Итоговый тестовый контроль по специальности «психиатрия» (2019 год) с ответами - часть 4

 

  Главная      Книги - Тесты, билеты     Итоговый тестовый контроль по специальности «психиатрия» (2019 год) с ответами

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Итоговый тестовый контроль по специальности «психиатрия» (2019 год) с ответами - часть 4

 

 



Тема 4 Подростковая психиатрия

 

1.         У детей дошкольного возраста реже всего наблюдается одно из перечисленных психопатологических состояний:

А) Навязчивые состояния.

Б) Синдром гиперреактивности.

+В) Галлюцинаторно-параноидный синдром.

Г) Истерические реакции.

Д) Делирий.

 

2. Проявлениями аутизма являются все перечисленные расстройства, кроме:

А) Исчезновение интуиции

Б) Паралогическое мышление

+В) Преобладание ассоциаций по смежности

Г) Эмоционально-волевое снижение

Д) Формальный контакт

 

3.        Дети особенно подвержены влиянию окружающей среды  с возникновением

нарушений поведения.  Это связано

А) С конституциональной психической патологией

+Б) С органическим поражением головного мозга

В) С соматическим заболеванием

Г) Все перечисленное верно

Д) Ни то, ни другое

 

4.                  Дислалия характеризуется нарушением

   а)  темпа и ритма речи

   +б)  звукопроизношения при нормальном слухе  и сохранной иннервации речевого

аппарата

   в)  речи при тугоухости 

 

5.         В основе сенсорной алалии лежит несформированность

   +а)  фонематического слуха

   б)  речедвигательного анализатора

   в)  и того, и другого 

 

6.      В основе моторной алалии лежит несформированность

   +а)  фонематического слуха

   б)  речедвигательного анализатора

   в)  и того, и другого

   г)  ни того, ни другого 

 

7.      Аномалия зубо-челюстной системы определяет

   +а)  сенсорную дислалию

   б)  моторную дислалию

   в)  механическую дислалию 

 

8.      Ротацизм, ламбдацизм, сигматизм  и другие искажения произношения

звуков

   +а)  самопроизвольно устраняются в школьном возрасте

   б)  не поддаются коррекции

   в)  исправляются специальными логопедическими приемами 

 

9.      Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения,  обусловленное

   а)  задержкой речевого развития

   б)  нарушением фонематического слуха

   в)  органическим поражением речевых центров в мозге

   +г)  анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата 

 

10.  Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

   а)  первичной задержкой психического развития

   +б)  анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

   в)  недостаточностью иннервации речевого аппарата 

 

11.  Брадилалия и тахилалия определяются нарушением развития

   +а)  внутренней речи

   б)  внешней речи

   в)  как внешней, так и внутренней речи 

 

12.  При тахилалии заикание является

   +а)  первичной причиной

   б)  вторичным осложнением

   в)  самостоятельным расстройством 

 

13.  В основе алалии лежит недоразвитие речи вследствие

   +а)  психической депривации

   б)  психической травмы

   в)  органического поражения речевых зон коры головного мозга  во внутриут-

робном и раннем постнатальном периоде развития 

 

14.  У ребенка в раннем возрасте отсутствует лепетная речь,  к 2-3 годам появляются искаженные малопонятные слова,  к 4-5 годам - упрощенная фразовая речь с перестановкой звуков и слогов,  отсутствием дифференциации звуков.

Указанное состояние следует оценить как

   а)  задержку психического развития

   б)  дислалию

   +в)  моторную алалию

   г)  сенсорную алалию 

 

15.  Ребенок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки,  не понимает речь окружающих, не дифференцирует звуки,  плохо соотносит слова с предметом, не реагирует на зов  и не прислушивается к речи окружающих.  Указанную клиническую картину следует оценить как

   а)  задержку психического развития

   б)  дислалию

   в)  моторную алалию

   +г)  сенсорную алалию 

 

16.  После 4 лет речь ребенка остается косноязычной,  характеризуется ротацизмом, ламбдацизмом, сигматизмом.  Речь идет

   а)  о задержке психического развития

   +б)  о дислалии

   в)  о моторной алалии

   г)  о сенсорной алалии 

 

17.  Основная помощь, направленная на исправление речи при дислалии, включает

   а)  стимулирующую медикаментозную терапию

   б)  психотерапию

   +в)  раннюю логопедическую коррекцию

   г)  лечебную педагогику 

 

18.  Основная помощь, направленная на исправление речи  при моторной алалии у детей, включает

   а)  стимулирующую медикаментозную терапию

   б)  психотерапию

   +в)  раннюю логопедическую помощь

   г)  лечебную педагогику 

 

19.  Обучение детей с дислалией и дисграфией предусматривает

   а)  массовую школу

   б)  класс "выравнивания"

   в)  вспомогательную школу

   +г)  специальный класс речевой школы 

 

20.  Заикание возникло на фоне запоздалого развития речи,  сочетается с косноязычием, аграмматизмами,  недостаточным развитием внутренней речи,  течет монотонно с аногнозической реакцией на речевой дефект.  Этот тип заикания следует оценить как

   а)  невротическое

   +б)  неврозоподобное энцефалопатическое

   в)  дизонтогенетическое ("заикание развития") 

 

21.  Заикание возникло после психотравмы у ребенка  с ускоренным речевым развитием, течет волнообразно,  в зависимости от ситуации, сопровождается болезненной реакцией  личности на дефект. Этот тип заикания следует оценить как

   +а)  невротическое

   б)  неврозоподобное энцефалопатическое

   в)  дизонтогенетическое 

 

22.  Заикание возникло в 3 года на фоне бурного развития экспрессивной речи,  тахилалии, без видимой причины, исчезает при замедлении темпа речи, сопровождается адекватным отношением к речевым трудностям. Указанный тип заикания следует расценить как

   а)  невротическое заикание

   б)  неврозоподобное энцефалопатическое заикание

   +в)  дизонтогенетическое ("заикание развития") заикание 

 

23.  Направленность психотерапии при неврозоподобном заикании у детей  включает

   а)  успокоение, отвлечение, переключение

   б)  дезактуализацию значения речевого дефекта

   +в)  привлечение внимания к речевому дефекту и стимуляция занятий  по ов-

ладению логопедическими навыками

   г)  развитие коммуникабельности 

 

24.  Направленность психотерапии при невротическом заикании у детей  включает

   +а)  успокоение, отвлечение, переключение

   б)  привлечение внимания к речевому дефекту

   в)  развитие внутренней речи

   г)  развитие коммуникабельности 

 

25.  Элективный мутизм является расстройством, преимущественным

   +а)  для дошкольного и младшего школьного возраста

   б)  для среднего школьного возраста

   в)  для подросткового возраста

   г)  для юношеского возраста 

 

26.  Элективный мутизм относится

   а)  к продуктивным психопатологическим синдромам

   б)  к негативным психопатологическим синдромам

   +в)  к продуктивно-дизонтогенетическим синдромам

   г)  к негативно-дизонтогенетическим синдромам 

 

27.  Тотальный мутизм наблюдается

   а)  при кататонических и кататоноподобных состояниях

   б)  при реактивных состояниях

   в)  при эндогенных депрессиях

   +г)  возможен при все перечисленных состояниях 

 

28.  Элективный мутизм у детей наиболее часто является

   +а)  регрессивной формой реакции пассивного протеста

   б)  истеро-невротической реакцией

   в)  кататоническим расстройством

   г)  проявлением эндогенной депрессии 

 

29.  Длительный элективный мутизм  приводит к патологическому формированию личности

   а)  по возбудимому типу

   б)  по тревожно-фобическому типу

   +в)  по тормозному и псевдошизоидному типу

   г)  по истероидному типу 

 

30.  Психогенный мутизм у детей возникает чаще на фоне

   а)  ускоренного речевого развития

   +б)  недоразвития экспрессивной речи

   в)  нормального речевого развития

   г)  тормозных черт характера 

 

31.  Элективный мутизм при заикании связан

   +а)  с логофобией

   б)  со сверхценным страхом речи

   в)  с бредовым отношением к речи

   г)  с реактивной депрессией 

 

32.  Возникновение алалии связано

   а)  с психической травмой в раннем возрасте

   б)  с рано начавшимся эндогенным заболеванием

   +в)  с поражением корковых речевых зон в возрасте до 3 лет

   г)  с поражением корковых речевых зон после 3 лет жизни 

 

33.  Моторная афазия у детей характеризуется

   +а)  утратой способности говорить  при сохранной способности понимать об-

ращенную речь

   б)  утратой способности понимать обращенную речь

   в)  тотальным мутизмом

   г)  избирательной немотой 

 

34.  Сенсорная афазия у детей характеризуется

   а)  утратой способности говорить  при сохранной способности понимать об-

ращенную речь

   +б)  утратой понимания звуков речи и слов  при адекватном восприятии нере-

чевых звуков

   в)  тотальной немотой

   г)  избирательной немотой 

 

35.  Основными причинами заикания у детей являются

   а)  недоразвитие речи

   б)  аффективно-шоковая реакция

   в)  длительная психогения

   +г)  все перечисленные 

 

