ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 2

 

 

17
36. Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору, г. Магадан (Магаданская область).
Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе
по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное государственное унитарное предприятие.
ВО «Безопасность», г. Москва.
Федеральные бюджетные учреждения.
1. Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Мо-
сква.
2. Научно-технический центр «Энергобезопасность», г. Москва.
3. Государственный научно-исследовательский институт промышленной эколо-
гии, г. Саратов.
4. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному фе-
деральному округу, г. Москва.
5. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому фе-
деральному округу, г. Нижний Новгород.
6. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому феде-
ральному округу, г. Новосибирск.
7. Федеральное государственное образовательное учреждение «Учебно-методи-
ческий кабинет», г. Москва.
18
II. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Нормативно-правовое регулирование
Совершенствование нормативной правовой базы регулирования безопасности
и осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности в 2011 г.
являлось одной из приоритетных задач Ростехнадзора.
01.08.2011 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесе-
нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по во-
просам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).
Федеральный закон № 242-ФЗ разработан во исполнение поручения Правитель-
ства Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред-
принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-
пального контроля». Федеральный закон вносит изменения в положения 62 зако-
нодательных актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы государ-
ственного контроля (надзора), в том числе в сфере деятельности Ростехнадзора по
вопросам охраны окружающей среды, промышленной, ядерной, радиационной, по-
жарной безопасности.
Вносимыми в федеральные законы изменениями предусматривается:
уточнение системы организации государственного контроля (надзора) и упол-
номоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти;
определение предмета и оснований для проведения плановых и внеплановых
проверок (например, основанием проведения плановых проверок в области про-
мышленной безопасности стало истечение одного года со дня регистрации опасно-
го производственного объекта);
проведение внеплановых проверок в рамках надзора в области использования
атомной энергии при поступлении заявлений организаций о начале выполнения
ядерно и радиационно опасных работ;
увязка проведения и периодичность проверок гидротехнических сооружений с
наступлением паводкового периода;
установление более частой, чем один раз в три года, периодичности плановых
проверок (например, за соблюдением требований ядерной, радиационной, про-
мышленной безопасности);
увеличение предельной продолжительности проведения проверок (до 50 рабо-
чих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной, радиационной
и промышленной безопасности);
проведение внеплановых выездных проверок без предварительного уведомления
хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки в случаях, когда для дости-
жения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных
19
мероприятий (например, в сфере промышленной безопасности, безопасности гидро-
технических сооружений, безопасности в области использования атомной энергии).
При осуществлении государственного строительного надзора планирование про-
верок не осуществляется, а основанием проведения проверок является утверждае-
мая органом государственного строительного надзора программа проверок.
Одновременно вносятся изменения, согласно которым вводится порядок осу-
ществления режима постоянного государственного контроля (надзора) на объектах
повышенной ядерной, радиационной и промышленной безопасности и на отдель-
ных гидротехнических сооружениях.
Положения, регламентирующие порядок осуществления режима постоянного
государственного контроля (надзора), вступили в силу с 01.01.2012.
В целях реализации положений Федерального закона № 242-ФЗ о постоянном
государственном контроле (надзоре) центральным аппаратом Ростехнадзора разра-
ботаны соответствующие положения о постоянном надзоре в области промышлен-
ной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, а также положе-
ние о постоянном надзоре на объектах использования атомной энергии.
Кроме того, Федеральный закон № 242-ФЗ устанавливает обязательное согла-
сование с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на
проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидро-
технических сооружений, правил эксплуатации таких сооружений.
Кроме этого Федеральным законом № 242-ФЗ вносятся изменения в Федераль-
ный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В частности, впервые
законодательно закреплено понятие федерального государственного энергетиче-
ского надзора, определен порядок деятельности государственных органов испол-
нительной власти, уполномоченных осуществлять данный вид надзорной деятель-
ности, их обязанности и полномочия.
