ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 44

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     42      43      44      45     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 44

 

 

 

годовой отчет за 2011 год  28

В 2011 году  для  реализации  Программы  в  системе  управления  

ОАО  «АК  «Транснефть»  была  сформирована  структура  планирования  и  управления 
инновациями: 

сформирован комитет по стратегии и инновациям при совете директоров ОАО «АК 

«Транснефть»; 

введена должность вице-президента по инновационному развитию; 
сформировано управление по инновационному развитию и НИОКР; 
во всех организациях системы «Транснефть» созданы и функционируют комиссии 

по инновационному развитию; 

преобразована  производственная  структура  ООО  «НИИ  ТНН»,  в  составе  которой 

функционирует Центр по инновациям и НИОКР. 

Выполнен  «Краткосрочный  план  мероприятий  по  реализации  Программы 

инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 года на первый год 
ее реализации», являющийся составляющей утвержденной Программы. 

Разработана автоматизированная система мониторинга исполнения Программы, 

позволяющая  в  постоянном  режиме  получать  объективную  информацию  о  достижении 
показателей и выполнении мероприятий во всех организациях системы «Транснефть». 

В  соответствии  с  поручением  Президента  Российской  Федерации    разработан, 

утвержден  и  размещен  в  открытом  доступе  на  сайте  ОАО  «АК  «Транснефть»  паспорт 
Программы,  а  также  перечень  инновационных  проектов  и  направлений  научно-
исследовательских  и  опытно-конструкторских  разработок,  планируемых  к  реализации  в 
2010-2020 годах. 

Организован  выпуск  нового  научного  журнала  «Наука  и  технологии  в 

трубопроводном транспорте». 

В  результате  реализации  инновационных  проектов  будет  обеспечен  высокий 

технологический  уровень,  определяющий  надежность,  экологическую  безопасность 
производственных  объектов  Компании,  высокие  технические  характеристики 
оборудования и технологий. 

15  декабря 2011 года  проведено  заседание  совета  директоров  ОАО  «АК 

«Транснефть»  по  вопросу  рассмотрения  хода  реализации  Программы  инновационного 
развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до 2017 года,  приняты  к  сведению  итоги 
выполнения  «Программы  инновационного  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период 
до 2017 года»  в 2011 году  и  одобрено  внесение  дополнительных  разделов  и  целевых 
показателей  в  «Программу  инновационного  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период 
до 2017 года»  в  части  внешнеэкономической  деятельности,  взаимодействия  с 
Инновационным  центром  «Сколково»  и  Агентством  стратегических  инициатив,  участия  в 
деятельности  Технологических  платформ  Российской  Федерации,  участия  в  реализации 
образовательных программ и повышения качества образования. 

 

4.1.3. Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 

2020 года 

 

Компанией  в 2011 году  была  разработана  и  утверждена  решением  совета 

директоров  ОАО «АК «Транснефть» (протокол  от 02.02.2012 №02) «Программа 

 

годовой отчет за 2011 год  29

стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года» (далее по тексту 
– Программа). 

Цель Программы - развитие системы магистрального трубопроводного транспорта 

Российской  Федерации  для  полного  обеспечения  экспортных  поставок  и  потребностей 
внутреннего  рынка,  основываясь  на  современных  передовых  отраслевых  технологиях, 
обеспечивающих  высокий  уровень  надежности,  промышленной  и  экологической 
безопасности, а также оптимальный уровень затрат для Компании и потребителей услуг.  

Достижение  цели  Программы  обеспечивается  за  счет  выполнения  следующих 

мероприятий: 

увеличение  мощности  системы  магистральных  нефтепроводов  для  обеспечения 

транспортировки нефти в 2020 году, в соответствии с планируемыми объемами добычи 
нефти  на  эксплуатируемых  месторождениях  и  объемами  с  новых  месторождений, 
которые разрабатываются нефтяными компаниями; 

повышение  энергоэффективности  за  счет  реализации  мероприятий  по  экономии 

энергетических ресурсов; 

повышение производительности труда, с обеспечением роста на 5% в год; 
инновационное развитие производственной деятельности; 
обеспечение 

надежности 

эксплуатируемой 

системы 

магистральных 

нефтепроводов  и  нефтепродуктопроводов  на  основе  результатов  диагностики, 
реконструкции и модернизации основных фондов; 

повышение  экологической  и  промышленной  безопасности  производственных 

объектов Компании; 

развитие социальных гарантий работников Компании. 
Стратегия развития ОАО «АК «Транснефть» определяет приоритетные направления 

диагностики, 

технического 

перевооружения, 

реконструкции  и  капитального  ремонта  на  период  до 2017 года,  утвержденной 
правлением ОАО «АК «Транснефть» (протокол №18 от 31.05.2010); 

программы  инновационного  развития  ОАО «АК «Транснефть»  на  период 

до 2017 года,  утвержденной  решением  совета  директоров  ОАО «АК «Транснефть» 
(протокол  № 7  от 01.04.2011). Одобрена  Минэнерго  России,  Минобрнауки  России, 
Минэкономразвития  России,  рабочей  группой  по  развитию  частно-государственного 
партнерства  в  инновационной  сфере  при  Правительственной  комиссии  по  высоким 
технологиям и инновациям (протокол № 15-АК от 13.04.2011); 

программы  энергосбережения  и  повышения  энергетической  эффективности 

 

годовой отчет за 2011 год  30

директоров  ОАО «АК «Транснефть» (протокол  № 6  от 31.03.2011) и  согласованной  в 
Департаменте  государственной  энергетической  политики  и  энергоэффективности 
Минэнерго России (письма № 02-1804 от 29.12.2010 и № 02-1628 от 01.12.2010). 

