ПАО «Интер РАО ЕЭС». Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО «Интер РАО ЕЭС». Ежеквартальные отчёты за 2011 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПАО «Интер РАО ЕЭС». Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 4

 

 

Индексы плавающих ставок в долларах США и евро, а также ставка рефинансирования ЦБ

РФ находились в течение 1 квартала 2011 года на уровнях, близких к историческим минимумам,
что положительно сказывалось на процентных расходах Эмитента. При этом Эмитент считает
высоко вероятным существенный рост рублевых и валютных процентных ставок в 2011 году.

Учитывая преобладание в структуре кредитного портфеля долгосрочных кредитов, а также

небольшой   объем   кредитов   с   плавающей   ставкой,   непокрытых   соответствующими
хеджирующими контрактами, процентный риск в настоящий момент не может существенным
образом повлиять на способность Эмитента исполнять свои обязательства.

В   случае   роста   подверженности   Эмитента   процентному   риску   будет   соответствующим

образом корректироваться  программа заимствований Эмитента,  а также  будут использованы
дополнительные финансовые инструменты, хеджирующие процентный риск.

Подверженность финансового состояния эмитента, его ликвидности, источников финансирования,
результатов деятельности и т.п. изменению валютного курса (валютные риски):

Валютный   риск   –   это   риск   потерь   вследствие   неблагоприятного   изменения   курсов

иностранных валют.

Внешнеэкономическая   деятельность   и   реализация   международных   энергетических

проектов является одним из основных видов деятельности Эмитента. Эмитент осуществляет
трансграничные   поставки   электроэнергии,   управляет   зарубежными   активами,   реализует
международные инвестиционные проекты. В связи с этим валютный риск является одним из
неотъемлемых рисков деятельности Эмитента.

Существенная часть выручки Эмитента поступает в иностранной валюте - евро и долларах

США. Часть затрат Эмитента также выражена в иностранных валютах. Кроме того, некоторые
активы   и   пассивы   Эмитента   номинированы   в   иностранной   валюте,   в   том   числе   денежные
средства, заимствования, дебиторская и кредиторская задолженность, а также другие активы и
пассивы.   Таким   образом,   Эмитент   подвержен   риску   изменения   денежных   потоков,   а   также
риску переоценки активов и пассивов, номинированных в иностранных валютах, вследствие
изменения обменного курса иностранных валют. Эмитент проводит оценку и мониторинг этого
риска на регулярной основе.

В рамках управления валютным риском регулярно проводится анализ и прогнозирование

потенциальных   потерь   вследствие   неблагоприятной   динамики   обменных   курсов   на   основе
подходов   Value-at-Risk,  Earnings-at-Risk,   сценарного   моделирования   и   стресс-тестирования.
Применяемые методы оценки риска соответствуют современным общепринятым подходам.

Для управления валютным риском Эмитент предпринимает следующие действия:

осуществляет   планирование   таким   образом,   чтобы   обеспечить   соответствие   по
объемам   и   времени   поступления   денежных   притоков   и   оттоков,   выраженных   в
одной иностранной валюте;

управляет структурой долга и финансовых вложений;

поддерживает в достаточном объеме открытые кредитные линии, выраженные в
различных   иностранных   валютах,   для   обеспечения   гибкости   своей   валютной
позиции;

49

поддерживает достаточный запас ликвидных активов, выраженных в иностранных
валютах для оптимизации объема конверсионных операций;

осуществляет операции на рынке производных финансовых инструментов с целью
хеджирования валютного риска.

Ключевыми   источниками   валютного   риска   в   своей   деятельности   Эмитент   считает

волатильность курса рубля, а также риск роста курса доллара США по отношению к евро.

С конца 2010 года сформировалась тенденция к постепенному укреплению российской

национальной валюты. Дальнейшее укрепление рубля может привести к снижению рублевого
наполнения   экспортной   выручки   Эмитента.   При   этом   в   результате   переоценки   валютных
обязательств, сократятся рублевые оттоки на погашение привлеченных в иностранной валюте
кредитов.

По   оценкам   Эмитента,   валютный   риск,   с   учетом   предпринимаемых   действий   для   его

снижения,   в   настоящий   момент   не   может   существенным   образом   нарушить   ликвидность   и
повлиять на способность Эмитента исполнять свои обязательства.

В   случае   резкого   увеличения   подверженности   валютному   риску   Эмитент

соответствующим   образом   скорректирует   меры   управления   валютным   риском,   в   том   числе
дополнительно увеличит объем операций хеджирования.

Подверженность   финансового   состояния   эмитента   рискам,   связанным   с   неисполнением

контрагентами своих обязательств (кредитные риски):

Для   предотвращения   рисков   неисполнения   контрагентами   своих   обязательств   и

минимизации   возможных   потерь   Эмитент   осуществляет   управление   кредитным   риском   при
взаимодействии   с   внешними   контрагентами   (покупателями   и   поставщиками),   со   своими
дочерними   обществами   (при   осуществлении   внутригруппового   финансирования),   а   также   с
финансовыми организациями, включая банки и страховые компании.

Эмитент   оценивает   риск   неплатежей   при   осуществлении   торговой   деятельности   на

территории   РФ   как   существенный.   С   целью   минимизации   потерь   Эмитент   осуществляет
превентивные   меры:   проводится   анализ   контрагентов   на   предмет   платежеспособности,
кредитоспособности и финансовой устойчивости в целом, регулярно проводится мониторинг
дебиторской   задолженности.   Кроме   этого,   при   заключении   договоров   Эмитент   применяет
механизмы, способствующие снижению кредитных рисков (авансовые платежи, использование
аккредитивов,   банковских   гарантий   и   поручительств).   Аналогичные   мероприятия
осуществляются и в ходе закупочной деятельности.

