ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2004 год - часть 1

 

 

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ОАО «РЖД».......................................................................3

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД»...........................................................................................................................4

О КОМПАНИИ............................................................................................................................................................................ 9

М

ИССИЯ

 К

ОМПАНИИ

.....................................................................................................................................................................9

И

СТОРИЯ

 К

ОМПАНИИ

....................................................................................................................................................................9

П

РОИЗВОДСТВЕННАЯ

 

ИНФРАСТРУКТУРА

....................................................................................................................................11

Грузовой состав................................................................................................................................................................13
Пассажирский состав......................................................................................................................................................13

АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ И УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ....................................................................................14

А

КЦИОНЕРНЫЙ

 

КАПИТАЛ

............................................................................................................................................................14

О

РГАНЫ

 

УПРАВЛЕНИЯ

.................................................................................................................................................................15

Общее собрание акционеров.............................................................................................................................................15
Совет директоров............................................................................................................................................................16

К

ОРПОРАТИВНАЯ

 

СТРУКТУРА

......................................................................................................................................................18

Филиалы Компании...........................................................................................................................................................18
Дочерние и зависимые общества.....................................................................................................................................20

К

ОРПОРАТИВНОЕ

 

УПРАВЛЕНИЕ

...................................................................................................................................................21

РЕФОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА..........................22

Р

ЕФОРМИРОВАНИЕ

 К

ОМПАНИИ

..................................................................................................................................................22

1-й этап 2001–2003 гг. Подготовка реформы................................................................................................................22
2-й этап 2004–2006 гг. Корпоративное строительство и развитие конкуренции.....................................................22
3-й этап 2006–2010 гг. Формирование и развитие конкурентного рынка...................................................................23

Г

ОСУДАРСТВЕННОЕ

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

И

 

ТАРИФНАЯ

 

ПОЛИТИКА

................................................................................................23

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ В 2004 ГОДУ................................................................................27

О

СНОВНЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...................................................................................................................................27

Объемные показатели......................................................................................................................................................27
Основные финансовые показатели..................................................................................................................................33

Д

ОХОДЫ

.......................................................................................................................................................................................34

Доходы от перевозок........................................................................................................................................................34
Доходы от прочих видов деятельности..........................................................................................................................35

Р

АСХОДЫ

......................................................................................................................................................................................36

Расходы по элементам затрат.......................................................................................................................................36
Капитальный ремонт основных фондов.........................................................................................................................36
Трудовые ресурсы..............................................................................................................................................................38

А

КТИВЫ

 К

ОМПАНИИ

...................................................................................................................................................................39

Основные средства...........................................................................................................................................................40
Незавершенные капитальные вложения.........................................................................................................................40
Материально-производственные запасы........................................................................................................................41
Дебиторская задолженность..........................................................................................................................................41
Финансовые вложения......................................................................................................................................................43

П

АССИВЫ

 К

ОМПАНИИ

.................................................................................................................................................................46

Собственный капитал......................................................................................................................................................46
Обязательства, займы и кредиты..................................................................................................................................47
Кредиторская задолженность........................................................................................................................................49

О

ПЕРАЦИОННЫЕ

ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ

 

И

 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ

 

ДОХОДЫ

 

И

 

РАСХОДЫ

.................................................................50

У

ПЛАТА

 

НАЛОГОВ

 

И

 

СБОРОВ

.......................................................................................................................................................52

Ф

ИНАНСОВАЯ

 

УСТОЙЧИВОСТЬ

 

И

 

ЛИКВИДНОСТЬ

........................................................................................................................52

К

РЕДИТНЫЕ

 

РЕЙТИНГИ

................................................................................................................................................................55

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА...................................................................................................................................56

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..............................................................................................................................59

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ..............................................................................................................................63

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА........................................................................................................................................................69

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА........................................................................................................................................................74

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.................................................................................................................................................76

ОАО «РЖД» И ОБЩЕСТВО...................................................................................................................................................80

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ  ОАО «РЖД» ПО 
СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА.......................................................................................................................81

Финансовая (бухгалтерская) отчетность Компании за 2004 год.......................................................................................83

Обращение председателя совета директоров ОАО «РЖД»

Уважаемые господа!

За   плечами   –   год   напряженной   и   плодотворной   деятельности   Открытого

акционерного общества «Российские железные дороги», созданием которого в 2003 году
завершился первый этап реформирования железнодорожной отрасли.

