ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СП ЛОВОЗЕРО ЛОВОЗЕРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОВОЗЕРО ЛОВОЗЕРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СП ЛОВОЗЕРО ЛОВОЗЕРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 3

 

 

Утилизация и переработка отходов
Обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально
отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и
переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для
этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны
(усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и
сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или
поля ассенизации.
3.2. Прогноз изменения количества образующихся ТБО
Для прогнозирования объемов образующихся отходов следует
пользоваться установленными нормами накопления ТБО (табл. 2.1), а также
данными по перспективному развитию сельского поселения, т.е. сведениями о
численности населения, муниципальных учреждениях, предприятиях и т.п.
Данные по перспективному развитию села Ловозеро приведены в таблице 3.1,
села Краснощелье - в таблице 3.2, села Каневка - в таблице 3.3, села Сосновка
- в таблице 3.4.
Таблица 3.1.
Данные по перспективному развитию села Ловозеро
Единица
Показатель
2014 г.
2018 г.
2028 г.
измерения
Численность населения, в том
2,900 (1,700 -
числе по планировочным
тыс. чел.
2,863
2,200
расчетная)
(административным) районам
Численность населения,
проживающего в
домовладениях:
тыс. чел.
2,578
2,100
2,750 (1,625)
- благоустроенных
0,285
0,100
0,150 (0,75)
- неблагоустроенных
Численность населения,
проживающего в
неканализованных
тыс. чел.
домовладениях:
0,0
0,0
0,0
- благоустроенных
0,285
0,100
0,150
- неблагоустроенных
Этажность застройки
- 1 - 2 этажные
14/0,408
15/0,330
16/0,464 (0,272)
% / тыс. чел.
- 3 - 5 этажные
86/2,455
85/1,870
84/2,436 (1,428)
- более 5 этажей
0,0/0,0
0,0/0,0
0,0/0,0
число
Поликлиники
посещений в
120
110
100 (70)
день
Детские дошкольные
мест
281
145
140 (87)
32
учреждения
Общеобразовательные
школы, ПТУ, техникумы,
учащихся
1190
914
1205 (706)
институты
Клубы, дворцы культуры,
мест
330
253
334 (195)
театры и кинотеатры
Магазины
кв. м. торговой
- продовольственные
площади
1701,2
1701,2
1750,0 (1300)
- промтоварные
Предприятия общественного
посадочных
50
50
60 (30)
питания
мест
Гостиницы
мест
0
20
50 (20)
Предприятия
мест
15
15
20 (10)
бытового обслуживания
сотрудников
Учреждения, управления,
сотрудников
административно-
Сотрудников
211
200
213 (125)
хозяйственные, правовые,
научно-исследовательские
и прочие
Общая площадь городских
га
297,3
297,3
297,3
территорий
Общая протяженность и
площадь проезжей части
улиц, дорог, проездов и
км/тыс. кв. м
5,5/40,3262
6,5/47,6582
8,0/58,65629
тротуаров с
усовершенствованным
покрытием
Общая протяженность и
площадь проезжей части
улиц, дорог, проездов и
км/тыс. кв. м
4,6 /19,2750
3,6/15,0848
2,1/8,7995
тротуаров с грунтовым
покрытием
% (к
14
16
18
количеству
Обеспеченность жилищного
домов)
фонда канализацией
75,8
80
83
% (к общей
площади)
Таблица 3.2.
Данные по перспективному развитию села Краснощелье
Единица
Показатель
2014 г.
2018 г.
2028 г.
измерения
Численность населения, в том
0,480 (0,200 -
числе по планировочным
тыс. чел.
0,501
0,400
расчетная)
(административным) районам
Численность населения,
проживающего в
тыс. чел.
неканализованных
домовладениях:
0,501
0,400
0,480 (0,200)
33
- неблагоустроенных
Этажность застройки
% / тыс. чел.
