ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 12

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
177
неэффективность производственного контроля на малых предприятиях (с коли-
чеством производственного персонала 15-25 человек).
Среди основных проблем обеспечения требуемого уровня промышленной безо-
пасности на опасных производственных объектах газораспределения и газопотре-
бления следует выделить недостаточное внимание первых руководителей к вопро-
сам развития интегрированных систем управления промышленной безопасностью,
осуществляющих взаимодействие с другими системами управления и техническо-
го регулирования.
Следует отметить, что наметившееся сокращение объемов производства на мно-
гих подконтрольных предприятиях может не позволить им выделить финансовые
средства на внедрение систем безопасности, соответствующим требованиям норма-
тивных документов в области промышленной безопасности.
Сохранение тенденции частой смены собственников предприятий, неустойчи-
вое финансовое положение многих организаций негативно сказываются на реше-
нии вопросов промышленной безопасности, требующих финансирования меропри-
ятий по устранению выявленных нарушений.
Специалистами территориальных органов отмечается уменьшение уровня фи-
нансирования производства, в том числе и вопросов промышленной безопасности.
Это приводит к нестабильной работе предприятий, сдерживанию реализации мер по
поддержанию надлежащего технического состояния производств. Снизились также
инвестиции в реализацию программ газификации регионов.
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты спецхимии
Крупнейшие по химическим воздействиям промышленные узлы сформировались
в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском
краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Новгородской,
Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, растут производ-
ственные мощности в Дальневосточном и Южном регионах.
К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся:
объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиа-
ка, других хладагентов и криопродуктов;
объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ;
объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кис-
лот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на кото-
рых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного
аммиака от 10 до 30 тыс. т и более;
водоочистные сооружения городов, на которых содержатся до сотен тонн сжи-
женного хлора;
объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные
химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на кото-
рых хранятся и используются химически опасные вещества.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом число поднадзорных организаций, осу-
ществляющих деятельность в области промышленной безопасности (химически
опасные объекты, объекты спецхимии и транспортирования опасных веществ),
составило 6731 (в 2008 году — 6847), из них 4551 (в 2008 году — 4924) — организа-
ции, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО), в их числе 758
(в 2008 году — 804) — организации, эксплуатирующие химически опасные произ-
178
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
водственные объекты; 36 (в 2008 году — 36) — организации, эксплуатирующие объ-
екты спецхимии; 10 (в 2008 году — 10) — организации, эксплуатирующие объекты
уничтожения химического оружия (УХО); 483 (в 2008 году — 521) — организации,
эксплуатирующие хлорные объекты системы водоподготовки; 27 (в 2008 году —
27) — организации, эксплуатирующие целлюлозно-бумажные производства; 1427
(в 2008 году — 1707) — организации, эксплуатирующие аммиачно-холодильные уста-
новки; 449 (в 2008 году — 427) — организации, эксплуатирующие объекты производ-
ства и потребления продуктов разделения воздуха, криогенно-вакуумной техники,
обращения углекислоты (СО2); 205 (в 2008 году — 233) — спиртовых производств;
40 (в 2008 году - 36) — маслоэкстракционных производств; 336 (в 2008 году — 372) —
склады и базы хранения и отгрузки химически опасных и взрывоопасных веществ;
19 (в 2008 году — 20) — производство взрывчатых веществ (химические процессы);
723 (в 2008 году — 736) — другие производства, связанные с обращением или хра-
нением токсичных, взрывопожароопасных и других веществ, которые могут обра-
зовывать пылевоздушные или парогазовые смеси.
Число организаций, эксплуатирующих опасные производственные объ-
екты, отнесенных к группам опасности, составляет: 1-я группа (предприятия
и организации основного химического профиля, а также другие опасные производ-
ственные объекты, подлежащие декларированию) — 397 организаций (в 2008 году —
399); 2-я группа (предприятия и организации, не относящиеся к 1-й группе, но име-
ющие в своем составе объекты, на которых при аварии возможно распространение
поражающих факторов за границы опасного производственного объекта) — 2480 ор-
ганизаций (в 2008 году — 2587); 3-я группа (предприятия и организации, имеющие
в своем составе опасные производственные объекты, не относящиеся к двум пер-
вым) — 1657 организаций (в 2008 году — 1938).
Сокращение числа поднадзорных объектов произошло в основном за счет вы-
вода из эксплуатации аммиачных холодильных установок. Так, в подконтрольных
Нижне-Донскому управлению Ростехнадзора организациях наблюдается тенденция
к прекращению работы и ликвидации аммиачных холодильных установок. Только
за 2007-2009 годы были разработаны проекты ликвидации и ликвидированы более
25 аммиачных холодильных установок. В 2010 году планируется приостановка дея-
тельности с последующей ликвидацией еще 10 аммиачных холодильных установок.
Эта тенденция связана с отсутствием перерабатываемого сырья на предприятиях
(мяса, молока, плодоовощной продукции), а также высоким уровнем энергопотре-
бления аммиачных компрессоров, аммиачных машин.
Усиление государственного надзора за состоянием промышленной безопасно-
сти химически опасных производственных объектов и их безопасной эксплуатаци-
ей проводилось в направлении активизации работ по их модернизации, техниче-
ского перевооружения.
В 2009 году территориальными органами Ростехнадзора осуществлялись (и на
2010 год планируются) надзорно-контрольные функции в отношении предприятий,
реализующих крупные инвестиционные проекты.