36.  Наиболее резистентным к терапии является

   а)  невротическое заикание

   +б)  невротическое заикание на резидуально-органической основе

   в)  неврозоподобное заикание

   г)  существенной разницы не выявляется 

 

37.  Наиболее склонно к резидивированию

   а)  невротическое заикание

   +б)  невротическое заикание на резидуально-органической основе

   в)  неврозоподобное заикание

   г)  существенной разницы не выявляется 

 

38.  Наибольшая степень страха речи (логофобия) свойственна

   +а)  невротическому заиканию

   б)  невротическому заиканию на органической основе

   в)  неврозоподобному заиканию 

 

39.  Основной метод лечебного воздействия при невротическом заикании включает

   а)  логопедическую работу над речью

   +б)  психотерапию

   в)  медикаментозное лечение

   г)  все перечисленное 

 

40.  Основной метод лечебного воздействия при невротическом заикании  на резидуально-органической основе включает

   а)  логопедическую работу над речью

   б)  психотерапию

   в)  медикаментозное лечение

   +г)  все перечисленное 

 

41.  Наиболее уязвимым возрастом возникновения заикания является

   +а)  2-5 лет

   б)  6-8 лет

   в)  9-15 лет 

 

42.  Заиканием чаще страдают

   +а)  мальчики

   б)  девочки

   в)  с одинаковой частотой и мальчики, и девочки 

 

43.  Основной метод лечебного воздействия при неврозоподобном заикании  включает

   +а)  логопедическую работу над речью

   б)  психотерапию

   в)  медикаментозное лечение

   г)  все перечисленное 

 

44.  При отсутствии специального лечения наиболее часто заикание

   а)  исчезает с возрастом

   б)  усиливается

   в)  течет стационарно

   +г)  частично компенсируется 

 

45.  Возникновение спонтанных ремиссий возможно

   +а)  при невротическом заикании

   б)  при невротическом заикании на резидуально-органической основе

   в)  при неврозоподобном заикании 

 

46. Общая психопатология детского возраста

   а)  полностью совпадает с психопатологией взрослых

   +б)  имеет особенности, связанные с онтогенезом психики ребенка

   в)  не связана с психопатологией взрослых 

 

47. Олигофрения является выражением

   а)  парциальной психической ретардации

   +б)  тотальной психической ретардации

   в)  асинхронии психического развития

   г)  регресса психических функций 

 

48. К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого  является синдром невропатии, относится

   а)  акселерация

   б)  асинхрония

   +в)  парциальная ретардация 

 

49. Наиболее вероятной динамикой проявлений невропатии  при усилении психических, в особенности личностных, компонентов является формирование

   а)  психопатии возбудимого типа

   б)  органической психопатии

   в)  истерической психопатии

   +г)  психопатии тормозного типа  (астенической психопатии по П.Б.Ганнушкину)

 

50. Для синдрома Каннера наиболее характерно

   а)  слабость эмоционального реагирования

   б)  склонность к стереотипным движениям

   +в)  отсутствие потребности в контактах с окружающими

   г)  боязнь всего нового (неофобия) 

 

51.   Отсутствие потребности в контактах с окружающими  при достаточном интеллектуальном уровне отмечается

   а)  при синдроме Каннера

   +б)  при синдроме Аспергера

   в)  при органическом варианте раннего детского аутизма 

 

52.   За маской гиперкинетического синдрома с повышенной активностью, говорливостью, приподнятым настроением у детей может скрываться

   +а)  гипомания

   б)  субдепрессия

   в)  гиперкомпенсаторные реакции

   г)  бредовая настроенность 

 

53.  Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического) синдрома с двигательной расторможенностью, неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью, церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами у детей следует оценить как

   а)  конституциональный вариант гиперкинетического синдрома

   +б)  энцефалопатический вариант гиперкинетического синдрома

   в)  гиперкинетический синдром при детской шизофрении 

 

54. Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического)   синдрома, при котором двигательная расторможенность и повышенная отвлекаемость сочетаются с личностными особенностями истероидного круга у детей, следует расценить как

   +а)  конституциональный вариант гиперкинетического синдрома

   б)  энцефалопатический вариант

   в)  гиперкинетический синдром при шизофрении 

 

55. Основным признаком отличия страхов сверхценного содержания  от навязчивых страхов является

   а)  содержание страхов отражает определенные объекты, вызвавшие недуг

   б)  представления об устрашающих объектах доминируют в сознании

   +в)  ребенок убежден в обоснованности страхов  и не пытается их преодолеть

 

56.   Бредовый характер страхов помогает определить у ребенка  следующий признак

   а)  страхи возникают вне зависимости от психотравмирующей ситуации

   б)  страхи обнаруживают склонность к постоянству

   в)  страхи не корригируются

   г)  бредовые страхи сочетаются с симптомами психотического уровня,    например, с галлюцинациями

   +д)  имеют значение все перечисленные признаки 

 

57. Чрезмерное фантазирование со стремлением в фантазиях реализовать   неосуществленные в жизни желания у детей и подростков с теми  или иными физическими недостатками (слепотой, глухотой, поражениями  опорно-двигательного аппарата и т.п.) следует отнести

   а)  к бредоподобным фантазиям

   б)  к фантазии с навязчивыми идеями

   +в)  к сверхценным, гиперкомпенсаторным фантазиям

   г)  ко всему перечисленному 

 

58. Сверхценный характер фантазий отличается следующими особенностями

   а)  преобладанием фантазий отвлеченного, познавательного характера (составление схем географических карт, планов, таблиц и т.п.)

   б)  чертами насильственности

   +в)  "аффективной заряженностью" в отношении определенной тематики 

 

59. Основным признаком образного патологического фантазирования,   соединенного с псевдогаллюцинированием, является

   а)  яркие образные представления фантазий содержат чувственный    компонент (визуализированные представления)

   б)  с течением болезни уменьшается произвольная деятельность мышления   в процессе образного фантазирования

   +в)  образные фантазии приобретают элемент насильственности 

 

60. Бредоподобное фантазирование в виде игрового перевоплощения  с элементами деперсонализации характерно

   а)  для младшего школьного возраста

   +б)  для дошкольного возраста

   в)  для раннего возраста 

 

61.  Синдромы уходов и бродяжничества характерны для детей

   а)  дошкольного возраста

   +б)  младшего пубертатного возраста

   в)  среднего пубертатного возраста

   г)  старшего пубертатного возраста 

 

62. Наиболее характерным признаком  реактивных (ситуационных) уходов у детей является

   а)  нарушение влечений

   б)  аутистическая тенденция к одиночеству

   +в)  личностные реакции протеста 

 

63.  К основным признакам мутизма как реакции протеста у детей  следует отнести

   а)  в основе мутизма лежат сверхценные переживания  (обида, ущемленное самолюбие и т.п.)

   б)  мутизм возникает в связи с психической травмой

   в)  мутизм сочетается с другими невротическими расстройствами

   +г)  верно все перечисленное 

 

64. Психопатологическую сущность состояния,  при котором недовольство мнимым физическим недостатком усиливается,  влияя на все поведение подростка и приобретая характер некорригируемого и даже нелепого убеждения  (миловидная девушка утверждает, что у нее безобразная внешность),   следует оценить как

   а)  сверхценную дисморфофобию

   б)  навязчивую дисморфофобию

   +в)  и то, и другое

   г)  ни то, ни другое 

 

65. Состояние подростка в случае,  если его увлечение вопросами биологии приобретает чрезмерный характер   и возникает на основе воспитания односторонних интересов к биологии, следует оценить как

   а)  увлечение паранойяльного характера

   +б)  увлечение сверхценного характера

   в)  навязчивые интересы и увлечения 

 

66. Синдром односторонних интересов и увлечений  наиболее часто наблюдается

   а)  в дошкольном возрасте

   б)  в младшем школьном возрасте

   +в)  в пубертатном периоде

   г)  в юношеском возрасте 

 

67. Состояние, при котором болезненная фиксация на однообразной игре, чаще в одиночку, с длительным перевоплощением в образ игры  с затруднением переключения на реальное,  наблюдается у ребенка дошкольного возраста.  Оно может быть определено как фантазии

   а)  здорового ребенка

   б)  сверхценного характера

   +в)  с "игровым перевоплощением" бредоподобного характера 

 

68. Ребенок производит однообразные манипуляции с предметами  (постукивает о коробочку, размахивает веревочкой, платком и т.п.). Познавательный интерес отсутствует. В этом случае психопатологическую сущность однообразной игры с предметами, не имеющими игрового назначения следует определить как игру

   а)  сверхценную

   +б)  стереотипную

   в)  навязчивую

   г)  бредоподобную 

 

69. У девочки-подростка отказы от еды стали возникать как средство  неосознанного избавления от психотравмирующей ситуации.  В это случае речь идет

   а)  о декомпенсации психостенической психопатии

   б)  о синдроме психической анорексии

  +в)  об аноректическом поведении  в рамках истеро-невротического расстройства 

 