- 1 - 2 этажные
100/0,501
100/0,400
100/0,480 (0,200)
число
Поликлиники
посещений в
10
8
9 (4)
день
Детские дошкольные
мест
38
30
36 (15)
учреждения
Общеобразовательные
школы, ПТУ, техникумы,
учащихся
54
43
51 (21)
институты
Клубы, дворцы культуры,
мест
80
80
80 (31)
театры и кинотеатры
Магазины
кв. м. торговой
117,9
157,9
113 (50)
площади
Гостиницы
мест
7
7
7
Учреждения, управления,
сотрудников
административно-
Сотрудников
99
95
90 (40)
хозяйственные, правовые,
научно-исследовательские
и прочие
Общая площадь городских
га
128,4
128,4
128,4
территорий
Общая протяженность и
площадь проезжей части
улиц, дорог, проездов и
км/тыс. кв. м
8,2/56,014
8,2/56,014
8,2/56,014
тротуаров с грунтовым
покрытием
Таблица 3.3.
Данные по перспективному развитию села Каневка
Единица
Показатель
2014 г.
2018 г.
2028 г.
измерения
Численность населения, в том
числе по планировочным
тыс. чел.
0,069
0,065
0,060
(административным) районам
Численность населения,
проживающего в
неканализованных
тыс. чел.
домовладениях:
0,069
0,065
0,060
- неблагоустроенных
Этажность застройки
% / тыс. чел.
- 1 - 2 этажные
100/0,069
100/0,065
100/0,060
Клубы, дворцы культуры,
мест
2
2
2
театры и кинотеатры
Магазины
кв. м. торговой
- продовольственные
36,4
36,4
36,4
площади
- промтоварные
Учреждения, управления,
Сотрудников
12
10
10
34
сотрудников
административно-
хозяйственные, правовые,
научно-исследовательские
и прочие
Общая площадь городских
га
19
19
19
территорий
Таблица 3.4.
Данные по перспективному развитию села Сосновка
Единица
Показатель
2014 г.
2018 г.
2028 г.
измерения
Численность населения, в том
числе по планировочным
тыс. чел.
0,055
0,053
0,050
(административным) районам
Численность населения,
проживающего в
неканализованных
тыс. чел.
домовладениях:
0,055
0,053
0,050
- неблагоустроенных
Этажность застройки
- 1 - 2 этажные
% / тыс. чел.
100/0,055
100/0,053
100/0,050
- 3 - 5 этажные
- более 5 этажей
Клубы, дворцы культуры,
мест
1
1
1
театры и кинотеатры
Магазины
кв. м. торговой
- продовольственные
60,6
60,6
60,6
площади
- промтоварные
Учреждения, управления,
сотрудников
административно-
Сотрудников
9
8
7
хозяйственные, правовые,
научно-исследовательские
и прочие
Общая площадь городских
га
23
23
23
территорий
Согласно современным исследованиям, удельное годовое
накопление
отходов на одного жителя населенных мест
(норма накопления) имеет
тенденцию к постоянному росту. Прогнозирование образования отходов
обычно производится на основе использования коэффициента годового
прироста объемов ТБО на одного человека. Однако, учитывая, что
действующие на текущий момент нормы накопления являются завышенными
(по отношению к фактическим объемам образования отходов), расчеты будут
проводиться с использованием неизменных норм.
35
Прогнозируемое количество твердых бытовых отходов в населенных
пунктах сельского поселения, рассчитанное на основе данных из таблиц 2.1 и
3.1-3.4, приведено в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Прогнозируемое годовое количество твердых бытовых отходов
Полный
ТБО от
ТБО от
годовой
Год
организаций,
населения, м3
объем
м3
отходов, м3
с. Ловозеро
2014
5583
3290
8873
2018
4290
3076
7366
2028
5655
3315
8970
с. Краснощелье
2014
977
311
1288
2018
780
356
1136
2028
936
297
1233
с. Каневка
2014
135
59
194
2018
127
58
185
2028
117
58
175
с. Сосновка
2014
107
91
198
2018
103
90
193
2028
98
90
188
Таким образом, всего по поселению прогнозируемый объем отходов в
2014
году составит 10553 м3, в 2018 году 8880 м3, в 2028 году 10566 м3.
Основная доля отходов, около 85%, приходится на административный центр,
село Ловозеро.
3.3. Определение необходимого количества контейнеров для сбора твердых
бытовых отходов
При контейнерной системе сбора в отечественной практике как правило
применяются металлические сборники твердых бытовых отходов различной
вместимости от 0,1 до 12 м³. Контейнеры, вместимостью 0,55 и 0,75 м³ -
стационарные. Мусоросборники, вместимостью 0,3; 0,6; 0,8; 1,1 м³ снабжены
колесами. Рекомендуется использование закрывающихся контейнеров для
исключения процессов гниения и разложения отходов в летнее время года. На
рисунке 3 изображен стандартный контейнер 0,75 м3 с крышкой и колесами.