Разработаны и реализуются программы технического перевооружения, рекон-
струкции и модернизации производств в основном на крупных, устойчиво функци-
онирующих химических предприятиях, холдингах, предприятиях электроэнергети-
ки, например ОАО «Менделевсказот», ОАО «Татспиртпром», ОАО «Генерирующая
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
179
компания» (Республика Татарстан). Однако в связи с экономическим кризисом тем-
пы реализации этих программ снизились.
В 2009 году продолжалась работа, направленная на повышение уровня промыш-
ленной безопасности эксплуатируемых производств и объектов, в том числе по про-
граммам по доведению опасных производственных объектов до требований норм и
правил. Например, в ОАО «Минудобрения» (Воронежская область) завершена ра-
бота по реконструкции производства фосфорных удобрений с вводом в эксплуата-
цию установки сушки мела. В ОАО «Пигмент» (Тамбовская область) осуществлена
замена морально и физически устаревшей установки получения сжатого азота на
новую, смонтирована и введена в эксплуатацию установка по очистке фенольных
стоков в производстве фенолформальдегидных смол.
В ОАО «Старооскольский хлебо-хладокомбинат» (Белгородская область),
ОАО «Нововоронежский мясокомбинат», ОАО «Сагуновский мясокомбинат»,
ООО «Восток-1», ОАО «Мясокомбинат Калачеевский» (Воронежская область) и в
ряде других осуществлен перевод системы хладоснабжения с аммиака на фреон с
демонтажем или консервацией аммиачного оборудования.
В 2009 году на Западной станции водоподготовки Московского ГУП
«Мосводоканал» закончено строительство двух складов гипохлорита натрия в рам-
ках программы перевода системы обеззараживания питьевой воды с жидкого хло-
ра на гипохлорит натрия.
С учетом проведенной реконструкции и модернизации опасных производствен-
ных объектов химической отрасли можно сделать вывод, что техническое состояние
объектов улучшилось. Вместе с тем, вопросы реконструкции все еще сдерживают-
ся из-за недостатка финансирования, особенно областных и муниципальных пред-
приятий, в том числе по причине мирового финансового кризиса.
Состояние промышленной безопасности на поднадзорных химических предприя-
тиях в течение 2009 года оценивается как удовлетворительное, крупных техногенных
аварий не зарегистрировано, террористические акты также не зафиксированы.
В 2009 году на поднадзорных объектах произошло 7 аварий (в 2008 году — 11 ава-
рий), снижение на 4 случая. Количество несчастных случаев со смертельным исхо-
дом в указанный период составило 9 случаев (в 2008 году — 20 случаев), снижение
на 11 случаев (рис. 8-9, табл. 74-76).
Аварии были допущены на опасных производственных объектах организа-
ций, подконтрольных Западно-Уральскому, Московскому, Северо-Западному,
Уральскому, Прибайкальскому, Даль-невосточному и Приокскому управлениям
Ростехнадзора.
Случаи смертельного травматизма произошли на опасных производственных
объектах организаций, подконтрольных Верхне-Донскому (1), Приокскому (1),
Нижне-Волжскому (1), Западно-Уральскому (1), Приуральскому (2), Средне-
Поволжскому (2), Прибайкальскому (1) управлениям.
Увеличилось в 2009 году количество смертельных случаев по сравнению с 2008 го-
дом на 2 в Средне-Поволжском управлении.
180
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Рис. 8. Показатели аварийности и
Рис. 9. Общее число пострадавших и
производственного травматизма со
погибших при групповых несчастных
смертельным исходом за 2009 год, их
случаях
сравнение с показателями 2008 года
Таблица 74
Сравнительный анализ распределения аварий по видам аварий за 2009 и 2008 годы
Виды аварий
2008 г.
2009 г.
+ /-
Взрыв
5
4
-1
Пожар
0
0
Выброс опасных веществ
6
3
-3
Итого:
11
7
-4
Таблица 75
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2009 и 2008 годы
Травмирующие факторы
2008 г.
2009 г.
+ /-
Термический ожог
2
3
+1
Химический ожог
1
3
+2
Отравление
7
1
-6
Разрушение тех. устройств
10
2
-8
Итого:
20
9
-11
Таблица 76
Анализ обобщенных причин аварий и несчастных случаев
Причины аварий и несчастных случаев
A
динамика
T
динамика
Технические причины
Неудовлетворительное техническое состояние обору-
22
13
-9
дования
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализа-
11
13
+2
ции
Несовершенство технологии или конструктивные не-
11
-11
13
+7
достатки
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
181
Причины аварий и несчастных случаев
A
динамика
T
динамика
Отступление от требований проектной, технологиче-
22
-11
13
-40
ской документации
Нарушение регламента ревизии или обслуживания те-
11
+11
13
+13
хустройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их ка-
22
+11
38
+27
чество
Наличие скрытых дефектов или неэффективность
входного контроля
Использование в техустройствах материалов/частей,
не соотв. проекту
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
27
-27
40
-12
Неэффективность производственного контроля
36
20
-24
Неосторожные или несанкционированные действия
36
+27
40
+36
исполнителей работ
Прочие причины
Умышленная порча технических устройств в целях хи-
-100
щения
Алкогольное опьянение исполнителей работ
Внешнее воздействие
Стихийные явления природного происхождения
Основными причинами происшедших аварий и несчастных случаев явились: от-
ступления от требований проектной, технологической документации, нарушение
регламента ремонтных работ, неудовлетворительное техническое состояние обо-
рудования, неэффективность производственного контроля, неосторожные или не-
санкционированные действия исполнителей работ, неправильная организация про-
изводства работ.
