Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 14

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 14

 

 

 
106 

1000 об/мин и установите хвостовик ВОМ типа ВОМ3 (150.41.085-03), а с 

ПЖУ-5, ПЖУ-9,  АША-2, АВВ-Ф-2,8 и МВУ-12 и – на частоту вращения 

540 об/мин и установите хвостовик ВОМ типа ВОМ1С (150.41.085). 

Машина для внесения пылевидных удобрений РУП-10 агрегати-

руется с тракторами поставляемых по отдельному заказу потребите-

ля в комплекте с седельным устройством (см. подраздел 5.4.21). Кон-

струкция верхней крышки редуктора ВОМ вышеуказанного тракто-

ра  имеет  конструктивные  отличия  от  серийной,  обеспечивающее 

установку седельного устройства на трактор. 

При агрегатировании  с  машиной  РУП-10  снимите с  трактора навес-

ное,  прицепное  и  тягово-сцепное  устройства  и  инструментальный  ящик. 

На  нижних  бугелях  и  на  проушинах  кронштейнов  рамы  закрепите  ком-

прессор.  Карданную  передачу  привода  компрессора  соедините  с  хвосто-

виком ВОМ трактора. На заднюю полураму установите седельное устрой-

ство. Соедините машину с трактором в такой последовательности: 

- поверните в сторону предохранитель саморасцепки; 
- переведите рукоятку седельного устройства в крайнее переднее по-

ложение, фиксируемое защелкой запорного кулака; 

- подайте трактор задним ходом на малой скорости так, чтобы шкво-

рень  машины  стал  между  скошенными  концами  седла,  рукоятка  заняла 

крайнее  заднее  положение,  шток  кулака  не  выступал  за  передний  торец 

седла и предохранитель саморасцепки был опущен; 

- поднимите опорное устройство цистерны в крайнее заднее положе-

ние; 

-  присоедините  соединительную  головку  пневмосистемы  машины  к 

соединительной  головке  пневмосистемы  трактора.  Рукоятки  разобщи-

тельных кранов установите вдоль корпусов кранов; 

- штепсельную вилку электрооборудования машины подключите к 

штепсельной розетке трактора; 

- соедините гидравлическую систему машины и гидравлическую си-

стему трактора; 

- отпустите стояночный тормоз машины. 

Перед началом работы изучите инструкцию по эксплуатации маши-

ны для внесения удобрений РУП-10. 

 
4.8 А

ГРЕГАТИРОВАНИЕ ТРАКТОРА С ДОЖДЕВАТЕЛЕМ 

ДДН-100 

 

При  агрегатировании  трактора  с  дождевателем  ДДН-100  редуктор 

ВОМ наладьте на частоту вращения 1000 об/мин и установите хвостовик 

типа  ВОМ3.  Навесное  устройство  наладьте  по  трехточечной  схеме. 

Навесьте дождеватель на навесное устройство, нижние тяги заблокируйте 

ограничительными цепями.  Подсоедините  карданную  передачу  дождева-

теля к хвостовику ВОМ трактора. Поднимите дождеватель в рабочее по-

ложение так, чтобы карданная передача и нижняя плоскость рамы дожде-

вателя были в горизонтальном положении. 

 

 

107 

Соедините разгрузочные цепи дождевателя с верхней осью навесного 

устройства  трактора.  Муфтами  разгрузочных  цепей  отрегулируйте  гори-

зонтальное положение карданной передачи и рамы дождевателя.  

Ограничительные  цепи  трактора  подтяните  муфтами,  чтобы  устра-

нить боковое качание. 

На  выхлопной  трубе  двигателя  установите  эжектор  с  механизмом 

управления, а шланг эжектора закрепите на крыше кабины. 

Для пуска дождевателя в работу опустите с помощью лебедки всасы-

вающий трубопровод в оросительный канал, откройте вентиль вакуумно-

го трубопровода, закройте хлопушки сопел и включите эжектор в работу. 

Поработайте на холостых оборотах двигателя до тех пор, пока из выхлоп-

ной  трубы  не  пойдет  водяная  пыль.  После  этого  включите  ВОМ,  дайте 

полные обороты двигателя и отключите рычагом эжектор. 