Стратегия  развития  Компании  предполагает  комплексное  развитие  системы 

магистральных  трубопроводов  ОАО «АК «Транснефть»  для  диверсификации  нефтяных  и 
нефтепродуктовых  потоков,  укрепления  позиции  на  традиционных  рынках  сбыта, 
увеличения  поставок  нефти  на  российские  нефтеперерабатывающие  заводы,  а  также 
выхода  на  новые  рынки  сбыта,  в  том  числе  стран  азиатско-тихоокеанского  региона.  В 
основе  ее  формирования  лежит  необходимость  решения  государственных  и 
общенациональных  задач,  определяемых  Президентом  и  Правительством  Российской 
Федерации для обеспечения энергетической безопасности государства. 

Основными  задачами,  стоящими  перед  ОАО «АК «Транснефть»  в  части  развития 

системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов являются: 

комплексное 

развитие 

системы 

магистральных 

трубопроводов 

и 

нефтеперерабатывающей  отраслей  российской  экономики  и  удовлетворения 
потребностей  Российской  Федерации  в  транспортировке  нефти  и  нефтепродуктов  на 
внутренний и на внешний рынок; 

создание  инфраструктурной  основы  для  гибкого  и  конкурентного  рынка  нефти  и 

нефтепродуктов; 

максимальное 

удовлетворение 

потребностей 

нефтяных 

компаний 

в 

транспортировке  нефти  и  нефтепродуктов  по  системе  магистральных  нефтепроводов  и 
нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 

организация новых направлений транспортировки нефти для обеспечения приема 

в систему нефти с вводимых месторождений ЯНАО и Красноярского края; 

обеспечение транспортировки нефти на отечественные НПЗ и экспорт по системе 

магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 

определение  направлений  перспективного  развития  отрасли  до 2020 года,  как 

основы  для  принятия  решений  по  формированию,  реализации  и  оптимизации 
инвестиционных программ; 

определение 

объемов 

работ 

по 

развитию 

нефтепроводной 

и 

нефтепродуктопроводной  систем  в  целом  и  по  направлениям  поставок,  оценка 
необходимых объемов инвестиционных затрат на развитие отрасли. 

Основными  проектами  Компании  по  строительству  новых  трубопроводов  для 

транспортировки нефти являются: 

трубопроводная  система  «Восточная  Сибирь – Тихий  океан»,  которая  соединяет 

нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портом «Козьмино» на Тихом 
океане  и  обеспечивает  выход  на  рынки  США  и  стран  Азиатского – Тихоокеанского 
региона. Общая протяженность трубопровода 4740 км. Этот проект не имеет аналогов по 
сложности  прокладки  в  аномальных  геологических  и  климатических  условиях.  Проект 
трубопроводной системы ВСТО воплотил в себе самые новейшие технологии и проектные 
решения; 

 

годовой отчет за 2011 год  31

Балтийская  трубопроводная  система  БТС-2,  протяженностью 1000 км,  которая 

позволит  связать  нефтепровод  «Дружба»  с  российским  морским  портом  на  Балтийском 
море по маршруту Унеча – Андреаполь – Усть-Луга; 

нефтепровод  Пурпе – Самотлор,  протяженностью 429 км.,  являющийся  первым 

этапом  создания  инфраструктуры  для  транспортировки  нефти  новых  месторождений 
ЯНАО и севера Красноярского края, введен в эксплуатацию в 4 квартале 2011 года; 

нефтепровод  Заполярье – Пурпе,  протяженностью  около 500 км,  призванный 

обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений 
ЯНАО и севера Красноярского края. Ввод в эксплуатацию нефтепровода предусмотрен в 
3 этапа, планируемый срок ввода последнего этапа – 4 квартал 2016 года; 

строительство  магистрального  нефтепровода  для  транспортировки  нефти  с  новых 

перспективных  месторождений  Красноярского  края  (Куюмбинское,  Юрубчено-
Тахомское)  протяженностью  около 700 

км.  Ввод  в  эксплуатацию  нефтепровода 

планируется в 2016 году; 

расширение  магистрального  нефтепровода  Тихорецк – Туапсинский  НПЗ  с 

завершением в 2012 году, для обеспечения увеличения поставок нефти на Туапсинский 
НПЗ до 12 млн. тонн в год. 

Основными  проектами  Компании  по  строительству  новых  трубопроводов  для 

транспортировки нефтепродуктов являются: 

строительство  магистрального  нефтепродуктопровода  «Сызрань – Саратов – 

Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг») протяженностью 1465 км для создания нового 
экспортного  направления  транспорта  светлых  нефтепродуктов.  Ввод  в  эксплуатацию 
нефтепродуктопровода  может  быть  осуществлен  в 2016-2017 году.  В  результате 
строительства  к  системе  магистрального  нефтепродуктопроводного  транспорта  будут 
подключены Волгоградский и Саратовский НПЗ; 

расширение  пропускной  способности  МНПП  «Кириши – Приморск» (проект 

«Север») для увеличения транспортировки светлых нефтепродуктов на экспорт. 

Реализация  вышеперечисленных  проектов  позволит  Компании  удовлетворить 

внутренний  спрос  на  нефть  и  нефтепродукты,  эффективно  реализовать  экспортный 
потенциал  нефтедобывающей  и  нефтеперерабатывающей  отрасли,  обеспечить 
достижение  максимально  возможной  бюджетной  эффективности  от  реализации 
экспортного потенциала и стабильный долгосрочный рост внутреннего валового продукта 
(ВВП)  и  сохранить  лидирующие  позиции  по  транспорту  нефти  и  нефтепродуктов  на 
территории Российской Федерации. 

