ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 32

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 32

 

 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 57 

На МН существенный рост врезок зафиксирован только на трубопроводах в ХМАО-

Югре  на  66,7%  (с  18  до  30)  и  в  Иркутской  области  на  400%  (с  4  до  12).  Однако 
увеличение  числа  врезок  в  данных  регионах  нивелировано  снижением  их  количества  в 
таких  субъектах  РФ,  как  Республика  Дагестан,  Самарская  область,  Краснодарский  край, 
которые  на  протяжении  продолжительного  времени  являлись  одними  из  «лидеров»  по 
кражам нефти и нефтепродуктов через несанкционированные врезки.  

В  этих  условиях  Компанией  последовательно  реализуется  комплекс  мер  по 

усилению  защищенности  линейной  части  МН  и  МНПП  от  преступных  посягательств. 
Оптимизируется  численность  подразделений  охраны,  решается  задача  повышения  их 
материально-технической оснащенности. На вооружении подвижных групп подразделений 
охраны  находится  1065  поисковых  приборов  различных  модификаций  (трассоискатели, 
металлоискатели  и  др.),  с  использованием  которых  в  отчетный  период  обследовано  в 
общей  сложности  151,364  тыс.  км  МН  и  МНПП,  обнаружено  78  криминальных  врезок. 
Службами  безопасности  ОСТ  в  охранной  деятельности  активно  использовались  данные 
внутритрубной  диагностики  (ВТД),  с  использованием  результатов  которой  выявлено  85 
тщательно замаскированных несанкционированных врезок.  

На  фоне  снижения  общего  количества  врезок  отмечается  значительный  рост 

технологичности  их  изготовления  и  маскировки.  Злоумышленники  более  тщательно 
подходят  к  планированию  преступлений,  использованию  новейшего  запорного  и  иного 
оборудования,  оптических  средств  и  систем  видеонаблюдения,  к  попыткам 
воздействовать  на  технологические  процессы  в  нефтепроводах.  В  арсенале 
организованных  преступных  групп  имеется  широкий  набор  ухищрений,  таких  как: 
строительство  тоннелей;  устройство  врезок  в  труднодоступных  местах;  использование 
систем  противодействия  подразделениям  охраны  (видеонаблюдение,  шипы  для 
повреждения колес автомобилей, сглаживающие давление в трубопроводах устройства, и 
т.д.);  прокладка  протяженных  отводов,  в  том  числе  с  применением  оборудования 
горизонтального направленного бурения, выведенных далеко за пределы охранной зоны. 
Как результат – повышается уровень латентности таких преступлений.  

В  соответствии  с  указанием  ГУЭБиПК  МВД  России  о  проведении  комплекса 

оперативно-профилактических мероприятий  «Нефть»  в  регионах прохождения МН и МНПП 
подразделениями  охраны  совместно  с  сотрудниками  полиции  проведено  3,3  тыс. 
мероприятий  по  выявлению  и  пресечению  преступных  посягательств  на  МН  и  МНПП 
(рейдов,  засад,  скрытых  наблюдений  и  др.),  проверено  более  2,5  тыс.  объектов, 
обоснованно  подозреваемых  в  причастности  к  незаконному  обороту  нефти  и 
нефтепродуктов.  Результатом  совместных  мер  явилось  задержание  по  подозрению  в 
совершении  преступных  посягательств  на  МН  и  МНПП  11  лиц  и  1  единица 
автотранспорта, 

используемого 

для 

перевозки 

нефти-нефтепродуктов. 

Правоохранительными  органами  возбуждено  13  уголовных  дел.  Изъято  около  25 тонн 
похищенных нефти и нефтепродуктов, установлено 11 нелегальных НПЗ. 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 58 

Всего  в  2014  году  подразделениями  охраны,  как  самостоятельно,  так  и  во 

взаимодействии  с  органами  внутренних  дел  пресечено  45  фактов  хищений  нефти  и 
нефтепродуктов  из  магистральных  трубопроводов,  за  совершение  которых  задержано 
121 лицо  и  27  автомобилей  с  похищенными  нефтью  и  нефтепродуктами.  Изъято  1,7  тыс. 
тонн похищенной нефти, 2,2 тыс. тонн бензина и дизельного топлива.  

По  всем  преступлениям,  связанным  с  хищениями  нефти  и  нефтепродуктов,  в 

правоохранительные  органы  направлено  384  заявления,  возбуждено  348 уголовных  дел. 
Судами  рассмотрено  31  уголовное  дело  (в  т.ч.  22  прошлых  лет),  по  которым  к  уголовной 
ответственности  привлечено  82  лица,  из  них  к  реальным  срокам  лишения  свободы  -  
39 лиц. 

 
10.5. Обеспечение экологической безопасности ОАО «АК «Транснефть» 

Компания  ОАО  «АК  «Транснефть»  определяет  своим  высшим  и  неизменным 

приоритетом  охрану  окружающей  среды  и  обеспечение  высокого  уровня  экологической 
безопасности производственных объектов. 

В  соответствии  с  утвержденной  «Экологической  политикой  ОАО  «АК  «Транснефть» 

основными  принципами  деятельности  ОАО  «АК  «Транснефть»  являются:  выполнение 
требований  российского  законодательства,  международных  договоров  Российской 
Федерации,  стандартов  и  правил  в  области  природопользования,  охраны  окружающей 
среды  и  экологической  безопасности;  постоянное  улучшение  природоохранной 
деятельности  и  управления  охраной  окружающей  среды;  снижение  негативного 
воздействия  на  окружающую  среду  за  счет  повышения  экологической  безопасности 
объектов  трубопроводного  транспорта,  сокращения  выбросов,  сбросов  загрязняющих 
веществ в окружающую среду и отходов производства. 

В 2014 году утверждена Стратегия экологического развития ОАО «АК «Транснефть» 

до 2025 года (далее – Стратегия). 

