ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ (2018 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ (2018 год) - часть 1

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

к приказу от 3 декабря 2018 года № 70  

Министерства жилищно-коммунального хозяйства, 

топлива и энергетики Республики  

Северная Осетия-Алания 

 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ 

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА 

И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С 

ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, 

В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – 

АЛАНИЯ 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Владикавказ, 2018 г. 

 

 

СОСТАВ ПРОЕКТА 

 

Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, 

в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Северная Осетия – Алания 
(далее  –  территориальная  схема,  Схема)  выполнена  в  соответствии  с  требованиями 
постановления  Правительства  Российской  Федерации  от  22.09.2018  г.  №1130  «О 
разработке,  общественном  обсуждении,  утверждении,  корректировке  территориальных 
схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми 
коммунальными  отходами,  а  также  о  требованиях  к  составу  и  содержанию  таких  схем» 
(вместе  с  «Правилами  разработки,  общественного  обсуждения,  утверждения, 
корректировки  территориальных  схем  в  области  обращения  с  отходами  производства  и 
потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к 
составу и содержанию таких схем»). 

 
 
 

 
 
 
 
 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 

 

В  настоящем  документе  использованы  и  приведены  ссылки  на  следующие 

основные  правовые  нормативные  документы,  регулирующие  вопросы  обращения  с 
отходами: 

1.  Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс 

Российской Федерации»; 

2.  Федеральный  закон  от  29  декабря  2004  года  №  188-ФЗ  «Жилищный  кодекс 

Российской Федерации»;  

3.  Федеральный  закон  от  06  октября  2003  года  №  131-ФЗ  «Об  общих  принципах 

организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 

4.  Федеральный  закон  от  24  июня  1998  года  №  89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и 

потребления»; 

5.  Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 
6.  Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный 

закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты 
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных 
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 

7.  Федеральный  закон  от  06  октября  1999  года  №  184-ФЗ  «Об  общих  принципах 

организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных  органов 
государственной власти субъектов Российской Федерации»;  

8.  Федеральный  закон  от  30  марта  1999  года  №  52-ФЗ  «О  санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения»; 

9.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  10  февраля  1997  года  № 

155  «Об  утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких 
бытовых отходов»;  

10. Постановление  Правительства  РФ  от  22  сентября  2018  г.  №  1130  «О  разработке, 

общественном обсуждении,  утверждении, корректировке территориальных схем в 
области обращения с отходами проивзодства и потребления, в том числе с твердыми 
коммунальными  отходами,  а  также  о  требованиях  к  составу  и  содержанию  таких 
схем»; 

11. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 

августа  2013  года  №  298  «Об  утверждении  комплексной  стратегии  обращения  с 
твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»; 

12. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 

февраля  2010  года  №  49  «Об  утверждении  Правил  инвентаризации  объектов 
размещения отходов»;  

13. Приказ  Министерства  регионального  развития  Российской  Федерации  от  06  мая 

2011  года  №  204  «О  разработке  программ  комплексного  развития  систем 
коммунальной  инфраструктуры  муниципальных  образований»  (вместе  с 
Методическими  рекомендациями  по  разработке  программ  комплексного  развития 
системы коммунальной инфраструктуры муниципальных образований); 

14. Приказ  ФАС  России  от  21.11.2016  №1638/16  «Об  утверждении  Методических 

указаний  по  расчетурегулируемых  тарифов  в  области  обращения  с  твердыми 
коммунальными отходами»; 

15. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с 

медицинскими  отходами  (утв.  постановлением  Главного  государственного 
санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 года № 163);  

16. СанПиН  2.1.2.2645-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям 

проживания  в  жилых  зданиях  и  помещениях»  (утв.  Постановлением  Главного 
государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64);  

 

17. СанПиН 

2.2.1/2.1.1.1200-03 

«Санитарно-защитные 

зоны 

и 

санитарная 

классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением 
Главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  25 
сентября 2007 года № 74);  

18. СанПиН  2.1.7.1322-03  «Почва.  Очистка  населенных  мест,  отходы  производства  и 

потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и 
обезвреживанию  отходов  производства  и  потребления»  (утв.  постановлением 
Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80);  

19. СанПиН  2.1.7.1038-01  «Почва,  очистка  населенных  мест,  отходы  производства  и 

потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и 
содержанию  полигонов  для  твердых  бытовых  отходов  (утв.  постановлением 
Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16);  

20. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных 

мест»  (утв. Главным государственным  санитарным врачом СССР 05 августа 1988 
года №4690-88);  

21. СанПиН 2.1.7.573-96 «Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные 

отходы.  Санитарная  охрана  почвы.  Гигиенические  требования  к  использованию 
сточных  вод  и  их  осадков  для  орошения  и  удобрения»  (утв.  постановлением 
Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 года № 46);  

22. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке 

вторичного  сырья  (утв.  Главным  государственным  санитарным  врачом  СССР  22 
января 1982 года № 2524-82);  

23. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических 

отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469);  

24. ГОСТ Р 17.4.3.07-2001. Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков 

сточных  вод  при  использовании  их  в  качестве  удобрений  (принят  и  введен  в 
действие постановлением Госстандарта РФ от 23 января 2001 года № 30-ст); 

25. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе (НИР)». 

 
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

№ 

п/п 

Наименование 

Стр. 

РАЗДЕЛ I. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1.1 

Основные понятия и сокращения, используемые в территориальной схеме 

11 

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ 

15 

2.1 

Физико-географическая характеристика Республики Северная Осетия – Алания. 
Характеристика природно-климатических условий, влияющих на организацию 
деятельности  по  обращению  с  отходами  и  работ  по  санитарной  очистке 
территорий 

16 

2.1.1 

Геологические и геоморфологические условия территории 

16 

2.1.2 

Климатические условия территории и гидрография 

19 

2.2 

Экономико-географическая  характеристика  Республики  Северная  Осетия  – 
Алания.  Характеристика  экономико-географических  условий,  влияющих  на 
организацию  деятельности  по  обращению  с  отходами  и  работ  по  санитарной 
очистке территорий 

22 

2.3 

Зоны с особыми условиями использования территории 

28 

2.3.1 

Первая  группа  зон  с  особыми  условиями  использования  территории 
(ограничения  на  использование  территории,  прилегающих  к  объекту  – 
источнику загрязнения) 

32 

2.3.2 

Вторая  группа  зон  с  особыми  условиями  использования  территории 
(ограничения  на  использование  территории,  прилегающей  к  охраняемым 
территориям и объектам) 

34 

2.4. 

Основные выводы по разделу 

55 

РАЗДЕЛ III. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ 

56 

3.1 

Населенные пункты 

59 

3.1.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
населенных пунктов 

71 

3.2 

Многоквартирные жилые дома 

72 

3.2.1 

Многоквартирные жилые дома г. Владикавказа 

72 

3.2.2 

Многоквартирные жилые дома Алагирского района (г. Алагир, п. Мизур, п. 
Нузал, п. Бурон, п. Верхний Фиагдон, п. Рамоново) 

78 

3.2.3 

Многоквартирные жилые дома Ардонского района (г. Ардон, с. Красногор) 

86 

3.2.4 

Многоквартирные жилые дома Дигорского района (г. Дигора) 

90 

3.2.5 

Многоквартирные  жилые  дома  Ирафского района  (с. Чикола,  с.  Лескен,  с. 
Советское) 

92 

3.2.6 

Многоквартирные  жилые  дома  Кировского  района  (с.  Эльхотово,  ст. 
Змейская, с. Карджин, с. Ставд-Дурт, с. Иран) 

94 

3.2.7 

Многоквартирные  жилые  дома  Моздокского  района  (г.  Моздок,  ст. 
Павлодольская) 

98 

3.2.8 

Многоквартирные  жилые  дома  Бесланского  городского  поселения 
Правобережного района (г. Беслан) 

104 

3.2.9 

Многоквартирные  жилые  дома  Пригородного  района  (с.  Октябрьское,  с. 
Дачное, с. Михайловское, с. Алханчурт) 

108 

3.3 

Общие  требования  к  организации  системы  обращения  с  ТКО  в 
многоквартирных домах и придомовой территории 

111 

3.4 

Военные городки 

113 

3.5 

Общественные здания административного назначения 

114 

3.5.1 

Общие  требования  к  организации  системы  обращения  с  ТКО  на  территории 
общественных зданий административного назначения 

114 

3.6 

Общеобразовательные организации. Учреждения дополнительного образования 

115 

3.6.1 

Общие  требования  к  организации  системы  обращения  с  ТКО  на  территории 
общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования 

115 

3.7 

Дошкольные образовательные организации 

116 

3.7.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
дошкольных образовательных организаций 

116 

3.8 

Медицинские учреждения 

116 

3.8.1. 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
медицинский учреждений 

132 

 

3.9. 

