющие  его  с  системой  охлаждения  двигателя,  заборная 
топливная  трубка,  закрепленная  у  горловины  топливного  бака,  топливо-
подводящая трубка, включатель.  

 

 

1 - нагнетатель воздуха для горения; 2 - подключение к топливной системе; 3 – дат-
чик температуры; 4 - ограничитель нагрева; 5 - теплообменник; 6 - вход охлаждаю-
щей  жидкости;  7  -  циркуляционный  насос;  8  -  выход  охлаждающей  жидкости;           
9 - выход выхлопного газа; 10 - вход воздуха для горения; 11 - блок управления (мо-
жет быть установлен также отдельно от подогревателя) 

 

Рисунок 68 - Подогреватель-отопитель "Термо 90SТ" 

 

Схемы  электрические  принципиальная  и  соединений  подогревателя 

показаны на рисунок 69. 

Систему  охлаждения  заправляйте  только  низкозамерзающей 

жидкостью. 

Подогреватель  работает  на  том  же  дизельном  топливе,  что  и  двига-

тель. 

Для нормального функционирования подогревателя при отрица-

тельных  температурах  окружающего  воздуха,  во  избежание  загусте-
вания  топлива  в  топливоподводящей  к  подогревателю  трубке,  при-
меняйте только зимние сорта дизельного топлива. 

Подогрев охлаждающей жидкости в двигателе, производите: 
- до температуры плюс 30 °С при температуре окружающего воздуха 

от минус 10 °С до минус 20°С; 

- до температуры  плюс 40 °С при температуре окружающего воздуха 

ниже минус 20 °С. 

Подогреватель включайте и выключайте включателем 2 (см. рисунок 

69), расположенным в подкапотном пространстве, слева у ограждения ра-
диатора  по  ходу  трактора.  Пуск  подогревателя  производите  поворотом 

 
168 

включателя по часовой стрелке, выключение - поворотом против часовой 
стрелки в исходное положение 

Включение  подогревателя  происходит  автоматически  в  течение  2-      

5  мин  после  включения  включателя  2.  При  достижении  температуры 
охлаждающей  жидкости  в  системе  охлаждения  двигателя  плюс  83°С  ра-
бота подогревателя прекращается, а при снижении температуры - автома-
тически включается. 

После окончания работы на тракторе выключите подогреватель по-

воротом включателя против часовой стрелки. 

 

 

 

169 

 

 

а  -  принципиальная;  б  -  соединений;  1,4,23  - предохранитель;  2  -  включатель  подо-
гревателя; 3 - лампа; 5,8,11 - колодка двухконтактная гнездовая; 6,9,10 - колодка две-
надцатиконтактная гнездовая; 7 - блок управления; 12 - топливный насос; 13 - подо-
греватель; 14 - датчик температуры; 15 - датчик пламени; 16 - ограничитель нагрева; 
17 - электродвигатель нагнетателя воздуха для горения; 18 - электродвигатель цирку-
ляционного насоса; 19 - генератор трактора; 20 - свеча накаливания; 21 - колодка ше-
стиконтактная гнездовая; 22 - включатель "массы" трактора 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..