В  соответствии  со  Стратегией  продолжалась  планомерная  работа  по  снижению 

выбросов вредных веществ в атмосферу, а именно: 

реконструкция  резервуарных  парков  и  оснащение  их  плавающими  крышами  и 

понтонами. В 2014 году в соответствии с План-графиком было смонтировано 17 понтонов 
в резервуарах общим объемом 265 тыс. м3;  

выполнено  техническое  перевооружение  установки  рекуперации  паров  нефти  на 

нефтеналивном терминале ООО «Транснефть – Порт Козьмино»; 

проведены  мероприятия  по  регулированию  режимов  работы  котельных  и 

оптимизации транспортных потоков.  

В  результате  проведенных  мероприятий  удельные  выбросы  в  атмосферу  в 

2014 году  снизились  на  0,019  кг/т  (10 %)  относительно  предыдущего  года  и  составили 
0,170 кг/т.  

Валовый  выброс  в  отчетном  периоде  снизился  относительно  2013  года  на 

10,2 тыс. тонн (10,5%) и составил 86,735 тыс. тонн. Всего за отчетный период уловлено и 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 59 

обезврежено  7,090  тыс.тонн  выбросов  вредных  веществ,  что  на  0,469  больше,  чем  в 
2013 году. 

В  рамках  реализации  инвестиционной  программы  2014  года  были  построены  и 

введены  в  эксплуатацию  очистные  сооружения  хозяйственно-бытовых  сточных  вод  на 
3 производственных объектах ОСТ общей производительностью 65 м3/сут. 

В  соответствии  с  Программой  технического  перевооружения  и  реконструкции, 

Программой  капитального  ремонта  в  2014  году  было  реконструировано  13  очистных 
сооружений общей производительностью 4089 м3/сут. 

Реализация  данного  комплекса  водоохранных  мероприятий  позволила  снизить 

сброс  недостаточно  очищенных  сточных  вод  на  12,2  тыс.  м3  (4%)  по  сравнению  с 
2013 годом.  

На  протяжении  всего  года  проводилась  большая  работа  по  утилизации  отходов 

производства.  Всего  по  ОАО  «АК  «Транснефть»  за  прошедший  год  утилизировано 
136,64 тыс. тонн отходов.  

На  всех  производственных  объектах  Компании  сформирована  эффективная 

система  производственного  экологического  контроля  за  состоянием  атмосферного 
воздуха,  водных  и  земельных  ресурсов.  Ее  обеспечивают  53  аккредитованные 
Госстандартом 

РФ 

эколого-аналитические 

лаборатории, 

укомплектованные 

высококвалифицированными 

специалистами 

и 

современным 

аналитическим 

оборудованием.  Эколого-аналитический  контроль  ведется  в  соответствии  с  графиками, 
согласованными  с  контролирующими  органами.  Всего  за  2014  год  лабораториями 
эколого-аналитического  контроля  ОАО  «АК  «Транснефть»  произведено  324  496  анализов 
состояния  окружающей  среды.  Протоколы  всех  исследований  своевременно 
предоставляются в контролирующие органы в соответствии с утверждёнными графиками 
контроля. По результатам проведенных анализов превышений установленных нормативов 
не выявлено.  

Одним  из  важных  направлений  Стратегии  является  соблюдение  установленного 

порядка  лицензирования,  разработки  и  согласования  нормативной  природоохранной 
документации.  С  целью  безусловного  исполнения  природоохранного  законодательства 
Российской  Федерации  в  области  нормирования  выбросов  и  сбросов  загрязняющих 
веществ  в  окружающую  среду  и  лицензирования  за  прошедший  год  разработано  и 
согласовано  в  контролирующих  инстанциях  117  проектов  нормативов  допустимых 
выбросов  (ПДВ),  184  проекта  нормативов  образования  отходов  и  лимитов  на  их 
размещение (ПНООЛР), 39 проектов нормативов допустимых сбросов (НДС). 

На  сегодняшний  день  все  организации  системы  «Транснефть»  в  полном  объеме 

оснащены  природоохранным  оборудованием  в  соответствии  с  действующими  планами 
ликвидации  разливов  нефти  (далее  -  ЛРН)  и  утверждены  регламентирующими 
документами  (далее  –  РД)  РД-13.020.40-КТН-195-13  «Табель  оснащения  нефте  -  и 
нефтепродуктопроводных  предприятий  ОАО  «АК  «Транснефть»  техническими  средствами 
для  ликвидации  аварийных  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на  подводных  переходах 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 60 

магистральных 

нефте- 

и 

нефтепродуктопроводов», 

РД-13.020.40-КТН-119-14 

«Магистральный  трубопроводный  транспорт  нефти  и  нефтепродуктов.  Табель  оснащения 
спецморнефтепортов ОАО «АК «Транснефть». 

В соответствии с Решением Правительственной Комиссии по высоким технологиям 

и  инновациям  от  05.07.2011  и  рекомендациями  Минэкономразвития  России  ОАО  «АК 
«Транснефть»  принято  решение  о  вхождении  в  число  участников  Технологической 
платформы  «Технологии  экологического  развития»,  координатором  деятельности  которой 
выступает  Всероссийская  общественная  организация  «Русское  географическое 
общество». 

Сформированы  механизмы  обеспечения  взаимодействия  с  Технологической 

платформой «Технологии экологического развития». 

В  рамках  программы  поисковых  исследований  Технологической  платформы  в 

2014 году реализованы два совместных проекта. 

1.  Технологическая  работа  (далее  -  ТР)  «Технология  применения  морских 

гидробионтов  для  экологического  мониторинга  состояния  акватории  бухты  Козьмина  в 
районе нефтеналивного терминала спецморнефтепорта «Козьмино». 

Данная работа выполнена совместно с Федеральным государственным унитарным 

предприятием  «Тихоокеанский  научно-исследовательский  рыбохозяйственный  центр» 
совместно  с ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» 
разработан новый подход к критериям оценки состояния акватории бухты Козьмина.  

По  итогам  проведенной  работы  разработан  и  утвержден  руководящий  документ, 

регламентирующий  проведение  биомониторинга  на  акватории  порта  с  применением 
морских гидробионтов (РД-13.020.00-КТН-005-14).  

Подана  заявка  в  Федеральное  государственного  бюджетное  учреждение 

«Федеральный институт промышленной собственности» на выдачу патента. 