Контроль   за   платежеспособностью   дочерних   обществ   реализуется   в   рамках   процессов

бизнес-планирования и бюджетирования. Риски неплатежей в части внутригрупповых операций
оцениваются Эмитентом как минимальные.

Отдельное внимание уделяется в Обществе кредитным рискам банков-контрагентов. На

основании оценки кредитоспособности банков, осуществляемой профильным подразделением
по принятой методологии, происходит присвоение банкам внутренних кредитных рейтингов,
установление   лимитов   на   операции   с   банками-контрагентами   и   последующий   регулярный
мониторинг соблюдения указанных лимитов.

50

В   результате   осуществляемых   мероприятий   по   управлению   кредитным   риском

подверженность Эмитента данному риску находится в контролируемых пределах.

Влияние   инфляции   на   выплаты   по   ценным   бумагам,   критические,   по   мнению   эмитента,
значения   инфляции,   а  также   предполагаемые   действия   эмитента   по   уменьшению
указанного риска:

По   данным   Федеральной   службы   государственной   статистики,   показатель   инфляции   в

2005 году составил 10,9%, в 2006 году – 9,0%, в 2007 году – 11,9%, в 2008 году – 13,3%, в 2009
году – 8,8%, в 2010 году – 8,8%. Согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ,
инфляция в 2011 году ожидается на уровне 6-7%.

Снижение   инфляции   по   сравнению   с   предыдущими   годами   оказывает   положительное

влияние   на   деятельность   Эмитента,   так   как   способствует   снижению   стоимости   кредитных
ресурсов, а также снижает ряд других рисков, перечисленных ниже.

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Эмитента

может быть вызвано следующими рисками:

- риск потерь, связанных с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности
при существенной отсрочке или задержке платежа;
- риск увеличения процентов к уплате;
- риск увеличения себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за увеличения цены
на энергоносители, транспортных расходов, заработной платы и т.п.;
-   риск   уменьшения   реальной   стоимости   средств,   привлеченных   на   реализацию
инвестиционной программы.
Риск   существенного   превышения   фактических   уровней   инфляции   над   прогнозными   и

формирование   галопирующей   инфляции   (25-30%   в   год)   может   негативно   отразиться   на
рентабельности Эмитента.

В случае существенного превышения инфляцией прогнозных уровней Эмитент примет

меры по оптимизации затрат, а также увеличению скорости реакции выручки на рост темпов
инфляции.

Показатели   финансовой   отчетности   Эмитента,   наиболее   подверженные   изменению   в

результате   влияния   указанных   финансовых   рисков.  В   том   числе   указываются   риски,
вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности:

Риски

Вероятность их

возникновения

Характер изменений в отчетности

Процентный риск

средняя

Наиболее подверженные воздействию 
процентного риска показатели финансовой 
отчетности Эмитента – статьи отчета о 
прибылях и убытках, отражающие проценты к 

51

уплате и чистую прибыль. Повышение 
рыночных процентных ставок увеличивает 
процентные расходы Эмитента, и 
соответственно снижает его чистую прибыль.

В связи с тем, что в настоящее время доля 
активов и пассивов Эмитента, 
характеризующихся высокой 
чувствительностью к изменению процентных 
ставок, невелика, Эмитент оценивает свою 
подверженность процентному риску как 
среднюю.

Валютный риск

умеренно высокая

Наиболее подверженные воздействию 
валютного риска показатели финансовой 
отчетности Эмитента – это балансовые статьи,
выраженные в иностранной валюте, в том 
числе краткосрочные и долгосрочные 
обязательства и финансовые вложения, а также
выручка и чистая прибыль. На выручку и 
финансовые вложения снижение курсов 
иностранных валют оказывает отрицательное 
воздействие. На краткосрочные и 
долгосрочные обязательства отрицательное 
воздействие оказывает рост курсов 
иностранных валют.

С учетом предпринимаемых действий для 
снижения подверженности деятельности 
Эмитента изменению валютного курса, по 
оценкам Эмитента, валютный риск в 
настоящий момент не может существенным 
образом повлиять на способность Эмитента 
исполнять свои обязательства.

Кредитный риск

средняя

Наиболее подверженные воздействию 
кредитного риска показатели финансовой 
отчетности Эмитента – дебиторская 
задолженность и финансовые вложения. В 
случае повышения кредитного риска вырастут 
резервы, чистая прибыль при этом будет 
снижаться. Эмитент оценивает свою 
подверженность кредитному риску как 
среднюю.

Влияние инфляции

средняя

Наиболее подверженный воздействию риска 
роста инфляции показатель финансовой 
отчетности Эмитента – чистая прибыль. В 
случае резкого роста инфляции этот 

52

показатель будет падать.

2.5.4. Правовые риски

Для Эмитента возможны правовые риски, возникающие при осуществлении деятельности

на   внутреннем   и   внешних   рынках,   что   характерно   для   большинства   субъектов
предпринимательской   деятельности,   работающих   на   территории   Российской   Федерации   и
иностранных   государств.   Для   минимизации   правовых   рисков   практически   все   операции
Эмитента проходят обязательную предварительную юридическую экспертизу.

