ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год) - часть 6

 

 

сти, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 76,2%
(51,2 тыс.га). В результате мероприятий по разграничению государственной
собственности на землю в собственности Российской Федерации зареги-
стрировано 1,6 тыс.га. В собственности Республики Карелия находится
12,1 тыс.га, из них 9,9 тыс.га земель предоставлено юридическим лицам в
аренду. Право не разграничено на землях площадью 145,1 тыс.га.
Земли населенных пунктов. Из общей площади этих земель
(75,5 тыс.га) в собственности граждан находится 6,9 тыс.га земель или
9,1% (увеличение на 0,2 тыс.га), в собственности юридических лиц, как и в
2016 году, находится 2,3 тыс.га ( 3,1%). Площадь земель государственной
и муниципальной собственности составила 66,3 тыс.га (87,8%). По дан-
ным на 1 января 2018 года в частной собственности находилось 9,2 тыс.га
(12,2% всех земель категории населенных пунктов). Из всех земель
Республики Карелия, находящихся в частной собственности (67,2 тыс.га),
на долю земель населенных пунктов приходится 9,2 тыс.га (13,7%). В соб-
ственности Российской Федерации зарегистрировано 4,4 тыс.га, из них
предоставлено юридическим лицам в пользование 1,9 тыс.га, в аренду -
2,2 тыс.га. В собственности Республики Карелия находится 1,1 тыс.га.
В муниципальной собственности зарегистрировано 1,0 тыс.га. Право не
разграничено на землях площадью 59,8 тыс.га.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, ра-
диовещания, телевидения, информатики, земели для обеспечения
космической деятельности, земели обороны, безопасности и земе-
ли иного специального назначения. Земли данной категории привати-
зированы в меньшей степени. По данным на 1 января 2018 года в част-
ной собственности по-прежнему 6,3 тыс.га (4,1% всех земель категории)
и юридических лиц 6,1 тыс.га (4,0%). Площадь земель государственной
и муниципальной собственности составила 148,9 тыс.га или 95,9%. Из
всех земель Республики Карелия, находящихся в частной собственности
(67,2 тыс.га), на долю земель промышленности и иного специального на-
значения приходится 9,4% (6,3 тыс.га). Из всех земель промышленности
и иного специального назначения, находящихся в государственной и му-
ниципальной собственности, 103,5 тыс.га находится в собственности Рос-
сийской Федерации, из которых 88,5 тыс.га предоставлено юридическим
лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 14,3 тыс.га - юридиче-
ским лицам в аренду. Наибольший удельный вес земель, находящихся в
собственности Российской Федерации, приходится на земли обороны и
безопасности - 81,8 тыс.га и земли транспорта - 19,3 тыс.га. Право соб-
ственности Республики Карелия зарегистрировано на земельные участ-
ки общей площадью 10,2 тыс.га, из которых 9,2 тыс.га предоставлено
юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 0,1 тыс.
га - юридическим лицам в аренду. Гражданам предоставлено в аренду
0,2 тыс.га. Наибольший удельный вес земель, находящихся в собствен-
82
ности Республики Карелия, приходится на земли транспорта - 9,7 тыс.га.
В муниципальной собственности зарегистрировано 4,0 тыс.га. Право не
разграничено на землях площадью 31,2 тыс.га.
Земли иных категорий. Характерной особенностью категории земель
особо охраняемых территорий и объектов, категории земель лесного и водно-
го фонда, категории земель запаса является наличие больших по площади
природных территорий и объектов, а также то, что земли названных категорий
в соответствии с действующим законодательством не подлежат приватиза-
ции. В этой связи земли, входящие в состав этих категорий, находятся в госу-
дарственной и муниципальной собственности, а с момента государственной
регистрации права собственности в установленном законодательством поряд-
ке - в федеральной, собственности субъекта Российской Федерации и муни-
ципальной собственности. При этом в отдельных случаях, предусмотренных
федеральными законами, допускается включение в эти категории земельных
участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
Земли особо охраняемых территорий и объектов. Из общей пло-
щади этих земель (370,7 тыс.га) в собственности граждан и юридических
лиц находится всего 0,5 тыс.га. Право собственности Российской Феде-
рации зарегистрировано на земельные участки общей площадью 368,6 тыс.га
(99,4% всех земель данной категории). Значительная часть земель, нахо-
дящихся в федеральной собственности, предоставлена в постоянное (бес-
срочное) пользование юридическим лицам - 356,3 тыс.га.
