ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2012 год) - часть 16

 

 

Таблица 7.10
Текущие эксплуатационные затраты на охрану окружающей среды
в 2008-2012 гг.(в фактически действовавших ценах; тыс. руб.)
Наименование затрат
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
на охрану
водных ресурсов
746 632
1 056 202
1 144 233
1 216 397
атмосферного воздуха
131 193
117 475
182 998
31 466
72 583
окружающей среды
от загрянения отходами
244 671
421 243
201 587
140 704
производства и потребления
на рекультивацию земель
3 108
262
5 710
4 242
Всего
1 125 604
1 595 182
1 534 528
1 392 809
1 184 144
Как видно из Табл. 7.9 и 7.10, отчетный 2012 год по сравнению с предыду-
щими 2009-2011 годами характеризовался продолжающимся неуклонным
снижением текущих затрат на охрану природы с 1 595 182 тыс. руб. в 2009 г.
и 1 392 809 в 2011 г. до 1 184 144 тыс. руб. в 2012 г. Количество юридических
лиц, подлежащих статистическому наблюдению, составило 20 717, в том числе
индивидуальных предпринимателей - 17 915 (Табл. 7.11).
Таблица 7.11
Количество юридических лиц, расположенных на территории Республики
Карелия и подлежащих татистическому наблюдению, на конец 2012 г.
в том числе
коммерческие
субъекты малого и среднего
предприятия,
Коммерче-
Всего
предпринимательства
Некоммер-
не относящиеся
ские орга-
объектов
ческие
к субъектам ма-
низации
средние
малые
микро
органи-
лого и среднего
(тип не опре-
пред-
пред-
пред-
зации
предприни-
делен)
приятия
приятия
приятия
мательства
20 717
851
71
1 375
6 388
7 457
4 575
7.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОРМИРОВАНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
7.4.1. Государственная экологическая экспертиза
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Республике Карелия. В 2012 году Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия организо-
вана и проведена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) объектов
федерального уровня по 3 объектам:
«Материалы оценки состояния запасов водных биологических ресурсов
и обоснования объемов ОДУ ВБР в пресноводных водоемах (Онежское
и Ладожское озера, прочие водоемы) Республики Карелия на 2013 год»
244
проектная документация по объекту
«Золоотстойник, золопровод,
система возврата осветленной воды для утилизационной котельной ТЭС
ОАО «Кондопога»
• проектная документация «Пожарно-химической станции Федерального
государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водло-
зерский» в д. Куганаволок Пудожского района Республики Карелия в части
реализации проектных решений на землях в границах НП
Утверждено три положительных заключения.
В 2012 году Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия по за-
явкам выдано 3 согласования о возможности добывания объектов животного
мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации на:
• отлов 400 экз. жемчужницы обыкновенной ООО «Лаборатория экологии
и эволюции биосистем» (Москва) с целью продолжения научных исследо-
ваний и мониторинга состояния популяции в реке Кереть
• отлов 100 экз. жемчужницы обыкновенной ФГБУ «Государственный за-
поведник «Кивач» в целях проведения научных исследований, а также реа-
лизации практических мер по восстановлению колонии жемчужницы
обыкновенной в реке Суна на территории заповедника «Кивач» путем
опытного заселения пригодных биотопов рек Немина и Пяльма бассейна
Онежского озера
• отлов жемчужницы 30 экз. жемчужницы обыкновенной ФГБУ «Нацио-
нальный парк «Калевальский» с целью проведения научных исследований
и мониторинга состояния популяции в реке Вуоккинйоки в границах парка
Работа по отлову проводилась в заявленные сроки после получения Раз-
решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В отчетном периоде организовано и проведено 6 государственных экологиче-
ских экспертиз по следующим объектам по материалам:
• проектной документации «Создание инфраструктуры по обслуживанию
электрических сетей о. Валаам» (заключение государственной экологиче-
ской экспертизы отрицательное)
• обосновывающих объемы (квоты, лимиты) изъятия охотничьих ресурсов
в период с 01.08.2012 г. по 01.08.2013 г. на территории Республики Карелия
(заключение - положительное)
• обосновывающих создание на территории Калевальского района памят-
ника природы регионального значения «Куми-порог» (заключение - поло-
жительное)
• проектной документации по объекту: «Строительство мостового пере-
хода через р. Кузрека на км 19 + 100 автомобильной дороги Беломорск-
Сумпосад-Колежма» (заключение - положительное)
• проектной документации по объекту: «Строительство мостового пере-
хода через протоку на 21 км автомобильной дороги «Кола», 1 051 - Ниль-
мозеро - Нильмогуба в Лоухском районе Республики Карелия» (заклю-
чение - положительное)
• обосновывающих создание на территории Кемского района государст-
венного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения
«Гридино» (заключение - положительное)
245
7.4.2. Разрешительная деятельность и нормирование
допустимого воздействия на окружающую среду
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Республике Карелия. Установление нормативов предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183
«О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и вредных физических воздействий на него» осуществлялись функции
по установлению предельно допустимых для юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность
на территории Республики Карелия.
