ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 18

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
273
2.2.23. Ограничение негативного техногенного воздействия на окружающую среду
В соответствии с полномочиями, возложенными на Ростехнадзор постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, территориальные
органы Ростехнадзора осуществляют выдачу разрешительных документов:
об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
на основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24 .06.1998 № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработ-
ки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»,
и в соответствии с приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 № 643 «Об утверждении
административного регламента Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по уста-
новлению лимитов на размещение отходов»;
разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на осно-
вании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охра-
не окружающей среды» в порядке, установленном постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (за-
грязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий
на него», и в соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288
«Об утверждении административного регламента Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государствен-
ной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в
окружающую среду» (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2008, регистраци-
онный № 12741);
разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на основании
пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окру-
жающей среды», в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых
сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», в
соответствии с приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 «Об утверждении
административного регламента Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда-
че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду»
(зарегистрирован Минюстом России 26.11.2008, регистрационный № 12741).
В 2009 году территориальными органами Ростехнадзора количество установлен-
ных лимитов на размещение отходов составило 78 924 (в 2008 году — 87 523), что в
1,1 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
Масса размещаемых отходов в пределах утвержденных лимитов на размещение
отходов в 2009 году составила 840 154 003,06 т/год (в 2008 году — 2 607 371 690 т/год),
что в 3,1 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
Масса фактически размещенных отходов в пределах утвержденных лимитов в
2009 году составила 608 271 845,66 т/год (в 2008 году — 2 713 291 035 т/год), что в
4,5 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
Масса фактически размещенных отходов сверх утвержденных лимитов в 2009 году
составила 33 379 292,13 т/год (в 2008 году — 18 188 096,4 т/год), что в 7,3 раза боль-
ше по сравнению с 2008 годом.
274
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Масса фактически размещенных отходов в пределах и сверх утвержденных лими-
тов на их размещение составила 641 651 137,79 т/год (в 2008 году — 2 731 479 131,4),
что в 4,3 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году количество выданных территориальными органами Ростехнадзора
разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило
27 831 (в 2008 году — 49498), что в 1,8 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах нор-
мативов предельно допустимых выбросов по выданным разрешениям составляет
16 571 663,38 т/год (в 2008 году — 22 632 738,9 т/год), что в 1,4 раза меньше по сравне-
нию с 2008 годом; в пределах лимитов на выбросы — 2 620 757,87 т/год (в 2008 году —
12 871 566,2 т/год), что в 5 раз меньше по сравнению с 2008 годом.
Фактическая масса выбросов в целом по Российской Федерации по предвари-
тельным данным составляет в пределах нормативов предельно допустимых выбро-
сов 8 128 055,14 т/год (в 2008 году — 14 079 195,7 т/год), что в 1,7 раза меньше по
сравнению с 2008 годом.
Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
в пределах установленных лимитов составила 1 191 490,85 т/год (в 2008 году —
4 743 679,55 т/год), что в 4 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды тер-
риториальными органами осуществлялась деятельность по выдаче разрешений на
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Так, в целом по России в 2008 году выдано 15 298 разрешений на сбросы загряз-
няющих веществ в окружающую среду (в 2008 году — 18 124), что в 1,2 раза меньше
по сравнению с 2008 годом.
Масса сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах нормати-
вов допустимых сбросов по выданным разрешениям составляет 86 829 148,20 тонн в
год (в 2008 году — 18 580 718,8), что в 4,6 раза больше по сравнению с 2008 годом, в
пределах лимитов на сбросы — 2 492 140,09 т/год (в 2008 году — 12 792 368,8 т/год),
что в 5 раз меньше по сравнению с 2008 годом.
Фактическая масса сбросов в целом по Российской Федерации по предварительным
данным составляет в пределах нормативов допустимых сбросов — 5 721 905,88 т/год (в
2008 году — 11 463 035,7 т/год), что в 2 раза меньше по сравнению с 2008 годом.
Фактическая масса сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных ли-
митов составила 392 367,28 т/год (в 2008 году — 1 970 151,46 т/год), что в 5 раз мень-
ше по сравнению с 2008 годом.
Показатели деятельности Ростехнадзора в сфере ограничения негативного техно-
генного воздействия на окружающую среду в разрезе федеральных округов за 2009
год представлены в приложении к газовому отчету.
В соответствии с полномочиями, возложенными на Ростехнадзор постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор в
порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» и в соответствии с
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной
функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утверж-
денным приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 292, выдает разрешения на
трансграничное перемещение отходов.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
275
В 2009 году Ростехнадзором выдано 13 разрешений на трансграничное пере-
мещение отходов, направлено пять писем о некомплектности, один отказ в свя-
зи с тем, что планируемый к перемещению отход запрещен к ввозу в Российскую
Федерацию.
В основной массе отходы, на трансграничное перемещение которых выданы раз-
решения, относятся к малоопасным отходам. Исключение составляют отходы ме-
ланжей, представляющих собой отходы кислотных растворов, основной составля-
ющей которых является азотная кислота.
На ввоз в Российскую Федерацию выдано 5 разрешений. Государства экспорта:
Украина, Республика Белоруссия.
В соответствии с выданными разрешениями планируется ввести в Российскую
Федерацию 215 968,5 т отходов. Из них 212 200 т — гранулированные шлаки, обра-
зованные в результате производства чугуна и стали, ввозятся для использования в
производстве цемента; 600 т — алюминиевые шлаки; 3168,49 т — отходы кислотных
растворов, основной составляющей которых является азотная кислота (отходы ме-
ланжей) для производства нитробензола.
На вывоз отходов выдано 8 разрешений. Государства импорта: Китай, Республика
Казахстан, Украина, Германия. Планируемое к вывозу количество отходов —
2 876 962,5 и 2368 шт. шин, бывших в употреблении.