В настоящее время Ростехнадзором разрабатывается проект постановления Пра-
вительства Российской Федерации о федеральном государственном энергетическом
надзоре.
22.07.2011 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011. № 243-ФЗ «О внесе-
нии изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации даются определе-
ния понятий строительства и реконструкции объектов капитального строительства. В
соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации про-
ведение капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструк-
тивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального
строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом
статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определение понятия
«капитальный ремонт» не предусмотрено. В целях восполнения существующего про-
бела Федеральным законом вносится изменение в статью 1 Градостроительного ко-
декса Российской Федерации в части закрепления понятия «капитальный ремонт»,
а также в иные законодательные акты, что направлено на приведение их в соответ-
ствие с новой редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части изменений, вносимых в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», уточняется
(разграничивается) также предмет экспертизы промышленной безопасности и го-
20
сударственной экспертизы и исключается термин «расширение», как не имеющий
конкретного определения.
21.10.2011 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реа-
лизацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (далее —
Федеральный закон № 248-ФЗ), подготовленный в целях исполнения подпункта «з»
пункта 1 Протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации
по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Федеральный закон № 248-ФЗ направлен на приведение законодательства Рос-
сийской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании», принятыми техническими регламентами и обяза-
тельствами Российской Федерации в рамках таможенного союза и решает следую-
щие задачи:
приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Федераль-
ным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и техниче-
скими регламентами в части регулирования безопасности объектов технического
регулирования;
оценка соответствия (в том числе государственного контроля (надзора), выдача
согласований, разрешений, заключений по результатам проверок на соответствие
обязательным требованиям);
приведение терминологии, использованной в отдельных законодательных актах
Российской Федерации, в соответствие с Федеральным законом «О техническом
регулировании»;
урегулирование применения санитарных правил и норм до вступления в силу тех-
нических регламентов и исключение необходимости получения санитарно-эпиде-
миологических заключений на продукцию;
приведение в соответствие с обязательствами Российской Федерации в сфере
технического регулирования в рамках таможенного союза;
разграничение полномочий по контролю и надзору в части недопущения одно-
временного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа;
введение отсылочных норм на законодательство в области технического регули-
рования;
исключение из полномочий федеральных органов исполнительной власти фун-
кции по сертификации; разграничение сферы регулирования Федерального закона «О
техническом регулировании» и иных законодательных актов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности реализации реформы технического регули-
рования Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ вносятся соответствующие
изменения, направленные на устранение противоречий и пробелов в правовом ре-
гулировании, в законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие
отношения в области установления, применения и исполнения обязательных тре-
бований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хране-
ния, перевозки, реализации и утилизации, а также в области оценки соответствия.
В части, касающейся изменений, вносимых в Федеральный закон от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
следует отметить введение нового института «федеральные нормы и правила в об-
ласти промышленной безопасности», устанавливающего обязательные требования
21
к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том чи-
сле требования к работникам опасных производственных объектов, безопасности
технологических процессов на опасных производственных объектах, а также, в том
числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инциден-
та на опасном производственном объекте. Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установ-
ленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, вводимые поправки направлены на определение видов продукции,
относящейся к техническим устройствам, на исключение дублирования и избыточ-
ных процедур, а также их оптимизации в рамках выдачи разрешений на примене-
ние технического устройства на объектах.
В настоящее время Ростехнадзором разработан проект постановления Прави-
тельства Российской Федерации о порядке разработки и утверждения федеральных
норм и правил в области промышленной безопасности.
15.07.2011 вступил в силу Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обра-
щении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законо-
дательные акты Российской Федерации». Принятие данного Федерального закона
обусловлено необходимостью законодательного запрета дальнейшего накопления
радиоактивных отходов (РАО) без их захоронения и правового регулирования об-
ращения с накопленными РАО.