Транспорт   всегда     был   и   остается   основой   экономики   страны,   способной

обеспечить   ее   активный   рост.   Транспорт,   наряду   с   другими   инфраструктурными
отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным
инструментом   достижения   социальных,   экономических,   внешнеполитических   целей.
Транспорт   -   не   только   отрасль,   а,   в   первую   очередь,   межотраслевая   система,
преобразующая   условия   жизнедеятельности   и   хозяйствования.   Её   устойчивое   развитие
является   гарантией   единства   экономического   пространства,   свободного   перемещения
товаров   и   услуг,   конкуренции   и   свободы   экономической   деятельности,   обеспечения
целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни
населения. 

Реформирование и дальнейшее развитие железнодорожной отрасли – это одна из

первоочередных   задач   в   реализации   Транспортной   стратегии   Российской   Федерации.
Осуществление этой миссии и возложено на Компанию. Правительство РФ как акционер
ОАО «РЖД» представляет всю сложность задач, стоящих перед «Российскими железными
дорогами».   Поэтому   с     удовлетворением   хочу   отметить   достаточно   эффективную
производственную деятельность   Компании в отчетном году наряду с плановым ходом
реформирования   железнодорожной   отрасли.   Заложен   надежный   базис   осуществления
дальнейших   реформ,   предполагающих     развитие     конкуренции   в   сфере   грузовых
перевозок, завершение оптимизации структуры управления РАО «РЖД» и реорганизацию
путем   выделения   в   дочерние   компании   самостоятельных   структурных   подразделений,
осуществляющие различные виды деятельности. 

Хочу   заверить   клиентов   и   партнеров   ОАО   «РЖД»   в   том,   что     Компания

продолжит   свое   поступательное   движение   по   пути   дальнейшего   совершенствования   и
развития.   Время   и   итоги   первого   календарного   года   работы   Компании   подтвердили
правильность избранного направления этого пути.

Председатель совета директоров ОАО «РЖД»

А.Д. Жуков

Обращение президента ОАО «РЖД»

Уважаемые акционеры, партнеры, коллеги!

Подводя   итоги   первого   календарного   года   работы   открытого   акционерного

общества   «Российские   железные   дороги»,   хочу   отметить,   что   Компания   в   целом
справилась   с   задачами,   поставленными   нашим   акционером,   -   Правительством   РФ,   и
достигла   хороших   финансовых   и   производственных   показателей.   Обеспечена   хорошая
динамика   как   грузовых,   так   и   пассажирских   перевозок   и   положительное   влияние   на
снижение транспортных издержек в стране. Доходы от перевозок достигли 659,5 млрд.
руб.   (с   ростом   к   прошлому   году   на   13,3%),   чистая   прибыль   составила   8,7   млрд.   руб.
Улучшились   качественные   показатели,   в   том   числе   транспортного   обслуживания
грузовладельцев и пассажиров. 

В 2001 году Правительство России утвердило 

Программу структурной реформы

на железнодорожном транспорте

. На сегодняшний день завершен ее первый этап: решены

задачи   по   разделению   функций   государственного   управления   и   хозяйственной
деятельности на железнодорожном транспорте, создан единый хозяйствующий субъект -
открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

При сохранении единой инфраструктуры железных дорог и централизованного

диспетчерского управления, появилась конкуренция в сфере перевозок грузов, перевозок
и   обслуживания   пассажиров,   ремонта   подвижного   состава.   Законодательно   обеспечен
недискриминационный   доступ   к   инфраструктуре   железных   дорог   независимым
операторам и перевозчикам. 

Основной целью второго этапа реформирования отрасли является обеспечение

устойчивого развития и повышение конкуренции на железнодорожном транспорте. При
этом главная суть заключается в выделении из структуры  ОАО "РЖД" предприятий в
конкурентных видах деятельности. В период до 2010 года предполагается создание более
55 дочерних и зависимых обществ с использованием активов Компании и с суммарным
объемом основных фондов более 30 млрд. рублей.

В целях реализации задач, определенных Программой структурной реформы, и

для обеспечения финансовой устойчивости и эффективного функционирования Компании
разработана Стратегическая программа развития ОАО "РЖД" до 2010 года, одобренная
Минэкономразвития.

В Стратегической программе четко сформулирована миссия Компании, которая

состоит  в удовлетворении  рыночного  спроса на перевозки,  повышении  эффективности
деятельности,   качества   услуг   и   глубокой   интеграции   в   Евроазиатскую   транспортную
систему.