Осуществляется вывоз следующих видов отходов: ванадиевый шлак — 30 000 т,
свинецсодержащие отходы в виде изгари, съема, шлама, крошки — 3422,5 т, легкая
фракция золы уноса (летучая зола от сжигания угля на энергоустановках) — 2000 т,
золошлаки от сжигания углей на энергоустанвоках — 2 832 209 т, шины, бывшие в
употреблении — 9331 т и 2368 шт.
В 2009 году дано 175 заключений о том, что планируемые к трансграничному пе-
ремещению товары не относятся к категории отходов, регулируемых в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О
трансграничном перемещении отходов».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004
№ 401 Ростехнадзор осуществляет выдачу разрешений на трансграничное перемещение
озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в порядке, установленном по-
становлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1996 № 563 «О регулиро-
вании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразру-
шающих веществ и содержащей их продукции», и в соответствии с Административным
регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансгра-
ничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утверж-
денным приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 287.
В 2008 году участники внешнеэкономической деятельности преимущественно
обращались в Ростехнадзор за получением решений на ввоз ОРВ списка С (ОРВ,
наиболее часто используемые в производстве промышленного холодильного обору-
дования, производства систем кондиционирования, а также традиционно исполь-
зуемые при производстве пеноматериалов).
Отмечается незначительное количество обращений о ввозе в Российскую Феде-
рацию продукции списка Д, содержащей ОРВ списка А (средства пожаротушения),
ввозе рециклированных ОРВ списка А (преимущественно галоны, собранные из
средств пожаротушения в целях дальнейшей регенерации), ОРВ списка А, исполь-
276
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
зуемые в качестве сырья (преимущественно для производства фторорганических
продуктов).
В течение 2009 года в Ростехнадзор поступило 89 заявлений на выдачу разреше-
ний на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ, по результатам
рассмотрения которых выдано 61 разрешение и отказано в выдаче разрешений по
25 заявлениям.
В части трансграничных перемещений продукции, не содержащей озоноразру-
шающие вещества, участники внешнеэкономической деятельности обращаются за
получением соответствующих заключений преимущественно на ввоз в Российскую
Федерацию холодильно-морозильного оборудования, систем кондиционирования,
аэрозольной косметической продукции. Выдано 1683 заключения о том, что про-
дукция не содержит озоноразрушающих веществ, по 450 заявлениям отказано в вы-
даче соответствующего заключения.
В рамках функций, предусмотренных постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 30.07.2004 № 401 и во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 16.03.1996 № 278 Ростехнадзор выдает разрешения на ввоз
в Российскую Федерацию ядовитых веществ и транзит ядовитых веществ по терри-
тории Российской Федерации
В 2009 году в Ростехнадзор поступило 55 заявлений на выдачу разрешений на
трансграничное перемещение ядовитых веществ, по результатам рассмотрения ко-
торых выдано 38 разрешений и оформлено 22 отказа.
В 2008 году преимущественно выдавались разрешения на транзит и трансгранич-
ные перемещения цианистого натрия, желтого фосфора.
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Правовые основы, цель и направления экспертизы безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии. Формирование и функционирование системы прове-
дения экспертизы
Целью экспертизы безопасности, проводимой в рамках процедуры лицензиро-
вания, осуществляемой Ростехнадзором в области использования атомной энергии,
является всесторонняя оценка ядерной и радиационной безопасности размещения,
сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов использования атом-
ной энергии (далее — ОИАЭ), а также оценка обоснования безопасности видов де-
ятельности в области использования атомной энергии.
Необходимость, условия и порядок организации и проведения экспертизы без-
опасности в области использования атомной энергии определен:
Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.1997 № 865;
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по ли-
цензированию деятельности в области использования атомной энергии (далее —
Административный регламент).
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
277
Приказом Ростехнадзора от 26.03.2009 № 195 «О внедрении Административного
регламента» некоторые документы Ростехнадзора признаны не подлежащими при-
менению. К таким документам отнесено и регламентировавшее ранее порядок про-
ведения экспертизы безопасности Положение о порядке проведения экспертизы
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности
ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или качества за-
явленной деятельности (РД-03-13-99).
Согласно Административному регламенту экспертиза проводится в целях про-
верки достаточности обоснованного заявителем обеспечения ядерной и радиаци-
онной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хране-
ния и (или) заявленной деятельности, в том числе проверяются:
а) соответствие проектных, конструкторских и технологических решений фе-
деральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, квали-
фикации работников установленным требованиям и наличие условий для ее под-
держания на необходимом уровне, а также наличие и соответствие установленным
требованиям системы сбора, хранения, переработки и захоронения радиоактивных
отходов при осуществлении заявленной деятельности;
б) полнота мер технического и организационного характера по обеспечению
ядерной и радиационной безопасности при осуществлении заявленной деятельно-
сти;
в) наличие соответствующих условий хранения и организации учета и контро-
ля ядерных материалов, радиоактивных веществ, обеспечение физической защиты
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных мате-
риалов и радиоактивных веществ, наличие планов мероприятий по защите работ-
ников объекта использования атомной энергии в случае возникновения аварии и
готовность к их выполнению, а также наличие системы обеспечения качества и не-
обходимой инженерно-технической поддержки заявленной деятельности;
г) способность заявителя обеспечить условия безопасного прекращения заявлен-
ной деятельности и вывод объекта использования атомной энергии из эксплуата-
ции, а также наличие соответствующих проектных материалов.
Экспертизу документов, представленных для получения лицензии, проводят экс-
пертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экс-
пертизы проектной, конструкторской, технологической документации и докумен-
тов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и ра-
диоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обраще-
нию с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными от-
ходами. Информация об экспертных организациях, имеющих соответствующие ли-
цензии Ростехнадзора, размещается на Интернет-сайте (www.gosnadzor.ru).