В   обозримой   перспективе   риски,   связанные   с   изменением   валютного,   налогового,

таможенного   и   иного   законодательства,   которые   могут   повлечь   за   собой   ухудшение
финансового состояния Эмитента, являются, по мнению Эмитента, незначительными. Эмитент
строит   свою   деятельность   на   четком   соответствии   налоговому,   таможенному   и   валютному
законодательству,   отслеживает   и   своевременно   реагирует   на   изменения   в   них,   а   также
стремится к конструктивному диалогу с регулирующими органами в вопросах интерпретации
норм законодательства.

Недостатки   российской   правовой   системы   и   российского   законодательства   приводят   к

созданию атмосферы неопределенности в области коммерческой деятельности, но не являются
существенными.   Такая   неопределенность   во   многих   случаях,   пусть   и   в   меньшей   степени,
присутствует и в странах с более развитой правовой базой рыночной экономики.

К таковым (недостаткам) следует отнести:

быстрое   развитие   российской   правовой   системы   и,   как   результат,   встречающееся

несоответствие   между   законами,   указами   главы   государства   и   распоряжениями,
решениями, постановлениями и другими актами правительства, министерств и местных
органов. Кроме того, ряд основополагающих российских законов был введен в действие
лишь   в   недавнее   время,   и   зачастую   отсутствуют   подзаконные   акты,   призванные
обеспечивать применение отдельных законов;

непоследовательность   судебных   инстанций   в   реализации   принципа   единообразия

судебной и арбитражной практики и относительная степень неопытности судей и судов в
толковании некоторых норм российского законодательства, особенно в сфере торгового и
корпоративного законодательства;

нехватка квалифицированного судейского состава и финансирования, его недостаточный

иммунитет против экономических и политических влияний в России.

С   большой   долей   сомнения   можно   допустить,   что   перечисленные   недостатки   могут

неблагоприятно   отразиться   на   способности   Эмитента   добиваться   осуществления   прав
Эмитента, а также защищать себя в случае предъявления претензий другими лицами.

53

Правовые риски, связанные с деятельностью эмитента (отдельно для внутреннего и внешнего
рынков), в том числе:

Риски, связанные с изменением валютного регулирования:

В настоящее время регулирование валютных отношений осуществляется на основании

Федерального   закона   от   10.12.2003   №   173-ФЗ   «О   валютном   регулировании   и   валютном
контроле» (с изменениями и дополнениями).

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного

регулирования и валютного контроля, а также определяет права и обязанности резидентов и
нерезидентов   в   отношении   владения,   пользования   и   распоряжения   валютными   ценностями,
права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования, распоряжения валютой
Российской   Федерации,   внутренними   ценными   бумагами,   права   и   обязанности   органов   и
агентов валютного контроля.

Устанавливается,   что   все   используемые   в   законе   институты,   понятия   и   термины,   не

определенные   в  данном   законе,   применяются   в  том   значении,   в  каком   они   используются   в
других   отраслях   законодательства   РФ.   Более   того,   законом   закрепляется   норма,   согласно
которой   все   неустранимые   сомнения,   противоречия   и   неясности   актов   валютного
законодательства   РФ,   актов   органов   валютного   регулирования   и   актов   органов   валютного
контроля   толкуются   в   пользу   резидентов   и   нерезидентов.   Центральный   Банк   РФ   принял
29.05.2006   решение   об   отмене   с   01.07.2006   требований   о   резервировании   и   обязательном
использовании   специальных   счетов   при   осуществлении   отдельных   валютных   операций,   что
свидетельствует о дальнейшей либерализации валютного законодательства.

В настоящее время Правительство РФ стимулирует привлечение иностранных инвестиций

и не имеет планов по введению ограничений на обмен валюты, а Центральный Банк РФ не
требует обязательной конвертации всей или части валютной выручки. Все это указывает на то,
что   валютное   законодательство   РФ   существенно   либерализовано.   Это   связано   с   общей
политикой   государства,   направленной   на   обеспечение   свободной   конвертируемости   рубля.
Основные   цели   валютного   контроля,   сводятся   к   решению   следующих   задач:   создание
максимально благоприятных условий для развития внешней торговли; обеспечения финансовой
стабильности; привлечения внешних инвестиций (прямых и портфельных) и стимулирования
инвестиционной   активности.   По   мнению   Эмитента,   тенденции   к   либерализации   валютного
регулирования   уменьшают   вероятность   возникновения   негативных   последствий   для
деятельности Эмитента. В связи с проведением политики смягчения процедур государственного
регулирования и контроля в отношении валютных операций, риски, связанные с возможностью
изменения   валютного   регулирования   и   возникновения   негативных   последствий   в   связи   с
будущими изменениями законодательства рассматриваются как незначительные.

Эмитент является участником внешнеэкономических отношений. Вышеуказанный закон, а

также правовые акты Правительства РФ и Центрального Банка РФ не содержат правил и норм,
ухудшающих   финансовое   положение   Эмитента.   При   этом   часть   активов   и   обязательств
Эмитента   выражена   в   иностранной   валюте,   поэтому   изменение   государством   механизмов
валютного регулирования в целом может повлиять на финансово-хозяйственную деятельность
самого Эмитента, так и на деятельность его дочерних обществ.  При этом в случае изменения

54

валютного законодательства, Эмитент предпримет все действия, направленные на соблюдения
новых норм.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства:

Как   и   любой   иной   субъект   хозяйственной   деятельности,   Эмитент   является   участником
налоговых правоотношений. Налоговый кодекс Российской  Федерации и иные законодательные
акты   устанавливают   и   регулируют   порядок   применения   различных   налогов   и   сборов   на
федеральном  уровне,   уровне   субъектов   федерации   и   местном   уровне.   Применимые   налоги
включают   в   себя,   в   частности,   налог   на   добавленную   стоимость,   налог   на   прибыль
организаций, налог на имущество, единый социальный налог и иные налоги и сборы.

