ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2010 год) - часть 1

 

 

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В 2010 ГОДУ
Москва
2011
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ «««««««««««..««««««««««««««...« ««4
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ
НАДЗОРУ ..«««««««««««««««««««««««««..«... ««5
1.1. Задачи и основные направления деятельности ««««««««..«« «
5
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору«««««««««..««««.« «.12
II.
РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«««««««««««««
«..15
2.1. Правовое и нормативно-правовое регулирование«««««««««... «..15
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность«..«. «..26
2.2.1. Атомные станции««««««««««««««««««««... «..27
2.2.2. Объекты ядерного топливного цикла««««««««««««.. «..31
2.2.3. Исследовательские ядерные установки«««««««««««... «..43
2.2.4. Ядерные энергетические установки судов и объекты их
жизнеобеспечения«««««««««««««««««««.« «..44
2.2.5. Радиационно опасные объекты«««««««««««««««. «..46
2.2.6. Система государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов««««««.. «..51
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных
материалов««««««««««««««««««..« «
51
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов«.«««««««««««««««««««««
53
2.2.7. Объекты ведения горных работ««««««««««««««« «..54
2.2.7.1. Угольная промышленность««««««««««««... «..54
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность«««««« «..58
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования«««««60
2.2.9. Объекты нефтегазодобывающей промышленности««««««...««63
2.2.10. Объекты нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей
промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения««««««.65
2.2.11. Объекты магистрального трубопроводного транспорта и
подземного хранения газа««««««««««««««««« ««.68
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства
и объекты«««««««««««««««««««««««...««.70
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления«««««««...««.73
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты
спецхимии«««««««««««««««««««««««.«.«77
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения«««««««««««««««« ««..83
2.2.16. Транспортирование опасных веществ««««««««««««««..86
2.2.17. Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного
сырья««««««««««««««««««««««««
««..88
2.2.18. Объекты, на которых используется оборудование, работающее
под давлением«««««««««««««««««««««...««..91
2.2.19. Объекты, на которых используются стационарно установленные
грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения««««...««..96
2.2.20. Электрические станции, котельные, электрические и тепловые
установки , строительство объектов энергетики««««««««««101
3
2.2.21. Гидротехнические сооружения««««««««««««««...««106
2.2.22. Государственный строительный надзор«««««««««««««109
2.2.23. Ограничение негативного техногенного воздействия на
окружающую среду«««««««««««««««««««..«
114
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности«««««««««««117
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной
энергии««««««««««««««««««««««««... ««117
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности««««««««««..««122
2.3.3. Государственная экологическая экспертиза«««««««««...«
124
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов«««««««««««««««««««.«
126
2.5. Декларирование промышленной безопасности«««««««««««. «.128
2.6. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности««««« «.130
2.6.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной и
радиационной безопасности««««««««««««««««««.130
2.6.2. Научно-исследовательские работы в области промышленной
безопасности«««««««««««««««««««.«««..««.138
2.6.3. Научно-исследовательские работы в области безопасности
электрических и тепловых установок и сетей«««««««««««.146
2.7. Информирование общественности««««««««««««««««.«.«149
III.
СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА ТЕХНОГЕННОЕ НЕГАТИВНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ«««««««««««««.154
IV.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО«««««««««««««.««.155
V.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА«««««««««««««««««««««. ««.180
VI.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ««««««««««««««««««««««««««.«184
VII.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«««««««««««««««.«188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ««««««««««««««««««««««««««««.189
4
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем отчете представлена информация о деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору
(далее
- Ростехнадзора) в
2010 году, которая касается: сферы
деятельности, основных задач и полномочий Ростехнадзора; схемы управления
и организационной структуры системы Ростехнадзора; состояния
и направлений совершенствования правовой основы деятельности
Ростехнадзора;
состояния
контрольной,
надзорной,
лицензионной
и разрешительной деятельности Ростехнадзора; анализа (оценки) безопасности
и противоаварийной устойчивости поднадзорных Ростехнадзору производств
и объектов, в том числе анализа негативного техногенного воздействия
на окружающую среду; результатов экспертной деятельности; состояния
регистрации опасных производственных объектов и декларирования
промышленной безопасности; основных результатов научно-технической
поддержки деятельности Ростехнадзора; информирования общественности
о деятельности Ростехнадзора; международного сотрудничества Ростехнадзора
с зарубежными странами и международными организациями; кадровой
политики Ростехнадзора; информационного и технического обеспечения и
финансирования деятельности Ростехнадзора.
