ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ - часть 8

 

 

226

227

ществе. Почему на государственном телевидении нет специ-

альных программ, посвященных культурам народов России? 

Ведь это наше главное богатство! Почему в стране объявля-

ются год языка и культуры народов других стран (это важно 

и нужно делать), но почему не проводятся дни культуры и 

языка народов России? Разве это менее важно? Здесь масса 

вопросов, на которые сегодня нельзя найти ответы.

Другая  проблема.  Государственные  средства  массовой 

информации  продолжают  создавать  образ  врагов  России  в 

лице кавказских народов. Эта информационная агрессия на-

талкивает на грустные размышления...

Коррозия  межнациональных  отношений  подтачива-

ет  российскую  государственность.  Кто-то  явно  не  жела-

ет,  чтобы  Россия  показала  пример  взаимоуважительного 

проживания  народов,  культур,  религиозных  конфессий. 

Вышеперечисленные  факторы  наносят  и  экономический 

вред. Ведь кто захочет инвестировать средства в так «разре-

кламированный» регион. Такое положение дел надо менять 

кардинально и в кратчайшие сроки.

Необходимо  также  рассмотреть  вопрос  представленно-

сти регионов в федеральных органах власти. В этом плане 

имеется  серьезная  диспропорция.  Продуманная  политика 

представления республик Северного Кавказа в центральных 

органах  власти  –  серьезный  инструмент  их  инкорпирова-

ния  в  правовое  экономическое  и  культурное  пространство 

Российского государства.

Для  Чеченской  Республики  очень  важно  решение  про-

блемы установления местонахождения похищенных и про-

павших без вести граждан, разминирования её территории, 

исполнения  ранее  принятых  законов  (в  частности,  «Закона 

о  реабилитации  репрессированных  народов»),  принятия 

новых  законов,  направленных  на  психологическую,  право-

вую, материальную реабилитацию жителей республики, по-

страдавших в ходе военных действий. В целом государство 

должно дать ясный сигнал о том, что оно намерено восста-

навливать справедливость в отношении жителей Чеченской 

Республики..

Чеченская  Республика  нуждается  в  создании  новых 

рабочих  мест,  что  требует  создания  современных  пред-

приятий.  Огромными  усилиями  чеченского  народа,  перво-

го  Президента  республики,  Главы  республики  Рамзана 

Кадырова, федеральных властей, умелым комбинированием 

методов убеждения и принуждения в Чеченской Республике 

установилась относительная стабильность. От этапа восста-

новления  республика  перешла  к  этапу  созидания  и  теперь 

Глава  ЧР  Кадыров  нуждается  в  массированной  поддержке 

федерального центра. Эта помощь должна поступать без бю-

рократических  проволочек.  В  кавказской  политике  России 

часто не хватало последовательности. Если такое случится 

и в этот раз, это будет серьезнейшей ошибкой федеральных 

властей.

Еще  одно  пожелание  хотелось  бы  высказать.  Решения 

федеральных властей по Чечне должны основываться не на 

мнениях  отдельных  «экспертов»,  часто  далеких  от  знания 

предмета, а на основе мнения широкого круга специалистов, 

знающих  природу  чеченского  общества.  К  чему  приводят 

необдуманные решения, показали трагические события в ре-

гионе в последние 10–15 лет.

Как сказано выше, чеченское общество – традиционное 

общество.  Было  бы  большой  ошибкой  пытаться  переделы-

вать его в формационное. В мире есть масса примеров, когда 

правильное использование энергии традиционного общества 

позволяло достичь технологического прогресса с сохранени-

ем национальной культуры. Классический пример – Япония. 

Чеченское  общество  имеет  развитые  политические  тради-

ции и они должны лежать в основе чеченской общественной 

жизни. Всякие измышления о том, что чеченскому народу от 

природы чуждо стремление к законопослушанию и порядку 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

228

229

– выдумки людей, совершенно не имеющих представления о 

природе чеченского общества. На нынешнем этапе необхо-

димо адаптировать чеченские политические традиции, кото-

рые предполагают, что власть и люди, представляющие ее, 

имеют нравственно- воспитательную функцию, к условиям 

зарождающейся новой российской политической культуры. 

Важное значение для Чеченской Республики имеет кадровая 

политика.  Считаем,  что  проведение  беспристрастных  про-

зрачных  конкурсов  на  замещение  государственных  долж-

ностей  сможет  качественно  изменить  сам  кадровый  состав 

и отношение к государственным служащим жителей респу-

блики.

Духовенство республики внесло огромный вклад в борьбу 

с терроризмом. Многие его представители погибли в схватке 

с этим злом. Но сегодня, когда идеологические центры терро-

ризма разрабатывают всё новые и новые ухищрения и улов-

ки, призванные воздействовать на неокрепшее сознание мо-

лодёжи, наше духовенство должно научиться выражать, как 

говорится, старую истину новыми словами. Тем более, что у 

нас есть богатейшее наследие суфизма. Федеральные власти 

также могли бы помочь в создании в Чеченской Республике 

исследовательских центров. 

Как-то Марк Твен сказал: «У кого в руках молоток, тому 

кажется, что любая проблема – это гвоздь». Часто полити-

ка России по отношению к Чечне напоминает высказывание 

классика  мировой  литературы.  Чеченцы  и  русские  очень 

близки в своём стремлении сохранить национальную иден-

тичность.  Секретарь  правления  союза  писателей  России, 

председатель Аксаковского фонда и вице-президент между-

народного фонда славянской культуры Михаил Чванов пи-

шет: «Из всех религий мы, православные и мусульмане, бли-

же друг другу». 

Чеченский народ всегда отстаивал свою национальную 

самобытность и никогда других устремлений у него не было. 

Всё остальное – привнесенное, искусственное. И если в под-

ходах к решению проблем традиционного чеченского обще-

ства будут брать во внимание его политические традиции, то 

успех в Чечне гарантирован. Такой подход также обеспечит 

и долговременную стабильность в Чеченской Республике. 

 

Коррупция  как  сдерживающий  фактор  развития 

общества

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев обо-

значил борьбу с коррупцией в качестве приоритетной зада-

чи государства. Указом Главы ЧР Рамзана Кадырова создан 

совет  по  противодействию  коррупции  в  государственных 

органах  власти  Чеченской  Республики,  в  состав  которого 

включен и Уполномоченный по правам человека в ЧР (далее 

– Совет).

Под  коррупцией  понимается  злоупотребление  публич-

ной властью в личных целях. Коррупция включает в себя та-

кие  деяния  как  подкуп,  растрата  и  кража  государственных 

ресурсов публичными должностными лицами, несущие вред 

государству мошенничество и вымогательство, так же как и 

отмывание доходов от такой деятельности.

В документах ООН и в рамках её «Всемирной программы 

против коррупции» обращается внимание на необходимость 

обеспечения  прозрачности  деятельности  публичных  долж-

ностных лиц. В свою очередь, эта прозрачность достигается 

наличием свободных средств массовой информации. 

Организация Объединенных Наций постоянно призывает 

государства-члены  ООН  привести  внутригосударственные 

законодательства  в  соответствие  с  требованиями  противо-

действия коррупции, ратифицировать основные декларации 

ООН и имплементировать их положения в уголовное зако-

нодательство. 

