Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год) - часть 3

 

 

Нормы накопления ТБО - это количество отходов, образующихся на расчет-
ную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в театре, 1 м² торговой
площади для магазинов и складов и т.д.) в единицу времени (день, год). Нормы на-
копления определяют в единицах массы (кг) или в объеме (л, м³).
Нормы накопления твердых бытовых отходов величина не постоянная, а из-
меняющаяся с течением времени. Это объясняется тем, что количество образую-
щихся отходов зависит от уровня благосостояния населения, культуры торговли,
уровня развития промышленности и др. Значительную долю в общей массе отхо-
дов составляет использованная упаковка, качество которой за последние несколько
лет изменилось - помимо традиционных материалов, таких, как бумага, картон,
стекло и жесть, значительная часть товаров упаковывается в полимерную пленку,
металлическую фольгу, пластик и др., что влияет на количество удельного образо-
вания отходов. Наблюдается тенденция быстрого морального старения вещей, что
также ведет к росту количества отходов. Изменения, произошедшие на рынке то-
варов и в уровне благосостояния населения за последнее время, несомненно, явля-
ются причиной изменения нормы накопления отходов в большую сторону, поэтому
каждые 3-5 лет необходим пересмотр норм накопления отходов и определение их
по утвержденным методикам.
Нормы накопления ТБО определяются для населения (жилой фонд), объектов
социальной инфраструктуры, производственных предприятий.
4.1. Нормативно - правовое регулирование обращения с отходами потребле-
ния.
Нормативная база в области обращения с отходами представлена
федеральными законами и подзаконными актами, а также региональными и
муниципальными нормативными актами.
Основополагающим нормативным актом, регулирующим обращение с
отходами, с
1998 года на территории всей Российской Федерации является
Федеральный Закон от
24.06.1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления».
Федеральным законом
«Об отходах производства и потребления» (гл.2)
полномочия в области обращения с отходами разграничены между 3 уровнями
власти:
- органами власти Российской Федерации;
- органами власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3. статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям
органов местного самоуправления городских округов в области обращения с
отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих
городских округов.
34
4.2. Расчет объема накопления твердых бытовых отходов от населения
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень бла-
гоустройства жилого фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канали-
зации, системы отопления), этажность, вид топлива (при местном отоплении), кли-
матические условия (различная продолжительность отопительного периода).
Практика обращения с отходами потребления показывает, что с развитием
инфраструктуры поселений и населенных пунктов и под влиянием социально-
экономических факторов характеристики состава и свойств отходов потребления
изменяются весьма активно. Это приводит к тому, что существующие нормы пере-
стают соответствовать современным фактическим объемам образования отходов
потребления. Следствием этому являются несанкционированные свалки, как на
территории населенного пункта, так и вне его пределов.
Необходимость периодического экспериментального и расчетного уточнения
норм накопления твердых бытовых отходов продиктована практикой их примене-
ния.
В МО город Ирбит нормы накопления твердых бытовых отходов определены
в 2013 году в результате оказания услуги по «исследованиям и разработке норм на-
копления ТБО в благоустроенном и частном жилом фонде в г. Ирбит» (исполните-
ли ООО «Инновационные технологии управления отходами» и ООО «ЭкоТочка»)
в размере
- 1,67 м куб. - норма накопления твердых бытовых отходов на одного человека
без учета крупногабаритных отходов и смета в благоустроенном жилищном фонде
при контейнерной системе;
- 1,46 м куб. - норма накопления твердых бытовых отходов на одного человека
без учета крупногабаритных отходов и смета в частном жилищном фонде при по-
квартирной системе;
- 0,14 м куб. - норма накопления крупногабаритных отходов на одного челове-
ка.
Указанные нормы утверждены Постановлением администрации муници-
пального образования город Ирбит от 1 октября 2013 г. №2341 «Об утверждении
норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в жи-
лищном фонде города Ирбита».
Также утверждены годовые нормы накопления твердых бытовых отходов от
жилищного фонда на территории Муниципального образования город Ирбит на
перспективу до 2022 года.
Таблица 4.5. Годовые нормы накопления твердых бытовых отходов от жилищного фонда
на территории муниципального образования город Ирбит на перспективу до 2022 году
Норма накопления ТБО на
2015 - 2016
2017 - 2018
2019 - 2020
2021 - 2022
2013 г.
2014 г.