5
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
1.1. Задачи и основные направления деятельности
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору образована в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов
исполнительной власти» путем преобразования Федеральной службы
по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору в
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному
надзору.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.07.2004
№ 401, Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере
технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере
безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной
безопасности, безопасности при использовании атомной энергии
(за
исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию,
эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических
установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых
установок и сетей
(кроме бытовых установок и сетей), безопасности
гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических
сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по
осуществлению надзора за которыми переданы органам местного
6
самоуправления), безопасности производства, хранения и применения
взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные
функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору является:
органом
государственного
регулирования
безопасности
при
использовании атомной энергии;
уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
органом государственного энергетического надзора;
органом государственного строительного надзора;
регулирующим Органом в соответствии с Конвенцией о ядерной
безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с
отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными
отходами, а также компетентным Органом Российской Федерации в
соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного
материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере
деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах
Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих
необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих
договоров обязательств Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
7
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору на основании федеральных законов, актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет следующие
полномочия в установленной сфере деятельности:
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым
требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к сфере деятельности Службы, а также проект ежегодного плана
работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере
деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной
энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ
в области использования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на
объектах использования атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников,
пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами
единого государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в
области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при
проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации
8
опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке,
обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных
производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных
производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности
в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных
объектах и при ведении взрывных работ;
за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности
гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических
сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по
осуществлению надзора за которыми переданы органам местного
самоуправления);
за соблюдением в пределах своей компетенции требований
законодательства Российской Федерации в области обращения с
радиоактивными отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок
ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с
которым Российская Федерация заключила международный договор,
предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных
тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях временного
технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов
переработки (в пределах своей компетенции);
за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании,
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений,
сооружений требований энергетической эффективности, требований их
оснащенности приборами, учета используемых энергетических ресурсов;
9
за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых
зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований
энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям,
сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых
энергетических ресурсов;
за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых
доля (вклад) Российской Федерации, муниципального образования составляет
более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация,
субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право
прямо или косвенно распоряжаться более чем
50 процентами общего
количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие
уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и
муниципальными унитарными предприятиями, государственными и
муниципальными
учреждениями,
государственными
компаниями,
государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество
которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале
которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии
программ в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности;
за проведением обязательного энергетического обследования в
установленный срок;
за соблюдением требований технических регламентов в установленной
сфере деятельности;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору осуществляет в соответствии с законодательством Российской
Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной
энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к ее
компетенции.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору выдает разрешения:
10
на право ведения работ в области использования атомной энергии
работниками объектов использования атомной энергии;
на применение конкретных видов (типов) технических устройств на
опасных производственных объектах;
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на
ведение работ с указанными материалами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору:
утверждает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных
веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов
радиоактивных веществ в водные объекты;
регистрирует опасные производственные объекты и ведет
государственный реестр таких объектов;
проводит проверки
(инспекции) соблюдения юридическими и
физическими лицами требований законодательства Российской Федерации,
нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере
деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору согласовывает:
квалификационные справочники должностей руководителей и
специалистов
(служащих), в которых определяются квалификационные
требования к работникам, получающим разрешение на правоведения работ с
области использования атомной энергии;
перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют
лицензий.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору:
11
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за
объектами использования атомной энергии при возникновении на них аварий;
создает,
развивает
и
поддерживает
функционирование
автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том
числе для целей единой государственной системы контроля радиационной
обстановки на территории Российской Федерации;
руководит в составе единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных
подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а
также за ядерно и радиационно опасными объектами;
выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального строительства требованиям
технических регламентов и проектной документации;
утверждает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических
сооружений, составляемые на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации
гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции,
капитального ремонта, восстановления или консервации;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации
в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору:
в установленном законодательством Российской Федерации порядке
размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные
гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-
исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере
деятельности;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств
федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и
реализацию возложенных на Службу функций;
12
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним
решений и направление ответов заявителям в установленный
законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и
координацию деятельности подведомственных организаций по их
мобилизационной подготовке;
организует профессиональную подготовку работников Службы, их
переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной
власти иностранных государств и международными организациями в
установленной сфере деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации
работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных
документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации.