Земли лесного фонда. В соответствии с действующим законодатель-
ством эти земли должны находиться в федеральной собственности. Из об-
щей площади земель лесного фонда (14 461,3 тыс.га) право собственности
Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей пло-
щадью 14 461,0 тыс.га, из которых 2 966,8 тыс.га предоставлено юридиче-
ским лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 5 714,3 тыс.га - юри-
дическим лицам в аренду, 113,2 тыс.га предоставлено в аренду гражданам.
Земли водного фонда. В соответствии с действующим законодатель-
ством все водные объекты, за исключением обособленных водных объектов,
находятся в федеральной собственности. Обособленные водные объекты
(замкнутые водоемы) могут находиться в собственности Российской Федера-
ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в част-
ной собственности. В Республике Карелия из общей площади земель водного
фонда (2 658,9 тыс.га) право собственности Российской Федерации зареги-
стрировано на земельные участки общей площадью 1,1 тыс.га, из которых
1,1 тыс.га предоставлено юридическим лицам в постоянное (бессрочное) поль-
зование. Право не разграничено на землях площадью 2 657,8 тыс.га (99,9%).
Земли запаса. В соответствии с Земельным кодексом земли запаса
могут находиться в государственной или муниципальной собственности.
На 1 января 2018 года в категории земель запаса (120,3 тыс.) право на
землю не разграничено.
83
1.4.4 Правовое обеспечение развития земельных отношений
В течение 2017 года в Республике Карелия продолжалось рефор-
мирование земельных отношений в части совершенствования правового
регулирования отношений собственности, рационального использования
земельных участков, стимулирования гражданско-правового оборота
земельных участков, усиления государственного контроля за охраной и
использованием земель, актуализации их государственной кадастровой
оценки.
На протяжении года в соответствии с Законом Республики Каре-
лия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по
распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, между органами местного самоуправле-
ния муниципальных образований в Республике Карелия и органами
государственной власти Республики Карелия», предусматривающим
с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,
частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации», статьей 1 Закон Республики Карелия от 02.05.2017
№ 2119-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия
«О перераспределении полномочий по распоряжению земельными
участками, государственная собственность на которые не разграни-
чена, между органами местного самоуправления муниципальных об-
разований в Республике Карелия и органами государственной власти
Республики Карелия» и Постановлением Правительства Республики
Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Ми-
нистерстве имущественных и земельных отношений Республики Ка-
релия» осуществление органами государственной власти Республики
Карелия полномочий органов местного самоуправления муниципаль-
ных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена,
указанные полномочия осуществляет Министерство имущественных и
земельных отношений Республики Карелия.
В целях совершенствования законодательства Республики Карелия
в сфере предоставления многодетным семьям земельных участков для
индивидуального жилищного строительства Распоряжением Правитель-
ства Республики Карелия от 09.08.2017 № 451р-П утвержден состав рабо-
чей группы по вопросам предоставления многодетным семьям земельных
участков для индивидуального жилищного строительства на территории
Республики Карелия.
В 2017 году в целях эффективного распоряжения земельными участ-
ками в районах Республики Карелия были приняты такие нормативные
правовые акты, как:
84
Закон Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых
вопросах предоставления отдельным категориям граждан земель-
ных участков для индивидуального жилищного строительства на тер-
ритории Республики Карелия»;
Закон Республики Карелия от 15.06.2017 № 2133-ЗРК «О внесении
изменения в статью 2 Закона Республики Карелия «О некоторых
вопросах регулирования земельных отношений в Республике Каре-
лия»;
Закон Республики Карелия от 28.07.2017 г. № 2149-ЗРК «О внесении
изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «О предельных
размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»;
Закон Республики Карелия от 29.11.2017 № 2186-ЗРК «О внесении
изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах ре-
гулирования земельных отношений в Республике Карелия»;
Закон Республики Карелия от 20.12.2017 № 2197-ЗРК «О внесении
изменения в статью 7 Закона Республики Карелия «О некоторых во-
просах предоставления отдельным категориям граждан земельных
участков для индивидуального жилищного строительства на терри-
тории Республики Карелия»;
Постановление Правительства Республики Карелия от 17.08.2017
№ 283-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов,
виды которых установлены Правительством Российской Федерации
в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Россий-
ской Федерации»;
Постановление Правительства Республики Карелия от 31.08.2017
№ 301-П «Об утверждении государственной программы Республики
Карелия «Формирование современной городской среды» на 2018-
2022 годы».