Позитивный ход структурной реформы на железнодорожном транспорте России

подтверждается   оценкой   экспертов   Организации   экономического   сотрудничества   и
развития  (ОЭСР) и Европейской  конференции  министров транспорта  (ЕКМТ), а также
зарубежных рейтинговых агентств, которыми ОАО «РЖД» присвоены высокие кредитные
рейтинги и рейтинг эмитента.

Залог   успеха   реформы   –   тщательная   и   скрупулезная   подготовка.   Поэтому   мы

смогли избежать ошибок в ходе реформирования, сохранить стабильную работу отрасли и
государственный контроль над монопольным сектором (инфраструктурой), а также свести
к минимуму издержки, связанные с изменением структуры управления.

Для устойчивости работы железнодорожного транспорта в течение первых лет

реформирования   мы   сохранили   интеграцию   инфраструктуры   с   частью   грузовых
перевозок. При этом на рынке грузовых перевозок осуществлялось развитие конкуренции,
сопровождающееся поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего

независимым   компаниям   -   операторам.   Объем   грузов,   перевезенных   в   приватном
подвижном составе, увеличился на 36% и превысил треть общего объема перевозок. Это
высокая   динамика   для   одного   года,   семикратно   превышающая   средний   рост   объемов
перевозок.

Демонополизация   отдельных   видов   деятельности   и   создание   полноценной

конкурентной   среды   на   железнодорожном   транспорте   будут   сопровождаться
сокращением масштаба государственного регулирования и построением гибкой тарифной
и   инвестиционной   политики.   Важно,   что   демонополизация   никак   не   скажется   на
устойчивой   работе   компании   –   это,   безусловно,   вновь   позволяет   предложить   участие
российских железных дорог в решении масштабных логистических задач, необходимых
для развития глобальных торгово-экономических связей. 

Одна   из   приоритетных   задач   реформы   –   повышение   инвестиционной

привлекательности отрасли. В настоящее время для нее характерны такие показатели, как
стабильно   высокий   уровень   денежного   потока,   низкая   доля   заемных   средств   в
инвестированном   капитале,     низкий   уровень   расходов   по   процентам.   Кроме   того,
выделение   отдельных   видов   деятельности   приведет   к   образованию   ряда   дочерних
предприятий, привлекательных для вложения средств.

Мы   приглашаем   инвесторов   и   представителей   международного   бизнеса   к

дальнейшему   сотрудничеству   в   организации   перевозок,   развитии   технической   базы   и
производстве передовой железнодорожной техники. 

Сбалансированное проведение реформы железнодорожного транспорта в России

способствует развитию конкуренции на отраслевом рынке, подъему смежных секторов
отечественной   промышленности.   Долгосрочные   гарантии   загрузки   предприятий
металлургии, машиностроения и других индустриальных отраслей   создают условия для
их модернизации. Полностью оправдался эволюционный подход к реформе компании с
учетом баланса интересов клиентов, государства, и социальных потребностей общества в
целом,   когда   государство   фактически   берет   на   себя   ответственность   за   соблюдение
баланса   этих   подчас   противоречивых   интересов.   Этот   принцип   мы   сохраним   и   на
последующих этапах реформирования. 

Мы сделаем все необходимое для того, чтобы динамичное развитие экономики

страны   надежно   опиралось   на   работу   ОАО   «Российские   железные   дороги»,   клиенты
получали высокое качество услуг, партнеры - участие во взаимовыгодном бизнесе, а сами
железнодорожники - повышение своего социального статуса!

Президент ОАО «РЖД» 

В.И. Якунин

Основные корпоративные события 2004 года

В   январе   2004   года  реализован   первый   бизнес-проект   по   организации

безубыточных   пригородных   пассажирских   перевозок   –   скоростной   участок   Москва-
Мытищи.   Одна   из   целей   реформирования   пригородного   сообщения   –   обеспечение
мобильности   населения   крупных   промышленных   регионов,   удобство   перемещения
пассажиров  к местам  работы  и отдыха. Маршрут  Москва-Мытищи  стал  своеобразным
«испытательным полигоном» по организации безубыточных пригородных пассажирских
перевозок.

