ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2016 год) - часть 5

 

 

На 1 января 2017 года площадь сельскохозяйственных угодий во
всех категориях земель по-прежнему составляет 212,9 тыс.га (1,2% всего
земельного фонда республики). На долю несельскохозяйственных угодий
приходилось 17839,1 тыс.га, или 98,8%.
Наибольший удельный вес в структуре земельных угодий приходится
на леса и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, площадь ко-
торых составила 9872,3 тыс.га (54,7% территории). Площадь земель под
водой (реками, озерами, акваториями Белого моря, Ладожского и Онеж-
ского озер) составляет 4188,2 тыс.га (23,2%), под болотами - 3543,6 тыс.
га (19,6%), под сельскохозяйственными угодьями - 212,9 тыс.га (1,2%),
под дорогами, застроенными территориями, нарушенными землями и
прочими угодьями - 234,9 тыс.га (1,3%, рис.1.12).
Под дорогами, земли застройки,
Сельскохозяйственные угодья
нарушенные и прочие земли
1,2%
1,3%
(212,9 тыс.га)
(234,9 тыс.га)
Под водой
23,2%
Леса и
(4 188,2 тыс.га)
лесные насаждения,
не входящие в лесной фонд
54,7%
(9 872,3 тыс.га)
Болота
19,6%
(3 543,6 тыс.га)
Рис. 1.12. Распределение земельного
фонда Республики Карелия по видам угодий
Сельскохозяйственные угодья. Это земельные угодья, системати-
чески используемые для получения сельскохозяйственной продукции. В
составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйствен-
ные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в ис-
ключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий.
Сельскохозяйственные угодья занимают 212,9 тыс.га или 1,2% терри-
тории Республики Карелия. Их большая часть находится в составе земель
сельскохозяйственного назначения 68,2% или 145,2 тыс.га. Значительные
площади сельскохозяйственных угодий сосредоточены в категории земель
запаса - 35,2 тыс.га (16,5%) и в категории земель населенных пунктов -
17,4 тыс.га (8,2%). На землях лесного фонда расположено 12,3 тыс.га сель-
скохозяйственных угодий (5,8%). Площадь сельскохозяйственных угодий,
находящихся на землях водного фонда, землях промышленности и землях
особо охраняемых территорий и объектов составляет 2,8 тыс.га (1,3%).
В структуре сельскохозяйственных угодий республики на долю паш-
ни приходится 38,7% (82,3 тыс.га), сенокосов 40,1% (85,4 тыс.га), пастбищ
18,4% (39,2 тыс.га), многолетних насаждений 2,8% (5,9 тыс.га), залежей
- 0,1 тыс.га (рис.1.13).
75
Рис. 1.13. Структура сельскохозяйственных угодий
Результаты статистических наблюдений за период 2010 - 2016 гг.
показывают неизменность площади земель, занятых сельскохозяйствен-
ными угодьями. Начиная с 2012 г. их площадь в целом по республике со-
ставляет 212,9 тыс.га (рис. 1.14). В отношении пашни и иных сельскохо-
зяйственных угодий аналогичная ситуация (рис.1.15).
Рис. 1.14. Изменение площади
сельскохозяйственных угодий с 2010 по 2016 гг., тыс.га
76
Рис. 1.15. Изменение площади пашни
и иных сельскохозяйственных угодий, тыс.га
Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий в Респу-
блике Карелия не изменилась и составила 62,8 тыс.га, в том числе пашни
- 39,6 тыс.га. Эти земли на значительных площадях характеризуются низ-
кой мелиоративной обустроенностью, неудовлетворительным культуртех-
ническим состоянием и невысоким почвенным плодородием.
Использование сельскохозяйственных угодий производителями
сельскохозяйственной продукции. На 01 января 2017 года из всех ка-
тегорий земель в использовании у сельскохозяйственных организаций и
граждан числится 107,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий (увеличение
на 2,8 тыс.га), что составляет 50,5% всех сельскохозяйственных угодий.