В  ОАО «АК «Транснефть»  формируется  и  утверждается  программа  технического 

перевооружения,  капитального  ремонта  и  развития  объектов  магистральных 
нефтепроводов.  Наличие  Программы  дает  возможность  выполнить  перспективное 
планирование  в  области  загрузки  проектных  институтов,  производственных  мощностей 
Компании,  выполнить  техническое  оснащение  строительных  подразделений  в  расчете 
планируемых  объемов  работ.  Финансирование  мероприятий,  предусмотренных 
Комплексной Программой, осуществляется за счет тарифных средств.  

Экологическая  политика  ОАО  «АК  «Транснефть»  направлена  на  постоянное 

снижение  негативного воздействия на окружающую среду и выражается в сокращении 
показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и отходов 
производства.  С  учетом  возрастного  состава  основных  производственных  фондов 

 

годовой отчет за 2011 год  32

принимаются  необходимые  меры  по  поддержанию  трубопроводных  мощностей  в 
состоянии,  обеспечивающем  их  эксплуатацию  с  соблюдением  норм  экологической 
безопасности, выполняется оснащение объектов лучшими образцами природоохранного 
оборудования  и  реализация  мер  по  снижению  вредного  воздействия  на  окружающую 
среду. 

Компания определяет в качестве главного приоритета своей деятельности охрану 

жизни  и  здоровья  работников,  обеспечение  безопасных  условий  их  труда,  а  также 
предупреждение  аварий  и  обеспечение  готовности  к  локализации  и  ликвидации  их 
последствий.  Целью  достигаемой  при  реализации  стратегии  в  области  охраны  труда 
промышленной и пожарной безопасности является снижение показателя аварийности. 

Для  обеспечения  эффективной  работы  системы  магистральных  трубопроводов  и 

наиболее 

экономически 

доступных 

тарифов 

международных компаний. 

В  перспективе,  при  условии  поддержания  объемов  добычи  нефти  на  текущем 

уровне и сохранении грузооборота, а также при отсутствии необходимости значительных 
новых  инвестиций  в  развитие  трубопроводного  транспорта,  рост  тарифов  не  превысит 
уровня инфляции. 

Дальнейшее развитие системы надежной и безаварийной транспортировки нефти 

связано с реализацией инноваций. Главной задачей Программы в части инновационного 
развития  является  реализация  и  внедрение  новых  технологий  и  оборудования, 
соответствующих  мировому  уровню,  а  также  инновационное  развитие  нефтепроводной 
отрасли.  Основным  показателем  стратегии  в  области  инноваций  является  стабильный 
курс  на  выделение  средств  для  финансирования  научно-исследовательских  и  опытно-
конструкторских работ (НИОКР) в размерах, необходимых для инновационного развития. 
В  числе  основных  целей  технической  политики  Компании - замещение  импортной 
продукции на продукцию отечественного производства. Импортозамещение планируется 
осуществлять за счет привлечения российских предприятий, в т.ч. собственных заводов. 
Показателем  реализации  политики  импортозамещения  является  снижение  доли 
импортного оборудования, применяемого на объектах ОАО «АК «Транснефть». 

Базовым 

показателем 

эффективности 

производства 

является 

энергоэффективность,  базирующаяся  на  энергосбережении  при  осуществлении 
производственной  деятельности.  Поэтому  целевым  показателем  стратегии  является 
снижение  удельного  потребления  ТЭР  в  сопоставимых  условиях  на  перспективу 
до 2020 года  за  счет  выполнения  ряда  мероприятий  по  оптимизации  топливно-
энергетических ресурсов. 

 

годовой отчет за 2011 год  33

Целью  развития  системы  нефтепроводного  и  нефтепродуктопроводного 

транспорта 

является 

создание 

централизованной 

комплексной 

надежной 

автоматизированной  системы  управления,  обеспечивающей  учет,  планирование, 
контроль и анализ для производственных и обеспечивающих процессов в организациях 
системы  «Транснефть».  Достижение  данной  цели  должно  обеспечить  рост  операционной 
эффективности  по  всем  процессам,  а  также  обеспечить  управление  изменениями, 
повысить  надежность  и  качество  информационной  поддержки  процессов,  сохранив  на 
умеренном  уровне  затраты  на  информационные  технологии  (ИТ).  В  числе  основных 
задач – обеспечение надежной связи с реализацией генеральной схемы развития сети 
связи  и  комплекса  технических  мероприятий,  включая  перевод  магистральных  сетей 
связи с медных линий и радиорелейных линий (РРЛ) на волоконно-оптические кабели с 
использованием высокоскоростного каналообразующего оборудования. 

Стратегия  развития  системы  управления  персоналом  ОАО «АК «Транснефть» 

направлена  на  укомплектование  системы  магистральных  нефтепроводов  кадрами 
необходимого  количества  и  качества,  ориентированными  на  длительные  трудовые 
отношения,  и  на  повышение  эффективности  расходов  на  персонал.  Основным 
показателем стратегии является производительность труда. 

Для  участия  в  международном  сотрудничестве  ОАО «АК «Транснефть»  проводит 

масштабную работу и реализует ряд мероприятий, направленных на обеспечение основ 
современного  энергосотрудничества,  а  именно,  должного  уровня  энергетической 
безопасности  Российской  Федерации  и  стран-потребителей.  Достигается  это,  прежде 
всего диверсификацией экспортных направлений транспортировки нефти. 

Нефтяной  комплекс  России  обеспечивает  около 40 % производства  первичных 

энергоресурсов, доля комплекса в добавленной стоимости ВВП составляет более 15 %, в 
экспорте более 50 %, в налоговых поступлениях в бюджет страны свыше 30 %. 