Законом определяются следующие основные положения:
создается единая государственная система обращения с РАО, а также определя-
ется сфера деятельности существующих органов государственного управления и го-
сударственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
в системе обращения с РАО;
устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное
для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения нацио-
нальному оператору. Сроки нахождения РАО у производителей ограничиваются ли-
митами, устанавливаемыми органом государственного управления в области обра-
щения с РАО по согласованию с органами государственного управления использо-
ванием атомной энергии;
определяется, что финансирование работ по захоронению РАО ведется:
на основе разовых платежей производителя — для нерегулярных производи-
телей РАО;
на основе отчислений в специальные резервные фонды Госкорпорации «Рос-
атом» — для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядер-
но опасные производства и объекты;
в определяемом Правительством Российской Федерации порядке — для РАО,
находящихся в федеральной собственности;
вводится положение, по которому захоронение РАО могут осуществлять только
национальный оператор и определенные Правительством Российской Федерации
отдельные крупные производители РАО;
в отношении накопленных РАО предусмотрены два варианта действий: их удале-
ние для последующего захоронения или захоронение непосредственно в местах их
нахождения при обеспечении необходимого уровня безопасности. Выбор вариан-
та определяется из требований безопасности и экономической целесообразности;
предусматривается ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.
22
01.12.2011 вступил в силу Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ре-
гулирования безопасности в области использования атомной энергии». Федераль-
ным законом определяются следующие основные положения:
введен институт «уполномоченного органа государственного регулирования без-
опасности при использовании атомной энергии» с рядом исключительных полно-
мочий в области регулирования безопасности в данной сфере и последующее закре-
пление этого статуса за Ростехнадзором;
установлен на законодательном уровне перечень лицензируемых видов деятель-
ности в области использования атомной энергии; легализована возможность выда-
чи совмещенной лицензии на право осуществления нескольких видов деятельнос-
ти в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких
объектов, на которых осуществляется указанная деятельность;
усилена административная ответственность за нарушение требований норм и
правил в области использования атомной энергии (максимальный размер штрафа
на юридическое лицо до 400 тыс. руб., установлена возможность применения к дол-
жностным лицам дисквалификации);
введены отдельные составы административного правонарушения за грубое на-
рушение норм и правил в области использования атомной энергии (максимальный
размер штрафа на юридическое лицо до 1 млн руб. с возможностью применения к
должностным лицам дисквалификации), а также за неисполнение предписания Рос-
технадзора как органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в
области использования атомной энергии (штрафы на юридических лиц от 400 тыс.
до 700 тыс. руб.; на должностных — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация);
установлены особенности регулирования деятельности организаций, использу-
ющих в составе радиационных источников радионуклидные источники в научных,
медицинских, образовательных целях (4 и 5 категории радиационных источников
(РИ));
повышен статус федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии; вопросы установления требований к объектам использования атомной
энергии и к деятельности в области использования атомной энергии выведены из
сферы законодательства о техническом регулировании;
законодательно введен институт «руководств по безопасности» как документов,
позволяющих официально разъяснять федеральные нормы и правила;
установлены периодичность и порядок проведения периодической оценки без-
опасности ядерной установки, пункта хранения;
введено понятие «организации научно-технической поддержки уполномочен-
ного органа регулирования безопасности» и установлен предмет деятельности та-
кой организации.
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объ-
екта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и Федерально-
го закона от 27.07.2010 № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного
объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» приняты по-
становление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 916 «Об утвер-
23
ждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владель-
ца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»,
а также постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808
«Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате ава-
рии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при
расчете страховой премии».
Предусматриваемое Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ обязательное
страхование позволяет не только реально защитить имущественные интересы гра-
ждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению
уровня безопасности опасных объектов.
К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплу-
атации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной поли-
тики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.
Вступление в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязатель-
ном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за при-
чинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и Федерального закона от
27.07.2010 № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязатель-
ном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за при-
чинение вреда в результате аварии на опасном объекте» позволит реально решить
проблему возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан
и организаций, создаст оперативную и эффективную систему защиты жертв от ава-
рий на опасных объектах.
