Мини-трактор FT-15DEK (тип Н120). Руководство - часть 9

 

  Главная      Учебники - Трактора     Fermer Мини-трактор FT-15DEK (тип Н120) - руководство по эксплуатации 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Мини-трактор FT-15DEK (тип Н120). Руководство - часть 9

 

 

 

33 

 

Основным  из  этих  режимов  является  рабочая  скорость,  изменение  которой  влияет  на  качество 
выполнения  технологического  процесса  в  соответствии  с  агротехническими  требованиями.  В 
руководствах  по  эксплуатации  машин  для  каждой  отдельной  модели  машины  приводятся 
допустимые  диапазоны  рабочих  скоростей.  Любое  изменение  рабочей  скорости  движения  мини-
трактора  с  агрегатируемой  машиной,  включая  оперативное  маневрирование  при  рабочем  ходе, 
допустимо только в пределах, определяемых агротехническими  требованиями. Обычно исходную 
рабочую скорость в допустимых пределах варьируют в зависимости от ширины захвата машины. 

Скоростной  режим  движения  МТА  на  ближнем  транспорте  ограничивается  в  основном 
требованиями  безопасности.  Вследствие  относительно  малой  продолжительности  поворотов, 
необходимости  выполнения  указаний  по  ограничению  транспортной  скорости  при  переезде  с 
одного  поля  на  другое,  соответствующая  скорость  движения  мини-трактора  на  холостом  ходу 
часто близка к рабочей. 

Таким  образом,  если  машина  для  агрегатирования  выбрана,  то  остается  только  определить 
требуемую рабочую скорость и соответствующую ей передачу. 

 

Контроль нагрузки и скорости 

На практике рабочую скорость движения и загрузку МТА выбирают и контролируют. Зная диапазон 
агротехнически  допустимых  скоростей  для  данной  сельскохозяйственной  машины,  определяют 
передачу  мини-трактора  (скорость  движения),  на  которой  мини-трактор  должен  входить  в  этот 
диапазон. 

Нормальной  загрузкой  МТА  следует  считать  такую,  при  которой  частота  вращения  коленчатого 
вала равны или ниже (но не более чем на 5-6%) номинальной частоте его вращения, указанной в 
данном Руководстве. Падение частоты вращения более чем на 6% указывает на то, что двигатель 
чрезмерно  перегружен.  Увеличение  частоты  выше  номинальной  свидетельствует  о  недогрузке 
двигателя. 

Выбор  скоростного  режима  осуществляют  в  пределах  допустимого  буксования,  поскольку 
повышенное буксование колес мини-трактора приводит к разрушению структурных частиц почвы с 
последующим  развитием  процессов  ветровой  и  водной  эрозий.  Максимальный  показатель 
допустимого  буксования  составляет  16  %  для  колесных  мини-тракторов  с  двумя  ведущим 
мостами, и до 18 % —для колесных мини-тракторов с одним ведущим мостом. 

 

Использование тягово-сцепного устройства 

В  базовой  комплектации  мини-тракторы  Fermer  FT-15DEK  не  оснащены  буксирной  тягой,  однако 
при  необходимости  можно  приобрести  тягово-сцепными  устройствами  (ТСУ)  различных  типов 
(маятниковые,  вилочные,  шаровые,  седельные,  автоматические  и  полуавтоматические  и  т.д.), 
обеспечивающих  агрегатирование  прицепных  и  полуприцепных  машин,  присоединительные 
устройства  которых  соответствуют  данным  типам  ТСУ.  В  любом  случае  необходимо  следить, 
чтобы  тяговая  и  вертикальная  составляющие  нагрузки  от  агрегатируемой  машины  на  ТСУ  не 
превышали допустимых для данного ТСУ значений. 

Прицепные  и  полуприцепные  агрегаты  должны  быть  надежно  зафиксированы  в  прицепном  узле 
ТСУ,  и  кроме  этого  сцепка  должна  быть  дополнительно  закреплена  страховочной  цепью  или 
тросом для удержания прицепа при поломке ТСУ. 

 

Использование ВОМ 

Для приведения в действие тягово-приводных и приводных агрегатируемых машин в конструкции 
мини-трактора  предусмотрен  ВОМ  (см.  рис  5.2.)  независимого  типа  с  частотой  вращения  540 
об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. ВОМ имеет стандартный 
шпоночный  хвостовик,  позволяющий  осуществить  механическое  подключение  машины  через 
штатные  (имеющиеся  в  комплекте  машины)  или  отдельно  приобретенные  механизмы  передачи 
крутящего  момента,  такие  как  карданные  валы,  муфты  различных  типов,  ременные  и  цепные 
передачи и т.п. 

 

34 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.2. Шпоночный вал отбора мощности (ВОМ). 

 

Главным  требованием  при  подключении  ВОМ  к  агрегатируемым  машинам  является  обеспечение 
надежности и безопасности соединения при всех режимах работы МТА. Механические передачи в 
обязательном порядке должны быть закрыты кожухами или защитным ограждением другого типа, 
исключающим возможность случайного попадания в них частей одежды и конечностей оператора, 
наматывания соломы, веток и т.п. 

