199
4.5.2. Конкуренты эмитента
ОАО «РЖД» является естественной монополией в области предоставления услуг
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования России и занимает
монопольное положение на рынке предоставления услуг локомотивной тяги. Естественно
монопольная сфера деятельности Компании в области грузовых и пассажирских перевозок в
соответствии
с
Федеральным
законом
«О
естественных
монополиях»
подлежит
государственному регулированию.
В сфере грузовых перевозок основными конкурентами железнодорожного транспорта являются
трубопроводный, автомобильный, морской и внутренний водный виды транспорта.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота транспортной системы
страны (с учетом трубопроводного транспорта) возросла с 42,5 % в 2007 г. до 42,8 % в 2008 г., а доля
пассажирооборота (без учета внутреннего водного и морского транспорта), снизилась с 40,3 % в
2007 г. до 39,2 % в 2008 году.
С 2002 года к железнодорожной инфраструктуре получили доступ частные компании, которые
начали масштабное приобретение подвижного состава. В настоящее время ОАО «РЖД» не
занимает доминирующего положения в сфере оперирования подвижным составом.
Коэффициент рыночной концентрации (процентное отношение грузооборота, выполненного в
подвижном составе трех крупнейших компаний-собственников, к общему объему грузооборота
сети железных дорог) в 2008 г. составил 59,2%, снизившись в 1,3 раза по сравнению с 2003 г. Индекс
рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (сумма квадратов долей, занимаемых в
грузообороте всеми действующими на рынке перевозок субъектами) за период 2003-2008 гг.
сократился почти в 3 раза. В 2008 г. его значение составило 1939, т.е. менее 2000, что говорит о
наличии возможностей для конкурентной борьбы в сфере оперирования подвижным составом.
В настоящее время весь парк вагонов на сети дорог можно разделить на три группы:
-вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» (парк общего пользования);
-вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД», сданные в аренду;
-вагоны, находящиеся в собственности промышленных предприятий и транспортных компаний.
Доля вагонов общего и инвентарного парка вагонов ОАО «РЖД» снижается, соответственно,
растет внутриотраслевая конкуренция на рынке железнодорожных перевозок с созданием
крупными холдингами собственных перевозочных компаний.
Несмотря на существенные структурные сдвиги в сторону парка независимых компаний, грузовые
вагоны инвентарного парка Холдинга «РЖД» преобладают почти во всех сегментах транспортного
рынка за исключением подвижного состава для перевозок наливных грузов, где доминирующее
положение занимают независимые частные компании.
В целом, произошло снижение концентрации рынка железнодорожных грузовых перевозок за
рассматриваемый период до умеренного уровня и развитии конкурентной среды на этом рынке.
Объѐмы перевозок грузов в приватных и арендованных вагонах в 2008 году составили 41% от всего
объѐма перевозок по российским железным дорогам.
Принятые государственные меры в области реализации тарифной политики на железнодорожном
транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции. Объемы перевозок
грузов в вагонах частных собственников по ряду типов подвижного состава значительно превысили
объемы перевозок в вагонах общего парка. К настоящему времени широкое развитие получила
внутриотраслевая конкуренция по предоставлению вагонов под перевозку различных грузов.
На рынке действуют компании-операторы, собственники вагонов и экспедиторы, которые
действуют в определенных сегментах рынка.
В настоящее время в России насчитывается более 80 грузовых операторов. Работа большинства
крупных компаний-операторов сконцентрирована в основном в высокодоходных сегментах
транспортного рынка
В группу наиболее крупных компаний-собственников входят в основном промышленные сырьевые
компании, а также компании-операторы («Русский мир»). Также на рынке перевозок груза
наблюдается тенденция к концентрации парков подвижного состава крупных компаний. Это
свидетельствует о насыщении рынка и стремлении компаний снижать свои издержки.
Однако, интенсивный рост удельного веса перевозок в вагонах частных собственников в 2008 году