03.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицен-
зировании отдельных видов деятельности», направленный на совершенствование
системы лицензирования.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов
деятельности.
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных ви-
дов деятельности» объединены в один пункт следующие виды деятельности, подле-
жащие лицензированию: разработка, производство, испытание, хранение, реализа-
ция и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному
оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного на-
значения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным
стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пи-
ротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
Кроме того, данным Федеральным законом детализирована процедура предли-
цензионных проверок, а также уточнен порядок приостановления действия лицен-
зий и их аннулирования.
В данной сфере Ростехнадзором ведется работа по подготовке проектов положе-
ний о лицензировании конкретных видов деятельности.
17.12.2011 вступило в силу постановление Правительства Российской Федера-
ции от 05.12.2011 № 996 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
24
Российской Федерации по вопросам полномочий Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору», разработанное в целях приве-
дения отдельных актов Правительства Российской Федерации в соответствие с по-
ложениями федеральных законов и акта Президента Российской Федерации, при-
нятых в 2010 и 2011 гг.
Постановление Правительства Российской Федерации направлено на:
уточнение наименований различных видов государственного контроля (над-
зора) в рамках реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О вне-
сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципально-
го контроля»;
наделение Ростехнадзора полномочием по утверждению федеральных норм и
правил в области промышленной безопасности в рамках реализации Федерально-
го закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федераль-
ного закона «О техническом регулировании» и Федерального закона от 21.07.2011
№ 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регули-
ровании»;
передачу от Минприроды России Ростехнадзору полномочий по утверждению
порядка согласования границ охранных зон в отношении объектов электросете-
вого хозяйства в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от
23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору»;
передачу части штатной численности территориальных органов Ростехнадзора
в его Центральный аппарат, что обусловлено необходимостью активизации работы
по разработке федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
03.02.2012 принято постановление Правительства Российской Федерации № 80
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федера-
ции от 01.02.2006 № 54», разработанное и внесенное в Правительство Россий-
ской Федерации Ростехнадзором в декабре 2011 г. Постановление разработано в
целях приведения Положения об осуществлении государственного строительно-
го надзора в соответствие с изменениями, внесенными в Градостроительный Ко-
декс Российской Федерации федеральными законами от 18.07.2011 № 215-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации», от 18.07.2011 № 242-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муници-
пального контроля» и от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостро-
ительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации:
разграничивает виды государственного строительного надзора на федеральный
и региональный с учетом соответствующих изменений, внесенных в законодатель-
ство Российской Федерации Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ;
исключает из предмета государственного строительного надзора процесс прове-
дения капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии
с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ;
25
уточняет круг вопросов, подлежащих проверке при проведении реконструкции —
с учетом изменения понятий «реконструкция объектов капитального строительст-
ва» и «реконструкция линейных объектов».
В 2011 г. по инициативе Ростехнадзора были приняты следующие нормативно-
правовые акты Правительства Российской Федерации:
«Об утверждении Правил определения коэффициента Кт для исчисления пре-
дельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных иско-
паемых при добыче угля» (постановление Правительства Российской Федерации от
10.06.2011 № 462);
«О признании утратившим силу абзаца второго пункта 6 Правил регистрации
объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (поста-
новление Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 № 971);
«Об утверждении комплекса мер по осуществлению государственного монито-
ринга модернизации нефтеперерабатывающих предприятий» (распоряжение Пра-
вительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1771-р).
