18
риски, связанные с деятельностью эмитента.
2.5.1. Отраслевые риски
Риски рынка перевозок
Одним из основных отраслевых рисков для эмитента является прекращение роста или
падение объемов перевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной прибыли и
сокращению источников для обновления основных фондов и эффективного развития
производственной базы Компании. Основными причинами падения объемов перевозок ОАО
«РЖД» может являться ухудшение макроэкономической ситуации в России и падение спроса на
товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных сегментах рынка
перевозок между различными видами транспорта.
ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования, по которой осуществляется значительный объем грузовых перевозок и
пассажирооборота в стране, а также существенный объем транзита грузов. Таким образом,
глобальное снижение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на транспортном рынке может
произойти по причине строительства новых, имеющих лучшие технико-экономические
характеристики, крупных объектов транспортной инфраструктуры в России и за рубежом.
В этой связи внутри страны потенциальными конкурентами могут стать трубопроводный и
автомобильный транспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную мощность крупных
трубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной дороге планируется за
пределами 2010 года. Активизация дорожного строительства в России может привести к
повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта при перевозках грузов, однако
значительного перераспределения долей рынка в период до 2010 года не прогнозируется. Кроме
того, по мере повышения экологических сборов и платежей конкурентоспособность и
эффективность
железнодорожного
транспорта
в
долгосрочной
перспективе
будет
восстанавливаться.
Организация новых железнодорожных транзитных транспортных коридоров между
Европой и Азией создает риск снижения транзитного потенциала инфраструктур ОАО «РЖД».
Вместе с тем, ОАО «РЖД» в конкурентной борьбе с альтернативными транзитными маршрутами
имеет ряд преимуществ: наличие мощной транзитной инфраструктуры, отсутствие потребностей в
значительных инвестициях для увеличения транзита, конкурентоспособное время доставки грузов,
значительная протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных
таможенных и пограничных процедур.
Результатами обострения конкуренции между различными видами транспорта может стать
локальное перераспределение между ними объемов перевозок высокодоходных грузов, что
повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД». В целях недопущения
снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в среднесрочной и
долгосрочной перспективе ОАО «РЖД» реализует стратегию, направленную, в том числе, на
повышение качества услуг грузоотправителям, перевозчикам и пассажирам с доведением их
уровня до мировых стандартов; вывод на рынок новых услуг; гибкое ценообразование.
Прогноз развития рынка грузовых перевозок позволяет уверенно прогнозировать
сохранение достаточно высоких темпов роста объемов грузовых перевозок.
Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависит от роста реальных
располагаемых доходов населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. С
учетом прогнозируемого роста реальных располагаемых доходов населения, увеличения в
потребительских расходах доли услуг и повышения транспортной подвижности населения
ожидается стабильный рост отправления пассажиров на 1,9-2,1% ежегодно.
Риск прекращения роста или падения объемов перевозок является существенным, но не
критичным для ОАО «РЖД». В период продолжительного сокращения объемов перевозок в 1991-
1998 годах российскими железными дорогами выработана система антикризисного управления и
экономии издержек, обеспечивающая сохранение финансовой устойчивости в подобной ситуации.
В соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта, к 2010
году у ОАО «РЖД» должно остаться не более 50% от совокупного парка грузовых вагонов. В этой
связи одним из рисков для Компании может стать снижение доходов от грузовых перевозок в
результате сосредоточения у иных перевозчиков и компаний-операторов подавляющего
большинства грузовых вагонов, предназначенных для перевозок высокодоходных грузов. В целях
недопущения подобного развития рынка железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» реализует