36
Цена такого контейнера около 5 тысяч рублей. Для обслуживания контейнеров
требуется специализированный мусоровоз с манипулятором для погрузки
отходов.
Рис. 3. Контейнер для сбора мусора вместимостью 0,75 м3
Существуют также заглубленные (подземные) контейнеры, позволяющие
существенно сэкономить площадь для размещения контейнера. Наиболее
распространены заглубленные контейнеры объемом до
5 м3. Они имеют
подземную часть глубиной около 1,7 м и видимую наземную часть менее 1 м.
Данный контейнер является герметичной емкостью, изготовленной из
высокопрочного полимерного композиционного материала. В подземный
контейнер установлен двухслойный полипропиленовый мешок, в котором
накапливаются бытовые отходы. Наземная часть контейнера закрывается
крышкой с клапаном для сбора отходов. Преимущества такого типа
контейнеров:
- компактное размещение и экономия места на придомовой территории;
- частичное уплотнение отходов под действием собственной тяжести;
- санитарная и экологическая безопасность, исключено попадание
осадков в контейнер, а также жидких веществ из него в землю;
- в летнее время на глубине в контейнере пониженная температура,
исключающая процесс гниения и выделения неприятных запахов;
- в зимнее время на глубине в контейнере повышенная температура, что
исключает примерзание отходов и облегчает их удаление;
- размещение отходов под землей и наличие крышки с клапаном
исключает доступ к содержимому контейнера бродячих животных, птиц и
людей.
37
Контейнер заглубленного типа объемом 5 м3 изображен на рисунке 4.
Приблизительная цена такого контейнера составляет 90 тысяч рублей. Для
обслуживания требуется мусоровоз, оборудованный манипулятором. При
помощи манипулятора мешок вынимается из бака и загружается в мусоровоз.
Рис. 4. Заглубленный контейнер вместимостью 5 м3
Дальнейшие расчеты будут проводиться для стандартных контейнеров
объемом 0,75 м3 и для заглубленных контейнеров 5 м3. Сбор крупногабаритных
отходов может осуществляться на площадках для сбора ТБО с последующим
вывозом мусоровозом или иным специальным транспортом.
Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из объемов
образования и сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников
должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды
наибольшего их образования. Для учета отклонения фактических объемов от
среднегодовых в пределах 25% вводится коэффициент неравномерности
K
=
1
1,25. Резервные контейнеры на случай ремонта
(5%) учитываются
коэффициентом
K
=
1,05. Рекомендуемая периодичность вывоза отходов,
2
согласно СанПиН 42-128-4690-88, в теплое время года (при температуре +5 С
и выше) составляет не более одних суток (ежедневный вывоз), в холодное
время года (при температуре -5 С и ниже) - не более трех суток.
Число контейнеров
N
, подлежащих расстановке на обслуживаемом
КОНТ
участке, определяется по следующей формуле:
П
t
год
N
K
*K
,
КОНТ
1
2
V
* 365
конт
38
где
П
- годовое накопление отходов на обслуживаемой территории, м3, t -
год
периодичность удаления отходов, сут,
V
- объем контейнера, м3.
конт
Для расчета необходимого количества контейнеров следует определить
периодичность вывоза ТБО. Для контейнеров 0,75 м3 будет использоваться
текущая периодичность вывоза,
4 раза в неделю
(максимальный период
накопления
2 дня). Для контейнеров заглубленного типа объемом
5 м3
периодичность удаления отходов будет принята
2 раза в неделю, период
накопления 4 дня.
Расчеты количества контейнеров ведутся исходя из прогнозируемых
объемов отходов на 2014-2028 годы, образующихся от жилого фонда села
Ловозеро
(табл.
3.5). Согласно расчетам, для сбора отходов необходимо
установить 54 стандартных контейнера объемом 0,75 м3, либо 16 заглубленных
контейнеров объемом 5 м3.
Для удобства расстановки контейнеров по территории произведен расчет
количества человек
N
, обслуживаемых одним контейнером:
чел
V
365
конт
N
,
чел
K
V
t
1
0
где
V
- среднегодовая норма накопления ТБО на одного человека. Для
0
установленных норм и при принятых периодах накопления отходов один
контейнер 0,75 м3 обслуживает в среднем 56 человек, заглубленный контейнер
5 м3 - 187 человек.