За отчетный 2012 год установлены нормативы предельно допустимых вы-
бросов (ПДВ) для 198 производственных территорий природопользователей,
из них: для 119, подлежащих федеральному государственному экологиче-
скому контролю, для 79, не подлежащих федеральному государственному эко-
логическому контролю.
Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух. В 2012 году выдано 183 разрешения на выбросы загрязняющих ве-
ществ в атмосферный воздух в пределах нормативах ПДВ для предприятий
федерального уровня государственного экологического контроля. Общий
объем выбросов по разрешениям, выданным в 2012 г., составил 63 024 тонны.
Согласование нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганиз-
мов в водные объекты. В соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбро-
сов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
осуществлялись функции по согласованию нормативов допустимых сбросов
(НДС) для предприятий-водопользователей. Всего в 2012 году рассмотрено
и выдано положительных заключений по согласованию НДС для 5 предприя-
тий-водопользователей.
Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В 2012 году выдано 7 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные
объекты в пределах НДС. Постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 08.06.2011 № 448 при невозможности соблюдения НДС Росприрод-
надзор и его территориальные органы могут устанавливать лимиты на сбросы
веществ в водные объекты на основе разрешений, действующих только в пе-
риод проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наи-
лучших существующих технологий и (или) реализации других природоохран-
ных проектов с учетом поэтапного достижения установленных НДС веществ
и при условии наличия согласованных с Росприроднадзором планов снижения
таких сбросов. Разрешение на сброс на уровне лимитов было выдано одному
предприятию ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».
Объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах уста-
новленных НДС (по выданным разрешениям) составил 20 611 тонн, в пределах
установленных лимитов на сброс - 425 тонн.
246
Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размеще-
ние. В 2012 году лимиты на размещение отходов установлены для 948 про-
изводственных территорий природопользователей, масса размещаемых
отходов в пределах утвержденных лимитов на размещение отходов составила
140,170 млн тонн. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,
отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации
к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяй-
ственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют
отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
отходов в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия. Лимитами
на размещение отходов для субъектов малого и среднего предприниматель-
ства являются количество отходов, фактически направленные на размещение
в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезврежива-
нии, о размещении отходов. За 2012 год отчетность представили 105 субъекта
малого и среднего предпринимательства.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2012 году выдано 26 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) ве-
ществ в атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпри-
нимателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняю-
щих) веществ в атмосферный воздух и не подлежащим федеральному госу-
дарственному экологическому контролю, в том числе 2 разрешения на выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух были переоформлены,
что в 1,1 раза больше по сравнению с результатами прошлого года.
7.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользоваа-
ния по Республике Карелия. В пределах установленных полномочий в 2012 г.
при проведении контрольно-надзорных мероприятий особое внимание уделя-
лось соблюдению недро- и водопользователями условий лицензионных согла-
шений, режима ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах,
выполнению природопользователями ранее выданных предписаний, требова-
ний природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воз-
духа и обращения с отходами, своевременному внесению платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
В 2012 г. проведено 244 контрольно-надзорных мероприятия по соблюдению за-
конодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, из них:
194 проверки хозяйствующих субъектов
12 рейдовых проверок (выявление несанкционированных мест размеще-
ния ТБО, территории водоохранных зон Онежского озера, оз. Мунозеро,
реки Шуя, территория федерального заказника «Кижский»)
• рассмотрено 38 административных дел, переданных Управлению по подве-
домственности другими контрольно-надзорными органами для принятия мер
247
Специалисты Управления привлекались органами прокуратуры в качестве
экспертов при проведении 29 проверок. В ходе осуществления контрольно-над-
зорной деятельности по направлениям контроля (водного, геологического, эко-
логического и др.) выявлено 217 нарушений законодательства в сфере природо-
пользования и охраны окружающей среды. Устранено 149 нарушений. Выдано
196 предписаний об устранении выявленных нарушений, выполнено 149. В ре-
зультате проведения рейдовых проверок выявлено 43 несанкционированные
свалки ТБО, по предписаниям Управления ликвидировано 24 свалки.
Привлечено к административной ответственности 116 лиц, в том числе
юридических - 58, должностных - 54, физических - 4. Назначено администра-
тивных наказаний в виде штрафов на сумму 6 296,4 тыс. руб., взыскано штра-
фов с учетом ранее назначенных на сумму 3 334,8 тыс. руб., на взыскании
в Службе судебных приставов находится 3 051 тыс. руб.
Из общего количества проверок - 52 плановые и 142 внеплановые. Доля
внеплановых проверок составляет 73,2%, что больше чем в 2011 году (70,4%).
Из общего количества внеплановых проверок 130 проведено по выполнению
предписаний (91,5%). Проверено 113 хозяйствующих субъектов, 4 430 объ-
ектов контроля.
Из общего количества проверенных хозяйствующих субъектов 64 (56,6%)
осуществляют свою деятельность с нарушениями природоохранного законо-
дательства. К примеру, ОАО «Сегежский ЦБК» не имеет разрешения на вы-
брос вредных веществ от котельной биологических очистных сооружений.