С  целью  оказания  помощи  государствам  в  борьбе  с 

коррупцией,  ООН  разработала  Всемирную  программу 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

230

231

против  коррупции,  где  базовыми  документами  являются 

«Антикоррупционный набор инструментов» и «Руководство 

ООН по антикоррупционной политике». Эти документы со-

держат рекомендации государствам по развитию их уголов-

ных законодательств, направленных на борьбу с коррупцией. 

В них также обобщается опыт и практика противодействия 

коррупции на национальном и региональном уровнях. В 1998 

году Совет Европы принял «Уголовно-правовую конвенцию 

о коррупции». В 2003 году ООН приняла «Конвенцию против 

коррупции». Хочу еще раз подчеркнуть, что названия неко-

торых международных документов я привел для того, чтобы 

обратить внимание присутствующих на тот факт, что борьба 

с коррупцией прежде всего предполагает принятие антикор-

рупционных  законов  на  общегосударственном  уровне.  Эта 

работа в России продвигается очень медленными темпами и, 

видимо, есть силы, заинтересованные в торпедировании при-

нятия  антикоррупционных  законов.  Ведь  не  имея  соответ-

ствующего федерального законодательства, практически не-

возможно бороться с коррупцией. К примеру, если в Москве 

некоторые федеральные чиновники подвержены коррупции, 

то  региональные  власти  практически  не  могут  бороться  с 

ними.  Такое  состояние  дел  способствует  коррупции  и  на 

местах. Таким образом, важнейшей нашей задачей остается 

способствование принятию антикоррупционных законов на 

федеральном уровне. 

В  этом  плане  наши  депутаты  в  Государственной  Думе 

России и в Совете Федерации могут и должны способство-

вать продвижению антикоррупционных законов. Парламент 

Чеченской Республики, помимо вклада на республиканском 

уровне,  реализуя  своё  право  законодательной  инициативы, 

может также способствовать совершенствованию федераль-

ного законодательства по противодействию коррупции.

Как ржавчина разъедает железо, коррупция разъедает не 

только власть, но и общество. В обществе, где высок уровень 

коррупции,  низок  уровень  доходов  населения,  тормозится 

развитие  политической  системы,  экономики;  демократиче-

ские  институты  некрепки;  власть  имеет  очень  низкий  уро-

вень доверия граждан.

В нашей республике о последствиях коррупции первым 

заговорил тогда еще исполняющий обязанности главы адми-

нистрации  Чеченской  Республики  Ахмат-Хаджи  Кадыров. 

Он  часто  повторял:  «Если  у  кого  появится  желание  неза-

конным путём взять рубль, обращайтесь ко мне, я дам вам 

возможность заработать честным путём два рубля». Как ду-

ховный лидер он понимал, как коррупция разлагает мораль 

и основы нравственности общества, а как общественный и 

политический лидер осознавал, чем коррупция чревата для 

государственных органов власти.

Вышеназванный  республиканский  Совет  по  противо-

действию  коррупции  в  государственных  органах  власти, 

созданный в рамках федерального закона о противодействии 

коррупции, является межведомственным органом по борьбе 

с коррупцией. В его задачи входит обеспечение взаимодей-

ствия территориальных федеральных органов исполнитель-

ной власти, органов исполнительной власти и органов мест-

ного самоуправления Чеченской Республики в области про-

тиводействия коррупции, а также контроль, в пределах своей 

компетенции,  за  реализацией  мероприятий  по  противодей-

ствию коррупции в органах власти республики. Возглавляет 

Совет Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. В его 

состав входят руководители силовых структур, министр фи-

нансов, председатель счётной палаты и другие руководители 

ведомств республики.

Как  сказано  выше,  в  работе  Совета  принимает  уча-

стие  и  Уполномоченный  по  правам  человека  в  Чеченской 

Республике.  Может  возникнуть  вопрос,  почему  в  работе 

Совета участвует руководитель республиканского института 

по защите прав человека. Дело в том, что в рамках реализа-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

232

233

ции Указа Президента ЧР №451 от 06.12.2007 года «О до-

полнительных мерах по обеспечению прав и свобод граждан 

на территории Чеченской Республики» мы регулярно отсле-

живаем  ситуацию  с  правами  человека  в  нашей  республике 

и  как  показывает  опыт,  чем  выше  уровень  коррупции,  тем 

ниже  уровень  обеспечения  прав.  Результаты  мониторинга 

доводятся до Главы республики с предложениями, которые 

могут помочь Совету в борьбе с этим пагубным явлением.

Мы  все  хорошо  помним  время,  когда  о  Чеченской 

Республике  говорили  как  о  «чёрной  дыре»,  где  исчезают 

многомиллиардные средства. Отвечая на выпады некоторых 

российских СМИ и политиков, первый Президент республи-

ки Ахмат-Хаджи Кадыров открыто заявлял, что деньги, ко-

торые тогда выделялись на восстановление республики, не 

уходят дальше московской кольцевой дороги. Вместе с тем, 

мы также хорошо помним, с каким трудом нынешнему Главе 

республики Рамзану Кадырову удалось переломить эту си-

туацию. Он действовал решительно, смело и добился того, 

чтобы федеральные чиновники не имели возможности раз-

воровывать средства, выделяемые республике. 

Ответственность за коррупцию несут не только власти, 

но и всё общество в целом и каждый гражданин в отдель-

ности. К сожалению, и в нашей республике все еще имеют 

место попытки использования государственной должности в 

личных целях. Также ни для кого из нас не секрет, что жалу-

ющиеся на противоправные действия чиновников граждане 

отказываются писать заявления. 

Во времена хаоса и беззакония в нашей республике резко 

упал уровень социализации. Мы все должны приучать себя 

следовать элементарным нормам, не нарушать правила до-

рожного движения, вовремя платить налоги, оплачивать ком-

мунальные услуги. Уважая законы, мы прежде всего уважаем 

друг друга. Уважение к закону предписывает и Священный 

Коран,  священные  писания  других  мировых  религий.  Всё 

это говорит о том, что в республике надо развивать правовое 

образование. В рамках вышеупомянутого указа Президента 

ЧР №451 от 06.12.2010 года разработана и нами реализуется 

президентская  программа  правового  просвещения,  которая 

направлена на повышение уровня гражданской ответствен-

ности  людей.  К  примеру,  в  декабре,  в  соответствии  с  под-

писанным нами договором о сотрудничестве с Грозненским 

суворовским  училищем  МВД  РФ  имени  Героя  России 

Ахмат-Хаджи Кадырова, мы провели для курсантов 3(три ) 

семинара, посвященных правам человека. Я думаю, что не-

обходимо разработать и реализовать республиканскую целе-

вую программу правового просвещения. Со своей стороны 

мы готовы принять участие в её разработке и реализации.

