ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 30

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 30

 

 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 25 

формирование  корпоративной  идентичности  и  продвижение  единого  бренда 

Компании; 

рекламное сопровождение деятельности Компании во внешней среде; 
формирование и развитие системы внутрикорпоративных коммуникаций. 
Наиболее 

значимыми 

инвестиционными 

проектами, 

предусмотренными 

Долгосрочной программой развития ОАО «АК «Транснефть» на период 2014 – 2020 годы 
являются: 

В рамках развития системы магистральных нефтепроводов:

 

Строительство  нефтепровода  «Заполярье  –  Пурпе»  пропускной  способностью  до 

32 (45)  млн.  т/год  и  нефтепровода  «Куюмба  –  Тайшет»  пропускной  способностью  до 
8  млн. т/год с последующим увеличением до 15 млн. т/год. Срок ввода – 2016 год. 

Расширение  пропускной  способности  трубопроводной  системы  «ВСТО»  для 

обеспечения  транспортировки  нефти  на  экспорт  в  Китайскую  Народную  Республику  и 
страны  АТР  через  СМНП  «Козьмино»,  а  также  на  нефтеперерабатывающие  заводы 
Российской Федерации – Комсомольский НПЗ, Хабаровский НПЗ, ВНХК. 

ВСТО-1 до 80 млн. т/год. Срок ввода – 2019 год. 
ВСТО-2 до 50 млн. т/год. Срок ввода – 2019 год. 
Реконструкция МН Западной Сибири. Срок ввода – 2020 год. 

Реконструкция  нефтепроводов  для  обеспечения  транспортировки  нефти  на  НПЗ  - 

Афипский,  Ильский,  Яйский,  Томскнефтепереработка,  Волгоградский,  Туапсинский. 
Проекты финансируются за счет средств соответствующих НПЗ. 

Реконструкция объектов для стабилизации качества нефти западного направления 

в рамках схемы нормальных грузопотоков нефти. 

В рамках развития системы магистральных продуктопроводов: 
Строительство продуктопровода «Юг» на участке «Волгоград – Новороссийск». Сроки 

ввода – 2016-2017 годы. 

Увеличение пропускной способности продуктопровода «Север» до 25 млн. т/год для 

расширения  экспортных  возможностей  системы  продуктопроводов.  Срок  ввода  – 
2018 год. 

Реконструкция  системы  магистральных  трубопроводов  для  увеличения  объемов 

транспортировки нефтепродуктов в московский регион. Срок ввода – 2018 год. 

Подключение к системе МНПП Антипинского НПЗ. Срок ввода – 2015 год. 
Подключение к системе МНПП Волгоградского НПЗ. Срок ввода – 2017 год. 
 
4.1.3 Информация об изменении в Стратегии ОАО «АК «Транснефть» по сравнению 
с предыдущим годом 

В 2014 году была сформирована и утверждена Долгосрочная программа развития 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 26 

Стратегия  ОАО  «АК  «Транснефть»  была  сформирована  на  основании 

актуализированных  показателей  одобренной  31.01.2012  (протокол  № 2)  Программы 
стратегического  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года  и  утверждена 
решением совета директоров «АК «Транснефть» от 19.11.2014 (протокол № 23). 

При формировании Стратегии ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года: 
запланированы  проекты  по  строительству  новых  и  расширению  пропускной 

способности 

существующих 

нефтепродуктопроводов. 

Основные 

показатели 

производственной деятельности Компании рассчитаны с учетом дополнительных объемов 
транспорта нефтепродуктов; 

сформирован  раздел  по  переводу  магистральных  нефтепроводов  под 

транспортировку нефтепродуктов; 

сформирован раздел по снижению операционных и капитальных затрат; 
добавлен раздел по локализации производства импортной продукции, как один из 

важнейших  составляющих  надежной  и  бесперебойной  работы  магистральных 
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов является качество поставляемого оборудования 
продукции 

для 

применения 

в 

составе 

объектов 

магистральных 

нефте- 

нефтепродуктопроводов. 

Потребность 

в 

актуализации 

Программы 

стратегического 

развития  

ОАО «АК «Транснефть» обусловлена: 

поручением  Правительства  Российской  Федерации  о  расширении  системы  ВСТО 

до 80 млн.тонн в год; 

выполнением  поручения  Президента  Российской  Федерации  о  загрузке  портов 

Российской  Федерации  нефтепродуктами  российского  производства  и  расширения 
пропускной способности проекта «Север» до 25 млн. тонн в год; 

выполнением  поручения  Президента  Российской  Федерации  о  необходимости 

локализации производства импортной продукции на территории Российской Федерации; 

выполнением  поручения  Президента  Российской  Федерации  по  снижению 

операционных и капитальных затрат; 

необходимостью обеспечения приема в систему продуктопроводов возрастающих 

объемов  светлых  нефтепродуктов  в  результате  завершающейся  модернизации 
нефтеперерабатывающих заводов; 

необходимостью принятия решений по использованию избыточных мощностей по 

транспортировке нефти в западном направлении для транспортировки нефтепродуктов. 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 27 

Таблица №4 

Сопоставление  значений  основных  показателей  Компании,  запланированных  к 

2020  году  в  Программе  стратегического  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  и  Стратегии  
ОАО «АК «Транснефть» 

№ 

п/п 

Показатель, единица измерения 

Плановое значение к 

2020 году в Программе 

стратегического развития 

ОАО «АК «Транснефть» на 

период до 2020 года 

утвержденной 31.01.2012 

Плановое значение к 

2020 году в Стратегии 

ОАО «АК «Транснефть» на 

период до 2020 года 

утвержденной 

19.11.2014. 