2.  Научно-исследовательская  работа  (НИР)  «Разработка  способов  биоремедиации 

нефтезагрязненных  почв  для  климатических  условий  Крайнего  Севера  и  оценка  их 
эффективности».  

В  рамках  договора  с  Институтом  проблем  нефти  и  газа  Сибирского  отделения 

Российской  академии  наук  разработана  технология  биоремедиации  нефтезагрязненных 
почв для климатических условий Крайнего Севера в условиях вечной мерзлоты. 

По  итогам  проведенной  работы  разработан  и  утвержден  руководящий  документ, 

устанавливающий  требования  к  процессу  рекультивации  нефтезагрязненных  земель 
способом активизации аборигенной микрофлоры (РД-13.020.00-КТН-036-14). 

Подана  заявка  в  Федеральное  государственного  бюджетное  учреждение 

«Федеральный институт промышленной собственности» на выдачу патента.  

Также  в  2014  году  были  выполнены  1-2  этапы  научно-исследовательской  работы 

«Анализ работы очистных сооружений сточных вод на производственных объектах ОАО «АК 
«Транснефть».  Разработка  рекомендаций»  и  3  этап  работ  научно-исследовательской 
работы 

«Разработка 

экологически 

чистого 

торфоминерального 

гидрофобного 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 61 

самоутилизирующегося  нефтяного  биосорбента,  предназначенного  для  ликвидации 
последствий  аварийных  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на  воде  и  почве». 
Исследования по данным тематикам будут продолжены в 2015 году.  

В  2014  году  разработано  и  введено  в  действие  5  изменений  к  существующим 

нормативным  документам  Компании,  13  новых  нормативных  документов,  в  том  числе 
5 руководящих документов, 6 отраслевых регламентов, 2 общих технических требования.  

 

10.5. Страхование производственных рисков 

Эксплуатируемое  имущество  организаций  системы  ОАО  «АК  «Транснефть», 

включая  объекты  линейной  части,  нефтеперекачивающие  станции  (НПС),  нефтебазы, 
здания  и  сооружения,  транспортные  средства  и  спецтехника,  а  также  оборудование  и 
технологическая  нефть/нефтепродукт,  находящийся  в  нефте/нефтепродуктопроводах  и 
резервуарных парках, застрахованы по следующим рискам: утраты (гибели); повреждения 
имущества  в  результате  пожара,  взрыва,  удара  молнии,  залива,  стихийных  бедствий; 
противоправных действий третьих лиц. 

Также  организациями  системы  ОАО  «АК  «Транснефть»  осуществляется 

страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам: 

владельцев автотранспортных средств; 
владельцев опасных производственных объектов; 
владельцев средств водного транспорта; 
организаций  за  причинение  вреда  окружающей  природной  среде  в  результате 

аварии на опасном производственном объекте; 

организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии; 
организаций  за  причинение  вреда  вследствие  недостатков  работ,  влияющих  на 

безопасность объектов капитального строительства. 

В  процессе  осуществления  своей  хозяйственной  деятельности  организации 

системы  ОАО  «АК  «Транснефть»  при  необходимости  самостоятельно  осуществляют 
страхование строительно-монтажных рисков. 

 

10.6. Краткое описание рисков ОАО «АК «Транснефть»  
и деятельности по управлению рисками 

Сведения об основных рисках, связанных с деятельностью ОАО «АК «Транснефть», в 

том числе в рамках реализации инвестиционной программы, ежеквартально публикуются 
в отчете эмитента на сайте Компании. 

Далее приводится краткая характеристика выделяемых критических рисков и мер, 

предпринимаемых  Компанией  для  парирования  их  возможного  неблагоприятного 
влияния.  Влияние  отдельных  рисков  может  выражаться  как  в  возникновении/усилении 
угроз, так и в появлении дополнительных возможностей, что указывается в скобках после 
номера риска. 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 62 

Риск  противоправных  действий  (хищения  и  врезки)  (угроза).  Одним  из  основных 

факторов  риска,  осложняющих  производственную  деятельность  ОАО «АК «Транснефть»  и 
его дочерних обществ, являются угрозы совершения террористических актов и диверсий 
на  объектах  магистральных  нефтепроводов  (МН),  а  также  преступные  посягательства 
корыстной  направленности,  связанные  с  хищениями  нефти,  комплектующих 
вдольтрассового  оборудования,  кабеля  и  проводов,  демонтированных  труб  и  прочее. 
Реализация  этого  риска  может  привести  к  потерям  транспортируемых  нефти  и 
нефтепродуктов, и в итоге возникновению непроизводительных расходов Компании. 

Компанией постоянно осуществляются организационные и практические меры по 

обеспечению  безопасности  объектов  и  линейной  части  МН.  С  учетом  требований  МВД, 
ФСБ  России  особое  внимание  уделяется  обеспечению  антитеррористической  и 
противодиверсионной 

защиты 

объектов 

МН. 

Соответствующие 

мероприятия, 

предусматриваются  Комплексной  программой  техперевооружения,  реконструкции  и 
капитального  ремонта  объектов  МН,  являющейся  частью  Долгосрочной  программы 
развития. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  20.04.2014  N  75-ФЗ  «О  внесении 

изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  по  вопросу 
создания  ведомственной  охраны  для  обеспечения  безопасности  объектов  топливно-
энергетического  комплекса»  создано  специализированное  общество  ООО  «Транснефть-
Охрана» для обеспечения безопасности объектов системы магистральных трубопроводов. 

Риск  изменения  грузооборота  (в  т.ч.  в  связи  с  изменением  цен  на  нефть) 

(угроза/возможность).  ОАО «АК «Транснефть»  подвержено  рискам,  связанным  с 
динамикой 

производственной 

и 

коммерческой 

деятельности 

российских 

нефтедобывающих  и  нефтеперерабатывающих  компаний,  которая,  в  свою  очередь, 
зависит  от  цен  на  сырую  нефть  и  нефтепродукты  и  эволюции  структуры  их  издержек, 
включающей тарифы за перекачку и экспортные пошлины. 

В  связи  с  этим,  Компания  находится  в  большой  зависимости  от  российской 

нефтяной отрасли, и изменение объемов нефти и нефтепродуктов, транспортируемых по 
системе  трубопроводов,  эксплуатируемой  ОАО «АК «Транснефть»,  и  «плеча»  их 
транспортировки имеет существенные последствия для выручки Компании. 