1 человека м3/год
гг.
гг.
гг.
гг.
Благоустроенный жилищ-
1,67
1,7
1,75
1,8
1,85
1,9
ный фонд
Частный жилищный фонд
1,46
1,48
1,53
1,57
1,62
1,67
Крупногабаритные отходы
0,14
0,142
0,146
0,151
0,155
0,16
35
По исследованиям зарубежных и отечественных специалистов удельное
годовое накопление твердых бытовых отходов на одного жителя населенных мест
(накопления) имеет тенденцию ежегодного роста на 1-3 %, что объясняется по-
вышением уровня благоустройства жилого фонда и ростом доли упаковочных
материалов в ТБО.
Поэтому для оценки объемов образования ТБО от населения города на пер-
вую очередь и расчетный срок учитывалось расчетное среднегодовое значение
объемов образования ТБО на 1 чел. в год на существующее положение с учетом
тенденции ежегодного роста объемов -1,0% в год.
Таблица 4.6. Расчетные прогнозируемые нормативы образования отходов от жилищного
фонда на территории муниципального образования город Ирбит на перспективу
до 2036 года
Норма на-
Годы
копления
ТБО на 1
человека
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
2031
2032
2033
2034
2035
2036
м3/год
Благоуст-
роенный
1,92
1,94
1,96
1,98
2,00
2,02
2,04
2,06
2,08
2,10
2,12
2,14
2,16
2,18
жилищный
фонд
Частный
жилищный
1,69
1,70
1,72
1,74
1,76
1,77
1,79
1,81
1,83
1,84
1,86
1,88
1,90
1,92
фонд
Крупнога-
баритные
0,162
0,163
0,165
0,166
0,168
0,170
0,172
0,173
0,175
0,177
0,179
0,180
0,182
0,184
отходы
С учетом увеличения объемов ТБО нормы накопления на последний год
I очереди и расчетный срок рассчитываются по формуле:
HIоч.= Нфак. × (1,01)5 = Нфак. × 1,05
Нрасч. = Нфак. × (1,01)20 = Нфак. ×1,20
где: HIоч - норма накопления ТБО на 1 человека в год на I очередь, м3/год;
Нрасч.- норма накопления ТБО на 1 человека в год на расчетный срок, м3/год.
Нфак. - норма накопления ТБО на 1 человека в год фактическая, мЗ/год;
1,01 - 1 % увеличения объема ТБО (1 м3 + 0,01 м3).
Таким образом, с учетом ежегодного 1 % увеличения, нормы накопления
ТБО на последний год I очереди для жилищного фонда составят:
- 1,9 м3/год на 1 жителя, проживающего в благоустроенном доме;
- 1,67 м3/год на 1 жителя, проживающего в частном секторе.
На последний год расчетного срока нормы накопления ТБО составят:
-
2,18 м3/год на 1 жителя, проживающего в благоустроенном доме;
-
1,92 м3/год на 1 жителя, проживающего в частном секторе.
36
4.3. Расчет объема накопления твердых бытовых отходов от объектов
социальной инфраструктуры
При расчетах на существующее положение и при прогнозировании объемов
образования ТБО по объектам социальной инфраструктуры МО город Ирбит были
приняты удельные объемы образования ТБО в соответствии с Рекомендациями по
определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР.
1982., Методическими рекомендациями по определению временных нормативов
накопления твердых коммунальных отходов.
Таблица 4.7. Удельные показатели образования и нормативы накопления твердых
бытовых отходов по объектам социальной инфраструктуры
Удельные показатели образования
отходов
Среднего-
Среднего-
Сред-
Наименование объектов об-
Единицы из-
довая нор-
довая нор-
няя
п/п
разования отходов
мерения
ма накоп-
ма накоп-
плот-
ления ТБО,
ления ТБО,
ность
кг/год
м3/год
кг/м3
1
2
3
4
5
6
1. Организации торговли
1.1.
Продовольственные магази-
на 1 м2 торг.
262,5
1,5
175
ны
пл.
1.2.
Промтоварные магазины
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.3.
Супермаркет (универсам)
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.4.
Хозяйственные магазины
на 1 м2 торг.
143
1,3
110
пл.
1.5.
Рынки, склады, базы
на 1 м2 общ.
36
0,36
100
пл.
2. Медицинские учреждения
2.1.
Больницы
на 1 койко-
230
0,7
330
место
2.2.