Весьма значимо и косвенное влияние нефтяного комплекса на экономику страны, 

проявляющееся  через  стимулирование  развития  сопряженных  с  ним  отраслей. 
Косвенные  эффекты  для  страны  от  развития  ОАО «АК «Транснефть»  проявляются  через 
обеспечение  платежеспособного  спроса  на  продукцию,  необходимую  для  реализации 
инвестиционной  программы  Компании,  программы  технического  перевооружения  и 
реконструкции  объектов  магистральных  трубопроводов,  программы  диагностического 
обследования, эксплуатационных затрат. 

 

4.2. Перечень приоритетных направлений деятельности 

 

Основными видами деятельности ОАО «АК «Транснефть» являются оказание услуг в 

области: 

- транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов в Российской 

Федерации и за ее пределами, диспетчеризация поставок нефти; 

-  транспортировка  нефтепродуктов  по  системе  магистральных  трубопроводов  в 

Российской Федерации и за ее пределами, диспетчеризация поставок нефтепродуктов.  

Кроме  того,  Компания  оказывает  услуги  по  хранению  нефти  в  системе 

магистральных трубопроводов, компаундированию нефти, реализации нефти.  

 

годовой отчет за 2011 год  34

В  рамках  централизации  договорной  деятельности  в 2011 году  Компанией 

заключены 148 договоров на оказание услуг по транспортировке нефти и 188 договоров 
с грузоотправителями на оказание услуг по транспортировке нефтепродуктов. 

Помимо  основной  деятельности  по  транспортировке  нефти  по  территории 

Российской Федерации ОАО «АК «Транснефть» обеспечивает планирование и управление 
транспортировкой  нефти  на  территории  зарубежных  стран  и  ее  сдачи  на  зарубежных 
приемо-сдаточных пунктах, организует сбор и обобщение информации. 

Являясь  агентом  российских  грузоотправителей  по  транспортировке  нефти  по 

территории  Республики  Беларусь,  Украины  и  Республики  Казахстан,  ОАО  «АК 
«Транснефть»  заключило  договоры  на  оказание  услуг  по  транспортировке  нефти  с 
ОАО «Полоцктранснефть 

Дружба», 

ОАО 

«Гомельтранснефть 

«Дружба», 

ОАО «Укртранснафта», АО «КазТрансОйл» («ТОН-2»).  

 

Расширение производственных мощностей и рост объема услуг 

 

За 2011 год  общий  прием  нефти  в  систему  магистральных  нефтепроводов 

В  соответствии  с  заявками  грузоотправителей  на  оказание  транспортных  услуг, 

ОАО  «АК  «Транснефть»  обеспечило  загрузку  экспортной  мощности  «Балтийской 
трубопроводной системы» в 2011 году в количестве 70,03 млн. тонн, обеспечив 33,7 % 
экспорта нефти через ООО «Спецморнефтепорт «Приморск».  

В 2011 году 

отгрузка 

нефти 

на 

нефтеналивном 

терминале 

ООО «Спецморнефтепорт  Козьмино»  на  экспорт  осуществлена  в  количестве 
15,2 млн. тонн,  при  плановых  показателях  в 15,0 млн.  тонн.  Нефтеналивной  терминал 
ООО «Спецморнефтепорт  Козьмино»  в 2011 году  обеспечил 7,3 % от  общего  экспорта 
нефти в страны дальнего зарубежья. 

С 2011 года  действует  договор  купли-продажи  сырой  нефти  с  Китайской 

национальной  объединенной  нефтяной  корпорацией.  Поставка  нефти  российских 
производителей в Китайскую Народную Республику по нефтепроводу НПС «Сковородино» 
-  НПС  «Мохэ»  на  пункт  сдачи  и  приема  (ПСП) «Джалинда» (Граница  РФ/КНР  р.  Амур) 
составила 15,0 млн.тонн, обеспечив безусловное выполнение плановых показателей на 
100 %. 

В 2011 году  в  период  с  июля  по  декабрь  осуществлено  заполнение 

трубопроводной системы «БТС-2» в количестве 727,3 тыс. тонн, обеспечено заполнение 
вновь  введенных  объектов  ООО  «Спецморнефтепорт  Усть-Луга»  в  количестве 
46,8 тыс. тонн,  всего  на  заполнение  указанных  объектов  направлено 774, 1 тыс.  тонн. 
С  декабря 2011 года  началась  транспортировка  нефти  на  вновь  введенном 
технологическом  участке  «Унеча – Андреаполь – Полоцк» (0 км - 505 км).  Эксплуатация 
данного  участка  системы  «БТС-2»  позволила  обеспечить  поставку  нефти  в  направлении 

 

годовой отчет за 2011 год  35

нефтеперерабатывающего  завода  ОАО  «Нафтан»  в  количестве 0,3 млн.  тонн  с 
увеличением транспортировки нефти по территории России. 

В  рамках  программы  реализации  и  комплексного  освоения  месторождений 

углеродного  сырья  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  и  севера  Красноярского  края 
осуществляется строительство трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе – Самотлор».  

Первый  этап  строительства  системы – магистральный  нефтепровод  «Пурпе – 

Самотлор» был начат в марте 2010 года. Запуск магистрального нефтепровода состоялся 
в  октябре 2011 года,  на  заполнение    вновь  введенных  объектов  использовано 
303,5 тыс. тонн  нефти  и  до  конца  года  по  нему  был  транспортирован  первый  миллион 
тонн нефти ЗАО «Ванкорнефть» в восточном направлении. 