1  Объем  транспортировки  российской  и 

транзитной нефти, млн.т в год 

496,3 

494,0 

2  Объем транспортировки 

нефтепродуктов, млн.т в год 

54,5 

58,9 

3  Протяженность  системы магистральных 

нефтепроводов, тыс. км 

54,94 

54,93 

4  Протяженность  системы магистральных 

нефтепродуктопроводов, тыс. км 

21,44 

20,55 

5  Показатель  приведенной  аварийности 

на 

магистральных 

нефте- 

и 

нефтепродуктопроводах,  аварий  в  год 
на 1000 км трубопроводов 

0,12 

0,12 

6  Суммарный  объем  отведенных  на 

рельеф  и  в  поверхностные  водоемы 
загрязненных, 

недостаточно 

очищенных сточных вод, тыс.м3 

7  Удельное  потребление  электроэнергии 

на  перекачку  нефти  в  сопоставимых 
условиях, кВт*ч/тыс.т*км 

11,32 

11,09 

8  Рентабельность по чистой прибыли без 

учета инвестиционной составляющей, % 

19,3% 

14,8% 

9  Total debt / EBITDA 

 

1,0 

1,5 

10  Себестоимость  на  рубль  продаж  (в 

прогнозных ценах), % 

44,6 

42,8 

 

4.1.4 Информация о наличии в обществе иных программ 
 
1. Программа ОАО «АК «Транснефть» по использованию избыточных мощностей по 

транспортировке  нефти  в  западном  направлении  для  транспортировки  нефтепродуктов, 
утверждена  правлением  ОАО «АК «Транснефть»  от  23.04.2014  (протокол  № 14)  (далее  – 
Программа перевода мощностей). 

Программа перевода мощностей направлена на реализацию стратегических задач 

по  развитию  системы  магистральных  нефтепродуктопроводов  за  счет  перевода 
избыточных  мощностей  по  транспортировке  нефти  в  западном  направлении  для 
транспортировки нефтепродуктов. 

Целью  Программы  перевода  мощностей  является  обеспечение  мощности  для 

поставок 

трубопроводным 

транспортом 

требуемых 

объемов 

нефтепродуктов 

потребителям Российской Федерации и на внешние рынки. 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 28 

Для  перепрофилирования  избыточных  мощностей  по  транспортировке  нефти 

планируется реализовать следующие проекты: 

Перевод под транспортировку дизельного топлива МН «Тихорецк – Новороссийск-1» 

DN 500. Ввод объектов в эксплуатацию – 2016 году. 

Перевод под транспортировку дизельного топлива МН «Ярославль Кириши» DN700 

и МН «Кириши – Приморск» DN700. Ввод объектов в эксплуатацию – 2017 году. 

Перевод под транспортировку нефтепродуктов МН «Горький - Рязань» DN 500 и МН 

«Рязань – Москва» DN500. Ввод объектов в эксплуатацию – 3 квартал 2017 года. 

Перевод  под  транспортировку  дизельного  топлива  МН  «Тюмень  –  Юргамыш» 

DN500; Ввод объектов в эксплуатацию – 2015 году. 

 
2. Программа  инновационного  развития  ОАО «АК «Транснефть»  на  период 

до 2017 года  утверждена  решением  совета  директоров  ОАО «АК «Транснефть»  от 
01.04.2011  (протокол  № 7),  одобрена  Минэнерго  России,  Минобрнауки  России, 
Минэкономразвития  России,  рабочей  группой  по  развитию  частно-государственного 
партнерства  в  инновационной  сфере  при  Правительственной  комиссии  по  высоким 
технологиям и инновациям (протокол №15-АК от 13.04.2011). 

В  основе  «Программы  инновационного  развития  ОАО  «АК  «Транснефть» 

до 2017 года»  содержатся  проекты  по  разработке  прорывных  технологий  в 
трубопроводном  транспорте  нефти  и  нефтепродуктов,  совершенствованию  техники  и 
технологий, организации выпуска инновационных разработок НИОКР, а также ключевые 
показатели  эффективности  производства  (KPI).  Согласована  Минэнерго  России, 
Минэкономразвития  России,  Минобрнауки  России  и  одобрена  Рабочей  группой  по 
развитию  частно-государственного  партнерства  в  инновационной  сфере  при 
Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.  

Программа  направлена  на  значительное  улучшение  основных  показателей 

эффективности производственного процесса, а именно:  

существенно сэкономит энергетические ресурсы в процессе эксплуатации системы 

магистрального  нефтепроводного  транспорта,  будет  способствовать  повышению 
энергоэффективности системы;  

обеспечит  увеличение  расходов  на  исследовательские  работы  и  модернизацию 

технологий; 

повысит  надежность  и  долговечность  основного  оборудования.  По  результатам 

НИОКР  будут  разработаны  новые  приборы  и  оборудование,  имеющие  высокий 
межремонтный ресурс и срок эксплуатации;  

повысит производительность труда;  
улучшит  структуру  управления  Компанией,  включая  автоматизацию  управления 

бизнес-процессами Компании и создание продуктивной системы обучения и повышения 
квалификации работников;  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 29 

обеспечит  развитие  сотрудничества  с  ВУЗами,  разработку  и  реализацию 

утвержденных программ совместного научно-технического сотрудничества;  

обеспечит участие в технологических платформах Российской Федерации;  
получит  дальнейшее  развитие  взаимодействие  с  научными  организациями, 

малыми 

и 

средними 

инновационными 

предприятиями, 

технологическими 

территориальными  кластерами  и  институтами  развития,  которое  будет  реализовываться 
посредством  заключения  долгосрочных  соглашений  о  сотрудничестве,  привлечением  к 
выполнению НИОКР, расширению кооперации путем формирования реестра технических 
требований ОАО «АК «Транснефть» к поставляемой продукции и услугам.  