ОАО «Петрозаводскмаш» нарушаются условия, предусмотренные проектом
ПДВ, допускается загрязнение территории предприятия, находящегося в во-
доохраной зоне Онежского озера нефтепродуктами.
Количество хозяйствующих субъектов-«нарушителей» по отношению к об-
щему количеству проверенных хозяйствующих субъектов в 2012 году умень-
шилось. По результатам контрольно-надзорной деятельности суммарный
объём средств израсходованных природопользователями в 2012 году в целях
выполнения предписаний госинспекторов Управления или по решению судеб-
ных органов составил 455 млн руб.
В рамках заключенных Соглашений о взаимодействии с другими феде-
ральными органами исполнительной власти, правоохранительными, иными
контролирующими органами, администрациями муниципальных образований
проводится регулярный обмен информацией по вопросам, связанным с осу-
ществлением контроля и надзора за соблюдением природоохранительного за-
конодательства, организуются совместные рабочие группы для решения
возложенных задач, проводятся совместные проверки.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Под региональный экологический надзор на территории Республики Карелия
попадает около 37 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также 135 ООПТ ре-
гионального значения общей площадью 361,6 тыс. га.
При исполнении государственных функций Министерство осуществляет
взаимодействие со следующими учреждениями:
• правоохранительными органами, в том числе с органами прокуратуры
Республики Карелия
248
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания (Росприроднадзора) по Республике Карелия
• Северо-западным Управлением Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
• Управлением по недропользованию по Республике Карелия (Карелнедра)
• Управлением Федеральной службы государственной регистрации, када-
стра и картографии по Республике Карелия
• Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Респуб-
лике Карелия Северо-Западного территориального управления Федераль-
ного агентства по рыболовству
• Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бас-
сейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
• судебными органами
• органами местного самоуправления
• иными органами и организациями, располагающими сведениями,
необходимыми для исполнения государственных функций, а также для при-
нятия соответствующих мер
В течение 2012 г. государственными инспекторами в области охраны окру-
жающей среды Республики Карелия проведено 33 плановых проверки, из них:
• по региональному государственному надзору за геологическим изуче-
нием, рациональным использованием и охраной недр в отношении уча-
стков недр местного значения - 12
• по государственному надзору в области использования и охраны водных
объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному
государственному надзору - 9
• по региональному государственному экологическому надзору при осу-
ществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятель-
ности с использованием объектов, подлежащих федеральному государст-
венному экологическому надзору: за деятельностью в области обращения
с отходами; за охраной атмосферного воздуха; контроль платы за негатив-
ное воздействие на окружающую среду - 12
Кроме того, проведено 7 внеплановых проверок по выполнению ранее
выданных предписаний, по обращениям, поступившим в адрес Министерства
от граждан, юридических лиц, органов прокуратуры и 5 административных
расследований. Уменьшение количества внеплановых проверок на 21%
(по сравнению с 2011 годом) связано с увеличением плановых мероприятий
по надзору в 2012 году.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранного законодатель-
ства и природоохранных требований в области охраны окружающей среды
за отчетный период выдано 13 предписаний, из них выполнено - 5, 1 предписа-
ние отменено судом, по 7 предписаниям сроки истекают в течение 2013 года.
Контроль за выполнением предписаний ведется постоянно. В 2012 году рассмот-
рено 57 административных дел, что на 23% превышает показатели 2011 г. По ре-
зультатам рассмотрения 39 лиц привлечено к административной ответствен-
ности. Судьями Республики Карелия и должностными лицами Министерства
в 2012 г. к нарушителям применены меры административного наказания в виде
штрафов, на общую сумму 1 млн 130 тыс. рублей, из них взыскано 129,5 тыс. руб.
249
Уменьшение количества взысканных штрафов связано с обжалованием ряда
постановлений в судах Республики Карелия. В 2012 году на территории Рес-
публики Карелия действовало 314 лицензий на пользование недрами, содер-
жащими общераспространенные полезные ископаемые.
7.5.1. Государственный контроль и надзор
за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользоваа-
ния по Республике Карелия. В 2012 году на территории Республики Карелия
деятельность в сфере недропользования осуществляли 290 недропользова-
телей, в том числе имеющие лицензии на объекты, содержащие полезные ис-
копаемые федерального уровня контроля (НОПИ), - 91.
Общее количество действующих лицензий на право пользования недрами
- 477, из них:
• на объекты, НОПИ - 158 лицензий (в т. ч. 52 - на одиночные скважины
на воду)
• на объекты, содержащие общераспространенные полезные ископаемые
(ОПИ) и подконтрольные республиканскому органу исполнительной власти
в сфере недропользования, - 319
За отчетный период проведено 72 надзорных мероприятия в сфере недро-
пользования, из них 18 - плановых, 54 - внеплановых. Всего проверено
состояние 152 объектов недропользования федерального уровня контроля
(55 лицензий, из них: 15 лицензий на твердые полезные ископаемые -
ООО «Карелмет», ОАО «Порфирит», ЗАО «Норит», ООО «Карельская молиб-
деновая компания», ООО «Чупинское ГРП», ОАО «ИПК ТЕВА-Шунгит»,
ООО «Карелгеоресурс», остальные на подземные воды - ООО «Карелия
Интер», ОАО «Славмо», ООО «Кала я марьяпоят», ООО «Полар», ООО «Маяк»,
ОАО «Кондопога» и др.).