Правила организации и содержания контейнерных площадок
На территории домовладений, объектов культурно-бытового,
производственного и другого назначения контейнеры размещаются
(устанавливаются) на специально оборудованных площадках.
Места размещения мест сбора отходов (площадок для контейнеров)
определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с отделом
архитектуры администрации муниципального района и
органом
Роспотребнадзора. Количество контейнеров на площадках должно
соответствовать утвержденным нормам накопления, но не более 5 штук на 1
площадке.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку
необходимого числа контейнеров.
Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских
учреждений, от мест отдыха населения и т.д. на расстояние не менее 20 м, но не
более
100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности
соблюдения установленных правил размещения мест временного хранения
отходов, расстояния устанавливаются решением специально организованной
комиссии (с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации,
39
санитарного врача и иных заинтересованных сторон). На территории частных
домовладений места расположения мусоросборников должны определяться
самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В
конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями
общественности,
административными
комиссиями
муниципального
образования,
с
участием архитектора,
жилищно-эксплуатационной
организации, санитарного врача и иных заинтересованных сторон.
Площадки для установки стандартных контейнеров (рис. 5) для сбора
ТБО должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в
сторону проезжей части 0,02%, ограждены с трех сторон, чтобы не допускать
попадания мусора на прилегающую территорию. Должны иметь удобный
подъезд для спецавтотранспорта.
Рис. 5. Контейнерная площадка.
Аналогичные требования предъявляются и к площадкам для контейнеров
заглубленного типа (рис. 6).
40
Рис. 6. Площадка для контейнеров заглубленного типа.
Санитарная обработка контейнерных площадок на придомовом участке
должна производиться по правилам местных органов СЭН.
После выгрузки ТБО из контейнеров-сборников в мусоровоз работник
специализированного предприятия по вывозу мусора, производивший
выгрузку, обязан подобрать выпавшие при выгрузке отходы.
Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из
сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо
промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в
10 дней,
"сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать
после каждого опорожнения. Мойка контейнеров должна производиться либо
жилищно-эксплуатационными конторами, либо иными организациями,
осуществляющими эту операцию на коммерческой основе.
3.4. Определение необходимого количества спецавтотранспорта для
вывоза отходов потребления
С учетом норм накопления отходов и схемы вывоза отходов определяется
необходимое количество и тип спецавтотранспорта и его потоки. Число
мусоровозов
N
, необходимых для вывоза отходов, определяется по формуле:
тр
41
K
П
1*
год
N
,
тр
365П
*К
сут исп
где
П
- количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года с
год
применением рассматриваемой системы, м3,
П
- суточная
сут
производительность единицы данного вида транспорта, м3,
К
- коэффициент
исп
использования парка (обычно принимается равным 0,8).
Суточная производительность мусоровозов (Псут):
П
N
Е,
сут
рейс
где
N
- число рейсов в сутки, Е - количество отходов, перевозимых за один
рейс
рейс, м3.
Прогноз годового количества бытовых отходов, подлежащих вывозу, на
2014-2029 годы приведен в таблице
3.2. Для определения суточной
производительности спецтехники, задействованной для вывоза ТБО,
необходимо оценить количество возможных рейсов в сутки и перевозимый
объем ТБО за один рейс.
Для примера рассмотрим мусоровоз с крано-манипуляторной установкой
Amco Veba 810-2S на шасси КамАЗ-65117 (рис. 7).
Рис. 7. Мусоровоз с манипулятором Amco Veba 810-2S на шасси КамАЗ-65117
Он предназначен для работы в том числе на контейнерных площадках
нового типа с контейнерами, размещенными ниже уровня земли. Мусоровоз
имеет дизельный двигатель мощностью
206 кВт. Вместимость кузова
составляет около 12 куб. м, коэффициент уплотнения 2, максимальная масса
42
загружаемых отходов около 5 т, грузоподъемность манипулятора от 1,1 до 2,1
тонн (в зависимости от вылета). Цена мусоровоза около 2,5 млн. рублей.
За один рейс данный мусоровоз может перевезти, с учетом уплотнения,
до 24 м3, т.е. 5 контейнеров 5 м3 (с учетом их неполной загрузки). Время
загрузки одного контейнера
5 м3 составляет приблизительно
10-20 минут,
полная загрузка мусоровоза за 1,5 часа.