Поликлиники
на 1 посеще-
3,75
0,015
250
ние
2.4.
Аптеки
на 1 м2 торг.
32
0,3
110
пл.
2.5.
Санаторий, пансионат, про-
на 1 место
381,4
2,01
190
филакторий
3. Учреждения
3.1.
Административные и другие
на 1 сотруд-
50
0,25
учреждения, офисы
ника
200
3.2.
Отделения связи, переговор-
на 1 сотруд-
50
0,25
200
ные пункты
ника
3.3.
Научно-исследовательский,
на 1 сотруд-
проектный институт и конст-
50
0,25
200
ника
рукторское бюро
3.4.
Банки
на 1 сотруд-
50
0,25
200
ника
4. Дошкольные и образовательные учреждения
37
Удельные показатели образования
отходов
Среднего-
Среднего-
Сред-
Наименование объектов об-
Единицы из-
довая нор-
довая нор-
няя
п/п
разования отходов
мерения
ма накоп-
ма накоп-
плот-
ления ТБО,
ления ТБО,
ность
кг/год
м3/год
кг/м3
1
2
3
4
5
6
4.1.
Дошкольные учреждения
на 1 место
70
0,24
300
4.2.
Школы, техникумы, другие
на 1 учащего-
26
0,12
220
учебные заведения
ся
5. Предприятия бытового обслуживания населения
5.1.
Гостиницы
на 1 место
192,1
1,13
170
5.2.
Общежития
на 1 место
214,7
1,13
190
5.3.
Рестораны и кафе
на 1 пос. ме-
306,6
0,73
420
сто
5.4.
Кафетерии, закусочные,
на 1 пос. ме-
предприятия быстрого об-
306,6
0,73
420
сто
служивания
5.5.
Парикмахерские
на 1 пос. ме-
32,2
0,23
140
сто
5.6.
Ателье по ремонту и пошиву
на 1 м2 общ.
104
0,26
400
одежды и обуви
пл.
5.7.
Ремонт бытовой, радио- и
на 1 м2 общ.
79,2
0,36
220
оргтехники
пл.
5.8.
Прачечные, химчистки
на 1 м2 общ.
10
0,1
100
пл.
6. Культурно-спортивные и развлекательные учреждения
6.1.
Театры, кинотеатры, кон-
на 1 посадоч-
150
27
0,18
цертные залы
ное место
6.2.
Дома культуры, клубы
на 1 пос. ме-
27
0,18
150
сто
6.3.
Спортивные арены, стадионы
на 1 место
44,2
0,26
170
6.4.
Спортклубы
на 1 зани-
27
0,18
150
мающегося
6.5.
Библиотеки
на 1 м2 общ.
27
0,18
150
пл.
7. Организации, оказывающие транспортные услуги
7.1.
Автостоянки, парковки
на 1 машино-
21,9
0,11
200
место
7.2.
Гаражи
на 1 машино-
401,5
2,00
200
место
7.3.
Авторемонтные мастерские,
на 1 машино-
394
1,97
200
АЗС, автомойки
место
7.5.
Железнодорожные и автово-
пассажира
144
0,8
180
кзалы
Расчетный объем образования ТБО от жилого фонда на существующее по-
ложение составляет 60548 м3.
Расчетный объем образования ТБО от объектов социальной инфраструкту-
ры составляет 40055 м3.
38
Таблица 4.8. Расчет объема образования ТБО по жилому фонду МО город Ирбит в 2016 году
Удельная норма на-
Объемы образования ТБО,
Численность населения, чел.
копления ТБО м³/год
м³/год
Муниципальное
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
п/п
образования
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
МО г. Ирбит
37444
28000
9444
1,75
1,53
63449
49000
14449,32
Таблица 4.9. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры МО город Ирбит в 2016 г.
Норма накопления от-
Годовой объем об-
Суточный объем
Наименование
Единица
Кол -
ходов в год на ед. изм.
разования ТБО
образования ТБО
п/п
организаций
измерения
во
м3/ед. изм.
Плотность,
м3
масса, т
м3
масса, т
в год
кг/м3
на 1 койко-
1
Больницы
440
0,7
330
308,0
101,64
0,84
0,28
место
на 1 посеще-
2
Поликлиники, ФАП
232760
0,015
250
3491,40
872,85
9,57
2,39
ние
3
Гостиницы
мест
267
1,13
170
301,71
51,29
0,83
0,14
Детские дошкольные
4
на 1 место
1803
0,24
300
432,72
129,82
1,19
0,36
учреждения
Образовательные
на 1 учащего-
5
12593
0,12
220
1511,16
332,46
4,14
0,91
учреждения
ся
6
Пансионаты,санатории
на 1 место
0
2,01
190
0
0
0
0
на 1 м2 торг.