В  целях  снижения  возможного  негативного  влияния  данного  риска  на  свою 

деятельность Компания непрерывно взаимодействует со своими крупнейшими клиентами 
и  регулирующими  государственными  органами,  однако  в  целом  данный  риск  находится 
вне зоны влияния Компании.  

Валютные 

и 

процентные 

риски 

(угроза/возможность). 

Учитывая, 

что 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 63 

прямого  влияния  на  результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  Компании  и 
оцениваются как существенные. ОАО «АК «Транснефть» использует практику привлечения 
краткосрочных  и  долгосрочных  заимствований  с  российского  финансового  рынка. 
Существенное  увеличение  процентных  ставок  по  кредитам  и  займам  может  привести  к 
удорожанию обслуживания долга Компании. 

В  соответствии  с  утвержденной  Политикой  по  управлению  валютными  и 

процентными рисками Компания осуществляет операции хеджирования валютных рисков 
с целью минимизации возможного негативного влияния изменения валютных курсов на 
показатели Компании. 

Налоговые и правовые риски  (угроза).  Российское  законодательство,  в  том  числе 

налоговое,  валютное  и  таможенное,  допускает  различные  толкования  и  подвержено 
частым  изменениям.  Не  исключено,  что  в  отношении  отдельных  операций, 
произведенных в отчетном и предшествующие периоды, в будущем возможны правовые 
споры,  а  также  споры  с  контролирующими  органами,  что  может  привести  к 
дополнительным  расходам,  влияние  которых  на  деятельность  Компании,  вместе  с  тем, 
оценивается как ограниченное. 

и 

налогоплательщик,  в  условиях  несовершенного  и  часто  меняющегося  законодательства 
прилагает максимум усилий, направленных на его соблюдение, а в случае необходимости 
прибегает к защите своих позиций в судах. С учетом проводимой внутренней контрольно-
ревизионной  работы  осуществляется  разработка  единых  правил  и  методик  с  учетом 
тщательного анализа возможных источников и последствий правовых и налоговых рисков, 
экспертиза  сложных  вопросов  с  привлечением  профессиональных  консультантов, 
проведение независимой рыночной оценки активов. 

Риски  изменения  инвестиционного  рейтинга  (угроза/возможность).  В  случае 

продолжения  дискриминационного  международного  давления  против  Российских 
компаний возможно введение неопределенного круга санкций. Введение таких санкций 
может привести к снижению инвестиционного рейтинга, ухудшению имиджа, удорожанию 
и  ограничению  заимствований  Компании  и  его  основных  клиентов  (Российских 
нефтедобывающих  компаний)  на  международных  финансовых  рынках.  Вместе  с  тем, 
изменение рейтинга возможно как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.  

Для парирования данного риска Компания стремится к поддержанию устойчивого 

финансового положения и ведению сбалансированной политики заимствований. 

Риски  запрета  импорта  товаров  и  услуг  (угроза).  Доля  товаров  импортного 

производства  в  объеме  продукции,  закупаемой  Компанией,  оценивается  в  среднем  в 
10%,  однако  доля  компонентов  и  комплектующих  в  отдельных  категориях  продукции 
существенно выше и прекращение их поставки может оказать существенное влияние на 
объем и качество выполняемых Компанией работ.  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 64 

С  целью  минимизации  влияния  данных  рисков  Компания  реализует  мероприятия 

по локализации производства такой продукции и диверсификации поставок компонентов 
и комплектующих. 

Кредитные риски (угроза). Кредитным риском для Компании является возможное 

неисполнение  контрагентами  своих  финансовых  обязательств,  в  том  числе  невозврат 
авансов,  неоплата  оказанных  услуг  и  т.п.  Результатом  этого  может  стать  возникновение 
непроизводительных расходов и убытков. 

Парирование таких рисков осуществляется с помощью применяемых в договорах 

механизмов  гарантий,  систем  оплаты,  штрафных  санкций,  а  также  с  учетом  текущего 
анализа  и  мониторинга  финансового  состояния  контрагентов.  Договоры  по  основной 
деятельности  заключаются  на  принципах  предоплаты,  поэтому  влияние  данных  рисков 
ограничено. 

Риски,  связанные  с  решениями  регуляторов  (тарифные,  таможенные  и  проч.) 

(угроза/возможность).  ОАО  «АК  «Транснефть»  является  субъектом  российского 
законодательства  о  естественных  монополиях.  Поэтому  тарифы  ОАО  «АК  «Транснефть» 
регулируются  Федеральной  службой  по  тарифам  (ФСТ  России),  отвечающей  за  анализ  и 
утверждение таких тарифов, а также контролирующей их применение. Любое изменение 
тарифа  должно  быть  утверждено  ФСТ  России,  чья  задача  состоит  в  том,  чтобы 
сбалансировать экономические интересы ОАО «АК «Транснефть» с интересами российских 
нефтяных компаний, имеющих равные права доступа к трубопроводной системе ОАО «АК 
«Транснефть»  в  соответствии  с  Законом  о  естественных  монополиях.  Кроме  того,  100% 
обыкновенных  акций  Компании  находится  в  собственности  государства,  которое 
определяет дивидендную политику Компании и устанавливает размер дивидендов.  

В  связи  с  тем,  что  одним  из  основных  видов  деятельности  Компании  является 

оказание  услуг,  непосредственно  связанных  с  экспортом  нефти  и  нефтепродуктов, 
изменение таможенного законодательства и правил также может существенным образом 
повлиять  на  направления  грузопотоков  и  выручку  Компании.  Изменение  условий 
государственного  регулирования  отрасли,  в  том  числе  сложившейся  практики 
тарифообразования, может привести к изменению выручки Компании. 

В  целях  снижения  неопределенности  и  степени  возможного  негативного  влияния 

данных  рисков  на  результаты  своей  деятельности  Компанией  проводится  постоянная 
работа с регулирующими органами и крупнейшими клиентами. 