В 2009 году организация работы по реализации федеральной целевой программы
«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», проводимая
Минпромторгом России и Федеральным управлением по безопасному хранению и
уничтожению химического оружия, позволила, при контроле органов Ростехнадзора
в установленные сроки поэтапно вводить в строй мощности объектов по уничтоже-
нию химического оружия.
Уничтожение химического оружия в соответствии с Федеральной целевой про-
граммой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
запланировано и осуществляется на объектах: пос. Горный Саратовской области,
г. Щучье Курганской области, г. Почеп Брянской области, пос. Марадыковский
Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской области, г. Камбарка, г. Кизнер
Удмуртской Республики.
Основной целью и задачами 2009 года было осуществление мероприятий, свя-
занных с выполнением третьего этапа конвенционных обязательств по уничтоже-
нию 18 тыс. т отравляющих веществ (ОВ) до 31.12.2009. На 01.12.2009 уничтожено
45 % запасов всего химического оружия (ХО) в Российской Федерации.
К числу основных итогов 2009 года следует отнести: плановую эксплуатацию
объектов в пос. Горный Саратовской области, г. Камбарке Удмуртской Республики,
182
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
пос. Марадыковский Кировской области и пос. Леонидовка Пензенской обла-
сти, а также ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса объекта в г. Щучье
Курганской области, строительство объектов в г. Почеп Брянской области и г. Кизнер
Удмуртской Республики.
В рамках строительства объектов уничтожения химического оружия (УХО) и вво-
да пусковых комплексов в 2009 году осуществлены следующие мероприятия:
введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс объекта по УХО в пос. Лео-
нидовка Пензенской области, в том числе: здание детоксикации фосфороргани-
ческих веществ (печное отделение), здание конечных операций детоксикации
VX в корпусах боеприпасов, установка переработки жидких отходов, открытый
склад РМ-гидролизата (11 емкостей) и другие вспомогательные здания и соору-
жения;
введены в эксплуатацию третий и четвертый пусковой комплексы объекта УХО
в пос. Марадыковский Кировской области, в том числе: здание детоксикации фос-
форорганических веществ (отделение детоксикации, печное отделение, отделение
подготовки и сжигания твердых отходов), здание переработки жидких отходов и
приготовления дегазирующих реагентов, открытый склад РМ-гидролизата (24 ем-
кости), наружная установка по очистке сточных вод и другие вспомогательные зда-
ния и сооружения;
в мае 2009 года было завершено строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию
первого пускового комплекса объекта УХО в г. Щучье Курганской области;
продолжается строительство объектов по УХО в г. Почеп Брянской области и в
г. Кизнер Удмуртской Республики.
Наряду с уничтожением запасов ХО в 2009 году проводился комплекс меропри-
ятий по утилизации промышленных отходов, образовавшихся в процессе уничто-
жения ХО.
Объекты по хранению и уничтожению химического оружия в достаточной мере
защищены, их охрану и оборону осуществляют как подразделения войсковых ча-
стей, так и специализированные охранные организации.
За период 2009 года Ростехнадзором проведено 209 проверок на всех строящих-
ся и действующих объектах по уничтожению ХО и было выявлено более 1585 нару-
шений состояния экологической и промышленной безопасности, которые устраня-
ются в установленные сроки.
По результатам проверок оформлено 147 предписаний и 42 акта об администра-
тивных правонарушениях.
Сотрудники центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных орга-
нов принимали непосредственное участие в комплексных испытаниях отдельных
технологических узлов, агрегатов и пусковых комплексов на объектах по уничтоже-
нию ХО, в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию всех дей-
ствующих объектов по уничтожению ХО.
Рассмотрена и согласована Программа и методика государственных испытаний
агрегата расснаряжения модернизированного мод. 1291-Д 1590.00.00.00.000, пред-
назначенного для расснаряжения артиллерийских химических боеприпасов, снаря-
женных вязким люизитом.
В течение 2009 года было выдано 20 разрешений на применение оборудования
на объектах УХО, а также зарегистрировано и утверждено 45 заключений экспертиз
промышленной безопасности, в том числе:
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
183
по оценке соответствия требованиям промышленной безопасности изготовляе-
мого и поставляемого оборудования на опасные производственные объекты — 20;
16 заключений экспертизы промышленной безопасности на планы локализации
и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) для объектов, входящих в состав ком-
плексов по уничтожению ХО;
8 заключений экспертизы промышленной безопасности временных технологи-
ческих регламентов приготовления дегазирующей рецептуры РД-4М и переработки
жидких отходов, уничтожения авиационных химических боеприпасов, хранения ре-
акционной массы, гидролизата в смеси с водой от промывки корпусов боеприпасов
(пос. Марадыковский Кировской области), печного отделения, наружной установ-
ки очистки сточных производственных вод, плазменной резки корпусов боеприпа-
сов (пос. Леонидовка Пензенской области);
заключение экспертизы промышленной безопасности проекта комплекса рас-
снаряжения авиационных боеприпасов, снаряженных ипритно-люизитными сме-
сями, для объекта УХО в пос. Марадыковский Кировской области.
Проведена экспертиза 24 проектов нормативов качества окружающей среды объ-
ектов УХО.
Проведена работа по идентификации опасных производственных объектов и за-
регистрировано в территориальных органах Ростехнадзора 20 опасных производ-
ственных объектов УХО.
Отказов в выдаче разрешений на применение технических устройств, а также от-
казов в утверждении экспертиз промышленной безопасности по объектам УХО не
зарегистрировано.