Спортивные объекты 

132 

3.9.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
спортивных объектов 

132 

3.10 

Учреждения культуры и искусства 

133 

3.10.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
учреждений культуры и искусства 

133 

3.11 

Садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие товарищества 

133 

3.11.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
садоводческих, дачных, огороднических некоммерческих товариществ 

133 

3.12 

Кладбища 

134 

3.12.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
кладбищ 

134 

3.13 

Предприятия общественного питания 

134 

3.13.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
предприятий общественного питания 

135 

3.14 

Туристические (рекреационные) центры 

135 

3.14.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
туристических (рекреационных) центров 

135 

3.15 

Гостиницы (иные средства размещения) 

136 

3.15.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
гостиниц и иных средств размещения 

136 

3.16 

Объекты торговли 

137 

3.16.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
объектов торговли 

137 

3.17 

Деловые (офисные) центры 

137 

3.17.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
деловых (офисных) центров 

137 

3.18 

Предприятия,  осуществляющие  техническое  обслуживание  и  ремонт 
автотранспортных средств (в том числе мойку автотранспортных средств) 

138 

3.18.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
предприятий,  осуществляющих  техническое  обслуживание  и  ремонт 
автотранспортных средств (в том числе мойку автотранспортных средств) 

138 

3.19 

Службы  быта:  ремонт  обуви,  ремонт  техники,  парикмахерская,  прачечная, 
химчистка, баня и другие виды организаций 

138 

3.19.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
служб  быта:  ремонт  обуви,  ремонт  техники,  парикмахерская,  прачечная, 
химчистка, баня и другие виды организаций 

138 

3.20 

Производственные объекты 

139 

3.20.1 

Общие требования к организации системы обращения с ТКО на территории 
производственных объектах 

139 

 

3.21. 

Основные выводы по разделу 

139 

РАЗДЕЛ IV. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ 

141 

4.1 

Твердые коммунальные отходы 

154 

4.1.1 

Определение  фактических  нормативов накопления твердых коммунальных 
отходов  для  муниципальных  образований  Республики  Северная  Осетия-
Алания 

157 

4.1.2 

Морфологический состав твердых коммунальных отходов 

170 

4.2 

Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам 

171 

4.2.1 

Медицинские отходы 

171 

4.2.2 

Отходы  сельского  хозяйства  (отходы  животноводства  и  растениеводства), 
пищевые и иные биологические отходы 

172 

4.3 

Основные выводы по разделу 

173 

РАЗДЕЛ V. ПРОГНОЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ТВЕРДЫХ 
КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ 

175 

5.1 

Прогноз образования ТКО от населения 

177 

5.2 

Планы  создания  новых  учреждений  –  источников  образования  твердых 
коммунальных  отходов,  связанных  с  жизнедеятельностью  человека  и 
осуществлением административных функций 

177 

5.2.1 

Город Владикавказ 

178 

5.2.2 

Алагирский район 

180 

 

5.2.3 

Ардонский район 

183 

5.2.4 

Дигорский район 

185 

5.2.5 

Ирафский район 

187 

5.2.6 

Кировский район 

189 

 

5.2.7 

Моздокский район 

190 

5.2.8 

Правобережный район 

193 

5.2.9 

Пригородный район 

196 

5.2.10 

Республика Северная Осетия–Алания 

199 

5.3 

Укрупненный  прогноз  образования  ТКО  от  источников  образования  твердых 
коммунальных  отходов,  осуществляющих  предпринимательскую  и  иную 
коммерческую деятельность 

201 

5.4 

Общее  количество  ТКО  от  источников  образования  твердых  коммунальных 
отходов,  связанных  с  жизнедеятельностью  человека  и  осуществлением 
административных  функций,  осуществляющих  предпринимательскую  и  иную 
коммерческую деятельность 

201 

РАЗДЕЛ  VI  ЦЕЛЕВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  ПО  ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ,  УТИЛИЗАЦИИ  И 
РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ 