Развитое гражданское общество является серьёзным ин-

струментом в борьбе с коррупцией. Но для того, чтобы че-

ченское общество было таковым, необходим более высокий 

уровень поддержки гражданской инициативы. Гражданские 

организации нуждаются в поддержке, в том числе и в матери-

альном плане. Необходимо найти пути и возможности, чтобы 

проводить регулярные конкурсы среди неправительственных 

организаций республики. То, что такие действия со стороны 

властей дают хорошие результаты, подтверждает опыт раз-

витых стран. К сожалению, в нашей стране в этом направ-

лении начали работать только в последние годы. Хотя и эту 

работу  нельзя  назвать  системной  и  продуманной.  Приведу 

такой пример: 80% всех выделенных в последние два – три 

года  средств  на  поддержку  неправительственных  органи-

заций  получили  одни  и  те  же  общественные  организации, 

которые  научились  хорошо  и  красиво  писать  и  оформлять 

проекты,  но  в  практическом  плане  от  их  деятельности  нет 

никакой пользы. Эти средства, как правило, дальше Москвы 

так и не уходят. Недавно при Полномочном представителе 

Президента России в Северо-Кавказском федеральном окру-

ге создан Совет по Северному Кавказу, куда вошли и пред-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

234

235

ставители нашей республики, в том числе и Уполномоченный 

по правам человека в Чеченской Республике. Все вопросы, 

касающиеся развития гражданского общества, в частности, 

поддержки неправительственных организаций, будут непре-

менно подняты нами в Совете по Северному Кавказу.

 Итак, одно из направлений в борьбе с коррупцией – это 

работа над повышением гражданского самосознания. 

Коррупция  есть  везде  –  и  в  России,  и  на  Западе,  и  на 

Востоке. Полностью её искоренить практически невозмож-

но,  во  всяком  случае,  в  наших  сегодняшних  социально-

экономических реалиях. Практика показывает, что если и не 

удаётся искоренить коррупцию, то минимизировать её про-

явления вполне возможно. Наша задача – хотя бы приумень-

шить  деструктивное  воздействие  коррупции  на  развитие 

страны.

Мы все знаем бескомпромиссную позицию Главы респу-

блики по отношению к коррупции и, поэтому, моральный, не 

говоря уже о служебном, долг всех ветвей органов власти ре-

спублики, каждого государственного служащего, правоохра-

нительных органов – поддержать его в этой борьбе. Это так-

же долг гражданской общественности нашей республики.

Прозрачность  деятельности  государственных  органов 

власти – одно из главных условий успешной борьбы с кор-

рупцией. Опять – таки пример в этом плане подает нам Глава 

Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Поэтому, одним из 

направлений  борьбы  с  коррупцией  является  информирова-

ние граждан о деятельности государственных органов вла-

сти, министерств и ведомств, местных органов самоуправле-

ния республики.

Президент  России  Дмитрий  Медведев  в  ежегодном 

Послании  Федеральному  Собранию  отметил,  что  государ-

ство  не  должно  содержать  СМИ.  В  противном  случае  они 

перестают  выполнять  функцию  четвертой  власти.  Право 

граждан  на  доступ  к  информации  должно  обеспечиваться, 

а  мнение  экспертов,  специалистов  должно  доводиться  до 

широкого круга граждан средствами массовой информации. 

Кроме того, критические публикации в СМИ должны отсле-

живаться органами власти и получать соответствующую ре-

акцию с их стороны. Именно к такому сотрудничеству вла-

сти и общества призывает нас Глава Чеченской Республики 

Рамзан Кадыров.

Важным,  еще  не  до  конца  используемым  фактором  в 

борьбе с коррупцией являются наставления религии. Наши 

известные теологи могли бы ещё шире разъяснять, что зна-

чит быть подверженным коррупции с точки зрения религии. 

Думаю, что такого характера проповеди также могли бы убе-

речь  многих  государственных  чиновников  от  попыток  ис-

пользовать своё служебное положение в личных целях.

Ведя борьбу с коррупцией, мы не должны забывать такие, 

что это зло является союзником всякого рода деструктивных 

сил.  Когда  сегодня  мы  ведем  бескомпромиссную  борьбу  с 

терроризмом, коррупционер не в меньшем масштабе опасен 

для общества, чем тот же террорист. 

Важнейшим  инструментом  в  борьбе  с  коррупцией  яв-

ляется  совершенствование  политической  системы.  Об 

этом настойчиво напоминает и Президент России Дмитрий 

Медведев. Закостенелость, стагнация общественно – полити-

ческой жизни создают условия для коррупции. 

Главным и необходимым условием успешного социально-

экономического  развития  общества  является  высокий  уро-

вень доверия граждан к власти. Для того, чтобы иметь до-

статочный  уровень  доверия,  власть  должна  стремиться  к 

справедливости. В частности, реальная борьба с коррупцией 

является одним из механизмов завоевания доверия граждан.

Таким образом, для того, чтобы вести успешную борьбу 

с коррупцией, во-первых, необходимо совершенствовать за-

конодательную  базу,  во-вторых,  вести  борьбу  за  строгое  и 

неукоснительное соблюдение существующего законодатель-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

236

237

ства, в-третьих, необходимо постоянное совершенствование 

общественно-политической системы и непрерывный диалог 

власти и общества.

Борьба с коррупцией – длительный по времени процесс. 

В Чеченской Республике есть все необходимые условия для 

того, чтобы этому позорному явлению не было места в на-

шей жизни. И самое главное и важное из этих условий – ре-

спублику  возглавляет  молодой,  энергичный,  решительный 

Рамзан Кадыров, который готов поддержать любые инициа-

тивы, направленные на улучшение условий жизни жителей 

нашей республики.

Спасибо за внимание.

ГРАНИ КАВКАЗА 

ИЛИ ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Встреча Президента России Д.А.Медведева с представи-

телями общественных организаций Северного Кавказа в рам-

ках  заседания  Совета  по  содействию  развитию  институтов 

гражданского общества и правам человека порождает опре-

деленную надежду на то, что проблемы Кавказа, наконец-то, 

станут предметом более пристального внимания со стороны 

федеральных  органов  власти  нашего  многонационального 

государства. 

В первую очередь это касается обеспечения безопасности 

проживающих здесь граждан, гармонизации межнациональ-

ных и межконфессиональных отношений, решения вопросов 

судеб похищенных и без вести пропавших во время проведе-

ния двух военных кампаний в Чечне людей, взаимоотноше-

ний государственных органов власти и различных неправи-

тельственных организаций, интеграции региона в российское 

экономическое, культурное и политико-правовое простран-

ство, деятельности правоохранительных органов, коррупции 

и  клановости,  миграционной  политики  и  ряда  других  во-

просов. Кроме того, как признался сам Д.А.Медведев, боль-

шое  количество  кавказских  проблем  связано  с  социальной 

неустроенностью, с высоким уровнем безработицы и крайне 

низким уровнем жизни сравнительно с другими регионами 

Российской Федерации. 

Президент России подчеркнул, что смысл данной встречи 

состоит в том, чтобы прямо и вслух говорить о наболевших 

проблемах региона с тем, чтобы найти выход из не совсем 

благоприятной  ситуации  на  Северном  Кавказе.  Он  сказал: 

«Знаете, это нужный разговор. Он очень разный по высту-

плениям, очень разные звучат слова, и не потому, что за этим 

круглым  столом  собрались  разные  люди,  мы  все  разные,  а 

потому, что здесь обозначены, по сути, два основных вопро-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

238

239

са, которые нас очень волнуют по Кавказу. С одной стороны, 

в выступлениях звучит такая концентрация боли за то, что 

происходит, за то, с чем это связано, как нам с этим дальше 

разбираться, с другой стороны, есть некая позитивная повест-

ка дня, как принято говорить, что делать в этой ситуации». 