7
Аптеки
550
0,3
110
165,0
18,15
0,45
0,05
пл.
Продовольственные
на 1 м2 торг.
8
6004
1,5
175
9006,0
1576,05
24,67
4,32
магазины
пл.
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
9
18065
1,3
110
23484,50
2583,30
64,34
7,08
зины
пл.
на 1 м2 торг.
10
Смешанные магазины
0
1,3
110
0
0
0
0
пл.
39
на 1 м2 общ.
11
Рынки
0
0,36
100
0
0
0
0
пл.
Рестораны, кафе, заку-
на 1 пос. ме-
12
896
0,73
420
654,08
274,71
1,79
0,75
сочные, столовые
сто
13
Баня
на 1 место
40
0,1
100
4,0
0,40
0,01
0
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
14
1162
0,18
150
209,16
31,37
0,57
0,09
туры, библиотеки
сто
Спортивные стадионы,
15
на 1 место
1500
0,26
170
390,0
66,30
1,07
0,18
спортзалы
Административные
на 1 сотруд-
16
250
0,25
200
62,50
12,50
0,17
0,03
учреждения, офисы
ника
на 1 сотруд-
17
Отделения связи
60
0,25
200
15,0
3,0
0,04
0,01
ника
на 1 сотруд-
18
Банки
80
0,25
200
20,0
4,0
0,05
0,01
ника
Всего:
40055,23
6057,83
109,74
16,60
КГО-5% от ТБО
2002,76
302,89
5,49
0,83
Всего ТБО и КГО
42057,99
6360,73
115,23
17,43
Таблица 4.10. Расчет объемов образования ТБО от населения МО город Ирбит на первую очередь (2021 г.)
Удельная норма накопле-
Численность населения, чел.
Объемы образования ТБО, м³/год
ния ТБО м³/год
Муниципальное
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
п/п
образование
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
МО г. Ирбит
41300
32000
9300
1,9
1,67
76331
60800
15531
40
Таблица 4.11. Расчет объемов образования ТБО от населения МО город Ирбит на расчетный срок (2036 г.)
Численность населения,
Прогнозная норма
Объемы образования ТБО,
чел.
накопления ТБО м³/год
м³/год
Муниципальное
Благоуст-
Благоуст-
Благоуст-
п/п
образование
Прочие
Прочие
Прочие
Всего
роенные
роенные
Всего
роенные
дома
дома
дома
дома
дома
дома
1
МО г. Ирбит
42000
35000
7000
2,18
1,92
89740
76300
13440
Таблица 4.12. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры на 1 очередь (2021г.)
Прогнозная норма (2021)
Годовой объем об-
Суточный объем
Наименование
Единица
накопления отходов
разования ТБО
образования ТБО
Кол-во
п/п
организаций
измерения
м3/ед.изм. в
Плотность,
м3
масса, т
м3
масса, т
год
кг/м3
на 1 койко-
1
Больницы
440
0,735
330
323,40
106,72
0,89
0,29
место
на 1 посеще-
2
Поликлиники, ФАП
232760
0,01575
250
3665,97
916,49
10,04
2,51
ние
3
Гостиницы
мест
267
1,1865
170
316,80
53,86
0,87
0,15
Детские дошкольные
4
на 1 место
2503
0,252
300
630,76
189,23
1,73
0,52
учреждения
Образовательные
на 1 учащего-
5
12593
0,126
220
1586,72
349,08
4,35
0,96
учреждения
ся
6
Пансионаты,санатории
на 1 место
0
2,1105
190
0
0
0
0
на 1 м2 торг.
7
Аптеки
550
0,315
110
173,25
19,06
0,47
0,05
пл.
Продовольственные
на 1 м2 торг.
8
6004
1,575
175
9456,30
1654,85
25,91
4,53
магазины
пл.
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
9
18065
1,365
110
24658,73
2712,46
67,56
7,43
зины
пл.
на 1 м2 торг.
10
Смешанные магазины
5890
1,365
110
8039,85
884,38
22,03
2,42
пл.