70. В связи с принятым "модным" воззрением на полноту у девочки-подростка возникает страх излишней полноты, который приводит к длительному голоданию. Это состояние следует оценить как

   а)  навязчивую анорексию

   б)  бредовую анорексию

   +в)  сверхценную анорексию

   г)  психологически понятное поведение здорового подростка 

 

71. Опасение излишней полноты у девочки-подростка приводит  к длительному ограничению в еде, несмотря на сознание чуждости  переживания и стремления от него избавиться.  Это состояние следует расценить как

   а)  сверхценную анорексию

   +б)  навязчивую анорексию

   в)  бредовую анорексию 

 

72. Выраженное, стойкое снижение аппетита с периодическим отказом  от еды и рвотами у детей грудного возраста, а также у детей раннего  и дошкольного возраста при резких изменениях режима питания,   перекармливании, принудительном кормлении  следует классифицировать как

   +а) истинную анорексию

   б)  психическую анорексию

   в)  психологически понятную реакцию здорового ребенка 

 

73. Астенический синдром характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  физической истощаемости

   б)  психической истощаемости

   +в)  фиксационной амнезии

   г)  аффективной лабильности 

 

74.  Для астенического синдрома после соматического заболевания  характерно все перечисленное, кроме

   а)  аффективной лабильности с преобладанием пониженного настроения

   б)  повышенной утомляемости и истощаемости

   в)  гиперстезии

   +г)  нарушения сознания

   д)  сомато-вегетативных нарушений 

 

75. Астенический синдром как последствие черепно-мозговой травмы   характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  проявлений раздражительной слабости

   б)  аффективной лабильности

  + в)  явлений "усталости, не ищущей себе покоя"

   г)  ментизма

   д)  головных болей и вегетативных нарушений 

 

76. Для астенического синдрома при атеросклерозе  характерно все перечисленное, исключая

   а)  резко выраженную утомляемость

   б)  утрату способности к продолжительному умственному  и физическому напряжению

   в)  восстановление работоспособности после продолжительного отдыха

   +г)  легкие нарушения сознания в виде обнубиляции

   д)  легкость перехода от сниженного настроения со слезливостью  к благодушию и эйфории 

 

77. Классическая депрессивная триада характеризуется

   а)  эмоциональным торможением

   б)  двигательным торможением

   в)  идеаторным торможением

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

78.  Для депрессивной триады характерно все перечисленное, кроме

   а)  аффекта тоски

   б)  двигательного торможения

   +в)  меланхолического раптуса

   г)  идеаторного торможения

   д)  депрессивного содержания мышления 

 

79.   Депрессивное идеаторное торможение  может быть выражено всеми проявлениями, кроме

   +а)  концентрации мышления на депрессивной фабуле

   б)  затруднения запоминания

   в)  затруднения воспроизведения

   г)  явлений прогрессирующей амнезии

   д)  депрессивного моноидеизма 

 

80.  К признакам депрессивного двигательного торможения  относятся все перечисленные, исключая

   а)  замедление движений

   б)  бедность мимики

   в)  ощущение мышечной слабости

   +г)  повышенную чувствительность

   д)  явления депрессивного ступора 

 

81.  К простым вариантам депрессивного синдрома  относятся все перечисленные, кроме

   а)  анестетической депрессии

   б)  тревожной депрессии

   в)  ступорозной депрессии

   +г)  депрессии с бредом осуждения

   д)  депрессии с бредом самообвинения 

 

82.  К сложным вариантам депрессивного синдрома  относятся все перечисленные, кроме

   а)  ипохондрической депрессии

   б)  депрессии с интерпретативным бредом

   в)  депрессии с бредом ущерба

   +г)  депрессии с бредом самоуничижения

   д)  депрессии с чувственным бредом 

 

83. К соматическим признакам депрессии относятся

   а)  запоры

   б)  дисменоррея

   в)  похудание

   +г)  все перечисленное

   д)  ничего из перечисленного 

 

84.  К соматическим признакам депрессий могут относиться

   а)  повышение веса

   б)  отсутствие аппетита

   в)  постарение

   г)  все перечисленное

   +д)  ничего из перечисленного 

 

85. Диагностическое значение имеют следующие признаки депрессии

   а)  наличие или отсутствие суточных колебаний настроения

   б)  наличие или отсутствие  в анестетических депрессиях компонента doloroza

   в)  депрессивный ступор

   +г)  все перечисленные

   д)  ни один из перечисленных 

 

86.  К простым вариантам маниакального синдрома  относятся все перечисленные, кроме

   а)  гневливой мании

   б)  веселой мании

   в)  спутанной мании

   +г)  мании с чувственным бредом

   д)  непродуктивной мании 

 

87.  К сложным маниям относятся все перечисленные, исключая

   а)  манию с интерпретативным бредом

   б)  манию с чувственным бредом

  +в)  спутанную манию

   г)  манию с галлюцинозом

   д)  манию с онейроидом 

 

88. С наличием гипоманиакального состояния  могут быть связаны следующие проявления

   а)  повышенный аппетит

   б)  нарушение сна

   в)  расторможение влечений

   г)  все перечисленные

   +д)  ни одно из перечисленных 

 

89.  Маниакальная триада характеризуется

   а)  повышенным настроением

   б)  ускорением ассоциаций

   в)  двигательным возбуждением

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

90. Маниакальное идеаторное возбуждение  может быть выражено всеми перечисленными признаками, исключая

   а)  гипермнезию

   +б)  конфабуляции

   в)  ускорение ассоциаций

   г)  явления отвлекаемости со скачкой идей

   д)  идеаторную "спутанность" 

 

91. Признаками гипоманиакального состояния являются

   а)  повышенная активность

   +б)  повышение настроения

   в)  нарушение сна

   г)  все перечисленные

   д)  ни один из перечисленных 

 

92.  Обсессивный синдром характеризуется

   а)  возникновением чувств, мыслей, воспоминаний, влечений,        двигательных актов и т.д. помимо желания

   б)  сознанием их болезненности, критическим отношением к ним

   в)  бессилием в противоборстве,  преодолением ценой изнуряющих страданий

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

93.  К отвлеченным навязчивостям относятся все перечисленные, исключая

   а)  бесплодное мудрствование (умственная жвачка)

   б)  навязчивый счет

   в)  навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, терминов и т.д.

   +г)  навязчивое чувство антипатии

   д)  навязчивое разложение на отдельные слоги различных слов 

 

94. Навязчивое чувство антипатии характеризуется

   а)  возникающим, помимо воли и вопреки действительному отношению,     чувству неприязни, ненависти, отвращения к человеку

   б)  возникновением отчаяния из-за подобного чуждого чувства

   в)  невозможностью избавиться от него

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

95.   Навязчивые влечения характеризуются всем перечисленным, кроме

   а)  появления вопреки разуму, воли и чувству

   б)  стремления совершать какое-либо бессмысленное,  часто опасное действие

   в)  острого овладения рассудком, подчиняя себе все поведение больного

   +г)  возникновения при этом страха,  связанного с представлением о возможности подобных действий

   д)  возникновения при этом страха, связанного также  с непонятностью появления чуждого влечения 

 

96. Навязчивый страх (фобия) характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  интенсивного и непреодолимого страха, охватывающего больного

   б)  понимания его бессмысленности, попытками справиться с ним

   в)  наличия конкретного содержания

   +г)  неопределенного чувства страха, без понимания его бессмысленности

   д)  возможности быть всеохватывающим 

 

97. Навязчивые сомнения характеризуются всем перечисленным, исключая

   а)  назойливую неуверенность  в правильности и законченности совершанных действий

   б)  сомнение в правильности и точности исполнения

   в)  стремление проводить перепроверки

   +г)  успокоение больного многократными проверками

   д)  возможность продолжаться до бесконечности 

 

98. Навязчивые опасения характеризуются всем перечисленным, кроме

   а)  неустранимой вопреки воле и рассудку неуверенности  в удачном выполнении привычных или автоматизированных действий

   +б)  ощущения воздействия посторонней силы

   в)  отношения к образным (чувственным) навязчивостям

   г)  близости к навязчивым сомнениям

   д)  возможности действительного нарушения соответствующих  как произвольных, так и непроизвольных действий 

 

99.   К навязчивым ритуалам относятся все перечисленные, кроме

   а)  навязчивых движений и действий, возникающих совместно  с другими образными навязчивостями

   +б)  действия, совершаемого под воздействием чужой воли

   в)  имеющих значение заклинаний, защиты

   г)  воспроизводящихся вопреки разуму  для предупреждения мнимого несчастья или преодоления другого вида навязчивости 

 

100. Синдром деперсонализации характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  расстройства самосознания личности,  отчуждения психических свойств личности

   +б)  нарушения сознания

   в)  чувства изменения, утраты или раздвоения своего Я

   г)  расстройства самосознания витальности и активности

   д)  расстройства самосознания целостности 

 

101.  В сравнительно легких случаях деперсонализация  выражается всем перечисленным, исключая