В 2014 году в ОАО «АК «Транснефть» продолжено совершенствование эффективной 

системы управления инновационным развитием, в частности:  

во  всех  организациях  системы  «Транснефть»  созданы  и  результативно 

функционируют комиссии по инновационному развитию;  

утвержден Среднесрочный план мероприятий по реализации Программы на 2014-

2016 годы;  

показатели  Программы  включены  в  производственные  планы  организаций 

системы «Транснефть» (далее - ОСТ);  

разработана  система  мотивации  руководителей  Компании  и  руководителей 

структурных  подразделений  ОАО  «АК  «Транснефть»  и  ОСТ  за  выполнение  показателей 
Программы; 

размещен в открытом доступе на сайте ОАО «АК «Транснефть» актуальный паспорт 

Программы,  а  также  перечень  инновационных  проектов  и  направлений  научно-
исследовательских  и  опытно-конструкторских  разработок,  планируемых  к  реализации  в 
2010-2020 годах;  

модернизирована  автоматизированная  система  мониторинга  исполнения 

Программы,  позволяющая  в  постоянном  режиме  получать  объективную  информацию  о 
достижении  показателей  и  выполнении  мероприятий  во  всех  организациях  системы 
«Транснефть».  

В  2014  году  все  предусмотренные  «Программой  инновационного  развития 

ОАО «АК «Транснефть» целевые показатели и мероприятия выполнены в полном объеме. 

 

3.  Программа  энергосбережения  и  повышения  энергетической  эффективности 

разработана  и  реализуется  в  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  с  2012  по  2015  годы 
(далее – Программа). 

Программа 

утверждена 

советом 

директоров 

ОАО 

«АК 

«Транснефть» 

31.03.2011 (протокол № 6). 

В соответствии с требованиями приказов ФСТ РФ от 31.03.2012 №215-э и 216-э в 

Программу  внесены  Изменения  и  дополнения  № 1,  утвержденные  Советом  директоров 
27.06.2012 (протокол № 11). 

Срок окончания реализации Программы – 2015 год. 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 30 

4.1.5  Информация  о  наличии  в  обществе  заключения  аудитора  о  реализации 

Долгосрочной программы развития ОАО «АК «Транснефть» 

 

Аудит  реализации  Долгосрочной  программы  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  по 

итогам 2014 года будет проведен в срок до 1 июня 2015 года. 
 

4.2. Перечень приоритетных направлений деятельности 

 

Основными видами деятельности ОАО «АК «Транснефть» являются оказание услуг в 

области: 

транспортировки  нефти  по  системе  магистральных  трубопроводов  в  Российской 

Федерации и за ее пределами, диспетчеризация поставок нефти; 

транспортировка  нефтепродуктов  по  системе  магистральных  трубопроводов  в 

Российской Федерации и за ее пределами, диспетчеризация поставок нефтепродуктов.  

Кроме  того,  Компания  оказывает  услуги  по  хранению  нефти  в  системе 

магистральных трубопроводов, компаундированию нефти, реализации нефти. 

В  рамках  централизации  договорной  деятельности  в  2014  году  Компанией 

заключены договоры с грузоотправителями на оказание услуг по транспортировке нефти 
и по транспортировке нефтепродуктов. 

Помимо  основной  деятельности  по  транспортировке  нефти  по  территории 

Российской Федерации ОАО «АК «Транснефть» обеспечивает планирование и управление 
транспортировкой  нефти  на  территории  зарубежных  стран  и  ее  сдачи  на  зарубежных 
приемо-сдаточных пунктах, организует сбор и обобщение информации. 

Являясь  агентом  российских  грузоотправителей  по  транспортировке  нефти  по 

территории Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан, ОАО «АК «Транснефть» 
заключило 

договоры 

на 

оказание 

услуг 

по 

транспортировке 

нефти 

с 

ОАО  «Полоцктранснефть  «Дружба»,  ОАО  «Гомельтранснефть  «Дружба»,  ОАО «Укртранс-
нафта», АО «КазТрансОйл». 

 

Расширение производственных мощностей и рост объема услуг 

За 2014 год общий прием нефти в систему магистральных нефтепроводов ОАО «АК 

«Транснефть» составил 479 млн. тонн, что ниже уровня приема нефти 2013 года на 0,5%. 

Прием  нефти  от  российских  производителей  остался  на  уровне  2013  года  и 

составил 461,1 млн.тонн. 

Поступление  в  систему  нефти  из  Республики  Казахстан  снизилось  относительно 

2013  года  на  1,6 млн.тонн  или  8,8 %  и  составило  16,6  млн. тонн.  Прием  нефти  из 
Азербайджана за отчетный год снизился на 0,8 млн. тонн и составил 1,0 млн. тонн. 

Экспорт в дальнее и ближнее зарубежье в 2014 году снизился на 14,8 млн.тонн или 

на 6,5 % и составил 213,8 млн. тонн. 

Объем  сдачи  нефти  на  нефтеперерабатывающие  заводы  России  увеличился  на 

11,7 млн.тонн или на 4,7 % и составил 262,1 млн. тонн.  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 31 

Сдача нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Белоруссии увеличилась на 

2,2 млн.тонн или 11,3 % и составила 21,5 млн.тонн.  

Нефть  на  нефтеперерабатывающие  предприятия  Казахстана  за  отчетный  период 

не поставлялась.  

Для экспорта в дальнее зарубежье в 2014 году было отгружено 192,3 млн. тонн, что 

ниже показателя 2013 года на 4,9 %.  