Вместе с тем, большинство из перечисленных проблем-

ных вопросов не только не являются чисто кавказскими, а, 

наоборот, вытекают из недостатков самой федеральной си-

стемы руководства.

Центр стратегических исследований Чеченской Респуб-

лики выявил несколько стереотипов, которые определенны-

ми силами усиленно внедряются в российское общество. 

Стереотип  первый  –  республиками  Северного  Кавказа 

управляют  криминальные и до предела коррумпированные 

национальные элиты; эти элиты слабы и непопулярны, а само 

их существование (поддерживаемое и продлеваемое усилия-

ми федерального центра) порождает социальное напряжение 

и постоянное недовольство Москвой уже в самих кавказских 

сообществах.

Стереотип  второй  –  общественно-политическая  жизнь 

кавказских этнических сообществ основывается на местных 

традициях, в основе которых лежит клановость. В силу этого 

кавказские этносы, якобы, не способны полностью интегри-

роваться  в  российское  общественно-политическое  и  куль-

турное поле. Зато, оставаясь в составе России, они через свои 

элиты подрывают изнутри государственные и политические 

институты  России,  способствуя  распространению  корруп-

ции, клановости и других негативных явлений.

Стереотип  третий  –  кавказские  этносы  в  подавляющем 

большинстве  своем,  в  силу  своих  национальных  особен-

ностей,  не  способны  к  интеграции  в  российское  общество 

и  поэтому  обречены  навеки  оставаться  в  нем  чужеродным 

элементом.  При  этом  существование  северокавказских  ре-

спублик в их сегодняшнем виде возможно только за счет все 

возрастающих  и  неоправданных  затрат  со  стороны  осталь-

ной России.

Все это делается с целью убедить большинство россиян 

в том, что уход России с Кавказа в ее же собственных инте-

ресах. 

В  логику  перечисленных  стереотипов,  как  ни  странно, 

вписывается  и  следующее  высказывание  Президента  РФ 

Д.А.Медведева  на  его  встрече  с  представителями  северо-

кавказских общественных организаций: «Коррупция являет-

ся преступлением в любом регионе, не только на Северном 

Кавказе. Только на Кавказе она приняла абсолютно угрожаю-

щий характер, она угрожает, по сути, национальной безопас-

ности,  ослабляет  государственные  социальные  институты. 

И,  к  сожалению,  по  сути  та  коррупция,  которая  существу-

ет, является фактом прямого пособничества сепаратистам и 

убийцам, которые творят свои дела на территории Северо-

Кавказского округа».

Не отрицая факта распространенности коррупции в се-

верокавказском регионе, не могу согласиться с тем, что она 

достигла таких размеров, что стала сама по себе угрозой для 

безопасности России. Тем более, что такая масштабная кор-

рупция,  угрожающая  существованию  огромной  страны,  в 

практически стопроцентном дотационном регионе, без непо-

средственного  участия  и  патронажа  федеральных  структур 

невозможна по определению. Ведь правила игры определяет 

не регион, а федеральный центр. 

Так что же такое коррупция, насколько она распростра-

нена в России и каковы причины ее происхождения?

Как всем известно, коррупция – это преступная деятель-

ность, заключающаяся в использовании должностными ли-

цами доверенных им прав и властных полномочий в целях 

личного  обогащения.  Наиболее  типичные  проявления  кор-

рупции – подкуп чиновников и общественно-политических 

деятелей,  взяточничество  за  законное  и  незаконное  предо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

240

241

ставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвиже-

ние работников по признакам родства, землячества, личной 

преданности и приятельских отношений. 

Коррупция  распространена  по  всему  миру,  среди  всех 

народов.  Где  больше,  где  меньше.  Есть  она  и  на  Кавказе. 

Испокон веков присутствовала она и на Руси. То, что кор-

рупция  государевых  людей  являлась  извечной  проблемой 

России, еще до присоединения к ней Кавказа – это общеиз-

вестный факт, не требующий каких-то доказательств. Иван 

Грозный четвертовал и рубил головы своих заворовавших-

ся  чиновников,  Петр  I  подвергал  их  жестоким  пыткам,  а 

Екатерина Вторая сажала и высылала на вечное поселение. 

Если говорить о современных реалиях, то, к примеру, совсем 

недавно по телевидению прошла информация о том, что за-

крыт целый таможенный пункт на западной границе России, 

в связи с раскрытием его коррумпированности. 

В отличие же от России, у которой сложились свои тра-

диции в этом вопросе, кавказцы до вхождения в состав рос-

сийского государства не имели даже понятия, что такое кор-

рупция.  У  них  до  сих  пор  нет  даже  слова,  обозначающего 

это  явление.  Коррупция,  как  таковая,  появляется  только  с 

созданием государственности, а народы Северного Кавказа 

до присоединения к России жили вольными обществами и не 

знали государственного устройства. 

Вместе с тем, различные СМИ ежедневно сообщают нам 

о многочисленных фактах клановости и коррупции на феде-

ральном  уровне  и  в  российской  глубинке.  Это  и  набившая 

оскомину борьба за власть питерского и московского кланов, 

и факты семейственности и кумовства в высших федераль-

ных органах власти России, и случаи взяточничества со сто-

роны федеральных чиновников и высших должностных лиц 

отдельных регионов страны, факты коррупции в правоохра-

нительных  органах  как  федерального,  так  и  регионального 

уровня. 

Коррупция  стала  повседневной  обыденностью  жизни 

россиян. Так по результатам исследования «Российская кор-

рупция  в  зеркале  социологии»,  проведенного  Центром  ре-

гиональной социологии Института социологии РАН в 2007 

году, на вопрос об отношении к тому, что в нашей стране для 

решения  своих  проблем  периодически  приходится  давать 

взятки, каждый десятый опрошенный (11,1%) выбрал ответ 

«это  необходимая  часть  нашей  жизни,  без  этого  ничего  не 

сделать». Почти треть – 28,5% – думает, что со взятками лег-

че достичь нужного результата. То есть, около 40% россиян 

относятся к взяткам, как к привычному фону своей жизни. 

60,1%  респондентов  заявили,  что  «подавляющее  большин-

ство должностных лиц в высших органах власти используют 

свое положение в личных, корыстных целях». 29,9% россиян 

считает, что так поступают «некоторые должностные лица». 

Вместе это составляет 90 % из числа опрошенных! И только 

3,4%  респондентов  (в  пределах  статистической  погрешно-

сти) верят в честность и бескорыстность высокопоставлен-

ных чиновников, трудящихся «только на свою зарплату».

Социологи предложили респондентам выстроить по сте-

пени  важности  18  проблем  современной  России.  Так  вот, 

коррупцию участники опроса поставили лишь на 10 место. 