   а)  ощущение внутренней измененности, касающейся чувств и мыслей

   +б)  восприятие окружающей обстановки как безжизненной

   в)  блеклое, безжизненное, приглушенное осознание себя

   г)  ощущение наблюдения себя как бы со стороны

   д)  возможность утраты чувств, возможной утраты собственного Я 

 

102.   В более тяжелых случаях деперсонализация  проявляется всем перечисленным, кроме

   +а)  ощущения нереальности окружающего

   б)  отчуждения мыслей, отчуждения чувств

   в)  отчуждения действий, поступков

   г)  отчуждения представлений, воспоминаний

   д)  восприятия их как искусственно созданных воздействием извне 

 

103. В самых тяжелых случаях деперсонализация  проявляется всем перечисленным, исключая

   +а)  утрату чувственного восприятия предметов

   б)  феномен расщепления Я

   в)  утверждение, что существуют два несогласных Я

   г)  утверждение, что каждое из этих Я по-разному воспринимает       окружающее, думает, действует

   д)  ощущение, что подобное расщепление происходит  под воздействием внешних сил 

 

104.  К проявлениям физической (телесной) деперсонализации относятся

   а)  чувство отчуждения своего голоса

   б)  ощущение, что тело, отдельные части его стали чужими

   в)  наблюдение за своими действиями как бы со стороны

   +г)  все перечисленные

   д)  ни одно из перечисленных 

 

105.  К расстройству самосознания витальности относится все перечисленное, кроме

   а)  снижения или исчезновения чувства собственной жизненности

   +б)  понижения восприимчивости внешних раздражителей

   в)  ослабления переживания телесной жизнедеятельности  (в легких случаях)

   г)  утраты чувства, что живут, что есть (в тяжелых случаях)

   д)  ослабления физического благополучия, тонуса телесного существования 

 

106.  К расстройству самосознания целостности относится все перечисленное, кроме

   +а)  ощущения расстройства "схемы тела" (увеличения и смещения)

   б)  нарушения осознавания себя как единого неразрывного целого

   в)  возникновения переживания внутреннего распада,  раздвоения, вызывающего панический страх

   г)  сосуществования двух несогласованных Я,  находящихся в постоянном противоречии

   д)  возможности отчуждения частей собственного тела 

 

107.  К расстройству границ самосознания относится все перечисленное, исключая

   а)  ослабление вплоть до полного исчезновения границ Я и не Я

   б)  ослабление вплоть до полного исчезновения различия  между миром внутренним и внешним

   +в)  появление полного равнодушия, безучастия ко всему окружающему

   г)  ослабление вплоть до полного исчезновения различия  между реальностью и образами,  созданными акустическим миром больных 

 

108. К расстройству идентичности самосознания относится все перечисленное, исключая

   а)  неуверенность в непрерывности самосознания  от рождения до данного момента

   б)  прекращение осознания себя, кто он

   в)  в легких случаях ощущение отдаленности своего Я

   г)  в тяжелых случаях исчезновение уверенности "Я есть, Я сам"

   +д)  дезориентировку в ситуации 

 

109.  Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме

   +а)  искажения величины и формы  воспринимаемых предметов и пространства

   б)  чувства призрачности окружающего

   в)  восприятия внешнего мира призрачным, неотчетливым

   г)  утраты чувства действительности

   д)  сомнения в реальности существования окружающих предметов, людей 

 

110. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме

   а)  ослабления олицетворения неодушевленных предметов  (окружающее лишено эмоционального резонанса, безжизненно, мертво)

   +б)  неспособности определять год, месяц, число, время года, день недели

   в)  восприятия окружающего зловеще-настороженным,  мистически таинственным, необычно радостным

   г)  возникновения ощущения, что рядом кто-то находится,  что непосредственно переживается, с одновременным осознанием     ошибочности возникающего чувства

   д)  нарушения способности восприятия  в виде невозможности устанавливать связи явлений  и понимать смысл происходящего 

 

111.   Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме

   а)  разнообразных, крайне мучительных,  тягостных ощущений в различных частях тела

   б)  необычности, вычурности ощущений

   в)  отсутствия констатируемых соматическими методами  исследований причин

   г)  частых сочетаний с ипохондрическими расстройствами

   +д)  восприятия, искажения формы и величины своего тела  

 

112. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключа

   а)  чрезмерно утрированное внимание к здоровью

   б)  убежденность в существующем заболевании

   в)  подавленное настроение с сеностопатиями  и мыслями о неизлечимой болезни

   г)  бредовую убежденность в существовании несуществующей болезни

   +д)  разнообразные, крайне мучительные и тягостные ощущения 

 

113. Особенностью паранойяльной ипохондрии является все перечисленное,  кроме

   а)  твердой убежденности в некоем заболевании

   +б)  убеждения, что болезнь развилась  в результате воздействия гипноза и т.д.

   в)  наличия системы доказательств заболевания

   г)  упорного требования обследования

   д)  проявления кверулянтской активности при попытке переубеждения 

 

114. Истерический припадок проявляется всем перечисленным, кроме

   +а)  припадка с клонической и тонической фазой

   б)  разнообразных сложных, выразительных движений

   в)  сопровождающегося помрачением сознания

   г)  психогенной обусловленности

   д)  усиления и затягивания при скоплении людей вокруг 

 

115. Малые истерические припадки проявляются всем перечисленным,   исключая

   а)  приступы рыдания и хохота

   б)  патетическую жестикуляцию

   +в)  секундную потерю сознания с подергиванием тела и группы мышц

   г)  чувство дурноты, учащенное дыхание

   д)  беспорядочные движения конечностями 

 

116. Истерические нарушения моторики проявляются всем перечисленным, исключая

   а)  функциональные парезы и параличи

   б)  явления астазии-абазии

   в)  различные гиперкинезы и тики

   +г)  психогенную слепоту

   д)  блефароспазм, афонию и мутизм 

 

117.  Истерические сенсорные нарушения и расстройства чувствительности  проявляются всем перечисленным, кроме

   а)  концентрического сужения полей зрения

   б)  психогенной слепоты (амавроза)

   в)  утраты слуха

   г)  гипестезии и анестезии участков тела

   +д)  наличия характера сделанности этих расстройств 

 

118. Истерические нарушения зрения характеризуются всем перечисленным,  кроме

   а)  отсутствия изменений границ на красный цвет  при концентрическом сужении полей зрения

   +б)  острого возникновения, наличия явной  или скрытой связи с психогенией

   в)  отсутствия нарушения пространственной ориентировки

   г)  сохранения реакции на свет

   д)  изменений на глазном дне 

 

119.  При истерической полной утрате слуха наблюдается все перечисленное, кроме

   а)  сохранения реакции на невербальные звуки и шумы

   б)  наличия замыкания глазных щелей при интенсивном внезапном звуке

   +в)  нарушения барабанной перепонки

   г)  сужения зрачков при громких звуках

   д)  наличия гипостезии (анестезии) ушных раковин 

 

120. Истерические сумеречные состояния  характеризуются всем перечисленным, кроме

   +а)  возникновения в памяти всего периода  истерического изменения сознания

   б)  расстройства сознания с наплывом ярких галлюцинаций,  полностью замещающих реальную обстановку

   в)  чрезвычайно выразительного, театрального поведения больных

   г)  звучания психотравмирующей ситуации

   д)  возможности возникновения нестойких бредоподобных идей 

 

121. Синдром сверхценных идей характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  наличия суждений, возникающих вследствие реальных обстоятельств    на основе действительных фактов

   б)  приобретения этими суждениями  в сознании больного доминирующего места

   в)  наличия выраженного аффективного напряжения

   г)  склонности при определенных условиях  с течением времени блекнуть и исчезать

   +д)  целиком ошибочных, неправильных умозаключений 

 

122.  Бредовые идеи характеризуются всем перечисленным, кроме

   а)  несоответствия действительности

   +б)  доступности исправления, устранения путем убеждения

   в)  искажения отражения действительности

   г)  полного овладения сознания

   д)  невозможности исправления,  несмотря на явное противоречие с действительностью 

 

123.   Бредовое настроение характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы

   +б)  возникновения этого состояния после "кристаллизации бреда"

   в)  необъяснимого мучительного беспокойства

   г)  приобретения окружающим иного смысла

   д)  восприятия себя и окружающего мира измененным 

 

124. Интерпретативный бред (бред толкования)  характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  нарушения абстрактного познания действительности

   б)  построения системы бреда на цепи доказательств,  обнаруживающих субъективную логику

   в)  крайне одностороннего трактования фактов доказательств  и игнорирования фактов, противоречащих излагаемой концепции

   г)  непрерывной внутренней работы над содержанием бреда

   +д)  нарушения чувственного познания окружающего мира 

 

125. Синдрому интерпретативного бреда свойственно все перечисленное, кроме

   +а)  преобладания образных представлений, наличия растерянности

   б)  стойкости и прогрессирования

   в)  наличия непрерывной внутренней работы над содержанием бреда,     развитием и систематизацией бредовых идей

   г)  превращения бредовых идей в постоянное воззрение

   д)  повышенной активности 

 

126.   Синдром чувственного (образного) бреда  характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  наглядно-образного характера,  отсутствия активной работы над содержанием бреда