Постановление Правительства Республики Карелия от 25.10.2017
№ 385-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета
Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключе-
нием субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),
индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -
производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части за-
трат инвесторов по выполнению кадастровых работ в отношении
земельных участков, находящихся в собственности Республики
Карелия»;
Постановление Правительства Республики Карелия от 22.11.2017
№ 412-П «Об определении государственного унитарного предприя-
тия Республики Карелия «Фонд государственного имущества Респу-
блики Карелия» организацией, уполномоченной на проведение тор-
85
гов в форме аукциона на право заключения договора на установку и
эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании
или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности
Республики Карелия»;
 Постановление Правительства Республики Карелия от 21.12.2017
№ 460-П «О внесении изменений в постановление Правительства
Республики Карелия от 4 июля 2015 года № 206-П»;
 Постановление Правительства Республики Карелия от 29.12.2017
№ 485-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве иму-
щественных и земельных отношений Республики Карелия».
В Постановление Правительства Республики Карелия от 17.04.2014
№ 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных
участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государ-
ственная собственность на которые не разграничена» были внесены изме-
нения Постановлением Правительства Республики Карелия от 14.03.2017
№ 87-П.
В целях реализации статьи 378.2 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406
Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия
от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории
Республики Карелия», в соответствии с Положением о Министерстве иму-
щественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержден-
ным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017
№ 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных
и земельных отношений Республики Карелия», Приказом Министер-
ства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от
25.12.2017 № 51 «Об определении на 2018 год перечня объектов недви-
жимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость» определен на 2018 год перечень объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определя-
ется как кадастровая стоимость.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 01.03.2017
№ 109р-П «Об утверждении планов мероприятий («дорожных карт») по
внедрению в Республике Карелия целевых моделей» предусматривает
обеспечение реализации планов мероприятий («дорожные карты») по
внедрению в Республике Карелия целевой модели «Регистрация права
собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества»
и целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков
и объектов недвижимого имущества».
1.4.5 Единственный государственный реестр недвижимости
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (за исключе-
нием отдельных положений), который объединил кадастровый учет объ-
86
ектов недвижимости и государственную регистрацию прав на них в одну
систему учета и регистрации.
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вошли сведе-
ния из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государ-
ственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ)
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об
учтенном в соответствии с Законом № 218-ФЗ недвижимом имуществе, о
зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях
их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соот-
ветствии с Законом № 218-ФЗ сведений.
Ведение ЕГРН осуществляется на основе принципов единства тех-
нологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспе-
чения в соответствии с Законом № 218-ФЗ достоверности и доступности
его сведений.
С вступлением в силу с 01.01.2017 Закона № 218-ФЗ полномочия
по государственному кадастровому учету и государственной регистрации
прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Рос-
сийской Федерации и осуществляются государственными регистраторами
территориального органа Росреестра (Управлением Росреестра по Респу-
блике Карелия).
С 1 января 2017 года Управление приступило к работе в соответствии
с Законом № 218-ФЗ и важной задачей на 2017 год являлось исправле-
ние ошибок, препятствующих миграции данных из учетных систем ЕГРП
и ГКН в ЕГРН.
Кроме того, в 2017 году Управление активно проводило мероприятия,
направленные на усиление позиций Республики Карелия в Национальном
рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской
Федерации.
Управление ответственно за реализацию целевой модели «Регистра-
ция права собственности на земельные участки и объекты недвижимого
имущества» и части показателей целевой модели «Постановка на када-
стровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества».
Указанные модели предусматривали конкретные значения показателей к
концу 2017 года. Достижение указанных значений показателей было не-
возможно без осуществления постоянной работы над улучшением каче-
ства и повышением доступности государственных услуг Росреестра.
По состоянию на конец декабря 2017 года в Республике Карелия
средний процент по целевой модели «Регистрация права собственности
на земельные участки и объекты недвижимого имущества» составляет
93%; по целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных
участков и объектов недвижимого имущества» - 64%.
