ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2007 год - часть 4

 

 

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

65

итогам которых, в частности, подписаны соглашение 
об укреплении сотрудничества в области перевозки 
нефти железнодорожным транспортом и меморан-
дум о научно-техническом сотрудничестве, а также 
намечены конкретные шаги по увеличению грузовых 
перевозок, включая транзит. При этом, учитывая 
необходимость освоения все возрастающих объемов 
перевозки грузов из Китая в Россию и обратно, особое 
внимание уделяется развитию погранперехода Забай-
кальск – Манчжурия.

Новую динамику получили отношения с Немецкими 
железными дорогами. 29 мая 2007 г. в г. Засснице (Гер-
мания) между ОАО «РЖД» и «Railion Deutschland АG» 
были подписаны основополагающие документы, 
регламентирующие перевозку грузов между Россией 
и Германией в железнодорожно-паромном сообщении 
Балтийск – Зассниц – Мукран. Тем самым завершен 
первый этап организации железнодорожно-паромного 
сообщения между портами России и Германии. 18 июня 
2007 г. руководителями железных дорог России, Бело-
руссии, Польши и Германии было подписано заявление 
о создании совместного предприятия в области же-
лезнодорожных грузовых перевозок ЗАО «Евразия Рейл 
Логистикc» (ЗАО «ЕРЛ»). 21 июня 2007 г. в Москве 
подписано Генеральное соглашение об общих условиях 
сотрудничества в области развития перевозок и логи-
стики между ДБ АГ и ОАО «РЖД».

По нашей инициативе в рамках совместной рабочей 
группы железных дорог России, Китая и Германии 
активно прорабатываются вопросы по организации 
евроазиатских грузовых перевозок в сообщении Китай 
– Европа.

С целью дополнительной мобилизации грузовой базы  
и загрузки Транссиба большое внимание в текущем 
году было уделено непосредственной работе с руко-
водством крупнейших производственных компаний и 
экспедиторов Японии, что создает основу для расши-
рения контейнерных перевозок.

Новый импульс придан взаимодействию с железными 
дорогами Финляндии. 16-17 апреля 2007 г. успешно 
проведен пропуск демонстрационного контейнерного  
поезда в сообщении Коувола – Москва с целью отра-
ботки возможностей финских и российских железных 
дорог по предоставлению высококачественного сер-
виса. В области пассажирского сообщения продолжена 
реализация проекта высокоскоростного движения 
Москва – Хельсинки: в развитие подписанного в ноябре 
2006 г. договора по созданию совместного предпри-
ятия «Oy Karelain Trains Ltd» (СП) в сентябре 2007 г. 
заключен договор с компанией «Альстом» на поставку 
скоростного подвижного состава.

Активно развивается технологическое сотрудниче-
ство и с другими ведущими зарубежными партнерами.  
С руководством компании «Сименс Транспортейшн Си-

стемс» подписан контракт о сервисном обслуживании 
высокоскоростных электропоездов Velaro RUS (стои-
мость контракта составляет 300 млн евро). Подпи-
сано соглашение с корпорацией «Финмекканика С.п.А.» 
о сотрудничестве в области совместной разработки  
и производства электропоезда со скоростью движения 
до 160 км/ч для российских железных дорог, приме-
нения спутниковых технологий на железнодорожном 
транспорте и в других областях.

С учетом вступления в прошлом году ОАО «РЖД»  
в Международный союз железных дорог (МСЖД) в ка-
честве полноправного члена, в 2007 г. проводилась 
активная работа по развитию сотрудничества Компа-
нии с Союзом и налаживанию участия в его рабочих ор-
ганах. Состоявшееся в Москве 18 июня 2007 г. заседа-
ние Исполнительного совета МСЖД и юбилейная 70-я 
сессия Генеральной ассамблеи МСЖД стали знаковыми 
мероприятиями. Следует подчеркнуть, что в каче-
стве единственной железнодорожной администрации 
ОАО «РЖД» получило полноправное членство сразу 
в двух региональных ассамблеях МСЖД – Европейской 
и Азиатской, где сконцентрированы деятельность 
и проекты общеевропейского и евроазиатского форма-
та. Кроме того, за Компанией закреплено курирование 
таких принципиально важных вопросов, как развитие 
международных транспортных коридоров и форми-
рование стандартов качества и сертификации. Все 
это предоставляет возможность вносить заметный 
вклад в формирование международного транспорт-
ного пространства с учетом интересов российских 
железных дорог. 

Стремясь закрепить за собой роль ключевого звена  
в евроазиатской системе железнодорожного транс-
порта, в текущем году ОАО «РЖД» значительно 
продвинулось в проработке крупных международных 
инфраструктурных проектов.

Участие ОАО «РЖД»  
в международных проектах 
строительства железнодорожной 

инфраструктуры 

1. Исламская Республика Иран

С февраля по сентябрь 2007 г. специалистами  
ОАО «РЖД» проведена комплексная работа по подго-
товке технико-экономического предложения по про-
екту электрификации железнодорожной линии Тебриз 
– Азаршахр протяженностью около 53 км.

В сентябре 2007 г. иранской стороне был передан про-
ект контракта на разработку и реализацию указан-
ного проекта. В настоящее время контракт запара-
фирован обеими сторонами. Подписание контракта 
планируется в 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Одновременно с этим проводятся консультации  
с руководством Иранских железных дорог относитель-
но участия ОАО «РЖД» в тендерах по электрификации 
двухпутной железнодорожной линии Тегеран – Мешхед 
протяженностью около 1 000 км, а также работ  
по строительству железнодорожной линии Казвин – 
Решт – Астара протяженностью около 400 км.

2. Алжирская Народно-Демократическая Республика

В конце 2007 г. ОАО «РЖД» завершило подготовку 
тендерного предложения по титулу «Обустройство 
пригородного железнодорожного сообщения  
в г. Алжире», и 2 января 2008 г. тендерная заявка была 
передана на рассмотрение в конкурсную комиссию. 

Проект предусматривает капитальный ремонт же-
лезнодорожных путей протяженностью около 95 км, 
реконструкцию существующих и строительство 14 
новых станций, вокзалов, земляного полотна, искус-
ственных сооружений, обустройство систем сигна-
лизации и связи, а также электрификацию указанных 
участков. 

В феврале 2008 г. организатор торгов компания 
«ANESRIF» объявила о победе в тендере ОАО «РЖД». 
В настоящее время алжирская сторона завершает 
оформление контракта, а ОАО «РЖД» ведет  
активную работу по подготовке к реализации  
проекта.

Кроме того, проведены предварительные переговоры 
с представителями Национального Агентства Алжира 
по реализации проектов и контролю над инвестициями 
в сфере железнодорожного транспорта (ANESRIF)  
об участии ОАО «РЖД» в электрификации ряда желез-
нодорожных линий в Алжире общей протяженностью 
около 1 000 км.

3. Великая Социалистическая Народная Ливийская  
Арабская Джамахирия

Во исполнение подписанных в июле и августе 2007 г. 
протоколов с руководством Организации по управле-
нию и реализации проекта железных дорог Ливии  
ОАО «РЖД» в кратчайшие сроки подготовило  
технико-экономическое предложение по строитель-
ству новой двухпутной железнодорожной линии  
Сирт – Бенгази протяженностью 554 км, являющейся 
составной частью Трансарабской железнодорожной  
линии, проходящей по побережью Средиземного  
моря.

4. Корейская Народно-Демократическая Республика

ОАО «РЖД» в настоящее время завершило разработ-
ку утверждаемой части проектов «Реконструкция 
участка ж.д. линии ст. Хасан – ст. Раджин»  

и «Устройство контейнерного терминала в порту 
Раджин». Все материалы направлены на утвержде-
ние корейской стороне. Продолжается разработка 
рабочей документации. В апреле-мае 2008 г. начина-
ется активная фаза подготовительных и разворот 
основных строительно-монтажных работ. Выполнен 
заказ на размещение технологического оборудования 
длительного срока изготовления для первой очереди 
контейнерного терминала порта Раджин.

5. Королевство Бахрейн

К настоящему времени завершена работа по получе-
нию трех основных лицензий на право ведения работ 
в Бахрейне (дорожное строительство, жилищное 
строительство, общестроительные работы и рабо-
ты по техническому обслуживанию зданий и соору-
жений), причем по лицензии на общестроительные 
работы и работы по техническому обслуживанию 
зданий и сооружений получена высшая категория до-
пуска «АА», позволяющая вести работы по возведе-
нию в том числе высотных зданий от 30-ти этажей 
и выше.

Для выявления наиболее перспективных и рентабель-
ных бизнес-проектов Компания проводит активную 
работу по выбору объектов строительства, имею-
щих как государственные, так и частные источники 
финансирования. 

Одним из перспективных проектов в сфере транспорт-
ного строительства является проект строительства 
одного из крупнейших в мире автомобильных мостов 
между Бахрейном и Катаром протяженностью около 
40 км, проведение тендера по которому запланировано 
на вторую половину 2008 г.