В ходе надзорных мероприятий проверена деятельность недропользовате-
лей, осуществляющих как геологическое изучение участков недр, так и добычу
полезных ископаемых, в т. ч. подземных вод.
Основной задачей государственного геологического надзора в 2012 году
являлось выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных
с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов,
соблюдение недропользователями условий лицензионных соглашений,
выполнение выданных предписаний. Самым проблемным вопросом на тер-
ритории Республики Карелия является пользование недрами с целью до-
бычи подземных вод для бытового и хозяйственно-питьевого водоснаб-
жения населения. Водоснабжение населения из подземных источников
осуществляют 25 предприятий системы ЖКХ, из них лицензии на право
пользования недрами имеют только 50%. Остальные предприятия исполь-
зуют подземные воды самовольно.
250
Решение проблемы возможно только при условии внесения изменений
в федеральное законодательство в части:
• предоставления лицензий на право пользования подземными водами ад-
министрациям муниципальных районов и сельских поселений, являющихся
собственником водозаборных скважин. Оформление лицензий на эксплуа-
тирующие организации в связи с их частой сменой превращается в дли-
тельный и бесконечный процесс. Администрации поселений (районов)
получили бы возможность заключать договора на обслуживание лицензи-
рованной скважины с любой организацией
• введения упрощенного порядка лицензирования на добычу подземных
вод из одиночных скважин на воду с целью водоснабжения населения. Учи-
тывая, что скважины пробурены, как правило, очень давно, лицензирую-
щий орган должен давать лицензии сразу на добычу подземных вод,
прописывая сроки утверждения запасов
Кроме того, учитывая, что добыча подземных вод разрешается на утвер-
жденных запасах подземных вод, необходимо разработать программу
по утверждению запасов подземных вод с целью водоснабжения населения
за счет средств регионального бюджета.
При проведении мероприятий по государственному надзору выявлено
96 нарушений законодательства в сфере недропользования, с учетом ранее
выявленных устранено 97. Следует отметить, что для устранения многих на-
рушений требуется длительный период времени. Для устранения нарушений
выдано 76 предписаний, выполнено - 78. В целях исполнения предписаний
Управления природопользователями израсходовано 22,881 млн руб., в т. ч.
на выполнение природоохранных мероприятий 0,171 млн руб., геологоразве-
дочных работ - 22,710 млн руб.
Примерами выполнения предписаний Управления и устранения нару-
шений являются получение лицензий на право пользования недрами (под-
земными водами) и проведение дорогостоящих работ по подсчету запасов
подземных вод.
За нарушения законодательства в сфере недропользования возбуж-
дено 51 административное дело, из них на рассмотрение в мировые суды
(по ч. 1 ст. 19.5 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) направлено 19 дел. По результа-
там рассмотрения к административной ответственности привлечено 43 право-
нарушителя на общую сумму 3 млн 984 тыс. руб. Контроль за оплатой штраф-
ных санкций ведется постоянно. Необходимости направления администра-
тивных дел для взыскания штрафов в принудительном порядке в Службы
судебных приставов не возникало. Штрафы, срок оплаты которых наступил
в 2012 году, оплачены полностью.
При осуществлении надзорной деятельности Управление взаимодействует
с другими федеральными органами исполнительной власти, правоохранитель-
ными и иными контролирующими органами:
• материалы всех контрольно-надзорных мероприятий направляются
в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру
• материалы проверки ЗАО «Экопром-транзит» направлены на рассмот-
рение в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру и Мини-
стерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
251
м
атериалы проверок ГУП РК «Сортавальское ДРСУ», ОАО «Сегежский
ЦБК», ООО «Карелприродресурс», ОАО «Лахденпохский ЛПХ», ОАО «Кон-
допога» и ООО «Кара-Тау» направлены по подведомственности на рас-
смотрение и принятия мер в Министерство по природопользованию
и экологии Республики Карелия
• принято участие в заседании комиссии Госкомитета по вопросу эксплуа-
тации скважин на воду в Сегежском районе
• информация о выявленных фактах самовольного пользования нед-
рами ОАО «Славянка» и ФГКУ Росгранстрой направлена в военную
прокуратуру
• принято участие в 7 Всесоюзном съезде геологов в г. Москве
• принято участие в Парламентских слушаниях по вопросам недропользо-
вания на территории Республики Карелия, проходившие в Законодатель-
ном собрании РК
• в рамках взаимодействия с Министерствами и ведомствами региональ-
ного уровня решаются вопросы, возникающие в сфере недропользования
Основными нарушениями Закона РФ «О недрах», как и прежде, являются
безлицензионное пользование недрами и невыполнение условий лицен-
зионных соглашений. К «злостным нарушителям» в сфере недропользо-
вания в 2012 году относятся ООО «Карельская молибденовая компания»
и ЗАО «Норит».