202 

РАЗДЕЛ VII МЕСТА НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ 

205 

7.1 

Существующая система обращения с твердыми коммунальными отходами 

206 

7.2 

Планируемая система обращения с твердыми коммунальными отходами 

210 

7.3 

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов 

217 

7.4 

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов 

218 

7.5 

Несанкционированные объекты размещения отходов 

219 

7.6 

Основные выводы по разделу 

229 

РАЗДЕЛ  VIII  МЕСТА  НАХОЖДЕНИЯ  ОБЪЕКТОВ  ОБРАБОТКИ,  УТИЛИЗАЦИИ, 
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ  ОТХОДОВ  И  ОБЪЕКТОВ  РАЗМЕЩЕНИЯ  ОТХОДОВ, 
ВКЛЮЧЕННЫХ  В  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РЕЕСТР  ОБЪЕКТОВ  РАЗМЕЩЕНИЯ 
ОТХОДОВ 

230 

8.1 

Объекты накопленного экологического ущерба 

239 

РАЗДЕЛ  IX  БАЛАНС  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ  ХАРАКТЕРИСТИК  ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ 

243 

10 

РАЗДЕЛ X СХЕМА ПОТОКОВ ОТХОДОВ ОТ ИСТОЧНИКОВ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 
ОБЪЕКТОВ  ОБРАБОТКИ,  УТИЛИЗАЦИИ,  ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ  ОТХОДОВ  И 
ОБЪЕКТОВ  РАЗМЕЩЕНИЯ  ОТХОДОВ,  ВКЛЮЧЕННЫХ  В  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ 

246 

11 

РАЗДЕЛ  XI  ДАННЫЕ  О  ПЛАНИРУЕМЫХ  СТРОИТЕЛЬСТВЕ,  РЕКОНСТРУКЦИИ, 
ВЫВЕДЕНИИ  ИЗ  ЭКСПЛУАТАЦИИ  ОБЪЕКТОВ  ОБРАБОТКИ,  УТИЛИЗАЦИИ, 
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ 

270 

11.1 

Строительство  объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания,  размещения 
отходов 

271 

11.1.1 

Производство  бетонных  и  железобетонных  изделий  с  использованием 
отходов бетонного лома в качестве заполнителя 

271 

11.1.2 

Мини-завод по переработке макулатуры в туалетную бумагу 

276 

11.1.3 

Линия по производству полимерно-песчаных изделий 

291 

11.1.4 

Площадка приема и переработки строительных отходов 

300 

11.1.5 

Технопарк  «Зональный  центр  по  обращению  с  отходами.  Полигон  ТКО. 
Мусоросортировочный комплекс 

311 

11.2. 

Строительство мусороперегрузочной станции 

315 

11.3 

Данные  о  планируемых  строительстве,  реконструкции,  выведении  из 
эксплуатации  объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания,  размещения 
отходов 

317 

12 

РАЗДЕЛ  XII  ОЦЕНКА  ОБЪЕМА  СООТВЕТСТВУЮЩИХ  КАПИТАЛЬНЫХ 
ВЛОЖЕНИЙ 

В 

СТРОИТЕЛЬСТВО,  РЕКОНСТРУКЦИЮ, 

ВЫВЕДЕНИЕ 

ИЗ 

ЭКСПЛУАТАЦИИ  ОБЪЕКТОВ  ОБРАБОТКИ,  УТИЛИЗАЦИИ,  ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, 
РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ 

319 

13 

РАЗДЕЛ  XIII  ПРОГНОЗНЫЕ  ЗНАЧЕНИЯ  ПРЕДЕЛЬНЫХ  ТАРИФОВ  В  ОБЛАСТИ 
ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 

323 

14 

РАЗДЕЛ  XIV  «СВЕДЕНИЯ  О  ЗОНАХ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  РЕГИОНАЛЬНЫХ 
ОПЕРАТОРОВ 

329 

 

 

 

 
 
 
 
 

«Территориальная схема в области 

обращения с отходами производства и 

потребления, в том числе с твердыми 

коммунальными отходами, в Республике 

Северная Осетия – Алания» 

 
 
 
 
 

Раздел I 

«Общие положения» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Владикавказ, 2018 г.

 

 

Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, 

в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Северная Осетия – Алания 
разработана на период до 2028 г. в целях организации  и осуществления деятельности по 
сбору,  транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  захоронению 
отходов на территории Республики Северная Осетия – Алания в соответствии со статьями 
6,  13.3  Федерального  закона  от  24  июня  1998  г.  №  89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и 
потребления» и постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 г. №1130. 