В  целом  обеспечение  экспорта  стало  возможным  в  результате  эффективного 

использования  ОАО  «АК  «Транснефть»  пропускных  возможностей  нефтепроводов, 
строительства  объектов  трубопроводного  транспорта,  проведения  работ  по 
реконструкции 

нефтеперекачивающих 

станций, 

причалов, 

замены 

участков 

нефтепроводов,  регулирования  режимов  перекачки  и  работы  нефтепроводов, 
диспетчеризации  и  координации  поставок  нефти,  как  на  территории  Российской 
Федерации, так и на территории зарубежных стран. 

 
4.3. Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам 

 
Фактический  объем  финансирования  Инвестиционной  программы  ОАО  «АК 

«Транснефть» в 2011 году составил 152 539 млн. руб., в том числе за счет привлеченных 
средств – 84 011 млн. руб., за счет собственных – 68 528 млн. руб.  

 

4.4. Направления участия ОАО «АК «Транснефть»  
в международных проектах развития трубопроводного транспорта 

 

Проект нефтепровода «Бургас – Александруполис» 

 

Основанием для разработки проекта является подписанное 15 марта 2007 года в 

Афинах  Соглашение  между  Правительством  Российской  Федерации,  Правительством 
Республики  Болгарии  и  Правительством  Греческой  Республики  о  сотрудничестве  при 
сооружении  и  эксплуатации  нефтепровода  «Бургас-Александруполис» (далее – 
Соглашение).  

Реализация  проекта  нефтепровода  «Бургас–Александруполис»  призвана  создать 

новый  маршрут,  который  позволит  транспортировать  нефть  из  портов  Черного  моря  до 
порта  Бургас  (Болгария)  танкерами,  а  затем  по  нефтепроводу - в  порт  Александруполис 
(Греция)  с  дальнейшей  перевалкой  в  танкеры  и  транспортировкой  на  европейские  и 
мировые  рынки,  что  послужит  укреплению  энергобезопасности  стран  Европы,  а  также 
позволит  снизить  объем  транспортировки  нефти  танкерами  через  перегруженные 
проливы Босфор и Дарданеллы. 

Учредителями российского участника -  ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас 

-  Александруполис»  являются:  ОАО  «АК  «Транснефть»  - 33,34 %,  ОАО «НК  «Роснефть» - 
33,33 %, ОАО «Газпром нефть» - 33,33 %. 

Общая  протяженность  трассы  нефтепровода  «Бургас-Александруполис»  составит 

около 280 км.  Объем  прокачки  нефти  на  первом  этапе  ориентировочно  составит 

 

годовой отчет за 2011 год  36

35 млн.тонн в год с возможным увеличением до 50 млн.тонн в год. 

Совет  министров  Республики  Болгарии 07 декабря 2011 года  принял  решение 

прекратить участие Болгарии в Соглашении. Республика Болгария предлагает прекратить 
по  взаимному  согласию  действие  Соглашения.  В  случае  если  такой  договоренности 
достигнуть не удастся, болгарская сторона выйдет из него самостоятельно по истечении 
12 месяцев. 

В соответствии с директивой заместителя Председателя Правительства Российской 

Федерации от 07 февраля 2012 года по докладу Минэнерго России, подготовленному в 
том  числе  с  учетом  правовой  экспертизы  МИД  России,  Российская  сторона  не 
поддерживает  предложение  болгарской  стороны  о  прекращении  по  взаимной 
договоренности действия Соглашения, так как в соответствии со статьей 14 Соглашения 
любая  Сторона  может  выйти  из  Соглашения  только  «после  достижения  окупаемости 
Нефтепровода». 

Поскольку  упомянутое  условие  не  выполнено,  односторонний  выход  Болгарии  из 

Соглашения будет означать нарушение ее международных обязательств. 

ООО  «Трубопроводный  Консорциум  «Бургас-Александруполис»  имеет  поручение 

Правительства  Российской  Федерации  минимизировать  деятельность  «Транс-Балкан 
Пайплайн  Б.В.»  с  сохранением  ее  в  качестве  юридического  лица – правообладателя 
технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта во избежание новых существенных 
расходов и с целью снижения риска реализации аналогичных альтернативных проектов. 

 

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 

 
В  соответствии  с  договором  от 22 июня 2007 года  № 1/251/01/07 

15 декабря 2010 года акционерами КТК было принято окончательное решение об 

инвестициях  по  проекту  увеличения  пропускной  способности  нефтепровода  «Тенгиз-
Новороссийск»  и  подписан  договор  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  договор 
акционеров  от 1996 года».  Подписанию  договора  предшествовало  издание 

 

годовой отчет за 2011 год  37

Правительством  Российской  Федерации  Распоряжения  от 13 декабря 2010 года  № 
2251-р об его одобрении. 

В  результате  реализации  проекта  расширения  КТК  пропускная  способность 

нефтепровода  будет  увеличена  в  течение 2011-2015 годов  с  текущих 28,2 млн.тонн 
нефти в год до 67 млн. тонн нефти в год (с использованием антифрикционных присадок – 
до 76 млн. тонн нефти в год). 

Финансирование проекта расширения будет осуществляться преимущественно за 

счет  собственных  средств  КТК,  поступление  которых  гарантированно  приостановкой 
погашения  перед  акционерами  задолженности  по  займам,  поэтапным  вводом  в 
эксплуатацию  объектов  расширения  и  применением  принципа  «качай  или  плати». 
Договор о принципах «качай или плати» подписан всеми акционерами – добывающими 
компаниями. 