В ходе проведения проверок ООО «Карельская молибденовая компания»
выявлено, что пользователь недр в течение установленного лицензией срока
так и не приступил к пользованию недрами на месторождении молибдена
«Лобаш». ЗАО «Норит» не выполнено уведомление Роснедра о допущенных
нарушениях условий пользования недрами на Шалозерском месторождении.
По результатам проверок материалы в отношении семи предприятий-
природопользователей были направлены в Росприроднадзор для рассмотре-
ния вопроса о возможном досрочном прекращении права пользования
недрами. Материалы по 5-ти природопользователям рассмотрены на Ко-
миссии по досрочному прекращению права пользования недрами. До-
срочно прекращено действие 3-х лицензий, в т. ч. 2-х в связи с ликвида-
цией предприятий (ООО «Водоканал» г. Олонец, ОАО «ОТЗ»), 1 в связи
с неоднократным нарушением условий пользования недрами (ООО «Ка-
рельская молибденовая компания»).
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Задачей должностных лиц Министерства является надзор за обеспечением
эффективного и рационального природопользования, а также выполне-
нием недропользователями условий лицензионных соглашений. За отчетный
период проведено 15 мероприятий по региональному государственному над-
зору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр, из них 12 плановых проверок, 3 - внеплановых. По результатам проверок
выдано 3 предписания, сроки исполнения наступают в 2013 году. К админи-
стративной ответственности привлечено 2 лица. Решением Арбитражного
суда Республики Карелия одно Постановление отменено.
252
Среди нарушений природоохранного законодательства следует отметить
нарушения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»
(невыполнение условий лицензионного соглашения - нарушение сроков пред-
ставления отчетов по защите запасов полезных ископаемых, нарушение сро-
ков разработки проектов промышленной разработки месторождений,
нарушение сроков начала промышленной добычи, отсутствие оформленных
документов на право пользования земельным участком, отсутствие «Акта го-
сударственной комиссии о приемке предприятия (карьера) в эксплуатацию»,
непредоставление в уполномоченный орган сведений по форме 5-гр «Све-
дения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых»),
а также невыполнение в срок законного предписания должностного лица,
осуществляющего региональный государственный надзор.
7.5.2. Государственный контроль и надзор
за использованием и охраной водных объектов
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. На территории Карелии 400 юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляют деятельность с ис-
пользованием поверхностных водных объектов, их водоохранных зон и во-
досборных площадей для различных нужд. Кроме того, водопользование
осуществляется для судоходства на внутренних водных путях, включая Бе-
ломорско-Балтийский канал.
Действующих по состоянию на конец 2012 года документов на право поль-
зования водными объектами - 280, из них оформлено: лицензий - 2, догово-
ров и решений в соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ - 278.
В течение 2012 года проверено 56 разрешительных документов (20%),
проведено 84 контрольных мероприятия, из них: 39 - плановых проверок,
35 - внеплановых проверок (42% от общего количества проверок), 10 рей-
довых проверок.
В сфере федерального государственного контроля и надзора за использо-
ванием и охраной водных объектов в течение 2012 года проверено 43 водо-
пользователя (юридических лица), 3 единицы внутреннего водного транспорта
(флота), 110 земельных участков на территориях водоохранных зон и водо-
сборных площадей водных объектов.
В результате рейдовых проверок по выявлению несанкционированных сва-
лок ТБО и рейдов под девизом: «Водным объектам - чистые берега и причалы!»
госинспекторами Управления Росприроднадзора по Республике Карелия об-
наружено 28 свалок в водоохранных зонах, практически все ликвидированы.
Материалы рейдовых проверок переданы в Карельскую межрайонную при-
родоохранную прокуратуру, городские и районные органы прокуратуры
Республики Карелия, по подведомственности в другие органы исполни-
тельной власти для принятия мер и решения вопроса о ликвидации несанк-
ционированных свалок.
253
В порядке взаимодействия с другими федеральными органами исполни-
тельной власти, органами государственной власти и местного самоуправления
Республики Карелия, иными контролирующими органами проведено 27 про-
верок (в т. ч. рейдовых). Совместно с филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по СЗФО»
по Республике Карелия проведены отборы проб природных и сточных вод
по 19 предприятиям. Выявлено 54 нарушения Водного кодекса РФ и Феде-
рального закона «Об охране окружающей среды», устранено с учетом ранее
выявленных - 46 (более 85%). Выдано 54 предписания, выполнено с учетом
ранее выданных - 46. Назначено 72 административных наказания в виде
штрафов на общую сумму 0,715 млн руб. Взыскано с учетом ранее назначен-
ных 0,618 млн рублей. В 2012 году ОАО «Петрозаводскмаш» продолжило воз-
мещение вреда причиненного водным объектам (Онежское озеро) вследствие
аварийных сбросов нефтепродуктов в 2010 году. Возмещено 700,1 тыс. руб.