Завершено формирование железнодорожной части коридора «Север–Юг» на

российской территории. Начатое в 2003 году строительство было успешно завершено, и
28 июля 2004 года  открылось регулярное движение поездов от станции Яндыки в порт
Оля. По этому коридору должны пойти грузы из России, Северной Европы, Ирана, Индии,
государств   Центральной   Азии   и   Персидского   залива.   Коридор   является   альтернативой
«водному»   маршруту   перевозки   грузов   через   Суэцкий   канал   с   существенным
сокращением стоимости и времени доставки грузов. На строительство этого участка ОАО
«РЖД» выделило более $100 млн. собственных средств. Новый маршрут сокращает сроки
прохождения грузов между странами Запада, Россией и Прикаспийским регионом с 37 до
13 суток. По экспертным оценкам, это увеличит товарооборот минимум в 1,5 раза.

6 июля 2004 года  международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s

присвоило   ОАО   «РЖД»   долгосрочный   кредитный   рейтинг   на   уровне   суверенного
рейтинга Российской Федерации («АА+», «ВВ+»).

12 июля 2004 года международное рейтинговое агентство Moody’s присвоило

ОАО «РЖД» долгосрочный рейтинг эмитента по необеспеченным обязательствам «Baa3»
и определило прогноз как «стабильный».

14 июля 2004 года  состоялась презентация первого российского  грузового

тепловоза   2ТЭ70,   созданного   Коломенским   заводом   полностью   из   российских
комплектующих.
  По своим характеристикам новый тепловоз значительно превосходит
грузовые локомотивы, эксплуатируемые сегодня на сети железных дорог России и стран
СНГ и сопоставим с лучшими зарубежными образцами. Создание подобного локомотива
не имеет прецедентов в российской истории транспортного машиностроения.

С 1 августа 2004 года Московской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» –

организовано постоянное движение электропоездов от Киевского вокзала до аэропорта
Внуково.   Создание   интермодальной   линии   «Москва   –   аэропорт   “Внуково”»   занимает
особое   место   среди   многочисленных   инвестиционных   проектов   компании,   так   как
экспрессы ОАО «РЖД» становятся важнейшей транспортной системой, обеспечивающей
самыми   современными   услугами   всех   деловых   людей   и   иностранных   инвесторов,
прибывающих в Россию авиарейсами и железной дорогой.

В   августе   2004   года  Совет   директоров   ОАО   «РЖД»   принял   проект

Стратегической программы развития Компании до 2010 года. Реализация Стратегической
программы станет мощным импульсом развития, как для экономики государства, так и
для самой Компании. Результатом станет обеспечение транспортных потребностей страны
и   удовлетворение   растущего   спроса   экономики   и   общества   на   перевозки.   Повышение
макроэкономической эффективности железнодорожного транспорта обеспечит снижение
транспортной нагрузки на экономику и стимулирование экономического роста, ускорит
социальное развитие государства (через повышение подвижности населения), обеспечит
укрепление   социально-экономического   единства   страны   и   поможет   решению   других
важных государственных задач. 

Согласно этой программе, ОАО «РЖД» к 2010 году будет представлять собой

вертикально интегрированную  транспортную  корпорацию, реализующую  две основные
задачи,   определенные   в   проекте   программы   как   равные.   Первая   –   эффективное
предоставление   независимым   перевозчикам   и   операторам   инфраструктурных   услуг.

Вторая – выполнение функций универсального публичного перевозчика всех видов грузов
и категорий пассажиров на российском и международном рынках.

В   ноябре   2004   года   Федеральная   служба   по   финансовым   рынкам   РФ

зарегистрировала три выпуска облигаций ОАО «Российские железные дороги» на
общую сумму 12 млрд. руб.
 Облигационный заем стал первым выходом ОАО «РЖД» на
организованный   рынок   ценных   бумаг.   Выпуски   облигаций   ОАО   «РЖД»   прошли
государственную регистрацию в ФСФР и были успешно размещены 8 декабря 2004 года.

В   ноябре   2004   года  совместно   с   ОАО   «Дальневосточное   морское

пароходство» создано ЗАО «Русская тройка». Уставный капитал ЗАО «Русская тройка»
составил   $16   млн.   Учредители   совместного   предприятия   вошли   в   уставный   капитал
равными денежными долями по 50%. Запланированный парк подвижного состава – 1100
единиц, изготовленных на предприятиях России и Украины. ЗАО «Русская тройка» имеет
возможность   использовать   агентскую   сеть   в   15   странах   Азиатско-Тихоокеанского
региона.

В   декабре   2004   года  ОАО   «РЖД»   и   «Газпром»   подписали   соглашение   о

сотрудничестве.  В   рамках   этого   соглашения   крупнейшие   компании   страны   примут
участие в развитии северных регионов России и, в частности, в строительстве железных
дорог на полуострове Ямал – главной газовой кладовой страны. 