В настоящее время завершается работа по органи-
зации и регистрации представительства ОАО «РЖД» 
в Бахрейне, что позволит более оперативно и каче-
ственно производить мониторинг рынка инфраструк-
турных объектов Бахрейна и других близлежащих 
экономически развитых государств региона Арабско-
го залива.

6. Другие проекты

Продолжается работа по изучению рынков реализации 
инфраструктурных проектов в странах Балканского 
полуострова (Болгария, Сербия, Хорватия), а также 
государств-членов СНГ для определения наиболее  
экономически привлекательных для ОАО «РЖД»  
проектов.

66

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

67

Реформирование  

и участие ОАО «РЖД» 

в дочерних и зависимых 

обществах

Изменение позиционирования  
Общества

В результате реализации Программы структурной ре-
формы железнодорожного транспорта в мае 2007 г.,  
на втором международном бизнес-форуме «Страте-
гическое партнерство 1520» был презентован новый 
корпоративный стиль ОАО «РЖД».

Обновленный бренд призван позиционировать ОАО «РЖД» 
как успешную компанию, оказывающую комплексные 
транспортно-логистические услуги в мировом масшта-
бе и располагающую ресурсами и передовыми техноло-
гиями для развития железнодорожной инфраструктуры 
как в России, так и в других странах.

Стремление к созданию собственного сильного 
рыночного бренда является неотъемлемой частью 
современной коммерческой структуры. Бренд игра-
ет значимую роль в повышении эффективности как 
стратегических усилий любой компании, так и ее мар-
кетинговых инициатив и мероприятий по развитию 
корпоративной культуры. Помимо повышения общей 
эффективности Компании, бренд сам по себе являет-
ся вкладом в капитализацию Компании как нематери-
альный актив.

Потребность в едином внешнем оформлении и наполне-
нии новым смыслом бренда ОАО «РЖД» вызвано следую-
щими ключевыми факторами:
—  отсутствие в ОАО «РЖД» корпоративного стиля как 

стержневого элемента бренда, который является 
важной составляющей идеологии развития Компании  
в рыночных условиях;

—  ОАО «РЖД» перестает быть чисто железнодо-

рожной компанией. Оно должно стать передовым 
транспортно-логистическим предприятием, обе-
спечивающим доставку грузов и пассажиров с ис-
пользованием всего инструментария современного 
бизнеса.

До настоящего времени ОАО «РЖД» воспринимается 
широкой аудиторией, как в России, так и за ее преде-
лами, исключительно как государственная структу-
ра, главной задачей которой является обеспечение 
социальных функций государства. ОАО «РЖД» транс-
формировалось в холдинговую бизнес-структуру, 
включающую дочерние и зависимые общества, 
с развитой системой управления и владения бизнес-
единицами.

Для обеспечения стратегического рыночного пози-
ционирования в условиях возрастающей конкуренции 
создаваемому ОАО «РЖД» холдингу необходимо более 
активное применение современных коммуникационных 
инструментов, объединенных единой идеологией.

Новый товарный знак ОАО «РЖД» разрабатывался 
с учетом того факта, что он должен восприниматься 
аудиторией не как аббревиатура, а как самостоятель-
ный законченный графический символ, не требующий 
перевода на иностранные языки.

В октябре 2007 г. правление ОАО «РЖД» утвердило кор-
поративный (фирменный) товарный знак, логотип  
и корпоративные (фирменные) шрифты.

Реализован комплекс работ относительно:
—  выявления регистрации товарных знаков, оформ-

ленных на ОАО «РЖД» (предприятия бывшего МПС 
Российской Федерации, дочерние и зависимые обще-
ства ОАО «РЖД»);

—  выявления и анализа фактов нарушения третьими 

лицами прав ОАО «РЖД» на собственное фирменное 
наименование.

Реформирование

Краткая информация о структуре холдинга и основных 
изменениях за 2007 г. представлена в разделе «Об-
щие сведения об открытом акционерном обществе 
«Российские железные дороги», подраздел «Структура 
холдинга». 

В соответствии с планом мероприятий по реализации 
Программы структурной реформы на железнодорож-
ном транспорте на 2006-2010 гг. разработана и в мае 
2007 г. правительственной комиссией по вопросам 
развития промышленности, технологий и транспор-
та одобрена Целевая модель рынка железнодорожных 
транспортных услуг на третьем этапе реформирова-
ния. Модель уточняет логику и ход структурных пре-
образований до 2010 г., определяет структуру рынка 
к концу третьего этапа, его основных участников, 
основу их взаимодействия и принципы регулирования.

Всего за время реализации Программы структурной 
реформы к началу 2008 г. создано 47 дочерних и за-
висимых обществ. Создание дочерних обществ позво-
ляет сформировать для каждой сферы деятельности 
собственную четкую стратегию развития, создать 
новую систему мотивации персонала и увеличить про-
зрачность деятельности холдинга «РЖД». В 2007 г. 
получена позитивная оценка хода структурной реформы 
на железнодорожном транспорте России от экспертов 
Организации экономического сотрудничества и разви-
тия, Европейской конференции министров транспорта, 
Президента и Правительства Российской Федерации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В 2007 г. согласно решениям совета директоров  
ОАО «РЖД» созданы следующие дочерние общества:
—  «Первая грузовая компания», сформированная в соот-

ветствии с целевой моделью рынка как оператор под-
вижного состава в целях усиления рыночных позиций 
РЖД с уставным капиталом 85,6 млрд руб. 26 октя-
бря 2007 года ОАО «ПГК» начало производственно-
финансовую деятельность в качестве оператора 
железнодорожного подвижного состава и осуществля-
ет следующие виды деятельности:

1.  сдача подвижного состава в пользование  

ОАО «РЖД»;

2.  сдача подвижного состава в аренду третьим 

лицам;

3.  оперирование собственным подвижным  

составом;

4.  оказание экспедиторских услуг.

—  7 дочерних обществ на базе имущества заводов 

дирекции «Вагонреммаш» в сфере капитального 
ремонта пассажирских вагонов и электроподвижно-
го состава с общим объемом вложений в уставный 
капитал 5,2 млрд руб.;

—  2 дочерних общества в сфере научно-технической 

деятельности – ОАО «ВНИИЖТ и ОАО «НИИАС»  
с уставными капиталами 3,2 млрд руб. и 748 млн руб. 
соответственно (доля ОАО «РЖД» в ОАО «НИИАС» 
75%)» ;

—  «Железнодорожная торговая компания» с капиталом 

более 8 млрд руб.;

—  пригородная пассажирская компания «Дон-Пригород»;
—  ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» для 

оказания транспортных услуг на подъездных желез-
нодорожных путях морского торгового порта Усть-
Луга;

—  ОАО «Управляющая компания «Мурманский транс-

портный узел» для разработки стратегии разви-
тия Мурманского транспортного узла, реализации 
отдельных инвестиционных проектов и внедрения 
современных логистических систем;

—  ОАО «РейлТрансАвто» в целях укрепления грузопе-

ревозок в секторе автомобилей и транспортных 
машин с уставным капиталом 3,3 млрд руб. и долей 
участия ОАО «РЖД» 51%. 

Кроме того, советом директоров ОАО »РЖД» в 2007 г. 
одобрено создание трех дочерних обществ, в том числе:
—  две компании с участием зарубежных партнеров  

для организации международных перевозок –  
ЗАО «Евразия Рейл Логистикс» и «Trans-Eurasia 
Logistics GmbH»(см. «Международная деятельность»);

—  «Южно-Кавказская железная дорога» для организации 

железнодорожных перевозок в Армении.

Для подготовки к последующему организационному 
выделению и созданию дочерних обществ организована 
работа ментральной дирекции по ремонту грузовых 
вагонов и дирекции железнодорожных вокзалов, форми-
руется центральная дирекция по ремонту пути.  
Для подразделений работа в статусе дирекции позволя-
ет увеличить степень хозяйственной самостоятель-
ности и ответственности за результаты, повысить 
финансовую прозрачность деятельности.

В целях диверсификации бизнеса Компании, улучшения 
взаимодействия с другими видами транспорта, рас-
ширения спектра предоставляемых услуг и генерации 
дополнительных денежных потоков в процессе корпора-
тивного строительства ОАО «РЖД» рассматривается 
возможность и эффективность создания «инициатив-
ных» дочерних и зависимых обществ, а также вхождение 
в уставные капиталы уже созданных компаний.

Так, ОАО «РЖД» продолжает реализацию мероприятий 
по вхождению в уставные капиталы портовых комплек-
сов, что позволит улучшить взаимодействие желез-
нодорожного и морского транспорта. Советом дирек-
торов ОАО «РЖД» одобрено учреждение управляющей 
компании по развитию Мурманского транспортного 
узла и приобретение 25% доли в ее уставном капитале.

В целях развития интермодальных пассажирских пере-
возок советом директоров ОАО «РЖД» одобрено приоб-
ретение 50% пакета акций ОАО «Аэроэкспресс», опера-
тора линии в международный аэропорт Шереметьево.

