Существуют две обязательных предпосылки к созданию
системы регулирования:
наличие в основном авиационном законодательстве
государства положения о нормах воздушной навигации и
их принятии;
создание соответствующего государственного органа, в
дальнейшем именуемого ВГА, наделенного необходимыми
полномочиями для обеспечения соблюдения указанных
норм.
Основные законодательные документы, относящиеся к авиации
Основные законодательные документы государства,
относящиеся к авиации, должны:
санкционировать создание ВГА под руководством
исполнительного главы, в дальнейшем именуемого ГДГА;
предусматривать делегирование ГДГА необходимых
полномочий и соответствующих обязанностей по
разработке, выпуску и пересмотру эксплуатационных
норм и правил, соответствующих нормативным
положениям в области аэронавигации;
предусматривать принятие эксплуатационных норм и
правил, основанных на положениях Приложений
к Конвенции о международной гражданской авиации;
предусматривать обеспечение соблюдения
аэронавигационных норм и связанных с ними
эксплуатационных норм и правил;
требовать, чтобы все полеты коммерческого воздушного
транспорта выполнялись с санкции государства и в
соответствии с любыми условиями, которые государство
может считать применимыми в интересах безопасности
полетов, а также с любыми применимыми договорами и
соглашениями между данным государством и другими
государствами.
Примечание. В настоящем руководстве термин "нормы"
используется в общем смысле и включает документы,
которые могут приниматься в разных государствах в
виде инструкций, правил, указов, директив, сводов
законов, требований, политики и приказов, причем
этот перечень не является исчерпывающим. Вопрос о
конкретном статусе той или иной нормы в государстве
и штрафных санкциях за ее несоблюдение решается
отдельными государствами с учетом их обязательств по
Конвенции.
I-3-1
Руководство по процедурам эксплуатационной
инспекции,
I-3-2 сертификации и постоянного надзора
Эксплуатационные нормы и правила, о которых говорится в
п. 3.1.2.1 b), необходимо регулярно пересматривать с
учетом развития гражданской авиации и аспектов
безопасности полетов. Это возможно лишь в том случае,
если существует механизм оперативного внесения изменений
в такие нормы и правила. Один из возможных подходов в
данном вопросе – отнести детальные эксплуатационные
нормы и правила к компетенции ГДГА и не включать их в
национальное законодательство о гражданской авиации.
ПОЛНОМОЧИЯ ГДГА
Нормативные документы по воздушной навигации
должны содержать положения, которые
уполномочивают ГДГА:
создавать организацию по инспекции летной
работы для оказания помощи в выполнении
функций и обязанностей аппарата ГДГА;
по мере возможности разрабатывать, выпускать
и пересматривать эксплуатационные нормы и
правила, соответствующие нормативным
документам по аэронавигации;
определять соответствие предлагаемых
коммерческих воздушных перевозок
общественным интересам;
d определять технические и финансовые возможности будущего эксплуатанта
выполнять предлагаемую деятельность при имеющихся средствах наземного
обслуживания (например, аэродром, навигационные средства, службы
воздушного движения (ОВД)) и технического обслуживания;
выдавать СЭ и связанные с ними эксплуатационные спецификации,
необходимые для определения характеристик конкретных сообщений и
участвующих в них воздушных судов;
отзывать, аннулировать, приостанавливать действие или изменять СЭ и
связанные с ними эксплуатационные спецификации, разрешающие любой
вид деятельности, если проведение такой деятельности считается
противоречащим интересам безопасности полетов, при условии
заблаговременного уведомления эксплуатанта и предоставления ему
возможности консультаций и апелляции.
СТРУКТУРА ВГА
ГДГА должен создать эффективную организацию ВГА и нанять
необходимый квалифицированный персонал для выполнения
различных функций этого учреждения. Сфера компетенции ГДГА
не должна существенно варьироваться в разных государствах,
однако структура и размеры ВГА значительно различаются в
зависимости от объема, масштабов и сложности деятельности
гражданской авиации в государстве.