 

5. Структура ОАО «АК «Транснефть» 

 

5.1. Информация об участии ОАО «АК «Транснефть» в коммерческих 

и некоммерческих организациях 

 

Информация об участии ОАО «АК «Транснефть» в коммерческих и некоммерческих 

организациях приведена в приложении № 1.  

В  отчетном  году  ОАО  «АК  «Транснефть»  получило  дивиденды  от  участия  в 

ЗАО «Страховая  компания  «Транснефть»  в  сумме 936 532,26 руб.  в  соответствии  с 
решением годового общего собрания акционеров ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ» от 28.06.2011 
(протокол № 33). 

 
5.2. Информация о заключенных договорах купли-продажи долей, 

акций, паев хозяйственных обществ 

 

В  отчетном  году  ОАО  «АК  «Транснефть»  не  заключало  договоров  купли-продажи 

долей, акций, паев других хозяйственных обществ и товариществ. 
 

6. Основные финансово -  экономические показатели  

 

Сумма, тыс. руб. 

Наименование показателя 

за 2011 год 

за 2010 год 

Изменение, тыс. 

руб. 

1  

Выручка – всего 
 

632 780 132 

397 550 147 

235 229 985 

в том числе: 

 

 

 

услуги по транспортировке 
российской нефти 

441 764 905 

373 883 516 

67 881 389 

услуги по транспортировке 

13 730 582

11 409 095 

2 321 487 

 

годовой отчет за 2011 год  38

Сумма, тыс. руб. 

Наименование показателя 

за 2011 год 

за 2010 год 

Изменение, тыс. 

руб. 

транзитной нефти 
услуги по транспортировке 
нефтепродуктов 

24 260 981 

- 24 

260 

981 

услуги по 
компаундированию нефти 

4 726 809 

4 053 269 

673 540 

сдача имущества в аренду 

3 497 100 

3 160 817 

336 283 

строительство 
 

3 848 714 

(3 848 714) 

реализация нефти на 
экспорт 

143 639 379 

143 639 379 

прочее 

1 160 376 

1 194 736 

(34 360) 

 

Изменение выручки от продажи товаров (работ, услуг) Компании в 2011 году по 

сравнению с 2010 годом произошло в результате: 

роста  выручки  по  транспортировке  нефти,  что  обусловлено  изменением  тарифов 

на  услуги  по  транспортировке  нефти  и  увеличением  объема  оказанных  услуг 
(грузооборота); 

возникновения  новых  видов  деятельности:  реализация  нефти  на  экспорт  в 

соответствии с условиями договора, заключенного в обеспечение кредитного договора с 
Банком  развития  Китая,  на  поставку  с 01 января 2011 года  сырой  нефти  в  КНР  и 
оказание услуг по транспортировке нефтепродуктов;  

снижения  выручки  по  строительству  в  связи  с  окончанием  в 2010 году 

строительства  в  рамках  государственного  контракта  на  строительство  и  разработку 
проектной  и  рабочей  документации,  а  также  строительство  и  реконструкцию  объектов 
инфраструктуры 

(нефтепровода 

и 

продуктопровода) 

в 

рамках 

реализации 

инвестиционного  проекта  «Комплекс  нефтеперерабатывающих  и  нефтехимических 
заводов в г. Нижнекамске» в соответствии с распоряжением Правительства Российской 
Федерации от 30.11.2006 № 1708-р. 

 

Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) 

 

Сумма, тыс. руб. 

Наименование показателя 

за 2011 год 

за 2010 год 

Изменение, тыс. 

руб. 

1  

Себестоимость – всего 
 

556 845 405 

382 805 418 

174 039 987 

в том числе: 

 

 

 

услуги по транспортировке 
российской нефти 

438 593 106 

364 670 234 

73 922 872 

услуги по транспортировке 
транзитной нефти 

11 856 406 

8 869 187 

2 987 219 

услуги по транспортировке 

нефтепродуктов 

24 153 046 

- 24 

153 

046 

 

годовой отчет за 2011 год  39

Сумма, тыс. руб. 

Наименование показателя 

за 2011 год 

за 2010 год 

Изменение, тыс. 

руб. 

услуги по компаундированию 
нефти 

2 835 995 

2 428 480 

407 515 

сдача имущества в аренду 

3 009 193 

2 845 043 

164 150 

строительство 

3 848 714 

(3 848 714) 

реализация нефти на экспорт 

76 228 906 

- 76 

228 

906 

прочее 

168 753 

143 760 

24 993 

 

Изменение  себестоимости  проданных  товаров  (работ,  услуг)  в 2011 году  по 

сравнению с 2010 годом произошло в результате: 

увеличения расходов по договорам на оказание услуг по транспортировке нефти в 

соответствии с потребностью дочерних обществ Компании в источниках финансирования 
инвестиционной программы и других капитальных вложений; 

новых  видов  деятельности -  оказание  услуг  по  транспортировке нефтепродуктов, 

реализация нефти на экспорт; 

снижения  расходов,  связанных  с  выполнением  строительных  работ  по 

государственному контракту. 

 

Валовая прибыль 

тыс. руб. 

Наименование показателя 2011 

год 2010 

год 

Изменение 

Валовая прибыль 

75 934 727  

14 744 729  

61 189 998 

 

Увеличение валовой прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом обусловлено: 
увеличением  объема  выручки,  в  состав  которой  в 2011 году  вошла  выручка  от 

реализации  сырой  нефти  по  контракту  с  Китайской  национальной  объединенной 
нефтяной корпорацией с учетом таможенной пошлины; 

снижением  валовой  прибыли  по  транспортировке  нефти  в  связи  с  потребностью 

дочерних обществ Компании в источниках финансирования инвестиционной программы 
и других капитальных вложений. 

 

Чистая прибыль 

тыс. руб. 