Отмечается, что по ряду стабильно работающих предприятий (ОАО «Кондо-
пога», ООО «Карелкамень», ООО «Кала я марьяпоят», ЗАО «Варяг» и другим)
нарушений водного РФ не выявлено. Стабильно выполняют природоохран-
ные мероприятия ФГБУК «Музей-заповедник «Кижи», ФБУ «Беломорканал»,
ОАО «Кондопога», ООО «Карелкамень», ООО «Форелеводческое хозяйство
«Парола» и другие юридические лица.
В 2012 году установлено, что суммарный объём средств, фактически из-
расходованных на выполнение водоохранных мероприятий в целях исполнения
предписаний государственных инспекторов Управления или по решению су-
дебных органов составил 429,88 млн рублей, в частности:
350,32 млн рублей - ОАО «Сегежский ЦБК» (ликвидация выпуска № 5
неочищенных сточных вод, частичная замена оборудования объектов про-
мышленного водоснабжения и водоотведения, модернизация СБО, мони-
торинг воды)
78,05 млн рублей - ОАО «Кондопога» (ликвидация выпусков № 1 и № 1-а
недостаточно очищенных сточных вод, частичная замена оборудования
объектов промышленного водоснабжения и водоотведения - 2 сатура-
торов в ЦБОИ, зубчатых водосливов, фильтросных элементов, илоскре-
бов, илососов, затворов и решеток, насосов, модернизация БОС и БОПС,
новое лабораторное оборудование по исследованию сточных вод, мони-
торинг воды)
0,6 млн рублей - ООО «Карелкамень» (установка 2 сертифицированных
очистных сооружений - ЛОС промливневых сточных вод на складе ГСМ
и гараже, БОС хозяйственно-бытовых сточных вод)
0,6 млн рублей - ЗАО «Холод Славмо» (мониторинг природных и сточ-
ных вод)
0,18 млн рублей - ФГБУК «Государственный историко-архитектурный
и этнографический музей-заповедник Кижи» (расчистка береговой полосы
Онежского озера, мониторинг воды)
0,07 млн рублей - ИП Гутыро Г.Д. (мониторинг воды)
0,06 млн рублей - ООО «Автогаз» (модернизация локальных очистных
сооружений на АЗС, замена 2 насосов и многосекционной загрузки сорб-
ционного фильтра)
254
Среди основных нарушений водного законодательства РФ следует отметить:
• водопользование (поверхностные водные объекты) без документов,
на основании которых возникает право пользования (Договоры, Решения,
Разрешения) - ст.ст. 9, 11, 35 Водного кодекса РФ
• нарушение специально установленного режима хозяйствования в пределах
водоохранных зон водных объектов, их прибрежных защитных полос и во-
досборных площадей и ограничение доступа - ст. 6, 65 Водного кодекса РФ
• нарушение природоохранного (в т.ч. водоохранного) законодательства
РФ при эксплуатации объектов хранения, транспортирования и реализации
продуктов нефтепереработки (в т.ч. в порто-пунктах), отсутствие согласо-
ванных Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефтепродуктов (ПЛАРН) - ст. 60 Водного кодекса РФ, ст.ст. 34, 39, 46 Фе-
дерального закона «Об охране окружающей среды»
• отсутствие учета воды инструментальными приборами и устройствами
- ст. 39 Водного кодекса РФ
• невнесение платы за пользование водными объектами и за негативное
воздействие на окружающую среду - ст. 20 Водного кодекса РФ, ст. 16 Фе-
дерального закона «Об охране окружающей среды»
Управление в 2012 году принимало участие в судебных делах по искам Ка-
рельской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратур городов
и районов Республики Карелия о возложении обязанности:
• построить или реконструировать канализационные и локальные очист-
ные сооружения, прекратить сброс неочищенных/недостаточно очищенных
сточных, дренажных вод в водные объекты или на рельеф местности
• демонтировать незаконно возведенные постройки
• устранить нарушения природоохранного законодательства РФ, разрабо-
тать ПЛАРН на складах ГСМ и мазутных хозяйствах
Материалы всех контрольно-проверочных мероприятий направлялись в Карель-
скую межрайонную природоохранную прокуратуру. Необходимости приоста-
новления хозяйственной и иной деятельности не возникало, ходатайства об отзыве
разрешительных документов в сфере водопользования не направлялись.
Федеральный государственный контроль и надзор за исполнением орга-
нами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных
им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных
отношений. В Республике Карелия исполнение переданных в соответствии
со ст. 26 Водного кодекса РФ полномочий РФ в области водных отношений осу-
ществляет орган государственной власти Республики Карелия - Министерство
по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 290 утвержден Администра-
тивный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере при-
родопользования государственной функции по осуществлению контроля
и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов РФ
переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отноше-
ний с правом направления Предписаний об устранении выявленных наруше-
ний, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих
обязанности по осуществлению переданных полномочий.