Сокращение доступа к бесплатному медицинскому обеспе-

чению,  низкий  уровень  жизни  значительной  части  населе-

ния, рост преступности, рост цен на товары первой необхо-

димости, увеличение числа сирот и беспризорников, кризис 

ЖКХ, сокращение доступа к бесплатному образованию, тер-

роризм – тревожат россиян больше, чем коррупция. Добавьте 

сюда  растущую  как  на  дрожжах  ксенофобию,  создающую 

напряженность в межнациональных отношениях; почти по-

головную алкоголизацию населения, когда ежегодно от упо-

требления паленой водки и спиртосодержащих технических 

средств гибнет около 50 тысяч человек, миллионы брошен-

ных на произвол судьбы детей и стариков в детских домах 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

242

243

и  домах  престарелых;  культ  насилия,  безнравственности  и 

распущенности,  когда,  например,  на  западноевропейский 

рынок сексуальных услуг ежегодно выставляется до 100 ты-

сяч российских девушек и малолетних детей; варварская экс-

плуатация недр страны олигархами-временщиками с целью 

моментального обогащения и выведение полученных акти-

вов за границу; депопуляция страны, когда население России 

ежегодно  сокращается  на  700-800  тысяч  человек;  бесчело-

вечная система исполнения наказаний, где человек не только 

не  исправляется,  а  в  результате  ничем  не  оправданных  из-

девательств и насилия, наоборот, озлобляется на весь мир и 

превращается  в  мстителя  и  изгоя;  низкая  исполнительская 

дисциплина,  несоблюдение  законов  и  невыполнение  всту-

пивших в силу судебных решений; позорная торговля детьми 

из детских домов и приютов. Вот что, по моему глубокому 

убеждению, угрожает национальной безопасности России, а 

не заурядная коррупция на Северном Кавказе. 

Если  действительно  в  северокавказском  регионе  такой 

запредельный уровень коррупции, угрожающий националь-

ной безопасности, почему не принимаются соответствующие 

меры? Как говорится в таких случаях – где посадки?

Основные причины распространения коррупции в России 

в современных условиях носят в первую очередь экономиче-

ский характер. Это неподготовленный переход к рыночной 

экономике,  последствия  процесса  первичного  накопления 

капитала  за  счет  дележа  государственной  собственности, 

неэффективность  судебной  системы,  оставляющая  безна-

казанным мошенничество в государственном масштабе, ли-

берализация  внешнеэкономической  деятельности  без  учета 

необходимости поддержания конкурентоспособности наци-

ональной экономики. 

Немаловажное значение имели и политические причины. 

В их числе – формирование власти по принципу «команды 

единомышленников»,  порождающий  безответственность, 

клановость,  семейственность,  стремление  угодить  первому 

лицу.  Вместо  надлежащей  системы  «сдержек  и  противове-

сов» в государственно-политической системе воссоздана мо-

дель управления «под хорошего реформатора», сутью кото-

рой является право на бесконтрольность и на безнаказанный 

произвол. Отмена выборов руководителей регионов и депу-

татов в Совет Федерации, полный переход к пропорциональ-

ной  системе  выборов  усилили  коррупционные  проявления 

на федеральном и региональном уровнях.

Правовые  и  административные  причины  коррупции, 

такие, как наличие законов непрямого действия, необходи-

мость реформирования межбюджетных отношений, слабость 

судебной  системы,  громоздкость  государственного  аппара-

та, кадровая, организационная и структурная нестабильность 

в органах власти, низкая заработная плата чиновников также 

увеличивают рынок коррупционных услуг. Практически иг-

норируется Федеральный закон о Правительстве Российской 

Федерации в той части, по которой родственники не могут 

состоять на государственной службе, если один из них на-

ходится в служебной зависимости от другого. 

Пока  не  будут  устранены  все  причины,  порождающие 

коррупцию, в том числе и вышеназванные, головы этой ми-

фической  гидры  будут  воспроизводиться  вновь  и  вновь  в 

геометрической прогрессии. 

А ситуация с коррупцией на Северном Кавказе являет-

ся всего лишь следствием состояния дел с этим пороком на 

федеральном уровне. Хотя свою лепту в общую коррупцион-

ную составляющую страны регион тоже вносит.

Говоря о финансировании боевиков Э. Памфилова сказа-

ла: «И если раньше финансовые средства, по нашим данным, 

общественным, в основном поступали из-за рубежа, то теперь 

значительная их часть течет к ним из внутренних источников в 

самих республиках: в виде принудительных налогов, откупов 

от местных бизнесменов и коррумпированных чиновников». 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

244

245

Во-первых, поступают эти средства в регион с большим 

опозданием (так денежные средства по целевой программе 

восстановления  Чеченской  Республики  реально  начинают 

поступать в республику только в конце года). Президенту ЧР 

Р.А. Кадырову, например, приходится брать в банках мил-

лиардные кредиты под большие проценты, чтобы не ждать 

начала финансирования до самой осени, приостановив, тем 

самым, восстановительные работы в Чеченской Республике. 

При этом, значительная часть запланированных в бюджете 

финансовых  средств  не  доходит  до  региона  и  оседает  не-

посредственно  в  Москве,  в  виде  всевозможных  «откатов» 

и «презентов». И как бывает обидно, когда круглые сутки, 

днем  и  ночью,  как  негр  на  плантации,  работаешь,  восста-

навливая  республику,  заодно  ведя  кровопролитную  борьбу 

с  террористическим  интернационалом,  и  вместо  слов  под-

держки слышишь обвинения в коррупции. 

Представитель из Дагестана З.Газиев заявил на встрече 

следующее: «Если учесть, что главным нарушителем граж-

данских прав является все-таки милиция, за десятилетие про-

тивостояния милиции и салафистской общины, мы получили 

экстремистское подполье, закаленное в боях. Оно противо-

поставляет милицейским пыткам, внесудебным казням и по-

хищениям еще более жестокие теракты и адресный отстрел 

силовиков». Газиев намеренно путает причину и следствие. 

Жесткие  действия  милиции  не  являются  первичными,  они 

предпринимаются в ответ на жесточайшие террористические 

акты и другие страшные преступления со стороны экстреми-

стов.

А старейшина правозащитного цеха Л.Алексеева, по при-

вычке, нагнетала страсти, говоря о какой-то «необъявленной 

войне власти против граждан и граждан против власти», вы-

давая тем самым желаемое за действительное. Конечно же, 

никакой войны власти и граждан нет, есть целенаправленная 

и  систематическая  работа  по  дискредитации  федеральной 

власти в северокавказском регионе и выдавливанию России 

с  территории  Кавказа.  Есть  в  регионе  сторонники  проекта 

Кавказа вне  России  (они  составляют  явное  меньшинство  и 

они  настроены  весьма  радикально),  и  есть  сторонники  со-

хранения имеющегося статус-кво (они составляют подавля-

ющее большинство населения региона, но они намного пас-

сивней  своих  оппонентов).  Жестокая  и  бескомпромиссная 

вооруженная  борьба  радикально  настроенных  сторонников 

Кавказа вне России, проводимая ими вопреки всем традици-

ям и канонам кавказских народов, в ответ радикализует дей-

ствия умеренного большинства жителей региона.

В  своих  выступлениях  С.Ганнушкина  и  Л.Алексеева 

противопоставляют  двух  президентов  вайнахских  респу-

блик.  И  делают  они  это  преднамеренно,  чтобы  вбить  клин 

между ними. Они же прекрасно знают, что практически ни-

чего нового в подходах Президента Ингушетии в деле уре-

гулирования ситуации в республике нет. Через все это при-

шлось, в свое время, пройти первому Президенту Чеченской 

Республики  А.-Х.Кадырову,  а  также  действующему 

Президенту ЧР Рамзану Кадырову. Все мы хорошо помним 

подписанный с целью установления гражданского мира и со-

гласия в Чеченской Республике «Договор об общественном 

согласии  в  Чеченской  Республике»,  который  явился  осно-

вой  дальнейших  конституционных  процессов  в  республи-

ке. Участниками договора были общественно-политические 

объединения, органы государственной власти ЧР, сторонни-

ки движения сопротивления, признающие мирные, полити-

ческие пути урегулирования ситуации в ЧР и иные, значимые 

для достижения общественного согласия, категории граждан 

республики.