87
Одной из приоритетных задач, поставленных перед Управлением, яв-
лялась постепенная передача полномочий по приему - выдаче документов
в ГБУ Республики Карелия «Многофункциональный центр Республики Ка-
релия» (МФЦ). В Республике Карелия сеть МФЦ насчитывает 78 офисов,
расположенных в разных районах республики, в каждом из них предостав-
ляются основные услуги Росреестра: постановка на кадастровый учет, госу-
дарственная регистрация прав, предоставление сведений из ЕГРН. На конец
декабря 2017 года удалось достичь и даже превысить почти на 17% (86,3%)
значение уровня предоставления услуги по государственной регистрации
прав и государственному кадастровому учету через МФЦ, который на конец
2017 года должен составлять 70%. Таким образом, динамика роста оказания
государственной услуги по государственной регистрации прав с начала года
составила более 30% (на 01.01.2017 - 53%, на 31.12.2019 - 80%).
По состоянию на 01.01.2018 в ЕГРН внесены сведения о 708 763 объ-
ектах недвижимости, из которых 228 550 земельных участков (без учета
обособленных и условных земельных участков) и 480 213 объектов капи-
тального строительства. Динамика внесения в ЕГРН (ранее в ГКН) сведе-
ний об объектах недвижимости, в том числе земельных участках за пери-
од с 2014 по 2017 годы представлена на рисунке 1.16.
Рис. 1.16. Динамика внесения в ГКН сведений об объектах недвижимости,
в том числе земельных участках, за период 2014 - 2017 годов)
1.4.6. Государственный мониторинг земель
Государственный мониторинг земель является частью государ-
ственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки
и прогнозирования, направленных на получение достоверной информа-
88
ции о состоянии земель, об их количественных и качественных характе-
ристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами
государственного мониторинга земель являются все земли в Российской
Федерации независимо от форм собственности, их целевого назначения
и разрешенного использования.
Основы государственной политики использования земельного фонда
Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденные распоряжени-
ем Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р, опре-
деляют развитие государственного мониторинга земель как одно из при-
оритетных направлений деятельности государства в области управления
земельным фондом.
Управление в соответствии с Положением об Управлении, утверж-
денным приказом 30.05.2016 № П/0263 (с изм. от 23.01.2017), Приказом
Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Поряд-
ка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением
земель сельскохозяйственного назначения», осуществляет государствен-
ный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного
назначения) на территории Республики Карелия.
В течение многих лет Управлением накоплен положительный опыт
взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов республики, в рамках которого органы мест-
ного самоуправления на постоянной основе направляют в Управление ин-
формацию о предоставлении земельных участков, о переводе земельных
участков из одной категории в другую, об изменении вида разрешенного
использования земельных участков и форм собственности.
В 2017 году Управлением в рамках исполнения задач по государ-
ственному мониторингу земель осуществлялись мероприятия по ин-
формационному обеспечению государственного земельного надзора за
использованием и охраной земель по результатам обследований; инфор-
мационное обеспечение органов государственной власти, органов местно-
го самоуправления, юридических лиц и граждан сведениями о состоянии
и использовании земель; сбор, обработка и анализ сведений по формам
ведомственной отчетности, результаты которых были использованы при
решении задач государственного мониторинга земель и др.
Данные, полученные Управлением в результате государственно-
го мониторинга земель, используются для прогнозирования, принятия
управленческих решений, информационного обеспечения деятельно-
сти органов государственной власти, органов местного самоуправле-
ния, юридических лиц и граждан. Так, в 2017 году Управлением было
рассмотрено более 30 обращений о предоставлении информации, со-
держащейся в отчетах о наличии и распределении земель по категори-
ям и формам собственности в разрезе районов и городских округов на
01.01.2017.
89
Выполнение работ по государственному мониторингу земель. В
Республике Карелия уделяется недостаточное внимание вопросам мони-
торинга состояния и использования земель. Работы по мониторингу зе-
мель за счет средств региональных и местных бюджетов в 2017 году не
выполнялись.
Управление располагает актуализированными и доброкачествен-
ными материалами, позволяющими судить об использовании земель ре-
спублики на территории общей площадью 63,9 тыс.га (0,4% территории
республики), - это цифровые ортофотопланы масштаба 1:2 000 на тер-
риторию населенных пунктов Республики Карелия, которые были выпол-
нены в 2010 году в рамках заключенного Росреестром государственного
контракта.
