БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

  Главная      Книги - Трактора     БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10 ИХ МОДИФИКАЦИИ И КОМПЛЕКТАЦИИ (ОБЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22   ..

 

 

10.5.

БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование бульдозера состоит из источников и потребителей электрической энер­гии и предназначено для пуска дизеля, освещения, звуковой и световой сигнализации при вы­полнении работ, питания контрольно-измерительных приборов, очистки стекол, вентиляции и

отопления кабины.

Источники электрической энергии - генератор и аккумуляторные батареи.

Генератор 966.3701 или Г1000В представляет собой бесконтактную пятифазную электри­ческую машину с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным полупроводни­ковым выпрямителем и электронным регулятором напряжения.

На задней крышке генератора имеются выводы (клеммы):

«+» - для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки;

«Д» - для подсоединения реле блокировки генератора при включении ЭФУ (для бульдозера с ЭССП) и счетчика времени наработки.


 

Для обеспечения нормального заряда аккумуляторных батарей (АКБ) при эксплуатации в разное время года на задней крышке также находится переключатель посезонной регулировки регулятора напряжения.

Генератор установлен на кожухе распределительных шестерен дизеля справа по ходу. Привод генератора - ременный от шкива вентилятора.

Устройство генератора показано на рис. 84.

Регулятор напряжения, встроенный в генератор, предназначен для автоматического под­держания напряжения генератора в заданных пределах независимо от частоты вращения якоря генератора.

Аккумуляторные батареи. Предназначены для питания стартера и других потребителей электроэнергии при неработающем дизеле. Батареи устанавливаются в контейнерах (для бульдозеров с МТ) или отсеках АКБ (для бульдозеров с ГМТ):

6СТ-182ЭМС (6СТ-132ЭМС) - по одной в каждом контейнере (отсеке);

6СТ-75ТМ - две в одном контейнере (отсеке).

Отсеки аккумуляторных батарей открываются с наружной стороны кабины ключом (ключ находится в кабине).

Между собой батареи соединены последовательно, а с генератором - параллельно.

При отгрузке бульдозер с сухозаряженными батареями, требующими подготовки к эксплуата­ции, порядок подготовки батарей к эксплуатации изложен в инструкции по эксплуатации аккуму­ляторных батарей, прикладываемой к бульдозеру.

ВНИМАНИЕ! Не отключать «минус» аккумуляторных батарей при работающем гене­раторе.


 

Основные системы электрооборудования

На бульдозере Т10М, его модификациях и комплектациях применяются две разновидности электрооборудован ия:

-    для бульдозеров с ЭССП дизеля;

-    для бульдозеров с пусковым двигателем П-23У.

Электросистемы работоспособны только при установленных на бульдозере и вклю­ченных аккумуляторных батареях.

На рис. 85-92 приведены общие электрические схемы и электрические схемы отдельных систем. Электросхемы состоят из унифицированных элементов, наименование которых, в соот­ветствии с их обозначением на схемах, приведено в разделе 16 настоящего руководства.

Элементы в схемах соединяются проводами, объединенными в жгуты. Расцветка изоляции на проводах произвольная. Концы проводов пронумерованы.

Электрооборудование бульдозера состоит из следующих систем:

-    системы электростартерного пуска дизеля;

-    системы освещения и сигнализации;

-        системы контрольно-измерительных приборов (устройств), вентиляции и стеклоочистки.
Электрооборудование бульдозера с пусковым двигателем имеет вместо системы электро­
стартерного пуска дизеля:

-    систему зажигания пускового двигателя;

-    систему пуска пускового двигателя.

Электрические цепи освещения, подсветки приборов, стеклоочистителей, электродвигате­ля вентилятора и сигнализации защищены предохранителями.

При установке пускового подогревателя жидкостного дизельного схема подключения к электрооборудованию бульдозера изображена на рис. 91.

/1Л ВНИМАНИЕ! При эксплуатации бульдозера в весенне-летний период при установившейся температуре окружающего воздуха выше плюс 5 °С рекомендуется провод 200 (рис. 91) отсоединить и заизолировать.

Система контрольно-измерительных приборов, вентиляции и стеклоочистки

(рис. 85-92)

Система контрольно-измерительных приборов предназначена для контроля режимов рабо­ты систем и механизмов бульдозера.