После окончания полива на данной позиции отключите ВОМ, лебед-

кой поднимите всасывающий трубопровод и переезжайте на новую пози-
цию. 

 
4.9 Установка сдвоенных колес 
 

При установке сдвоенных колес поднимите трактор домкратами (см. 

подраздел 3.8), срубите щиток защиты вентиля основных и дополнитель-

ных  колесах.  Колеса  без  щитков  защиты  вентиля  можно  использовать  в 

качестве  одинарных  при  эксплуатации  трактора  только  на  узкой  колее 

(вентилем наружу). Установите основные колеса на узкую колею 1680 мм 

(см. подраздел 5.3.11). 

Дополнительное колесо устанавливайте в такой последовательности: 
- поднимите трактор домкратом до отрыва колес от грунта подставь-

те его на подставки; 

- отверните  четыре диаметрально  расположенные  гайки крепления 

основного    колеса,  по  две  рядом  стоящие,  и  замените  их  специальными 

гайками  2  (см. рисунок  31).    Затяните гайки  моментом 500-600  Н·м  (50-    
60 кгс

м); 

 

 
108 

 

 

 
1 - колесо основное; 2,8 - гайка; 3 - кронштейн; 4,10 - болт; 5 - захват; 
6  - кольцо проставочное;  7  -  прижим; 9  -  контргайка; 11  - колесо до-
полнительное 
 

Рисунок 31 - Установка сдвоенных колес 

 
- установите кронштейны 3 на гайки 2, закрепите их болтами 4 и за-

тяните моментом 500-600 Н·м (50-60 кгс

м); 

- вставьте стяжной болт 10 в отверстие захвата 5 и введите в зацепле-

ние захват с кронштейном 3; 

- плотно установите в основное колесо проставочное кольцо 6; 
- установите на трактор дополнительное колесо 11 вентилем внутрь, 

на проставочное кольцо 6; 

- установите на болт 10 прижим 7, расположив его между спицами 

диска дополнительного колеса и затяните гайкой 8 и контргайкой 9 мо-
ментом 800-1000 Н·м (80-100 кгс

м); 

- установите остальные колеса в такой же последовательности; 
- опустите трактор на грунт. 

При сдвоенных  колесах давление  воздуха в шинах  передних и зад-

них колес должно соответствовать виду выполняемых работ согласно 

таблице 4. 

После  установки  сдвоенных  колес  обкатайте  трактор  не  менее  1  ч, 

после чего подтяните гайки 8 и 9 крепления дополнительного колеса мо-
ментом 800-1000 Н·м (80-100 кгс

м); 

 

 

109 

Затем еще обкатайте в течение 1,5 часов и подтяните указанные гай-

ки тем же моментом. В эксплуатации затяжку гаек проверяйте при прове-

дении ЕТО и, при необходимости, подтягивайте. 

При переездах трактора со сдвоенными колесами по автомагистралям 

соблюдайте "Правила дорожного движения" для транспортных средств с 

негабаритной шиной. На внутрихозяйственных дорогах скорость должна 

соответствовать качеству дороги, но не превышать 20 км/час. При работе в 

поле скорость должна соответствовать виду выполняемой работы и усло-

виям эксплуатации.  

Преодолевайте препятствия, при переезде через которые нагрузка на 

колеса распределяется неравномерно, на минимальной скорости.  

На  дополнительных  колесах  рекомендуется  применять  изношенные 

шины. 

Для  выполнения  "Правил  дорожного движения"  на  задние  крылья 

устанавливайте  сигнальные  щитки  (см.  рисунок  32)  с  нанесенными  по 

диагонали красными и белыми полосами. 