Риски 

изменения 

цен 

на 

закупаемые 

товары, 

работы 

и 

услуги 

(угроза/возможность).  Существенное  увеличение  цен  на  МТР  и  услуги  сторонних 
организаций,  потребует  корректировки  запланированных  расходов  и  внесения 
изменений  в  планы  по  реализации  инвестиционных  программ.  Также  инфляционные 
процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное  влияние  на 
чистую  прибыль  Компании  в  связи  с  тем,  что  возможности  ОАО «АК «Транснефть»  по 
повышению  тарифов  на  оказание  услуг  по  транспортировке  нефти  по  системе 
магистральных нефтепроводов, ограничены государственным регулированием, то есть не 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 65 

могут  меняться  Компанией  в  зависимости  от  изменений  темпов  инфляции  и,  в  то  же 
время,  затраты  Компании,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях,  изменяются  в 
соответствии  с  темпами  инфляции.  Опосредованная  зависимость  рентабельности 
Компании от изменения индекса потребительских цен обусловлена, в основном, тем, что 
тарифы  на  услуги  по  транспортировке  нефти  по  системе  магистральных  нефтепроводов 
устанавливаются  ФСТ  России  исходя  из  покрытия  обоснованных  расходов  и 
формирования  необходимого  размера  прибыли  по  регулируемому  виду  деятельности  и 
полностью  либо  частично  компенсируют  рост  расходов  Компании,  связанных  с 
инфляцией. 

Действия Компании для уменьшения влияния указанных рисков включают: 
оптимизацию  затрат  на  ремонтно-эксплуатационные  нужды  и  капитальное 

строительство; 

ценовой контроль закупок МТР и стоимости СМР; 
активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и 

услуг; 

реализацию 

программ 

повышения 

энергоэффективности 

и 

внедрения 

инновационных технологий. 

Риски,  связанные  с  природно-климатическими  явлениями  (угроза).  Осуществляя 

деятельность  в  регионах  Восточной  Сибири,  Дальнего  Востока  и  Крайнего  Севера, 
Компания  несет  риски,  связанные  с  суровыми  климатическими  условиями,  а  также 
рядом опасных геологических процессов и явлений, способных оказывать существенное 
влияние  на  инженерно-геологические  условия,  таких  как  заболачивание,  эрозионные 
процессы,  оползневые  явления,  вечномерзлые  грунты  и  др.  Общеклиматический  тренд 
температуры,  указывающий  на  потепление  на  большей  части  территории  Российской 
Федерации,  характеризуется  увеличением  частоты  повторения  природных  источников 
чрезвычайных ситуаций с аномальным отклонением их параметров от среднемноголетних 
значений. В связи со сложившимся характером атмосферной циркуляции повторяемость 
опасных  явлений  в  последнее  десятилетие  стала  максимальной  за  весь  период 
наблюдений. 

Планирование  и  реализация  мероприятий,  предусмотренных  Долгосрочной 

программой развития, в том числе в части мониторинга технического состояния объектов 
системы  и  внедрения  инновационных  решений,  позволяют  в  значительной  степени 
нивелировать  негативные  последствия  природных  явлений.  Для  минимизации  рисков, 
связанных  с  опасностью  стихийных  бедствий  и  негативным  влиянием  природно-
климатических  условий  (особенно  в  осенне-зимний  период),  ОАО  «АК  «Транснефть» 
проводятся  подготовительные  мероприятия,  созданы  аварийные  запасы  материально- 
технических  ресурсов,  проводится  работа  по  подготовке  аварийно-восстановительных 
бригад. 

Транзитные  риски  (угроза).  Значительный  объем  услуг  Компании  связан  с 

транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам на экспорт, что обеспечивает 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 66 

порядка  50%  всего  объема  услуг.  При  этом  транспортировка  нефти  и  нефтепродуктов 
осуществляется  через  ряд  транзитных  стран,  в  связи  с  чем  возникают  риски 
несанкционированного  отбора  нефти  и  нефтепродуктов  при  транзите  через  данные 
государства, вплоть до полного прекращения транспортировки. 

Тем  не  менее,  осуществляемое  Компанией  развитие  трубопроводной  системы,  в 

том  числе  ввод  в  действие  нефтепроводов  «БТС-2»  (1  квартал  2012  года)  и  ВСТО-2 
(4 квартал  2012  года),  расширение  мощностей  по  транспортировке  нефтепродуктов  в 
направлении  портов  Приморск  и  Новороссийск,  направлено  на  диверсификацию 
экспортных потоков российской нефти и нефтепродуктов и устранение транзитных рисков 
при ее транспортировке на зарубежные рынки. 

Риски аварий и инцидентов (угроза). В результате аварий и инцидентов возможно 

кратковременное прекращение работы на локальном участке системы и возникновение 
дополнительных  расходов  и  убытков.  Вместе  с  тем,  распределенная  структура  системы 
магистральных  трубопроводов  способствует  обеспечению  непрерывности  процесса 
транспортировки,  в  результате  чего  риск  остановки  производства  в  целом  оценивается 
как крайне незначительный.  

Одной  из  основных  задач  реализации  Долгосрочной  программы  развития 

Компании  является  обеспечение  надежности  и  безопасности  функционирования 
производственных  объектов  системы  магистральных  нефте-  и  нефтепродуктопроводов.  В 
связи  с  этим,  значительное  место  уделяется  мероприятиям  по  парированию  рисков 
аварий  и  инцидентов,  снижению  их  возможных  негативных  последствий.  Возникающие 
непроизводительные  расходы  минимизируются  с  помощью  реализуемой  Компанией 
программы имущественного страхования и страхования ответственности. 

Кадровые  и  социальные  риски  (угроза/возможность).  Компания  осуществляет 

свою деятельность в условиях неблагоприятной демографической ситуации в Российской 
Федерации и повышения конкуренции на рынке труда. Изменение ситуации с кадровыми  
ресурсами  может  оказать  существенное  влияние  на  реализацию  стратегических  задач 
Компании. 

В  связи  с  этим,  Компания  рассматривает  комплекс  мер  по  росту 

производительности  труда,  повышению  привлекательности  рабочих  мест,  повышению 
профессионального уровня своих сотрудников, активно взаимодействует с профильными 
учебными заведениями. 