Закон,   регулирующий   применение   указанных   выше   налогов   (Налоговый   кодекс  Российской
Федерации),   вступил   в   силу   относительно   недавно   по   сравнению   с   налоговым
законодательством   стран   с   более   развитой   рыночной   экономикой.   В   прошлом   российская
система   сбора   налогов   была   относительно   неэффективной,   что   приводило   к   постоянным
изменениям   в   законодательстве   и   в   его   интерпретации   государственными   органами.   В
некоторых случаях вновь вступающие в силу изменения налогового законодательства имели
обратную   силу.   Несмотря   на   то,   что   с   вступлением   в  силу   Налогового   кодекса  Российской
Федерации качество российского налогового законодательства в целом улучшилось, существует
вероятность того, что в будущем в России могут быть введены новые виды налогов, сборов и
штрафных   санкций,   что   может   оказать   негативное   влияние   на   финансовое   положение   и
деятельность Эмитента. 

Поскольку российское федеральное, региональное и местное налоговое законодательство

подвержено частым изменениям, а некоторые главы Налогового кодекса Российской Федерации,
посвященные   вышеуказанным   налогам,   были   приняты   сравнительно   недавно,   толкование
налогового   законодательства   зачастую   неясно,   либо   отсутствует.   В   дополнение   к   этому,   в
настоящее   время  нормативные правовые акты  в области налогов и сборов нередко содержат
нечеткие   формулировки   и  пробелы   в   отношении   регулирования.   Кроме   того,   ухудшению
налогового   климата   также   способствует   то,   что   различные   органы   государственной   власти
(например,   Министерство  финансов,   Федеральная   налоговая   служба   и   ее   территориальные
подразделения)   и   их   представители  зачастую   по-разному   толкуют   те   или   иные   нормы
законодательства   о   налогах   и   сборах,   что  создает   определенные   противоречия   и   неясность.
Кроме   того,   практическое   применение   государственными   органами   налогового
законодательства   часто   является   непоследовательным.   При   этом   в   ряде   случаев   налоговые
органы   придавали   обратную   силу   новому   толкованию   норм   права   при   его   применении.
Зачастую  налогоплательщики и российские налоговые органы также расходятся в толковании
норм налогового законодательства. Как следствие, налоговые органы могут пытаться оспорить
правильность   применения   налогового   законодательства,   и   субъектам   хозяйственной
деятельности могут быть начислены дополнительные налоги, пени и штрафы, сумма которых
может   оказаться   значительной.   В   этой   связи   налогоплательщики   зачастую   вынуждены
прибегать к судебной защите своих прав в спорах с налоговыми органами. Недавние события в
Российской Федерации показывают, что налоговые органы могут занимать более агрессивную
позицию при толковании налогового законодательства и определении налоговой базы. Судебная
практика   Российской   Федерации   также  подвержена   частым   изменениям   и   отличается
непоследовательностью толкования и избирательностью правоприменительной практики. Более

55

того,   поскольку   принципы   прецедентного   права   не   применяются   в   правовой   системе
Российской   Федерации,   судебные   решения   по   налоговым   или   связанным   с   ними   вопросам,
принятые   различными   судами   по   аналогичным   делам   или   по   делам   со   схожими
обстоятельствами, могут также не совпадать или противоречить друг другу. 

Нет полной уверенности в том, что в будущем в Налоговый кодекс Российской Федерации

не   будут   внесены   изменения,   которые   могут   негативно   отразиться   на   предсказуемости   и
стабильности   налоговой   системы   России.   Эмитент   осуществляет   постоянный   мониторинг
изменений,   вносимых   в   налоговое   законодательство,   оценивает   и   прогнозирует   степень
возможного влияния таких изменений на его деятельность.

В связи с неопределенностью и противоречивостью в области налогообложения Эмитент

потенциально   подвержен   возможности   применения   к   нему   различных   штрафов   и   пеней,
несмотря   на   все   усилия   Эмитента   по   соблюдению   налогового   законодательства,   что   может
привести к налоговому бремени в большем объеме, чем ожидалось. 

Существует также риск дополнения или изменения положений Налогового кодекса РФ,

которые могут привести к увеличению налоговой нагрузки и, соответственно, к изменениям
итоговых   показателей   хозяйственной   деятельности,   включая   уменьшение   чистой   прибыли.
Вероятность наступления данного риска очень низкая.

По мнению руководства Эмитента, Эмитентом в полной мере соблюдается действующее

налоговое законодательство. Однако, несмотря на то, что Эмитент стремится четко выполнять
требования   налогового   законодательства,   нельзя   исключать   рисков   предъявления   Эмитенту
налоговых претензий.

Эмитент, как   законопослушный налогоплательщик, в условиях несовершенного и часто

меняющегося налогового законодательства прилагает максимум усилий, направленных на его
соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах. 

Осуществляя деятельность на внешних рынках, Эмитент оценивает риски, связанные с

изменением налогового законодательства на внешнем рынке, как незначительные в связи с тем
фактом, что Эмитент является резидентом Российской Федерации, которая, в свою очередь,
имеет обширный ряд соглашений об избежании двойного налогообложения для ее резидентов.