Ввод в эксплуатацию второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - 

Тихий  океан»  (ВСТО-2)  позволил  в  2014  году  довести  объем  экспорта  нефти  через  порт 
Козьмино  до  24,9  млн.  тонн,  что  на  3,6  млн.  тонн  или  17,0 %  больше  чем  в  2013  году. 
Поставки  трубной  нефти  в  порт  Козьмино  в  2014  году  составили  23,6  млн.  тонн,  что  на 
5,2 млн. тонн или 28,3% больше, чем в 2013 году. При этом поставки по железной дороге 
в СМНП «Козьмино» в 2014 году снизились по сравнению с 2013 годом на 1,8 млн. тонн и 
составили 1,2 млн.тонн.  

В  целом  обеспечение  экспорта  стало  возможным  в  результате  эффективного 

использования  ОАО  «АК  «Транснефть»  пропускных  возможностей  нефтепроводов, 
строительства объектов трубопроводного транспорта, проведения работ по реконструкции 
нефтеперекачивающих 

станций, 

причалов, 

замены 

участков 

нефтепроводов, 

регулирования  режимов  перекачки  и  работы  нефтепроводов,  диспетчеризации  и 
координации  поставок  нефти,  как  на  территории  Российской  Федерации,  так  и  на 
территории зарубежных стран. 

 
4.3. Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам. Отчет о 

выполнении Инвестиционной программы ОАО «АК «Транснефть» 

Фактический 

объем 

финансирования 

Инвестиционной 

программы  

ОАО  «АК  «Транснефть»  в  2014  году  составил  156 106,8  млн.  руб.  (100,9 %  к  плану 
154 729,5 млн. руб.), в том числе за счет привлеченных средств – 101 731,9 млн. руб., за 
счет собственных – 54 374,9 млн. руб.  

При  общем  выполнении  плановых  показателей  инвестиционной  программы  

ОАО «АК  «Транснефть»,  исполнение  плана  финансирования  каждого  инвестиционного 
проекта  в  составе  инвестиционной  программы  имело  свои  особенности.  По  ряду 
проектов  фактические  объемы  финансирования  превысили  плановые  показатели,  что 
было  обусловлено,  прежде  всего,  выполнением  работ  с  опережением  контрактных 
графиков.  По  другим  инвестиционным  проектам  фактические  объемы  финансирования 
сложились в меньшем объеме по отношению к плановым показателям, что было связано 
с  изменением  контрактных  графиков  производства  работ,  получением  экономии  по 
результатам завершения реализации проектов. 

Информация  об  исполнении  инвестиционных  проектов  Инвестиционной 

программы ОАО «АК «Транснефть» по итогам 2014 года представлена в приложении № 1. 
 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 32 

Основные  проекты,  реализуемые  в  рамках  Инвестиционной  программы  

в 2014 году. 

 

Трубопроводная система «Заполярье - Пурпе - Самотлор» 

Цель  проекта  -  обеспечение  приема  в  систему  магистральных  нефтепроводов 

нефти  новых  месторождений  районов  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  и  севера 
Красноярского  края,  Уренгойской  группы  месторождений  ОАО  «Газпром»,  Сузунского, 
Тагульского,  Русского,  Русско  -  Реченского  месторождений  ОАО  «НК  «Роснефть», 
Мессояхского  и  Восточно - Мессояхского  месторождений  (ОАО  «НК  «Роснефть»,  ОАО 
«Газпром  нефть»)  Пякяхинского  месторождения  (ОАО  «Лукойл»)  для  дальнейшей  поставки 
на НПЗ Российской Федерации, а также на экспорт. 

Основание  реализации  –  Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  

от  22.04.2010  №  635-р,  предусматривающие  строительство  нефтепровода, 
последовательно в два этапа, по мере развития и обустройства новых месторождений.  

Первый  этап  -  магистральный  нефтепровод  «Пурпе  -  Самотлор»  мощностью  

25  млн.  тонн  нефти  в  год,  протяженностью  429  км,  с  расширением  двух 
нефтеперекачивающих  станций  (НПС),  строительством  одной  НПС  -  завершен 
строительством и введен в эксплуатацию в 2011 году. 

Второй  этап  -  строительство  магистрального  нефтепровода  «Заполярье  –  Пурпе» 

мощностью  32  млн.  тонн  нефти  в  год  (с  возможностью  увеличения  до  45  млн.  тонн), 
протяженностью  около  485  км  со  строительством  двух  НПС,  объектов  эксплуатации  и 
расширением одной НПС - с выделением очередей:  

I очередь – участок НПС «Пурпе» - км 358 с завершением 4 квартале 2014 года; 
II  очередь  –  участок  от  км  358  –  НПС  №  2  Ямал  с  завершением 

в 4 квартале 2015 года; 

III  очередь  –  участок  от  головной  нефтеперекачивающей  станции  (ГНПС) 

«Заполярье» до НПС № 2 Ямал с завершением в 4 квартале 2016 года. 

В  связи  с  отсутствием  готовности  нефтяных  компаний  своевременно  обеспечить 

сдачу  нефти  в  систему  магистральных  нефтепроводов  в  соответствии  с  заявленными 
объёмами, ввод в  эксплуатацию  I и II очереди МН «Заполярье  - Пурпе» в установленные 
сроки невозможен. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 
№2345-р  ввод  в  эксплуатацию  объектов  МН  «Заполярье  –  Пурпе»  предусмотрен  в 
4 квартале 2016 года. 

По итогам 2014 года: 
По  первой  очереди  –  завершены  строительно-монтажные  работы  по  линейной 

части,  строительству  вдольтрассовой  ВЛ  -  10кВ,  выполнялись  пуско-наладочные  работы 
оборудования  связи  и  телемеханики,  строительство  инфраструктурных  объектов 
эксплуатации  нефтепровода  (районное  нефтепроводное  управление  (РНУ),  база 
производственного  обслуживания  (БПО)  и  центральная  ремонтная  служба  (ЦРС). 
Осуществлен ввод в эксплуатацию административного здания РНУ в г. Новый Уренгой.  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 33 

По  второй  очереди  –  завершены  работы  по  сварке  трубопровода,  выполняются 

работы  по  строительству  вдольтрассового  проезда,  ведутся  работы  по  монтажу  опор 
вдольтрассовой  ВЛ.  На  НПС  №2  завершен  монтаж  металлоконструкций  десяти 
резервуаров  общим  объемом  200 000  м3,  производится  монтаж  технологических 
трубопроводов,  в  зданиях  и  сооружениях  выполняются  отделочные  работы,  ведется 
строительство объектов инфраструктуры нефтепровода. 