Принимая решение в отношении возможной организационной
структуры, ГДГА следует учитывать требования в отношении
инспекции, сертификации и надзора за деятельностью
эксплуатантов, изложенные в последующих главах настоящего
руководства, а также количество и масштабы деятельности
эксплуатантов в государстве. Во многих государствах
потребуется создать в структуре ВГА "инспекцию ВГА" для
обеспечения надлежащего выполнения обязанностей ГДГА в
области безопасности полетов коммерческого воздушного
транспорта и надлежащей защиты общественных интересов.
Вопросы создания и функционирования инспекции ВГА
рассматриваются в главе 5 настоящего руководства.
Часть I.
Надзор за безопасностью полетов коммерческого воздушного
транспорта: государство
Глава 3.
Государственная система регулирования
I-3-3
3.4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЛУАТАНТОВ
Государственные нормы и правила по эксплуатационной
инспекции и сертификации эксплуатантов и по осуществлению
последующей деятельности коммерческого воздушного транспорта
должны быть достаточно подробными, с тем чтобы их
удовлетворительное соблюдение позволяло достигать требуемого
уровня безопасности полетов. Следует признать, что, хотя
сфера применения норм и правил должна быть обширной, тем не
менее, вряд ли целесообразно или желательно пытаться
предусмотреть любую возможную эксплуатационную ситуацию.
Государственные нормы и правила должны намечать рамки
позитивного контроля и руководства, предоставляя в то же
время эксплуатанту определенную свободу действий в части
разработки оперативных инструкций для информирования
персонала о детальных аспектах выполнения той или иной
операции. Такой подход соответствует принципу
"ответственности эксплуатанта" и помогает в выработке
оптимальных эксплуатационных стандартов и методов для
конкретной эксплуатационной среды с учетом специфических
условий.
Для облегчения соблюдения и во избежание различий в
толковании государственные нормативные документы следует
составлять простым и понятным языком с использованием
методики "открытого текста", дополняя их соответствующим
инструктивным материалом.
Примечание. Рекомендации в отношении метода "открытого
текста" можно получить из различных источников, включая
Интернет.
Государственные нормы и правила должны требовать, чтобы
эксплуатант представил в ВГА в качестве основы для
сертификации его последующей деятельности подробные
оперативные инструкции и процедуры, регулирующие выполнение
работы. Положения части I и раздела II части III Приложения
6 требуют, чтобы эксплуатант представлял такой материал в
форме руководства по производству полетов и руководства по
регулированию технического обслуживания (МСМ), приемлемых
для государства регистрации и содержащих по крайней мере
указанный материал и такие другие материалы, которые может
потребовать ВГА. Как отмечается в части III настоящего
руководства, руководство по производству полетов и МСМ
эксплуатанта являются наиболее важными документами, на
которых основывается решение ВГА в отношении заявления о
выдаче СЭ.
3.5 КРИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТОВ
В результате анализа процесса, описываемого в пп. 3.1–3.4,
определены следующие критические элементы государственной
системы контроля за обеспечением безопасности полетов:
— основное авиационное законодательство;
конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации;
государственная система гражданской авиации с функциями
контроля за обеспечением безопасности полетов;
квалификация и подготовка технического персонала;
технический инструктивный материал, инструментарий и
предоставление критической с точки зрения безопасности
полетов информации;
обязательства по выдаче свидетельств, сертификации,
выдаче разрешений и утверждению;
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
сертификации и постоянного надзора
обязательства по надзору;
разрешение проблем безопасности полетов.
Указанные элементы подробно описаны в добавлении 5 к части I
Приложения 6, а также в части А "Создание государственной
системы за обеспечением безопасности полетов и управление
этой системой" документа "Руководство по организации
контроля за обеспечением безопасности полетов" (Doc 9734).
Эти элементы также рассматриваются в качестве отдельных
пунктов при проведении проверок на основе ВКП в рамках
Универсальной программы ИКАО по проведению проверок
организации контроля за обеспечением безопасности полетов.