Так вот, в рамках подписания этого договора была про-

делана огромная работа как с различными общественными 

организациями, так и участниками незаконных вооруженных 

формирований. По инициативе Главы Администрации, в по-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

246

247

следующем Президента ЧР, А.-Х.Кадырова Государственная 

Дума РФ несколько раз объявляла амнистию. Под гарантию 

первого Президента ЧР, а затем и Рамзана Кадырова прекра-

тили  вооруженное  сопротивление,  были  амнистированы  и 

перешли к мирной жизни несколько тысяч боевиков. 

А у Президента Ингушетии Ю.-Б.Евкурова все это еще 

только впереди. Кстати, подписание аналогичного договора 

можно было бы провести и в Ингушетии. 

По  всей  видимости,  у  уважаемых  старейшин  правоза-

щитного движения не все в порядке с памятью, поскольку у 

них получается совсем как у того известного «Доцента» из 

фильма  «Джентльмены  удачи»,  который  после  своего  неу-

дачного падения, «тут помнил, а тут- нет».

Что же касается Общественного совета при Полномочном 

представителе Президента РФ в СКФО А.Хлопонине, можно 

только  поддержать  эту  инициативу.  Однако  Совет  старей-

шин,  который также предлагается создать в  качестве сове-

щательного  органа  с  участием уважаемых людей  старшего 

возраста  на  окружном  или  федеральном  уровне,  думается, 

изжил себя. Что, конечно, не исключает его использования 

на уровне субъектов России.

 

О СОцИАЛЬНО-эКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

На совещании по стабилизации социально-экономической 

обстановки и нейтрализации террористических и экстремист-

ских угроз в северокавказском регионе 19 августа текущего 

года  в  Ставрополе  Президент  РФ  Д.А.Медведев  выступил 

с рядом инициатив по стабилизации ситуации на Северном 

Кавказе.  Так,  например,  он  поручил  секретарю  Совета 

Безопасности Н.Патрушеву и Полномочному представителю 

Президента  РФ  в  Южном  федеральном  округе  В.Устинову 

подготовить и провести полноценное совещание по социаль-

но – экономическому развитию Кавказа, Юга России. «Нам 

нужны дополнительные усилия. Самое главное – нужны но-

вые проекты, стало быть, новые рабочие места, потому что 

корни  преступности  остаются  теми  же:  это  социальная  не-

устойчивость, бедность, засилье коррупционеров. Как след-

ствие – отсутствие у людей мотивации к нормальной жизни, 

и уже соответственно асоциальное поведение, борьба за свои 

права  преступным  способом.»  Кроме  того,  касаясь  эффек-

тивности органов власти, Д.А.Медведев в своем выступле-

нии на заседании Совета Безопасности, прошедшем 9 июня в 

Махачкале, заявил, что низкая эффективность органов власти 

в некоторых республиках Северного Кавказа сопровождает-

ся утратой доверия к власти и утратой авторитета власти. 

Хотелось бы изложить свое видение по этим основопола-

гающим вопросам.

Проведение  совещания  по  социально-  экономическому 

развитию Кавказа – это очень важно. Одно дело – бессистем-

ное, точечное, разовое финансирование отдельных проектов 

и совсем другое – комплексная государственная программа 

по социально – экономическому развитию всего Северного 

Кавказа.  Особенное  внимание  при  этом  необходимо  обра-

тить на национальные республики, входящие в этот регион, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

248

249

где самая высокая безработица и самый низкий уровень жиз-

ни населения в России. Безработица среди трудоспособного 

населения,  в  основном  молодёжи,  составляет  в  некоторых 

республиках  свыше  50%,  а  в  Чеченской  Республике  и  все 

70%. Занятая часть населения – это, в основном, служащие 

государственных  и  административных  органов,  работни-

ки  правоохранительных  структур,  учителя,  врачи,  рабочие 

аграрного  сектора,  представители  малого  бизнеса  и  сферы 

услуг. В Чеченской Республике до сих пор не восстановлен 

ни один из крупнейших не только на Северном Кавказе, но 

и в СССР объектов нефтеперерабатывающей промышленно-

сти, где были заняты десятки тысяч человек, не говоря уже 

о строительстве каких-то новых производственных мощно-

стей. В богатом трудовыми ресурсами северокавказском ре-

гионе почему-то не строятся ни заводы, например, по сборке 

автомобилей иностранных марок, ни предприятия по выпу-

ску электронного оборудования, которые возводятся в круп-

ных мегаполисах, где и так не хватает рабочих рук. Ещё с 

советских времен говорится о высоком уровне безработицы 

в республиках Северного Кавказа, а воз и ныне там.

Вот и не верят люди, что позитивные изменения в этом 

вопросе будут и после очередных заявлений по этому поводу 

первых лиц России. «Поговорят и забудут – до следующего 

ЧП в регионе», – говорят они.

О каком доверии к органам власти, в частности, к пра-

воохранительным  структурам  может  идти  речь,  если  мои 

многочисленные  обращения  в  Министерство  обороны, 

Министерство  внутренних  дел,  в  Генеральную  прокурату-

ру и к Президенту Российской Федерации по самой острой 

для жителей Чеченской Республики теме – создании межве-

домственной  комиссии  по  установлению  местонахождения 

похищенных и без вести пропавших граждан во время двух 

военных кампаний на территории Чеченской Республики и 

созданию лаборатории по идентификации эксгумированных 

тел  на  протяжении  нескольких  лет  не  находит  своего  раз-

решения. Из заинтересованных федеральных ведомств идут 

только формальные отписки. А ведь это судьба около 5 ты-

сяч человек. А сколько у них родственников, друзей и знако-

мых? Вся Чеченская Республика! И такое бездушие к самой 

кровоточащей ране целого народа. 

О каком доверии к власти может идти речь, если абсолют-

ное большинство жителей Чеченской Республики на протя-

жении 18 лет не могут получить компенсацию за утраченное 

жилье и имущество при депортации в 1944 году, предусмо-

тренную Законом РФ «О реабилитации жертв политических 

репрессий» от 18.X.1991года за №1761-1 Выплата этой уни-

зительной суммы в 10 тысяч рублей с января 2009 года пол-

ностью прекращена. 

Или же вопрос об открытии таможенного поста и при-

дании международного статуса аэропорту г.Грозного. Ведь 

и таможня, и международный статус аэропорта были даже 

при  режиме  Дудаева.  До  последнего  времени  эти  вопросы 

не решались со ссылкой на режим КТО в республике, а те-

перьто в чём дело? Ведь это вопросы, напрямую связанные с 

социально-экономическим развитием, с той же пресловутой 

занятостью населения республики. Чартерные рейсы в зару-

бежные страны за так называемым ширпотребом и связанная 

с ним торговля – это десятки тысяч занятых в малом бизнесе 

людей.