 
10.7.  Описание  принципов  и  подходов  к  организации  системы  управления 
рисками  и  внутреннего  контроля  (далее  –  СУРиВК),  сведения  о  функции 
внутреннего  аудита:  подразделения,  ответственные  за  развитие  СУРиВК  и 
специализированные органы СУРиВК (подразделение (я) управления рисками и 
внутреннего  контроля,  подразделение  (я)  внутреннего  аудита,  ревизионная 
комиссия):  подотчетность,  основные  функции  и  задачи;  краткое  описание 
функции  внутреннего  аудита  (общее  описание  политики  общества  в  области 
внутреннего  аудита,  используемые  ресурсы  и  т.д.);  реализация  программ 
развития  функции  «внутренний  аудит»  (программа  повышения  качества, 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 67 

прохождение  внешней  оценки  и  т.д.);  перечень  ключевых  мер,  направленных 
на  совершенствование  СУРиВК,  реализованных  в  соответствии  с  решениями 
совета директоров  
 

Политика  Компании  по  управлению  рисками  направлена  на  достижение 

следующих основных целей: 

обеспечение  безопасности  и  непрерывности  деятельности  организаций  системы 

«Транснефть»; 

сохранность имущества и развитие потенциала Группы компаний «Транснефть»; 
повышение  устойчивости  функционирования  Группы  компаний  «Транснефть»  в 

условиях изменений во внешней и внутренней среде; 

рациональное  и  эффективное  использование  ресурсов  и  благоприятных 

возможностей. 

Система управления рисками основывается на следующих принципах: 
необходимость  и  достаточность  усилий  по  управлению  рисками  для  обеспечения 

приемлемого  уровня  риска  при  максимально  эффективной  реализации  целей  и  задач 
бизнеса Группы компаний «Транснефть»; 

комплексность  и  непрерывность  управления  рисками  по  всем  направлениям 

деятельности Группы компаний «Транснефть» и всем бизнес-процессам на всех уровнях; 

приоритетность необходимых мер в отношении критических рисков; 
своевременность 

управления 

рисками 

за 

счет 

преимущественно 

предупредительного  характера  процедур  и  мероприятий,  наличия  планов  действий  при 
наступлении чрезвычайных ситуаций; 

единство  и  интеграция  подходов  и  стандартов  по  управлению  рисками  в  системе 

корпоративного управления Группой «Транснефть»; 

обеспеченность 

функций 

и 

мероприятий 

по 

управлению 

рисками 

соответствующими ресурсами (в том числе информационными) и полномочиями; 

регламентация  процессов  управления  рисками  в  соответствии  с  разделением 

функциональных обязанностей структурных единиц; 

адаптивность  к  изменениям  и  постоянное  совершенствование  управления 

рисками. 

В  рамках  подготовки  финансово-экономических  обоснований  по  предлагаемым  к 

реализации  и  реализуемым  инвестиционным  проектам  строительства  магистральных 
нефте – и нефтепродуктопроводов 

выполняется 

анализ 

чувствительности 

разрабатываемых  финансовых  моделей  инвестиционных  проектов,  в  том  числе 
производится  оценка  следующих  рисков,  влияющих  на  эффективность  реализуемых 
проектов:  

изменение объема затрат на реализацию проекта; 
изменение объема операционных затрат; 
изменение сроков реализации проекта; 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 68 

изменение объемов транспортировки; 
изменение тарифов за транспортировку. 

Кроме того, по отдельным инвестиционным проектам выполняется вероятностное 

моделирование  с  использованием  имитационных  методов.  Методологическое 
обеспечение выполнения задач по  функционированию и  развитию Системы управления 
рисками  осуществляется  Управлением  финансового  обеспечения  и  оценки  рисков 
Департамента экономики Компании. 

Неотъемлемой частью системы корпоративного управления ОАО «АК «Транснефть» 

является  внутренний  контроль  и  аудит.  Основной  целью  внутреннего  контроля  является 
обеспечение  достаточной  уверенности  достижения  ОАО  «АК  «Транснефть»  целей  в 
процессе  осуществления  хозяйственной  деятельности  и  обеспечения  интересов 
Российской  Федерации  в  области  осуществления  транспортировки  нефти  и 
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.  

С  целью  предупреждения  рисков  в  финансово-хозяйственной  деятельности, 

своевременного  принятия  мер  по  их  устранению,  выявления  и  мобилизации 
внутрихозяйственных возможностей и резервов получения прибыли, оказания содействия 
руководству  ОАО  «АК  «Транснефть»  в  эффективном  выполнении  управленческих  функций 
внутренний контроль обеспечивает выполнение следующих задач: 

обеспечение  доверия  инвесторов,  защита  капиталовложений  акционеров  и 

активов; 

поддержание высокого уровня деловой репутации ОАО «АК «Транснефть»; 
обеспечение полноты и достоверности финансовой и управленческой отчетности; 
обеспечение  соблюдения  нормативных  правовых  актов  Российской  Федерации, 

решений органов управления и локальных нормативных документов; 

обеспечение сохранности имущества и эффективного использования ресурсов; 
обеспечение выполнения финансово-хозяйственных планов; 
обеспечение  функционирования  системы  управления  рисками,  включая 

обеспечение своевременного выявления и анализа финансовых и операционных рисков, 
которые могут оказать существенное негативное (отрицательное) влияние на достижение 
целей,  их  предупреждение  и  принятие  адекватных  решений  по  минимизации  этого 
негативного влияния. 

Внутренний  контроль  осуществляется,  в  том  числе,  Комитетом  по  аудиту, 

Ревизионной комиссией, органами управления, подразделениями ОАО «АК «Транснефть», 
уполномоченными  осуществлять  внутренний  контроль,  подразделением  Компании, 
уполномоченным осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит. 

Подразделением Компании, уполномоченным осуществлять внутренний контроль и 

внутренний  аудит,  является  контрольно-аналитическое  управление,  которое  в  своей 
деятельности  руководствуется  действующим  законодательством,  методическими 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 69 

рекомендациями,  нормативными,  локальными  документами,  лучшими  мировыми 
практиками  и  т.д.,  что  позволяет  своевременно  выявлять  системные  недостатки, 
вырабатывать  соответствующие  рекомендации  по  сокращению  издержек,  повышению 
эффективности бизнес-процессов. План внутреннего аудита формируется на основе риск-
ориентированного подхода.   

