Самолет KATANA DV 20. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Самолёты     HOAC Austria - Руководство по летной эксплуатации самолета KATANA DV 20 - 1997 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Самолет KATANA DV 20. Руководство - часть 4

 

 

 

4.4.2. ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ 

1. Предполетный осмотр .......................................... выполнен 
2. Педали .................................................................... отрегулировать, замкнуть 
3. Ремни безопасности.............................................. пристегнуть 
4. Фонарь кабины ...................................................... закрыть и закрепить 
5. Стояночный тормоз .............................................. установить 
6. Рычаги, ручки управления ................................... проверить свободу  

перемещения 

7. Пожарный кран ..................................................... ОТКРЫТЬ 
8. Триммер ................................................................. установить в НЕЙТРАЛЬНОЕ 

..................................................................................... положение 

9. Рычаг управления двигателем ............................. установить на МАЛЫЙ ГАЗ  
10.Сектор шага .......................................................... установить на малый шаг (макс. число об.) 
11. Подогрев карбюратора ....................................... выключить 
12. Стопор РУДа........................................................ отрегулировать 
13. АЗС электросети самолета................................. выключить (OFF) 
14. Аккумулятор........................................................ включить (ON) 
15. Лампы сигнализации генератора ...................... проверить загорание 
16. Лампа сигнализации падениям напряжения.... проверить  загорание 
17. Лампа сигнализации падения давления топлива  проверить загорание 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

В  некоторых  случаях  лампа  сигнализации  падения  давления  топлива  может 
гореть  в  течение  10  мин  после  останова  двигателя  или  выключения 
электрического топливного насоса. 

 

4.4.3. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ 

Перед запуском двигателя проверить отсутствие посторонних 

предметов под винтом, отсутствие людей вблизи винта. 

1. Электрический топливный насос............................... ВКЛЮЧИТЬ (проконтролировать 

работу насоса по характерному звуку) 

2. Лампа - сигнализатор падения давления 
 топлива должна погаснуть ............................................. ВЫКЛЮЧЕНА 
3. При запуске холодного двигателя: ............................ установить РУД на МАЛЫЙ ГАЗ  
При запуске теплого двигателя ...................................... установить РУД приблизительно на 2 

см вперед 

4. Заслонка при холодном запуске................................. ОТКРЫТА (полностью) 
 - при запуске теплого двигателя.................................... ЗАКРЫТА OFF 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 

Убедитесь в отсутствии людей вблизи винта! 

5. Включить стартер ........................................................ ЗАПУСК (START) 
6. РУД ................................................................................ макс. частота вращения -1500 об/мин. 
7. Давление масла устанавливается 
в пределах зеленой шкалы индикатора ........................ не более чем через 10 сек. 

ВНИМАНИЕ: 

Если давление масла ниже 1,5 бар, 

НЕМЕДЛЕННО ВЫКЛЮЧИТЕ ДВИГАТЕЛЬ! 

(Максимальная задержка-10 сек.) 

8. Сигнальная лампа генератора..................................... ВЫКЛЮЧЕНА OFF 
9. Лампа сигнализации низкого напряжения................ ВЫКЛЮЧЕНА OFF 
10. Электрический топливный насос............................. ВЫКЛЮЧЕН OFF 
11. Лампа сигнализации давления топлива может не светиться, (подождите 10 сек.) 
12. Электрический топливный насос............................. ВКЛЮЧИТЬ ON 

 

4.4.4. ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ 

Подготовка к выруливаиию и руление. 

1. Электропотребители .............................................ВКЛЮЧИТЬ (ON) (по необходимости) 
2. Приборы контроля работы двигателя .................проверить 
3. Положение закрылков 
(и соответствие показаний индикаторов) ...............проверить (произвести выпуск и уборку 

закрылков) 

4. Главные АЗС сети .................................................ВКЛЮЧИТЬ (ON). 
5. Пилотажно –навигационные 
 и радиоприборы ........................................................проверить работу, выполнить требуемые 

установки 

6. Стояночный тормоз...............................................снять самолет со стояночного тормоза 

ВНИМАНИЕ! 

