ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ В АВИАЦИИ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

  1. Глава 3


     

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ В АВИАЦИИ


     

      1. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ


         

        1. Общие положения


           

          Существуют две обязательных предпосылки к созданию системы регулирования:


           

          1. наличие в основном авиационном законодательстве государства положения о нормах воздушной навигации и их принятии;


             

          2. создание соответствующего государственного органа, в дальнейшем именуемого ВГА, наделенного необходимыми полномочиями для обеспечения соблюдения указанных норм.


 

      1. Основные законодательные документы, относящиеся к авиации


 

        1. Основные законодательные документы государства, относящиеся к авиации, должны:


           

          1. санкционировать создание ВГА под руководством исполнительного главы, в дальнейшем именуемого ГДГА;


             

          2. предусматривать делегирование ГДГА необходимых полномочий и соответствующих обязанностей по разработке, выпуску и пересмотру эксплуатационных норм и правил, соответствующих нормативным положениям в области аэронавигации;


             

          3. предусматривать принятие эксплуатационных норм и правил, основанных на положениях Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации;


             

          4. предусматривать обеспечение соблюдения аэронавигационных норм и связанных с ними эксплуатационных норм и правил;


             

          5. требовать, чтобы все полеты коммерческого воздушного транспорта выполнялись с санкции государства и в соответствии с любыми условиями, которые государство может считать применимыми в интересах безопасности полетов, а также с любыми применимыми договорами и соглашениями между данным государством и другими государствами.


             

            Примечание. В настоящем руководстве термин "нормы" используется в общем смысле и включает документы, которые могут приниматься в разных государствах в виде инструкций, правил, указов, директив, сводов законов, требований, политики и приказов, причем этот перечень не является исчерпывающим. Вопрос о конкретном статусе той или иной нормы в государстве и штрафных санкциях за ее несоблюдение решается отдельными государствами с учетом их обязательств по Конвенции.


             

            I-3-1

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            I-3-2 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

        2. Эксплуатационные нормы и правила, о которых говорится в п. 3.1.2.1 b), необходимо регулярно пересматривать с учетом развития гражданской авиации и аспектов безопасности полетов. Это возможно лишь в том случае, если существует механизм оперативного внесения изменений в такие нормы и правила. Один из возможных подходов в данном вопросе – отнести детальные эксплуатационные нормы и правила к компетенции ГДГА и не включать их в национальное законодательство о гражданской авиации.


           

            1. ПОЛНОМОЧИЯ ГДГА


               

              Нормативные документы по воздушной навигации должны содержать положения, которые уполномочивают ГДГА:


               

              1. создавать организацию по инспекции летной работы для оказания помощи в выполнении функций и обязанностей аппарата ГДГА;


                 

              2. по мере возможности разрабатывать, выпускать и пересматривать эксплуатационные нормы и правила, соответствующие нормативным документам по аэронавигации;


                 

              3. определять соответствие предлагаемых коммерческих воздушных перевозок общественным интересам;


 

d определять технические и финансовые возможности будущего эксплуатанта выполнять предлагаемую деятельность при имеющихся средствах наземного обслуживания (например, аэродром, навигационные средства, службы воздушного движения (ОВД)) и технического обслуживания;


 

  1. выдавать СЭ и связанные с ними эксплуатационные спецификации, необходимые для определения характеристик конкретных сообщений и участвующих в них воздушных судов;


     

  2. отзывать, аннулировать, приостанавливать действие или изменять СЭ и связанные с ними эксплуатационные спецификации, разрешающие любой вид деятельности, если проведение такой деятельности считается противоречащим интересам безопасности полетов, при условии заблаговременного уведомления эксплуатанта и предоставления ему возможности консультаций и апелляции.


 

    1. СТРУКТУРА ВГА


 

      1. ГДГА должен создать эффективную организацию ВГА и нанять необходимый квалифицированный персонал для выполнения различных функций этого учреждения. Сфера компетенции ГДГА не должна существенно варьироваться в разных государствах, однако структура и размеры ВГА значительно различаются в зависимости от объема, масштабов и сложности деятельности гражданской авиации в государстве.