Основными пользователями сельскохозяйственных угодий по-преж-
нему являются организации - 25,6% всех сельхозугодий республики или
54,6 тыс.га (увеличение на 2,2 тыс.га):
- хозяйственные товарищества и общества занимают 45,8 тыс.га
сельскохозяйственных угодий или 21,5% всех сельхозугодий республики
(увеличение на 0,9 тыс.га);
- государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйствен-
ные предприятия 2,7 тыс.га или 1,3% всех сельхозугодий республики;
- прочие предприятия, организации и учреждения 3,2 тыс.га или
1,5% всех сельхозугодий республики (увеличение на 1,3 тыс.га);
- научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения
1,1 тыс.га или 0,5% всех сельхозугодий республики;
- подсобные хозяйства 1,1 тыс.га или 0,5% всех сельхозугодий рес-
публики);
77
- производственные кооперативы 0,7 тыс.га или 0,3% всех сельхоз-
угодий республики).
Гражданами (объединениями граждан) для ведения крестьянского и
личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садо-
водства, огородничества и животноводства, индивидуального жилищно-
го строительства используется 53,0 тыс.га сельскохозяйственных угодий
(увеличение на 1,5 тыс.га), что составляет 24,9% всех сельхозугодий рес-
публики.
Продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия финан-
совых средств у производителей сельскохозяйственной продукции, в
связи с чем не выполняются мероприятия по сохранению и повышению
плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агротехнических,
агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных
мероприятий, допускается длительное неиспользование земель и др. Это
приводит к потере продуктивности ценных земель, зарастанию их кустар-
ником и лесом или к деградации.
Земли под водой, включая болота. По данным государственного
учета площадь земель под водой и болотами в республике по состоянию
на 1 января 2017 года составила 7731,8 тыс.га (42,8% территории респу-
блики), из них болота - 3 543,6 тыс.га (19,6%).
Наибольшее количество болот сосредоточено на землях лесного
фонда - 3 433,5 тыс.га (96,9%); на землях особо охраняемых территорий и
объектов - 53,8 тыс.га ( 1,5%); на землях промышленности и иного специ-
ального назначения - 20,3 тыс.га (0,6%); на землях запаса - 18,2 тыс.га
(0,5%); на землях сельскохозяйственного назначения - 13,9 тыс.га (0,4%).
Наименьшее количество болот на землях населенных пунктов 3,1 тыс.га и
на землях водного фонда 0,8 тыс.га (в сумме 0,1%).
Наибольшее количество земель под поверхностными водными
объектами - в водном фонде (2 656,3 тыс.га; 63,4%) и лесном фонде
(1 444,8 тыс.га; 34,5%). На землях особо охраняемых территорий и объ-
ектов ими занято 69,5 тыс.га (1,7%), на землях сельскохозяйственного
назначения - 8,5 тыс.га (0,2%), на землях промышленности - 4,8 тыс.га
(0,1%). Наименьшая доля земель под поверхностными водными объекта-
ми - на землях запаса (2,7 тыс.га; 0,06%) и на землях населенных пунктов
(1,6 тыс.га; 0,04%).
Земли застройки. Их общая площадь на начало 2017 г. составила
38,3 тыс.га (0,2% от общей площади республики). В эти угодья включены
площади под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необ-
ходимые для их эксплуатации и обслуживания. Из них площадь земельных
участков, занятых промышленными сооружениями, составила 6,1 тыс.га.
Наибольшая часть этих земель расположена в пределах городских и
сельских населенных пунктов 62,1% (23,8 тыс.га), в основном это жилая
застройка и общественно-деловая застройка, под промышленными соо-
ружениями - 2,5 тыс.га. На землях промышленности и иного специаль-
78
ного назначения земли застройки составили 6,9 тыс.га (18,0%). В лесном
фонде площадь застроенных земель составила 4,1 тыс.га (10,7%), в нее
вошли земли, занятые складами и базами для хранения древесины, пред-
приятиями по переработке древесины, а также лесными поселками.
Земли под дорогами. По состоянию на 1 января 2017 года площадь
земель под дорогами составила 87,6 тыс.га или 0,5% территории респу-
блики. Земли под дорогами включают в себя земельные участки, распо-
ложенные в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также
улицы, проезды, проспекты, площади, иные пути сообщения.