Экспертиза документов заявителя, представленных для получения лицензии, обо-
сновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных устано-
вок (ЯУ), радиационных источников (РИ), пунктов хранения (ПХ) и (или) заявлен-
ной деятельности, проводится согласно техническому заданию на проведение экс-
пертизы, утвержденному:
начальником ответственного подразделения или лицом, исполняющим его обя-
занности, — в случае исполнения государственной функции по лицензированию
центральным аппаратом Ростехнадзора;
278
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
руководителем территориального органа — в случае исполнения государствен-
ной функции по лицензированию соответствующим территориальным органом
Ростехнадзора.
Критериями оценки при экспертизе являются требования федеральных норм и
правил и иных нормативных документов в области использования атомной энер-
гии. При экспертизе также должны быть учтены достигнутый уровень развития нау-
ки и техники, предшествующий опыт эксплуатации российских и зарубежных объ-
ектов использования атомной энергии, использованы доступные сведения о собы-
тиях, имевших место на российских и зарубежных объектах использования атомной
энергии. Под достигнутым уровнем науки и техники понимается комплекс научных
и технических знаний, технологических, проектных и конструкторских разработок
в определенной области науки и техники, который подтвержден научными иссле-
дованиями и практическим опытом и отражен в научно-технических материалах.
Экспертизе подлежат официальные документы, обосновывающие ядерную и ра-
диационную безопасность объекта использования атомной энергии и/или качество
заявленной деятельности в области использования атомной энергии, представляе-
мые заявителем или лицензиатом для получения лицензии Ростехнадзора.
Административным регламентом предусмотрено, что если в ходе экспертизы у
экспертов возникли вопросы по обоснованию ядерной и радиационной безопас-
ности, представленному в документах заявителя, то экспертная организация впра-
ве провести обсуждение указанных вопросов с заявителем.
По результатам экспертизы экспертная организация составляет экспертное за-
ключение об обосновании Я и РБ ЯУ, РИ, ПХ и (или) заявленной деятельности,
утверждаемое руководителем экспертной организации или уполномоченным им
должностным лицом.
Датой завершения экспертизы является дата письменного уведомления эксперт-
ной организации о принятии экспертного заключения.
Система экспертизы безопасности ОИАЭ и/или видов деятельности, выполня-
емых на ОИАЭ, представляет собой совокупность участников, правил, критериев
оценки, а также методик и процедур. Ростехнадзор осуществляет управление систе-
мой экспертизы безопасности посредством:
разработки нормативных и руководящих документов, а также руководств по без-
опасности;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
периодического пересмотра требований в отношении порядка организации и
проведения экспертизы;
контроля соблюдения установленных требований к организации экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы;
участия в международном сотрудничестве по обмену опытом проведения экспер-
тизы и совместному проведению экспертизы;
организации научных исследований в области развития методов экспертизы, а
также разработки баз данных по объектам использования атомной энергии.
При экспертизе безопасности всесторонне анализируются и оцениваются на со-
ответствие требованиям действующих нормативных документов и достигнутому
уровню развития науки и техники следующие основные аспекты:
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и выполняемых на них видов дея-
тельности, включая:
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
279
проектные, конструкторские, технические и организационные решения, при-
нятые эксплуатирующей организацией для обеспечения ядерной и радиационной
безопасности;
организационные решения и эксплуатационная документация, предусмотренные
эксплуатирующей организацией к применению при эксплуатации ОИАЭ;
квалификация персонала, мероприятия по подготовке/переподготовке персона-
ла, предусмотренные эксплуатирующей организацией;
состояние основного оборудования и наличие у него ресурса с учетом физиче-
ского и морального старения;
радиационная защита персонала и радиационный контроль при эксплуатации
ОИАЭ;
воздействие ОИАЭ на окружающую среду;
обращение со свежим и облученным ядерным топливом;
сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
обеспечение пожарной защиты ОИАЭ;
обеспечение учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ;
обеспечение физической защиты ОИАЭ;
обеспечение качества выполняемых на ОИАЭ видов деятельности;
обеспечение инженерно-технического сопровождения деятельности по эксплу-
атации ОИАЭ;
ядерная и радиационная безопасность ОИАЭ и предусмотренных на них видов
деятельности в случае возникновения проектных и запроектных аварий, включая:
системы безопасности для предотвращения аварий и локализации их послед-
ствий;
аварийная готовность, планы мероприятий по защите персонала, населения и
окружающей среды в случае аварии на ОИАЭ;
мероприятия по ликвидации последствий аварии на ОИАЭ;
способность заявителя обеспечить безопасное прекращение эксплуатации ОИАЭ
и выполняемых на них видов деятельности.
Экспертиза ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ и выполняемых на них
видов деятельности не сводится к констатации соответствия (или несоответствия)
требованиям норм и правил в области использования атомной энергии. Введенный
в эксплуатацию ОИАЭ через определенное время становится «формально несоот-
ветствующим» требованиям постоянно развивающихся нормативных документов.
Поэтому при экспертизе большое внимание уделяется оценке мер, предусмотрен-
ных для устранения и/или компенсации несоответствий требованиям действующих
нормативных документов.