Схема  является  базовой  основой  организации  и  координации  деятельности 

исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по 
обращению  с  отходами  производства  и  потребления.  Результатом  реализации  Схемы 
является  устойчивое  развитие  территории  Республики  Северная  Осетия  –  Алания  и 
качественное улучшение состояния окружающей среды. 

Основной целью разработки территориальной схемы является снижение негативного 

воздействия  на  окружающую  среду  отходов  производства  и  потребления  за  счет 
организации эффективной системы управления отходами при условии достижения баланса 
между  экологическими  и  экономическими  аспектами  проекта  (создания  условий  для 
формирования социально приемлемых тарифов за счет реализации «эффекта масштаба» и 
централизации управления отходами). 

Территориальная схема обеспечивает достижение целей государственной политики в 

области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке их приоритетности: 

–  Максимальное  использование  исходных  сырья  и  материалов,  предотвращение 

образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования. 

– Обработку,  утилизацию и обезвреживание отходов в целях получения из отходов 

вторичных ресурсов, возвращаемых в хозяйственный оборот, и снижения класса опасности 
захораниваемых отходов. 

–  Безопасное  захоронение  отходов,  обеспечивающее  минимальное  воздействие  на 

окружающую среду и здоровье человека. 

Для достижения указанных целей требуется соблюдение следующих принципов: 
–  Осуществление  обращения  с  отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными 

отходами, в соответствии с требованиями действующего законодательства. 

– Неоходимость снижения образования отходов, в том числе твердых коммунальных 

отходов. 

– Обеспечение уменьшения количества отходов, подлежащих захоронению. 
–  Обеспечение  предотвращения  образования  объектов  несанкционированного 

размещения отходов. 

–  Снижение  антропогенной  нагрузки  на  окружающую  среду  при  обращении  с 

отходами. 

–  Соблюдение  достоверности  и  доступности  информации  в  области  обращения  с 

отходами. 

Существующая система обращения с отходами на территории Республики Северная 

Осетия  –  Алания  не  обеспечивает  снижения  уровня  нагрузки  на  окружающую  среду 
региона.  В  Республике  Северная  Осетия  –  Алания,  отличающейся  уникальными 
природными ландшафтами на большей части своей территории, при выборе участков под 
места размещения отодов не всегда удается разместить их на безопасных с экологических 
позиций  площадях.  Крайне  неудачное  размещение  свалок  в  долинах  рек,  на 
необорудованных  в  соответствии  с  санитарными  требованиями  площадках,  нарушения 
природоохранного законодательства при эксплуатации и консервации свалки приводят к 
тому, что беспорядочно сваленные твердые коммунальные, строительные и промышленные 
отходы являются опасным источником загрязнения окружающей среды. 

Целью  государственной  политики  в  области  развития  системы  обращения  с 

отходами 

в 

РСО–Алания 

является 

создание 

и 

обеспечение 

деятельности 

отходоперерабатывающей  индустрии  (отрасли  обращения  с  отходами),  а  также  системы 

11 

 

ответственности,  обеспечивающей  размещение  отходов  производства  и  потребления  в 
технологическом  цикле  с  исключением  несанкционированного  размещения  отходов  в 
окружающей  среде,  минимизацию  объемов  (количества)  образуемых  и  захораниваемых 
отходов,  максимальное  вовлечение  отходов  в  хозяйственный  оборот,  достижение 
экологической  и  санитарно-эпидемиологической  безопасности  при  размещении  отходов, 
непригодных для утилизации. 

 

1.1. Основные понятия и сокращения, используемые в территориальной схеме 

 

В настоящей территориальной схеме используются следующие основные понятия: 
Баланс  количественных  характеристик  образования,  утилизации,  обезвреживания, 

захоронения  твердых  коммунальных  отходов  на  территории  субъекта  Российской 
Федерации – соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и 
количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в 
другие  субъекты  российской  федерации  (поступления  из  других  субъектов  российской 
федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения. 

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии 

с системой классификации отходов. 

Группы  однородных  отходов  –  отходы,  классифицированные  по  одному  или 

нескольким  признакам  (происхождению,  условиям  образования,  химическому  и  (или) 
компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме). 