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
В 2010 году в деятельность Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) осуществлялась по
двухзвенной системе управления (центральный аппарат
- территориальные
органы федерального подчинения).
13
Действующая схема размещения территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждена
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 8 октября 2009 г.
№ 330 и включает в себя межрегиональные
территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью, а также территориальные управления Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору по технологическому и
экологическому надзору межрегионального и регионального уровня.
Организационная структура Ростехнадзора представлена управлениями
центрального аппарата, 7 межрегиональными территориальными управлениями
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью и 31 территориальным
управлением по технологическому и экологическому надзору.
В систему Ростехнадзора входят также находящиеся в его ведении
7 федеральных бюджетных учреждений и федеральное государственное
унитарное предприятие.
Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, действующая в 2010 году, представлена
на рис. 1.
Центральный аппарат
Территориальные органы
Межрегиональные территориальные
Территориальные управления
управления по надзору за ядерной
Ростехнадзора
и радиационной безопасностью
(31)
(7)
Федеральные бюджетные организации
(7)
14
Федеральное государственное унитарное предприятие
(1)
Рис. 1. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
С целью обеспечения реализации возложенных на Ростехнадзор
полномочий структурные подразделения центрального аппарата сформированы
по отраслевому признаку.
Организационная структура центрального аппарата Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
представлена на рис.
РУКОВОДИТЕЛЬ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
6 функциональных
2 управления
6 управления по
управлений
по атомному
технологическому
и самостоятельный отдел
надзору
надзору
Управление делами
Управление по
Управление горного
регулированию
надзора
безопасности
Управление обеспечения
атомных станций
организационно-
Управление
контрольной и лицензионно-
и исследовательских
общепромышленного
разрешительной
ядерных установок
надзора
деятельности
Управление по
Управление
Финансовое управление
регулированию
государственного
безопасности
строительного надзора
Правовое управление
объектов ядерного
топливного цикла,
ядерных
Управление
Управление
энергетических
государственного
международного
установок судов и
энергетического
сотрудничества и протокола
радиационно
надзора
опасных объектов,
надзору за учетом и
контролем ядерных
15
Управление
государственной службы и
Управление по надзору
кадров
в угольной
промышленности
Отдел по защите
государственной тайны,
Управление по надзору
организации мероприятий
за объектами
по мобилизационной
нефтегазового
подготовке и мобилизации
комплекса
Рис. 2. Организационная структура центрального аппарата Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору
Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральные государственное унитарное предприятие.
ВО «Безопасность», г. Москва.
Федеральные бюджетные учреждения.
1.
Научно-технический центр по ядерной и радиационной
безопасности, г. Москва.
2.
Научно-технический центр «Энергобезопасность», г. Москва.
3.
Государственный
научно-исследовательский
институт
промышленной экологии, г. Саратов.
4.
Центр лабораторного анализа и технических измерений
по Центральному федеральному округу, г. Москва.
5.
Центр лабораторного анализа и технических измерений
по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород.
6.
Центр лабораторного анализа и технических измерений
по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск.
7.
Федеральное государственное образовательное учреждение «Учебно-
методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому
образованию», г. Москва.
II. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Правовое и нормативно-правовое регулирование
Нормативные правовые акты, принятые в 2010 г. в установленной
сфере деятельности Службы по направлениям деятельности
и видам надзора

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..