Наибольшая часть земель под дорогами сосредоточена в лесном
фонде - 50,4 тыс.га (57,5%), в основном это дороги, предназначенные для
перевозки древесины. На землях промышленности и иного специального
назначения дорогами занято 24,5 тыс.га (28,0%), из них автомобильным
транспортом - 13,5 тыс.га, железнодорожным - 7,8 тыс.га. В городах и
сельских населенных пунктах дорогами занято 6,9 тыс.га (7,9%), на зем-
лях сельскохозяйственного назначения - 2,9 тыс.га (3,3%). На землях за-
паса дорогами занято 2,3 тыс.га (2,6%). На землях особо охраняемых тер-
риторий и объектов дорогами занято 0,6 тыс.га (0,7%).
Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной
фонд. Ими занято 9 872,3 тыс.га (54,7% территории республики). Лесные
площади включают лесные и нелесные земли, относящиеся к категории
земель лесного фонда, а также земельные участки, покрытые лесом и не
покрытые лесом, расположенные на землях других категорий. Покрытые
лесом земли - это лесные площади, занятые древесной, кустарниковой
растительностью с полнотой насаждения от 0,3 до 1. Лесные площади рес-
публики составили 9 850,2 тыс.га, площадь земель под лесными насажде-
ниями, не входящими в состав лесного фонда, составила 22,1 тыс.га.
Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в состав лесно-
го фонда, имеются на всех категориях земель. Наибольшие их площади
сосредоточены в категории земель лесного фонда 9 456,4 тыс.га (95,8%),
на землях особо охраняемых территорий и объектов - 242,9 тыс.га (2,5%),
на землях промышленности и иного специального назначения - 78,1 тыс.
га (0,8%). Наименьшие лесные площади (в сумме менее 1%) расположены
на землях запаса (43,5 тыс.га), землях сельскохозяйственного назначения
(33,5 тыс.га), на землях населенных пунктов (16,7 тыс.га) и землях водно-
го фонда (1,2 тыс.га).
Прочие земли. Площадь прочих земель на 1 января 2017 года со-
ставила 95,6 тыс.га или 0,5% от всех угодий республики. В состав прочих
земель включены земельные участки, занятые свалками, кладбищами,
полигонами отходов, песками, оврагами и др. Песками в составе прочих
земель занято - 3,0 тыс.га, оврагами - 1,7 тыс.га, полигонами отходов,
свалками - 0,1 тыс.га.
В разрезе категорий земель прочие земли распределяются в основ-
ном между землями лесного фонда (54,7 тыс.га; 57,2%), землями запаса
79
(16,2 тыс.га; 17,0%) и землями промышленности и иного специального
назначения (13,4 тыс.га; 14,0%). Наименьшие площади прочих земель (в
сумме 11,8% ; 11,3 тыс.га) расположены на категориях земель населенных
пунктов (5,7 тыс.га), сельскохозяйственного назначения (3,5 тыс.га), особо
охраняемых территорий и объектов (1,9 тыс.га), водного фонда (0,2 тыс.га).
Площадь нарушенных земель на 1 января 2017 года в Республике
Карелия составляет 13,4 тыс.га.
1.4.3 Распределение земельного фонда по формам собственности
В соответствии с данными государственного учета земель в структуре
земельного фонда республики на долю земель, находящихся в государствен-
ной и муниципальной собственности, приходится 99,7% (17 985,0 тыс.га),
граждан - 44,4 тыс.га (0,2%), юридических лиц - 22,6 тыс.га (0,1%).
В структуре собственности на землю за 2016 г. произошли следую-
щие изменения: наблюдалось уменьшение площади земель, находивших-
ся в собственности граждан (на 0,7 тыс.га), и увеличение собственности
юридических лиц (на 1,2 тыс.га).
В 2016 г. продолжал уточняться правовой статус и принадлежность
земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в
частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия.
В основном подобные уточнения наблюдались на землях, переданных в са-
мом начале земельной реформы предприятиям в коллективную (совмест-
ную или долевую) собственность, так как однозначно право собственности
на земельную долю определяется только после регистрации этого права в
соответствии с установленным законодательством порядком.
По данным статистической отчетности (форма 22-1) на 1 января
2017 года, в установленном порядке право собственности на земельные
участки у Российской Федерации возникло на площади 14 440,2 тыс.га,
что составило около 83,1% от общей площади земель государственной
и муниципальной собственности республики (уменьшение площади зе-
мель в федеральной собственности на 1,9 тыс.га). Более 96% площади
земель, представляющих собой собственность Российской Федерации,
составили земельные участки, относящиеся к категории земель лесно-
го фонда.