Основные итоги экспертизы безопасности ОИАЭ в 2009 году
Экспертиза безопасности в Волжском МТУ ЯРБ
В 2009 году для экспертизы безопасности Волжским МТУ ЯРБ привлека-
лись следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр» (г. Санкт-Петербург, лицензии № ГН-13-205-1694 от 09.07.2007
и № ГН-13-101-1790 от 14.01.2009);
ООО «Радиационно-экологический контроль» (г. Оренбург, лицензия № ГН-13-
205-1751 от 25.10.2007);
280
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская область, г. Балаково, лицензии № ГН-13-
205-1570 и № ГН-13-303-1569 от 25.08.2006);
ФГУ «33 ЦНИИИ МО РФ» (Саратовская область, г. Вольск-18, лицензии № ГН-
13-205-1548 от 31.05.2006 до 01.06.2009 и № ГН-13-205-2180 от 04.09.2009);
ООО «Луна-Марс» (г. Москва, лицензия № ГН-13-108-1993 от 28.01.2009);
ООО «НЭЦЯТ» (г. Н.Новгород, лицензия № ГН-13-101-1982 от 11.05.2009);
ООО «ИИЦЭБ» (г. Москва, лицензия № ГН-13-101-2076 от 16.03.2009).
В 2009 году Волжским МТУ ЯРБ было организовано проведение 154 экспертиз
безопасности деятельности, в том числе:
85 экспертиз безопасности деятельности по эксплуатации радиационных источ-
ников;
2 экспертизы безопасности деятельности по эксплуатации пункта хранения ра-
диоактивных отходов;
3 экспертизы безопасности деятельности по обращению с радиоактивными ве-
ществами, в том числе при их транспортировании;
1 экспертиза безопасности деятельности по выводу из эксплуатации радиацион-
ного источника в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирую-
щей организации;
2 экспертизы безопасности деятельности по выводу из эксплуатации хранилищ
радиоактивных отходов в части выполнения работ и предоставления услуг эксплу-
атирующей организации;
33 экспертизы безопасности на сооружение объектов использования атомной
энергии;
8 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности в части
выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации;
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность деятельности на экс-
плуатацию ЯУ атомной станции в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации;
2 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности в части
выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации экспер-
тизы не завершены;
1 экспертиза безопасности деятельности по обращению с радиоактивными ве-
ществами в части оказания услуг эксплуатирующей организации (экспертиза не за-
вершена);
12 экспертиз по конструированию оборудования для АС;
1 экспертиза документов на конструирование изделий, в которых содержатся ра-
диоактивные вещества;
1 экспертиза на эксплуатацию комплекса, в котором содержатся радиоактивные
вещества, в части выполнения отдельных работ и оказания услуг;
2 экспертизы на эксплуатацию ядерной установки (комплекса с исследователь-
скими ядерными реакторами) в части выполнения работ и предоставления услуг для
эксплуатирующей организации.
В 2009 году Волжским МТУ было принято 2 решения об отказе в выдаче лицен-
зии следующим предприятиям на основании отрицательных выводов соответству-
ющих экспертных заключений:
в/ч 90600 на деятельность по эксплуатации радиационного источника;
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на деятельность по обращению с радиоактивными ве-
ществами при их транспортировании.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
281
В 2009 году ВМТУ ЯРБ не выдавало лицензий на право организации и проведе-
ния экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Дальневосточном МТУ ЯРБ
В 2009 году для экспертизы безопасности Дальневосточным МТУ ЯРБ
Ростехнадзора привлекались следующие экспертные организации, имеющие
соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «РЭСцентр» (г. Санкт-Петербург);
ООО «СибАтомЭксперт» (г. Новосибирск).
В 2009 году Дальневосточным МТУ ЯРБ было организовано проведение 32 экс-
пертиз безопасности, в том числе:
18 экспертиз документов, обосновывающих безопасность эксплуатации ради-
ационных источников (ГОУВПО «Дальневосточный государственный универси-
тет», ФГУ «Камчатский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ОАО
«Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени
Ю.А. Гагарина», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ООО «Авиакомпания «Илин», ГУЗ
Сахалинский областной онкологический диспансер, ЗАО «Специализированное
управление № 4, ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»,
ФГУ «Сахалинский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ОАО
«Холдинговая компания Дальзавод», ОАО «Санаторий УССУРИ», ОГУЗ «Амурский
областной онкологический диспансер», ОАО «Судостроительный завод им.
Октябрьской революции», ООО «Амурские авиалинии», ООО «КНДЕ Ко., ЛТД»,
ОАО «Амурметалл», ОАО «Владивосток Авиа» и ГУЗ «Приморский краевой онко-
логический диспансер»);
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность эксплуатации радиа-
ционного источника (комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества)
и обращение с радиоактивными веществами при их использовании, транспортиро-
вании и хранении (ОАО «Амурский судостроительный завод»);
3 экспертизы документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными веществами (ЗАО СП «Авиационная компания Авиашельф-Aviashelf», ООО
«Авиакомпания «Икар» и ГУ «Государственное хранилище ценностей Республики
Саха (Якутия)»;
3 экспертизы документов, обосновывающих безопасность обращения с радио-
активными отходами (ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», ЗАО Геофизическая
компания «ЗОНД» и ООО «ПримТехнополис»);
3 экспертизы документов, обосновывающих безопасность использования радио-
активных веществ при проведении научно-исследовательских работ (Институт химии
ДВО РАН, Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН и ГОУВПО
«Дальневосточный государственный медицинский университет Росздрава»);
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность сооружения блока
атомной станции, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатиру-
ющей организации (ОАО «Гидроэлектромонтаж»);
3 экспертизы, обосновывающих безопасность деятельности по конструированию
и изготовлению оборудования (ООО «Производственно-коммерческое предприятие
«Востокавтоматика», ОАО «Амурский кабельный завод» и ООО «Амуратом»).
В 2009 году Дальневосточным МТУ ЯРБ было принято три решения об отказе в
выдаче лицензий на основании отрицательных выводов экспертных заключений:
ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», ООО «Санаторий
282
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
«Амурский залив» и в/ч 25525 (обеспечение радиационной безопасности заявлен-
ной деятельности обосновано недостаточно).