При   этом,   учитывая   сферу   иностранных   интересов   эмитента,   следует   отметить,   что

21.05.2010   Высший   орган   Таможенного   союза   России,   Республики   Беларусь   и   Республики
Казахстан принял решение, согласно которому с 01.07.2010 вступает в силу Соглашение от
25.01.2008   «О   принципах   взимания   косвенных   налогов   при   экспорте   и   импорте   товаров,
выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее – «Соглашение») и принятые в
соответствии   с   ним   протоколы   от   11.12.2009   («О   порядке   взимания   косвенных   налогов   и
механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», и «О
порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном
союзе»).

Согласно Соглашению основными принципами взимания косвенных налогов являются:

1) при   экспорте   товаров   применяется   нулевая   ставка   НДС  и   освобождение   от   уплаты

акцизов;

2) при   импорте   товаров   налоги   взимаются   налоговыми   органами   государства,   на

территорию которого ввозятся товары;

3) при   выполнении   работ,   оказании   услуг   НДС   перечисляется   в   том   государстве,

56

территория которого признается местом реализации работ или услуг.

По   мнению   Эмитента,   данное   Соглашение   в   целом   положительно   повлияет   на

деятельность Эмитента.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин:

Эмитент является участником внешнеэкономических отношений. Таможенное законодательство
носит преимущественно стабильный характер, вероятность внесения в него изменений, которые
будут иметь большое значение для Эмитента, оценивается как крайне низкая. 

Тем   не   менее,   в   случае   введения   мер   по   ужесточению   таможенного   режима   в   отношении
экспортных   и   импортных   поставок   электроэнергии,   сроки   таможенного   оформления
существенно   увеличатся,   что,   несомненно,   может   оказать   неблагоприятное   влияние   на
деятельность Эмитента.

В   связи   с   тем,   что   одним   из   регионов   деловой   активности   Эмитента   являются   Республика
Беларусь   и   Республика   Казахстан   следует   отметить,   что   в   настоящее   время   планируется
внесение изменений в Таможенный кодекс таможенного союза, также ФТС России подготовлен
проект Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В настоящее время Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация,

основываясь   на   Договоре   о   создании   единой   таможенной   территории   и   формировании
таможенного союза от 06.10.2007, Договоре о Комиссии таможенного союза от 06.10.2007, в
рамках   Договора   о   Таможенном   кодексе   таможенного   союза   (далее   –   Таможенный   кодекс
таможенного   союза)   от   27.11.2009,   приняли   Таможенный   кодекс   таможенного   союза,
вступивший в силу с 06.07.2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом
от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный договор применяется с
01.07.2010.

Таможенный кодекс таможенного союза призван осуществлять правовое регулирование

отношений,   связанных   с   перемещением   товаров   через   таможенную   границу   таможенного
союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным
контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием
в   соответствии   с   таможенными   процедурами,   проведением   таможенного   контроля,   уплатой
таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами,
реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Основными новеллами Таможенного кодекса таможенного союза являются: 

введение понятия «единая таможенная территория таможенного  союза»;

создание единых условий транзита; 

отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими
с территории сторон и выпущенными на территории сторон для свободного обращения
иностранными товарами; 

взаимное   признание   мер   обеспечения   уплаты   таможенных   платежей   и   налогов   при
таможенном транзите; 

введение   института   уполномоченного   экономического   оператора,   пользующегося
специальными упрощениями; 

упразднение   лицензирования   и   введение   реестров   по   лицам,   осуществляющим
деятельность в сфере таможенного дела. 

В настоящее время Эмитент принимает участие в работе по подготовке предложений по

внесению изменений в Таможенный кодекс таможенного союза, устанавливающих временный

57

порядок использования приборов учета, находящихся на территории сопредельных государств,
а   также   в   работе   по   разработке   документов   в   рамках   исполнения   Таможенного   кодекса
таможенного союза.
Эмитент   оценивает   вступление   в   силу   норм   Таможенного   кодекса   таможенного   союза   как
фактор, способный благоприятным образом отразиться на основной деятельности Эмитента.

Кроме   того,   также   обращаем   внимание,   что   29.11.2010   года   в   Российской   газете

опубликован   Федеральный   закон   от   27.11.2010   №   311-ФЗ   «О   таможенном   регулировании   в
Российской Федерации». Данный Закон в соответствии с Таможенным кодексом таможенного
союза   определяет   особенности   правового   регулирования   данной   сферы   в   Российской
Федерации. Положения указанного нормативного акта, который заменит Таможенный кодекс
Российской   Федерации   (ТК   РФ),   устанавливают   систему,   права   и   обязанности   таможенных
органов, статус лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных
представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и т.д.),
систему таможенных платежей, систему и порядок осуществления мер таможенного контроля,
порядок   ввоза   товаров   в   РФ   и   вывоза   товаров   из   РФ,   систему   таможенных   процедур,
особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской

Федерации» вступил в силу 29.12.2010 г. 

С 01.10.2011 вступят в силу положения Закона, регулирующие ставки таможенных сборов

за таможенные операции, и с этой даты ТК РФ окончательно утратит силу.

С 01.01.2012 вступят в силу положения Закона, регулирующие задержание товаров, не

являющихся предметами административных правонарушений  или преступлений,  положения,
регулирующие   распоряжение   задержанными   товарами,   не   обращенными   в   федеральную
собственность,   а   также   регулирующие   в   определенной   части   распоряжение   денежными
средствами, вырученными от реализации задержанных или изъятых товаров.

По мнению Эмитента, данный Закон положительно повлияет на деятельность Эмитента, и будет
способствовать максимально быстрому выполнению задач, поставленных перед Эмитентом в
рамках экспорта/импорте электрической энергии.