На объектах УХО проводился регулярный контроль источников загрязня-
ющих веществ (выбросов, сбросов, технологических вод, отходов и реакцион-
ных масс), а также мониторинг основных объектов природной среды (атмос-
ферный воздух, почвенный покров, природная и грунтовая вода, снежный по-
кров). Природная вода, грунтовые воды, снежный покров контролируются
по 26 показателям, атмосферный воздух — по 8 показателям, почвенный покров,
донные отложения — по 13 показателям.
Принимаемые меры позволили исключить возможность аварий и несчаст-
ных случаев персонала объектов по хранению и уничтожению ХО и выполнение
Российской Федерацией международных обязательств по уничтожению химиче-
ского оружия в установленные сроки посредством планомерного ввода и эксплуа-
тации промышленных мощностей по его уничтожению.
По результатам анализа объектов и спецпроизводств пороховых заводов, пред-
приятий по производству ВМ и спецхимии определены проблемные вопросы:
опасные производственные объекты отдельных организаций не зарегистрирова-
ны в государственном реестре опасных производственных объектов;
организации, осуществляющие, например, утилизацию боеприпасов, не имеют
лицензий Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных производствен-
ных объектов.
Производственный контроль является основным элементом, влияющим
на уровень промышленной безопасности организаций. Эффективность си-
стемы производственного контроля оценивается состоянием промышлен-
ной безопасности организации. В крупных производственных организациях
и вертикально интегрированных компаниях, в которых активно внедряются си-
184
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
стемы управления промышленной безопасностью, системы производственно-
го контроля, отмечается благоприятная ситуация с состоянием промышлен-
ной безопасности, аварийностью и травматизмом. На крупных предприяти-
ях, имеющих развитую структуру управления производством, сформированы
и эффективно действуют системы управления промышленной безопасностью.
На этих предприятиях созданы штатные службы производственного контроля. Работа
на этих предприятиях соответствует требованиям промышленной безопасности.
Практически все территориальные органы добились 100 % разработки поло-
жений о производственном контроле на предприятиях химического комплекса.
Поднадзорные организации в установленные сроки представляют отчеты о произ-
водственном контроле в территориальные органы Ростехнадзора.
В то же время анализ результатов контрольной и надзорной работы, в том числе
анализ аварий и травматизма, позволяет сделать вывод о недостаточной эффектив-
ности производственного контроля и низкой квалификации руководителей и спе-
циалистов на отдельных предприятиях, эксплуатирующих ОПО, особенно в орга-
низациях, допустивших аварии и несчастные случаи.
Руководители организаций с малой численностью персонала (небольшие АХУ,
объекты водоподготовки и водоотведения) в целях экономии финансов осущест-
вление производственного контроля возлагают на работников организации как
дополнительную нагрузку. При этом работа по осуществлению производственно-
го контроля носит во многом формальный характер, эффективность его низкая.
Отсутствие экономических стимулов также не позволяет добиться эффективности
его осуществления.
Наиболее характерными нарушениями при организации производственно-
го контроля являются отсутствие оценки и анализа при проведении комплексных
проверок, результаты проверок не доводятся до должностных лиц организаций,
не всегда своевременно и качественно проводятся расследования причин проис-
шедших инцидентов.
Экспертиза промышленной безопасности является эффективным инструмен-
том в повышении промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов и позволяет проводить анализ возможных причин и факторов, способству-
ющих возникновению и развитию аварийных ситуаций, а также прогнозирование
последствий аварий и на базе этого разработку превентивных мероприятий по по-
вышению безопасности эксплуатации ОПО.
Так, по заключениям экспертиз промышленной безопасности зданий и сооруже-
ний, выполненных ЗАО «ЭРКОН» в производстве минеральных удобрений (корпус
7.00) и производстве фосфорной кислоты (корпус 5.55) ОАО «Аммофос» г. Череповец
Вологодской области, установивших недопустимые технические состояния кон-
струкций корпусов «А» и «Б», должностные лица, ответственные за безопасную экс-
плуатацию корпусов и надзор за их техническим состоянием, привлечены к дисци-
плинарной ответственности приказом руководителя предприятия.
Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора проводится
постоянный контроль за объемом и качеством проведенных экспертиз промышлен-
ной безопасности, выполненных на поднадзорных объектах. В целом объем и ка-
чество выполненных экспертных оценок состояния промышленной безопасности
обеспечивает получение достоверных данных о техническом состоянии производ-
ственных объектов.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
185
Анализ ситуации с внедрением системы экспертизы промышленной безопас-
ности позволяет констатировать, что в настоящее время экспертиза промышлен-
ной безопасности стала нормой в системе обеспечения промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов. Количество экспертиз за последние годы
стабилизировалось. Подавляющее количество экспертиз промышленной безопас-
ности проводится в отношении технических устройств.
Анализ заключений экспертизы промышленной безопасности показывает, что
в настоящее время большинство их соответствует требованиям, предъявляемым к
проведению экспертизы и оформлению экспертных заключений.
При выявлении отступлений заключения экспертиз промышленной безопасно-
сти возвращаются на доработку.
Так, например, в Верхне-Волжском управлении Ростехнадзора рассмотрено
909 заключений экспертизы промышленной безопасности, из которых утверждена
831, а в 78 случаях в утверждении было отказано.