Намечены   перспективы   сотрудничества   в   области   развития   транспортной

инфраструктуры   в   Ямало-Ненецком   автономном   округе   (ЯНАО).   Предполагается,   что
ООО «Надымгазпром», ООО «Уренгойгазпром» и ООО «Газпромтранс» примут участие в
достройке и дальнейшей эксплуатации железнодорожных участков на севере Тюменской
области. 

Кроме того, железнодорожная и газовая компании договорились о подготовке и

выполнении   совместного   проекта   по   использованию   сжиженного   и   сжатого   газа   в
качестве моторного топлива на железнодорожном транспорте. 

В декабре 2004 года ОАО «РЖД» и Deutsche Bahn AG заключили соглашение

о сотрудничестве.  В рамках  соглашения  ОАО «РЖД» и Deutsche Bahn AG намерены
создать два совместных предприятия (СП) в пассажирских и грузовых перевозках. Первое
акционерное   общество   организует   туристический   поезд   Берлин-Санкт-Петербург.
Учредителями этого общества станут Deutsche Bahn Autozug GmbH и ОАО «РЖД».

Вторая   совместная   компания   станет   работать   в   сегменте   грузовых   перевозок.

Deutsche   Bahn   AG   и   ОАО   «РЖД»   намерены   создать   это   СП   с   целью   освоения
возможностей рынка грузовых перевозок в сообщении Восточная Азия – Китай – Россия –
Западная Европа и в обратном направлении.

В   декабре   2004   года  в   ходе   встречи   Президента   Российской   Федерации

В.В.Путина   и   канцлера   Германии   Г.Шрёдера   в   Шлезвиге  ОАО   «РЖД»   и   компания
Siemens AG заключили Соглашение о производстве скоростных электропоездов.
  В
2007 году будет выпущен первый, пилотный, поезд, в 2008 году – 8 поездов, далее – по 12
поездов в год. Соглашение предусматривает создание совместного предприятия, на базе
которого будет осуществляться производство скоростных поездов нового поколения на
территории   Российской   Федерации   с   использованием   технологий,   предоставляемых
Siemens AG. Общая  стоимость  проекта  составляет  1,7 млрд.  евро. В ближайшие  годы
будет выпущено 60 электропоездов. Скорость новых электропоездов будет превышать 250
км/ч. 

РЖД   модернизирует   железную   дорогу   для   увеличения   экспорта   нефти   в

Китай.

 

В   декабре   2004   года  ОАО   «РЖД»   и   Министерство   железных   дорог   КНР

подписали   соглашение,   реализация   которого   позволит   к   2006   году   увеличить
железнодорожные   перевозки   нефтепродуктов   в   Китай   до   15   млн.   тонн   в   год.   Проект
создания   маршрута   железнодорожной   перевозки   нефти   из   Ангарска   до   границы   с
Монголией   и   Китаем,   способного   обеспечивать   рост   поставок   нефти,   о   котором
договорились правительства России и Китая, оценивается в $400 млн. Железнодорожная

транспортировка   нефти   создаст   дополнительные   грузопотоки   для   Байкало-Амурской
магистрали.

О компании

Миссия Компании

Миссия ОАО «РЖД» состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки,

повышении   эффективности   деятельности,   качества   услуг   и   глубокой   интеграции   в
Евроазиатскую транспортную систему.

Сформулированная миссия представляет собой совокупность стратегий:

стратегия роста

маркетинговая стратегия

стратегия оптимизации издержек

стратегия управления качеством

стратегия интеграции и др.

Миссия ОАО «РЖД» должна реализовываться через достижение стратегических

целей.

1. Увеличение масштаба транспортного бизнеса.
2. Повышение производственно-экономической эффективности.
3. Повышение качества работы и безопасности перевозок.
4. Глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему.
5. Повышение финансовой устойчивости и эффективности.

История Компании

Открытое   акционерное   общество   «Российские   железные   дороги»   учреждено

Постановлением Правительства Российской Федерации №585 от 18 сентября 2003 года «О
создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Имущество Компании было сформировано путем внесения в уставный капитал

ОАО   «РЖД»   по   балансовой   стоимости   активов   987   предприятий   федерального
железнодорожного   транспорта,   принадлежащих   государству.   На   основе   сводного
передаточного акта Компании были переданы все права и обязательства реорганизуемых
организаций.