В 2007 г. ОАО «РЖД» приобретен блокирующий пакет 
акций ЗАО «Трансмашхолдинг», крупнейшей российской 
компании в области транспортного машиностроения. 
Это позволит ОАО «РЖД» повысить эффективность 
взаимодействия со своим основным поставщиком, соз-
дать условия для заключения долгосрочных контрактов, 
сократить стратегические риски, увеличить возмож-
ность для привлечения инвестиционных ресурсов и 
создаст предпосылки для расширения деятельности  
и развития сервисного обслуживания.

Программой структурной реформы на железнодо-
рожном транспорте и целевой моделью рынка желез-
нодорожных транспортных услуг на третьем этапе 
реформирования предусмотрено широкомасштабное 
привлечение частных инвестиций путем продажи акций 
дочерних обществ ОАО «РЖД».

В конце 2007 г. советом директоров ОАО «РЖД» одобре-
на продажа акций десяти дочерних обществ: ОАО «Транс-

68

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

69

Контейнер», Абдулинского, Верещагинского и Оренбург-
ского заводов «Ремпутьмаш», ОАО «Росжелдорпроект», 
НИИ технологии, контроля и диагностики железнодо-
рожного транспорта, ОАО «Рефсервис», Барнаульского, 
Саранского и Рославльского вагоноремонтных заводов. 
Реформирование позволило активизировать деятель-
ность по вовлечению в хозяйственный оборот неисполь-
зуемого или недостаточно эффективно используемого 
имущества и земельных участков железнодорожного 
транспорта. Так, во втором полугодии 2007 г.  
за 14,2 млрд руб. реализованы объекты незавершенно-
го строительства на участке Улак – Эльга в Якутии, 
а также принадлежавший ОАО «РЖД» пакет акций 
ОАО «Эльгауголь», благодаря чему ускорены работы 
по освоению крупного угольного месторождения. Начат 
процесс активного вовлечения недвижимого имущества 
ОАО «РЖД» в девелоперские проекты с привлечением 
средств инвесторов.

За истекший год в процесс корпоративных преобразова-
ний вовлечены активы ОАО «РЖД» общей стоимостью 
более 100 млрд руб.

Анализ деятельности ДЗО

Анализ финансово-хозяйственной деятельности дочер-
них обществ ОАО «РЖД» по итогам 2007 г. показал  
в целом рост эффективности их деятельности. 

В 2007 г. на расчетный счет ОАО «РЖД» поступило 
дивидендов за 2006 г. в сумме 372,7 млн руб. По итогам 
2007 г. плановая сумма начисленных ОАО «РЖД» диви-
дендов составляла 500 млн руб. Плановые дивиденды 
рассчитаны и заложены в бизнес-планы ДЗО на 2008 г. 
на базе утвержденного трехлетнего финансового плана 
ОАО «РЖД». 

Однако необходимо отметить, что в соответствии 
с законодательством Российской Федерации одним из 
требований для выплаты дивидендов акционерам явля-
ется полная оплата уставных капиталов. По состоянию 
на 1 марта 2008 г. полностью не сформирован устав-
ный капитал в следующих ДЗО:
—  ОАО «Росжелдорстрой» – уставный капитал оплачен 

на 99,6%;

—  ОАО «Алатырский механический завод» – уставный 

капитал оплачен на 96,3%;

—  ОАО «Петуховский литейно-механический завод» – 

уставный капитал оплачен на 99,94%;

—  ОАО «Железнодорожная торговая компания» – устав-

ный капитал оплачен на 99,4%;

—  ОАО «Первая грузовая компания» – уставный капи-

тал оплачен на 90,1%;

—  ОАО «ВНИИЖТ» – уставный капитал оплачен  

на 97,2%;

—  ОАО «НИИАС» – уставный капитал со стороны  

ОАО «РЖД» оплачен на 96,7%. (доля ОАО «РЖД» в УК 
«НИИАС» – 75%).

Неполное формирование уставных капиталов вызвано 
необходимостью оформления имущественных прав и, в 
отдельных случаях, разукрупнения объектов основных 
средств, внесенных в уставный капитал ОАО «РЖД».

На конец 2006 г. финансовые вложения ОАО «РЖД»  
в общества, акциями и долями которых владеет  
ОАО «РЖД», составили 41,8 млрд руб., по итогам 2007 г. 
финансовые вложения составили 152,5 млрд руб. Рост 
финансовых вложений ОАО «РЖД» в общества, акциями  
и долями которых владеет ОАО «РЖД», на 264,8%  
по отношению к 2006 г. вызван созданием в 2007 г.  
крупных дочерних обществ на базе филиалов ОАО «РЖД» 
(см. структуру холдинга) и формированием их уставного 
капитала. 

Так, совокупная неконсолидированная выручка по ДЗО  
за 2007 г. составила 179,7 млрд руб., что на 93,7 млрд 
руб., или на 108%, выше аналогичного показателя 2006 г. 
Чистая неконсолидированная прибыль в 2007 г. по срав-
нению с 2006 г. возросла на 5,5 млрд руб., или на 120,9%, 
и составила 10,1 млрд руб.

Совокупные неконсолидированные активы ДЗО за 2007 г. 
увеличились на 434%, или 365,1 млрд руб., и составят  
на 1 января 2008 г. 449,1 млрд руб. Чистые активы  
за 2007 г. увеличились на 515%, или 252,5 млрд руб.,  
и составили на 31 декабря 2007 г. 301,4 млрд руб.  
Собственный капитал за 2007 г. увеличился на 296,3%, или 
на 145,9 млрд руб., и составил на 31 декабря 2007 г.  
195,2 млрд руб.

Значительный рост по основным финансовым показате-
лям вызван созданием новых дочерних обществ. Следует 
отметить, что общества, созданные и начавшие осу-
ществлять свою хозяйственную деятельность в 2007 г.,  
а также общества, акции которых были получены  
ОАО «РЖД» в 2007 г., получили следующие показатели:
—  совокупные активы – 341,3 млрд руб.;
—  чистые активы – 246,3 млрд руб.;
—  собственный капитал – 140,3 млрд руб.;
—  совокупная выручка – 54,8 млрд руб.;
—  совокупная неконсолидированная чистая прибыль – 

3,8 млрд руб.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

Приоритетные  

направления деятельности

№ 

п/п

Наименование  

общества

Местона-

хождение

Сфера  

деятельности

Доля РЖД, % Устав.  

капитал,  

млн руб.

Сумма влож. 

ОАО «РЖД» 

на 01.01.07, 

млн руб.

Поступило/

выбыло,  

млн руб.

Сумма влож. 

ОАО «РЖД» 

на 31.12.07, 

млн руб.

1

ЗАО «Регио-ТелеКом ДВ»

Хабаровск

Связь

51

0,2

0,1

0

0,1

2

ОАО «Алтай-Пригород»

Барнаул

Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

3

ОАО «Кузбасс-Пригород»

Кемерово

Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

4

ОАО «Омск-Пригород»

Омск

Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

5

ОАО «Экспресс-Пригород»

Новосибирск Перевоз.

51

261

0,1

84,4

84,5

6

«Oy Karelian Trans»

Хельсинки

Перевоз.

50

34,1

17,1

0

17,1

7

ЗАО «Евразия 

Интертранс»

Южносаха-

линск

Туризм

51

0,2

0,1

0

0,1

8

ОАО «Волгоградтранспригород» Волгоград

Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

9

ЗАО «Транскат»

СПб

Производ.

57

90,1

51,4

0

51,4

10

ОАО «КРП-Инвест»

Москва

Рем.подв. состава 100

14,5

14,5

0

14,5

11

ЗАО «Футбольный клуб «Локомотив» Москва

Спорт

70

0,1

0

0

0

12

ОАО «БАМ-Инвест»

Москва

Фин.-инвестиц.

83

10

8,3

0

8,3

13

ОАО «Арена-2000»

Ярославль

Спорт

100

2 101,20

2 100,10

0

2 100,10

14

ЗАО «Желдорипотека»

Москва

Стр-во, риелторск. 100

500

500

-0,1

499,9

15

ЗАО «Компания ТрансТелеКом»

Москва

Связь

100

2

434,2

-0,2

434

16

С-Петербург.  

торговая компания «ОРС»

СПб

Торгов.

100

5,5

5,5

-5,5

0

17

ООО «Энергопромсбыт»

Москва

Пр-во

51

0

0

0

0

18

ЗАО «Русская тройка»

Владивосток Трансп.

50

472

236

-236

0

19

ОАО «Свердловская  

пригородная компания»

Екатеринбург Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

20

ОАО «Элтеза»

Москва

Пр-во

100

2 368,90

2 365,30

3,6

2 368,90

21

ОАО «Экспресс Приморья»

Владивосток Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

22

ОАО «Краспригород»

Красноярск

Перевоз.