В Волжско-Окском управлении Ростехнадзора утверждено 989 заключений экс-
пертизы, отказано в утверждении 33 заключений. Основными недостатками, выяв-
ленными в представленных на рассмотрение и регистрацию экспертных заключе-
ниях, являются:
41 % — недостатки в оформлении представляемой документации;
30 % — выполнения работ в объеме меньшем, чем это предусмотрено програм-
мой проведения экспертизы;
29 % — несоответствие объема проведенных работ утвержденным методикам.
Все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, про-
извели страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации
ОПО, договоры страхования заключаются своевременно и пролонгируются в уста-
новленном порядке.
Формирование реестров договоров страхования в рамках системы АИС ПБ, учет
и выявление просроченных полисов, формирование базы данных по предприятиям
ведут территориальные органы Ростехнадзора.
В 2009 году территориальными органами Ростехнадзора проводились проверки и
оценки состояния промышленной безопасности и противоаварийной защиты под-
контрольных химически опасных производств и объектов. Уровень промышленной
безопасности и противоаварийной защиты поднадзорных химически опасных про-
изводств и объектов в основном оценивается как удовлетворительный.
На всех подконтрольных предприятиях выполняются намеченные специальные меры
по защите и охране своих объектов от возможных террористических актов. Предприятия
имеют охрану, на крупных предприятиях установлены современные системы наружного
наблюдения, что позволяет вести круглосуточную видеозапись за периметром огражде-
ния по наружной стороне, железнодорожными и автомобильными воротами.
На объектах водоподготовки с использованием в качестве обеззараживающего
агента хлора проводится работа по переходу на более безопасные способы обезза-
раживания воды (применение гипохлорита натрия, озонирования и т.п.).
Вместе с тем на отдельных предприятиях выявляются нарушения в организации
защищенности, содержании средств противоаварийной защиты (ПАЗ), укомплек-
тованности аварийных запасов и средств индивидуальной защиты. Руководители и
специалисты таких предприятий привлекаются к административной ответственно-
сти, им выдаются предписания с требованиями принятия неотложных мер.
186
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Так, по требованию прокуратуры от 25.05.2009 проведена проверка ООО ПО
«Химпром» г. Кемерово, по результатам которой выдан акт проверки, предписы-
вающий до 25 числа каждого месяца направлять в Кузбасский отдел по надзору за
взрывоопасными и химически опасными производствами информацию о ходе вы-
полнения предприятием «Мероприятий по усилению антитеррористической устой-
чивости». В настоящее время по периметру территории смонтирован забор в со-
ответствии с графиком выполнения работ, установлены системы видеонаблюде-
ния площадки отстоя цистерн с хлором и железнодорожных ворот постов № 7, 8.
Своевременность выполнения мероприятий взята на контроль химнадзором Южно-
Сибирского управления.
Случаев террористических актов на подконтрольных объектах не отмечено.
На подконтрольных предприятиях разработаны ПЛАСы, проведение занятий
и проведение учебных тревог осуществляется согласно утвержденным графикам.
Контроль за их проведением осуществляется работниками производственного кон-
троля предприятий и организаций.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обеспе-
чивается комплексом соответствующих организационно-технических мероприятий:
использованием автоматических систем управления технологическими процесса-
ми, постоянным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны,
разработкой планов локализации и ликвидации аварий, проведением профилакти-
ческой работы, учебных тревог, наличием на предприятиях нештатных аварийно-
спасательных формирований.
Под контролем химнадзора проводится реализация мер по дооснащению опас-
ных стадий технологических производств и объектов надежными средствами кон-
троля, системами регулирования, управления и противоаварийной защиты, про-
тивоаварийными устройствами, с привлечением для этих целей производственно-
технических мощностей отечественного машиностроительного комплекса.
Между тем отчеты территориальных органов свидетельствуют о том, что на от-
дельных предприятиях не уделяется должного внимания по восстановлению про-
ектной документации (например, объекты АХУ), эксплуатационной документа-
ции, не вносятся в установленные сроки изменения в технологические регламенты
и технологические инструкции, в отдельных случаях не проводятся расследования
имевших место инцидентов средств контроля, автоматики и противоаварийной за-
щиты, противоаварийных устройств. Отмечается низкая эффективность производ-
ственного контроля в вопросах промышленной безопасности.
Основное внимание в 2009 году было уделено, как и в предшествующие годы,
мониторингу тенденций и активизации факторов, положительно влияющих на по-
вышение противоаварийной устойчивости производств, и созданию условий безо-
пасной их эксплуатации.
В 2009 году территориальные органы химического надзора провели 7366 обсле-
дований (в 2008 году — 8703), по результатам которых выданы предписания к устра-
нению нарушений требований промышленной безопасности 56 952 (в 2008 году —
73 442). За нарушение законодательства, требований нормативных документов
промышленной безопасности, обеспечивающих промышленную безопасность, на-
значено административных наказаний 2494 (в 2008 году — 3019). Общая сумма взы-
сканных штрафов составила 10 млн 236 тыс. 400 руб. (в 2008 году — 12 млн 981 тыс.
600 руб.).
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
187
Достигнутый уровень эффективности надзорной деятельности и значительное
снижение уровня аварийности и смертельного травматизма обеспечивался повы-
шением требовательности инспекторского состава к нарушителям требований про-
мышленной безопасности на подконтрольных объектах, усилением контроля за
устранением нарушений правил и норм промышленной безопасности в установ-
ленные сроки.