По  третьей  очереди  –  выполняются  сварочно-монтажные  работы  по  линейной 

части  нефтепровода,  производится  установка  свай  под  опоры  нефтепровода  и  монтаж 
термостабилизаторов,  завершен  монтаж  металлоконструкций  пяти  резервуаров  общим 
объемом  100  000  м3  на  головной  нефтеперекачивающей  станции  (ГНПС)  №1,  ведется 
строительство объектов инфраструктуры нефтепровода. 

 

Магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет» 

Цель  проекта  -  обеспечение  приема  в  систему  магистральных  нефтепроводов  

ОАО  «АК  «Транснефть»  нефти  новых  месторождений  Красноярского  края:  Куюмбинского  
(ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть») и Юрубчено-Тохомского (ОАО «НК «Роснефть»)  
для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации и на экспорт.  

Основание  реализации  -  распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  

от 17.04.2012 № 532-р. 

Производительность нефтепровода «Куюмба - Тайшет» - до 15 млн. тонн в год. 
В  связи  с  неготовностью  нефтяных  компаний  обеспечить  сдачу  нефти  в  систему 

магистральных  нефтепроводов  в  установленные  сроки  в  соответствии  с  заявленными 
объёмами,  в  целях  оптимизации  капитальных  вложений  и  обеспечения  экономической 
эффективности проекта предусмотрено выделение двух этапов: 

Первый  этап  -  строительство  линейной  части  протяженностью  около  700  км,  двух 

НПС с вводом в эксплуатацию в 2016 году. 

Второй  этап  -  дальнейшее  развитие  со  строительством  двух  НПС  с  вводом  в 

эксплуатацию в 2020 году.  

По итогам 2014 года выполнены сварочно-монтажные работы по линейной части 

нефтепровода,  по  ГНПС  №1  и  НПС  №2  выполнялись  работы  по  монтажу 
металлоконструкций  резервуаров,  монтажу  зданий  и  сооружений,  устройству  кабельных 
эстакад.  

 

Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) 

Цель  проекта  -  обеспечение  транспортировки  нефти  месторождений  Восточной 

Сибири  на  нефтеперерабатывающие  заводы  (НПЗ)  России  и  на  экспорт  в  страны 
Азиатско-Тихоокеанского 

региона 

(АТР) 

через 

специализированный 

морской 

нефтеналивной порт (СМНП) «Козьмино» и в Китайскую Народную Республику (КНР).  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 34 

Основание  реализации  -  распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  

от 31.12.2004 № 1737-р. 

Суммарная  проектная  мощность  трубопроводной  системы  на  полное  развитие 

составит до 80 млн. тонн нефти в год. 

Первая  очередь  ВСТО  (ВСТО-1)  (магистральный  нефтепровод  на  участке  

г.  Тайшет  –  г.  Сковородино  мощностью  50  млн.  тонн  нефти  в  год  и  протяженностью  
2694  км,  двенадцать  НПС,  СМНП  «Козьмино»)  завершена  строительством  и  введена  в 
эксплуатацию двумя этапами: 

Первый этап – мощностью до 30 млн. тонн нефти в год – завершен в 2009 году; 
Второй  этап  –  мощностью  до  50  млн.  тонн  нефти  в  год  (строительство 

дополнительных пяти НПС) – завершен в 2012 году. 

Вторая  очередь  ВСТО  (ВСТО-2)  (магистральный  нефтепровод  на  участке 

Сковородино – СМНП «Козьмино» мощностью 30 млн. тонн нефти в год и протяженностью 
2046  км,  восемь  НПС,  расширение  НПС  «Сковородино»)  завершена  строительством  и 
введена в эксплуатацию в 2012 году. 

С целью обеспечения увеличения поставок нефти на российские НПЗ и на экспорт 

осуществлено  расширение  ВСТО-1  на  участке  «Тайшет  -  Сковородино»  с  увеличением 
мощности до 58 млн. тонн нефти в год (строительство новых НПС № 11,15,19). Объекты 
введены в эксплуатацию в 4 квартале 2014 года.  

С  вводом  объектов  второй  очереди  и  расширением  ВСТО-1  мощность 

трубопроводной  системы  составила  58 млн.  тонн  нефти  в  год  со  следующим 
распределением:  

На участке «Тайшет - Сковородино» – 58 млн. тонн нефти в год; 
На участке «Сковородино - СМНП Козьмино» – 30 млн. тонн нефти в год. 
В  рамках  исполнения  Перечня  поручений  Правительства  Российской  Федерации  

от  18.02.2014  осуществляется  дальнейшее  расширение  пропускной  способности  ВСТО, 
которое предусматривает: 

Расширение  ТС  ВСТО  на  участке  ГНПС  «Тайшет»  -  НПС  «Сковородино»  до 

80 млн.  тонн в год; 

Расширение  ТС  ВСТО  на  участке  НПС  «Сковородино»  -  СМНП  «Козьмино»  до 

50 млн. тонн в год; 

Реконструкцию  магистральных  нефтепроводов  (МН)  Западной  Сибири  для 

увеличения  объемов транспортировки нефти в направлении г. Тайшет.  