51

0,1

0,1

0

0,1

23

ОАО «Калужский завод 

«Ремпутьмаш»

Калуга

Пр-во

100

2 330,60

2 209,30

121,3

2 330,60

24

ОАО Абдулинский завод  

«Ремпутьмаш»

Абдулино

Пр-во

100

161,7

153,1

8,6

161,7

25

ОАО «Верещагинский завод 

«Ремпутьмаш»

Верещагино

Пр-во

100

259,8

233,7

26,1

259,8

26

ОАО «Московский опытный завод 

путевых машин «Ремпутьмаш»

Москва

Пр-во

100

36,5

12,2

0

12,2

27

ОАО «Оренбургский путере-

монтный завод «Ремпутьмаш» Оренбург

Пр-во

100

48,8

45,5

3,3

48,8

28

ОАО «Пермский мотовозоре-

монтный завод «Ремпутьмаш» Пермь

Пр-во

100

410,8

401,1

9,7

410,8

29

ОАО «Свердловский путевой 

рем.-мех. завод «Ремпутьмаш» Екатеринбург Пр-во

100

419,1

419,1

0

419,1

30

ОАО «Экспериментальный завод 

«Металлист-Ремпутьмаш»

Калининград Пр-во

100

480,8

480,8

0

480,8

31

ОАО «Ярославский вагоноре-

монтный завод «Ремпутьмаш» Ярославль

Пр-во

100

385,3

348,2

37,1

385,3

32

ОАО «Росжелдорпроект»

Москва

Н-произв.

100

1 366,50

1 366,50

0

1 366,50

Перечень дочерних и зависимых обществ

Общества с долей ОАО «РЖД» в их уставном капитале от 50% (дочерние общества)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

71

33

ОАО «Росжелдорстрой»

Москва

Строит.

100

10 162,70

10 162,70

0

10 162,70

34

ОАО «Рефсервис»

Москва

Пр-во

100

3 491,50

3 491,50

0

3 491,50

35

ОАО «ТрансКонтейнер»

Москва

Перевоз.

100

13 894,80

13 894,80

0

13 894,80

36

ОАО «НИИТКД»

Омск

Н-произв.

100

36

36

0

36

37

ОАО «ВНИКТИ»

Москва

Н-произв.

100

147

147

0

147

38

ОАО «Саранский вагоно-

ремонтный завод»

Саранск

Пр-во

100

518,5

518,5

0

518,5

39

ОАО «Барнаульский вагоно-

ремонтный завод»

Барнаул

Пр-во

100

868,7

868,7

0

868,7

40

ОАО «Рославльский вагоно-

ремонтный завод»

Рославль

Пр-во

100

870,8

870,8

0

870,8

41

ООО «Санкт-Петербург-

Витебская ППК»

С-Петербург Пр-во

74

0,1

0,1

0

0,1

42

ОАО «Скоростные магистрали» Москва

Перевоз.

75

1

0,8

0

0,8

43

ЗАО «ЧОП Охрана-РЖД»

Москва

Охрана

100

21,8

0

21,8

21,8

44

ОАО «РейлТрансАвто»

Москва

Перевоз.

51

3 265,20

0

1 665,20

1 665,20

45

ОАО «Вологодский ВРЗ»

Вологда

Пр-во

100

727,1

0

727,1

727,1

46

ОАО «Владикавказский ВРЗ»

Владикавказ Пр-во

100

1 173,00

0

1 173,00

1 173,00

47

ОАО «Московский ЛРЗ»

Москва

Пр-во

100

946,6

0

946,6

946,6

48

ОАО «Петуховский ЛМЗ»

Петуховск

Пр-во

100

285,5

0

285,5

285,5

49

ОАО «Алатырский МЗ»

Алатырь

Пр-во

100

104,7

0

104,7

104,7

50

ОАО «Красноярский ЭВРЗ»

Красноярск

Пр-во

100

1 430,50

0

1 430,50

1 430,50

51

ОАО «ММЗ «Красный путь»

Москва

Пр-во

100

562,5

0

562,5

562,5

52

ОАО «Пул транс»

Москва

Перевоз.

50

100

0

50

50

53

ОАО «ВНИИЖТ»

Москва

Наука

100

3 191,50

0

3 191,50

3 191,50

54

ОАО «НИИАС»

Москва

Наука

75

749

0

561,7

561,7

55

ОАО «Первая грузовая компания» Москва

Перевоз.

100

85 652,40

0

85 652,40

85 652,40

56

ОАО «Железнодорожная  

торговая компания»

Москва

Торг.

100

8 077,30

0

8 077,30

8 077,30

57

ОАО «ТрансКредитБанк»

Москва

Банк.

75

7 930,40

0

5 947,80

5 947,80

58

ОАО «Газета Гудок»

Москва

Соц.

100

50

0

50

50

59

РОАО «Высокоскоростные 

магистрали»

Москва

Перевоз.

87

0

0

0

0

60

ОАО «АО Железные дороги 

Якутии»

Якутск

Перевоз.

50

0

0

0

0

61

ОАО «Дон-пригород»

Ростов

Перевоз.

74

0,1

0

0,1

0,1

Итого

156 018,90

41 393,30

110 499,90

151 893,20

Наиболее значимыми из перечисленных компаний явля-
ются:
—  ОАО «Первая грузовая компания», 
—  ОАО «ТрансКонтейнер», 
—  ОАО «Росжелдорстрой», 
—  ОАО «Железнодорожная торговая компания», 
—  ОАО «ТрансКредитБанк», 
—  ОАО «Рефсервис», 
—  ОАО «ВНИИЖТ», 
—  ОАО «ЭЛТЕЗА», 

—  ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш»,  

ОАО «Арена-2000», 

—  ОАО «РейлТрансАвто», 
—  ОАО «Красноярский электровагоноремонтный  

завод», 

—  ОАО «Росжелдорпроект»,
—  ОАО «Владикавказский вагоноремонтный завод»,
—  ОАО «Московский локомотиворемонтный завод», 
—  ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», 
—  ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Зависимые общества (доля в уставном капитале от 20 до 50%)

№ 

п/п

Наименование  

общества

Сфера  

деятельно-

сти

Вид  

вложений

Сумма влож. 

на 31.12.07 г., 

млн руб.

Доля в капи-

тале, %

1

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Челябинск)

Пр-во

акции

0,098

49

2

ЗАО «Дорожный центр внедрения ОЖД»

Пр-во

акции

0,098

49

3

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Калининград)

Пр-во

акции

0,098

49

4

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Н.Новгород)

Пр-во

акции

0,098

49

5

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Воронеж)

Пр-во

акции

0,098

49

6

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Самара)

Пр-во

акции

0,098

49

7

ЗАО «Дорожный центр внедрения новой техники и технологий» 

(г. Новосибирск)

Пр-во

акции

0,098

49

8

ЗАО «Дорожный центр внедрения Красноярской железной дороги»

Пр-во

акции

0,098

49

9

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Чита)

Пр-во

акции

0,098

49

10

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Хабаровск)

Пр-во

акции

0,098

49

11

ЗАО «Дорожный центр внедрения новой техники и технологий»

(г. Ярославль)

Пр-во

акции

0,098

49

12

ЗАО «Калининград-ТрансТелеКом»

Инвест.

акции

0,999

49,95

13

ЗАО «Транспортные технологии»

Наука

акции

10

49

14

ЗАО «ЦентрТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,999

49,95

15

ЗАО «ТрансТелеКом-НН»

Пр-во

акции

0,999

49,9

16

ЗАО «Юго-Восток ТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,999

49,95

17

ОАО «Центральная пассажирская компания»

Перевоз.

акции

0,148

49,3

18

ЗАО «ТрансТелеКом – Чита»

Пр-во

акции

0,999

49,95

19

ЗАО «Кавказ-ТрансТелеКом»

Пр-во

акции

2

47,8

20

ЗАО «Апсатская угледобывающая компания»

Пр-во

акции

0

48,6

21

ЗАО «Раском»

Пр-во

акции

7

46

22

ЗАО «Октрансвнештерминал»

Пр-во

акции

0,025

45

23

ОАО «Ямальская железнодорожная компания»

Пр-во

акции

5

45

24

ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»

Наука

акции

0,391

43,43

25

ОАО «Проектно-конструкторское бюро вагоностроения «Магистраль»

Пр-во

акции

0

40,45

26

ЗАО «СамараТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,8

40

27

ЗАО «СибТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,122

40,67

28

ЗАО «СахалинТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,798

39,9

29

ЗАО «ТрансТелеКом-ДВ»

Пр-во

акции

0,798

39,9

30

ОАО «Байкальские воды»

Пр-во

акции

0

34,9

31

ЗАО «БайкалТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,7

35

32

ОАО «Забайкальская горная компания»

Пр-во

акции

0

34,29

33

СП ЗАО «Уралтранс»*

Пр-во

акции

0

33,33

34

ЗАО «Телерадиокорпорация «Южный регион ТВ»

Социал.

акции

0

31,36

35

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Ростов-на-Дону)

Пр-во

акции

0,062

31

36

ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения  
информационных систем»

Наука

доля

0,003

26

37

ЗАО «Тальгорус»

Пр-во

акции

0,52

26

38

ЗАО «Южурал-ТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,5

25

39

ЗАО «Центр внедрения Московской ж. д.»

Пр-во

акции

0,05

25

40

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Саратов)

Пр-во

акции

0,1

25

72

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

73

41

ЗАО «Дорожный центр внедрения» (г. Иркутск)

Пр-во

акции

0,05

25

42

ЗАО «Русская тройка»

Трансп.