После устранения недостатков, отмеченных в выводах экспертных заключений,
двум организациям были выданы лицензии Ростехнадзора (ОАО «Судостроительный
завод им. Октябрьской революции», ООО «Санаторий «Амурский залив»).
В 2009 году Дальневосточное МТУ ЯРБ не выдавало лицензий на право прове-
дения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Донском МТУ по надзору за ЯРБ
В 2009 году для экспертизы безопасности Донским МТУ ЯРБ привлекались
следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
ООО «Инженерный центр «Эксперт» (Ростовская обл., г. Волгодонск, лицензия
№ ГН-13-101-1808 от 10.03.2008);
ООО Предприятие по обеспечению работоспособности технологического обору-
дования «РЕСУРС» (г. Воронеж, лицензия № ГН-13-101-1782 от 28.12.2007);
ООО «Инженерно-технический центр радиационной техники и технологии»
(г. Волгоград, лицензия № ГН-13-205-1800 от 25.01.2008);
ООО «Экспертно-консультационное предприятие «Энергоатом» (г. Воронеж, ли-
цензия № ГН-13-205-1768 от 26.11.2007);
ООО «АтомВоинЭксперт» (г. Москва, лицензии № ГН-13-205-1447 от 29.06.2005
и ГН-13-205-1881 от 15.07.2008);
ФГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт
Министерства обороны Российской Федерации» (Саратовская обл., г. Вольск-18,
лицензия № ГН-13-205-1548 от 31.05.2006);
ООО «Эксперт-Атом» (Саратовская обл., г. Балаково, лицензия № ГН-13-205-
1570 от 25.08.2006);
ООО «Межотраслевой экспертно-сертификационный, научно-технический и
контрольный центр ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр)» (г. Санкт-
Петербург, лицензия № ГН-13-205-1694 от 09.07.2007);
ООО «СибАтомЭксперт» (г. Новосибирск, лицензия № ГН-13-205-1816 от
12.03.2008).
В 2009 году Донским МТУ ЯРБ было организовано проведение 143 работ по экс-
пертизе безопасности, в том числе:
104 экспертизы документов, обосновывающих безопасность деятельности в ча-
сти сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и
радиационных источников (ООО «Импульс», ООО «Электромонтажное управ-
ление № 7», ООО «КолСтройЭнергоМонтаж», ООО «СтройЭнергоМонтаж»,
ОАО «Ставэнергоремонт», ООО «Энергомонтаж», ООО «Энергоремстрой»,
ООО «Галант», ООО «Региональный центр кадастра и инвентаризации»,
ООО Строительная фирма «Новые технологии», ООО «Воронежская Строительная
Биржа», ООО «Союзкомплект», ООО «Венделс», ООО «Югмонтажналадка»,
ООО «Энерготехсервис», ООО «Монтажспецстрой», ООО «Велес», ЗАО «Строй-
конструкция», ООО «СтройТехСистема», ООО «Стройспецавтоматика»,
ЗАО «Торговая компания «Металлист», ООО «ЭкономПромАтом», ООО «Центр
производственного персонала», ООО «Строительно-монтажное управле-
ние № 1», ООО «Спецстрой», ООО «Дорожное строительство и ремонт»,
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
283
ООО «Электромонтаж», ООО «Атомстройпроект», ООО «Наладочное управ-
ление Корпорации АК Электросевкавмонтаж», ООО «ЭнергоТехЦентр»,
ООО «Горизонтально-направленное бурение», ООО «Периметральные систе-
мы», ООО «Теплоэнергомонтаж», ООО «Строительно-инвестиционные компа-
нии — Холдинг», ООО «Альпсервис», ОАО «Специализированное ремонтно-
строительное управление № 7», ООО «Эссет Менеджмент Компани», ООО «ДОН»
Гидроспецфундаментстрой», ООО «РУСЬ МОНОЛИТ», ООО «Жилстрой-С»,
ООО «Донэнергомонтаж», ООО «Спецпокрытие», ООО «Кавказэнергогазмонтаж»,
ЗАО «Монолитспецстрой», ООО «ОЭК-Севзапэнергомонтаж», ООО «Корпорация
Акционерной Компании «Электросевкавмонтаж», ОАО «Пятигорский за-
вод «Импульс», ЗАО «Ремнотех», ООО «Энерготехпром», ООО «Экспертно-
консультационное предприятие «Энергоатом», Государственное образова-
тельное учреждение высшего профессионального образования Воронежский
государственный архитектурно-строительный университет (г. Воронеж), ООО «РН-
Ставропольнефтегаз», в/ч 61756, ОАО «Себряковцемент», Государственное об-
разовательное учреждение высшего профессионального образования «Ейское
высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя
Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова» Министерства обо-
роны Российской Федерации, ОАО «Концерн по производству электрической и
тепловой энергии на атомных станциях» (ОАО «Концерн Энергоатом»), Лечебно-
профилактическое учреждение профсоюзов «Пятигорская бальнеогрязелечеб-
ница», в/ч 20115, ОАО «Волгодонский комбинат древесных плит», ОАО «Кетон»,
ООО «Ставролен», ОАО «Шахтоуправление «Обуховская», Федеральное казен-
ное предприятие «Комбинат «Каменский», ОАО «Воронежский синтетический ка-
учук», Государственное учреждение здравоохранения «Центр восстановительной
медицины и реабилитации № 2» Ростовской области, Государственное учрежде-
ние Волгоградской области «Комплекс», Федеральное государственное учрежде-
ние государственный центр агрохимической службы «Воронежский», Федеральное
государственное учреждение «Воронежский центр стандартизации, метрологии
и сертификации», Муниципальное учреждение здравоохранения «Михайловская
центральная районная больница», ООО «ТИСИЗ», Государственное учреждение
здравоохранения «Онкологический диспансер» Министерства здравоохранения
КБР, Государственное учреждение «Адыгейский республиканский клинический он-
кологический диспансер», ОАО «Краснодарнефтегеофизика», ЗАО «Волгоградский
металлургический завод «Красный Октябрь», Государственное областное учрежде-
ние здравоохранения «Онкологический диспансер» в г. Шахты, Волгоградское от-
крытое акционерное общество «Химпром», Государственное учреждение здраво-