Расширение пропускной способности ВСТО предусматривает строительство десяти 

новых  НПС  на  ТС  ВСТО  и  шести  новых  НПС  на  МН  Западной  Сибири,  реконструкцию 
существующих НПС, расширение резервуарного парка на 150 000 м3.  

По итогам 2014 года утверждены задания на проектирование, начато выполнение 

проектно-изыскательских работ по объектам Расширения ТС ВСТО. 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 35 

Завершение  работ  по  расширению  мощности  трубопроводных  систем  ВСТО-1 

до 80  млн. тонн  нефти  в  год  и  ВСТО-2  до 50  млн. тонн  нефти  в  год  и  ввод  объектов  в 
эксплуатацию запланирован на 2019 год, по МН Западной Сибири – на 2020 год. 

 

Реконструкция объектов магистральных нефтепроводов  

"Туймазы – Омск – Новосибирск-1 (ТОН-1)" и "Туймазы – Омск – Новосибирск-2 (ТОН-2)"  

для организации транспортировки высокосернистой нефти 

Цель проекта - организация транспортировки высокосернистой башкирской нефти  

на  восточное  направление  (ВСТО)  с  целью  сохранения  качества  транспортируемой  в 
западном направлении нефти. 

Основание реализации - Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти, 

утверждена Приказом Минэнерго России от 3.09.2010 N 425. 

По  итогам    2014  года  в  рамках  реализации  проекта  выполнена  реконструкция 

семи НПС, в том числе: 

строительство 

и 

реконструкция 

двух 

резервуаров, 

общим 

объемом  

10 000 м3; 

строительство  и  реконструкция  двенадцати  камер  пуска-приема  средств  очистки  

и диагностики; 

строительство трех блоков измерения показателей качества нефти; 
реконструкция системы измерения количества и показателей качества нефти. 
В 2014 году объекты введены в эксплуатацию. 
 

Проект «ЮГ». 1 этап. Реконструкция магистральных  

трубопроводов «Тихорецк – Новороссийск» 

Цель проекта – обеспечение поставок дизельного топлива на участке «Тихорецк  –

Новороссийск» на внутренний рынок Краснодарского края в объеме до 1 млн. тонн в год  
и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск в объеме до 5 млн. тонн в год.  

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли  до 

2020 года,  утвержденная  приказом  Минэнерго  РФ  №212  от  06.06.2011,  Программа 
стратегического  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года,  утвержденная 
советом директоров ОАО «АК «Транснефть». 

Мощность  трубопроводов  «Тихорецк  –  Новороссийск»  по  перекачке  дизельного 

топлива  составит  до  6  млн.  тонн  в  год.  Проектом  предусматривается  соединение 
существующих  лупингов  «Тихорецк  –  Новороссийск  –  2»  со  строительством  около  91  км 
линейной части, реконструкция четырех перекачивающих станций.  

По  итогам  2014  года  разработана  проектная  и  рабочая  документация, 

производится процедура закупки на выполнение строительно-монтажных работ, в ноябре 
2014  года  на  ПНБ  «Тихорецкая»  приступили  к  строительству  двух  резервуаров  общим 
объемом 100 000 м3.  

 

 

годовой отчет за 2014 год | 36 

Ввод в эксплуатацию Проекта «ЮГ» 1 этап» предусмотрен в 2016 году. 
 

Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград - Тихорецк»

 

Цель  проекта  –  обеспечение  поставок  дизельного  топлива  трубопроводным 

транспортом на участке «Волгоград  – Тихорецк» до 6 млн. тонн нефти в год, в том числе  
до  1  млн.  тонн  нефти  в  год  на  внутренние  рынки  Волгоградской  и  Ростовской  областей  
с дальнейшей поставкой на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.  

Основание  реализации  –  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли  до 

2020 года,  утвержденная  приказом  Минэнерго  РФ  №212  от  06.06.2011,  Программа 
стратегического  развития  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  период  до  2020  года,  утвержденная 
советом директоров ОАО «АК «Транснефть».  

Проектом  предусматривается  строительство  железнодорожной  эстакады,  двух 

перекачивающих станций, линейной части протяжённостью 495 км.  

По  итогам  2014  года  разработана  проектная  документация,  получено 

положительное  заключение  государственной  экспертизы  по  объектам  строительства 
перекачивающих  станций  и  линейной  части,  документация  на  строительство 
железнодорожной  эстакады  передана  на  государственную  экспертизу.  Работы  по 
строительству объектов запланированы с 2015 года. 

Ввод в эксплуатацию проекта «ЮГ» 2 этап» предусмотрен в 2017 году. 
 

Развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок 

нефтепродуктов в порт Приморск до 15 млн. тонн в год. (Проект «Север») 

Цель  проекта  -  увеличение  экспорта  дизельного  топлива  с  8,5  млн.  тонн  до 

15 млн. тонн в год в направлении порта Приморск. 

Основание  реализации  -  Генеральная  схема  развития  нефтяной  отрасли 

Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 06.06.2011 приказом Министерства 
энергетики Российской Федерации № 212. 

В рамках проекта предусматривается строительство новых нефтепродуктопроводов 

общей  протяженностью  15  км,  строительство  четырех  перекачивающих  станций, 
реконструкция четырнадцати существующих перекачивающих станций.  

По  итогам  2014  года  завершена  реконструкция  трёх  промежуточных 

перекачивающих  станций,  строительство  лупинга  и  работы  по  переводу  участков 
магистральных  нефтепроводов  «Ярославль  -  Кириши-2»  и  «Кириши  -  Приморск»  для 
перекачки дизельного топлива, приступили к строительству трех перекачивающих станций 
и реконструкции одной промежуточной перекачивающей станции.  

Ввод в эксплуатацию предусмотрен в 2016 году. 
 