акции

236

25

43

ЗАО «Санкт-Петербурский Телепорт»

Пр-во

акции

0,25

25,01

44

ЗАО «СеверТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,504

25,2

45

ЗАО «ВолгаТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,15

25

46

ЗАО «Экза»

Пр-во

акции

0,371

24,73

47

ЗАО «Уральские мобильные сети»

Пр-во

акции

0,144

25,1

48

ЗАО «Зап-СибТрансТелеКом»

Пр-во

акции

0,502

25,1

49

ОАО «Морская паромная переправа «Кавказ»*

Пр-во

акции

0

25

50

ОАО Забайкальского горно-металлургического предприятия  

«Забайкалстальинвест»

Пр-во

акции

100

25,1

51

ЗАО Лизинговая компания «Транслиз»

Финанс.

акции

0,375

25

52

ЗАО «ЦНИИТЭИ-ИС»

Наука

акции

0,012

24

53

ЗАО «Забайкальское «ЖАСО»*

Страх.

акции

0

22,19

54

ООО «Редакция газеты «Юго-Восточный экспресс»*

Пр-во

доля

0

50

55

ООО «Бомбардье Транспортейшен (Сигнал)»

Наука

доля

1

36

56

ОАО «Торговый дом РЖД»

Пр-во

акции

2

19,9

 

Итого 

376

Деятельность по управ-

лению персоналом 

Работа по управлению персоналом ОАО «РЖД» в 2007 г. 
была основана на реализации кадровой политики Компа-
нии, изложенной в функциональной стратегии развития 
кадрового потенциала и функциональной стратегии 
управления качеством в ОАО «РЖД».

Основные усилия департамента управления персоналом, 
служб и отделов управления персоналом железных до-
рог, функциональных филиалов и структурных подразде-
лений ОАО «РЖД» были направлены на:
—  обеспечение ОАО «РЖД» профессиональными кадра-

ми по всем направлениям деятельности;

—  повышение эффективности использования работников;
—  мотивацию эффективного труда работников;
—  совершенствование системы обучения руководите-

лей, специалистов и работников основных профессий;

—  подготовку резерва руководящих кадров;
—  развитие работы с молодежью как главным источ-

ником восполнения руководящих кадров и специали-
стов Компании. 

Укомплектованность кадров основных профессий струк-
турных подразделений железных дорог по состоянию  
на 1 января 2008 г. составила к плану 98,3% (в 2006 г. – 
98,8%). В 2007 г. вновь принято 106,2 тыс. чел. (2006 г. 
 – 106,6 тыс. чел.), в том числе в структурные подразде-
ления локомотивного хозяйства – 29,3 тыс. чел.,  
из них 16,9 тыс. помощников машинистов локомотивов; 
в структурные подразделения хозяйства пути –  
41,7 тыс. чел., из них 27,8 тыс. монтеров пути. 

Приняты меры по укреплению руководства Компании: 
назначено 5 начальников и 3 первых заместителя  
начальников железных дорог, 5 главных инженеров,  
30 заместителей начальников железных дорог,  
80 начальников служб, 17 начальников отделений желез-
ных дорог. Приказами по ОАО «РЖД» назначено  
430 руководителей и специалистов. 

В 2007 г. текучесть кадров на железных дорогах  
по сравнению с 2006 г. увеличилась на 2,7% и составила 
10,8%. Значительно превышает среднесетевой показа-
тель текучести кадров на Калининградской, Москов-
ской, Северной, Северо-Кавказской, Куйбышевской  
и Свердловской железных дорогах. 

Среди основных хозяйств текучесть кадров существен-
но увеличилась в вагонном хозяйстве, хозяйстве пути 
и перевозок. По основным профессиям увеличилась 
текучесть среди помощников машинистов электрово-
зов и тепловозов, монтеров пути, слесарей по ремонту 
вагонов. 

Новыми направлениями работы в 2007 г. стали:
—  обучение руководителей Компании менеджменту 

качества (1-3 каскадный уровень) – 254 чел., корпора-
тивному управлению – 4 тыс. чел., маркетингу –  
3 тыс. чел., информационным технологиям –  
4,5 тыс. чел.; 

—  расширение сотрудничества ОАО «РЖД» с высши-

ми учебными заведениями: направлены Компанией  
на обучение в Российскую экономическую акаде-
мию им. Г.В. Плеханова 4 чел., в Государствен-
ный университет управления – 8 чел., в Санкт-
Петербургский государственный университет  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

– 10 чел. Кроме того, сформирована группа  
из 19 студентов в МГИМО для обучения по специ-
альности «Международный транспорт  
и логистика». 

Проведена переподготовка и повышение квалификации 
72,1 тыс. руководителей и специалистов (2006 г. –  
64,8 тыс. чел.), из них более 4 тыс. чел. из числа резерва 
на замещение должностей первых руководителей струк-
турных подразделений.

В Академии народного хозяйства при Правительстве 
Российской Федерации прошли переподготовку 46 чел., 
в том числе по программе «Современные проблемы 
корпоративного управления на железнодорожном транс-
порте: построение эффективного холдинга» – 15 чел., 
по программе «Корпоративное управление на железнодо-
рожном транспорте: построение современной логисти-
ческой компании» – 15 чел., по программе «Инновацион-
ное развитие ОАО «РЖД» – 16 чел.

По программе «Система управления рисками в компа-
нии» прошла подготовку группа специалистов аппа-
рата управления ОАО «РЖД» (30 чел.), на базе Государ-
ственного Университета – Высшей школы экономики 
– 25 менеджеров по программе «Корпоративный 
директор».

В целях изучения зарубежного опыта работы пред-
приятий железнодорожного транспорта в 2007 г. было 
организовано и проведено обучение около 500 руково-
дителей и специалистов за границей (США, Германия, 
Франция, Испания, Швеция, Канада, Финляндия, Вели-
кобритания, Китай, Япония, Южная Корея). В их числе 
руководители и специалисты локомотивного, вагон-
ного хозяйства, по вопросам охраны труда и промыш-
ленной безопасности, бухгалтерского учета, финансов, 
казначейства, хозяйства пути, управления персоналом, 
федеральной пассажирской дирекции (в 2006 г. –  
122 руководителя).

Подготовлено рабочих кадров около 61 тыс. чел.,  
(в 2006 г. – 59,3 тыс. чел.), повысили квалификацию око-
ло 159 тыс. чел. (в 2006 г. – 160,8 тыс. чел.)

Большое внимание уделялось подготовке работников 
локомотивных бригад. В связи с ростом объемов пере-
возок в технических школах, учебных центрах, других 
учебных заведениях обучено 6 980 машинистов локомо-
тивов, 5 139 помощников машинистов локомотивов, 
что на 22% больше, чем в 2006 г.

В 2007 г. для подготовки рабочих кадров открыты 
новые образовательные подразделения на Западно-
Сибирской и Свердловской железных дорогах (техни-
ческая школа в Омске и учебный центр в Тюмени). 

Для укрепления материально-технической базы тех-
нических школ и учебных центров подготовки рабочих 

кадров железных дорог в 2007 г. освоены инвестиции  
в объеме 691,6 млн руб. (в 2006 г. – 600,0 млн руб.),  
в том числе для переоснащения учебно-лабораторной 
базы технических школ и учебных центров современным 
оборудованием – 118,6 млн руб. 

Указом Президента Российской Федерации к 170-летию 
открытия железнодорожного сообщения в России  
учреждена новая государственная награда – медаль  
«За развитие железных дорог», которой награждено  
325 работников Компании.

Приказом ОАО «РЖД» учрежден юбилейный нагрудный 
знак «170 лет железным дорогам России», которым на-
граждено более 4,5 тыс. работников. 

Всеми видами наград отмечено более 11,8 тыс. работ-
ников Компании и лиц, не работающих в ОАО «РЖД»  
(в 2006 г. – 6,8 тыс. чел.), из них:
–  государственных наград удостоено 536 работников 

(в 2006 г. – 220 чел.); 

–  наградами Минтранса России награждено 465 чел.  

(в 2006 г. – 355 чел.);

–  более 10,8 тыс. чел. (в 2006 г. – 6,3 тыс. чел.) 

поощрено наградами ОАО «РЖД», из них 310 чел.  
(в 2006 г. – 213 чел.) удостоено высшей награды 
Компании – знака «Почетный железнодорожник 
ОАО «Российские железные дороги». 

Социальная сфера

В качестве основной цели социального развития  
ОАО «РЖД» в современных условиях определено созда-
ние благоприятных социальных условий для работников 
Компании.

В 2007 г. услуги социального характера в ОАО «РЖД» 
оказывались: 
—  270 негосударственными учреждениями здравоохра-

нения;

—  323 негосударственными образовательными учреж-

дениями (детские дошкольные учреждения, школы-
интернаты, общеобразовательные школы);

—  888 объектами социальной сферы (объекты культу-

ры, спорта, детские оздоровительные лагеря, дет-
ские железные дороги, санатории-профилактории, 
турбазы и базы отдыха, объекты бытового обслужи-
вания).

Убыток от оказания услуг социальной сферы сложился  
в размере 3,2 млрд руб., что ниже уровня 2006 г.  
на 3,4%.