Право собственности Республики Карелия зарегистрировано на зе-
мельные участки общей площадью 23,8 тыс.га или 0,13% от общей площади
земель государственной и муниципальной собственности республики (уве-
личение площади земель в республиканской собственности на 1,2 тыс.га).
Право собственности муниципальных образований зарегистрировано
на земельные участки общей площадью 5,2 тыс.га - 0,03% от общей пло-
щади земель государственной и муниципальной собственности республики
(увеличение площади земель в муниципальной собственности на 0,3 тыс.га).
Доля разграниченных земель в Республике Карелия составила
14 969,2 тыс.га или 83,2% от общей площади земель, подлежащих разграни-
чению. Право не разграничено на землях площадью 3 015,8 тыс.га (16,8%).
80
Значительная часть земель, находящихся в государственной и му-
ниципальной собственности, предоставлена гражданам и юридическим
лицам в аренду и постоянное (бессрочное) пользование.
Земли сельскохозяйственного назначения. По состоянию на
1 января 2017 года значительная часть земель сельскохозяйственного на-
значения находится в государственной и муниципальной собственности
- 158,8 тыс.га (75,6%), в собственности граждан - 37,4 тыс.га
(17,8%), в
собственности юридических лиц - 13,8 тыс.га (6,6%).
В таблице 1.25 представлена информация о площадях земель, нахо-
дящихся в собственности граждан на землях сельскохозяйственного на-
значения и их динамика за 2016 г. в разрезе районов и округов.
Площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц,
составила 13,8 тыс.га или 6,6% площади категории (увеличение по срав-
нению с прошлым годом на 0,9 тыс.га). Из всех земель Республики Каре-
лия, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяй-
ственного назначения приходится 76,4% (51,2 тыс.га).
Таблица 1.25
Площади земель, находящихся в собственности
граждан на землях сельскохозяйственного назначения,
и их динамика в разрезе районов (2015-2016 гг.)
Наименование
Площадь на
2016г. к 2015
Площадь на
района/округа
01.01.2016, га
г., га (+/-)
01.01.2017, га
Лахденпохский район
9691
-
9691
Медвежьегорский район
5139
-12
5127
Пряжинский район
5138
-896
4242
Питкярантский район
3682
3
3685
Кондопожский район
2975
-33
2942
Прионежский район
2265
254
2519
Суоярвский район
1586
-7
1579
Сортавальский район
1508
-22
1486
Муезерский район
482
-2
480
Пудожский район
378
-
378
Сегежский район
376
-1
375
Костомукшский гор.округ
366
9
375
Лоухский район
348
-1
347
Беломорский район
333
-8
325
Олонецкий район
260
148
408
Калевальский район
108
10
118
Кемский район
9
13
22
81
В результате мероприятий по разграничению государственной соб-
ственности на землю в собственности Российской Федерации зареги-
стрировано 1,6 тыс.га сельхозземель В собственности Республики Каре-
лия находится 12,1 тыс.га. Право не разграничено на землях площадью
145,0 тыс.га.
Земли населенных пунктов. Из общей площади земель населенных
пунктов (75,5 тыс.га) в собственности граждан, как и в 2015 г., находится
6,7 тыс.га земель (8,9%), в собственности юридических лиц - 2,3 тыс.га
(3,0%.) Площадь земель государственной и муниципальной собственно-
сти составила 66,5 тыс.га (88,1%).
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-
вещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения косми-
ческой деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного
специального назначения. Они приватизированы в меньшей степени.
По данным на 1 января 2017 года, в частной собственности находилось
6,3 тыс.га (4,1% всех земель категории). Площадь земель государствен-
ной и муниципальной собственности составила 148,8 тыс.га или 95,9%.
Из всех земель промышленности и иного специального, находящихся
в государственной и муниципальной собственности, 103,5 тыс.га находит-
ся в собственности Российской Федерации, из которых 88,5 тыс.га пре-
доставлено юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование
и 14,3 тыс.га - юридическим лицам в аренду. Наибольший удельный вес
земель, находящихся в собственности Российской Федерации, приходит-
ся на земли обороны и безопасности - 81,8 тыс.га и земли транспорта -
19,3 тыс.га.