охранения «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер»,
ОАО «Южгеология», ООО «Машук», ОАО «325 авиационный ремонтный завод»);
6 экспертиз документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными веществами, в том числе при их транспортировании (ООО «ЛУКОЙЛ-
Волгограднефтегаз», ООО «Ставрополь-Нефтеремонт», ООО «Ставропольский
КРС», ОАО «Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атом-
ных станциях» (ОАО «Концерн Энергоатом»), ООО «ТК-ЛИДЕР», ОАО научно-
производственная компания «ПАНХ»);
31 экспертиза документов, обосновывающих безопасность деятельности по кон-
струированию и изготовлению оборудования для ядерных установок, пунктов хранения
284
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ядерных материалов и хранилищ радиоактивных отходов, сооружений и комплексов
с исследовательскими ядерными реакторами (ОАО «Атоммашэкспорт», ЗАО «Пром-
Энерго-Комплект», ООО «Вымпел», ЗАО «Лискинский завод монтажных заготовок»,
ЗАО «РудГорМаш», ЗАО «Кабельный завод «Кавказкабель», ЗАО «Завод технологиче-
ского оборудования «ОНИКС», ООО «Спецпромконструкция», ООО «Энергомаш-
Атоммаш», ЗАО «Воронежстальмост», ООО Проектно-производственное предпри-
ятие «МИК-ХХI», ЗАО НПО «Импульс», ЗАО «ВЭД-Инвест», ООО «Риметалк»,
ООО «Волгодонский завод металлоконструкций», ООО «НАТЭК-Нефтехиммаш»,
ОАО «Азовский оптико-механический завод», ООО «Волгодонское Монтажное
Управление», ОАО «Атоммашэкспорт», ООО «Научно-технический центр
Космос-Нефть-Газ», ООО «Научно-производственное предприятие «Подъемные
сооружения», ОАО «Югэлектро», ООО «Корпорация Акционерной Компании
«Электросевкавмонтаж», ОАО «Волгодонский завод металлургического и энерге-
тического оборудования»);
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуата-
ции ядерной установки — комплекса с ядерными зарядами, предназначенными для
использования в мирных целях (объект «Вега»), в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации (при лицензировании ООО «Алекс-
Плюс»);
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуата-
ции ядерной установки — комплекса с ядерными зарядами, предназначенными для
использования в мирных целях, в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации (при лицензировании ООО «КАРЬЕР-ТАТРА»).
В 2009 году Донским МТУ ЯРБ на основании отрицательного вывода экс-
пертного заключения было принято одно решение об отказе в выдаче лицензии
Государственному образовательному учреждению высшего профессионального обра-
зования Воронежскому государственному архитектурно-строительному университету
(г. Воронеж) на эксплуатацию ядерных установок (блоков атомных станций) в части
выполнения работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации.
В 2009 году Донской МТУ ЯРБ не выдавал лицензий на право организации и про-
ведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТУ ЯРБ
В 2009 году Северо-Европейским МТУ ЯРБ для экспертизы безопасности при-
влекались следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицен-
зии Ростехнадзора:
Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой экспертно-
сертификационный, научно-технический и контрольный центр ядерной и радиа-
ционной безопасности» (ООО «РЭСцентр»),
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Р.А.Н.»
(ООО «ИЦ «Р.А.Н.»);
Открытое акционерное общество «СМНУ «КВАРС»;
Открытое акционерное общество «Центр научно-технических экспертиз»;
ФГУП 33 НИИ МО.
В 2009 году Северо-Европейским МТУ была организована 231 экспертиза доку-
ментов, обосновывающих заявленную организациями деятельность, в том числе:
74 экспертизы документов, обосновывающих безопасность сооруже-
ния и эксплуатации ядерных установок, на деятельность по выполнению ра-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
285
бот и услуг для эксплуатирующих организаций (ОАО «Балтийский завод»,
ФГУП «Атомфлот», «Концерн «НПО «Аврора», ООО «Сосновоборская монтаж-
ная организация», ЗАО «ТИТАНСАНТЕХМОНТАЖ» ООО «Петромеханика»,
ЗАО «ЛАЭСэнергоремонт», ООО «СТРОЙЭЛЕКТРОМОНТАЖ», ОАО «Кварц-
ЭРМ», ОАО «НИПТБ «Онега» и др.).
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными веществами (ОАО «СПб «Изотоп»);
46 экспертиз документов, обосновывающих радиационную безопасность и каче-
ство заявленной деятельности на сооружение РИ (1); на эксплуатацию РИ (38); на
эксплуатацию ПХ (6); на проектирование, конструирование РОО (1);
88 экспертиз документов, обосновывающих качество заявленной деятельности
при конструировании и изготовлении оборудования для ОИАЭ (ОАО «ЦКБМ»,
ЗАО «Сплавтехнология», ОАО «Атом-Индустрия», ОАО «ВНИПИЭТ», ОАО «Ви-
братор», ООО «Вест-Инжиниринг», ОАО «Контур» и др.);
22 экспертизы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг по монтажу,
наладке, техническому обслуживанию и ремонту инженерно-технических средств
систем физической защиты ОИАЭ и с выполнением работ и оказанием услуг по
проектированию и конструированию инженерно-технических средств систем фи-
зической защиты ОИАЭ с изготовлением ИТС СФЗ ОИАЭ (ООО «Эдванс-С»;
ЗАО «СпецСтройМонтаж», ООО «АтомЭнергоИнжиниринг», ФГУП «УСС № 36
при Спецстрое России», ООО «РИУС+», ЗАО «НПП «ИСТА-Системс», ООО «АТ»,
ООО «Атомпромкомплекс», ООО «Комплексные системы безопасности», ООО «СПб
АЭП», ЗАО «НПП «ИСТА-Системс», ЗАО «НПО «Севзапспецавтоматика»,
ООО «СПЕЦПОСТАВКА», ООО «Комплексные системы безопасности»).