В соответствии с Планом нормотворческой деятельности Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2011 г. ( далее — План
нормотворческой деятельности) выполнены следующие мероприятия:
принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования без-
опасности в области использования атомной энергии»;
из 11 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, предусмо-
тренных Планом нормотворческой деятельности, разработаны три проекта, два про-
екта исключены из Плана, четыре проекта находятся в стадии доработки. Подготов-
ка двух проектов постановлений Правительства Российской Федерации отложена;
из 30 проектов ведомственных нормативных правовых актов, предусмотренных
Планом нормотворческой деятельности, разработаны 14 проектов приказов, шесть
проектов исключены из Плана, подготовка 10 проектов приказов не завершена;
из 13 проектов административных регламентов, предусмотренных Планом нор-
мотворческой деятельности, подготовлены семь, по пяти проектам работа продол-
жается, один проект Административного регламента исключен из Плана.
Разработка административных регламентов исполнения Ростехнадзором государ-
ственных функций и предоставления государственных услуг в соответствии с Пере-
чнем государственных услуг и государственных функций федеральных органов ис-
полнительной власти, для которых должны быть разработаны административные ре-
гламенты, и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре
государственных услуг (функций)
В соответствии с Перечнем государственных услуг и государственных функций
федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разрабо-
таны административные регламенты, и информация о которых должна быть разме-
щена в Федеральном реестре государственных услуг (функций), одобренным прото-
колом заседания Правительственной комиссии по проведению административной
реформы от 29.09.2010 № 107, в сфере ведения Ростехнадзора предусмотрена под-
готовка и утверждение 32 административных регламентов.
В настоящее время 21 административный регламент разработан и утвержден:
приказами Минприроды России — восемь административных регламентов;
приказами Ростехнадзора — 13 административных регламентов.
26
В 2011 г. — начале 2012 г. утверждены и зарегистрированы Министерством юсти-
ции Российской Федерации три административных регламента:
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с
пользованием недрами, утвержден приказом Ростехнадзора от 14.01.2011 № 6 (заре-
гистрирован Минюстом России 13.04.2011, регистрационный № 20484);
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору государственной функции по контр-
олю (надзору) за соблюдением особых условий использования земельных участков,
расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ут-
вержден приказом Ростехнадзора от 02.11.2011 № 624 (зарегистрирован Минюстом
России 13.12.2011, регистрационный № 22571);
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению государственного контроля и надзора за проведением обязательного
энергетического обследования в установленный срок утвержден приказом Ростех-
надзора от 22.11.2011 № 653 (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2011 г., ре-
гистрационный № 22840);
В настоящее время шесть административных регламентов находятся на рассмо-
трении и государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Фе-
дерации:
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей
компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе
их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к та-
ким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами
учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Ростехнадзора от
12.12.2011 № 697 (письмом Ростехнадзора от 14.12.2011 № 00-02-04/3081 приказ на-
правлен в Минюст России на государственную регистрацию);
Административный регламент по исполнению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по
осуществлению государственного контроля и надзора за физической защитой ядер-
ных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов утвержден
приказом Ростехнадзора от 15.12.2011 № 703 (письмом Ростехнадзора от 22.12.2011
№ 00-02-04/3153 приказ направлен в Минюст России на государственную регистра-
цию);
Административный регламент предоставления Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выда-
че разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии
работникам объектов использования атомной энергии утвержден призом Ростех-
надзора от 21.12.2011 № 721 (письмом Ростехнадзора от 22.12.2011 № 00-02-04/3154
приказ направлен в Минюст России на государственную регистрацию);
27
Административный регламент предоставления Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги «Осу-
ществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рас-
смотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской
Федерации срок» утвержден приказом Ростехнадзора от 30.0.12012 № 66 (письмом
Ростехнадзора от 31.01.2012 № 00-02-04/159 приказ направлен в Минюст России на
государственную регистрацию);
Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору государственной функции по конт-
ролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах ко-
торых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, му-
ниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении
которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процен-
тами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), со-
ставляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муни-
ципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными
учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорация-
ми, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процен-
тов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным
корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и по-
вышения энергетической эффективности утвержден приказом Ростехнадзора от
02.02.2012 № 72 (письмом Ростехнадзора от 08.02.2012 № 00-02-04/223 приказ на-
правлен в Минюст России на государственную регистрацию);
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по вы-
даче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением
судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений,
полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного
самоуправления) утвержден приказом Ростехнадзора от 10.02.2012 № 90 (письмом
Ростехнадзора от 14.02.2012 № 00-02-04/270 приказ направлен в Минюст России на
государственную регистрацию).