Требуемый крутящий момент на карданном валу или передаче другого типа не должен превышать 
допустимый  крутящий  момент  на  ВОМ.  Для  защиты  привода  ВОМ  от  перегрузок  целесообразно 
установить  на  машине  предохранительную  муфту,  а  при  агрегатировании  с  инерционными 
машинами необходимо использовать передачи с обгонной муфтой со стороны машины. 

Включать  и  выключать  ВОМ  нужно  плавно,  без  рывков,  на  малой  частоте  вращения  коленчатого 
вала  двигателя.  Перед  запуском  машины  проверяют  ее  работу  вхолостую  на  малой  и 
максимальной  частоте  вращения  дизеля.  Перед  подъемом  навесной  машины  в  транспортное 
положение  для  разворота  на  поворотной  полосе,  а  также  перед  поворотом  прицепной  машины, 
ВОМ нужно выключать. 

При  работе  с  ротационными  машинами  для  обработки  почвы  необходимо  особо  тщательно 
следить за исправностью и нормальной работой предохранительных устройств, не включать ВОМ 
при опущенном на почву рабочем органе, опускание машины с вращающимися рабочими органами 
производить  плавно  при  движении  мини-трактора,  не  включать  ВОМ  при  угле  преломления  в 
одном из шарниров карданной передачи более 15 градусов. 

 

Регулирование ходовой части 

В  зависимости  от  вида  выполняемых  работ  и  типа  агрегатируемых  машин  на  мини-тракторе 
устанавливают  необходимую  колею  задних  колес,  регулируют  давление  воздуха  в  шинах, 
устанавливают дополнительные грузы. 

 

Регулировка схождения передних колес 

Регулировка схождения передних колес существенно влияет на скорость износа протектора шин. 

Проверка величины схождения колес переднего колес осуществляется в следующем порядке: 

1) 

Проверить  отсутствие  люфтов  в  соединениях  передних  колес,  при  необходимости  люфты 

устранить. 

 

35 

 

2) 

Мини-трактор  с  чистыми  колесами  установить  на  ровную  горизонтальную  площадку  с 

возможностью его движения вперед на 3 м. 

3) 

На  серединах  протекторов  шин  на  высоте  центров  вращения  колес  позади  передней  оси 

нанести продольные отметки с помощью маркера (можно шариковой ручкой или краской). 

4) 

Рулеткой  замерять  расстояние  «В»  между  нанесенными  метками  с  точностью  до  1  мм  как, 

показано на рис. 5.3. 

5) 

Переместить мини-трактор вперед на половину оборота передних колес. 

6) 

Повторить с помощью рулетки замер «А» между нанесенными на протекторах метками. 

7) 

Вычесть из величины замера «В» величину замера «А». В случае если результат находится в 

пределах  от  4  до  12  мм,  величина  схождения  находится  в  пределах  нормы.  Если  нет,  то 
необходимо провести регулировку путем изменения длины рулевых тяг. Последите, чтобы длины 
обеих рулевых тяг были одинаковыми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.3. Регулировка схождения передних колес 

 

Улучшение тягово-сцепных свойств 

Сцепной  силой  называется  часть  силы  тяжести  подготовленного  к  работе  мини-трактора 
(заправленного топливом, маслом и водой, в кабине находится тракторист), прижимающая к почве 
его  ведущие  колеса.  Если  мини-трактор  неподвижен,  то  на  него  действует  сила  тяжести  и 
нормальная  реакция  почвы.  Сила  тяжести  приложена  к  центру  тяжести  мини-трактора,  на 
горизонтальном участке поля направлена перпендикулярно к почве и равна произведению массы 
подготовленного  мини-трактора  на  ускорение  свободного  падения  (G=mg).  У  мини-тракторов 
универсально-пропашного типа с колесной формулой 4х2 на передние колеса приходится 33%, а 
на задние ведущие колеса 67% сцепной силы. При движении мини-трактора с нагрузкой сцепная 
сила  вследствие  перераспределения  сил,  действующих  на  мини-трактор,  как  правило, 
увеличивается на задних колесах и уменьшается на передних. 

Во время движения мини-трактора с нагрузкой под действием грунтозацепов ведущих колес почва 
сминается  и  несколько  сдвигается.  Колеса  при  этом  проскальзывают,  что  приводит  к  снижению 
поступательной  скорости  мини-трактора  и  увеличению  затрат  энергии  на  перекатывание  мини-
трактора.  Это  явление  проскальзывания  ведущих  колес  при  движении  мини-трактора  носит 
название буксование. 