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента
либо  лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено
(включая природные ресурсы):

Изменение   требований   по   лицензированию   основной   деятельности   Эмитента   либо
лицензированию   прав   пользования   объектами,   нахождение   которых   в   обороте   ограничено
(включая природные ресурсы), может привести к увеличению срока подготовки документов,
необходимых для продления срока действия лицензии, а также необходимости соответствия
Эмитента   измененным   требованиям.   Однако,   в   целом,   данный   риск   следует   считать
незначительным,  кроме  тех  случаев,  когда   для  продления   лицензии   или  для  осуществления
деятельности,   подлежащей   лицензированию,   будут   предусмотрены   требования,   которым
Эмитент не сможет соответствовать или соответствие которым будет связано с чрезмерными
затратами, что может привести к прекращению данной деятельности Эмитентом. 

Эмитент не имеет лицензий, необходимых для осуществления деятельности на внешнем рынке,
в связи с чем данный риск расценивается Эмитентом как минимальный. В случае изменения

58

требований по лицензированию в отношении основной деятельности Эмитента, Эмитент будет
действовать   в   соответствии   с   новыми   требованиями,   включая   получение   необходимых
лицензий.

Риски,   связанные   с   изменением   судебной   практики   по   вопросам,   связанным   с

деятельностью эмитента (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно
сказаться   на   результатах   его   деятельности,   а  также   на   результаты   текущих   судебных
процессов, в которых участвует эмитент:

Решения  Конституционного Суда  РФ, постановления  Пленума Высшего Арбитражного

Суда РФ и Верховного Суда РФ имеют большое значение для правильного разрешения споров.

Эмитент внимательно изучает изменения судебной практики, связанные с деятельностью

Эмитента   (в   том   числе   по   вопросам   лицензирования),   с   целью   оперативного   учета   данных
изменений в своей деятельности. Судебная практика анализируется как на уровне Верховного
Суда   РФ,   Высшего   Арбитражного   Суда   РФ,   так   и   на   уровне   окружных   федеральных
арбитражных судов, анализируется правовая позиция Конституционного Суда РФ по отдельным
вопросам правоприменения.

Возможные   изменения   в   судебной   практике   по   вопросам,   связанным   с   деятельностью

Эмитента, не могут существенно повлиять на результаты его деятельности. 

Вероятность   появления   таких   изменений,   которые   могут   негативно   сказаться   на

деятельности   Эмитента,   незначительна.   Управление   юридическими   рисками   основано   на
оптимизации процесса юридического оформления документов и сопровождения деятельности
Эмитента.   Для   минимизации   правовых   рисков   любые   бизнес-процессы   Эмитента,
подверженные   рискам   (например,   заключение   договоров),   проходят   обязательную
юридическую   экспертизу,   широко   применяется   досудебное   урегулирование   споров   с
контрагентами Эмитента.

Риск влияния изменения судебной практики на внешнем рынке  незначителен, так как 

оказывает влияние на Эмитента в той же степени, что и на остальных участников рынка.

2.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует эмитент:

Суд

Стороны

Предмет иска с

указанием суммы

Результаты

Вероятно

сть

неблагопр

иятного

исхода

59

1

Арбитражный
суд г. Москвы

Истец:
Открытое
акционерное
общество
«ИНТЕР   РАО
ЕЭС»

Ответчик:
Открытое
акционерное
общество
"Кольская
энергосбытова
я компания"

Взыскание   суммы
основного   долга   с
Открытого
акционерного
общества
"Кольская
энергосбытовая
компания"

 

по

договору   купли-
продажи
электроэнергии   и
мощности  

  за

февраль   –   август
2010   г.   в   сумме
64 467,8 тыс. руб.

Решением
арбитражного
суда

 

г.

Москвы   от
16.02.2011   в
пользу   ОАО
"ИНТЕР   РАО
ЕЭС".
взыскано
62897001,89
рублей
(остальное
уплачено
добровольно).

Рассмотрение
апелляционно
й

 

жалобы

назначено   на
19.04.2011 г.

Решение суда
первой
инстанции
оставлено   в
силе,

 

в

удовлетворен
ии
апелляционно
й

 

жалобы

отказано.

Низкая

2

Арбитражный
суд г. Москвы

Истец:
Открытое
акционерное
общество
«ИНТЕР   РАО
ЕЭС»

Ответчик:
Открытое
акционерное
общество
"Кольская
энергосбытова
я компания"

Взыскание   суммы
основного   долга   с
Открытого
акционерного
общества
"Кольская
энергосбытовая
компания"

 

по

договору   купли-
продажи
электроэнергии   и
мощности  

  за

сентябрь   2010   г.   в
сумме
15 744 903,44 руб.

Решением
арбитражного
суда

 

г.

Москвы   от
25.03.2011
задолженност
ь   взыскана   в
пользу   ОАО
"ИНТЕР   РАО
ЕЭС"

 

в

полном
объеме

Низкая (в

случае

обжалован

ия

решения

суда)

3

Арбитражный
суд г. Москвы

Истец:
Открытое
акционерное

Возмещение вреда,
причиненного
работником

Основное
судебное
заседание

Высокая

60

общество
«ИНТЕР   РАО
ЕЭС»

Ответчик: 

Общество   с
ограниченной
ответственност
ью "Сименс"

юридического   лица
при   исполнении
трудовых
(служебных,
должностных)
обязанностей   в
размере 50 437 465
руб.

назначено   на
23.05.2011 г.