 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 37 

Развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок 

нефтепродуктов в порт Приморск до 25 млн. тонн в год. (Проект «Север») 

Цель  проекта  -  увеличение  экспорта  дизельного  топлива  с  15  млн.  тонн  до 

25 млн. тонн в год в направлении порта Приморск. 

Основание реализации - энергетическая стратегия России на период до 2030 года, 

утвержденная  Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  13.11.2009 
№1715-р,  схема  нормальных  (технологических)  грузопотоков  нефти,  утверждена 
Приказом Минэнерго России от 3 сентября 2010 г. N 425. 

В  рамках  проекта  предусматривается  строительство  183  км  трубопровода, 

строительство четырех перекачивающих станций и реконструкция семи станций. 

В 2014 году приступили к выполнению проектно-изыскательских работ.  
Ввод в эксплуатацию запланирован в 2018 году. 
 

Реконструкция системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для 

обеспечения приема до 1,8 млн. тонн нефтепродуктов в год от ЗАО «Антипинский НПЗ» 

Цель проекта - обеспечение приема в систему продуктопроводов до 1,8 млн. тонн 

нефтепродуктов  в  год  от  ЗАО  «Антипинский  НПЗ»  для  поставки  на  внутренний  рынок 
Российской Федерации и на экспорт в направлении порта Приморск. 

Основание 

реализации 

договор 

на 

технологическое 

подключение  

с ЗАО «Антипинский НПЗ» № 250-004/01-70-250-004/665А-13 от 07.08.2013. 

По итогам 2014 года завершены строительно-монтажные работы по реконструкции 

трех  НПС,  строительству  двух  резервуаров  общим  объемом  20 000  м3  и  реконструкции 
шести  резервуаров  общим  объёмом  30 000  м3  и  строительству  приёмо-сдаточного 
пункта. 

Ввод в эксплуатацию запланирован на 1 квартал 2015 года. 

 

4.4. Направления участия ОАО «АК «Транснефть» в международных проектах 
развития трубопроводного транспорта 

 

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 

В соответствии с договором от 22.06.2007 № 1/251/01/07 ОАО «АК «Транснефть» 

является доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 24 % 
акций  ЗАО  «КТК-Р»  и  АО  «КТК-К»  и  в  соответствии  с  договором  от  09.12.2009  №  01-
13/530/565/18/09  доверительным  управляющим  находящихся  в  федеральной 
собственности  100  %  акций  компаний  «КТК  Компани»  и  «КТК  Инвестментс  Компани» 
(владеют 7 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К»). 

Нефтепровод  «Тенгиз-Новороссийск»  Каспийского  Трубопроводного  Консорциума 

создан  для  экспорта  российской  и  казахстанской  нефти  через  черноморский  порт. 
Протяженность  трубопроводной  системы  КТК  составляет  1  510  км.  Пропускная 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 38 

способность  действующей  системы  КТК  -  28,2  млн.  тонн  нефти  в  год  (ММТГ)  без 
применения антифрикционной присадки (АФП). 

Акционерами КТК являются:  
Российская  Федерация  –  31  %  (24  %  акций  ЗАО  «КТК-Р»  и  АО  «КТК-К»  и  100  % 
акций  компаний  «КТК  Компани»  и  «КТК  Инвестментс  Компани»,  владеющих  7  % 
акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К»); 
Республика Казахстан – 20,75 % (АО «НК Казмунайгаз» - 19 %, Kazakhstan Pipeline 
Ventures LLC – 1,75 %); 
Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15 %; 
LUKARCO B.V. – 12,5 %; 
Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5 %; 
Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5 %; 
BG Overseas Holding Limited – 2 %; 
Eni International N.A. N.V. – 2 %; 
Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75 %. 
15.12.2010  акционерами  КТК  было  принято  окончательное  решение  об 

инвестициях  по  проекту  увеличения  пропускной  способности  нефтепровода  «Тенгиз-
Новороссийск»  и  подписан  договор  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  договор 
акционеров  от  1996  года».  Подписанию  договора  предшествовало  издание 
Правительством  Российской  Федерации  Распоряжения  от  13.12.2010  №  2251-р  об  его 
одобрении. 

В  результате  реализации  проекта  расширения  КТК  пропускная  способность 

нефтепровода  будет  увеличена  с  текущих  28,2  до  67  ММТГ  (с  использованием 
антифрикционных присадок – до 76 ММТГ) в течение 2011-2015 годов.  

Бюджет  проекта  расширения  определен  в  размере  5,6  млрд.  долл.  США. 

Финансирование  проекта  расширения  будет  осуществляться  преимущественно  за  счет 
собственных  средств  КТК,  поступление  которых  гарантированно  приостановкой 
погашения  перед  акционерами  задолженности  по  займам,  поэтапным  вводом  в 
эксплуатацию объектов расширения и применением принципа «качай или плати». Договор 
о  принципах  «качай  или  плати»  подписан  всеми  акционерами  –  добывающими 
компаниями. 

В 

рамках 

реализации 

Проекта 

расширения 

пропускной 

способности 

трубопроводной  системы  Тенгиз-Новороссийск  4.02.2014  КТК  ввел  в  коммерческую 
эксплуатацию  третье  выносное  причальное  устройство  (ВПУ-3)  в  акватории  Морского 
терминала вблизи г. Новороссийск, которое  позволит увеличить количество отгружаемой 
нефти на экспорт в период ежегодного профилактического ремонта одного из причальных 
устройств за счет осуществления отгрузки одновременно с двух действующих ВПУ. 

Также  в  апреле  2014  года  в  процессе  работы  по  проекту  расширения  была 

завершена  модернизация  трех  нефтеперекачивающих  станций  (далее-НПС)  1  Фазы 
Проекта  расширения  КТК  на  территории  Российской  Федерации  («НПС  Астраханская», 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 39 

НПС  «Кропоткинская»,  НПС  «Комсомольская»).  За  счет  введенных  в  эксплуатацию 
объектов Проекта расширения была получена дополнительная мощность нефтепровода в 
объеме 8 млн. тонн нефти в год. 