на 1 м2 общ.
11
Рынки
0
0,378
100
0
0
0
0
пл.
41
Рестораны, кафе, заку-
на 1 пос. ме-
12
896
0,7665
420
686,78
288,45
1,88
0,79
сочные, столовые
сто
13
Баня
на 1 место
200
0,105
100
21,0
2,10
0,06
0,01
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
14
1162
0,189
150
219,62
32,94
0,60
0,09
туры, библиотеки
сто
Спортивные стадионы,
15
на 1 место
1500
0,273
170
409,50
69,62
1,12
0,19
спортзалы
Административные
на 1 сотруд-
16
250
0,2625
200
65,63
13,13
0,18
0,04
учреждения, офисы
ника
на 1 сотруд-
17
Отделения связи
60
0,2625
200
15,75
3,15
0,04
0,01
ника
на 1 сотруд-
18
Банки
80
0,2625
200
21,0
4,20
0,06
0,01
ника
Всего:
50291,04
7299,71
137,78
20,0
КГО-5% от ТБО
2514,55
364,99
6,89
1,0
Всего ТБО и КГО
52805,59
7664,70
144,67
21,0
42
Таблица 4.12. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры на расчетный срок (2036 г.)
Прогнозная норма (2036)
Годовой объем об-
Суточный объем
Наименование
Единица
накопления отходов
разования ТБО
образования ТБО
Кол-во
п/п
организаций
измерения
м3/ед.изм. в
Плотность,
м3
масса, т
м3
масса, т
год
кг/м3
на 1 койко-
1
Больницы
440
0,854
330
375,76
124,0
1,03
0,34
место
на 1 посеще-
2
Поликлиники, ФАП
250000
0,0183
250
4575,0
1143,75
12,53
3,13
ние
3
Гостиницы
мест
267
1,3786
170
368,09
62,57
1,01
0,17
Детские дошкольные
4
на 1 место
2503
0,2928
300
732,88
219,86
2,01
0,60
учреждения
Образовательные
на 1 учащего-
5
13693
0,1464
220
2004,66
441,02
5,49
1,21
учреждения
ся
6
Пансионаты,санатории
на 1 место
0
2,4522
190
0
0
0
0
на 1 м2 торг.
7
Аптеки
550
0,366
110
201,30
22,14
0,55
0,06
пл.
Продовольственные
на 1 м2 торг.
8
6004
1,83
175
10987,32
1922,78
30,10
5,27
магазины
пл.
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
9
18065
1,586
110
28651,09
3151,62
78,50
8,63
зины
пл.
на 1 м2 торг.
10
Смешанные магазины
12270
1,586
110
19460,22
2140,62
53,32
5,86
пл.
на 1 м2 общ.
11
Рынки
1180
0,4392
100
518,26
51,83
1,42
0,14
пл.
Рестораны, кафе, заку-
на 1 пос. ме-
12
1681
0,8906
420
1497,10
628,78
4,10
1,72
сочные, столовые
сто
13
Баня
на 1 место
200
0,122
100
24,40
2,44
0,07
0,01
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
14
1532
0,2196
150
336,43
50,46
0,92
0,14
туры, библиотеки
сто
Спортивные стадионы,
15
на 1 место
1500
0,3172
170
475,80
80,89
1,30
0,22
спортзалы
43
Административные
на 1 сотруд-
16
250
0,305
200
76,25
15,25
0,21
0,04
учреждения, офисы
ника
на 1 сотруд-
17
Отделения связи
60
0,305
200
18,30
3,66
0,05
0,01
ника
на 1 сотруд-
18
Банки
80
0,305
200
24,40
4,88
0,07
0,01
ника
Всего:
70327,24
10066,57
192,68
27,58
КГО-5% от ТБО
3516,36
503,33
9,63
1,38
Всего ТБО и КГО
73843,60
10569,90
202,31
28,96
Таблица 4.13. Показатели суточного накопления ТБО от жилого фонда МО город Ирбит
На существующее положение
На первую очередь (2021 г.)
На расчетный срок (2036 г.)