4

Арбитражный
суд г. Москвы

Истец:
Открытое
акционерное
общество
«ИНТЕР   РАО
ЕЭС»

Ответчик:
Открытое
акционерное
общество
"Кольская
энергосбытова
я компания"

Взыскание   суммы
основного   долга   с
Открытого
акционерного
общества
"Кольская
энергосбытовая
компания"

 

по

договору   купли-
продажи
электроэнергии   и
мощности  

  за

октябрь   -   декабрь
2010   г.   в   сумме
47 228 195 руб.

Предваритель
ное   судебное
заседание
назначено   на
24.05.2011 г.

Низкая

Риски,   связанные   с   отсутствием   возможности   продлить   действие   лицензии

эмитента   на   ведение   определенного  вида   деятельности   либо   на   использование
объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы):

Эмитент   осуществляет   свою   деятельность   на   основании   ряда   лицензий.

Соответственно,   существует   риск,   что   такие   лицензии   не   будут   продлены   или
переоформлены.   Если   регулирующие   органы   выявят   нарушения   условий   лицензий,
допущенные Эмитентом, то это может привести к приостановке, отзыву или отказу от
продления   лицензий   и   разрешений,   выданных   Эмитенту.   Учитывая   то,   что   Эмитент
своевременно и в полном объёме исполняет все лицензионные требования, каких-либо
затруднений   при   продлении   действия,   имеющихся   лицензий   Эмитентом   не
прогнозируется. Вероятность наступления указанных рисков Эмитент расценивает как
незначительную.

В рамках проведения деятельности в сечении «Россия – Грузия-Турция» с июля 2010 г.
по настоящее время TGR Enerji, на основании существующей лицензии, осуществляет
поставки электроэнергии в Турцию из ЭС Грузии, кроме этого планируется поставки из
России в Турцию транзитом через ЭС Грузии. При этом лицензия по осуществлению
торговой деятельности на территории Турции продлена до 21 апреля 2011 г. В целях
снижения   риска,   связанного   с   отсутствием   возможности   продления   лицензии,   в
настоящее время ГД «ЗТиБВ» совместно с TGR Enerji проводит необходимую работу по
продлению лицензии для TGR Enerji до конца 2011 года. 

61

Риски, связанные с возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в
том числе дочерних обществ эмитента:

Большинство поручительств выдано по обязательствам компаний, являющихся

дочерними   по   отношению   к   Эмитенту.   Система   бизнес-планирования,   управления
финансовыми   рисками   и   управление   долговым   капиталом   дочерних   обществ
регулируются   соответствующими   корпоративными   стандартами   Группы,
ответственность   Эмитента   по   долгам   дочерних   компаний   находится   в   управляемых
пределах.

Обеспечения, предоставленные третьим лицам, не являющимся дочерними по

отношению к Эмитенту, составляют менее 0,01 % всех выданных обеспечений. Риски,
связанные   с   возможной   ответственностью   по   долгам   этих   компаний   оцениваются
Эмитентом как низкие.

Риски,   связанные   с   возможностью   потери   потребителей,   на   оборот   с   которыми
приходится не менее чем 10  процентов   общей   выручки   от   продажи   продукции
(работ, услуг) эмитента:

Риски,   связанные   с   возможностью   потери   потребителей,   на   оборот   с   которыми
приходиться не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ,
услуг) Эмитента являются незначительными.

Иные риски, связанные с деятельностью Эмитента:

Одним   из   существенных   технологических   условий   осуществления

экспортных/импортных   поставок,   осуществляемых   ОАО   «ИНТЕР   РАО   ЕЭС»,   является
параллельная работа Единой энергетической системы Российской Федерации и энергосистем
сопредельных   государств.   На   сегодняшний   день   параллельно   с   ЕЭС   России   работают
энергосистемы   Беларуси,   Эстонии,   Латвии,   Литвы,   Грузии,   Азербайджана,   Казахстана,
Молдовы,   Монголии,   Украины,   Кыргызстана,   Узбекистана.   Для   Эмитента   одним   из
существенных рисков при осуществлении параллельной работы является отсутствие механизма
трансляции   дополнительных   расходов   Эмитента   на   Балансирующем   рынке,   связанных   с
параллельной  работой,  на  контрагента.  Действующие  коридоры  отклонений,  выделенные  на
параллельную   работу,   не   соответствуют   реальным   колебаниям,   связанным   с   параллельной
работой.

III. Подробная информация об эмитенте

3.1. История создания и развитие эмитента

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента

Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «ИНТЕР РАО ЕЭС»
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»
Полное или сокращенное фирменное наименование эмитента (наименование для некоммерческой 

62

организации) является схожим с наименованием другого юридического лица
Наименования таких юридических лиц:
ОАО РАО "ЕЭС России", ЗАО "ИНТЕР РАО Капитал", ООО «Интер РАО Инвест», ООО «ИНТЕР РАО ЕЭС
ФИНАНС»

Пояснения,

 

необходимые

 

для

 

избежания

 

смешения

 

указанных

 

наименований:

 

Полное   и   сокращенное   фирменные   наименования   Эмитента   являются   отчасти   схожими   с

полными   и   сокращенными  фирменными   наименованиями   различных   юридических   лиц,
образовавшихся   в   ходе   реорганизации   ОАО   РАО   ЕЭС   России»   и/или   являвшихся
дочерними/зависимыми общества ОАО «РАО ЕЭС России». Имеется сходство с фирменными
наименованиями таких юридических лиц, как Закрытое акционерное общество "ИНТЕР РАО
Капитал", ООО «Интер РАО Инвест», Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО
ЕЭС ФИНАНС» и другие. При этом такие юридические лица входят в группу лиц Эмитента.