В 2009 году проводены комплексные проверки требований безопасно-
сти в организациях ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим»
(ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Новомосковская акционерная компания
«Азот», ООО «Еврохим-Белореченские минудобрения», ООО «Промышленная
Группа «Фосфорит», ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат»,
ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий»), реализующих крупные инвестиционные проекты,
в том числе:
по разработке и строительству установки по производству меламина
на ОАО «Невинномысский Азот», Ставропольский край. До сих пор в России ме-
ламин не выпускался. Проект полностью ориентирован на удовлетворение потреб-
ностей предприятий деревообрабатывающей и лакокрасочной промышленности
России. Он позволит обеспечить их ценным сырьем для получения экологически
безопасных термостойких полимерных соединений, обладающих высокой механи-
ческой прочностью;
реконструкции производства серной кислоты (ООО «ПГ «Фосфорит»,
г. Кингисепп Ленинградской области). Это позволит вывести из эксплуатации мо-
рально и физически устаревшее технологическое оборудование.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, выполнение предпри-
ятиями предписаний по результатам комплексной проверки ОАО «МХК «ЕвроХим»
составило: ОАО «Невинномысский Азот» из 85 пунктов предписания выполнено 74;
ООО «ЕвроХим-Белореченские Минудобрения» из 49 пунктов нарушений устране-
но 47; ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот» из 51 пунктов наруше-
ний устранено 32; ООО «ПГ «Фосфорит» из 48 пунктов нарушений устранено 45.
Кроме того, в июле—августе 2009 года была проведена комплексная провер-
ка требований безопасности на химически опасных производственных объектах
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-
Ростов», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-Самара, филиал ОАО «Балтика» —
«Балтика-Пикра», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-Воронеж», филиал
ОАО «Балтика» — «Балтика-Новосибирск», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика —
Санкт — Петербург», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-Тула», филиал
ОАО «Балтика» — «Балтика-Хабаровск», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-
Ярославль», филиал ОАО «Балтика» — «Балтика-Челябинск» и в головном офисе
ОАО «Балтика» (г. Санкт-Петербург).
В ОАО «ПК «Балтика» внедрена и функционирует Автоматизированная система
технического обслуживания и ремонта технических устройств, которая имеет функ-
ции мониторинга и отражения всех работ по обслуживанию оборудования (планы,
наряды, регистрации, перечни работ и т.д.), а также включает все операции с не-
обходимыми для проведения ремонта оборудования запасными частями. Система
носит локальный характер на уровне каждого филиала, с автоматическим сводом
данных по проводимым работам (дважды в месяц, по средствам удаленного досту-
па к локальным ресурсам филиалов) для анализа и принятия управленческих ре-
188
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
шений специалистами головного офиса ОАО «ПК «Балтика». В рамках реализации
Технической политики в 2009 году была разработана и в настоящее время проходит
тестовое опробование на двух филиалах ОАО «ПК «Балтика» вспомогательная про-
грамма, позволяющая автоматизировать процесс идентификации оборудования,
определения перечня и периодичности необходимых работ. Указанные меры позво-
ляют безаварийно эксплуатировать технологическое оборудование.
В 2009 году Ростехнадзором проводились проверки требований промышленной
безопасности при эксплуатации холодильных мощностей, их готовности к сезонно-
му приему пищевой продукции, требующей охлаждения и заморозки.
В ходе проверок проверено 33 объекта с холодильными установками в регионах,
в основном тесно связанных с рыбохозяйственной деятельностью.
При проведении проверок выявлено до 350 нарушений требований промышлен-
ной безопасности, большая часть из которых носит характерные признаки.
Значительная часть производственных фондов и технологического холодильного
оборудования эксплуатируется более 30-40 лет и близка к критическим значениям
условий безопасной эксплуатации.
При этом, отдельные предприятия, не имеющие финансовых и материально-
технических ресурсов для проведения капитальных ремонтов, реконструкций и мо-
дернизаций холодильных установок в целях обеспечения надлежащего уровня безо-
пасной эксплуатации, вынуждены ограничиваться разработкой и внедрением ком-
пенсирующих организационно-технических мероприятий, а в случаях, когда для
приведения объектов в соответствие установленным требованиям промышленной
безопасности должен производиться объем работ, требующий больших капиталь-
ных вложений, мероприятия по их устранению не выполняются или проводятся с
отступлением от сроков и не в полном объеме.
Это может привести, и в отдельных случаях приводит, к аварийным ситуациям (в
2008 году произошло 5 аварий на предприятиях холодообеспечения).
К числу проблем, связанных с обеспечением промышленной безопасности, так-
же относятся значительный износ основных производственных фондов, недостаточ-
ное финансирование программ по техническому перевооружению, реконструкции
и модернизации действующих производств.
Так, к числу примеров неблагополучного состояния безопасности производств и
объектов относится Волгоградское ОАО «Химпром» (далее — ВОАО «Химпром»), в
составе которого эксплуатируется 31 опасный производственный объект, включая
объекты спецхимии.
На протяжении ряда последних лет эксплуатация взрывопожароопасных и хими-
чески опасных производств ВОАО «Химпром» сопровождается негативными тен-
денциями, связанными с нарастающим износом основных производственных фон-
дов, нерешенностью вопросов реконструкции производств, невыполнением сроков
планово-предупредительных ремонтов и работ по диагностированию и поддержа-
нию технического состояния зданий, сооружений, оборудования и трубопроводов в
соответствии с нормами. Вышеизложенное приводит к возрастанию степени рисков
и угроз аварийных ситуаций, неблагоприятное развитие которых может привести
как к негативным последствиям непосредственно на предприятии, так и негативно
повлиять на близлежащие населенные зоны и окружающую природную среду.