 

 

 

1,2 - уголки; 3 - щиток; 4 - болт 

 

Рисунок 32 - Установка сигнальных щитков 

 

 

4.10 Балластирование трактора 
 

Для  улучшения  тягово-сцепных  качеств  трактора  на  транспортных 

работах с прицепами, не создающими хоботного давления, и во время ра-

боты на пахоте устанавливайте на заднюю полураму балластный ящик с 

грузами (см. рисунок 33). Для этого сначала снимите с трактора инстру-

ментальный ящик и соединяющую платформу с опорой. Разобщительный 

кран  с  соединительной  головкой  пневматической  системы  закрепите  ле-

 
110 

вым задним болтом крепления ВОМ. Затем установите балластный ящик, 

закрепите его на задних лонжеронах трактора болтами 10 с гайками, пру-

жинными  и  косыми  шайбами  1.  Задние  крылья  прикрепите  болтами  8  к 

ящику.  В  балластный  ящик  уложите  грузы.  Масса  ящика  с  грузами  –     

1500 кг. Инструментальный ящик можно установить на крышке балласт-

ного ящика. 

Для балластирования трактора на пахоте камеры задних колес можно  

заполнять жидкостью до 3/4 объема (300 л в одну камеру - 300-375 кг). 

 

 

 

1 - шайба косая; 2 - груз балластный (масса 25 кг); 3 - крышка (лист 5-6 

мм); 4 - основание (швеллер № 24); 5,6,7 - усилитель (швеллер №8); 8 - 

болт М10×15 (8 шт.);   9 - болт М10×25 (имеются на тракторе); 10 - болт 

М20×65 (16 шт.); 11 – ограничитель 

 

Рисунок 33 - Балластный ящик с грузами и установка 

 

В теплое время года в камеры колес заливайте воду, а при темпера-

туре окружающей среды ниже 5

С – раствор хлористого кальция (СаСl

2

), 

полученный при растворении 25 весовых частей хлористого кальция в 75 

весовых  частях  воды.  Температура  замерзания  такого  раствора  минус 
32

С, удельный вес – 1,25 (определяется ареометром).  

Камеры колес заполняйте жидкостью специальным нагнетателем 1 

(см. рисунок 34) в такой последовательности:  

- поднимите колесо домкратом до отрыва от грунта; 

 

 

111 

- проверните колесо так, чтобы вентиль был в крайнем верхнем по-

ложении; 

- снимите с вентиля металлическую втулку вместе с золотником и 

колпачком; 

- выпустите воздух из камеры, а затем соедините нагнетатель 1 с 

корпусом вентиля; 

- присоедините конец шланга 4 нагнетателя к резервуару 3 с жидко-

стью, расположенному на высоте не менее 1500 мм над колесом; 

- откройте доступ жидкости, наполните камеру до требуемого уровня 

(до появления жидкости из отверстия 2 нагнетателя); 

 

 

1 - нагнетатель; 2 - отверстие для выхода жидкости; 
3 - резервуар с жидкостью; 4 – шланг 

 

Рисунок 34 - Схема наполнения камеры жидкостью 
 

 
- отсоедините нагнетатель от корпуса вентиля и резервуара 3; 
- поставьте в корпус вентиля металлическую втулку вместе с золот-

ником и колпачком; 

- снимите с вентиля колпачок и накачайте воздухом шины задних ко-

лес до давления, указанного в таблице 5. Для замера внутреннего давле-

ния воздуха установите колесо вентилем в крайнее верхнее положение во 

избежание  попадания  жидкости  в  указатель  давления  и  выхода  его  из 

строя; 

- наденьте на вентиль колпачок и опустите колесо. Заполнять камеры 

жидкостью можно ручным или механическим насосом, а также шлангом 

непосредственно из водопровода. 

Помните, максимальная скорость трактора при заполненных 

жидкостью камерах не должна превышать 16 км/ч. 

Удаляйте жидкость из камер в такой последовательности: 
- поднимите колесо домкратом до отрыва от грунта;  
- установите колесо вентилем в крайнее нижнее положение, выньте 

металлическую втулку с золотником и слейте жидкость; 

- для удаления оставшейся жидкости подсоедините нагнетатель к 

корпусу вентиля; 

- присоедините один конец шланга для накачивания шин к крану от-

бора воздуха, а другой к отверстию 2 нагнетателя, предварительно сняв со 

 
112 

шланга  головку,  и  откройте  кран  отбора  воздуха.  Жидкость  выходит  из 

камеры под действием внутреннего давления воздуха. 