Внутренний  аудит  содействует  органам  управления  в  повышении  эффективности 

управления  Компанией,  ОСТ,  совершенствовании  их  финансово-хозяйственной 
деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы 
управления  рисками  и  внутреннего  контроля,  а  также  корпоративного  управления  как 
инструментов  обеспечения  разумной  уверенности  в  достижении  поставленных  перед 
ними целей. 

В  соответствии  с  российским  законодательством,  Кодексом  корпоративного 

управления, Методическими рекомендациями по организации работы внутреннего аудита 
в акционерных обществах с участием Российской Федерации и лучшими национальными 
и  мировыми  практиками  ОАО  «АК  «Транснефть»  продолжает  развитие  эффективной 
системы  внутреннего  контроля  и  управления  рисками,  включая  разработку 
методологической  базы  своей  деятельности.  В  течение  2014  года  в  рамках  развития 
функции  «внутренний  аудит»  работники  контрольно-аналитического  управления 
участвовали  в  конференциях,  круглых  столах,  совещаниях,  посвященных  развитию 
внутреннего аудита в компаниях с участием Российской Федерации, проходили обучение 
и  повышение  квалификации  по  программам,  посвященным  функциям  внутреннего 
аудита. 

 
10.8 Информация о базовых внутренних нормативных документах, являющихся 
основанием  для  формирования  текущего  Годового  отчета,  включая  ключевые 
внутренние нормативные документы, регламентирующие функцию внутреннего 
аудита и вопросы деятельности СУРиВК  
Настоящий  Годовой  отчет  сформирован  в  соответствии  с  Уставом  ОАО  «АК 

«Транснефть». 

В  ОАО  «АК  «Транснефть»  функционирует  система  внутреннего  контроля, 

направленная  на  повышение  эффективности  корпоративного  управления,  обеспечение 
эффективности  и  результативности  деятельности  ОАО  «АК  «Транснефть»,  надежности  и 
достоверности финансовой отчетности и соответствия деятельности ОАО «АК «Транснефть» 
применимому законодательству и нормам права, регулирующим его деятельность. 

15.12.2011 советом директоров утверждена Политика по управлению валютными 

и процентными рисками ОАО «АК «Транснефть» (протокол №18), которая является частью 
системы  управления  рисками  ОАО  «АК  «Транснефть»  и  определяет  цели  и  общие 
требования  к  управлению  валютным  и  процентным  риском,  в  том  числе  с 
использованием производных финансовых инструментов. 

В соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 

№  5667-п-П13,  указанием  Росимущества  от  08.09.2014,  решением  совета  директоров 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 70 

ОАО  «АК  «Транснефть»  от  29.09.2014  в  ОАО  «АК  «Транснефть»  была  разработана 
«дорожная  карта»  по  внедрению  положений  Кодекса  корпоративного  управления  в 
деятельность  ОАО  «АК  «Транснефть».  Проект  Плана  мероприятий  («дорожной  карты»)  по 
внедрению  ключевых  положений  Кодекса  корпоративного  управления  в  деятельность 
ОАО «АК  «Транснефть»,  содержащий,  в  том  числе  комплекс  мер,  направленных  на 
совершенствование  системы  управления  рисками  и  внутреннего  контроля,  направлен  в 
адрес Минэнерго и Росимущества. 

В  рамках  реализации  «дорожной  карты»  Компания  в  течение  2015  года 

разработает  и  вынесет  на  утверждение  коллегиальных  органов  «Положение  о  системе 
управления  рисками»,  описывающее  основные  принципы  построения  системы 
управления  рисками  в  ОАО  «АК  «Транснефть»,  и  «Регламент  по  управлению  рисками», 
описывающий  порядок  взаимодействия  подразделений  Компании  в  рамках 
функционирования Системы управления рисками. 

Разработку  этих  документов  планируется  осуществить  с  учетом  стандартов:  ISO 

31000:2009  –  «Менеджмент  рисков»,  ISO  31010:2009  «Менеджмент  рисков.  Методы 
оценки  рисков»,  ISO  73:2009  «Менеджмент  рисков.  Словарь»  и  ISO/TR  31004:2013 
«Управление  рисками.  Руководство  по  внедрению  ISO  31000».  При  этом  также  будут 
учтены  методические  указания  по  подготовке  внутренних  нормативных  документов, 
разработка  которых  поручена  Правительству  Российской  Федерации  на  совещании  у 
Президента  Российской  Федерации  по  вопросу  повышения  эффективности  деятельности 
государственных компаний, состоявшемся 9 декабря 2014 года. 

10.09.2009  советом  директоров  ОАО  «АК  «Транснефть»  утверждено  Положение  о 

процедурах  внутреннего  контроля  Открытого  акционерного  общества  «Акционерная 
компания  по  транспорту  нефти  «Транснефть»,  являющееся  ключевым  внутренним 
нормативным документом, регламентирующим функцию внутреннего контроля. 

25  мая  2011  года  Президентом  ОАО  «АК  «Транснефть»  утверждено  Положение  о 

контрольно-аналитическом  управлении  ОАО  «АК  «Транснефть»,  регламентирующее 
вопросы деятельности контрольно-аналитического управления. 

Проведение  контрольно-аналитическим  управлением  проверок  и  процедур 

текущего  контроля ОАО  «АК  «Транснефть» и его структурных подразделений, организаций 
системы «Транснефть» и их структурных подразделений регламентированы нормативным 
документом  «Порядок  проведения  проверок  финансово-хозяйственной  деятельности  и 
осуществления  текущего  контроля  ОАО  «АК  «Транснефть»  и  организаций  системы 
«Транснефть», утвержденным 07.09.2011 Президентом ОАО «АК «Транснефть». 

 

11. Сведения о соблюдении ОАО «АК «Транснефть» 

рекомендаций Кодекса корпоративного управления 

Кодекс  корпоративного  управления  или  иной  аналогичный  документ  в  ОАО  «АК 

«Транснефть» не принят, однако многие положения Кодекса корпоративного управления, 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 71 

одобренного советом директоров Банка России 21 марта 2014 года и рекомендованного 
к применению, в Компании соблюдаются.  