Подобные негативные ситуации не исключаются и на других крупных предпри-
ятиях химического профиля, на которых к числу нерешенных вопросов, связанных
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
189
с обеспечением промышленной безопасности, по-прежнему относятся значитель-
ный износ основных производственных фондов, недостаточное финансирование
программ по техническому перевооружению и модернизации действующих произ-
водств, с учетом того, что для проведения реконструкции, модернизации в целях вы-
полнения требований правил промышленной безопасности, как правило, требуются
значительные капитальные вложения, недостаточная квалификация персонала, не-
обходимость повышения ответственности не только руководящего звена предприя-
тий, но и собственников (владельцев), а также управляющих компаний.
Требуется поддержка фундаментальных и прикладных научно-исследовательских
работ по созданию более безопасных веществ и материалов, внедрению существую-
щих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназна-
ченных для научного, методологического, технологического и оперативного реше-
ния задач, связанных с обеспечением химической безопасности.
Необходима активизация работ в сфере технического регулирования. Так,
Технический регламент о безопасности химических веществ длительное время на-
ходится в стадиях рассмотрения и согласования, а его принятие необходимо, в том
числе и по условиям химической безопасности.
Отмеченные проблемы самым непосредственным образом связаны с условия-
ми обеспечения промышленной безопасности и экологического благополучия при
эксплуатации химически опасных объектов, так как только должным образом от-
работанные и всесторонне (технически и технологически) защищенные производ-
ственные процессы позволят исключить или минимизировать возможные негатив-
ные воздействия на окружающую среду и селитебные зоны населенных пунктов, на-
ходящихся вблизи объектов.
В 2009 году выдано 421 разрешение на применение технических устройств на
взрывопожароопасных и химически опасных объектах, что способствовало замене
морально и физически изношенного оборудования, например:
оборудование очистки конвертированного газа от двуокиси углерода;
оборудование технологической линии по производству полиэфирных техниче-
ских нитей, а также полиэфирных кордонных тканей.
Анализ выданных разрешений на применение технических устройств на опасных
производственных объектов (в части территориальной принадлежности заводов-
изготовителей) показал, что организации, эксплуатирующие химически опасные
производственные объекты, при заказе оборудования обращаются зачастую к зару-
бежным изготовителям (до 65 % разрешений на применение технических устройств
выдается зарубежным производителям), что не способствует развитию отечествен-
ного машиностроения и, более того, может привести к технологической зависимо-
сти от иностранных поставок.
В этой связи назрели вопросы поддержки и стимулирования отечественных про-
изводителей машиностроительной продукции и приборной техники, применяю-
щихся для оснащения химических производств и объектов.
Согласно сведениям территориальных органов Ростехнадзора декларирование
опасных производственных объектов проходит в основном удовлетворительно и
полностью завершено.
Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют контроль за своевремен-
ным пересмотром деклараций промышленной безопасности на поднадзорных пред-
приятиях, а также за выполнением мероприятий, указанных в декларациях безопас-
190
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ности, направленных на повышение уровня промышленной безопасности опасных
производственных объектов.
К наиболее тяжелой по последствиям относится авария, происшедшая
в феврале 2009 года на ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого хи-
мического комбината», г. Кирово-Чепецк Кировской области. При проведении тех-
нологического процесса получения минеральных удобрений произошла разгерме-
тизация трубопровода аммиака с последующим частичным разрушением оборудо-
вания, в результате чего получили травмы различной степени тяжести 2 работника,
в том числе со смертельным исходом.
При расследовании причин аварии установлено, что организационно — техниче-
скими причинами аварии явились соответственно неправильная организация про-
изводства работ и нарушение технологии.
В Приволжском федеральном округе в июне 2009 года на автомобильной дороге
общего пользования при перевозке особо опасного груза «гептил» (общей массой 8 т)
произошел инцидент, связанный с разгерметизацией одного из контейнеров (емко-
стей), в результате которой произошла утечка опасного вещества, поставившая под
угрозу жизнь и здоровье граждан 6 субъектов Российской Федерации.
В результате проверки указанного инцидента Ростехнадзором выявлены грубые
нарушения требований промышленной безопасности, в частности, при работах по
наливу гептила, а также при использовании контейнеров (емкостей), не предназна-
ченных для перевозки автотранспортом опасных веществ.
Анализ хода выполнения мероприятий, предусмотренных статьей 10 Феде-
рального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов» и Методическими указаниями о порядке разра-
ботки плана локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-
технологических объектах, свидетельствуют о том, что работа, проводимая
поднадзорными предприятиями и объектами в части обеспечения сил и средств,
необходимых для локализации и ликвидации аварий, позволяет обеспечить долж-
ный уровень готовности производственного персонала к ликвидации возможных
аварийных ситуаций.
На поднадзорных химически опасных производственных объектах созданы и дей-
ствуют нештатные газоспасательные формирования.
На подконтрольных предприятиях планируются и проводятся учения по лока-
лизации и ликвидации аварийных ситуаций.
В 2009 году обучено 5516 чел., в том числе профессиональных спасателей газоспа-
сательных формирований — 1664 чел.; членов нештатных аварийно-спасательных
формирований — 3597 чел.; руководителей нештатных аварийно-спасательных фор-
мирований — 255 чел.
Аттестовано в ОАК 5/6 и ЦВАК Минэнерго России за 2009 год аварийно-
спасательных формирований всего 99, из них нештатных — 54; профессиональ-
ных — 45.