Во избежание смешений указанных фирменных наименований следует обращать внимание на
различия   в   части   организационно-правовой   формы,   наличие   в   фирменном   наименовании
указанного общества  иных слов, букв, цифр, аббревиатур, помимо  словосочетания «ИНТЕР
РАО ЕЭС». Эмитент для собственной идентификации в официальных договорах и документах
использует место нахождения, ИНН и/или ОГРН.

Фирменное наименование эмитента (наименование для некоммерческой организации) зарегистрировано 
как товарный знак или знак обслуживания

Сведения

 

о

 

регистрации

 

указанных

 

товарных

 

знаков:

Фирменное   наименование   Эмитента   на   русском   и   английском   языке   зарегистрировано   как
товарный   знак   (знак   обслуживания)   Федеральной   службой   Российской   Федерации   по
интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам.
Сведения о регистрации указанных товарных знаков:
Товарный   знак   "ИНТЕР   РАО   ЕЭС"   зарегистрирован   13   марта   2009   г.   за   №   374442   сроком
действия регистрации до 11 июля 2016 г.
Товарный   знак   "INTER   RAO   UES"   зарегистрирован   13   марта   2009   г.   за   №   374443   сроком
действия регистрации до 11 июля 2016 г.

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество "Сочинская ТЭС"
Сокращенное фирменное наименование: ОАО "Сочинская ТЭС"
Дата введения наименования: 28.03.2008
Основание введения наименования:
Решение о переименовании  принято на заседании Правления ОАО РАО "ЕЭС России", выполнявшем 
функции внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Сочинская ТЭС" (Протокол № 1845пр/3 от 
28.03.2008), утвердившим Устав Общества в новой редакции.

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента

Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1022302933630
Дата регистрации: 01.11.2002
Наименование регистрирующего органа: Инспекция МНС России по г. Сочи Краснодарского края (3)

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента

Срок существования эмитента с даты его государственной регистрации, а также срок, до которого эмитент будет 
существовать, в случае если он создан на определенный срок или до достижения определенной цели:

63

Срок существования Эмитента с даты его государственной регистрации: 8 лет и 5 месяцев.
Срок, до которого эмитент будет существовать: Эмитент создан на неопределенный срок.

Краткое   описание   истории   создания   и   развития   эмитента.   Цели   создания   эмитента,   миссия   эмитента   (при
наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения о приобретении
ценных

 

бумаг

 

эмитента:

Решение о строительстве электростанции Сочинская ТЭС было принято Правительством РФ
после энергетического кризиса в Сочинском регионе в 2001 г. и в ответ на возросшие к началу
2000-х годов потребности региона в электроснабжении. Указанный проект по строительству
станции был включен  в перечень важнейших строек и объектов капитального строительства в
электроэнергетике, финансируемых за счет целевых инвестиционных средств ОАО РАО «ЕЭС
России». 

В   соответствии   с   приказом   ОАО   «РАО   ЕЭС   России»   от   07.05.2002   №   256   было   начато
сооружение Сочинской ТЭС с бинарными парогазовыми установками - электростанции нового
поколения российской энергетики.

Строительство   ТЭС   осуществилось   в   рекордно   короткие   сроки:   в   марте   2003   г.   начались
строительные работы, а в декабре 2004 г. введены в опытно-промышленную эксплуатацию два
парогазовых энергоблока ПГУ-39 установленной мощностью 78 МВт. 

Открытое   акционерное   общество   «Сочинская   ТЭС»   создано   01.11.2002.   Единственным
учредителем  Эмитента на момент создания являлось ОАО РАО «ЕЭС России» (Распоряжение
Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» от 23.10.2002 № 79р). 

В марте 2008 г. было изменено наименование Эмитента на Открытое акционерное общество
«ИНТЕР   РАО   ЕЭС».   01.05.2008   ОАО   «ИНТЕР   РАО   ЕЭС»   реорганизовано   в   форме
присоединения к нему ОАО «Северо-Западная ТЭЦ», ОАО «Ивановские ПГУ» и ЗАО «ИНТЕР
РАО ЕЭС», 1 июля 2008 – ОАО «Калининградская ТЭЦ-2» и ОАО «Интер РАО ЕЭС Холдинг».

Создана мощная динамично развивающаяся электроэнергетическая компания, контролирующая
значительные   генерирующие   и   сетевые   активы   в   России   и   за   рубежом   и   занимающая
доминирующие   позиции   в   России   в   сфере   экспорта-импорта   электроэнергии.   Суммарная
установленная   мощность   электростанций,   контролируемых   Эмитентом,   составляет   около   18
000 МВт. 

Основными   видами   деятельности   Эмитента   являются   выработка   электрической   и   тепловой
энергии и реализация (продажа) электрической и тепловой энергии на оптовом рынке энергии
(мощности) потребителям, экспорт и импорт электроэнергии 

Цели создания эмитента: получение прибыли. 

Миссия   эмитента:  Долгосрочная   стратегия   Эмитента   основывается   на   приобретении
энергетических   активов   на   территории   целевых   энергетических   рынков   и   наращивании
собственной   установленной   мощности,   что   позволит   Эмитенту   достичь   существенного
положения   на   данных   целевых   рынках   (страны   Балтии,   Скандинавии,   Центральной   и
Восточной Европы, Причерноморского периметра, Центральной Азии и Дальнего Востока).

Иная информация о деятельности Эмитента, имеющая значение для принятия решения о
приобретении ценных бумаг Эмитента: 
отсутствует.

64

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..