255
В 2012 году Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия осу-
ществлялся ежеквартальный контроль и подготовка отчетности в соответствии
с Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 286 по исполнению органом
государственной власти Республики Карелия переданных полномочий РФ
в области водных отношений.
Плановые проверки в отношении Министерства по природопользованию
и экологии Республики Карелия по исполнению переданных полномочий РФ
в области водных отношений в 2012 году Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике
Карелия не проводились, для проведения внеплановых мероприятий основа-
ний не возникало. Контрольно-надзорные мероприятия по исполнению в Рес-
публике Карелия переданных полномочий РФ в области водных отношений
запланированы на 2013 год.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В рамках проведения регионального государственного надзора в области ис-
пользования и охраны водных объектов в 2012 году осуществлено 11 проверок
субъектов, использующих водные объекты, из них 9 плановых и 2 внеплановые
проверки юридических и физических лиц по факту неисполнения выданных
предписаний, а также 4 административных расследования. По результатам
проверок выдано 5 обязательных для исполнения предписаний. Два предпи-
сания выполнены в установленный срок, 1 - отменено судом, по 2 предписа-
ниям срок исполнения истекает в 2013 году.
В течение 2012 года в Министерство на рассмотрение поступило 12 дел
об административных правонарушениях от органов прокуратуры Республики
Карелия. За нарушение водного законодательства Российской Федерации
15 лиц привлечены к административной ответственности, на общую сумму
249,5 тыс. рублей. Решением суда одно Постановление отменено. Основными
нарушениями водного законодательства Российской Федерации являются:
• пользование частью акватории водного объекта без разрешающих до-
кументов (Договоров водопользования, Решений о предоставлении вод-
ного объекта в пользование)
• нарушение специально установленного режима хозяйственной деятель-
ности в пределах водоохранных зон водных объектов, их прибрежных за-
щитных полос и ограничение доступа к береговой полосе водных объектов
7.5.3. Государственный контроль за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного фонда
и воспроизводством лесов
Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые Министерством по при-
родопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство)
и подведомственными лесничествами, в 2012 году осуществлялись на ос-
новании утвержденных планов работы на 2012 год. Министерство обеспечи-
вало организацию и контроль выполняемых лесничествами контрольно-
надзорных мероприятий.
256
В 2012 году проведено более 32 тыс. первичных и контрольных проверок,
а также других мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения тре-
бований лесного законодательства и договорных условий использования
лесов, в том числе:
2 640 проверок качества отводов и таксации лесосек на площади 32 379 га
7 939 проверок качества разработки лесосек на площади 93 471 га
7 817 проверок по приемке лесосек на площади 45 429 га
5 827 проверок качества лесовосстановления на площади 56 422 га
584 проверки пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря
625 проверок качества противопожарных мероприятий по обустройству лесов
79 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
6 625 патрулирований с целью охраны лесов от лесонарушений
По итогам контрольно-надзорных мероприятий государственными лесными
инспекторами Министерства и лесничеств выявлено 2 405 нарушений лесного
законодательства, в том числе:
• незаконная рубка - 364
• нарушения правил пожарной безопасности - 314
• нарушения правил заготовки древесины - 1 401
• нарушения санитарных правил безопасности - 109
По фактам выявленных нарушений приняты следующие меры:
• выдано и предъявлено 282 предписания и требования об устранении
нарушений
• составлен 1 271 протокол об административном правонарушении
• рассмотрено 910 дел об административных правонарушениях
• привлечено к административной ответственности 674 лица
• наложено 510 административных штрафов на сумму 6,8 млн руб.
• назначено 164 административных предупреждения;
• предъявлено 203 претензии о возмещении вреда (ущерба) от лесонару-
шений на сумму 93,8 млн руб.
• подано в суд 235 исков о возмещении вреда (ущерба) от лесонарушений
на сумму 216,0 млн руб.
• начислено договорных неустоек за нарушения лесохозяйственных тре-
бований при использовании лесов на сумму 24,5 млн руб.
• передано по подведомственности в органы полиции 483 дела
• возбуждено 91 уголовное дело
• привлечено уголовной ответственности 34 лица
• передано в судебные органы 554 дела
В результате патрулирования территории лесного фонда и других меро-
приятий выявлено и зарегистрировано 364 незаконной рубки общим объемом
14,2 тыс. м3 древесины. Выявляемость виновников незаконных рубок по коли-
честву незаконных рубок и объему незаконно заготовленной древесины со-
ставила соответственно 65% и 75%.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Министерство
и лесничества в 2012 году взаимодействовали с Министерством внутренних
дел по Республики Карелия, Карельской таможней, Управлением Федераль-
ной службы судебных приставов по Республики Карелия, Главным управле-
нием МЧС России по Республики Карелия, Управлением Россельхознадзора
257
по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному
округу, Пограничным управлением ФСБ России по Республике Карелия и дру-
гими федеральными органами исполнительной власти на основании заклю-
ченных соглашений о взаимодействии.