 
5 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 
 
5.1 Общие положения 
 
Техническое  обслуживание  -  это  комплекс  операций,  проводимых с 

целью поддержания работоспособности трактора при его использовании и 
хранении. 

Несоблюдение  установленной  периодичности.  Низкое  качество  тех-

нического  обслуживания  трактора  значительно  уменьшают  его  ресурс, 
приводят к увеличению простоев из-за возникновения внезапных отказов, 
росту трудовых и материальных затрат на его эксплуатацию. 

Основные  виды  и периодичность  технического  обслуживания  указа-

ны  в  таблице  6.  Допускается  отклонение  фактической  периодичности 

(опережение  или  запаздывание)  проведения  первого  и  второго  техниче-

ского обслуживания не более 10%, третьего технического обслуживания - 

не более 5% от установленной наработки. 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ  ТРАКТОРА  БЕЗ  ПРОВЕДЕНИЯ  ОЧЕРЕД-

НОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! 

 

Таблица  6 

 

Вид технического обслуживания 

Периодичность или срок поста-

новки на ТО, в моточасах роботы 

1 Техническое обслуживание при 

эксплуатационной обкатке нового или 

капитально отремонтированного трак-

тора, а также после замены (ремонта) 

двигателя: 

 

- при подготовке к работе; 

- во время обкатки; 

8-10 

- по окончании обкатки; 

50 

- после первых 125 часов работы 

125 

2  Ежесменное  техническое  обслу-

живание (ЕТО) 

8-10 

3  Первое  техническое  обслужива-

ние (ТО-1) 

250 

4  Второе  техническое  обслужива-

ние (ТО-2) 

500 

5  Третье  техническое  обслужива-

ние (ТО-3) 

1000 

6 Техническое обслуживание при 

2000 

 

 

113 

плановом текущем ремонте (ТР) 

7  Сезонное  техническое  обслужи-

вание  при  переходе  к  весенне-летним 

условиям эксплуатации  

При подготовке трактора к ве-

сенне-летним условиям эксплуа-

тации и установившейся темпе-

ратуре окружающего воздуха 

выше плюс 5 °С 

Продолжение таблицы  6 
 

Вид технического обслуживания 

Периодичность или срок поста-

новки на ТО, в моточасах роботы 

8  Сезонное  техническое  обслужи-

вание  при  переходе  к  осенне-зимним 

условиям эксплуатации  

При подготовке трактора к 

осенне-зимним условиям эксплу-

атации и установившейся темпе-

ратуре окружающего воздуха 

ниже плюс 5 °С 

9 Техническое обслуживание при 

межсменном хранении 

Проводится  не  реже  одного 

раза  в  5  дней,  а  также  после 

сильных  ветров,  дождей  и  снеж-

ных заносов при хранении на от-

крытых площадках или под наве-

сом 

10 Техническое обслуживание при 

кратковременном хранении  

Проводится  через  месяц  хра-

нения  на  открытых  площадках 

или  под  навесом,  а  также  после 

сильных  ветров,  дождей  и  снеж-

ных заносов 

11 Техническое обслуживание при 

длительном хранении 

Проводится  при  хранении  в 

закрытых  помещениях  через 

каждые два месяца, на открытых 

площадках  или  под  навесом  – 

ежемесячно, а также после силь-

ных  ветров,  дождей  и  снежных 

заносов 

 

Проведение  каждого  номерного  технического  обслуживания  реги-

стрируется  в  сервисной  книжке  (паспорте)  трактора  с  указанием  даты 
проведения, вида ТО и наработки с момента начала эксплуатации нового 
или капитально отремонтированного трактора. 

К  техническому  обслуживанию  допускается  персонал,  прошедший 

специальную  подготовку  по  техническому  обслуживанию  и  ремонту 
тракторов, двигателей, гидравлических рулевых механизмов, гидравличе-
ских распределителей, компрессоров, регуляторов давления воздуха, кон-
диционеров  и  аккумуляторных  батарей,  изучивший  данное  руководство 
по эксплуатации, а так  эксплуатационную документацию двигателя, кон-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..