С целью уменьшения финансовой нагрузки на Компанию 
рассматриваются вопросы о продаже отдельных объек-
тов социальной сферы, сдаче их в аренду, реорганизации, 
списании, передаче в муниципальную собственность и др.

74

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

75

В то же время объекты социальной сферы необходимо 
сохранить в районах, где предприятия железнодорож-
ного транспорта являются градообразующими, так 
как вывод указанных объектов привел бы к увеличению 
затрат на оплату социальных услуг.

Среди важнейших целей, обозначенных в стратегии раз-
вития Компании, отдельное место отводится переходу 
от финансирования отдельных объектов социальной 
сферы к финансированию отраслевого заказа для сни-
жения убыточности, росту окупаемости и стимулиро-
ванию собственной коммерческой деятельности этих 
объектов. В этих целях при формировании бюджетов 
доходов и расходов социальной сферы на 2008 г. была 
запланирована безубыточная деятельность объектов 
оздоровления и детского отдыха. 

Для повышения окупаемости объектов социальной 
сферы планируется расширение перечня и увеличение 
объема предоставляемых платных услуг сторонним 
организациям и физическим лицам, а также приведение 
стоимости оказываемых услуг в соответствие с затра-
тами, связанными с их предоставлением. 

Развитие социальной сферы

Правовым актом, регулирующим социально-трудовые 
отношения в Компании, является коллективный  
договор ОАО «РЖД», который в связи с образованием  
ОАО «РЖД» был впервые заключен с отраслевым проф-
союзом на 2005 г.

Договор играет ключевую роль в обеспечении стабиль-
ной работы трудовых коллективов, способствует 
эффективному осуществлению развития и реформиро-
вания отрасли и является базой для заключения коллек-
тивных договоров в филиалах Компании.

В 2007 г. на реализацию обязательств коллективного 
договора (без учета дочерних, зависимых обществ, вы-
шедших из Компании) использовано около 75 млрд руб., в 
том числе на железных дорогах – 59,4 млрд руб. 

Средняя стоимость социального пакета (с учетом оздо-
ровления в домах отдыха и санаториях, медицинского 
обслуживания и других социальных гарантий) составля-
ет 34,9 тыс. руб. в год на каждого работника,  
6,4 тыс. руб. – для неработающего пенсионера. 

Работникам Компании и пенсионерам предоставляется 
медицинская помощь, в том числе на основе корпора-
тивной системы добровольного медицинского страхова-
ния, санаторно-курортное лечение, бытовое топливо по 
льготным ценам, право на бесплатный проезд железно-
дорожным транспортом по разовому билету в купейном 
вагоне пассажирского поезда и по годовому билету  
в пригородном сообщении. 

В соответствии с решением совета директоров  
ОАО «РЖД» в июне 2007 г. создано Общероссийское 
отраслевое объединение работодателей железнодорож-
ного транспорта. С участием Российского профсоюза 
железнодорожников подготовлено Отраслевое соглаше-
ние работодателей по организациям железнодорожного 
транспорта, которое согласовано правлением  
ОАО «РЖД». Принятое Соглашение позволит уста-
новить общие принципы регулирования социально-
трудовых отношений на предприятиях железнодорож-
ного транспорта с учетом экономического потенциала 
и особенностей экономических отношений в субъектах 
Российской Федерации.

Подписан ряд нормативных документов социального 
характера, регламентирующих деятельность дочерних 
и зависимых обществ.

В соответствии с коллективным договором  
ОАО «РЖД» на 2008-2010 гг. Компания будет предо-
ставлять работникам дочерних и зависимых обществ, 
созданных Компанией, в течение одного года со дня фор-
мирования уставного капитала социальные гарантии  
в объеме не менее установленного коллективным дого-
вором. В дальнейшем объем социальных выплат каждого 
дочернего общества должен формироваться  
с учетом результатов его деятельности.

Реализация жилищной программы

Компания активизирует жилищную политику, направ-
ленную на закрепление кадров и улучшение жилищных 
условий работников, прежде всего, молодежи, и членов 
их семей. 

В 2007 г. работникам Компании выдано субсидируемых 
ипотечных кредитов в сумме 6,6 млрд руб., что по-
зволит улучшить жилищные условия около 5 800 семей 
железнодорожников, что на 30% больше уровня 2006 г. и 
в 2,5 раза больше, чем в 2005 г. 

Кроме того, около 200 молодых семей получили кор-
поративную поддержку на сумму около 43 млн руб. на 
частичное погашение задолженности по ипотечным 
кредитам в связи с рождением детей. 

90 семьям работников, имеющим троих и более несо-
вершеннолетних детей, предоставлены безвозмездные 
субсидии на сумму 66 млн руб. в размере до 70% стоимо-
сти приобретаемых ими жилых помещений.

Здравоохранение

В ОАО «РЖД» действует эффективная система здра-
воохранения и медицинского обеспечения работников и 
членов их семей, осуществляющая весь комплекс меди-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

цинских услуг, в том числе на основе системы обяза-
тельного и добровольного медицинского страхования.

Особое внимание уделяется организации медицин-
ской помощи работникам и пенсионерам, проживаю-
щим на отдаленных станциях и разъездах. В этих 
целях созданы три передвижных консультационно–
диагностических комплекса (отмечены в 2006 г. специ-
альной премией Правительства Российской Федерации) 
и отдельные медицинские вагоны, которые обслужива-
ют сегодня более 4 млн пациентов в 63 регионах.

В 2007 г. завершено внедрение автоматизированных 
систем предрейсового медицинского осмотра работни-
ков локомотивных бригад на всех железных дорогах.  
Задачей автоматизированной системы является вы-
явление работников локомотивных бригад с признаками 
повышенного риска состояния здоровья.

Совместно с администрацией Красноярского края был 
создан передвижной консультативно-диагностический 
центр «Доктор Войно-Ясенецкий – Святитель Лука».  
В настоящее время аналогичный проект прорабатыва-
ется с администрацией Свердловской области.

На базе дорожной клинической больницы Северо-
Кавказской железной дороги (г. Ростов-на-Дону) от-
крылся Центр хирургии сердца и сосудов. Ежегодно  
в Центре планируется проводить до 700 операций  
на сердце. Кроме железнодорожников здесь будут 
получать медицинскую помощь и жители Южного 
федерального округа. 

В Рузском районе Московской области на базе  
ЦБ №4 открыто принципиально новое для России 
лечебное учреждение – центр восстановительного 
лечения. Работа центра ориентирована на восстанов-
ление здоровья работников физиотерапевтическими 
методами.

В 2007 г. в медицинские учреждения было поставле-
но оборудование для оснащения врачебно-экспертных 
комиссий, реабилитационных центров, психофизических 
центров на дорогах, а также диагностическое оборудо-
вание. Кроме того, приобретено высокотехнологичное 
инновационное современное медицинское оборудование, 
такое, как магнитно-резонансные томографы, ангио-
графические комплексы, рентгеновские компьютерные 
томографы.

Санаторно-курортное, восстановительное лечение и оздо-
ровление работников ОАО «РЖД», членов их семей и нера-
ботающих пенсионеров осуществляются на базе отрасле-
вых здравниц, включающих 16 центральных санаториев и 
62 санатория-профилактория дорожного подчинения. 

В 2007 г. отдохнули и прошли курс оздоровления более 
122 тыс. работников ОАО «РЖД», членов их семей и не-
работающих пенсионеров. 

Особое внимание при распределении и реализации 
санаторно-курортных путевок уделялось работникам, 
непосредственно связанным с обеспечением безопасно-
сти движения поездов. 

Молодежная политика ОАО «РЖД»

Эффективность работы и управления ОАО «РЖД» опре-
деляется, в первую очередь, кадровым потенциалом, 
своевременными организационными преобразованиями, 
введением инноваций. Как показывает общемировая 
практика, основным устойчивым источником инициа-
тивы в организационных преобразованиях, техническом 
перевооружении, внедрении новых методик является 
молодежь. 

В 2006 г. ОАО «РЖД» приняло к исполнению целевую про-
грамму «Молодежь ОАО «Российские железные дороги» 
(2006-2010 гг.), которая предусматривает создание 
условий для развития творчества молодежи, возрожде-
ния лучших традиций профессионального становления 
молодых людей, их патриотического и нравственного 
воспитания. Главной концептуальной основой Программы 
является проектное решение, связанное с повышением 
персональной конкурентоспособности молодых работ-
ников. Доля молодежи в ОАО «РЖД» к 2010 году должна 
составить 25%, ее удовлетворенность своим социально-
экономическим положением в Компании должна увели-
читься на 20% при обеспечении ускорения темпов роста 
производительности труда в среднем на 5-7%.

Одним из важных направлений работы филиалов  
ОАО «РЖД» является отбор перспективной молодежи, 
обладающей лидерскими качествами, и дальнейшая 
работа по их развитию. В 2007 г. ОАО «РЖД» проведено 
более 30 крупных молодежных мероприятия по всей 
стране.