Ранее утвержденные приказами Ростехнадзора и приказами Минприроды Рос-
сии административные регламенты (12 административных регламентов) в настоящее
время приводятся в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и по-
становлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разра-
ботке и утверждении административных регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Из 11 неутвержденных административных регламентов в стадии разработки и со-
гласования с Минэкономразвития России находятся 10 проектов административ-
ных регламентов.
Реализация государственной политики в сфере технического регулирования в ча-
сти разработки и принятия технических регламентов
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации и в соответ-
ствии с решениями Комиссии Таможенного союза и Интеграционного Комитета
28
ЕврАзЭС Ростехнадзор определен как орган Российской Федерации — участник
разработки технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ответ-
ственный разработчик — Республика Казахстан), а также как орган, ответственный
за разработку проекта технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности обору-
дования, работающего под избыточным давлением».
Технические регламенты Таможенного союза (ЕврАзЭС) разработаны с целью
установления на единой таможенной территории Таможенного союза (ЕврАзЭС)
единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, а так-
же обеспечения свободного перемещения выпускаемой в обращение продукции на
единой таможенной территории Таможенного союза (ЕврАзЭС ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 Технический регла-
мент Таможенного союза «Безопасность лифтов» принят и вступит в силу 18.04.2013.
До 01.01.2015 допускается производство и выпуск в обращение лифтов в соответст-
вии с ранее установленными требованиями.
В настоящее время в Российской Федерации действует технический регламент о
безопасности лифтов, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.10.2009 № 782.
Со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на тер-
риториях государств — членов Таможенного союза соответствующие обязатель-
ные требования, установленные их законодательствами, применяться не будут, и
российский технический регламент «О безопасности лифтов» утратит силу. Кроме
того, во исполнение решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 и
Протокола заседания подкомиссии по техническому регулированию от 08.11.2011
№ 8 Ростехнадзором разработан и направлен на согласование в федеральные орга-
ны исполнительной власти План мероприятий, необходимых для реализации тех-
регламента «Безопасность лифтов» в Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным планом предусмотрены отмена и внесение из-
менений в нормативные правовые акты.
За основу проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасно-
сти оборудования, работающего под избыточным давлением» Ростехнадзором было
предложено принять проект аналогичного технического регламента Российской Фе-
дерации, разработанный ранее Ростехнадзором и принятый Государственной Ду-
мой в первом чтении. Казахстанской и белорусской сторонами данное предложе-
ние было поддержано, в связи с чем вариант проекта технического регламента Рос-
сийской Федерации не претерпел существенных изменений.
Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности обору-
дования, работающего под избыточным давлением» прошел процедуру публично-
го обсуждении.
По результатам публичного обсуждения Ростехнадзором предложены измене-
ния в текст технического регламента, которые учтены в окончательной редакции
проекта.
Ростехнадзором разработан проект Перечня стандартов к техническому регла-
менту «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»,
который будет представлен Казахстанской стороной Комиссии Таможенного союза.
После представления Комиссией Таможенного союза комплекта документов по
проекту технического регламента и их направления Аппаратом Правительства Рос-
29
сийской Федерации для процедуры внутригосударственного согласования проект
технического регламента может быть принят Комиссией Таможенного союза. Пред-
полагается, что технический регламент «О безопасности оборудования, работающе-
го под избыточным давлением» вступит в силу в феврале 2013 года.
После принятия технического регламента Таможенного союза «О безопасности
оборудования, работающего под избыточным давлением» в соответствии с послед-
ними решениями Евразийского экономического совета на уровне глав государств
технический регламент может быть предложен для принятия в остальных государ-
ствах — членах ЕврАзЭС (Кыргызстан и Таджикистан).