Каким же образом повысят авторитет власти многочис-

ленные блок-посты на федеральных трассах, соединяющих 

различные  регионы  страны?  На  этих  постах  только  тем  и 

заняты, что без всяких оснований останавливают автотран-

спорт из других регионов России и нагло требуют мзду за 

проезд, нарушая тем самым одно из фундаментальных кон-

ституционных прав граждан – право на беспрепятственное 

передвижение по стране. В связи с этим, мною было предло-

жено ввести регистрационные номерные знаки на транспорт-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

250

251

ные  средства  единого  федерального  образца.  Начать  этот 

процесс в качестве эксперимента можно было бы с Южного 

федерального округа, как региона с наиболее многочислен-

ными  национально-территориальными  образованиями,  где 

эта проблема стоит в наиболее острой форме.

В своём видеобращении к чеченскому народу по пово-

ду  открытия  в  Грозном  Российского  исламского  универ-

ситета  имени  шейха  Кунта-Хаджи  и  началом  наступления 

священного  месяца  Рамадан,  председатель  правительства 

Российской Федерации В.Путин отметил: «В нашей стране 

исторически проживают миллионы мусульман. И они по пра-

ву считают Россию своим Отечеством. И мы приветствуем 

возрождение исламских традиций. Не раз говорил, что вижу 

в  межрелигиозной  гармонии  и  межнациональном  согласии 

силу нашей страны, всего российского общества.» И на фоне 

таких однозначных заявлений одного из руководителей рос-

сийского  государства  снимаются  многочисленные  фильмы 

– боевики, где все чеченцы предстают как враги России, пи-

шутся книги, подвергающие ревизии исторические решения 

руководства СССР, а затем и России о реабилитации репрес-

сированных народов, и раздаются уже ставшие привычными 

для нашего слуха лозунги националистического толка, типа 

«Россия – для русских!» И совсем непонятно, когда с непри-

крытыми ксенофобскими призывами выступают некоторые 

так  называемые  государственные  деятели  и  руководители 

силовых структур России. Всё это работает на отчуждение 

и разрыв традиционных дружеских связей между народами 

Российской Федерации и настраивает людей разных нацио-

нальностей друг против друга. В свою очередь, наши недо-

брожелатели используют это для дестабилизации обстанов-

ки в России.

На  фоне  беспрецедентного  идеологического  давления 

на Российскую Федерацию со стороны так называемых за-

падных  либеральных  государств  Россия,  почему-то,  отка-

зывается от какой-либо идеологии и внятной национальной 

политики, без которых существование многонациональной и 

многоконфессиональной страны практически невозможно. Я 

неоднократно обращался с предложением о воссоздании фе-

дерального  министерства  национальной  политики  (или  на-

циональных отношений), занимающегося межнациональны-

ми взаимоотношениями, решением проблем, возникающих в 

этой области и прогнозом возможного развития этих отно-

шений в будущем. Предложение до сих пор не принято.

Было  еще  множество  других  конструктивных  предло-

жений по благоустройству нашей страны и проживающих в 

ней людей. Но создается впечатление, что это федеральному 

центру  не  нужно.  Во  всяком  случае,  до  сих  пор  было  так. 

Будем надеяться, что на этот раз всё будет по другому.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

252

253

НЕОБхОДИМ ДИАЛОГ

Интервью  Полномочного  представителя  президента 

РФ  в  Северо-Кавказском  федеральном  округе  Александра 

Хлопонина «Главным итогом изменения климата на Кавказе 

будет являться отношение населения к власти» по проблемам 

вновь  образованного  округа  широко  обсуждается  в  обще-

ственных  кругах  региона.  Хотелось  бы  поделиться  своими 

впечатлениями по выступлению полпреда.

Прежде всего, хочу отметить такой положительный фак-

тор, как открытость Хлопонина, который доступен СМИ и 

систематически общается с представителями так называемой 

четвертой власти по всем проблемам СКФО.

Главными стратегическими задачами полпред президен-

та  в  округе  назвал:  нормализацию  ситуации  на  Северном 

Кавказе,  развитие  социально-экономической  сферы,  созда-

ние условий для развития предпринимательской деятельно-

сти,  создание  рабочих  мест.  Хлопонин  отметил,  что  сумел 

консолидировать элиты на Северном Кавказе, как минимум, 

руководство субъектов, входящих в округ. «Сегодня мы го-

ворим с ними на одном языке и понимаем, какие задачи пе-

ред собой ставим», – сказал он.

Создание банка развития Северного Кавказа, принятие ре-

шения по предоставлению в 2011 году государственных гаран-

тий правительства РФ в объеме 50 миллиардов рублей, учреж-

дение  (для  повышения  эффективности  использования  бюд-

жетных ресурсов, прозрачности финансовых операций, коор-

динации деятельности федеральных органов власти в округе) 

территориального органа федерального министерства регио-

нального развития по Северному Кавказу, а также создание 

правительственной комиссии для оперативного отслеживания 

всех вопросов, связанных с развитием северо-кавказского ре-

гиона во главе с премьер-министром РФ В.В.Путиным – залог 

того, что все задуманное будет успешно реализовано.

Касаясь  информационной  политики,  Хлопонин  отметил, 

что  ее  «сегодня  практически  нет  по  Северному  Кавказу». 

Действительно,  на  фоне  десятков  агрессивных  интернет-

сайтов сепаратистского и ваххабистского толка и начавше-

го  вещать  с  территории  Грузии  так  называемого  первого 

Кавказского канала никаких источников достоверной инфор-

мации о событиях, происходящих на территории СКФО, кро-

ме новостной телевизионной программы «Вести – Северный 

Кавказ»,  к  сожалению,  нет.  Но  и  она  выходит  всего  лишь 

один раз в неделю и работает по старым советским лекалам, 

не совсем понятным современной молодежи. Есть насущная 

потребность  в  создании  новых  информационных  ресурсов, 

прежде всего в интернет-сети для активной контрпропаган-

дистской борьбы за умонастроения молодых людей.

Было бы целесообразно воссоздание известной во всей 

стране  северо-кавказской  киностудии,  учреждение  северо-

кавказского научно-исследовательского центра по изучению 

проблем  экстремизма  и  терроризма,  ежегодное  проведение 

общекавказских  спортивных  игр,  организация  широкого 

диалога культур народов Кавказа (тех же декад культуры и 

искусства,  регулярно  проводившихся  в  советские  времена 

в различных субъектах округа), постоянное общение моло-

дежи в ходе совместно проводимых мероприятий («Кавказ 

– 2010»). Все это послужило бы делу единения и дружбы на-

родов, проживающих на территории Северо-Кавказского фе-

дерального округа. 

Особое внимание полпред президента РФ в СКФО обра-

тил на необходимость выработки молодежной политики. «Я 

посмотрел, что такое молодежная политика – пустота. Голое 

поле, чистое поле», – отметил Хлопонин. Полпред прав, наша 

молодежь брошена на произвол судьбы. Этим не премину-

ли  воспользоваться  наши  идейные  оппоненты.  Выработка 

основ молодежной политики является задачей номер один в 

субъектах нашего округа. Примером в этом плане может по-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

254

255

служить опыт Чеченской Республики, где молодежи уделя-

ется самое пристальное внимание, в том числе и в кадровой 

политике. 