Годовой
Масса
Масса
Годовой
Масса
Годовой
Суточ-
Масса
Муници-
Суточный
Масса об-
Суточный
Масса об-
объем об-
образо-
образо-
объем об-
образо-
объем об-
ный
образо-
пальное об-
объем
разован-
объем
разован-
п/п
разован-
ванных
ванных
разован-
ванных
разован-
объем
ванных
разование
ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ных ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ТБО,
м3/сут
т/год
м3/сут
т/год
м3/год
т/год
т/сут
м3/год
т/сут
м3/год
м3/сут
т/сут
1
МО г. Ирбит
60548
12110
166
33,18
70369
14074
193
38,56
83777
16755
230
45,91
44
4.4. Расчет объемов отходов, образующихся при уборке улиц и дорог,
площадей, тротуаров
Летние загрязнения на дорогах носят общее название - смет. Под сметом по-
нимаются загрязнения, которые с помощью подметально-уборочных машин или
вручную могут быть собраны с дорожных покрытий.
Основным из факторов, влияющим на засорение улиц, является интенсив-
ность движения транспорта. На накопление смета и засорение улиц существенно
влияют также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда транс-
порта и состояние покрытий прилегающих дворовых территорий.
Плотность уличного смета зависит от его состава и колеблется в пределах 0,6
- 1,6 т/м3 (в расчетах принимаем среднее значение 0,6 т/м3). Часть загрязнений, на-
ходящаяся во взвешенном состоянии в воздухе и смываемая с дорог дождевыми и
талыми водами, не может быть с достаточной точностью учтена и в расчет количе-
ства загрязнений при назначении режимов уборки обычно не принимается.
Суточный объем уборочных работ (смет) - Qсут согласно СНиП 2.07.01-89*
определяем исходя из существующей площади твердых покрытий улиц, площадей
и парков.
Sобщ. = Sмех. убор. + S руч. убор.2)
М = Sобщ. × 0,005 (тонн/год)
V = М /0,6 (м3/год)
Sобщ. - площадь территории, убираемая при механизированной и ручной убор-
ке, м2;
Sмех. убор. - площадь территории, убираемая при механизированной уборке, м2;
S руч. убор. - площадь территории, убираемая при ручной уборке, м2;
М - количество смета, образовавшегося на убираемой территории, тонн/год;
V - годовой объем смета, образовавшегося на убираемой территории,
тонн/год;
Таблица 4.21. Расчет образования смета
На первую очередь
На расчетный
Наименование показателя
Ед. изм.
п/п
(2021 г.)
срок (2036 г.)
Площадь проезжей части
улиц, дорог с усовершенст-
1
вованным покрытием, под-
м²
900000
960000
лежащих механизированной
уборке
2
Норма образования смёта
кг/м²
5
5
т/год
4500
4800
3
Объем образования смёта
м³/год
7500
8000
Объем образования смета на дорогах с усовершенствованным покрытием,
подлежащих механизированной уборке в муниципальном образовании, на первую
очередь составил 4500 т/год (7500 м3/год), а на расчетный период - 4800 т/год (8000
м3/год).
45
Таблица 4.22. Расчетные объемы образования ТБО на территории МО город Ирбит
Наименования показателя
м3/год
п/п
на 2021 г.
на 2036 г.
Объем образования ТБО от
1
76331,0
89740,0
населения
Объем образования ТБО от
2
объектов социальной инфра-
50291,04
70327,24
структуры
3
ИТОГО
126622,04
160067,24
4
КГМ
6608,0
7728,0
5
ТБО + КГМ
133230,04
167795,24
6
Объем образования смета
7500
8000
7
ВСЕГО
140730,04
175795,24
4.5. Рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО.
Селективный сбор с последующей переработкой - экономически наиболее
обоснованная из всех известных стратегий по уменьшению объемов образования
ТБО на полигонах, которая требует наименьших затрат бюджетных средств по
сравнению с сортировкой, компостированием и сжиганием смешанных отходов.
Главная цель раздельного сбора - разделение всего объема ТБО на три ос-
новных потока:
«сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пласт-
массы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль), составляющие 35-50% от об-
щей массы;
«влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, са-
довые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги)-25-35%;
«хвосты»- прочие неперерабатываемые отходы.
Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки
(утилизации). Так, первый должен направляться на мусоросортировочные ком-
плексы (МСК) для профессиональной сортировки вторсырья по видам, категориям
и сортам, а также очистки их от остаточных «хвостов». Отделение
«сухих» вто-
ричных ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет предотвратить загрязнение
основной доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффектив-
ность дальнейшей переработки отходов и улучшить санитарные условия работаю-
щих.