Создание   ОАО   «РЖД»   было   осуществлено   в   соответствии   с   постановлением

Правительства  РФ №384 от 18 мая 2001 года «О программе структурной реформы на
железнодорожном   транспорте»   и   является   итогом   первого   этапа   реформирования
железнодорожной   отрасли.   Перед   ОАО   «РЖД»   стоят   следующие   обозначенные
государством задачи.

Повышение уровня инвестиционной привлекательности и стоимости активов
ОАО «РЖД».

Создание   эффективных   механизмов   финансирования   развития
инфраструктуры и обновление парка вагонов и локомотивов.

Повышение эффективности деятельности всех подразделений Компании.

Повышение качества и стабильное предложение предоставляемых услуг по
всей стране на основе унифицированных тарифов.

Снижение   нагрузки   транспортных   издержек   на   экономику,   увеличение
средней скорости грузооборота.

Обеспечение координации и бесперебойности железнодорожного движения.

Развитие конкуренции на железнодорожном транспорте.

Для   решения   стоящих   перед   Компанией   задач   ОАО   «РЖД»   осуществляет

следующие виды деятельности:

-

грузовые перевозки; 

-

пассажирские перевозки в дальнем следовании;

-

пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

-

предоставление услуг инфраструктуры;

-

предоставление услуг локомотивной тяги;

-

ремонт подвижного состава сторонних организаций;

-

строительство объектов инфраструктуры;

-

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

-

содержание социальной сферы.

В   настоящее   время   ОАО   «РЖД»   –   вертикально   интегрированная   компания,

предоставляющая в России услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных
перевозок. ОАО «РЖД» является одной из крупнейших в мире транспортных компаний по
объемам грузопассажирских перевозок и занимает более 83% рынка грузопассажирских
перевозок в России (без учета трубопроводного транспорта).

Производственная инфраструктура

В процессе образования в состав Компании были включены и в настоящее время

функционируют в форме филиалов ОАО «РЖД»:

производственная инфраструктура сети железных дорог (17 железных дорог,
сформированных по территориальному принципу);

заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов;

заводы по изготовлению запасных частей для подвижного состава;

проектные и научно-исследовательские институты;

строительные организации;

предприятия рабочего снабжения.

Общая   протяженность   железных   дорог   составляет   90,9   тыс.   км,

эксплуатационная – 85,5 тыс. км, из них:

электрифицированные пути  -  около 50%;

двухпутные и многопутные железнодорожные линии – более 40%;

113 малоинтенсивных железнодорожных линий – около 10%.

Структура имущества ОАО «РЖД»

26%

12%

11%

15%

11%

25%

Здания и cооружения

Земляное полотно

Верхнее строение пути

Производственное
оборудование
Незавершенное строительство

Подвижной состав и прочие
основные средства

Источник: ОАО «РЖД»

Подвижной состав

Подвижной состав ОАО «РЖД» включает в себя 19 667 единиц локомотивов и

676 347 единиц грузовых и пассажирских вагонов. При этом:

17  112  единиц  локомотивов  используется  на   перевозках  635  400  грузовых
вагонов;

2351 единица локомотивов перевозит 41 647 единиц пассажирских вагонов
дальнего и пригородного сообщения.

Создание   ОАО   «РЖД»   позволило   по   ряду   направлений   перевозок   сократить

выбытие   подвижного   состава   и   существенно   увеличить   закупки   новых   вагонов   и
локомотивов. Однако естественным ограничителем для увеличения закупок подвижного
состава является нехватка мощностей предприятий железнодорожного машиностроения
(удовлетворяется только 20% спроса со стороны железнодорожной отрасли).

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Количество локомотивов на начало года, ед. 

17 794

17 511

17 316

Приобретено, ед.

0

0

11

Списано, ед.

283

195

215

Количество локомотивов на конец года, ед.

17 511

17 316

17 112

Количество отремонтированных локомотивов, ед.

0

73

466

Объем инвестиций (тыс. руб.)

0

766 000

2 966 000

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Количество вагонов на начало года, ед.

643 100

635 400

634 500

Приобретено, ед.

1 440

3 800

8 038

Списано, ед.

9 100

4 500

2 530

Количество вагонов на конец года, ед.

635 400

634 700

640 000

Количество отремонтированных вагонов, ед.

3 700

2 900

5 970

Объем инвестиций (тыс. руб.)