Разогреть  двигатель  до  минимальной  температуры  масла 50°С  при  частоте 
вращения  двигателя  1500  об/мин. (это  можно  сделать  также  во  время 
выруливания) 

4.4.5. ВЫРУЛИВАНИЕ 

1. Тормоз................................................................................... проверить 
2. Управление по курсу........................................................... проверить  
3. Пилотажно-навигационные и радиоприборы .................. проверить 

 

4.4.6.ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ 

1. Стояночный тормоз .............................................. установить 
2. Ремни безопасности.............................................. закрепить 
3. Фонарь .................................................................... закрыть и запереть 
4. Перекрывной топливный кран ............................ проверить, ОТКРЫТЬ 
5. Приборы контроля двигателя .............................. проверить 

(в 

пределах 

диапазонов, 

указанных на индикаторах зеленой дугой) 

6. Указатель количества топлива ............................ проверить 
7. Закрылки ................................................................ во взлетном положении 
8. Триммер ................................................................. в нейтральном положении 
9. Органы управления............................................... свободны 
10 Сектор газа двигателя.......................................... 1700 об/мин. 
11.Рычаг управления оборотами 
воздушного винта...................................................... потянуть  три  раза  полностью  на  себя 

(падение оборотов от 100 до 200) 

12. Магнето ................................................................ Левое (L) 

Правое (R) 
Оба (BOTH) 

Макс. падение числа оборотов ................................ -150, макс. 
разница между левым и правым ............................. -50 об/мин. 
13.Сектор газа двигателя.......................................... 1500об./мин. 
14.Нагрев карбюратора............................................. ВКЛ.-ВЫКЛ. (падение  об/мин. - 50), 

ВЫКЛ. 

15.РУД ........................................................................ Полностью  (в  теч. 5 сек,  затем  "Малый 

газ",  проверить  частоту  вращения (2450 
об/мин.± 100 об/мин.) 

16.Стояночный тормоз ............................................. Снять 

 

4.4.7. ВЗЛЕТ 

1. Электрический топливный насос .................... проверить, ВКЛЮЧИТЬ 
2. Рычаг управления шагом винта ....................... макс. обороты (ВПЕРЕД) 
3. РУД...................................................................... полностью, 2400 ± 100 об/мин. 
4. Руль высоты с начала разбега .......................... в положении "НЕЙТРАЛЬНО" 
5. Управление по курсу......................................... с использованием руля направления 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

В  условиях  бокового  ветра  управление  по  курсу  может  быть  усилено 
применением  колесных  тормозов.  Помните,  что  использование  тормозов  для 
путевого управления увеличивает дистанцию разбега при взлете. 

V

ПР

 

6. Подъем переднего колеса ............................................................ 95 км/ч 
7. Скорость набора .........................................................................120 км/ч 

ВНИМАНИЕ! 

Для минимально возможной короткой дистанции взлета при высоте 

препятствия 15 м: 

Скорость отрыва ...............................................................105 км/ч 
Скорость набора высоты..................................................108 км/ч 

8. Рычаг управления шагом винта ....................... 2400 

об/мин. (после 

достижения 

безопасной высоты) 

9. Электрический топливный насос .................... ВЫКЛЮЧИТЬ 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

Чтобы избежать избыточного шума, следует снизить скорость вращения винта 
до 2400 об/мин. сразу же после достижения безопасной высоты полета. 

 

4.4.8. НАБОР ВЫСОТЫ 

1. Рычаг управления шагом винта .............................. 2400 об/мин. 
2. РУД............................................................................. до отказа (FULL) 
3. Приборы контроля работы двигателя .................... в пределах значений зеленой дуги  
4. 3акрылки.................................................................... в положении «ВЗЛЕТ» 
5. Приборная воздушная скорость ............................. 120 км/ч 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

Скорость набора высоты уменьшается вместе с увеличением высоты 

Высоты полета 

Закрылки в 

режиме 

«ВЗЛЕТ» 

Закрылки 

убраны 

0-1200 м  

(0-4000 футов) 

120 

130 

1200-2100 м   (4000-7000 футов) 

117 

125 

2100-3000 м   (7000-10000 футов) 

115  

3000 м  

(10000 футов) 

110  

6.Триммер...................................................................отрегулировать 

4.4.9. КРЕЙСЕРСКИЙ ПОЛЕТ 

1. Закрылки.................................................................Убраны (UP) 
2. РУД..........................................................................по необходимости 
3. Рычаг управления шагом винта ...........................1900-2400 об/мин. 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

Для  получения  наиболее  благоприятного  соотношения  давления  наддува 
и оборотов винта см. Гл.5. 