Право собственности Республики Карелия зарегистрировано на зе-
мельные участки общей площадью 10,2 тыс.га, из которых 9,2 тыс.га пре-
доставлено юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование
и 0,1 тыс.га - юридическим лицам в аренду. Гражданам предоставлено в
аренду 0,2 тыс.га.
Наибольший удельный вес земель, находящихся в собственно-
сти Республики Карелия, приходится на земли транспорта - 9,7 тыс.га,
0,2 тыс.га - земли промышленности.
Земли иных категорий. Характерной особенностью категории зе-
мель особо охраняемых территорий и объектов, категории земель лесно-
го, категории водного фонда, категории земель запаса является наличие
больших по площади природных территорий и объектов, а также то, что
земли названных категорий в соответствии с действующим законодатель-
ством не подлежат приватизации. В связи с чем земли, входящие в состав
этих категорий, находятся в государственной и муниципальной собствен-
ности, а с момента государственной регистрации права собственности в
установленном законодательством порядке - в федеральной, собствен-
ности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
82
При этом в отдельных случаях, предусмотренных федеральными закона-
ми, допускается включение в эти категории земельных участков, принад-
лежащих гражданам и юридическим лицам.
Земли особо охраняемых территорий и объектов. Из общей пло-
щади земель особо охраняемых территорий и объектов (370,6 тыс.га) в
собственности граждан находится 0,1 тыс.га, в собственности юридиче-
ских лиц - 0,4 тыс.га. Право собственности Российской Федерации заре-
гистрировано на земельные участки общей площадью 368,6 тыс.га, что
составляет 99,6% всех земель данной категории. Значительная часть зе-
мель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в федераль-
ной собственности предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование
юридическим лицам - 356,3 тыс.га. Право собственности Республики Ка-
релия зарегистрировано на земельные участки общей площадью 0,3 тыс.
га. Право муниципальной собственности зарегистрировано на земельные
участки общей площадью 0,1 тыс.га, в основном это земельные участки
предназначенные для эксплуатации детских спортивно-оздоровительных
лагерей. Право не разграничено на землях площадью 1,1 тыс.га.
Земли лесного фонда. В соответствии с действующим законода-
тельством земли лесного фонда должны находиться в федеральной соб-
ственности. Из общей площади земель лесного фонда (14 461,4 тыс.га)
право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земель-
ные участки общей площадью 14 461,0 тыс.га, из которых 2 966,8 тыс.га
предоставлено юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользова-
ние и 5 714,3 тыс.га - юридическим лицам в аренду, 113,2 тыс.га предо-
ставлено в аренду гражданам. Право собственности Республики Карелия
зарегистрировано на земельные участки, отнесенные к категории земель
лесного фонда общей площадью 0,1 тыс.га. Право не разграничено на
землях площадью 0,3 тыс.га.
Земли водного фонда. В соответствии с действующим законода-
тельством все водные объекты, за исключением обособленных водных
объектов, находятся в федеральной собственности. Обособленные вод-
ные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль-
ных образований и в частной собственности. В Республике Карелия из об-
щей площади земель водного фонда (2 658,9 тыс.га) право собственности
Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей
площадью 1,1 тыс.га, из которых 1,1 тыс.га предоставлено юридическим
лицам в постоянное (бессрочное) пользование. Право не разграничено на
землях площадью 2 657,8 тыс.га (99,9%).
Земли запаса. В соответствии с Земельным кодексом земли запаса
могут находиться в государственной или муниципальной собственности.
На 1 января 2017 года в категории земель запаса (120,5 тыс.) право на
землю не разграничено.
83
1.4.4. Правовое обеспечение земельных отношений
В течение 2016 г. в Республике Карелия продолжалось реформирова-
ние земельных отношений в части совершенствования правового регули-
рования отношений собственности, рационального использования земель-
ных участков, стимулирования гражданско-правового оборота земельных
участков, усиления государственного контроля за охраной и использовани-
ем земель, актуализации государственной кадастровой оценки земель.