Состояние сельскохозяйственных угодий. В республике площадь
сельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственного назна-
чения и фонда перераспределения земель по состоянию на 1 января
2018 года составляет 145,2 тыс.га, или 68,2% от площади всех сельскохо-
зяйственных угодий региона (212,9 тыс.га).
Федеральным государственным бюджетным учреждением «Станция
агрохимической службы «Карельская» проводятся обследования сельско-
хозяйственных угодий республики.
Общий анализ полученной при агрохимическом обследовании ин-
формации указывает на необходимость восстановления плодородия почв
путем увеличения их известкования, внесения фосфорных, калийных
и азотных удобрений. Продолжает оставаться актуальной проблема от-
сутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной
продукции, в связи с чем не выполняются мероприятия по сохранению и
повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агро-
технических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противо-
эрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование зе-
мель, что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель,
зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.
В связи с отсутствием финансирования работ по анализу и оценке
качественного состояния земель республики более 20 лет не проводится
сплошное почвенное обследование. К сожалению, следует отметить, что
Управление располагает качественными, но не актуальными материала-
ми об использовании земель сельскохозяйственными предприятиями ре-
спублики, составленными в 80-90 годы прошлого века. Данные по анали-
зу качественного состояния земель устарели и не отражают фактическое
состояние земель.
Общая площадь осушенных земель на сельскохозяйственных и дру-
гих угодьях по всем категориям земель Республики Карелия на 01.01.2018
составляет 524,8 тыс.га. Общая площадь осушенных сельскохозяйствен-
ных угодий - 62,8 тыс.га, из них пашни - 39,6 тыс.га.
90
В рамках реализации программы «Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения, повышения плодородия почв» госу-
дарственной программой Республики Карелия «Развитие агропромыш-
ленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-
2020 годы» в 2017 году Федеральным государственным бюджетным уч-
реждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного
водоснабжения по Республике Карелия» была проведена реконструкция
мелиорированных систем общего и индивидуального пользования на об-
щей площади 187,9 га.
Нарушенные земли. На 1 января 2018 года площадь этих земель в
Республике Карелия составляет 13,4 тыс.га. Наибольшие площади нару-
шенных земель расположены на территории Костомукшского городского
округа (4 276 га), Медвежьегорского (1 669 га), Кондопожского (880 га),
Пряжинского (790 га), Питкярантского (769 га), Лахденпохского (631 га),
Прионежского (596 га), Беломорского (589 га), Олонецкого (490 га), Пу-
дожского (484 га) и Сортавальского (472 га) муниципальных районов Ре-
спублики Карелия. Распределение нарушенных земель по категориям зе-
мель представлено на рисунке 1.17.
Рис. 1.17. Распределение нарушенных земель по категориям
1.4.7. Землеустройство
Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изме-
нений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации» внесены изменения в абзац третий
статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустрой-
стве» (далее - Закон о землеустройстве), в соответствии с которыми зоны
91
с особыми условиями использования территорий исключены из объектов
землеустройства. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2016.
Также внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Феде-
рации и Закон о землеустройстве, в соответствии с которыми с 11 января
2018 года территории населенных пунктов, территориальные зоны, а так-
же части таких территорий исключены из объектов землеустройства. В
частности, отменена необходимость составления землеустроительной до-
кументации в отношении границ таких объектов, а также проведения в от-
ношении нее государственной экспертизы. Кроме того, установлен новый
порядок подготовки сведений о границах таких объектов для внесения их
в ЕГРН. Изменения направлены на упрощение процедуры и сокращение
сроков при внесении сведений о границах населенных пунктов, террито-
риальных зон и частей таких территорий в ЕГРН.
В настоящее время в соответствии со статьей 1 Закона о земле-
устройстве к объектам землеустройства относятся: территории субъек-
тов Российской Федерации, территории муниципальных образований,
а также части таких территорий. С 2014 года на территории республики
реализуются мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие
единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета
недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной Постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903, в части проведения
кадастровых работ в отношении объектов недвижимости и землеустрои-
тельных работ в отношении границ Республики Карелия, муниципальных
образований и населенных пунктов, а также внесения сведений в ГКН по
итогам проведения работ.