Ключевым событием года, подводящим итоги работы 
Компании в этом направлении, стал Слет молодежи  
ОАО «РЖД», который прошел в Москве с 27 сентября  
по 1 октября. Слет стал площадкой для активизации 
молодых работников Компании. В ходе Слета прошли  
презентации конкретных молодежных проектов, кото-
рые были специально разработаны именно молодежью  
и будут реализовываться для достижения целей Компа-
нии. Участники Слета увидели, что молодежная полити-
ка ОАО «РЖД» – это не просто красивые слова и много-
страничные отчеты, а реальная работа, в которую они 
могут включиться и проявить себя. 

Самым востребованным проектом программы среди 
молодых работников является «Жилье для молодежи» 
– 84,07%, а также проекты «Здоровый образ жизни» – 
83,27%; «Молодая семья» – 82,47%; «Здоровье молодежи 
Компании» – 78,13%; «Профессионализм молодежи Ком-
пании» – 75,47%; «Совершенствование взаимодействия 
РЖД с учебными заведениями» – 71,33%. 

76

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

77

Основными объектами, осуществляющими системную 
профессиональную работу с возрастной категорией 
«Подросток», являются детские железные дороги. На 
сегодняшний день в системе ОАО «РЖД» функциониру-
ют 24 детские железные дороги. 

Для решения задач эффективной деятельности детских 
железных дорог разработан проект «Концепции разви-
тия детских железных дорог». 

В 2007 г. с участием Республики Татарстан построена  
и введена в эксплуатацию детская железная дорога в Ка-
зани. По инициативе губернатора Кемеровской области 
А.Г. Тулеева начато строительство детской железной 
дороги в Кемерове.

Проведена Международная выставка технического 
творчества юных железнодорожников, в которой приня-
ли участие воспитанники всех детских железных дорог. 
Участники выставки награждены дипломами президен-
та ОАО «РЖД». 

Для возрастной категории «Детство» осуществляется 
переход на новые программы воспитания с элементами 
дополнительного образования и использованием совре-
менных методик и технологий в организации детского 
отдыха. Детский лагерь «Дороги будущего» на Черно-
морском побережье России стал моделью для отработки 
стандартов корпоративного детского лагеря, методо-
логии детского оздоровительного отдыха для последую-
щего распространения во всех лагерях Компании. Это 
начало большой работы по систематизации имеющихся 
и созданию новых педагогических программ воспитатель-
ной и профессиональной работы с детьми.

По программе «Мать и дитя» в текущем году оздоров-
лено более 97,5 тыс. детей работников ОАО «РЖД».  
На Черноморском побережье отдохнули и поправили 
свое здоровье свыше 14 тыс. детей работников Компа-
нии. 

Забота о ветеранах

При выходе работников на пенсию им выплачивается 
единовременное поощрение за добросовестный труд. 

Свыше 560 тыс. ветеранов получают ежемесячную 
материальную помощь через благотворительный фонд 
«Почет». Более 147,5 тыс. неработающих пенсионеров 
через пенсионный фонд «Благосостояние» получают 
негосударственную пенсию, средний размер которой 
составляет 1 803 руб. В 2007 г. такую пенсию оформили 
более 25 тыс. работников. 

Особое внимание уделяется железнодорожникам – участ-
никам Великой Отечественной войны и труженикам 
тыла. Ежегодно ко Дню Победы более 180 тыс. ветеранов 
дополнительно получают материальную помощь. 

Спонсорская и благотворительная 

деятельность

В 2007 г. ОАО «РЖД» была продолжена благотворитель-
ная деятельность, ориентированная на дальнейшее укре-
пление имиджа социально ответственной Компании.

Комиссия ОАО «РЖД» по рассмотрению обращений 
общественных, религиозных и иных организаций  
об оказании материальной помощи и комиссия  
ОАО «РЖД» по рассмотрению заявлений граждан  
об оказании материальной помощи для личных нужд 
(далее – комиссии ОАО «РЖД») строили свою работу  
в 2007 г. в соответствии с планом благотворитель-
ной деятельности, утвержденным правлением Компа-
нии.

В общей сложности на заседаниях комиссий ОАО «РЖД» 
было рассмотрено более 1,6 тыс. обращений граждан  
и организаций об оказании материальной помощи.

По принятым решениям комиссий ОАО «РЖД» за 2007 г. 
общая сумма выплат составила 325 млн руб.

Материальная помощь была оказана более чем 800 
гражданам и более чем 500 организациям.

Важнейшим принципом работы комиссий ОАО «РЖД» яв-
ляется принцип всестороннего анализа обоснованности 
поступающих запросов и поиска оптимальных путей их 
удовлетворения. 

В тех случаях, когда благотворительный (спонсорский) 
взнос мог способствовать упрочнению имиджа Компа-
нии, причастными подразделениями ОАО «РЖД» заклю-
чались соответствующие договоры с получателями 
благотворительной (спонсорской) помощи об оказании 
рекламных услуг и пропаганде деятельности Компании.

Финансирование ОАО «РЖД» профессиональных спортив-
ных команд является катализатором развития спорта 
среди железнодорожников и членов их семей, способ-
ствует формированию здорового образа жизни.

Поддержка спорта позволила ОАО «РЖД» принять ак-
тивное участие в социальных программах Правитель-
ства Российской Федерации как на федеральном, так  
и на региональных уровнях. Это, в свою очередь, по-
ложительно влияло на формирование общественного 
мнения о деятельности Компании. Финансируя про-
фессиональные спортивные клубы в 2007 г., ОАО «РЖД» 
осуществляло поддержку и детско-юношеского спорта, 
так как на базе клубов функционируют спортивные 
школы, в которых занимаются и дети железнодорож-
ников. 

Финансируемые ОАО «РЖД» профессиональные  
спортивные клубы имеют высокие результаты как  
на российской спортивной арене, так и на международ-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ной. Рекламные кампании с участием клубов при про-
ведении чемпионатов России, Европы и мира позволяют 
позиционировать ОАО «РЖД» как социально направлен-
ную Компанию, способствуют повышению ее престижа 
и имиджа.

Общий объем финансирования спортивных клубов  
в соответствии с утвержденным планом составил  
более 2 080,5 млн руб. При финансовой поддержке  
ОАО «РЖД» футбольным клубом «Локомотив» был 
проведен фестиваль детского футбола «Локобол-2007-
РЖД», баскетбольным клубом – соревнования среди 
школьников «Локомотив – школьная лига». 

На финансирование Российского физкультурно-
спортивного общества «Локомотив» в 2007 г. было на-
правлено 45 млн руб. Расходы на спортивную подготовку 
в вузах и техникумах железнодорожного транспорта 
составили 38,0 млн руб.

Со спортивными клубами были заключены договоры, 
позволяющие ОАО «РЖД» контролировать расходование 
полученных денежных средств.

Компанией уделяется большое внимание физической 
культуре и спорту. Сегодня на объектах спорта  
ОАО «РЖД» функционирует более 2 тыс. спортивных 
секций по 50 видам спорта, в которых занимаются око-
ло 45 тыс. работников Компании и членов их семей.  
Проведено более 3 тыс. спортивно-массовых ме-
роприятий, в которых приняло участие около 200 
тыс. человек. В 2007 году российские спортсмены-
железнодорожники заняли первое место в общем  
зачете Международного спортивного союза железнодо-
рожников. 

Безопасность движения

Одной из важнейших задач, которой ОАО «РЖД» уделяет 
большое внимание, является обеспечение безопасности 
перевозок пассажиров и грузов.

В 2007 г. произошло:
—  4 крушения грузовых поездов (авария при производ-

стве маневровой работы);

—  71 сход с рельсов подвижного состава в поездах; 
—  21 проезд запрещающих показаний светофоров.

Однако принятые Компанией кардинальные меры по-
зволили значительно улучшить состояние безопасности 
движения, в том числе:
1)   общее количество случаев брака на железных дорогах 

в 2007 г. к уровню 2006 г. снижено на 3%.

2)   относительное число браков на 1 млрд тонно-

километров выполненной приведенной работы 
снижено на 12%.

3)   в сравнении с 2006 г. уменьшилось количество от-

дельных нарушений безопасности движения:
—  на 43% — обрывов автосцепок подвижного состава;
—  на 32% — изломов рельсов;
—  на 26% — сходов подвижного состава при маневрах;
—  на 23% — отцепок вагонов от пассажирских по-

ездов в пути следования; 

—  на 11% — перекрытий разрешающего показания 

сигнала на запрещающее с проездом.

В целях снижения уровня нарушений безопасности 
движения на железных дорогах ОАО «РЖД» принимает 
кардинальные оперативные, тактические и стратегиче-
ские мероприятия.

Одним из первостепенных факторов повышения безопас-
ности перевозок стало выполнение Программы повыше-
ния безопасности движения в ОАО «РЖД». За четыре года 
деятельности ОАО «РЖД» инвестировало в реализацию 
Программы более 21 млрд руб., в том числе в 2007 г. – 
7,22 млрд руб. 