После вступления в силу технических регламентов большинство нормативных
актов, регулирующих процессы изготовления продукции, будут отменены или по-
требуют существенной переработки. По данному вопросу во исполнение решений
Комиссии Таможенного союза Ростехнадзором разработаны и представлены на со-
гласование Планы мероприятий, необходимых для реализации технических регла-
ментов в Российской Федерации.
Ростехнадзор совместно с Росатомом и другими заинтересованными органами
ведет работу при Совете по сотрудничеству в области использования атомной энер-
гии в мирных целях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС по разработке и при-
нятию базового межгосударственного Соглашения, регламентирующего принципы
нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в области ис-
пользования атомной энергии.
В настоящее время в государствах ЕврАзЭС в основном используется норматив-
ная правовая база, которая была принята еще в советские времена. Данный факт по-
зволит упростить создание межгосударственных правовых актов при минимальных
изменениях законодательства государств ЕврАзЭС.
В 2011 г. в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору были разработаны и в 2011-2012 гг. зарегистрированы Министерством
юстиции Российской Федерации 34 приказа Ростехнадзора.
Состояние нормативно-правового регулирования в области использования атом-
ной энергии. Разработка и введение в действие федеральных норм и правил в обла-
сти использования атомной энергии
В 2011 г. были приняты следующие законодательные и нормативные правовые
акты в области использования атомной энергии:
Федеральный закон от 30.11.2011 № 347-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности
в области использования атомной энергии», который внес изменения в Федераль-
ный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и ряд дру-
гих законодательных актов в части совершенствования государственного регулиро-
вания безопасности в области использования атомной энергии;
Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивны-
ми отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации», регулирующий отношения в области обращения с радиоактив-
ными отходами.
Федеральный закон от 08.03.2011 № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников ор-
ганизаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные про-
изводства и объекты в области использования атомной энергии», регулирующий
отношения, связанные с соблюдением повышенных требований дисциплины труда
30
отдельными категориями работников организаций, эксплуатирующих особо радиа-
ционно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования
атомной энергии, в целях обеспечения безопасности таких производств и объектов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 № 88 «Об ут-
верждении Положения о признании организации пригодной эксплуатировать ядер-
ную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять соб-
ственными силами или с привлечением других организаций деятельность по раз-
мещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации
ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также дея-
тельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами».
Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования безопасности и
осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности в 2011 г. яв-
лялось одной из приоритетных задач Ростехнадзора.
В рамках этой задачи проводились работы по следующим основным направле-
ниям:
участие в разработке проектов законодательных и нормативных правовых актов,
связанных с реализацией установленных задач и полномочий Ростехнадзора;
разработка предложений по внесению изменений в действующие законодатель-
ные и нормативные правовые акты с целью актуализации содержащихся в них тре-
бований;
разработка федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
разработка и принятие положений о регулировании безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии (руководств по безопасности).
Нормотворческая деятельность Ростехнадзора в 2011 г. была направлена на реа-
лизацию:
Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2011 г.;
Перечня государственных услуг и государственных функций федеральных орга-
нов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны администра-
тивные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в Федераль-
ном реестре государственных услуг (функций);
отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Рос-
сийской Федерации по разработке нормативных правовых актов.
В 2011 г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Прави-
тельства Российской Федерации, а также в целях реализации вышеуказанных Пла-
на и Перечня Ростехнадзор принимал участие в разработке и согласовании следу-
ющих законопроектов:
«О ядерных установках военного назначения»;
«Об обращении с радиоактивными отходами»;
«О лицензировании отдельных видов деятельности»;
«О государственном регулировании безопасности при использовании атомной
энергии»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энер-
гии».