Наименование показателя 

2011 год 2010 

год* 

Изменение 

Чистая прибыль  

11 141 791 

4 863 877 

6 277 914 

*с  учетом  ретроспективного  отражения  существенных  изменений  в 

бухгалтерском учете и отчетности. 

Увеличение чистой прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом связано, в 

основном,  с  ростом  процентного  дохода  по  размещенным  денежным  средствам,  а 
также с влиянием положительных курсовых разниц. 

 

 

годовой отчет за 2011 год  40

Стоимость чистых активов 

тыс. руб. 

Наименование 

показателя 

на 31.12.2009 

на 31.12.2010 

на 31.12.2011 

Стоимость чистых 

активов 

116 485 015 

120 475 508 

137 159 639 

 

Дебиторская и кредиторская задолженность ОАО «АК «Транснефть» 

 

Дебиторская задолженность 

тыс. руб. 

Вид задолженности 

на 31 декабря 

2011 года 

на 31 декабря 

2010 года 

Изменение 

Долгосрочная дебиторская  

задолженность 

135 579 

119 882 

15 697 

Расчеты по продаже доли в 
простом товариществе 

99 452 

100 866 

(1 414) 

Расчеты по предоставленным 
беспроцентным займам 

27 815 

19 016 

8 799 

Расчеты по прочим операциям 

8 312 

8 312 

Краткосрочная дебиторская 
задолженность 

70 996 849 

35 975 427 

35 021 422 

Покупатели и заказчики 

15 395 146 

1 276 106 

14 119 040 

Расчеты 

за 

услуги 

по 

транспортировке нефти 

11 957 

24 711 

(12 754) 

Расчеты 

за 

услуги 

по 

компаундированию 

485 512 

426 146 

59 366 

Расчеты по агентским договорам 

266 114 

212 396 

53 718 

Расчеты  за  услуги  по  сдаче 
имущества в аренду 

300 481 

247 473 

53 008 

Расчеты 

по 

продаже 

незавершенных 

капитальных 

вложений 

108 179 

(108 179) 

Расчеты  по  реализации  основных 
средств, 

оборудования, 

материалов и прочих активов 

198 773 

(198 773) 

Расчеты 

по 

проектно-

изыскательским работам 

54 370 

(54 370) 

Расчеты  по  реализации  нефти  на 
экспорт 

14 327 006 

14 327 006 

Прочее 

4 076 

4 058 

18 

Авансы выданные 

5 136 624 

2 135 479 3 

001 

145 

По 

договорам 

подряда 

на 

транспортировку нефти 

2 480 682 

1 401 561 

1 079 121 

По 

договорам 

подряда 

на 

транспортировку нефтепродуктов 

1 018 998 

1 018 998 

По  агентским  договорам  на 
транспортировку нефти 

1 002 799 

484 661 

518 138 

По  агентским  договорам  на 

транспортировку нефтепродуктов 

359 660 

359 660 

На  приобретение  внеоборотных 

271 669 

78 814 

192 855 

 

годовой отчет за 2011 год  41

Вид задолженности 

на 31 декабря 

2011 года 

на 31 декабря 

2010 года 

Изменение 

активов * 
Прочие  

2 816 

170 443 

(167 627) 

Расчеты по налогам и сборам 

37 302 355 

18 596 999 

18 705 356 

Налог на прибыль 

6 915 494 

1 592 912 

5 322 582 

НДС 

30 377 803 

17 003 602 13 

374 

201 

Прочие налоги и сборы 

9 058 

485 

8 573 

Расчеты с подотчетными лицами 

2 538 

3 328 

(790) 

Расчеты с персоналом по прочим 
операциям 

583 1 

695 

(1 112) 

Прочие дебиторы 

13 159 603 

13 961 820 

(802 217) 

Расчеты по начисленным 
процентам по выданным займам 

10 734 755 

10 279 445 

455 310 

Расчеты по агентским договорам 

721 203 

87 206 

633 997 

Прочие расчеты 

1 703 645 

3 595 169 

(1 891 524) 

Итого: 

71 132 428 

36 095 309 

35 037 119 

 
*  В  том  числе  отражены  в  Бухгалтерском  балансе  в  строке 1110 «Нематериальные 
активы»  авансы,  выданные  в  связи  с  созданием,  приобретением  нематериальных 
активов на 31.12.2011 – 4 703 тыс. руб. (на 31.12.2010 таких авансов не было), а также 
в  строке 1130 

«Основные  средства»  авансы,  выданные  в  связи  с  созданием, 

приобретением  основных  средств  на 31.12.2011 – 236 275 тыс.  руб. (на 31.12.2010  - 
66 791 тыс. руб.).  
 

Долгосрочная дебиторская задолженность 

Наиболее  существенным  показателем  в  составе  долгосрочной  дебиторской 

задолженности  является  задолженность,  которая  возникла  в  связи  с  продажей 
в 2002 году  доли  в  простом  товариществе,  созданном  для  строительства  Балтийской 
трубопроводной системы, с рассрочкой платежа на 25 лет. По сравнению с 31.12.2010 
она  уменьшилась  в  связи  с  переходом  части  долгосрочной  задолженности  в 
краткосрочную,  подлежащую  погашению  в  течение 12 месяцев  после  отчетной  даты. 
Остаток задолженности выражен в условных единицах и подлежит погашению равными 
частями  в  срок  не  позднее 30 января 2027 года.  Оплата  производится  в  российских 
рублях  по  курсу  доллара  США,  установленного  Банком  России  на  дату  осуществления 
платежа. 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

Изменение краткосрочной дебиторской задолженности на конец отчетного года по 

сравнению с прошлым годом произошло, в основном, за счет: 

увеличения задолженности покупателей и заказчиков в соответствии с условиями 

договора на поставку сырой нефти в Китайскую Народную Республику; 

роста  авансов  выданных  по  договорам  подряда  и  по  агентским  договорам  на 

транспортировку нефти и нефтепродуктов; 

роста дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом в части НДС - в связи с 

предъявлением  к  вычету  НДС  по    товарам,  работам,  услугам,  облагаемым  по  нулевой 
процентной ставке.  