«Влажные» биоразлагаемые отходы могут подвергаться аэробному сбражи-
ванию (компостированию) или анаэробному сбраживанию на специализированных
установках либо полевым методом. Товарной продукцией предприятия является
компост либо компост и биогаз.
«Хвосты» также могут подвергаться сортировке и последующему сбражива-
нию. Однако издержки в данном случае весьма высоки, качество вторичного сырья
и компоста низко и сбыт проблематичен.
Одной из наиболее распространенных ошибок проводившихся в отечествен-
ной практике экспериментов по селективному сбору отходов является пренебреже-
46
ние планированием обращения с селективно собранными отходами на всех этапах.
Часто эксперименты начинаются с установки разноцветных контейнеров для раз-
личных фракций без предварительных маркетинговых исследований рынков сбыта
вторичного сырья, подготовки базы для их последующей сортировки, предпродаж-
ной подготовки и отправки потребителям. В результате эти контейнеры после за-
полнения вывозятся одним мусоровозом на захоронение, что является лучшим спо-
собом провалить эксперимент. На самом деле планирование внедрения раздельно-
го сбора в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологиче-
ской цепи».
Прежде всего, необходимо определиться с наличием свободных рынков
сбыта каждого вида вторичных ресурсов, а также, исходя из этого, конкретных
вторичных ресурсов, которые будут выделяться из потока. Затем надо организо-
вать место первичной обработки и предпродажной подготовки вторичного сырья.
Для «сухих» вторичных ресурсов таким местом будет конвейерный мусоросорти-
ровочный комплекс (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До
начала раздельного сбора МСК можно временно загрузить сортировкой обычных,
смешанных отходов. Для «влажных» биоразлагаемых отходов таким местом будет
предприятие по аэробному сбраживанию (компостированию) или анаэробному
сбраживанию (метанированию).
Только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в до-
мовладениях.
Исходя из целей и задач раздельного сбора отходов необходимо обеспечить
разделение отходов при сборе на три потока (три контейнера):
«сухие» отходы на промышленную переработку;
«влажные» отходы на биологическую переработку (компостирование);
«прочие» отходы на захоронение.
Опыт показал, что разделение отходов на большее количество потоков нецелесо-
образно. Так, любой компонент «сухих» отходов требует дополнительной профес-
сиональной сортировки на МСК по сортам с одновременным удалением остаточ-
ных загрязняющих фракций, что делает бессмысленным их раздельный вывоз.
В качестве первой очереди раздельного сбора рекомендуется организация
раздельного сбора двух потоков (двух контейнеров):
-
«сухих» вторичных ресурсов в специализированные контейнеры,
-
«прочих» отходов в имеющиеся контейнеры.
Выделение потока влажных потоков рекомендуется оставить на вторую
очередь по следующим причинам:
1.
При изначально небольшом уровне участия населения в раздельном
сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточ-
но долго - одну, две недели и даже более. Столь редкий вывоз «сухих» отходов не
ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фрак-
ций, подверженных гниению, в этих контейнерных площадках минимальна. По-
ступать подобным образом с «влажными» отходами недопустимо по санитарным
требованиям;
47
2.
Основная часть «сухих» вторичных ресурсов имеет значительную ры-
ночною стоимость, а значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компен-
сирована за счет их реализации. «Влажные» отходы имеют низкую стоимость и
требуют больших затрат на переработку;
3.
«Сухие» вторичные ресурсы составляют около 50% по массе и 75% по
объему от всех отходов. Таким образом, их селективный сбор даст максимальный
эффект.
Согласно экспериментальным исследованиям «Гринпис», собираемые раз-
дельно отходы имели следующий морфологический состав: 87% по массе или 76%
по объему составляли только четыре компонента: ПЭТФ-бутылки, стеклобой, газе-
ты и картон. Таким образом, целесообразно в первую очередь искать сбыт именно
этих видов вторичного сырья.
Таблица 4.19. Морфологический состав раздельно собираемых отходов
Компонент
вто-
Массовая
доля
Объемная доля
Плотность компо-
ричного сырья
компонента, %
компонента, %
нента, кг/м3
ПЭТФ-бутылки
6
23
18
Условно
чистая
2
10
14
пленка
Прочие отходы пла-
3
8
26
стмасс
Стеклобой тарный
32
9
248
Газеты
39
19
148
Картон
10
24
31
Макулатура прочих
8
6
105
сортов
ВСЕГО
100
100
73
Если в поселении организован возмездный прием алюминиевых банок, то
они практически полностью будут извлечены из потока и рассчитывать на них не
стоит. Изделия из черного металла представлены в основном крупногабаритными
материалами, и рассчитывать на их сбор также нецелесообразно.