В мае 2007 г. в Компании утверждена функциональная 
стратегия обеспечения гарантированной безопасности 
и надежности перевозочного процесса, которая является 
одной из 16 функциональных стратегий ОАО «РЖД». Эта 
стратегия является одним из генеральных направлений 
деятельности нашей Компании, которые определены 
Стратегической программой развития ОАО «РЖД».

Стратегия должна стать документом, на основе кото-
рого будет формироваться и проводиться согласован-
ная политика Компании в области обеспечения безопас-
ности движения.

Функциональная стратегия предусматривает комплекс-
ный анализ текущего состояния технических средств, 
подготовки оперативного персонала и технической 
документации. Результатом должна являться итоговая 
величина риска для конкретного участка железной до-
роги. Это объединяет данную стратегию со стратегией 
управления рисками.

В качестве основного управленческого инструмента 
в системе обеспечения безопасности в Стратегии 
предусмотрено создание ситуационного центра. 

Основными его задачами являются:
—  прогнозирование, расчет рисков и определение мест 

их вероятного проявления на основе информации  
о состоянии технических средств и методов моде-
лирования;

78

Приоритетные  

направления деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

годовой отчет 2007 

ОАО «РЖД»

79

—  выработка рекомендаций для своевременного приня-

тия превентивных управляющих решений по сни-
жению рисков вследствие нарушений безопасности 
движения;

—  оперативное управление при организации работ  

по устранению дестабилизирующих факторов,  
а также при ликвидации последствий кризисных  
и аварийных ситуаций.

Данная стратегия обеспечения гарантированной 
безопасности и надежности перевозочного процесса со-
ответствует показателям общей Стратегии развития 
железнодорожного транспорта в Российской Федерации 
до 2030 г., одним из которых является обеспечение 
безопасности движения.

Компания уделяет значительное внимание усилению 
мотивации труда работников железных дорог, непо-
средственно обеспечивающих безопасность движения. 
За большой вклад в работу по предупреждению  
аварийности на железнодорожном транспорте, осо-
бую бдительность при предотвращении нарушений 
безопасности движения, которые могли привести  
к тяжелым последствиям, в 2007 г. 173 работника, не-
посредственно обеспечивающих перевозочный процесс, 
награждены знаком «За безопасность движения».  
В прошедшем году за обеспечение безаварийной рабо-
ты в 2006 г. было поощрено 172,5 тыс. работников 
Компании на общую сумму 2,0 млрд руб. По итогам 
работы в 2007 г. на эти цели выделено уже 3,0 млрд 
руб., поощрено 164,6 тыс. человек. Данные затраты 
влияют на усиление мотивационной роли в сфере 
безопасности.

В связи с проведенными структурными реформами  
в вагонном хозяйстве и пассажирском комплексе даль-
него следования и созданием Центральной дирекции  
по ремонту грузовых вагонов и Федеральной пасса-
жирской дирекции был разработан ряд нормативных 
актов, в том числе по взаимодействию железных до-
рог с созданными филиалами по вопросам обеспечения 
безопасности движения поездов. Принятые Компанией 
меры на данном этапе позволяют сохранить управляе-
мость этими филиалами и обеспечить безопасность 
их функционирования.

В Компании проводится конкретная работа в рамках 
законодательства при создании дочерних и зависимых 
обществ. 

В октябре 2007 г. разработан и введен в действие  
Регламент взаимодействия ОАО «РЖД» с зависимыми  

и дочерними обществами по вопросам обеспечения 
безопасности движения поездов. Данный регламент 
определяет порядок взаимодействия, сохранения единого 
нормативно-правового поля и обеспечения безопасности 
движения, а также предупреждения транспортных проис-
шествий и событий на объектах инфраструктуры  
ОАО «РЖД».

3 сентября 2007 г. ОАО «РЖД» и Федеральная служба  
по надзору в сфере транспорта заключили соглашение  
о взаимодействии в повышении эффективности управ-
ления безопасностью движения на железнодорожном 
транспорте.

Соглашение предусматривает развитие информацион-
ного обмена с использованием современных  
информационных систем, научно-методическую  
и консультационно-разъяснительную работу в области 
безопасности движения, лицензирования и сертифика-
ции на железнодорожном транспорте, участие  
в разработке и рассмотрении проектов законодатель-
ных и иных нормативных правовых и технических актов, 
организации совместных расследований транспортных 
происшествий.

Данное соглашение позволило активизировать работу 
в вопросах разработки нормативных актов в области 
обеспечения безопасности движения.

Безопасность  

деятельности

В настоящее время оперативная обстановка на же-
лезных дорогах России характеризуется следующими 
данными. 

В 2007 г. по отчетам региональных центров безопасно-
сти зафиксирован 1 941 факт незаконного вмешатель-
ства в деятельность железнодорожного транспорта, 
что на 104 случая (или на 5,3%) выше уровня 2006 г., но 
на 246 случаев (или на 11,2%) ниже уровня 2005 г. Как по-
ложительное следует отметить, что в 2007 г. сократи-
лись случаи анонимных сообщений об угрозе террористи-
ческого акта и случаи выявления взрывных устройств.

Вместе с тем, в 2007 г. возросли такие противоправ-
ные проявления, как разоборудование железнодорожных 
путей, наложение посторонних предметов на рельсы 
и противоправные действия в отношении работников 
железнодорожного транспорта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

80

Приоритетные  

направления деятельности

Статистические данные об актах незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта 
по железным дорогам за 2005-2007 годы

№ 

п/п

Наименование противоправных действий

За 2005 г.

За 2006 г.

За 2007 г.

1.

Всего зафиксировано актов незаконного вмешательства:

2187

1837

1941

1.1

- взрывы

8

2

3

1.1.1 - гибель людей/ раненые

1/11

-

1/0

1.2

- предотвращенные попытки взрыва

7

8

1

1.3

- обстрелы

2

8

4

1.4

- разоборудование железнодорожных путей

142

88

159

1.5

- наложение предметов на рельсы

623

608

714

1.6

- угроза взрыва объекта ж.д. транспорта

2

1

6

1.7

- обнаружение подозрительных предметов

878

595

567

1.8

- обнаружение радиоактивных и отравляющих веществ 

2

4

14

1.9

- обнаружение взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов

236

289

261

2.0

Противоправные действия в отношении работника ж.д. транспорта 

31

28

57

2.1

- пикетирование дороги с перекрытием движения поездов

2

1

2

2.2

- анонимные сообщения об угрозе террористического акта 

256

205

153

2.   Мероприятия по снижению профессиональных забо-

леваний за счет улучшения условий труда.

3.   Улучшение санитарно-гигиенических условий.

За 3 года на выполнение мероприятий программы затра-
чено 5,1 млрд руб., в том числе 1,5 млрд руб. – за счет 
централизованных инвестиций. 

В 2007 г. было построено, реконструировано и отремон-
тировано более 700 санитарно-бытовых корпусов  
и помещений; оборудовано 5,8 тыс. пунктов обогрева  
и комнат приема пищи и др. Оборудовано 1,1 тыс. кабин 
локомотивов стеклами повышенной прочности и около 
тысячи кабин – виброзащитными креслами машиниста. 
Поставлено более 240 аппаратов для очистки воздуха 
от вредных веществ, около 200 комплектов тепловых 
завес, 103 промышленные стиральные машины и 59 
машин для химической чистки спецодежды, приобре-
тено около 1,2 тыс. комплектов технических средств 
«Безопасность труда», предназначенных для защиты  
от поражения электрическим током работников, для 
хозяйства электрификации и электроснабжения, авто-
матики и телемеханики, связи и вычислительной тех-
ники. Для улучшения работы по обучению работников 
вопросам охраны труда поставлено 69 автоматизиро-
ванных обучающих экзаменационных комплексов по охра-
не труда, 257 тренажерных комплексов для обучения 
навыкам по оказанию первой помощи пострадавшим. 

Несмотря на то, что Компания направляет значитель-
ные средства на обеспечение безопасности железнодо-
рожников, травм на производстве избежать не удалось.  
Однако благодаря планомерной работе в ОАО «РЖД»  

Безопасность труда

За многие годы на железнодорожном транспорте 
сложилась и действует система управления охраной 
труда, которая, являясь частью системы управления 
Компанией, обеспечивает комплексный подход  
и единый порядок организации работ по охране труда 
на всех уровнях. 

В 2007 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по охране труда 
по всем источникам финансирования израсходовано  
7,6 млрд руб., в том числе 2,3 млрд руб. на спецодежду, 
спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. 

Расходы на охрану труда в пересчете на одного работника 
в среднем по ОАО «РЖД» составили 6,4 тыс. руб., по сети 
железных дорог – 6,6 тыс. руб. (в 2006 г. – 5,8 тыс. руб.).

Важным элементом экономического механизма по-
вышения эффективности управления охраной труда 
является обязательное социальное страхование от не-
счастных случаев на производстве и профессиональных 
заболеваний. 

Фондом социального страхования были профинансирова-
ны углубленные медицинские осмотры работников  
на сумму 223 млн руб.

Также в Компании продолжена реализация Программы по 
улучшению условий и охраны труда на 2005-2007 гг. Про-
грамма включает следующие разделы: 
1.   Мероприятия по снижению производственного трав-

матизма.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..