   б)  отсутствия последовательной системы доказательств, обоснований

   в)  преобладания воображения, фантазии, грез

   г)  фрагментарности, неясности,  непоследовательности бредовых представлений

   +д)  последовательного подкрепления  искаженного суждения цепью обстоятельств 

 

127. Особенностью острого фантастического бреда является все перечисленное

   а)  наличия бреда инсценировки, интерметаморфозы

   б)  антагонистического бреда

   в)  грандиозности, мегаломоничности переживаний

   г)  чередования страха и экстаза, боязливости и патетики

   +д)  все перечисленное 

 

128.  Аффективному бреду свойственно

   а)  возникновение вместе с эмоциональными расстройствами

   б)  наличие лишь  относительной логической последовательности содержания

   в)  отсутствие необратимых изменений личности

   г)  сравнительно неглубокое  и неинертное расстройство психической деятельности

   +д)  все перечисленное 

 

129. Для резидуального бреда характерно все перечисленное, кроме

   а)  сохранения в качестве моносимптома

   б)  сохранения после исчезновения всех других проявлений психоза

   +в)  обязательности сосуществования с изменениями личности

   г)  сохранения при нормализации всего психического состояния,  кроме бредового содержания

   д)  последующего восстановления критического отношения к бреду 

 

130. Бред инсценировки характеризуется следующим восприятием

   а)  все происходящее сделано специально

   б)  вокруг идет как бы инсценировка, разыгрывается спектакль

   в)  вокруг все изменяется, перемещается, изменяются лица окружающих

   г)  под видом родных приходят незнакомые,  а в посторонних узнают родных

   +д)  всем перечисленным 

 

131.  Для галлюцинаций характерно

   а)  восприятие несуществующего

   б)  возникновение существующего без реального объекта

   в)  наличие непроизвольно возникающих представлений,  проецируемых вовне

   г)  характер проекции, неотличимой от реальных объектов

   +д)  все перечисленное 

 

132. Истинным галлюцинациям свойственно

   а)  непроизвольное возникновение представлений

   б)  проецирование их вовне

   в)  яркость, неотличимость от реальных предметов

   +г)  все перечисленное

   д)  ничего из перечисленного 

 

133.  Истинные зрительные галлюцинации могут быть

   а)  бесформенными, с неотчетливой или очерченной формой

   б)  с величиной видений натуральной, уменьшенной, увеличенной

   в)  бесцветные, цветные

   г)  подвижные или неподвижные

   +д)  все перечисленные 

 

134. Слуховые истинные галлюцинации делятся

   а)  по сложности (элементарные - акоазмы и более сложные)

   б)  по интенсивности

   в)  по содержанию (безразличные, угрожающие, императивные и т.д.)

   г)  по продолжительности (непрерывные и эпизодические)

   +д)  по всему перечисленному 

 

135. При истинных тактильных галлюцинациях возникают

   а)  ощущение ползания по телу насекомых

   б)  ощущение появления на поверхности тела посторонних предметов

   в)  ощущение появления под кожей посторонних предметов

   +г)  все перечисленные ощущения

   д)  ни одно из перечисленных ощущений 

 

136. Для висцеральных галлюцинаций характерно все перечисленное, кроме

   а)  ощущения явного присутствия в полости тела инородных предметов

   б)  ощущения присутствия в теле живых существ

   +в)  наличия беспредметных, необычных,  тягостных ощущений в разных местах

   г)  возможности точного описания своих ощущений

   д)  ощущения, что эти предметы неподвижны, шевелятся 

 

137. Гипнагогические галлюцинации проявляются в виде видений

   а)  непроизвольно возникающих перед засыпанием

   б)  возникающих при закрытых глазах

   в)  возникающих на темном поле зрения

   +г)  всех перечисленных

   д)  ни одного из перечисленных 

 

138. Галлюцинации мышечного чувства проявляются в виде ощущения

   а)  особой легкости тела

   б)  особой легкости членов тела

   в)  тяжести тела или его членов

   г)  движения языка или других органов

   +д)  всего перечисленного 

  

139. Начальный этап развития онейроида проявляется

   а)  лабильностью аффекта

   б)  преобладанием пониженного настроения с оттенком капризности      немотивированной тревоги, либо повышенного настроения  с оттенком восторженности, экзальтации

   в)  возникновением расстройства сна: чередования необычайно  ярких сновидений с бессонницей, нарушениями аппетита,  головными болями, неприятными ощущениями в области сердца

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

140.  Этап острой фантастической парафрении  проявляется всем перечисленным,кроме

   а)  фантастических видоизменений  предшествующих психических расстройств

   +б)  появления астенических расстройств

   в)  приобретения фантастического содержания реальных событий

   г)  возникновения фантастического ретроспективного бреда

   д)  возникновения манихеиского бреда 

 

141. Этап ориентированного онейроида проявляется всем перечисленным, исключая

   а)  возникновение непроизвольного фантазирования  с яркими представлениями о полетах, путешествиях, войнах,  мировых катастрофах

   б)  сосуществование такого фантазирования  с восприятием реального мира и ориентировкой в окружающем

   +в)  наплыв истинных зрительных галлюцинаций

   г)  легкое изменение фантастических бредовых построений  под влиянием изменений окружающего, нарушение чувства времени

   д)  преобладание или растерянно-патетического возбуждения,  или субступора

 

142. Фантастически-иллюзорный онейроид проявляется

   а)  охваченностью обильно всплывающими  в сознании яркими чувственными фантастическими представлениями

   б)  фрагментарностью отражения реального мира

   в)  наплывом конфабуляторных переживаний

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

143. Грезоподобный онейроид проявляется всем перечисленным, кроме

   а)  полной отрешенности от окружающей обстановки

   б)  ощущения себя участником фантастических событий

   +в)  преобладания вербальных псевдогаллюцинаций

   г)  преобладания в сознании больного визуализированных фантастических  представлений, связанных с внутренним миром больного

   д)  частоты диссоциаций между содержанием сознания  и двигательной сферой

 

144.  Сумеречное помрачение сознания проявляется

   а)  внезапной, чаще кратковременной утратой ясности сознания

   б)  полной отрешенностью от окружающего

   в)  иногда возможностью отрывочного и искаженного восприятия       окружающего при сохранении привычек автоматизированных действий

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

145. Сумеречное помрачение сознания  по особенностям клинических проявлений подразделяется на все перечисленные формы, кроме

   а)  простой

   б)  психотической

   +в)  эндогенной

   г)  ориентированного сумеречного помрачения сознания

   д)  истерической (психогенной) 

 

146.   Ориентированное сумеречное помрачение сознания отличается тем, что

   а)  имеет место неполная отрешенность от окружающего

   б)  больные в самых общих чертах знают,  где они находятся и кто их окружает

   в)  оно развивается на фоне тяжелой дисфории

   +г)  верно все перечисленное

   д)  не верно ни одно утверждение из перечисленных 

 

147. Простая форма сумеречного помрачения сознания  характеризуется всем перечисленным, исключая

   а)  развивается внезапно

   б)  больные отключаются от реальности,  вступить с ними в контакт невозможно

   в)  спонтанная речь либо отсутствует,  либо ограничивается повторением отдельных слов

   г)  развиваются то кратковременные ступорозные состояния,  то эпизоды импульсивного возбуждения с негативизмом

   +д)  сохраняется полное воспоминание о переживаниях  периода помраченного сознания 

 

148. Разновидностями простой формы сумеречного помрачения сознания  являются

   а)  амбулаторные автоматизмы

   б)  фуга или транс

   в)  сомнамбулизм или лунатизм  (амбулаторный автоматизм, возникающий во сне)

   +г)  все перечисленные

   д)  ничего из перечисленного 

 

149. Сумеречное помрачение сознания с продуктивными расстройствами ("психотическая" форма) проявляется всем перечисленным, кроме

   а)  сопровождается галлюцинациями, бредом и измененным аффектом

   б)  возникает относительно постепенно

   в)  восприятие больными окружающего искажено  существованием бредовых расстройств

   г)  слова и действия больных отражают  существование патологических переживаний

   +д)  наблюдается грезоподобный бред  с преобладанием визуализированных фантастических представлений 

 

150. Особенностями сумеречного помрачения сознания  с продуктивными расстройствами является все перечисленное, исключая

   а)  оно бывает непрерывным и альтернирующим

   б)  продолжительность от нескольких часов до недель

   в)  амнезия после выхода из него бывает частичной,  ретардированной или полной

   г)  отношение как к чуждым действиям, совершенным  в период помрачения сознания

   +д)  ориентированность в месте и времени 

 

151. Галлюцинаторный вариант "психотической" формы сумеречного  помрачения сознания характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  преобладают зрительные с устрашающим содержанием галлюцинации

   +б)  характерен наплыв вербальных псевдогаллюцинаций

   в)  зрительные галлюцинации чаще чувственно ярки, сценоподобны,      окрашены в разные цвета или сверкают

   г)  характерны подвижные, теснящие зрительные галлюцинации

   д)  галлюцинации слуха - это фонемы, чаще оглушительные 

 