900 000

3 700 000

11 000 000

Структура подвижного состава ОАО «РЖД»

Грузовой 
подвижной 
состав
91,7%

Количество 
секций 
пригородных 
поездов
2%

Количество 
вагонов 
дальнего 
следования
4%

Количество 
локомотивов 
2%

Количество 
пассажирских 
локомотивов
0,3%

Источник: ОАО «РЖД»

В настоящее время в целях наращивания производства современного подвижного

состава   и   расширения   производственных   мощностей   ОАО   «РЖД»   рассматриваются
варианты   привлечения   зарубежных   производителей   и   разработчиков   к   организации
производства   локомотивов   и   вагонов   на   базе   существующего   производственного
комплекса железнодорожного машиностроения.

Заинтересованность в развитии российского железнодорожного машиностроения

проявлена   такими   компаниями,   как   Siemens,   General   Electric,   а   также   рядом   других
мировых производителей.

Грузовой состав

Локомотивы

На начало 2004 года парк локомотивов ОАО «РЖД» состоял из 17 112 единиц

электровозов и тепловозов. Парк локомотивов нуждается в обновлении. Средний износ
локомотивов   составляет   около   65%.   В   структуре   локомотивного   хозяйства   полностью
отработали   свой   срок   эксплуатации   24%   грузовых   электровозов,   42,1%   грузовых
тепловозов и 40,6% маневренных тепловозов. Средний срок эксплуатации электровозов
составил 20 лет, а тепловозов – 18 лет. В среднем 33% локомотивов подлежат списанию. В
связи   с   высоким   износом   в   последние   годы   наблюдается   тенденция   к   уменьшению
локомотивного парка на 1,2–1,5% ежегодно.

В   2004–2006   годах   планируется   направить   значительные   инвестиционные

ресурсы на закупки и модернизацию локомотивов и снизить темпы их выбытия до уровня
менее   одного   процента   в   год,   а   в   последующие   годы   осуществлять   естественное
замещение   изношенных   локомотивов.   Параллельно   с   этим   предполагается   проведение
научно-конструкторских   разработок   и   запуск   в   производство   современных   моделей
локомотивов. Полное обновление парка локомотивов потребует более 20 лет. Длительный
срок, требуемый для обновления парка, в первую очередь, связан с высокой степенью
износа парка и необходимостью восстановления и модернизации заводов по производству
локомотивов, на которое потребуется несколько ближайших лет.

Пассажирский состав

Пассажирcкий   парк   локомотивов   и   поездов   находится   в   относительно

привилегированном положении в период экономических реформ благодаря своей высокой
социальной   значимости.   На   протяжении   практически   всего   времени   реформирования
закупки   новых   составов   позволяли   поддерживать   средний   износ   вагонного   парка   на
приемлемом уровне по сравнению с грузовым составом. Полностью изношено и подлежит
списанию   около   7%   пассажирского   состава   или   2   тыс.   вагонов.   В   последние   2   года
большая   часть   закупок   подвижного   состава   приходится   на   вагоны   для   фирменных
поездов,   что   связано   с   мероприятиями   по   масштабному   обновлению   морально
устаревшего   подвижного   состава   и   увеличению   рентабельности   перевозок.   В
соответствии с долгосрочной инвестиционной программой ОАО «РЖД» в период 2006–
2010 гг. закупки нового подвижного состава  полностью покроют выбытие устаревших
вагонов. На начало 2004 года парк пассажирских локомотивов в России составлял 2351
единицу, а парк пассажирских вагонов насчитывал 4647 единиц, включая 15 293 секций
пригородных поездов ОАО «РЖД».

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Количество локомотивов, ед.

2 319

2 329

2 351

Количество вагонов дальнего следования, ед.

26 098

26 107

26 354

Количество секций пригородных поездов, ед.

15 027

15 086

15 293

Акционерный капитал и управление компанией

Акционерный капитал

Уставный   капитал   Общества   сформирован   путем   внесения   в   него   имущества

федерального железнодорожного транспорта.

Размер уставного капитала Общества составляет 1 535,7 млрд. руб.
Уставный капитал Общества состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных

акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.

Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном

балансе,   осуществляет   владение,   пользование   и   распоряжение   своим   имуществом   в
соответствии   с   целями   своей   деятельности   с   учетом   ограничений,   установленных
Федеральным   законом   №29-ФЗ   «Об   особенностях   управления   и   распоряжения
имуществом   железнодорожного   транспорта»   и   иными   нормативно-правовыми   актами
Российской Федерации.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим

ему имуществом, за исключением имущества, ограниченного в обороте.