Основными мероприятиями указанных соглашений являются: передача до-
кументов для принятия мер по подведомственности, обмен информацией,
сверка данных, патрулирование лесных массивов, совместные рейды, при-
влечение специалистов при проведении мероприятий, оказание методической,
консультативной и практической помощи, подведение итогов работы.
В 2012 году проведено три заседания межведомственной Комиссии
по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на террито-
рии Республики Карелия. Лесничествами на 2012 год были разработаны
планы совместных мероприятий с районными (городскими) отделами Мини-
стерства внутренних дел по Республике Карелия и графики совместного пат-
рулирования территории лесного фонда. В рамках их реализации в 2012 году
лесничествами и районными (городскими) отделами Министерства внутренних
дел по Республике Карелия проведено 1 162 совместных рейда.
7.5.4. Государственный экологический контроль
в области охраны атмосферного воздуха
и обращения с отходами производства и потребления
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. В 2012 году Управлением проведена
71 проверка в сфере обращения с отходами производства и потребления,
в том числе 42 плановых и 29 внеплановых и 48 проверок в области охраны
атмосферного воздуха, из которых 35 плановых и 13 внеплановых.
Выявлено 20 хозяйствующих субъектов-«нарушителей» законодательства
в области охраны атмосферного воздуха, что составляет 42% от общего коли-
чества проверенных хозяйствующих субъектов. Выявлено 17 нарушений, из ко-
торых 16 устранено. Таким образом, соотношение количества устраненных нару-
шений к выявленным составляет 94%. Для устранения выявленных нарушений
выдано 18 предписаний, выполнено 17. Назначено 6 административных нака-
заний в виде штрафов на общую сумму 36,00 тыс. руб. Все штрафы взысканы.
Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха (около 90% всех
выбросов) вносят пять крупных предприятий: ОАО «Карельский окатыш»,
ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЦЗ «Питкяранта», «НАЗ СУАЛ»
- филиал «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания». Для снижения не-
гативного воздействия деятельности промышленных предприятий на состоя-
ние атмосферного воздуха необходима реализация на предприятиях
природоохранных мероприятий, таких как:
• модернизация технологических процессов
• внедрение более совершенных технологий производства
• перевод котельных на природный газ
• использование котельными жилищно-коммунального комплекса более
экологичного вида топлива (дрова, древесные отходы, газ)
258
Снижение негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха
в результате деятельности промышленных предприятий в 2012 году про-
изошло по причине спада экономики. Кроме того, в результате проведения
профилактической работы, а также надзора за исполнением предписаний
со стороны инспекторского состава Управления увеличилось количество хо-
зяйствующих субъектов снизивших массу загрязняющих веществ в выбросах
в атмосферный воздух с 19 в 2011 году до 26 в 2012 году.
В ходе проведения проверок по соблюдению законодательства при обра-
щении с отходами производства и потребления выявлено 27 хозяйствующих
субъектов-«нарушителей», что составляет 38% от общего количества про-
веренных хозяйствующих субъектов. Выявлено 40 нарушений, из которых
36 устранено. Для устранения выявленных нарушений выдано 38 предписаний,
выполнено 34. Назначено 33 административных наказания в виде штрафов
на общую сумму 1 180,00 тыс. руб. Взыскано 32 штрафа на сумму 1 245,00 тыс. руб.
(с учетом ранее назначенных в 2011 г.). Среди основных нарушений законо-
дательства в области охраны окружающей среды следует отметить:
• отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение
• отсутствие раздельного (селективного) сбора отходов
• отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности
• отсутствие лицензий у предприятий жилищно-коммунального хозяйства
на обезвреживание и размещение отходов I-IV класса опасности
• отсутствие проектов нормативов предельно допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешений на выброс
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
• недостоверность экологической информации, предоставляемой в отчетах
• несвоевременность внесения платы за негативное воздействие на окру-
жающую среду
• слабая организация и осуществление производственного экологического
контроля на предприятиях
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2012 году Министерство по природопользованию и экологии Республики Ка-
релия осуществляло региональный государственный надзор в области обра-
щения с отходами, охраны атмосферного воздуха.
В течение 2012 года проверено 14 природопользователей, из них плановых
проверок - 12, внеплановых надзорных мероприятий - 2, а также 2 админи-
стративных расследования.
Должностные лица Министерства совместно с сотрудниками Карельской меж-
районной природоохранной прокуратуры принимали участие в обследовании тер-
риторий ООО «БиоТЭК», микрорайона Сулажгора (ул. Пугачева - Луговая).
В целях устранения выявленных нарушений природоохранного законода-
тельства и природоохранных требований хозяйствующим субъектам за отчет-
ный период выдано 5 предписаний, исполнено - 3, по 2 сроки исполнения
истекают в течение 2013 г. По результатам проведенных проверок в течение
2012 года составлено 10 протоколов об административных правонарушениях.
Из них по ст. 8.2. КоАП РФ - 4 дела, по ст. 8.5 - 1, по ч. 1 ст. 8.21. - 1 дело; по ст. 8.41
- 3 дела, по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписаний) - 1 дело.
259

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..