152. Бредовый вариант "психотической" формы сумеречного  помрачения сознания характеризуется тем, что

   а)  преобладает образный бред с идеями преследования, воздействия

   б)  часто наблюдается бред величия и мессианства

   в)  часто встречаются религиозно-мистические бредовые высказывания

   +г)  верно все перечисленное

   д)  не верно ни одно из перечисленных утверждений 

 

153.  Патологическое просонное состояние (опьянение сном)  характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  возникает при замедленном пробуждении и от глубокого сна,       сопровождается яркими, в том числе кошмарными сновидениями

   б)  сознание остается заторможенным при освобождении функций,    относящихся к движению

   в)  ярко помнятся сновидения, воспринимаемые за действительность, сновидения переплетаются с неправильным восприятием окружающего

   г)  заканчиваются сном и последующим сохранением в памяти  обрывков бывших сновидений

   д)  состояния носят характер сделанности 

 

154. Продром пароксизмов характеризуется следующими  неспецифическими расстройствами, возникающими за несколько секунд   (минут, часов, дней) до возникновения пароксизма

   а)  астеническими

   б)  аффективными

   в)  сенестопатическими

   +г)  всеми перечисленными

   д)  ни одним из перечисленных 

 

155. К вариантам больших судорожных припадков относятся все следующие,  кроме

   а)  большого судорожного припадка

   б)  атипичных (рудиментарных) форм больших припадков

   +в)  джексоновского припадка

   г)  адверсивного судорожного припадка

   д)  мезэнцефального припадка 

 

156. В развитии большого судорожного припадка различают

   а)  тоническую форму

   б)  клоническую форму

   в)  фазу помрачения сознания  (оглушение или сумеречное расстройство сознания)

   +г)  все перечисленное

   д)  ничего из перечисленного 

 

157.  Эпилептическое состояние характеризуется

   а)  серией непрерывно следующих друг за другом  больших эпилептических припадков

   б)  продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток

   в)  пребыванием больного длительно в коме, сопоре или оглушении

   г)  всем перечисленным

   +д)  ничем из перечисленного 

 

158. Эпилептическое состояние сопровождается

   а)  изменениями в сердечно-сосудистой системе

   б)  повышением температуры  и другими сомато-вегетативными расстройствами

   в)  изменениями биохимии крови

   г)  ничем из перечисленного

   +д)  всем перечисленным 

 

159. Неотложная помощь при эпилептическом состоянии  включает следующие основные принципы

   а)  раннее начало лечения

   б)  комплексность терапевтических мер

   в)  применение дозированного наркоза

   +г)  все перечисленные

   д)  ничего из перечисленного 

                                                                                             

160.  К малым припадкам относятся все перечисленные, кроме

   а)  абсансов

   б)  пропульсивных (акинетических)

   в)  ретропульсивных

   г)  импульсивных (миоклонических)

  +д)  парциальных (джексоновских) 

 

161. Абсансы (кратковременные состояния  с внезапным выключением сознания) разделяются на

   а)  слабые просты

   б)  средние сложные

   в)  с автоматизированными действиями

   +г)  все перечисленные

   д)  ничего из перечисленного 

 

162. К разновидностям пропульсивных припадков относятся все перечисленные, исключая

   а)  кивки

   б)  салам-припадки

   в)  клевки

   +г)  амиотонические

   д)  молниеносные 

 

163. Разновидностями ретропульсивных припадков,  возникающих у детей 4-12 лет, являются

   а)  клонические

   б)  рудиментарные

   в)  пикнолептические

  +г)  все перечисленные

   д)  ни один из перечисленных 

 

164. Бессудорожные пароксизмы делятся на следующие группы

   а)  с глубоким помрачением сознания

   б)  с неглубоким помрачением сознания

   в)  без помрачения сознания

   г)  ни на одну из перечисленных

   +д)  на все перечисленные 

 

165. К расстройствам памяти относится все перечисленное, кроме

   а)  дисмнезии

   б)  амнезии

   в)  конфабуляции

   г)  парамнезии

   +д)  сделанных воспоминаний 

 

166.  Ослабление избирательной репродукции является

   а)  наиболее ранним проявлением ухудшения памяти

   б)  затруднением в воспроизведении необходимого  в данный момент материала

   в)  в первую очередь, затруднением в воспроизведении дат, имен,      названий, терминов

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

167. Ретроградная амнезия характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  выпадения из памяти событий,  непосредственно предшествовавших бессознательному состоянию

   +б)  потери способности запоминать,  отсутствия памяти на текущие события

   в)  невозможности воспроизвести события, обстоятельства,  бывшие перед утратой сознания или началом болезни

   г)  распространения подобного забвения на различный период 

 

168. Антероградная амнезия характеризуется

   а)  утратой воспоминаний о событиях, непосредственно следовавших  за окончанием бессознательного состояния  или другого расстройства психики

   б)  распространением подобного забвения на различный период  (часы, дни,недели)

   в)  правильным поведением больных в этот, затем забытый период

   г)  ни одним из перечисленных утверждений

   +д)  всеми перечисленными утверждениями 

 

169. Фиксационная амнезия характеризуется

   а)  потерей способности запоминать

   б)  отсутствием памяти на текущие события

   в)  выпадением из памяти событий,  непосредственно предшествовавших настоящему состоянию

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

170. Конфабуляции представляют собой все перечисленное, исключая

   а)  ложные воспоминания

   б)  действительные события, бывшие или возможные в прошлом,        перемещенные в ближайшее время

   в)  обыденные, часто связанные с профессией события,  замещающие пробел в воспоминаниях больного

   г)  патологические воображения в форме воспоминаний

   +д)  сделанные воспоминания  

 

171.  Расстройство побуждений проявляется

   а)  повышением волевой активности

   б)  понижением волевой активности

   в)  отсутствием побуждений

   г)  извращением волевой активности

   +д)  всем перечисленным 

 

172.  Гипобулия проявляется всем перечисленным, кроме

   а)  пониженной волевой активности, бедности побуждений,  вялости, бездеятельности

   б)  скудной, лишенной выразительности речи,  снижения двигательной активности

   в)  ослабления внимания, обеднения мышления

   г)  ограничения общения вследствие снижения откликаемости

   +д)  повышения мышечного тонуса 

 

173. Абулия проявляется всем перечисленным, исключая

   а)  отсутствие побуждения

   б)  утраты желания

   в)  полную безучастность и бездеятельность

   г)  прекращение общение вследствие исчезновения откликаемости

  +д)  отказ от речи (мутизм) 

 

174.  Гипербулия проявляется всем перечисленным, кроме

   а)  повышения волевой активности, усиления побуждений

   б)  повышенной деятельности

   +в)  чувства сделанности состояния

   г)  порывистости, инициативности

   д)  говорливости, подвижности 

 

175. Врожденное слабоумие (олигофрения) проявляется

   а)  дебильностью

   б)  имбецильностью

   в)  идиотией

   +г)  всем перечисленным

   д)  ничем из перечисленного 

 

176. Приобретенное слабоумие делится на

   а)  парциальное (лакунарное)

   б)  тотальное (глобальное)

   в)  маразм (распад личности)

   +г)  все перечисленное

   д)  ничего из перечисленного 

 

177. Ускорение процесса мышления характеризуется всем перечисленным, исключая

    а)  увеличение количества ассоциаций, образующихся  в каждый данный отрезок времени

   б)  более поверхностный характер умозаключений,  крайнюю отвлекаемость мышления

   +в)  бесплодного мудрствования

   г)  преобладание образных представлений над абстрактными идеями

   д)  возникновение скачки идей, вихря мыслей и представлений 

 

178.  Заторможение процесса мышления характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  замедления возникновения ассоциаций,  уменьшения количества ассоциаций

   б)  однообразия мыслей и представлений, трудности их образования

   +в)  трудности отделения главного от второстепенного

   г)  жалоб на утрату способности к мышлению

   д)  ощущения ослабления умственных способностей 

 

179. Бессвязность мышления (инкогеренция)  характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  утраты способности к образованию ассоциативных связей,  речи в виде беспорядочности набора слов

   +б)  наличия непроизвольно возникающего непрерывного и неуправляемого потока мыслей, наплыва образов, представлений

   в)  утраты способности к отражению действительности  в ее связях и отношениях

   г)  потери способности к элементарным обобщениям, к анализу и синтезу

   д)  хаотически образующихся бессмысленных связей в мышлении 

 

180. Обстоятельность мышления характеризуется всем перечисленным, кроме

   а)  замедления образования новых ассоциаций  вследствие преобладания предыдущих

   б)  утраты способности отделения главного от второстепенного

   в)  утраты способности отделения существенного от несущественного

   +г) выраженной затрудненности последовательного течения мыслей,      сопровождающейся замедленностью

   д)  снижения продуктивности мышления 

 

181. Сужение объема мышления характеризуется всем перечисленным,   исключая

   а)  крайнюю ограниченность содержания мышления, обеднение темы

   б)  сужение круга представлений

   +в)  нарушение целенаправленности мышления

   г)  уменьшение подвижности мыслительных процессов

   д)  затруднение переключения с одной темы на другую 

 