На протяжении 2016 г. в соответствии с Законом Республики Ка-
релия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по
распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, между органами местного самоуправления
муниципальных образований в Республике Карелия и органами государ-
ственной власти Республики Карелия», предусматривающим в соответ-
ствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,
частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации» осуществление органами государственной власти Ре-
спублики Карелия полномочий органов местного самоуправления по рас-
поряжению земельными участками, государственная собственность на
которые не разграничена, указанные полномочия осуществляет Государ-
ственный комитет Республики Карелия по управлению государственным
имуществом и организации закупок.
В целях совершенствования законодательства Республики Карелия
в сфере земельных отношений Распоряжением Правительства Республи-
ки Карелия от 13.01.2016 № 4р-П утвержден состав рабочей группы по
вопросам использования земельных ресурсов и совершенствования за-
конодательства Республики Карелия в сфере земельных отношений. Рас-
поряжением Правительства Республики Карелия от 12.12.2016 № 942р-П
были внесены изменения в состав рабочей группы по вопросам исполь-
зования земельных ресурсов и совершенствования законодательства Ре-
спублики Карелия в сфере земельных отношений.
В 2016 г. в целях достижения эффективного распоряжения земель-
ными участками в районах Республики Карелия был принят ряд норматив-
ных правовых актов, которые приведены в разделе 7.1.
В Постановление Правительства Республики Карелия от 17.04.2014
№ 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных
участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государ-
ственная собственность на которые не разграничена» были внесены изме-
нения следующими Постановлениями Правительства Республики Карелия:
от 05.02.2016 № 31-П, от 19.07.2016 № 269-П и от 06.10.2016 № 371-П.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 18.02.2016
№ 99р-П «Об утверждении Плана мероприятий по повышению поступле-
84
ний налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Рес-
публики Карелия, а также по сокращению недоимки на 2015-2018 годы»
предусмотрено обеспечение роста поступлений доходов от использования
государственного имущества и земельных ресурсов Республики Карелия
и увеличение доходной базы муниципальных образований в Республике
Карелия за счет имущественных налогов и доходов от использования зе-
мельных участков и муниципального имущества.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 16.05.2016
№ 361р-П «Об утверждении Программы оздоровления государственных
финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципаль-
ных образований в Республике Карелия на 2016-2018 годы» предусматри-
вает совместно с органами местного самоуправления продолжение рабо-
ты по проведению мероприятий по выявлению собственников земельных
участков и другого недвижимого имущества, привлечения их к налого-
обложению. Органам местного самоуправления рекомендовано устано-
вить ограничение действия налоговых льгот по местным налогам путем
предоставления этих льгот только в отношении одного земельного участ-
ка или одного объекта недвижимости, находящихся в собственности на-
логоплательщика. Также предусмотрено усовершенствование норматив-
ной правовой базы по взиманию платежей за использование земельных
участков и государственного имущества, направленных на увеличение
поступления неналоговых доходов.
На уровне муниципальных образований в названных целях также
был принят целый ряд нормативных правовых актов.
Законом Республики Карелия от 07.12.2016 № 2080-ЗРК «О вне-
сении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики
Карелия на 2016 год» предусмотрено использование денежных средств
бюджета Республики Карелия для проведения кадастровых работ в от-
ношении земельных участков и актуализация кадастровой стоимости зе-
мельных участков.
В отчетном периоде в Республике Карелия принимались меры по
нормативно-правовому обеспечению охраны земель, в частности было
принято Распоряжение Правительства Республики Карелия от 12.12.2016
№ 936р-П «Об образовании комиссии по подготовке и проведению на тер-
ритории Республики Карелия инвентаризации земель сельскохозяйствен-
ного назначения».
1.4.5. Государственный кадастр недвижимости
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государ-
ственной регистрации недвижимости» (за исключением отдельных положе-
ний), который объединил кадастровый учет объектов недвижимости и госу-
дарственную регистрацию прав на них в одну систему учета и регистрации.
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вошли сведения
85
из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государ-
ственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В соответствии с законодательством, действовавшим в отчетном пе-
риоде - Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государствен-
ном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 31.12.2016)
(далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости явля-
ется систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии
с Законом о кадастре недвижимом имуществе, а также сведений о прохож-
дении Государственной границы Российской Федерации, о границах меж-
ду субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образо-
ваний, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о
территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования тер-
риторий, о территориях объектов культурного наследия (памятников исто-
рии и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных
Законом о кадастре сведений. Государственный кадастр недвижимости
являлся федеральным государственным информационным ресурсом.