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в 

специальных  хранилищах  в  целях  предотвращения  попадания  вредных  веществ  в 
окружающую среду. 

Зона  с  особыми  условиями  использования  территории  (ЗОУИТ)  –  охранные, 

санитарно-защитные  зоны,  зоны  охраны  объектов  культурного  наследия  (памятников 
истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации  (далее  -  объекты  культурного 
наследия),  защитные  зоны  объектов  культурного  наследия,  водоохранные  зоны,  зоны 
затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-
бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные 
зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Источник  образования  отходов  –  объект  капитального  строительства  или  другой 

объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно 
связанные  физически  или  технологически  и  расположенные  в  пределах  одного  или 
нескольких  земельных  участков,  территория  (часть  территории)  поселения,  на  которых 
образуются твердые коммунальные отходы. 

Лимит  на  размещение  отходов  –  предельно  допустимое  количество  отходов 

конкретного  вида,  которые  разрешается  размещать  определенным  способом  на 
установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической  обстановки 
на данной территории. 

Накопление  отходов  –  временное  складирование  отходов  (на  срок  не  более  чем 

одиннадцать  месяцев)  в  местах  (на  площадках),  обустроенных  в  соответствии  с 
требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства 
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях 
их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. 

Норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых 

коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. 

Норматив  образования  отходов  –  установленное  количество  отходов  конкретного 

вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов – документ, удостоверяющий 
принадлежность  отходов  к  отходам  соответствующего  вида  и  класса  опасности, 
содержащий сведения об их составе. 

12 

 

Обезвреживание  отходов  –  уменьшение  массы  отходов,  изменение  их  состава, 

физических  и  химических  свойств  (включая  сжигание  и  (или)  обеззараживание  на 
специализированных  установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на 
здоровье человека и окружающую среду. 

Обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, 

включая их сортировку, разборку, очистку. 

Обращение  с  отходами  –  деятельность  по  сбору,  накоплению,  транспортированию, 

обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 

Объекты  захоронения  отходов  –  предоставленные  в  пользование  в  установленном 

порядке  участки  недр,  подземные  сооружения  для  захоронения  отходов  I-V  классов 
опасности в соответствии с законодательством российской федерации о недрах. 

Объекты  накопленного  экологического  ущерба  –  загрязненные  территории,  в  том 

числе  бесхозяйные  территории,  образованные  в  результате  прошлой  хозяйственной 
деятельности, а также объекты размещения отходов и иные объекты (здания, сооружения, 
загрязненные  земельные  участки,  вокруг  которых  сформировалось  загрязнение  или 
которые  сами  являются  загрязненными,  на  которых  деятельность  под  управлением 
организации  осуществлялась  в  прошлом,  и  на  которых  остались  отходы,  негативно 
влияющие на природную среду. 

Объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения, которые 

обустроены  в  соответствии  с  требованиями  законодательства  в  области  охраны 
окружающей  среды  и  законодательства  в  области  обеспечения  санитарно-
эпидемиологического  благополучия  населения  и  предназначены  для  обезвреживания 
отходов. 

Объекты  размещения  отходов  –  специально  оборудованные  сооружения, 

предназначенные  для  размещения  отходов  (полигон,  шламохранилище,  в  том  числе 
шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя 
объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; 

Объекты  хранения  отходов  –  специально  оборудованные  сооружения,  которые 

обустроены  в  соответствии  с  требованиями  законодательства  в  области  охраны 
окружающей  среды  и  законодательства  в  области  обеспечения  санитарно-
эпидемиологического  благополучия  населения  и  предназначены  для  долгосрочного 
складирования  отходов  в  целях  их  последующих  утилизации,  обезвреживания, 
захоронения. 

Оператор  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами  –  индивидуальный 

предприниматель  или  юридическое  лицо,  осуществляющие  деятельность  по  сбору, 
транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  захоронению  твердых 
коммунальных отходов. 

Отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы 

в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, 
которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. 

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. 
Региональный  оператор  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами  – 

оператор  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами  -  юридическое  лицо, 
которое  обязано  заключить  договор  на  оказание  услуг  по  обращению  с  твердыми 
коммунальными  отходами  с  собственником  твердых  коммунальных  отходов,  которые 
образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. 

Сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических 

лиц  в  целях  дальнейших  обработки,  утилизации,  обезвреживания,  транспортирования, 
размещения таких отходов. 

Схема  потоков  отходов  -  графическое  отображение  перемещения  отходов  от 

источников образования отходов до объектов, используемых для их обработки, утилизации, 
обезвреживания,  размещения,  с  информацией  о  количестве  образующихся  отходов  на 

13 

 

территории  РСО-Алания,  а  также  поступающих  из  других  субъектов  Российской 
Федерации отходов. 

Твердые  коммунальные  отходы  –  отходы,  образующиеся  в  жилых  помещениях  в 

процессе  потребления  физическими  лицами,  а  также  товары,  утратившие  свои 
потребительские  свойства  в  процессе  их  использования  физическими  лицами  в  жилых 
помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным 
отходам  также  относятся  отходы,  образующиеся  в  процессе  деятельности  юридических 
лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в 
жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. 

Территориальное  планирование  –  подготовка  градостроительной  документации, 

направленной  на  определение  в  документах  территориального планирования  назначения 
территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных 
факторов  в  целях  обеспечения  устойчивого  развития  территорий,  развития  инженерной, 
транспортной  и  социальной  инфраструктур,  обеспечения  учета  интересов  граждан  и  их 
объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных 
образований. 

Территориальная  схема  обращения  с  отходами  производства  и  потребления  – 

совокупность  текстового,  табличного  и  графического  (карты,  схемы,  чертежи,  планы  и 
ииные  материалы)  описания  системы  организации  и  осуществления  деятельности  на 
территории  РСО-Алания  по  сбору,  транспортированию,  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию,  размещению  образующихся  и  поступающих  из  других  субъектов 
Российской Федерации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, направлений 
ее развития. 

Трансграничное  перемещение  отходов  –  перемещение  отходов  с  территории, 

находящейся  под  юрисдикцией  одного  государства,  на  территорию  (через  территорию), 
находящуюся  под  юрисдикцией  другого  государства,  или  в  район,  не  находящийся  под 
юрисдикцией  какого-либо  государства,  при  условии,  что  такое  перемещение  отходов 
затрагивает интересы не менее чем двух государств. 

Транспортирование  отходов  –  перемещение  отходов  с  помощью  транспортных 

средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица 
или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах. 

Требования в области охраны окружающей среды (далее также  - природоохранные 

требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, 
ограничения  или  их  совокупность,  установленные  законами,  иными  нормативными 
правовыми  актами,  нормативами  в  области  охраны  окружающей  среды  и  иными 
нормативными документами в области охраны окружающей среды. 

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), 

выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе 
повторное  применение  отходов  по  прямому  назначению  (рециклинг),  их  возврат  в 
производственный  цикл  после  соответствующей  подготовки  (регенерация),  а  также 
извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). 

Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком 

более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. 

Электронная  модель  территориальной  схемы  обращения  с  отходами  – 

информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое 
обеспечение,  предназначенные  для  ввода,  хранения,  актуализации,  обработки,  анализа, 
представления,  визуализации  данных  о  системе  организации  и  осуществления 
деятельности  на  территории  РСО-Алания  по  сбору,  транспортированию,  обработке, 
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных 
отходов,  образующихся  на  территории  РСО-Алания,  поступающих  из  других  субъектов 
Российской Федерации отходов и направлений ее развития. 

 

14 

 

В  настоящей  территориальной  схеме  используются  следующие  основные 

сокращения: 

ВМР – вторичные материальные ресурсы. 
ГО (г. о.) – городской округ. 
ГИС – геоинформационная система. 
ГРОРО – государственный реестр объектов размещения отходов ГСО. 
ГЭЭ – государственная экологическая экспертиза. 
ЖБО – жидкие бытовые отходы. 
ЖФ – жилищный фонд. 
ЗУ – земельный участок. 
к/к -  кадастровый квартал. 
КГО – крупногабаритные отходы. 
КП – контейнерные площадки. 
ЛПУ – лечебно-профилактические учреждения. 
МО – муниципальное образование. 
МР – муниципальный район. 
н.п. – населенный пункт. 
н/д – нет данных. 
НПА – нормативный правовой акт. 
ОМСУ – органы местного самоуправления. 
ОРО – объект размещения отходов. 
ОСК – очистные сооружения канализации. 
ПВН – площадка временного накопления. 
ПВХ – площадка временного хранения обезвреженных отходов. 
ПСВ – пункт сбора вторсырья. 
РДФ, RDF – твердое топливо из бытовых отходов. 
РСО – ртутьсодержащие отходы. 
СТП – схема территориального планирования. 
ТКО – твердые коммунальные отходы. 
ФЗ – Федеральный закон. 
ФККО – федеральный классификационный каталог отходов. 
 