К проблемным вопросам функционирования профессиональных аварийно-
спасательных служб и формирований, обслуживающих поднадзорные предприятия
и объекты, следует отнести:
тенденции по сокращению численности объектовых профессиональных
аварийно-спасательных формирований;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
191
недостаточное финансирование АСФ как в части денежного обеспечения спа-
сателей, так и в части приобретения современного аварийно-спасательного обору-
дования и средств защиты.
Процедура лицензирования опасных производственных объектов позволя-
ет реально влиять на состояние их промышленной безопасности и дает возмож-
ность не допустить к деятельности на опасном производственном объекте про-
фессионально не подготовленные организации. В целом практика лицензирова-
ния показывает, что наличие лицензий дисциплинирует организации, повышает
персональную ответственность руководителей организаций в решении техниче-
ских вопросов, направленных на модернизацию оборудования и технологиче-
ских процессов.
Проверка лицензионных требований и условий также является важным элемен-
том управления промышленной безопасностью и сильным рычагом понуждения
предприятий к выполнению требований законодательства в области промышлен-
ной безопасности.
Так, в Верхне-Донском управлении осуществлена проверка соблюдения ли-
цензиатами требований и условий по 31 организации. При этом выявлено
и предписано к устранению 181 нарушение лицензионных требований и условий.
Грубых нарушений, требовавших приостановки действия или аннулирования ли-
цензий, не выявлено.
Среди выявленных нарушений лицензионных требований и условий, отсутство-
вали серьезные нарушения, которые привели к процедуре приостановки действия
лицензий.
Создание и внедрение систем управления промышленной безопасностью осу-
ществляется в крупных организациях отрасли, как правило, имеющих вышестоя-
щую компанию и в целом имеет положительную динамику.
Основной задачей химического надзора является предупреждение аварий, трав-
матизма и возможных негативных воздействий взрывопожароопасных и химически
опасных производств на население и окружающую среду.
Решение этой задачи осуществляется путем активного воздействия надзора на
совершенствование и повышение эффективности систем управления (производ-
ственного контроля) промышленной безопасностью на подконтрольных предпри-
ятиях, поэтому при проверках ОПО рассматриваются вопросы организации и осу-
ществления производственного контроля, а также вопросы разработки и реализа-
ции мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований
промышленной безопасности.
В связи со сложившейся экономической ситуацией имеют место случаи, когда
экспертными организациями проведены работы по экспертизе промышленной без-
опасности, но заключения эксплуатирующим организациям не выдаются по при-
чине отсутствия оплаты за проведенные работы. В связи с этим участились случаи
несоблюдения сроков проведения экспертизы промышленной безопасности тех-
нических устройств, приостановки выполнения мероприятий, связанных с вложе-
нием крупных финансовых затрат. Приостановлены работы по строительству, ре-
конструкции, техническому перевооружению ряда объектов и производств.
Так, произошли сокращения производства на градообразующих предприяти-
ях Ленинградской области ЗАО «Базэл Цемент-Пикалево», ОАО «Завод «Сланцы»,
ОАО «Сясьский ЦБК». Большинство работников предприятий отпущены в отпуск с
192
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
частичной оплатой труда. В планах мероприятий на 2010 год, представленных пред-
приятиями по производственному контролю, отсутствуют мероприятия, направ-
ленные на повышение противоаварийной устойчивости опасных производствен-
ных объектов.
Выводы
Управление считает основными направлениями деятельности в области хими-
ческого надзора:
содействие обеспечению государственной безопасности и устойчивому раз-
витию экономики путем повышения эффективности государственного надзо-
ра за обеспечением промышленной безопасности, предупреждением тех-
ногенных аварий и катастроф, способных привести к значительному ущер-
бу объектам экономики, природной среде, отрицательному воздействию
в демографической и социальной сфере;
создание условий развития и модернизации промышленности на осно-
ве внедрения новейших научных достижений в области технического прогресса
и путем активного участия в нормативном регулировании в области промышлен-
ной безопасности и в совершенствовании проектной и эксплуатационной докумен-
тации;
реализацию системы лицензирования и лицензионного контроля при экс-
плуатации опасных производственных объектов, разрешительной деятельности
по применению технических устройств на опасных производственных объектах,
а также осуществление контроля за этой деятельностью, включая принятие необхо-
димых санкций и мер воздействия;
содействие повышению кадрового потенциала путем участия в системе подго-
товки, повышения квалификации и аттестации специалистов в области промыш-
ленной безопасности.
В области повышения уровня промышленной безопасности объектов территори-
альным органам Ростехнадзора совместно с подконтрольными предприятиями не-
обходимо сконцентрировать внимание на внедрении и совершенствовании систем
управления промышленной безопасностью и производственного контроля, созда-
нии условий и соответствующих стимулов, при которых практически исключается
нарушение персоналом требований промышленной безопасности.
Для совершенствования надзорной деятельности требуется на основе действу-
ющей нормативно-технической и методической документации по осуществлению
надзора за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами
разработать новую с учетом современных направлений развития предприятий хи-
мического комплекса.
Основное внимание инспекторского состава должно быть уделено объектам, в
технологических системах которых и на складах хранения находятся большие коли-
чества токсичных, высокотоксичных и взрывоопасных химических веществ (хлор
и хлорсодержащие вещества, аммиак и его соединения, органические соединения
и др.).
В целях обеспечения безопасной эксплуатации и повышения противоаварийной
защиты производств требуется обеспечить надзорное сопровождение мероприятий
по повышению их безопасности, реконструкции и техническому перевооружению
на основе современных проектных решений и достижений науки и техники в обла-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..