4. Триммер..................................................................по необходимости  

ВНИМАНИЕ! 

Максимальное время эксплуатации позиционных огней составляет 50% от 
летного времени. 

 

4.4.10. СНИЖЕНИЕ 

1. Высотомер ................................................................. установить 
2. РУД............................................................................. по скорости 
3. Рычаг управления шагом винта .............................. 1900 - 2400 об/мин. 
4. Подогрев карбюратора............................................. по потребности 

ВНИМАНИЕ! 

Для  обеспечения  быстрого  снижения  необходимо  выполнить  следующие 
процедуры: 

Рычаг управления шагом воздушного винта ............ установить на 2400 об/мин. 
РУД................................................................................. "МАЛЫЙ ГАЗ" 
Нагрев карбюратора ..................................................... ВКЛЮЧИТЬ 
Закрылки........................................................................ "УБРАТЬ" 
Воздушная скорость..................................................... не более 217 км/ч 

4.4.11. ЗАХОД НА ПОСАДКУ 

1. Воздушная скорость................................................. 150 км/ч 
2. Закрылки.................................................................... в положении взлета 
3. Триммер..................................................................... установить по потребности 
4. РУД............................................................................. в требуемое положение 
5. Рычаг управления шагом винта .............................. макс. число оборотов 
6. Нагрев карбюратора ................................................. ВКЛЮЧИТЬ 
7. Электрический топливный насос ........................... ВКЛЮЧИТЬ 
8. Закрылки.................................................................... установить  в  посадочное  положение 

(LDG) 

9. Воздушная приборная скорость ............................. 110 км/ч 

ВНИМАНИЕ! 

Максимальное  рабочее  время  посадочной  фары  составляет  10%  от  летного 
времени, при включении не более чем на 5 минут. 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

В  условиях  сильного  встречного  ветра,  опасности  сдвига  ветра  или 
турбуленции следует выбирать более высокую скорость захода на посадку. 

 

4.4.12.УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ 

1. Рычаг управления шагом винта .............................. макс. обороты 
2. РУД............................................................................. ПОЛНЫЙ ГАЗ 
3. Подогрев карбюратора............................................. ВЫКЛЮЧИТЬ 
4. Закрылки.................................................................... в положении «ВЗЛЕТ» 
5. Приборная воздушная скорость ............................. 108 км/ч 

4.4.13. ПОСЛЕ ПОСАДКИ 

1. PУД ............................................................................ МАЛЫЙ ГАЗ 
2. Закрылки.................................................................... УБРАТЬ 
3. Подогрев карбюратора............................................. ВЫКЛЮЧИТЬ 
4. Посадочный огонь .................................................... ВЫКЛЮЧИТЬ 

4.4.14. ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ 

1.РУД.............................................................................. МАЛЫЙ ГАЗ 
2. Стояночный тормоз.................................................. установить 
3. Электрический топливный насос ........................... ВЫКЛЮЧИТЬ 
4. Основной выключатель приборов.......................... ВЫКЛЮЧИТЬ 
5. Свечи зажигания....................................................... ВЫКЛЮЧИТЬ 
6. Общий сетевой выключатель (батарея)................. ВЫКЛЮЧИТЬ 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

В  случае  повторных  вспышек  из-за  жарких  погодных  условий  или 
использования  автомобильного  бензина,  нужно  включить  зажигание, 
открыть  заслонку  и  приблизительно  через 3 секунды  снова  его 
выключить. 

 

4.4.15. ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ ПРОВЕРКА 

1. Аварийный приводной передатчик (ELT) 

проверить выключение. 

4.4.16. ПОЛЕТ В ДОЖДЕ 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

Летные  характеристики  могут  быть  снижены,  особенно,  что  касается 
взлетной  дистанции  и  максимальной  воздушной  скорости  в 
горизонтальном  полете.  Влияние  на  полетные  характеристики 
самолета является  очень незначительным.  Из-за  снижения видимости 
следует избегать полетов в условиях сильного дождя. 