 

11.1.  Краткое  описание  наиболее  существенных  аспектов  модели  и 
практики корпоративного управления в Компании 

В  настоящий  момент  все  обыкновенные  (голосующие)  акции  ОАО  «АК 

«Транснефть»,  составляющие  78,1  %  уставного  капитала  ОАО  «АК  «Транснефть», 
принадлежат  Российской  Федерации  в  лице  Федерального  агентства  по  управлению 
государственным имуществом. 

Владельцы  привилегированных  акций,  которые  составляют  21,9  %  уставного 

капитала  ОАО  «АК  «Транснефть»,  в  силу  особенностей  данного  типа  ценных  бумаг  не 
обладают  правом  голоса.  В  то  же  время,  система  корпоративного  управления  ОАО  «АК 
«Транснефть»  выстроена  таким  образом,  что  права  акционеров  –  владельцев 
привилегированных  акций  соблюдаются  в  полной  мере.  Ежегодно  Распоряжением 
единственного  акционера  –  владельца  голосующих  акций  принимается  решение  о 
выплате  дивидендов  по  привилегированным  акциям.  Дивиденды  выплачиваются 
акционерам в срок, установленный действующим законодательством. 

Президент  Компании  в  соответствии  с  ее  Уставом  избирается  решением  Общего 

собрания акционеров, Правление – решением совета директоров. 

Совет  директоров  является  главным  внутренним  механизмом  корпоративного 

управления. Роль совета директоров в Компании строится вокруг решения стратегических 
вопросов,  причем  это  касается  как  самых  общих  проблем  организационного  развития, 
так  и  контроля  совершения  сделок.  Второй  по  значимости  блок  вопросов,  которым 
занимается  совет  директоров,  –  финансовый  –  связан  с  определением  финансовой 
политики Компании, проведением внутреннего контроля и аудита, вознаграждением топ-
менеджмента Компании.  

В  ОАО  «АК  «Транснефть»  действует  институт  независимых  директоров.  Наличие 

независимых  директоров  обеспечивает  осуществление  функции  контроля  достоверности 
финансовой  отчетности,  публичного  представления  и  повышения  имиджа  Компании, 
работает на укрепление доверия инвесторов к Компании.  

Управление  Компанией  представляет  собой  сложный  процесс,  сопряженный  с 

возможностью того, что решения, принятые органами общества в результате разумного и 
добросовестного исполнения ими обязанностей, окажутся все же неверными и повлекут 
негативные  последствия  для  общества.  В  2012  году  между  ОАО  «АК  «Транснефть»  и 
страховой компанией ЗАО «СК «Транснефть» заключен договор страхования гражданской 
ответственности  юридического  лица  за  действия  его  директоров,  страхования 
гражданской ответственности директоров. Срок действия договора – 5 лет. 

Подробная  информация  о  деятельности  совета  директоров  Компании  и  его 

комитетов содержится во 2 разделе настоящего отчета. 

 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 72 

11.2.  Описание  методологии,  по  которой  Компанией  проводилась  оценка 
соблюдения  принципов  корпоративного  управления,  закрепленных  Кодексом 
корпоративного управления 
Методология,  по  которой  Компанией  оценивается  соблюдение  принципов 

корпоративного  управления,  -  это  сравнительный  анализ  принципов  корпоративного 
управления,  применяющихся  в  Компании,  с  принятыми  и  действующими  в  Компании 
документами  –  Уставом,  положениями  об  органах  управления  Компании,  иными 
внутренними положениями. 

 

11.3.  Объяснение  ключевых  причин,  факторов  и  (или)  обстоятельств,  в  силу 
которых  акционерным  обществом  не  соблюдаются  или  соблюдаются  не  в 
полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные Кодексом 
корпоративного управления 
Причины  несоблюдения  или  соблюдения  не  в  полном  объеме  принципов 

корпоративного управления делятся на три группы. 

Наличие  первой  группы  причин  обусловлено  тем,  что  в  связи  со  спецификой 

Компании часть принципов кодекса корпоративного управления соблюсти невозможно. 

Так,  в  силу  особенностей  наличия  привилегированных  акций  для  ОАО  «АК 

«Транснефть»  невозможно  применить  некоторые  принципы  Кодекса  корпоративного 
управления,  касающиеся  порядка  созыва,  подготовки  и  проведения  общего  собрания 
акционеров  (например,  блок,  связанный  с  уведомлением  акционеров  о  предстоящем 
собрании;  действия  по  регистрации  акционеров  на  собрании;  не  требуется  также 
обсуждения  вопросов  повестки  дня  собрания).  Невозможно  также  предусмотреть  право 
акционера,  владеющего  определенным  процентом  голосующих  акций  (акционеров, 
владеющих  в  совокупности  определенным  процентом  голосующих  акций),  требовать 
созыва  заседания  совета  директоров  для  рассмотрения  наиболее  важных  вопросов, 
связанных с деятельностью общества. 

Далее,  поскольку  100%  голосующих  акций  ОАО  «АК  «Транснефть»  принадлежит 

Российской  Федерации  в  лице  Росимущества,  внедрение  и  соблюдение  принципов, 
связанных  с  процедурами  поглощения,  также  не  представляются  актуальными  для  
ОАО «АК «Транснефть». 

Наличие  второй  группы  причин  вызвано  нецелесообразностью  применения  того 

или  иного  принципа  и  связано  со  стратегической  важностью  деятельности  ОАО  «АК 
«Транснефть». 

Например, закрепление в Уставе ОАО «АК «Транснефть» положений, в соответствии 

с  которыми  решения  по  наиболее  важным  вопросам  деятельности  Компании 
принимаются  на  заседании  совета  директоров  квалифицированным  большинством  -  не 
менее чем в три четверти голосов  - либо большинством голосов всех избранных членов 
совета  директоров  является  нецелесообразным,  поскольку  при  количественном  составе 
совета директоров 7 человек решения могут быть  заблокированы в случае, если против 
проголосуют 2 члена совета директоров.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..