Шкальные приборы измеряют: давление масла в системе смазки дизеля; температуру мас­ла в гидротрансформаторе; напряжение бортовой электросети бульдозера; температуру охлаж­дающей жидкости в системе охлаждения дизеля.

В системе управления и смазки гидромеханической трансмиссии контролируется давление масла и засоренность фильтра.

При падении давления в системе, при достижении предельной засоренности фильтра кон­трольные лампы устойчиво горят.

В системе смазки коробки передач контролируется минимальное давление. При падении давления ниже критической величины загорается соответствующая контрольная лампа на щит­ке приборов.

В гидросистеме контролируется засоренность фильтра гидросистемы. При достижении предельной засоренности контрольная лампа сигнализатора засоренности загорается.

Контролируется засоренность фильтр-патронов воздухоочистителя дизеля. При достиже­нии предельной засоренности контрольная лампа сигнализатора засоренности устойчиво горит.

Принадлежность контрольно-измерительных приборов и контрольных ламп на щитке при­боров указана символами.


 


 

 


 


 

 


 


 

 


 

При эксплуатации бульдозера следует помнить:

-    контрольные лампы горят при включенной «массе» и не работающем дизеле (кроме ламп фильтра гидросистемы и воздухофильтра);

-    контрольные лампы не должны гореть при установке рычага управления подачей топлива в крайнее верхнее положение (при нажатой педали деселератора допускается горение лампы аварийного давления в системе управления и смазки коробки передач) во время работы дизеля.

Система стеклоочистки состоит из трех стеклоочистителей: для передних стекол - два (верхний и нижний), для заднего - один. Выключатели стеклоочистителей установлены на щит­ке управления.

Выключатель электродвигателя системы вентиляции расположен на щитке управления.

Система электростартерного пуска дизеля

(рис. 85, 88, 89)

Система электростартерного пуска дизеля состоит из стартера MQс выключателем и замком SQ1, электрофакельного устройства (ЭФУ), контакторов КМЗ и КМ2, реле блокировки КАЗ и соединительных проводов.

Особенностью системы является наличие ЭФУ, отключение обмотки возбуждения генера­тора при пуске с применением ЭФУ и блокировка стартера при включенном в рабочее положе­ние рычаге диапазонов коробки передач.

Электрофакельное устройство предназначено для облегчения пуска дизеля стартером при температуре окружающего воздуха от О °С до минус 15 °С и предварительной подготовки дизе­ля к восприятию нагрузки.

ЭФУ состоит из кнопки включения SB5, добавочного резистора RK1, реле КА1 его блоки­ровки, реле КА2 отключения обмотки возбуждения генератора при применении ЭФУ, электро­магнитного клапана YA1, факельной свечи ЕК1 и сигнальной лампы HL5.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, факелом (пламенем) сгорающего топлива. Топливо к свече поступает от фильтра тонкой очист­ки через электромагнитный клапан.

При нажатии на кнопку SBнапряжение подается к свече ЕК1 через добавочное сопротив­ление прибора RKпо проводам, накаляя спираль свечи, к реле КА2, замыкая на «массу» цепь обмотки возбуждения (клемму «Д» генератора) (во время пуска дизеля генератор не вырабаты­вает электроэнергию).

Одновременно с нагревом свечи нагревается спираль термореле прибора RK1. По дости­жении оптимального нагрева спирали автоматически замкнутся контакты реле RK1. При этом будет подано напряжение к сигнальной лампе HLи к электромагнитному клапану YA1, откры­вающему доступ топлива к свече.

Горение сигнальной лампы указывает на готовность системы к запуску стартером. Номинальное напряжение на выводах свечи 19 В.

Реле КА1 предназначено для блокировки добавочного резистора. При включении стартера реле КА1 замыкает цепь подачи напряжения к свече ЭФУ в обход сопротивления прибора RK1, компенсируя падение напряжения при включенном стартере.

Электрическая цепь системы ЭФУ защищена предохранителем 40А.

Порядок пуска дизеля с применением ЭФУ дан в подразделе 6.1.1.


 


 

 


 


 

 


 


 

 


 


 

 


 


 

 


 

На бульдозере с электростартерной системой пуска дизеля применяется стартер 251.3708 (рис. 93), представляющий собой электродвигатель постоянного тока с принудительным элек­тромеханическим вводом шестерни в зацепление с маховиком и самовыключением шестерни после пуска дизеля.