Так, в 2016 году за счет средств бюджета Республики Карелия были
выполнены землеустроительные работы по описанию местоположения 10
муниципальных районов: Пудожского, Лахденпохского, Сортавальского,
Суоярвского, Олонецкого, Пряжинского, Питкярантского, Прионежского,
Медвежьегорского, Кондопожского и городских и сельских поселений,
входящих в состав указанных муниципальных районов. Кроме того, за
счет средств бюджета Республики Карелия были также выполнены зем-
леустроительные работы по описанию местоположения границ объектов
землеустройства - 10 территорий объектов культурного наследия (памят-
ники истории и культуры). С 2013 года в Республике Карелия за счет мест-
ных бюджетов выполняются работы по описанию местоположения границ
населенных пунктов.
На 1 января 2018 года в отношении 69 населенных пунктов респу-
блики выполнены работы по описанию местоположения границ и земле-
устроительная документация поступила в Управление, из них в 2015 году -
в отношении 31 населенного пункта, в 2016 году -14, в 2017 году - 11. Об-
щее количество населенных пунктов в Карелии - 802. В отношении иных
населенных пунктов (91%) внесение в ЕГРН сведений об их территориях и
92
границах будет проводиться в порядке информационного взаимодействия
без производства землеустроительных работ.
В 2016 году завершились работы по описанию местоположения гра-
ниц всех 16 муниципальных районов республики и Костомукшского город-
ского округа. Также выполнены землеустроительные работы в отношении
границ городских и сельских поселений, входящих в указанные районы и
округ. На 1 января 2018 года в отношении одного муниципального обра-
зования республики не выполнены работы по описанию местоположения
границ - Петрозаводского городского округа.
Основными проблемами в сфере землеустройства по-прежнему яв-
ляется отсутствие нормативно-правового обеспечения по ряду вопросов.
К примеру, не определены предусмотренные Законом о землеустройстве
порядок согласования и утверждения землеустроительной документации,
порядок осуществления государственной экспертизы землеустроитель-
ной документации, а действующие до настоящего времени в этой части
нормативные правовые акты противоречат положениям иных документов
того же уровня.
Несмотря на указанные выше проблемы, нормативно-правового обе-
спечения в сфере землеустройства Управлением в рамках приемки зем-
леустроительных дел в государственный фонд данных, полученных в ре-
зультате проведения землеустройства на территории республики Карелия,
осуществляется их проверка на соответствие техническим условиям и тре-
бованиям проведения землеустройства. Исполнителям землеустроитель-
ных работ даются рекомендации по устранению выявленных Управлением
замечаний в подготовленной ими землеустроительной документации.
1.4.8. Государственный земельный надзор
Управление Росреестра по Республике Карелия. Всего на террито-
рии Республики Карелия в 2017 году проведено 1 057 плановых и внепла-
новых проверок соблюдения земельного законодательства (в 2016 году -
1 322 проверки) на площади 116,3 га (в 2016 -168,4 га), из них 791 - на зем-
лях населенных пунктов, 242 - на землях сельскохозяйственного назначе-
ния, 1 проверка на землях промышленности, на землях особо охраняемых
территорий и объектов проверки и на землях лесного фонда проверки не
проводились. Количество земельных участков, на которых осуществлялись
контрольно-надзорные мероприятия - 1 035 (в 2016 году - 1 453).
По результатам проведенных проверок в 2017 году должностными ли-
цами Управления выявлено 403 нарушения земельного законодательства
физическими, юридическими и должностными лицами. В 2016 году долж-
ностными лицами Управления выявлено 523 нарушения земельного зако-
нодательства. В 2015 году этот показатель составил 414. Таким образом,
доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, составила 38,1% в
2017 году, что примерно на одном уровне в сравнении с 2016 годом (39%).
93
Всего выявлено нарушений земельного законодательства (с уче-
том должностных лиц Управления, органов внутренних дел, прокура-
туры, органов местного самоуправления) - 753, что составляет 71,2%
от общего числа проверок, при общем уменьшении количества прове-
рок на 20%. В 2016 году соотношение общего числа выявленных на-
рушений (722) к общему числу проверок составило 55%, в 2015 году
(622) - 39%. Госземинспекторами и мировыми судьями по материалам,
оформленным Управлением, вынесено 324 постановления о назначе-
нии административного наказания физическим, юридическим и долж-
ностным лицам.