Статистическая отчетность, включающая сведения о наличии и рас-
пределении земель, за отчетный период была сформирована на основе
сведений ГКН и информации, содержащейся в ЕГРП, информации, полу-
ченной от других министерств и ведомств, а также от органов местного са-
моуправления республики. В 2016 г. полномочия органа кадастрового уче-
та по ведению ГКН, государственному кадастровому учету недвижимого
имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, в соответствии с
частью 2 статьи 3 Закона о кадастре, приказом Росреестра от 11.03.2010
№ П/93, Положением о Филиале Федерального государственного бюд-
жетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рес-
публике Карелия (далее Филиал), утвержденным приказом ФГБУ «ФКП
Росреестра» от 25.10.2011 №128, осуществлял Филиал. В свою очередь,
Управление в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным
Приказом Росреестра от 19.04.2010 №П/160, осуществляло функции кон-
троля за деятельностью Филиала в части исполнения полномочий органа
кадастрового учета.
По состоянию на 01.01.2017 г. в государственный кадастр недви-
жимости внесены сведения о 696 271 объекте недвижимости, из которых
224 217 земельных участков.
В 2016 г. Филиалом принято 5 082 заявления о постановке на госу-
дарственный кадастровый учет и 6 505 заявлений о государственном ка-
дастровом учете изменений в отношении земельных участков.
Перечень основных причин, послуживших основаниями для приня-
тия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных
участков в 2016 г., следующий:
- с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
86
- истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и
не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия ре-
шения о приостановлении;
- размер образуемого земельного участка или земельного участка,
который в результате преобразования сохраняется в измененных грани-
цах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установ-
ленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предель-
ным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
- граница земельного участка, о кадастровом учете которого пред-
ставлено заявление, не считается согласованной, если такое согласова-
ние предусмотрено Законом о кадастре, за исключением случаев, уста-
новленных Законом о кадастре;
- при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного
участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган
кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении дан-
ного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обу-
словлено образованием земельного участка или уточнением его границ;
- при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного
участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом уста-
новленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше
площади, сведения о которой относительно этого земельного участка со-
держатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более
чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный
в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего це-
левого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер
не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения
о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН;
- при уточнении местоположения указанных границ нарушен уста-
новленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения
границ земельных участков или местоположение указанных границ в со-
ответствии с настоящим законом не считается согласованным, за исклю-
чением случаев, установленных Законом о кадастре, или случая призна-
ния местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения
земельного спора о местоположении границ земельного участка;
- орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с
учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок
не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии
с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осущест-
вления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Количество учетных действий при ведении ГКН в отношении земель-
ных участков в 2016 г. составило 67 594 (в 2015 - 174 819). В качестве при-
чины уменьшения показателей 2016 г. на 38% относительно показателей
2015 г. можно выделить:
87
- на территории Республики Карелия в 2016 г. не проводились рабо-
ты по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости;
- проведение работ по верификации данных ГКН в 2015 г.
В 2016 г. Филиалом продолжала реализовываться услуга по выезду к
заявителям с целью доставки документов к месту оказания государствен-
ных услуг и доставки заявителям документов, подготовленных по итогам
оказания услуг. Всего за год осуществлено 229 выездов к заявителям.
Необходимо отметить популярность созданного Росреестром интер-
нет-сервиса «Публичная кадастровая карта», который действует и в отно-
шении территории Республики Карелия. Публичная кадастровая карта - это
справочно-информационный ресурс для предоставления пользователям опре-
деленного состава сведений ГКН, совмещенных с единой электронной карто-
графической основой. С помощью публичной кадастровой карты можно не
выходя из дома или офиса получить справочную информацию о полном када-
стровом номере, адресе, категории земель, виде использования, площади и
кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в ГКН. На публичной
кадастровой карте возможен переход к предоставлению трех государственных
услуг в электронном виде - получение справочной информации по объектам
недвижимости в режиме онлайн, направление запроса о предоставлении све-
дений ГКН либо направление запроса о предоставлении сведений из ЕГРП.