A.  ОАО   «РЖД»   не   вправе   передавать   в   аренду,   безвозмездное   пользование,

доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный
капитал:

магистральные  железнодорожные  линии  со  всеми  расположенными  на  них
сооружениями,   устройствами   сигнализации,   централизации   и   блокировки,
энергоснабжения,   технологической   связи,   предназначенной   для
внутрипроизводственной   деятельности   и   управления   технологическими
процессами на железнодорожном транспорте;

малоинтенсивные   железнодорожные   линии,   участки   и   станции,   имеющие
оборонное значение;

информационные   комплексы   управления   движением   на   железнодорожном
транспорте и систему управления перевозками;

объекты   локомотивного   и   вагонного   хозяйства,   имеющие   оборонное
значение;

объекты   мобилизационного   назначения,   объекты   гражданской   обороны,
законсервированные   и   неиспользуемые   в   производстве   мобилизационные
мощности,   мобилизационные   запасы,   материальные   ценности
мобилизационного резерва;

железнодорожный   подвижной   состав,   предназначенный   для   осуществления
специальных железнодорожных перевозок;

объекты   и   имущество,   предназначенные   непосредственно   для   выполнения
аварийно-восстановительных работ.

Б.  ОАО   «РЖД»   с   согласия   и   в   порядке,   определенном   Правительством

Российской Федерации, вправе передавать в залог, а также продавать и иным, влекущим
за собой переход права собственности, образом распоряжаться следующим, находящимся
в его собственности имуществом:

акции дочерних обществ единого хозяйствующего субъекта;

малоинтенсивные   железнодорожные   линии,   участки   и   станции   со   всеми
расположенными   на   них   сооружениями,   а   также   земельные   участки,   на
которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных
железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение);

объекты   недвижимого   имущества,   относящиеся   к   инфраструктуре
железнодорожного   транспорта   общего   пользования,   за   исключением
объектов, указанных в пункте «А»;

ОАО   «РЖД»   самостоятельно   осуществляет   распоряжение   имуществом,
указанным в настоящем пункте, если это не влечет за собой переход права
собственности (за исключением залога).

В.  ОАО   «РЖД»   вправе   самостоятельно   распоряжаться   имуществом,   не

указанным в пунктах «А» и «Б».

Г. Перечень объектов имущества, ограниченных в обороте пунктами «А» и «Б»,

определяется Правительством Российской Федерации.

Органы управления

В соответствии с уставом в ОАО «РЖД» созданы органы управления и контроля,

необходимые для обеспечения функционирования Компании.

Органы управления Компании:

общее собрание акционеров;

совет директоров;

президент;

правление.

Органом   контроля   за   финансово-хозяйственной   деятельностью   Компании

является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления Компанией является общее собрание акционеров.

Единственным акционером Общества является Российская Федерация.

От   имени   Российской   Федерации   полномочия   акционера   осуществляются

Правительством Российской Федерации.

Совет директоров

Состав   совета   директоров   Компании 

(избранный   распоряжением

Правительства Российской Федерации №883-р от 29 июня 2004 года)

Председатель совета директоров
Жуков Александр Дмитриевич
 

Заместитель

  Председателя

  Правительства

Российской Федерации

Акулов Михаил Павлович

Руководитель Федерального агентства 
железнодорожного транспорта

Артемьев Игорь Юрьевич

Руководитель Федеральной антимонопольной 
службы

Вязалов Сергей Юрьевич

Заместитель начальника Управления Президента 
Российской Федерации по внешней политике

Левитин Игорь Евгеньевич

Министр транспорта Российской Федерации

Назаров Валерий Львович

Руководитель Федерального агентства по 
управлению федеральным имуществом

Фадеев Геннадий Матвеевич

Президент ОАО «РЖД»

Христенко Виктор Борисович

Министр промышленности и энергетики 
Российской Федерации

Шаронов Андрей Владимирович

Заместитель Министра экономического развития и 
торговли Российской Федерации

Шувалов Игорь Иванович

Помощник Президента Российской Федерации

Якунин Владимир Иванович

Первый вице-президент ОАО «РЖД»

В   настоящий   момент   в   состав   совета   директоров   Компании   входят   9

представителей государства и 2 менеджера Компании.

Президент   Компании  является   единоличным   исполнительным   органом

Компании и осуществляет функции председателя правления.

Президент Компании - Фадеев Геннадий Матвеевич.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..