По результатам рассмотрения дел об административных право-
нарушениях Управлением и мировыми судьями наложено штрафов на
сумму 3 425,77 тыс.руб., взыскано штрафов на сумму 2 444,65 тыс.руб.
В 2016 году наложено штрафов на сумму 3 714,50 тыс.руб., взыскано -
2 560,24 тыс.руб.; в 2015 году наложено штрафов - 4 682,08 тыс.руб., взы-
скано - 1 796,69 тыс.руб. В 2017 году увеличилась доля взысканных штра-
фов от общего числа наложенных и составила 71%, что выше показателя
2016 года на 2%.
По результатам проверок в 2017 году в адрес лиц, допустивших на-
рушение земельного законодательства, вынесено 251 предписание об
устранении выявленных нарушений требований земельного законода-
тельства Российской Федерации. В 2016 году вынесено 237 предписаний,
что немного меньше показателя 2017 года. В 2015 году было вынесено
259 предписаний.
В течение 2017 года по итогам внеплановых выездных и документар-
ных проверок на предмет исполнения предписаний об устранении выяв-
ленных нарушений требований земельного законодательства устранено
135 нарушений земельного законодательства, срок устранения которых
истекал в текущем году (в 2016 году - 156, в 2015 году - 288). В уполно-
моченные органы государственной власти субъекта РФ направлено 34 ма-
териала по факту неустранения нарушений земельного законодательства
на землях государственной и муниципальной собственности. По матери-
алам, направленным Управлением, органами местного самоуправления
(на территории республики с 01.01.2016 г. это Государственный комитет
Республики Карелия по управлению государственным имуществом и ор-
ганизации закупок) и органами прокуратуры в 2017 году инициировано
12 судебных процессов об освобождении самовольно занятых земель-
ных участков и взыскании неосновательного обогащения за фактическое
пользование землей.
Динамика проведения проверок и выявленных нарушений, количе-
ства лиц, привлеченных к административной ответственности, суммы на-
ложенных штрафов за нарушения земельного законодательства за 2015-
2017 годы представлена в таблице 1.25.
94
Таблица 1.25
Динамика проведения проверок и выявленных
нарушений (2015-2017 годы)
Год
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Количество проверок
1 596
1 322
1 057
Количество выявленных нарушений
414
523
403
(госземинспекторами)
Количество лиц, привлеченных
400
347
324
к административной ответственности
Сумма наложенных штрафов, тыс.руб
4682,08
3714,50
3425,77
За истекший период 2017 года Управлением проведено 400 админи-
стративных обследований объектов земельных отношений:
- количество объектов земельных отношений, на которых проведены
административные обследования - 405;
- количество лиц, привлеченных к административной ответственно-
сти - 53.
За аналогичный период 2016 года было проведено 388 администра-
тивных обследований, по результатам которых к административной от-
ветственности привлечено 63 лица.
С целью оперативного пресечения и предупреждения нарушений
земельного законодательства Управлением налажено взаимодействие с
органами прокуратуры, органами местного самоуправления и другими ор-
ганами государственного контроля (надзора) республики.
Помимо проведения совместных контрольно-надзорных мероприя-
тий и обмена информацией Управление осуществляет свое взаимодей-
ствие с иными контрольно-надзорными органами путем проведения раз-
личного рода совещаний, заседаний и семинаров.
В течение 2017 года госземинспекторы Управления принимали уча-
стие в совместных проверках по вопросам использования и охраны земель
с районными прокурорами, Карельской межрайонной природоохранной
прокуратурой, Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия,
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Всего
в течение года специалисты Управления приняли участие в 69 совмест-
ных проверках с органами прокуратуры и иными контрольно-надзорными
органами.Должностными лицами Управления рассмотрено 169 протоко-
лов об административном правонарушении, возбужденных органами по-
лиции, и 16 постановлений об административных правонарушениях, воз-
бужденных органами прокуратуры, по итогам которых 74 лица привлечено
к административной ответственности (58 и 16 соответственно).
На основе материалов проверок, проведенных Управлением, орга-
нами местного самоуправления инициируются судебные разбирательства
по освобождению самовольно занятых земельных участков, по взысканию
95
денежных средств за фактическое пользование землей, а также по изъ-
ятию земельных участков у недобросовестных собственников.