182. Закупорка мышления (шперрунг) проявляется всем перечисленным, кроме

   а)  неожиданной остановки, перерыва мыслей

   б)  внезапной блокады мыслей

   +в)  возникновения при кратковременном нарушении сознания

   г)  того, что больные замолкают, утратив нить мысли

   д)  возникновения при ясном сознании 

 

183. Паралогическое мышление характеризуется всем перечисленным,   исключая

   а)  соединение несопоставимых обстоятельств, явлений, положений

   +б)  длительное преобладание одной какой-либо мысли, представления

   в)  объединение противоречивых идей, образов, утрату логической связи

   г)  произвольную подмену одних понятий другими

   д)  соскальзывание с основного ряда мышления на побочный 

 

184. Общая психопатология детского возраста

   а)  полностью совпадает с психопатологией взрослых

   +б)  имеет особенности, связанные с онтогенезом психики ребенка

   в)  не связана с психопатологией взрослых 

 

185.   Очерченные психопатологические расстройства характерны

   а)  для подростков

   б)  для детей

   +в)  для взрослых 

 

186. Сверхценные индуцированные образования у подростков  чаще всего наблюдаются

   а)  при шизофрении

   +б)  при психогенном развитии личности

   в)  при психопатиях

   г)  при психических нарушениях в связи  с органическим поражением головного мозга 

 

187. Стойкое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку окружающих или определенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями,характеризуется как

   а)  навязчивые идеи отношения

   б)  сверхценные идеи отношения

   +в)  бредовые идеи отношения 

 

188. Тревожное настроение со страхом угрозы со стороны окружающего:  "портрет - страшный", в комнате присутствует кто-то "посторонний" и т.п. следует характеризовать как

   а)  депрессивное состояние

   +б)  тревожно-боязливое состояние с бредовой настроенностью

   в)  навязчивые страхи 

 

189. У девочки 5 лет поведение стойко и длительно определяется приподнятым  настроением, фантазией со стереотипным повторением сказочного сюжета, где ей принадлежит центральная роль. Она отождествляет себя с образом "сестрицы Аленушки". Такое состояние следует расценить как

   а)  сверхценные фантазии

   б)  бредоподобные фантазии

   +в)  аффективно-бредовое состояние

   г)  фантазии здорового ребенка 

                                                                                             

190. Депрессивное настроение у ребенка сопровождается тревогой, боязливостью, эпизодами страха с чувством угрозы, постороннего присутствия (придет старик, схватит Баба-Яга), утратой критики.  Это состояние следует расценить как

   а)  систематизированный бред

   б)  образный бред

   в)  бредоподобные фантазии

   +г)  аффективно-бредовое состояние 

 

  191. У ребенка 12 лет стойкое и постоянное ложное убеждение в плохом  к нему отношении конкретного лица с рядом логических доказательств  оценивается как

   а)  фантастический бред

   б)  образный бред

   +в)  систематизированный бред    

 

192. Для детских аффективных синдромов (в отличие от таковых у взрослых) характерны

   +а)  частота полиморфных аффективных синдромов малой глубины

   б)  преобладание простых аффективных синдромов  психотической глубины

   в)  преобладание сложных аффективных синдромов  с расстройствами сознания

 

193. Возраст депрессивного больного и явление транзитивизма  (перенос на близких) депрессивных переживаний  соотносятся друг с другом следующим образом

   а)  связи нет

   +б)  чем младше ребенок, тем чаще выявляется это расстройство

   в)  чем старше ребенок, чем ближе к пубертату,  тем чаще оно определяется

 

194. Аффективный синдром мании приобретает клиническую завершенность  и приобретает сходство с манией взрослых

   а)  в 1-2 года

   б)  в 3-5 лет

   в)  в 6-9 лет

   +г)  в 10-13 лет 

 

195. У детей раннего возраста при аффективных нарушениях  наиболее ярко выступает следующий компонент синдрома

   а)  собственно аффективный

   б)  идеаторный

   в)  моторный

  + г)  сомато-вегетативный 

 

196. Наиболее ранним возрастом, при котором возможна  диагностика маниакального синдрома методом клинического наблюдения,  является

   а)  первый год жизни

   б)  2-3 года

   +в)  4-6 лет

   г)  7-10 лет 

 

197. Мании чаще развиваются

   а)  у мальчиков

   +б)  у девочек

   в)  у мальчиков и девочек с равной частотой 

 

198. Депрессии чаще развиваются

   а)  у мальчиков

   +б)  у девочек

   в)  у мальчиков и девочек с равной частотой 

 

199. Наиболее частой причиной смерти при депрессии у подростков является

   а)  присоединившееся к депрессии соматическое заболевание

   б)  истинные суицидальные действия

  + в)  парасуицидальные действия, возникшие по типу реакции протеста,    шантажа, "ухода" из психотравмирующей ситуации 

 

200. Наиболее частой причиной смерти при депрессиях дошкольного возраста является

   +а)  суицидальные действия,  возникающие вследствие глубины депрессивных переживаний

   б)  внезапная суицидальная попытка, возникшая в результате конфликта  на фоне стертых депрессивных переживаний

   в)  присоединившееся к депрессии соматическое заболевание 

 

201. Причиной смерти при депрессиях раннего возраста является

   а)  аутоагрессия

   +б)  кахексия

   в)  нарушение терморегуляции

   г)  все перечисленное 

 

202. Наиболее ранним возрастом формирования  целенаправленных суицидальных действий при депрессиях у детей  является

   а)  ранний возраст

   +б)  дошкольный возраст

   в)  младший школьный возраст

   г)  пубертатный возраст 

 

203. При депрессиях у детей раннего возраста летальный исход

   а)  невозможен

   б)  возможен в результате суицидальных действий

   +в)  возможен в результате кахексии 

 

204. Наиболее тяжелым последствием затяжных депрессивных состояний  у детей раннего возраста является

   а)  похудание

   +б) задержка интеллектуального (психического) развития

   в) формирование предрасположенности к легкому появлению  реакций тревожной боязливости, тормозимости, пассивного протеста 

 

205.  Наиболее частыми проявлениями депрессии в дошкольном возрасте  является

   а)  тоскливость с идеями собственной неполноценности

   б)  тревожная боязливость с сентизивными идеями отношения

   +в)  сочетание капризности или боязливости  с неврозоподобными расстройствами типа энуреза,  тиков, трихотилломании, двигательных навязчивостей 

 

206. Бред отношения у ребенка сформировался по типу логического,   интерпретативного бреда, но отличается малым размахом,  бедностью содержания. Такой паранойяльный бред встречается

   +а)  в младшем возрасте

   б)  в подростковом возрасте

   в)  в среднем возрасте 

  

207. Основными проявлениями депрессии первого года жизни является

   а)  вынужденная поза

   б)  моторная заторможенность

   +в)  сомато-вегетативные расстройства 

 

208. Возникновение депрессивных состояний у детей возможно

   +а)  с первого года жизни

   б)  с 3-4 лет

   в)  с 7-10 лет

   г)  с возраста старше 10 лет 

 

209.  Расстройства сознания в рудиментарном виде характерны

   +а)  для дошкольного возраста

   б)  для подросткового возраста

   в)  для взрослых

   г)  для любой возрастной группы 

                  

210.  У ребенка застывание в одной позе, застывший взгляд,  маскообразное лицо, руки согнуты в локтевых суставах  и прижаты к туловищу, полное молчание (мутизм), негативизм.  Это состояние следует характеризовать как

   а)  психогенный ступор

   +б)  кататонический ступор

   в)  истерический ступор

   г)  экстрапирамидный акинето-ригидный синдром 

 

211. Возбуждение ребенка выражается в бесцельной маятникообразной ходьбе от препятствия к препятствию, однообразном беге по кругу  ("манежный бег"), стереотипных подпрыгиваниях,  выкриках бессмысленных звукосочетаний,  повторений слов и действий окружающих.  В этом случае имеет место

   а)  возбуждение в структуре аффективных расстройств

   б)  психопатоподобный синдром

   в)  психомоторный пароксизм

   +г)  кататоническое возбуждение 

 

212. Подросток логически обосновывает неприязненное отношение  к себе окружающих тем, что у него "отталкивающая внешность".   Поведение определяется переживаниями больного.  В этом случае имеет место

   а)  идея отношения

   б)  дисморфофобическая бредовая идея

   +в)  идея отношения,  сочетающаяся с дисморфофобическими бредовыми идеями 

 

213. У подростка формируется своеобразное мировоззрение антагонизма, враждебности к людям вообще в плане идеи:  "От людей добра не жди, верить никому нельзя".  В этом случае имеет место

   а)  сверхценная идея отношения

   б)  навязчивая идея

   +в)  бред отношения

   г)  пубертатные особенности психики 

 

214.  Поведение подростка определяется приподнятым настроением,  фантазией со стереотипным повторением приключенческого сюжета,  где ему принадлежит центральная роль. Он отождествляет себя с  участниками кражи автомашин.  Указанную клиническую картину следует расценить как