За отчетный период отказано в выдаче лицензий шести заявителям.
Экспертиза безопасности в Сибирском МТУ по надзору за ЯРБ
В 2009 году Сибирским МТУ ЯРБ для экспертизы безопасности привлека-
лись следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
ООО «СибАтомЭксперт» (г. Новосибирск);
ООО «РЭС-центр» (г. Санкт-Петербург).
В 2009 году Сибирским МТУ ЯРБ было организовано проведение 120 экспертиз
безопасности, в том числе:
42 экспертизы документов, обосновывающих безопасность обращения с ра-
диоактивными веществами и радиоактивными отходами (РАО), при эксплуата-
ции и транспортировании для организаций народного хозяйства (при лицензи-
ровании ОАО Торговый центр «Алтайхимпром», ООО «Сиам Мастер» (2 экспер-
тизы), ООО «Регионгазстрой», ОАО «Бурятзолото», ОАО «Аэропорт Байкал»,
ЗАО «Илимхимпром», ЗАО «Новомальтинский завод строительных материалов»,
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ГУ «Управление транспорта»,
ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», ООО «Геокомп», ЗАО Авиакомпапния
«ИрАЭРО», ООО «Сибмер», ЗАО «Алыкель» (2 экспертизы), ГУЗ «Новосибирский об-
ластной онкодиспансер», ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод»,
ОАО «Русал Саянал», ООО «Новосибирскгеофизика», ФГУП «Читагеологоразведка»,
ООО «Дорстройэкспорт», ООО «ГИС», ОАО «Западно-Сибирский металлур-
гический комбинат», ГУЗ Забайкальский краевой онкологический диспансер,
286
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ООО «Сибнуклон», АКГУП «Алтайские авиалинии», Томский политехнический
университет, ОАО «Газпромнефть — ОНПЗ», ООО «Георесурс», Сибирский феде-
ральный университет, НИИ цитологии и генетики СО РАН, КГУЗ «Алтайский крае-
вой кардиодиспансер», ООО «Томскнефтегаз-инжиниринг», ЗАО «Алтайвитамины»,
Читинский государственный университет, ООО «Востокгазпромгеофизика», ФГУ
Центр агрохимической службы «Алтайский», ОАО «Красноярскгеология», в/ч 30672,
в/ч 34148, в/ч 52929);
6 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности, связан-
ной с выполнением работ и предоставлением услуг на атомных станциях при со-
оружении и эксплуатации атомных станций (при лицензировании ООО «НМУ
Гидромонтаж», ООО «Гидромонтаж», ООО «Сибгидромонтаж», ООО «Богучанское
МУ Гидромонтаж», ООО «МСУ-78», ЗАО «Саянское управление основных соору-
жений»);
55 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности, свя-
занной с выполнением работ и предоставлением услуг предприятиям ядерно-
го топливного цикла при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации
объектов ЯТЦ (при лицензировании ООО «Сибирский элемент — Строительная
компания», ОАО «Управление Строительства-604», ООО «Третье Красноярское
монтажное управление «Востоксантехмонтаж», ООО «Красноярское управле-
ние «ВостокЭнерго-Монтаж», ЗАО «СИБАКАДЕМСТРОЙ», ООО «ВодТепло-
Строй», ООО «ЕнисейСтройКом», ООО «Красноярское пуско-наладочное
управление», ООО «МеталлПромМонтаж», ООО «ПСК «Комлекс-Строй»,
ООО «Региональная Строительная Компания», ООО «СибСпецМонтаж»,
ООО «СтройТехМонтаж», ООО «Системы Безопасности», ООО «Сибстройкомплект»,
ЗАО «СтройСервисРемонт», ООО «Билер», ООО «Красноярская горная компа-
ния», ООО «Строительная компания «Мастер», ЗАО «КРИС», ЗАО Строительная
Компания «Техинвестстрой», ОАО «КРАСРЕМСТРОЙ», ЗАО «А.Р.Т.»,
ООО «АвиаСтрой-Комплект», ООО «Водстрой-плюс», ООО «ВодТеплоСтрой»,
ООО «Группа предприятий СибТрансСтрой», ООО «ИНТЕК», ООО «Мегаполис»,
ООО МСФ «Аврора», ООО «Первая Строительная Компания», ООО ПКФ
«СТРОИТЕЛЬ 8», ООО «Региональная Строительная Компания», ООО «Росинь»,
ООО «СантехСтройСервис», ООО «Сибмонтаж», ООО «СК Модуль», ООО «Систем-
Сервис», ООО СК «Респект», ООО «СНМ», ООО «Строитель-2005», ООО «СК
Енисей», ООО «Строительное Монтажное Управление», ООО «Технострой»,
ООО «Успех», ООО «Элект-Монтаж», ООО «Электромонтаж», ООО Энергоресурс»,
ООО «ЭКСКАЛИБУР», ООО «Технострой», ЗАО «Монтажно-строительное управле-
ние №75», ООО «Горностроительное управление № 1», ООО «Девора», ООО «Дело»,
ООО «Дорожно-эксплуатационное предприятие КБУ № 2»);
1 экспертиза документов, обосновывающих безопасность деятельности при об-
ращении с ядерными материалами при их транспортировании (при лицензирова-
нии ООО «ЗапСибКонтейнер»);
2 экспертизы документов, обосновывающих безопасность обращения с радиоак-
тивными отходами (при лицензировании ООО «Монолит», ЗАО УАТ «НЗХК»);
14 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности, связан-
ной с конструированием и изготовлением оборудования для ядерных установок, ра-
диационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ (при лицензировании ЗАО «ЭлеСи», ООО НПО «Мостовик», ООО ПКФ
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
287
«МираМет», ООО «НЗХК-Инструмент», ООО «Металлообрабатывающая ком-
пания», ООО «ТД Алтайталь», ООО «Тимокс», ООО «ЗМИ-инвест», ФГУП ПО
«Север», ООО «РК КЭМОНТ», ООО «Сибмаш», ООО «АЗНКУ», ЗАО НПП ГА
«ЛУЧ», ООО «НЗХК-Инжиниринг»).