 

 

ГЛАВА 5 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

5.1. ВВЕДЕНИЕ 
5.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТА 
5.3. ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТА.........................5-3 

5.3.1. Рис. 5.1: Тарировка указателя воздушной скорости .........................................5-3 
5.3.2. Рис. 5.2: Характеристики крейсерского полета .................................................5-4 
5.3.3. Рис. 5.3: Барометрическая высота – высота в атмосфере 

 высокой плотности ..............................................................................................5-5 

5.3.4. Рис. 5.4:Скорости сваливания..............................................................................5-6 
5.3.5. Рис. 5.5: Данные по ветру.....................................................................................5-7 
5.3.6. Рис. 5.6: Взлетные дистанции ..............................................................................5-8 
5.3.7. Рис. 5.7: Характеристики скороподъемности 

крейсерские высоты .............................................................................................5-9 

5.3.8. Резервный пустой лист 
5.3.9. Рис. 5.9: Крейсерская скорость (фактическая воздушная скорость)...............5-11 
5.3.10. Рис.5.10: Максимальная продолжительность полета .....................................5-12 
5.3.11. Рис. 5.11: Характеристика скороподъемности 

 при уходе на второй круг....................................................................................5-13 

5.3.12. Посадочные дистанции 
5.4. Данные по шуму .......................................................................................................5-14 

5.1. ВВЕДЕНИЕ 

Ниже  приведены  таблицы  и  диаграммы  по  характеристикам  самолета,  позволяющие 

Вам  проводить  планирование  полета.  Данные,  представленные  в  этих  таблицах  и 
диаграммах, получены на основе летных испытаний, которые проводились с использованием 
самолета  и  двигателя  в  хорошем  рабочем  состоянии  с  учетом  поправок  к  условиям 
стандартной  атмосферы  (МСА  Т=15°С  при  1013,25мбар)  над  уровнем  моря.  Таблицы 
характеристик  не  учитывают  опыт  летчика  или  условия  технического  обслуживания 
самолета.  Характеристики,  показанные  в  таблицах,  могут  быть  достигнуты  только  при 
выполнении  указанных  процедур  и  при  поддержании  самолета  в  хорошем  техническом 
состоянии. 

Принимая  во  внимание,  что  данные  по  дальности  и  продолжительности  полета  на 

каждой  диаграмме включают 30-минутный запас топлива для  указанной  мощности. Расход 
топлива для крейсерского полета определяется с учетом числа оборотов воздушного винта и 
давления наддува. Некоторые, не приведенные характеристики, такие как рабочее состояние 
двигателя  или  турбулентность,  могут  иметь  влияние  на  дальность  и  продолжительность 
полета.  Поэтому  важно,  чтобы  использовались  все  имеющиеся  данные  при  расчете 
количества  требуемого  топлива  на  полет.  Для  полета  без  обтекателей  колес  возникающая 
разность дается в процентах. 

 

 

 

5.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТА 

Данные  по  характеристикам  приведены  в  таблицах  и  диаграммах  для  того,  чтобы 
проиллюстрировать  влияние  различных  переменных  величин.  В  этих  таблицах 
содержится  достаточно  подробная  информация,  позволяющая  спланировать  полет  с 
необходимой степенью точности и надежности. 

 

 

5.3. ТАБЛИЦЫ ХАРАКТЕРИСТИК И ГРАФИКИ 

5.3.1. Рис.5.1: Калибровка указателя воздушной скорости  

 

Пример: V

IAS

= 93 узла, равняется V

CAS

 = 95 узлов. 

 

 

5.3.2. Рис. 5.2: Характеристики крейсерского полета. 

Мощность двигателя в % от номинальной мощности 

55% 65% 85% 

Баромет

ри

ческая

 

высот

а 

Ст

ан

да

рт

на

я 

те

мп

ерат

ура

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

м °C 

об/мин in.H л/ч 

об/мин in.H l/h  об/мин in.H л/ч 

15 2000 

24.7 

11.3 2100 25.7 

13.0 2200 27.0 

15.0 

600 

11 2000 

24.0 

12.0 2100 24.7 

13.3 2300 25.7 

15.3 

1200 7  2000 23.3 

13.0 2200 23.3 

14.0 2400 24.3 

16.3 

1800 3  2100 22.0 

14.0 2300 22.7 

16.3 2400 23.3 

19.3 

2400 -1 2200 

21.0 

15.0 2300 21.7 

17.7 2400 22.0 

19.7 

3000 -5  2300 19.7 

16.0 2400 20.3 

18.7     

3600 -8  2400 18.0 

17.3 

  