В  2014  году  отгрузка  на  Морском  терминале  КТК  в  Новороссийске  составила 

39,9 млн. тонн нефти, что на 22 % выше соответствующего показателя за 2013 год.  

 

Курирование процесса выхода дочерних предприятий  

ОАО «АК «Транснефть» на внешние рынки 

ОАО  «АК  «Транснефть»  осуществляет  курирование  АО  «Транснефть  -  Диаскан»  в 

части,  касающейся  выхода  на  внешние  рынки  внутритрубной  диагностики  (на  объектах, 
не  входящих  с  систему  «Транснефть»,  СНГ  и  дальнего  зарубежья).  Работа  в  данном 
направлении регламентируется «Программой подготовки к выходу на внешний рынок по 
неразрушающему контролю трубопроводов и сооружений линейной части трубопроводов, 
технологического  оборудования,  зданий  и  сооружений»,  утвержденной  Президентом 
ОАО «АК «Транснефть» 02.09.2011. 

Основные  цели  -  обеспечение  диверсификации  источников  получения  доходов  за 

счет работ на внешнем рынке, а также вхождение в пятерку крупнейших международных 
диагностических  компаний  по  объему  заказов  на  рынке  вне  системы  ОАО  «АК 
«Транснефть». 

Обществом  в  2014  году  осуществлен  ряд  действий  по  реализации  указанной 

Программы.  Так,  выполнение  диагностических  работ  позволило  выйти  на  показатель 
годовой  выручки  от  реализации  внешних  проектов  в  размере  более  133  млн.  руб. 
Выполнены  диагностические  работы  в  Казахстане  (АО  «КазТрансОйл»),  на  зарубежных 
участках  нефтепровода  «Дружба»  в  Республике  Беларусь  (ОАО  «Гомельтранснефть 
Дружба»),  Чешской  Республике  (АО  «МЕРО  ЧР»)  и  Словацкой  Республике  (TransPetrol»). 
Помимо  этого  Общество  приступило  к  выполнению  первых  работ  на  трубопроводах 
компании «Pemex». 

В  2014  году  получено  право  на  выполнение  диагностики  на  нефтепроводах 

АО «Казтрансойл».  Определенный  прогресс  наблюдался  на  Ближнем  Востоке.  Проведен 
ряд  маркетинговых  мероприятий  для  нефтяных  и  нефтесервисных  организаций  Ирана, 
ОАЭ, Омана, и Кувейта. 

В  рамках  подписанных  Меморандума  о  взаимопонимании  и  Соглашения  о 

конфиденциальности  и  неразглашении  с  мексиканской  компанией  «Gruppo  Empresarial 
Mexico S.A. de C.V.» («GEMSA») ведется сотрудничество в области технической диагностики 
магистральных нефте- и продуктопроводов и резервуаров в Мексике.  

На  регулярной  основе  проводится  анализ  рынков  на  предмет  перспективных 

контрактов,  продолжается  работа  по  расширению  парка  диагностических  приборов  в 
рамках выхода на внешние рынки. 

 
 
 

 

 

годовой отчет за 2014 год | 40 

5. Структура ОАО «АК «Транснефть» 

 

5.1. Информация об участии ОАО «АК «Транснефть» в коммерческих 
и некоммерческих организациях 

 

Информация об участии ОАО «АК «Транснефть» в коммерческих и некоммерческих 

организациях приведена в приложении № 2. 

В отчетном году ОАО «АК «Транснефть» получило дивиденды от участия в ЗАО «Санкт-

Петербургская  Международная  Товарно-сырьевая  Биржа»  (далее  -  ЗАО  «СПбМТСБ»)  в 
сумме  1 410 000,00  руб.  в  соответствии  с  решением  годового  общего  собрания 
акционеров ЗАО «СПбМТСБ» от 14.05.2014 (протокол № 17 от 16.05.2014). 

ОАО  «АК  «Транснефть»  является  холдинговой  компанией.  Наиболее  значимые 

организации, входящие в структуру холдинга, представлены в таблице № 5. 

Таблица № 5 

 

Наиболее значимые организации, входящие в структуру  

холдинга по состоянию на 31.12.2014 

 

№ 
п/

п 

Наименование общества и 

организационно-правовая 

форма 

Виды деятельности 

Совокупная 

доля участия 

ОАО «АК 

«Транснефть» 

и/или лиц 

системы 

ОАО «АК 

«Транснефть», 

1.    АО «Транснефть - Сибирь» 

транспортировка нефти 

100 

2.    АО «Транснефть - Дружба» 

транспортировка нефти 

100 

3.    АО «Транснефть - Приволга» 

транспортировка нефти 

100 

4.    ОАО «СЗМН» 

транспортировка нефти 

64 

5.   

АО «Транснефть – Западная 
Сибирь» 

транспортировка нефти 

100 

6.    АО «Транснефть - Урал» 

транспортировка нефти 

100 

7.   

АО «Транснефть – Верхняя 
Волга» 

транспортировка нефти 

100 

8.   

АО «Транснефть – Центральная 
Сибирь» 

транспортировка нефти 

100 

9.    АО «Транснефть – Север» 

транспортировка нефти 

100 

10.   АО «Черномортранснефть» 

транспортировка нефти 

100 

11.   ООО «Транснефть - Балтика» 

транспортировка нефти 

100 

12.   ООО «Транснефть - Восток» 

осуществление инвестиционной 

деятельности, транспортировка 

нефти 

100 

13.  

ООО «Транснефть – Дальний 
Восток» 

осуществление инвестиционной 

деятельности, транспортировка 

нефти 

100 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..