Иные  термины,  сокращения,  используемые  в  данной  схеме,  соответствуют 

общепринятым значениям и определениям. 
 

 

 

 
 
 
 
 

«Территориальная схема в области 

обращения с отходами производства и 

потребления, в том числе с твердыми 

коммунальными отходами, в Республике 

Северная Осетия – Алания» 

 
 
 
 

Раздел II 

«Общие сведения о  

Республике Северная Осетия – Алания» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Владикавказ, 2018 г.

 

 

Республика  Северная  Осетия  —  субъект  Российской  Федерации,  республика  в  её 

составе.

1

  Входит  в  состав  Северо-Кавказского  федерального  округа  (административный 

центр  –  город  Пятигорск  (Ставропольский  край),  является  частью  Северо-Кавказского 
экономического района. 

Столица — город Владикавказ. 
Граничит:  на  западе  —  с  Кабардино-Балкарской  Республикой,  на  севере  —  со 

Ставропольским краем, на востоке — с Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, 
на юге — с Республикой Грузия и частично признанной Республикой Южная Осетия. 

Общая  площадь  субъекта  федерации  –  7987  км

2

.  Общая  численность  населения 

Республики  Северная  Осетия  –  Алания  –  701765  человек.  Плотность  населения  –  87,86 
чел./км

2

. Урбанизация – 64,34 %. 

 

2.1. 

 Физико-географическая характеристика Республики Северная Осетия – 

Алания. Характеристика природно-климатических условий, влияющих на 

организацию деятельности по обращению с отходами и работ по санитарной очистке 

территорий 

 

2.1.1.  Геологические и геоморфологические условия территории 

 

Геологические  условия.  В  геологическом  строении  территории  РСО–Алания 

принимают  участие  осадочные,  вулканогенные,  магматогенные  и  метаморфогенные 
образования,  охватывающие  возрастной  интервал  от  верхнего  протерозоя  до  кайнозоя 
включительно.  Метаморфогенные  породы  представлены  стратифицированными  и 
нестратифицированными  комплексами.  Метаморфизм  стратифицированных  комплексов 
проявлен в фациях от зеленосланцевой (регрессивной) до эпидот-амфиболитовой и, реже, 
амфиболитовой  (прогрессивной).  Нестратифицированные  комплексы  сложены,  в 
основном, мигматитами, представленными, преимущественно, венитами и небулитами. По 
минеральному  составу  и  структурам  они  приближаются  к  образовавшимся  позднее 
гранитоидам белореченского типа, с которыми зачастую имеют постепенные переходы. 

Геоморфологические  условия.  В  соответствии  со  схемой  геоморфологического 

районирования  Северного  Кавказа,  территория  Республики  Северная  Осетия  –  Алания 
относится к двум структурным областям: 

А  -  области  геоморфоструктур  доюрской  (докелловейской)  складчатости, 

осложненной альпийскими и новейшими тектоническими движениями; 

Б  -  области  геоморфоструктур  альпийской  (посткелловейской)  складчатости, 

осложненной новейшими и современными тектоническими движениями. 

В  пределах  этих  областей  выделяются,  по  ведущему  фактору  рельефообразования, 

следующие геоморфологические районы: 

а)  высокогорного,  гляцио-тектонического  рельефа,  охватывающего  Боковой  и 

Главный водораздельные хребты; 

б) эрозионно-аккумулятивного рельефа продольных внутренних депрессий; 
в) структурно-эрозионного рельефа передовых хребтов. 
 

                                                 

1

 Конституция Российской Федерации. Ст. 5, пп. 1, 2. 

17 

 

 

Рисунок 2.1.1.1. Схематическая геологическая карта Республики Северная Осетия – 

Алания

2

 

 
 

                                                 

2

 Монография «Природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания. Геология и полезные ископаемые» 

(Владикавказ, 2005). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..