         

      2. Принимая решение в отношении возможной организационной структуры, ГДГА следует учитывать требования в отношении инспекции, сертификации и надзора за деятельностью эксплуатантов, изложенные в последующих главах настоящего руководства, а также количество и масштабы деятельности эксплуатантов в государстве. Во многих государствах потребуется создать в структуре ВГА "инспекцию ВГА" для обеспечения надлежащего выполнения обязанностей ГДГА в области безопасности полетов коммерческого воздушного транспорта и надлежащей защиты общественных интересов. Вопросы создания и функционирования инспекции ВГА рассматриваются в главе 5 настоящего руководства.


 

Часть I.

Надзор за безопасностью полетов коммерческого воздушного транспорта: государство

 

Глава 3.

Государственная система регулирования

I-3-3


 

3.4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЛУАТАНТОВ


 

      1. Государственные нормы и правила по эксплуатационной инспекции и сертификации эксплуатантов и по осуществлению последующей деятельности коммерческого воздушного транспорта должны быть достаточно подробными, с тем чтобы их удовлетворительное соблюдение позволяло достигать требуемого уровня безопасности полетов. Следует признать, что, хотя сфера применения норм и правил должна быть обширной, тем не менее, вряд ли целесообразно или желательно пытаться предусмотреть любую возможную эксплуатационную ситуацию. Государственные нормы и правила должны намечать рамки позитивного контроля и руководства, предоставляя в то же время эксплуатанту определенную свободу действий в части разработки оперативных инструкций для информирования персонала о детальных аспектах выполнения той или иной операции. Такой подход соответствует принципу "ответственности эксплуатанта" и помогает в выработке оптимальных эксплуатационных стандартов и методов для конкретной эксплуатационной среды с учетом специфических условий.


         

      2. Для облегчения соблюдения и во избежание различий в толковании государственные нормативные документы следует составлять простым и понятным языком с использованием методики "открытого текста", дополняя их соответствующим инструктивным материалом.


         

        Примечание. Рекомендации в отношении метода "открытого текста" можно получить из различных источников, включая Интернет.


         

      3. Государственные нормы и правила должны требовать, чтобы эксплуатант представил в ВГА в качестве основы для сертификации его последующей деятельности подробные оперативные инструкции и процедуры, регулирующие выполнение работы. Положения части I и раздела II части III Приложения 6 требуют, чтобы эксплуатант представлял такой материал в форме руководства по производству полетов и руководства по регулированию технического обслуживания (МСМ), приемлемых для государства регистрации и содержащих по крайней мере указанный материал и такие другие материалы, которые может потребовать ВГА. Как отмечается в части III настоящего руководства, руководство по производству полетов и МСМ эксплуатанта являются наиболее важными документами, на которых основывается решение ВГА в отношении заявления о выдаче СЭ.


 

3.5 КРИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

      1. В результате анализа процесса, описываемого в пп. 3.1–3.4, определены следующие критические элементы государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов:


         

        — основное авиационное законодательство;


         

        • конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации;


           

        • государственная система гражданской авиации с функциями контроля за обеспечением безопасности полетов;


           

        • квалификация и подготовка технического персонала;


           

        • технический инструктивный материал, инструментарий и предоставление критической с точки зрения безопасности полетов информации;


           

        • обязательства по выдаче свидетельств, сертификации, выдаче разрешений и утверждению;

        Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            1. сертификации и постоянного надзора


               

              image


               

              • обязательства по надзору;


                 

              • разрешение проблем безопасности полетов.


         

      2. Указанные элементы подробно описаны в добавлении 5 к части I Приложения 6, а также в части А "Создание государственной системы за обеспечением безопасности полетов и управление этой системой" документа "Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов" (Doc 9734). Эти элементы также рассматриваются в качестве отдельных пунктов при проведении проверок на основе ВКП в рамках Универсальной программы ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..