В 2009 году Сибирским МТУ ЯРБ было принято решение об отказе в выдаче ли-
цензии ООО «Монолит» на осуществление заявленной деятельности по результа-
там проведенной экспертизы (на обращение с РАО при выполнении работ и предо-
ставлении услуг эксплуатирующей организации).
В 2009 году Сибирское МТУ ЯРБ не выдавало лицензий на право организации и
проведения экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Уральском МТУ по надзору за ЯРБ
В 2009 году для экспертизы безопасности Уральским МТУ ЯРБ привлека-
лись следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора:
АНО «ЭКСПЕРТИЗА» (лицензии № ГН-13-101-1725 от 05.09.2007, ГН-13-205-1945
от 05.12.2008);
ООО «Уральский региональный экспертно-сертификационный научно-
технический центр ядерной и радиационной безопасности «УРАЛРЭСЦЕНТР»
(лицензии № ГН-13-205-1682 от 04.06.2007, ГН-13-115-1712 от 20.08.2007, ГН-10-
302-1504 от 28.12.2005);
ООО «РИП» (лицензия № ГН-13-205-1815 от 12.03.2008).
В 2009 году Уральским МТУ ЯРБ было организовано проведение 187 экспертиз
безопасности, в том числе:
при эксплуатации ядерных установок — 26 экспертиз документов, обосновыва-
ющих продление ресурса и возможность дальнейшей эксплуатации оборудования
энергоблока № 3 с реактором БН-600 Белоярской атомной станции ОАО «Концерн
Росэнергоатом»;
при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии:
51 экспертиза документов, обосновывающих безопасность деятельности пред-
приятий и организаций по оказанию услуг на атомных станциях;
25 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности предпри-
ятий и организаций по оказанию услуг на предприятиях топливного цикла;
36 экспертиз документов, обосновывающих безопасность использования радиа-
ционно опасных объектов в народном хозяйстве;
49 экспертиз документов, обосновывающих безопасность деятельности орга-
низаций и предприятий по конструированию и изготовлению оборудования для
ОИАЭ.
В 2009 году управлением было принято одно решение об отказе в выдаче лицен-
зии по результатам проведенной экспертизы по заявлению ООО «ПромДизайн».
В 2009 году управление не выдавало лицензий на право организации и проведе-
ния экспертизы безопасности.
Экспертиза безопасности в Центральном МТУ по надзору за ЯРБ
В 2008 году для экспертизы безопасности Центральным МТУ привлекались
следующие экспертные организации, имеющие соответствующие лицензии
Ростехнадзора: ООО «НЭТ», ФГУП «Завод «Медрадиопрепарат» ФМБА России.
288
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В 2009 году Центральным МТУ по надзору за ЯРБ было организовано проведе-
ние 68 экспертиз безопасности, в том числе:
3 экспертизы по сооружению РИ;
51 экспертиза по эксплуатации РИ;
2 экспертизы по эксплуатации ПХ;
1 экспертиза по обращению с РВ;
1 экспертиза по обращению с РАО;
6 экспертиз по использованию РВ при НИР и ОКР;
4 экспертизы по транспортированию РВ и РАО.
Тематическое распределение экспертиз, выполненных по поручениям МТУ
ЯРБ
Обобщенная информация о тематическом распределении экспертиз безопас-
ности, выполненных по поручениям МТУ по надзору за ЯРБ, представлена в
табл. 92.
Таблица 92
Обобщенная информация о тематическом распределении экспертиз безопасности,
выполненных по поручениям МТУ по надзору за ЯРБ
Объекты и виды деятельности
ВМТУ
86
3
8
2
33
22
154
ДВМТУ
18
0
10
0
1
3
32
ДонМТУ
104
2
6
0
0
31
143
СЕМТУ
39
0
1
6
74
111
231
СибМТУ
0
1
44
0
61
14
120
УМТУ
36
0
102
0
0
49
187
ЦМТУ
54
0
12
2
0
0
68
Всего:
337
6
183
10
169
230
935
%
36
0,5
20
1
18
24,5
100
Из таблицы видно, что более трети из почти тысячи экспертиз, выполненных по
поручению МТУ ЯРБ, были связаны с лицензированием видов деятельности с при-
менением радиационных источников. Значительный объем из общего количества
проведенных экспертиз занимают экспертизы безопасности, связанные с лицензи-
рованием видов деятельности с радиоактивными веществами (20 %) и с лицензиро-
ванием конструирования и изготовления оборудования (24,5 %).
Экспертиза безопасности в Научно-техническом центре по ядерной и радиаци-
онной безопасности (НТЦ ЯРБ)
В рамках экспертной деятельности в 2009 году в НТЦ ЯРБ выполнялись экспер-
тизы по поручениям и на основании технических заданий Ростехнадзора. Кроме

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..