 

36 

 

Одним  из  основных  способов  снижения  буксования  и  увеличения  сцепной  силы  мини-трактора 
является  навешивание  чугунных  балластных  грузов  (в  комплект  поставки  не  входят, 
приобретаются отдельно) на диски задних колес. Причем если мини-трактор работает с боронами, 
сеялками  и  тому  подобными  машинами  и  орудиями,  то  грузы  укрепляют  на  правые  и  левые 
колеса.  В  том  случае,  когда  мини-трактор  работает  на  пахоте,  вследствие  того,  что  его  правое 
колесо  идет по  дну борозды,  а сам он наклонен вправо, расстояние от проекции центра тяжести 
мини-трактора  до  правого  колеса  у  меньше,  а  до  левого  колеса  -  больше.  В  результате  сцепная 
сила  правого  колеса  оказывается  больше  сцепной  силы  левого  колеса.  Если  же  учесть  и  то 
обстоятельство,  что  левое  колесо  идет  по  более  рыхлой  почве,  где  коэффициент  сцепления 
меньше,  а  правое  —  по  плотному  дну  борозды,  где  коэффициент  сцепления  больше,  то  для 
увеличения  сцепной  силы,  приходящейся  на  левое  колесо  необходимо  балластные  диски 
установить на левое колесо. 

По мере износа высоты грунтозацепов шин ведущих колес пробуксовка возрастает, а при износе 
грунтозацепов  на  80%  становится  настолько  большой,  что  приводит  к  резкому  снижению 
производительности  тракторного  агрегата  и  повышению  расхода  топлива.  Дальнейшая 
эксплуатация этих шин становится нецелесообразной, и их следует заменять новыми. 

Давление воздуха в шинах — один из важных факторов, влияющих на буксование ведущих колес. 
При понижении давления увеличивается деформация шин, а следовательно, и площадь контакта 
колес с почвой, что улучшает их сцепление. На влажных и рыхлых почвах целесообразно работать 
с пониженным давлением в шинах. Однако этим способом нужно пользоваться очень осторожно и 
понижать  давление  только  до  пределов,  ограниченных  предприятием-изготовителем  шин.  При 
переходе  мини-трактора  на  работу  на  твердом  грунте  давление  воздуха  в  шинах  следует 
увеличивать до нормы. 

Номинальное  давление  в  шинах  при  буксировании  прицепа  по  дорогам  общего  пользования:  в 
передних - 0,16...0,25 МПа (1,6...2,5 кг/см

2

), в задних - 0,15...0,20 МПа (1,5...2,0 кг/см2). 

Рекомендуемое давление в шинах при пахоте и других работах на почве, МПа (кг/см

2

): в передних 

0,14...0,18 МПа (1,4...1,8 кг/см

2

), в задних - 0,10...0,15 МПа (1,0...1,5 кг/см

2

). 

 

Транспортирование мини-трактора и его буксировка 

Транспортировка  мини-тракторов  допускается  всеми  видами  транспорта  достаточной 
грузоподъемности,  обеспечивающими  его  сохранность,  в  том  числе  железнодорожным 
транспортом,  на  автомобилях  и  на  прицепах  в  соответствии  с  общими  правилами  перевозок,  а 
также  буксировкой.  Во  время  транспортировки  и  погрузочно-разгрузочных  работ  мини-трактор  не 
должен подвергаться резким толчкам и ударам, быть защищенным от внешних повреждений. При 
транспортировке  мини-трактора  на  дальнее  расстояние  рекомендуется  слить  топливо  из 
топливного бака и отсоединить аккумуляторную батарею. 

Размещение  и  крепление  мини-трактора  в  кузове  или  на  грузовой  платформе  транспортного 
средства  должны  обеспечивать  устойчивое  положение  и  отсутствие  возможности  перемещения 
мини-трактора  во  время  транспортировки.  Платформа  должна  быть  очищена  от  мусора,  снега  и 
льда.  В  зимнее  время  под  колесами  мини-трактора  на  платформе  должен  быть  насыпан  песок 
слоем  в  1...2  мм.  При  перевозке  мини-тракторов  необходимо  установить  рычаг  КП  на  первую 
передачу,  включить  стояночный  тормоз,  надежно  закрепить  мини-трактор  на  платформе 
проволокой диаметром 3-5 мм, цепями, или растяжками. 

Погрузку-выгрузку  мини-трактора  на  платформу  транспортного  средства  можно  проводить  как 
своим  ходом,  так  и  с  помощью  подъемного  устройства.  При  погрузке-выгрузке  мини-тракторов 
необходимо  пользоваться  исправными,  прошедшими  сертификацию  подъемными  средствами 
грузоподъемностью не менее 1,5 тонн. Запрещается использовать буксирную скобу для подъема 
мини-трактора. Запрещается использовать для строповки отверстия в дисках колес. 

При  буксировке  исправного  мини-трактора  желательно  использовать  тягач,  равный  по  тяговому 
классу. При буксировке мини-трактора с неисправными тормозами тягач должен иметь массу в два 
раза  большую,  чем  масса  буксируемого  мини-трактора.  При  этом  следует  использовать  жесткую 
сцепку.  Для подсоединения буксирного  троса на переднем брусе  мини-трактора  устанавливается 
буксирное устройство. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..