Стартер питается напряжением 24 В. Для ввода шестерни в зацепление с венцом маховика и включения цепи питания стартера служит электромагнитное тяговое реле, а для автоматиче­ского выключения шестерни (после пуска) применяется привод с муфтой свободного хода.

Стартер прикреплен к кожуху маховика фланцем и четырьмя болтами и дополнительно к блоку дизеля - поддерживающим кронштейном (рис. 94). При установке стартера на дизель следует выдерживать расстояние между привалочной плоскостью стартера и торцом зубчатого венца маховика (обращенным к стартеру), равное от 45,3 до 46,1 мм и регулируемое проклад­ками 2, 4.

Управление стартером дистанционное.

Блокировка стартера исключает возможность пуска дизеля при включенном в рабочее положение рычаге управления коробки передач (рычаге переключения диапазонов коробки пе­редач механической трансмиссии).

Электрическая цепь блокировки состоит из выключателя SBи реле блокировки КАЗ, раз­рывающих цепь электромагнита контактора КМ2, если рычаг коробки передач находится в ра­бочем положении.


 

Система зажигания и пуска пускового двигателя

(рис. 86, 90)

Система зажигания пускового двигателя состоит из магнето UZдвух искровых свечей ЕК1 и ЕК2, двух проводов высокого напряжения, коммутационных устройств и устройства бло­кировки магнето.

Магнето левого вращения двухискровое с пусковым ускорителем, трехвыводное. К двум выводам подключают свечи зажигания (в порядке работы цилиндров). К третьему дополни­тельному выводу можно подключить свечу предпускового подогревателя воздуха. Магнето имеет клемму для дистанционного выключения зажигания. Выключатель магнето - на щитке пуска для бульдозера с ГМТ, на щитке приборов - для бульдозера с МТ. Устройство блокировки маг­нето показано на рис. 95, а принцип работы изложен в подразделе 6.1.2.

Свечи зажигания искровые неразборные с керамической изоляцией предназначены для зажигания рабочей смеси в цилиндрах пускового двигателя с помощью искрового разряда меж­ду электродами свечи.


 

Система пуска пускового двигателя состоит из стартера MQс выключателем и замком SQ1, проводов, подводящих питание, и предназначена для дистанционного пуска пускового двигателя.

Особенностью системы является подключение стартера к напряжению 12 В, т. е. к одной аккумуляторной батарее. В процессе эксплуатации рекомендуется менять батареи местами.

Для пуска пускового двигателя применяется стартер 42.3701 (рис. 96), представляющий собой электродвигатель постоянного тока с принудительным электромеханическим вводом шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика пускового двигателя. Управление стартером дистанционное.

Система освещения и сигнализации

(рис. 85-90)

Система освещения и сигнализации предназначена для освещения рабочего места бульдозериста и фронта работ в темное время суток. Наружное освещение обеспечивается шестью фарами, две впереди на установленных на портале кронштейнах, две впереди на крыше каби­ны и две сзади на кабине.

Освещение рабочего места бульдозериста обеспечивается одним плафоном. Освещение труднодоступных мест осуществляется переносной лампой. Розетка штепсельная XS14, для подключения переносной лампы, находится на левом аккумуляторном контейнере (под сидень­ем) или в левом отсеке АКБ (ГМТ).

Включение фар производится соответствующей клавишей блока выключателей на перед­ней панели щитка управления.

Для освещения государственного регистрационного знака предусмотрена установка фона­ря (Е12) на кронштейне над задним стеклом кабины, слева. Включение фонаря производится одновременно с включением задних фар.

Звуковая сигнализация состоит из двух сигналов: высокого тона НА1, расположенного на платике балки передней рамы капота, и низкого тона НА2, расположенного на задней стенке ка­бины слева, на уровне топливного бака. Оба сигнала включаются одновременно кнопкой SB1.

При движении бульдозера задним ходом без включения кнопки SBзвуковой сигнал низкого тона НА2 постоянно издает прерывистый звук.

Для подключения освещения и звуковой сигнализации к прицепным орудиям на кронштей­не над задним звуковым сигналом закреплена розетка XS13. На внутренней стороне крышки розетки римскими цифрами пронумерованы контакты. Приборы дополнительного освещения и сигнализации присоединяются:

-    к клемме «V» - освещение

-    к клемме II - сигнализация;

-    к клемме III - масса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22   ..