За отчетный период Ростехнадзор принимал участие в разработке и согласова-
нии следующих проектов нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации:
31
проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утвержде-
нии Положения о федеральном государственном надзоре в области использования
атомной энергии, Положения о режиме постоянного федерального государствен-
ного надзора на объектах использования атомной энергии», устанавливающего осо-
бенности федерального государственного надзора в области использования атом-
ной энергии и правовые основы режима постоянного федерального государствен-
ного надзора в области использования атомной энергии;
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Перечня объектов использования атомной энергии, в отношении которых необхо-
дим режим постоянного государственного надзора», определяющий объекты ис-
пользования атомной энергии, на которых устанавливается режим постоянного фе-
дерального государственного надзора.
Кроме того, Ростехнадзором в 2011 г. проводилась работа по подготовке и при-
нятию административных регламентов исполнения отдельных государственных
функций и предоставления государственных услуг в области использования атом-
ной энергии.
Так, Ростехнадзором разрабатывались следующие проекты административных
регламентов исполнения государственных функций и предоставления государст-
венных услуг:
проект Административного регламента Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги
по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной
энергии работникам объектов использования атомной энергии (утвержден прика-
зом Ростехнадзора от 21.12.2011 № 721; в настоящее время находится на государст-
венной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации);
проект Административного регламента Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по контролю за физической защитой ядер-
ных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контр-
оля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов (утвер-
жден приказом Ростехнадзора от 10.12.2011 № 703; в настоящее время находится на
государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации);
проект Административного регламента по исполнению Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции
по контролю в области использования атомной энергии.
Ростехнадзор принимал участие в работе по подготовке других проектов Указов
Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации,
проектов технических регламентов и межведомственных нормативных правовых ак-
тов, разрабатывавшихся федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, в 2011 г. Ростехнадзором была проанализирована нормативно-пра-
вовая база в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при ис-
пользовании атомной энергии и подготовлены предложения по внесению измене-
ний в действующие законодательные и нормативные правовые акты и разработке
новых в части усиления роли государственного регулирования ядерной и радиаци-
онной безопасности:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии» (предложения по внесению изменений);
32
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» (предложения по внесению изменений);
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических
сооружений» (предложения по внесению изменений);
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
(предложения по внесению изменений);
Федеральный закон от 08.03.2011 № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников ор-
ганизаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные про-
изводства и объекты в области использования атомной энергии»;
Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по
атомной энергии «Росатом» (предложения по внесению изменений в части уста-
новления дополнительных полномочий Госкорпорации «Росатом» по аккредита-
ции организаций, осуществляющих деятельность в области использования атом-
ной энергии);
Федеральный закон «О государственном регулировании ядерной и радиацион-
ной безопасности» (предложения по разработке);
постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.1997 № 1511 «Об
утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии и Перечня федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии» (предложения по внесению изменений);
постановление Правительства Российской Федерации от 1407.1997 № 865 «Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии» (предложения по внесению изменений);
постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка
регистрации организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в об-
ласти использования атомной энергии» (предложения по разработке);
постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Фе-
деральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (пред-
ложения по внесению изменений).
В целях реализации положений Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об
использовании атомной энергии» в 2011 г. проводилась работа по совершенствова-
нию системы действующих и разработке новых проектов федеральных норм и пра-
вил в области использования атомной энергии.
В целом этап формирования системы федеральных норм и правил можно считать
успешно завершенным. Действующая система федеральных норм и правил вклю-
чает в себя 88 документов, которые имеют следующие области распространения:
на все объекты использования атомной энергии — 23;
на атомные станции — 21;
на исследовательские ядерные установки — 10;
на объекты ядерного топливного цикла — 15;
на ядерные установки судов — 8;
на радиационные источники — 4;
на обращение с радиоактивными отходами — 7.
Всего в 2011 г. осуществлялась работа по подготовке 32 федеральных норм и пра-
вил.
Из них в 2011 г. Ростехнадзором утверждены 9 федеральных норм и правил в об-
ласти использования атомной энергии:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..