   

 

 

Мощность двигателя в % от номинальной мощности 

85% 95% 105% 

Баромет

ри

ческая

 

высот

а 

Ст

ан

да

рт

на

я 

те

мп

ерат

ура

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

О

борот

ы

 

винт

а 

На

дду

в 

Расход

 

м °C 

об/мин in.Hg

л/ч 

об/мин in.Hg

l/h  об/мин in.Hg Л/ч 

15 2400 

27.7 

18.3 2400 28.3 

21.7 2550 29.7 

25.0 

2000 

11 2400 

26.7 

18.7 2400 27.7 

22.3   

   

4000 7  2400 25.7 

21.0 

  

   

 

Поправки данных под нестандартные условия: 
При  Т=Т

МСА

 + 10 

°

C:  расход  горючего  уменьшается  при  той  же  мощности,  если  значения 

давления во всасывающем патрубке увеличены на 0.3 inHg, или значение барометрической 
высоты уменьшено на 150 м. 
При  Т=Т

МСА

 - 10 

°

C:  та  же  самая  мощность  и  расход  горючего  снижается,  если  значения 

давления  во  всасывающем  коллекторе  уменьшены  на 0.3 inHg, или  значение 
барометрической высоты увеличено на 150 м. 

ПРИМЕЧАНИЕ 

Вышеупомянутый  график  показывает  комбинации  оборотов  в  минуту  и  давление 
наддува,  которые  приводят  к  самому  низкому  расходу  горючего  при  выбранной 
мощности и высоте полета. 
Для наивыгоднейшего скоростного режима полета выбрать 2400 оборотов в минуту 
и давление наддува, которое является по крайней мере 0.7 inHg ниже максимально 
допустимого на соответствующей высоте полета. Эта мера приводит к перерасходу 
горючего при незначительном воздействии на крейсерскую скорость. 
Для  экономичного  режима  полета  предпочтительно  выбрать  частоту  вращения 
винта между 2300 и 2200 оборотов в минуту и давление наддува, на 1-2 inHg ниже 
максимально возможного в соответствии с выполняемым режимом полета. 
Чтобы  свести  износ  двигателя  к  минимуму,  работа  при  оборотах  ниже  1900  в 
минуту не рекомендуется. 

 

 

5.3.3. Рис. 5.3: Давление по высоте – Плотность по высоте 
Перевод давления в плотность на высоте 

 

Пример 1. Установите высотомер на 1013.25 mbar (29.9 inHg) и определите соответствующее 
давление (900 футов.) 
Определите температуру воздуха за бортом +21 °C  
Прочтите высоту по плотности (1800 футов.) 
Результат эффективная высота относительно характеристик - 1800 футов. 

 

 

5.3.4. Рисунок 5.4: Скорости сваливания 
Конфигурация: 

Газ малый, 
предельно передняя центровка, 
масса (вес) максимальная 

(наиболее неблагоприятная конфигурация) 
Скорости сваливания в км/час.: 

Угол крена 

0° 30° 45° 60° 

Положение 

закрылков 

IAS CAS IAS CAS IAS CAS IAS CAS 

Убраны 

79 92 85 99 94 109 

112 

130 

Взлет 

72 83 77 89 85 98 102 

117 

Посадка. 

70 81 75 87 83 96 99 115 

 
Скорости сваливания в узлах: 

Угол крена 

0° 30° 45° 60° 

Положение 

закрылков 

IAS CAS IAS CAS IAS CAS IAS CAS 

Убраны 43 50 46 53 51 59 60 70 

Взлет 39 45 42 48 46 53 55 63 

Посадка. 

38 44 41 47 45 52 54 62 

 

 

 

5.3.5. Рисунок5.5: Боковая составляющие ветра: 
Допустимая боковая составляющая ветра: 7,5 м/сек (27 км/час) 

 

Пример 
Скорость ветра: ..........................................................................................20 км/ч 
Угол между направлением ветра и направлением полета: ...................30 ° 
Встречная составляющая: .........................................................................18 км/ч 
Боковая составляющая: .............................................................................10 км/ч 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..