   а)  бредоподобные фантазии

   б)  фантазии здорового подростка

   в)  сверхценные фантазии гиперкомпенсаторного характера  в подростковом возрасте

   +г)  аффективно-бредовое состояние с фантастическим бредом  и гипоманией 

 

215. У подростка с пониженным настроением стойкие представления чрезмерной физической полноты с активным стремлением к похуданию.  В этом случае имеет место

   а)  бредовая психическая анорексия

   б)  сверхценная психическая анорексия

   +в)  аффективно-бредовое состояние  (бред в форме психической анорексии)

   г)  психологически понятная реакция  в пубертатном возрасте здорового подростка  с повышенным вниманием к своему физическому Я 

 

216.  У подростка с приподнятым настроением поведение  полностью определяется господствующей идеей о построении  "справедливого общества" на планетах.  Это состояние следует оценить как

   а)  бредоподобные фантазии

   +б)  систематизированный бред реформаторства

   в)  сверхценную идею реформаторства

   г)  увлечения здорового подростка 

 

217. Недоброжелательное отношение или даже ненависть к близким людям  при отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребенку  следует расценить как

   а)  возрастные особенности здорового ребенка

   б)  сверхценную антипатию

   +в)  бредовую антипатию к близким людям 

 

218. Сверхценные образования в подростковом возрасте  имеют следующую характерную особенность

   а)  неразработанность сверхценной идеи, отсутствие последовательности  в доказательствах (невыраженность интерпретативного компонента)

   +б)  соотношение идеи и аффекта в структуре сверхценного образования  у подростков смещено в сторону аффекта,  что объясняется особенностями подросткового возраста

   в)  незрелость аргументации в связи с незавершенностью созревания   идеаторной сферы в подростковом возрасте 

 

219.  Состояние ребенка определяется высокой истощаемостью  психических процессов наряду с повышенной раздражительностью,  гиперстезией по отношению к физическим и психическим раздражителям. Его можно расценить как

   а)  апато-абулический синдром

   б)  субдепрессию

   +в)  астению 

                                                                                             

220.  Длительное (недели и более) расстройство настроения  с подавленностью, грустью, жалобами на скуку, капризностью,   плаксивостью, двигательной заторможенностью, снижением аппетита  и нарушением сна, общим недомоганием, жалобами на боли в животе  при отсутствии соматического заболевания следует расценивать как

   а)  астенический синдром

   б)  неврозоподобный синдром

   в)  фобический синдром

   +г)  депрессивный синдром 

 

221.   После перенесенного гриппа у ребенка появилось  стойкое снижение настроения с эмоциональной слабостью,  истощаемостью внимания, вегетативно-сосудистой лабильностью.  Это состояние следует оценить как

   +а)  постинфекционную астению

   б)  депрессию

   в)  дистрофическое состояние 

 

222.  У ребенка раннего возраста повышенная возбудимость вегетативной нервной системы, сниженный аппетит, частые нарушения сна, пугливость, склонность к страхам. Указанное состояние следует расценить как

   а)  астено-невротическое

   +б)  невропатию

   в)  невроз испуга

   г)  шизотипический дизонтогенез 

 

223.  Мальчик 11 лет навязчиво троекратно дотрагивается до стен.  Ритуалы начались в результате тревоги за тяжело больную мать.  Мальчик критически относится к своей "привычке", стесняется ее,  говорит врачу: "Если я не дотронусь 3 раза, мне кажется, мама может  умереть". Указанное состояние следует оценить как

   а)  невроз навязчивых состояний

   б)  шизофрению с синдромом навязчивых состояний

   +в)  невроз страха с защитными действиями 

 

224. Упорное стремление кусать ногти, сосать палец, выдергивать волосы  на волосистой части головы или бровях, раздражать половые органы,   раскачиваться перед сном с получением при этом определенного удовольствия или ослабления внутреннего напряжения у детей  следует характеризовать как

   а)  ритуалы

   б)  гиперкинезы

   +в)  патологические привычные действия

   г)  тики 

 

225. Повторяющееся стойкое непроизвольное упускание мочи во время   глубокого ночного сна у детей в возрасте старше 3 лет  при отсутствии урологических заболеваний и поражений спинного мозга  связано

   а)  с невротическим энурезом

   +б)  с неврозоподобным энурезом

   в)  с энурезом при шизофрении 

 

226. Повторное произвольное выделение кала  (обычно в небольших количествах в виде пачканья белья)  с получением при этом определенного удовольствия у детей - это

   а)  патологическая привычка

   б)  невротический энкопрез

   +в)  перверзное сексуальное влечение в виде энкопреза 

 

227.  Двигательная расторможенность, непоседливость, общая возбудимость, неустойчивость внимания у детей характерны

   а)  для неврозоподобного синдрома

   +б)  для гиперкинетического (гипердинамического) синдрома

   в)  для психопатоподобного синдрома 

 

228.   У ребенка в результате несправедливого отношения к нему  со стороны родителей или других воспитателей возникают  реакции протеста. Их следует расценивать как

   а)  психопатические реакции

   б)  энцефалопатические (психопатоподобные) реакции

   +в)  патохарактерологические реакции 

 

229.  У ребенка отмечаются выраженные нарушения поведения при отсутствии  в его воспитании примера для правильной социальной ориентировки.   Причиной этому может быть

   а)  органическое заболевание головного мозга

   +б)  расстройство адаптации личности к окружающей среде

   в)  психопатия

   г)  все перечисленное 

 

230. У подростка психопатоподобные проявления с ослаблением самоконтроля,отсутствием волевых задержек, повышенным стремлением к получению удовольствия, жаждой новых впечатлений, готовностью к подражанию отрицательным примерам, внушаемостью.  Такой психопатоподобный синдром связан

   +а)  с психической неустойчивостью

   б)  с чертами психического инфантилизма

   в)  с гебоидными проявлениями 

 

231. Дети особенно подвержены влиянию окружающей среды  с возникновением

нарушений поведения.  Это связано

   а)  с конституциональной психической патологией

  + б)  с органическим поражением головного мозга

   в)  с соматическим заболеванием 

 

232. Повышенная возбудимость с агрессивностью, драчливостью,  склонностью к конфликтам, упрямством, непослушанием  и грубостью у детей характерны для психопатоподобного синдрома

   +а)  с повышенной аффективной возбудимостью

   б)  с паранойяльными реакциями

   в)  с истерическими проявлениями 

 

233.  У ребенка эксплозивность сочетается со склонностью к дисфориям, гиперсоциальные черты - с обстоятельностью, чрезмерной аккуратностью, утрированным стремлением к справедливости.  Это состояние возможно расценить как

   а)  вариант нормального развития личности

   б)  истероидные черты характера

   в)  шизоидные изменения личности

  + г)  эпилептоидные черты характера 

 

234. Психопатоподобные проявления у ребенка характеризуются влечением  к антисоциальным поступкам, ослаблением самоконтроля, тупым   равнодушием к происходящим вокруг событиям.  Это связано

   а)  с патологически протекающим пубертатным кризом

   б)  с психогенными нарушениями поведения

   +в)  с гебоидным синдромом при шизофрении 

 

235.   В состоянии делириозного помрачения сознания ребенок "видит"   страшных гусениц, убежден в том, что гусеницы нападают на него,  и прогоняет их. Это состояние можно расценить как

   а)  псевдогаллюцинации

   +б)  истинные галлюцинации

   в)  иллюзии 

 

236.  Галлюцинации у ребенка сопровождаются психомоторным возбуждением,   преобладают зрительные галлюцинации. Галлюцинаторные образы отличаются подвижностью, воспринимаются больным как реальные объекты. Имеют место признаки помрачения сознания.  Указанное состояние следует определять как

   а)  зрительный галлюциноз

   +б)  делирий

   в)  онейроидное помрачение сознания

   г)  аменцию 

 

237. Галлюцинаторные расстройства носят рудиментарный характер, например, при зрительном галлюцинозе или делирии отсутствует массивность, сценичность образов. При псевдогаллюцинациях отсутствует бредовая интерпретация сделанности и "преследователи".  Такие галлюцинации характерны для больных

   а)  в среднем возрасте

   б)  в подростковом и юношеском возрасте

   +в)  детей младшего возраста 

 

238.   "Сверхценные образования" у подростков чаще возникают

   а)  при шизофрении

   б)  при эндогенной депрессии

   в)  при психопатиях

   +г)  при психических нарушениях при пубертатном кризе

   д)  при психогенных заболеваниях подросткового возраста 

 

239.  В пубертатном возрасте преобладают такие сверхценные образования  как сверхценные отношения, сверхценные увлечения, привязанности,   неприязнь, ненависть, чувство собственной изгойности, что объясняется

   а)  отсутствием интерпретативного компонента  в сверхценном образовании подросткового возраста

   +б)  преобладанием сверхценного аффекта,  вуалирующего собственно сверхценную идею

   в)  незрелостью аргументации, узостью фабулы

   г)  всеми перечисленными особенностями сверхценных образований  в подростковом возрасте 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..