 

годовой отчет за 2011 год  42

Кредиторская задолженность 

тыс. руб. 

Наименование задолженности 

на 31 декабря 

2011 года 

на 31 декабря 

2010 года 

Изменение 

Долгосрочная кредиторская 
задолженность 

582 582 

Расчеты с прочими кредиторами 

582 582 

Краткосрочная кредиторская 
задолженность 

160 344 136  163 992 502 

(3 648 366) 

Поставщики и подрядчики 

121 308 998  127 326 895 

(6 017 897) 

Расчеты по транспортировке нефти  104 757 050  122 306 005 

(17 548 955) 

Расчеты 

по 

транспортировке 

нефтепродуктов 

6 530 405 

6 530 405 

Расчеты по приобретению нефти 

9 187 084 

9 187 084 

Расчеты  по  компаундированию 
нефти 

291 278 

255 740 

35 538 

Расчеты по строительству, 

реконструкции, модернизации и 
приобретению основных средств 

155 476 

4 530 752 

(4 375 276) 

Прочие расчеты 

387 705 

234 398 

153 307 

Задолженность перед 

государственными  внебюджетными 
фондами 

146 

386 (240) 

Задолженность перед бюджетом 

75 132 

82 311 

(7 179) 

Авансы полученные (без НДС) 

31 403 333 

25 490 921 

5 912 412 

По  договорам  транспортировки 

нефти 

25 700 678 

22 748 923 

2 951 755 

По  договорам  транспортировки  

нефтепродуктов 

5 641 765 

2 655 878 

2 985 887 

По прочим договорам 

60 890 

86 120 

(25 230) 

Расчеты по агентским договорам 

7 525 211 

11 063 677 

(3 538 466) 

Расчеты по агентским договорам 
транспортировки нефти 

838 190 

887 567 

(49 377) 

Расчеты по агентским договорам 
транспортировки нефтепродуктов 

1 110 826 

307 163 

803 663 

Расчеты с обществами Группы 
Транснефть по прочим агентским 
договорам 

4 462 883 

8 330 954 

(3 868 071) 

Расчеты  по  агентским  договорам 
реализации нефти  

944 000 

980 000 

(36 000) 

Расчеты  по  прочим  агентским 
договорам 

169 312 

557 993 

(388 681) 

Расчеты с прочими кредиторами 

31 316 

28 312 

3 004 

Итого: 

160 344 718  163 993 084 

(3 648 366) 

Изменение кредиторской задолженности на конец отчетного года по сравнению с 

31.12.2010 произошло, в основном, за счет следующих факторов: 

снижения задолженности перед дочерними обществами по расчетам за услуги по 

транспортировке нефти; 

возникновения  задолженности  перед  поставщиками  по  договорам  подряда  на 

транспортировку нефтепродуктов; 

 

годовой отчет за 2011 год  43

возникновения  задолженности  по  приобретению  нефти  для  последующей 

реализации в КНР; 

снижением  задолженности  по  расчетам  по  строительству,  реконструкции  и 

модернизации и приобретению основных средств; 

увеличения  авансов,  полученных  от  грузоотправителей  по  договорам 

транспортировки нефти и нефтепродуктов; 

снижения  задолженности  перед  обществами  Группы  Транснефть  по  агентским 

договорам. 

 

Налоги 

Обязательства по налогам и сборам, начисленные в течение отчетного и предыдущего 
года, характеризуются следующими данными: 
 

Изменение (+/-) 

№ 

п/п 

Наименование налога 

2011 год, 

тыс. руб. 

2010 год, 

тыс. руб. 

тыс. руб. % 

Налог на прибыль 

(908) 

1 554 191 

(1 555 099) 

(100) 

  

в 

том 

числе: 

за 

отчетный период 

1 552 965 

(1 552 965) 

(100) 

  

по  актам  проверок  за 
2006-2007гг. 

(908) 

1 226 

(2 134) 

(174) 

Налог на добавленную 
стоимость (НДС) 

(59 070 982)  (31 557 237)  (27 513 745) 

87 

Налог на имущество 

287 326 

261 566 

25 760 

10 

Прочие налоги и сборы 

645 658 

493 839 

151 819 

31 

Итого: 

(58 138 906)  (29 247 641)  (28 891 265) 

99 

в том числе: 

(59 012 029)  (31 005 089)  (28 006 940) 

90 

  

в федеральный бюджет 

   

 

  

  

в 

региональный 

и 

местный бюджеты 716 

804 

1 660 977 

(944 173) 

(57) 

  

во 

внебюджетные 

фонды 

156 319 

96 471 

59 848 

62 

 
 

Возмещению  из  бюджета  подлежит  сумма  налога  на  добавленную  стоимость  по 

операциям реализации нефти на экспорт, реализации услуг по транспортировке нефти и 
нефтепродуктов  за  пределы  территории  РФ.  Сумма  налога  на  прибыль,  ранее 
доначисленная по результатам выездной налоговой проверки за 2006-2007 г.г. подлежит 
возмещению из бюджета на основании судебного решения, принятого в пользу ОАО «АК 
«Транснефть» в 2011 году. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     42      43      44      45     ..