Конструкции контейнеров для селективного сбора отходов должны удовле-
творять ряду требований:
Объем одного или нескольких контейнеров на каждой площадке для «сухих»
вторичных ресурсов должен быт достаточно большим: желательно не меньшим, а
лучше максимально большим, чем объем контейнеров для прочих отходов. Это по-
зволит не повышать или даже сокращать частоту рейсов мусоровозов по вывозу
отходов и избежать затрат на их вывоз. В связи с незначительным количеством бы-
строразлагающихся фракций в контейнерах их вывоз возможен 2-4 раза в месяц
или даже реже.
Недопустимо использование для селективного сбора отходов открытых кон-
тейнеров, так как они будут быстро наполняться обычным мусором. Контейнер
выполняется полностью закрытым. Сбор вторсырья производится через щели или
окошки, размеры которых позволяют складировать вторсырье, но не пакеты со
смешанным мусором. Рекомендуемые размеры щелей -250×800 мм. Большая дли-
48
на нужна для складирования в контейнер картонных коробок в сложенном состоя-
нии. Приемные щели устраиваются для того, чтобы предотвратить складирования в
контейнер обычных смешанных отходов людьми, которые не готовы сортировать
отходы и не имеют желания разбираться в том, в какой контейнер какие отходы
складывать.
Практика показывает, что попытки использования запирающих устройств,
предотвращающих открытие крышек, не оправдывают себя. Во-первых, их обычно
забывает запереть водитель. Во-вторых, невозможность доступа вызывает раздра-
жение лиц, занимающихся «стихийным» сбором вторсырья на контейнерных пло-
щадках и может привести к вандализму. На практике ни один вид вторсырья не
окупает расходов по его выделению из ТБО, поэтому сбор вторсырья на контей-
нерных площадках следует поощрять. В то же время крышка должна быть сконст-
руирована таким образом, чтобы автоматически возвращаться в закрытое состоя-
ние.
Контейнер не должен содержать элементов (крышек, ручек и т. д.) за которые
необходимо браться, для того чтобы выбросить отходы. На практике жители брез-
гуют прикасаться к контейнерам, поэтому будут применяться различные сопора и
подпорки, которые будут держать крышки контейнеров открытыми.
Контейнеры должны быть вандалоустойчивыми, желательно предотвра-
щающими горение, не теряющими привлекательности в течение долгого времени.
Недопустимо использовать пластмассовые детали (например, крышки).
На контейнеры наносятся надписи и желательно пиктограммы, обозначаю-
щие, что в них надо складывать. Цветовая кодировка всех контейнеров для селек-
тивного сбора ТБО должна быть одинаковой, яркой и отличаться от окраски кон-
тейнеров для обычного мусора. В информационно-рекламных мероприятиях сле-
дует рекламировать эти цвета.
На первый взгляд кажется, что в случае перехода к двум потокам отходов
вместо одного необходимо удвоить число рейсов автотранспорта, к трем потокам -
утроить и т. д. Между тем это мнение ошибочно. Изменяться может только время
работы мусоровоза в собирающем режиме, но суммарное время, затрачиваемое
транспортом на доставку отходов от места сбора до места выгрузки (станции пере-
груза, сортировки или полигона) практически не изменяется, ведь суммарное коли-
чество отходов от всех потоков остается неизменным.
Время работы мусоровоза в собирающем режиме зависит от единичной ем-
кости контейнера. Если (при переходе от одного к двум потокам) на площадке уд-
воить емкость контейнеров, то теоретически количество рейсов вообще не изме-
нится: мусоровоз будет забирать то один, то другой контейнер. Более того, «сухие»
фракции могут вывозиться даже реже, чем обычные отходы, из-за низкого содер-
жания органики. Следовательно, для их сбора может быть применен контейнер
большой емкости, а частота вывоза даже снижена.
В то же время проблема изменения графика вывоза отходов связана с тем,
что периодичность вывоза измеряется сутками. Иными словами, если при «однопо-
точной» системе вывоз производился один раз в двое суток, а при переходе к
«двухпоточной» системе селективному сбору будет подвергаться 10 % отходов, то
49

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/