Притчей во языцех стали за последнее время новые об-

разовательные  стандарты,  введенные  с  нового  2010–2011 

учебного года. Исключение из этих стандартов национально-

регионального  компонента,  якобы  мешающегоформирова-

нию единой российской идентичности, было настороженно 

воспринято  в  национальных  республиках,  стремящихся  к 

сохранению своего национального своеобразия. Тут главное 

– не навредить. Как говорится, «не выплеснуть бы вместе с 

водой и ребенка». 

Конечно же, попытки проповедовать национальную ис-

ключительность или превосходство одной нации над другой 

необходимо  жестко  пресекать.  Особенно  это  касается  соз-

дания учебников по истории тех или иных регионов, когда 

народы  нашей  страны  открыто  противопоставляются  друг-

другу или одни народы превозносятся над другими. Создание 

таких  учебных  пособий  не  должно  быть  прерогативой  от-

дельных регионов и тем более прерогативой отдельных не-

вежественных любителей-фантазеров.

Вот уже на протяжении 6-7 лет мы ставим вопрос о не-

обходимости воссоздания федерального министерства по де-

лам национальностей. Практически все соглашаются с такой 

постановкой вопроса, но никаких решений не принимается. В 

этом плане обрадовало нас признание полпреда Хлопонина, 

что «Советский Союз развалился с национального вопроса» 

и то, что «министерство национальностей всегда было, наци-

ональный вопрос в таком государстве, как Россия, очень ва-

жен, им просто надо серьезно заниматься». Он обещал, что в 

ближайшее время обратится с конкретными предложениями 

по этому поводу к президенту и премьер-министру страны. 

Что же касается «ассимилируемости» или «неассимили-

руемости» Кавказа, считаю, что речь должна идти не о це-

ленаправленной ассимиляции, а о взаимном влиянии, равно-

правном  и  взаимоуважительном  сотрудничестве  между  от-

дельными народами.

Большое внимание в своем интервью Хлопонин уделил 

развитию  туристического  кластера  на  Северном  Кавказе. 

Но, почему-то, Чеченская Республика оказалась в стороне от 

этого масштабного проекта. А ведь возможности создания и 

дальнейшего развития этой отрасли в республике огромны. 

Да и безработица в Чечне, наряду с Ингушетией, недопусти-

мо высокая. Как известно, сокращение числа безработных – 

один из ключей решения проблемы экстремизма в регионе.

Про блок-посты на административных границах между 

республиками и связанных с ними проблемах жителей окру-

га мы писали десятки раз. А воз, как говорится, и ныне там. 

Никакой практической пользы эти «рогатки» не дают, если 

не  считать  «пользы»  для  сотрудников,  несущих  службу  на 

этих постах, а также их непосредственных начальников, за-

нимающихся банальным мздоимством и поборами с проез-

жающих  граждан.  Блок-посты  разрывают  на  части  единое 

правовое  и  экономическое  пространство  страны,  мешают 

передвижению людей и товаров, тем самым нарушая осно-

вополагающие права человека на свободное передвижение и 

экономическую деятельность.

Кроме  того,  инспекторы  ГИБДД  без  всякой  причины 

останавливают  проезжающие  автотранспортные  средства 

по конкретным кодам регионов и подвергают дискримина-

ции их водителей. Особенно часто такое можно наблюдать 

в Северной Осетии – Алания и Республике Дагестан. Я уже 

несколько раз выступал с предложением убрать с номерных 

знаков коды регионов и сделать их едиными для всего ре-

гиона. Ведь по конституции гражданин имеет право исполь-

зовать свое имущество, в том числе и автотранспорт, в лю-

бой части страны. Надеюсь, что власти округа обратят на это 

внимание. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

256

257

Чеченское общество устало от войн и раздоров

(Интервью Уполномоченного по правам человека в ЧР 

Н.С.Нухажиева)

–  Уважаемый  Нурди  Садиевич,  в  связи  с  объявлен-

ным накануне нового года возобновлением деятельности 

«Мемориала в Чеченской Республике, хотелось бы услы-

шать Ваше комментарии по этому поводу.

Положительно воспринимая эту весть, хочу напомнить, 

что  я  был  категорическим  противником  приостановления 

деятельности «Мемориала» в Чеченской Республике, о чем 

неоднократно  заявлял  в  своих  выступлениях  в  различных 

СМИ. Но руководство «Мемориала», после убийства Наташи 

Эстемировой, несмотря ни на что, под предлогом опасности 

продолжения  работы  для  своих  сотрудников,  на  несколько 

месяцев закрыло свой офис в Чечне. Правозащитная деятель-

ность в постконфликтных регионах, в принципе, предполага-

ет определенную опасность и риск. 

А теперь, пропиарив себя на весь мир и выжав все воз-

можные политические и прочие дивиденды из трагической 

гибели  Эстемировой,  обвинив  руководство  республики  во 

всех смертных грехах, при тех же, как они заявляют, услови-

ях, «Мемориал» возвращается в Чечню.

– В своем совместном заявлении Общественная пала-

та ЧР и республиканские НПО отмечают, что в деятель-

ности Пц «Мемориал» в Чечне явно присутствует «поли-

тический подтекст». Есть ли, на Ваш взгляд, основания 

для такого вывода?

Такой  подтекст  может  не  заметить  только  слепой.  Для 

«Мемориала»  важно  не  само  восстановление  нарушенных 

прав  жителей  республики,  а  использование  этих  фактов 

для  дестабилизации  обстановки  в  Чеченской  Республике. 

Пользуясь  объективными  проблемами  в  области  обеспече-

ния  прав  человека  в  регионе,  являющимися  прямым  след-

ствием двух полномасштабных войн и продолжающихся вы-

лазок  международных  террористов,  правозащитный  центр 

«Мемориал»  собирает  только  негативную  информацию. 

Иногда  создается  впечатление,  что  чем  больше  смертей  и 

чем хуже обстоят дела с соблюдением прав человека в Чечне, 

тем лучше для «Мемориала» и его явных и тайных покрови-

телей. Политическая составляющая в деятельности этой ор-

ганизации начинает превалировать над правозащитной, что 

абсолютно неприемлемо. 

Я бы посоветовал «Мемориалу» не становиться в позу, а 

внимательно ознакомиться с текстом заявления своих коллег 

и сделать трезвые выводы, в интересах прав граждан, о ко-

торых они с таким вдохновением и пафосом любят говорить 

на публику. 

Но а если господин Орлов думает, что своими высказы-

ваниями сможет внести раскол среди правозащитных орга-

низаций республики и противопоставить их друг другу, то он 

глубоко  заблуждается.  Последние  деструктивные  действия 

возглавляемой им организации помогли окончательно про-

зреть многим местным правозащитникам.

–  Как  заявил  руководитель  «Мемориала»  О.Орлов, 

он может назвать имена четырех руководителей непра-

вительственных организаций республики из 32-х завизи-

ровавших  вышеназванное  совместное  заявление,  кото-

рые на самом деле якобы не подписывали его. Возможно 

ли такое?

Заявлений господин Орлов делает много и не всегда по 

делу. Так в последний раз за голословные утверждения по 

поводу  убийства  Н.Эстемировой,  по  решению  Тверского 

районного  суда  г.  Москвы,  он  был  приговорен  к  выплате 

денежного  штрафа  и  официальному  опровержению  своих 

домыслов.  Так  вот,  я,  например,  до  сих  пор  не  видел  и  не 

слышал ни об одном официальном опровержении факта под-

писания этого заявления со стороны его авторов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..