1.4.6. Государственный мониторинг земель
Государственный мониторинг земель является частью государ-
ственного мониторинга окружающей среды и представляет собой систе-
му наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение
достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и
качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодоро-
дия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все
земли в Российской Федерации независимо от форм собственности, их
целевого назначения и разрешенного использования.
Основы государственной политики использования земельного фонда
Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденные распоряжени-
ем Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р, опре-
деляют развитие государственного мониторинга земель как одно из при-
оритетных направлений деятельности государства в области управления
земельным фондом.
Управление реестра по РК в соответствии с Положением об Управ-
лении, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263,
Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверж-
дении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за
исключением земель сельскохозяйственного назначения», осуществляет
государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохо-
зяйственного назначения) на территории Республики Карелия.
88
В 2016 г. Управлением в рамках исполнения задач по государствен-
ному мониторингу земель осуществлялись мероприятии по информацион-
ному обеспечению государственного земельного надзора за использова-
нием и охраной земель по результатам обследований; информационному
обеспечению органов государственной власти, органов местного само-
управления, юридических лиц и граждан сведениями о состоянии и ис-
пользовании земель; сбору, обработке и анализу сведений по формам
ведомственной отчетности, результаты которых были использованы при
решении задач государственного мониторинга земель и др.
Данные, полученные Управлением в результате государственно-
го мониторинга земель, используются для прогнозирования, принятия
управленческих решений, информационного обеспечения деятельности
органов государственной власти, органов местного самоуправления, юри-
дических лиц и граждан.
Выполнение работ по государственному мониторингу земель.
В Республике Карелия уделяется недостаточное внимание вопросам мо-
ниторинга состояния и использования земель. Работы по мониторингу
земель за счет средств региональных и местных бюджетов в 2016 г. не
выполнялись.
Состояние сельскохозяйственных угодий республики. Всего в рес-
публике площадь сельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяй-
ственного назначения и фонда перераспределения земель по состоянию
на 1 января 2017 года составляет 145,2 тыс.га. Площадь сельскохозяй-
ственных угодий обследованных в 2016 г. Федеральным государствен-
ным бюджетным учреждением «Станция агрохимической службы «Ка-
рельская» по республике в целом составила 20,006 тыс.га. Обследования
проводились на территории 4 районов республики: Прионежского, Сорта-
вальского, Калевальского и Беломорского.
Общий анализ полученной при агрохимическом обследовании ин-
формации указывает на необходимость восстановления плодородия почв
путем увеличения их известкования, внесения фосфорных, калийных
и азотных удобрений. Продолжает оставаться актуальной проблема от-
сутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной
продукции. В этой связи не выполняются мероприятия по сохранению и
повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агро-
технических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противо-
эрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование зе-
мель, что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель,
зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.
В связи с отсутствием финансирования работ по анализу и оценке
качественного состояния земель республики более 20 лет не проводится
сплошное почвенное обследование. Общая площадь осушенных земель
на сельскохозяйственных и других угодьях по всем категориям земель
89
Республики Карелия на 01.01.2017 составляет 524,8 тыс.га. Общая пло-
щадь осушенных сельскохозяйственных угодий - 62,8 тыс.га, из них паш-
ни - 39,6 тыс.га.
По информации, предоставленной Федеральным государственным
бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохо-
зяйственного водоснабжения по Республике Карелия», на территории рес-
публики за период с 2014 по 2016 гг. проведены работы по реконструкции
осушительных мелиоративных систем сельскохозяйственного назначения
на общей площади 416,6 га
Нарушенные земли. Нарушенные земли - земли, утратившие свою
хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного
воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного по-
крова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в
результате производственной деятельности человека.
Рис. 1.16. Распределение нарушенных земель по категориям земель
Наибольшие площади нарушенных земель расположены на терри-
тории Костомукшского городского округа (4 276 га), Медвежьегорского
муниципального района (1 669 га), Кондопожского (880 га), Пряжинско-
го (790 га), Питкярантского (769 га), Лахденпохского (631 га), Прионеж-
ского (596 га), Беломорского(589 га), Олонецкого (490 га), Пудожского
(484 га) и Сортавальского муниципального района (472 га). Распреде-
ление нарушенных земель по категориям земель представлено на ри-
сунке 1.16.
90

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..