Проведение органами местного самоуправления мероприятий по му-
ниципальному контролю было включено в План мероприятий по повыше-
нию поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного
бюджета Республики Карелия, а также по сокращению недоимки на 2015-
2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Республики Каре-
лия от 06.10.2015 № 620р-П, с целью пополнения местных бюджетов. Все-
го в 2017 году рассмотрен 151 материал проверок органов муниципального
контроля, направленный органами местного самоуправления. По итогам рас-
смотрения 41 лицо привлечено к административной ответственности.
Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангель-
ской области и Ненецкому автономному округу. Результаты деятельности
Управления в области государственного земельного надзора в 2017 году
на территории Республики Карелия приведены в таблице 1.26. В целях над-
зора за сохранением плодородия земель и выявления загрязнения земель
сельскохозяйственного назначения опасными химическими веществами
отобрано 53 почвенных образца с площади земель 196,16 га, в том числе
на химико-токсикологические показатели - 27 проб с площади 2,91 га, на
исследование агрохимических показателей - 26 проб с площади 193,26 га.
За отчетный период по фактам захламления земель сельскохозяй-
ственного назначения общей площадью 3,7 га было возбуждено 12 дел об
административных правонарушениях, при рассмотрении которых долж-
ностными лицами Управления Россельхознадзора по Республике Каре-
лия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу назначены
наказания в виде штрафов на общую сумму 210 тыс. рублей. В Арбитраж-
ный суд Республики Карелия направлен иск о возмещении вреда окружа-
ющей среде в денежном эквиваленте в размере 397,6 тыс. руб. по факту
порчи земель в результате незаконного перекрытия песчано-гравийной
смесью почв. Судом принято решение в пользу Управления.
Также решением Арбитражного суда Республики Карелия удовлетво-
рен иск о возмещении вреда окружающей среде в результате складирова-
ния древесины хвойных пород на землях сельскохозяйственного назначе-
ния в денежном эквиваленте в размере 158,4 тыс. руб. Вред был возмещен
индивидуальным предпринимателем в апреле 2017 года. В 2017 году в Ар-
битражном суде Республики Карелия находилось на рассмотрении дело
по иску о возмещении вреда окружающей среде юридическим лицом в
размере 923,3 тыс. рублей. Площадь земель, вовлеченных в сельскохо-
зяйственный оборот в результате исполнения предписаний об устране-
нии выявленных нарушений, составила 37,6 га.
В 2017 году вступил в силу Приказ Минсельхоза России от 26.07.2017
№ 363 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на
проведение Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному
96
надзору административного обследования объектов земельных отноше-
ний и оформления результатов таких обследований».
Таблица 1.26
Результаты деятельности Управления Россельхознадзора
по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому
автономному округу в области государственного земельного
надзора в 2017 году на территории Республики Карелия
За отчетный
Показатели
период
Количество проверок
180
Количество административных расследований
7
Количество административных обследований объектов
0
земельных отношений
Количество плановых (рейдовых) осмотра-обследования
88
Проконтролированная площадь, тыс. га
10,5
Составлено протоколов по статьям КоАП РФ, количество:
116
ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель)
1
ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель)
3
ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекуль-
тивации земель, обязательных мероприятий по улучшению
44
земель и охране почв)
ч. 2 ст. 8.8. (использование земельных участков не по целево-
му назначению, невыполнение обязанностей по приведению
23
земель в состояние, пригодное для использования по целево-
му назначению)
ч. 1 ст. 10.10 (нарушение правил эксплуатации мелиоративной
11
системы)
ст.19.4.1 (воспрепятствование законной деятельности долж-
ностного лица органа государственного контроля (надзора),
4
органа муниципального контроля)
ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок
предписаний федеральных органов, осуществляющих государ-
ственный земельный надзор, в том числе в отношении земель
13
сельскохозяйственного назначения, или их территориальных ор-
ганов об устранении нарушений земельного законодательства)
ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (повторное в течение года совершение
административного правонарушения, предусмотренного ч. 25
8
ст. 19.5 КоАП РФ)
ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способ-
5
ствовавших совершению административного правонарушения)
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения администра-
4
тивного наказания)
97

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..