Для обслуживания стандартных контейнеров
0,75
м3 может
использоваться, например, мусоровоз КО-440-3 (рис. 8). Данный мусоровоз и
похожие модели в настоящее время числятся в парке спецтехники сельского
поселения. Базовое шасси - ГАЗ 3307, бензиновый двигатель мощностью 87,5
кВт. Вместимость кузова
7,5 куб. м, коэффициент уплотнения
1,2,
максимальная масса загружаемых отходов
3100 кг,
грузоподъемность
манипулятора 500 кг. Цена мусоровоза около 520 тыс. рублей.
Рис. 8. Мусоровоз КО-440-3
За один рейс мусоровоз КО-440-3 может перевезти, с учетом уплотнения,
до 9 м3, т.е.
12 контейнеров 0,75 м3. Время загрузки одного контейнера
составляет приблизительно 5-10 минут, полная загрузка занимает около 1,5
часов.
Для определения числа возможных рейсов в сутки необходимо
определить плечо вывоза ТБО. На данный момент вывоз отходов с территории
села Ловозеро осуществляется на санкционированную свалку, расположенную
в 4 км от села. С учетом движения внутри села, средний путь в одну сторону
составляет около 6 км. За один полный рейс транспорт должен проделать путь
туда и обратно, т.е.
12 км. Учитывая, что средняя скорость движения
мусоровоза составляет около 40 км/ч, этот путь займет приблизительно 20
минут.
С учетом времени на погрузку и разгрузку, полный рейс мусоровоза КО-
440-3 при обслуживании контейнеров 0,75 м3 займет около 2 часов. За одну 8-
43
часовую смену он может совершить 3-4 рейса (примем
N
=3,5). Аналогично,
рейс
полный рейс мусоровоза на базе шасси КамАЗ-65117 при обслуживании
контейнеров 5 м3 также составит около 2 часов. За одну 8-часовую смену он
также может совершить 3-4 рейса (примем
N
=3).
рейс
Таким образом, суточная производительность мусоровоза КО-440-3
составит
П
= 3 *9=27 м3. Суточная производительность мусоровоза на шасси
сут
КамАЗ-65117
П
= 3*24=72 м3. Годовая производительность составляет (с
сут
учетом коэффициента использования парка 0,8) для мусоровоза КО-440-3 -
7884 м3/год, для мусоровоза на шасси КамАЗ-65117 - 21024 м3/год. Данные
значения существенно превышают фактические (около 4500 м3) и плановые
(5583 м3) годовые объемы накопления ТБО. Поэтому производительности
одного мусоровоза любого типа вполне достаточно для обеспечения вывоза
отходов. Тем не менее, для обеспечения бесперебойного вывоза отходов в
случае возникновения неисправностей техники, рекомендуется иметь по
крайней мере одну дополнительную единицу спецтехники.
Для обеспечения сбора и вывоза мусора требуются рабочие следующих
профессий: водитель автомобиля, грузчик, оператор. Состав работ:
Для водителя автомобиля. Установка мусоровоза под загрузку.
Управление спецоборудованием при перегрузке ТБО. Переезд к следующей
контейнерной площадке в пределах 1 км. Установка мусоровоза под разгрузку,
управление спецоборудованием.
Для грузчика. Открывание крышек контейнеров. Кантовка контейнера
под захват манипулятора (при необходимости). Подбор просыпавшихся при
погрузке отходов. Закрывание крышек контейнеров. Очистка кузова от
остатков ТБО после разгрузки.
Для оператора. Подготовка документации по выпуску машин на линию:
путевого листа и справки о работе спецмашин, организация своевременного
выпуска машин и периодическая проверка нахождения их на линии.
Оперативное перераспределение машин в случаях нарушения утвержденного
графика или изменения по каким-либо причинам условий работы машин на
линии. Регистрация машин, возвращающихся в парк. Прием и обеспечение
заявок на машины. Подготовка ежедневного (суточного) отчета работы машин.
Правила составления графиков и маршрутов работы спецавтотранспорта
для вывоза отходов
44
Для оптимизации вывоза ТБО необходимо составлять график движения
транспорта и маршрутизацию движения мусороуборочного транспорта по всем
объектам, подлежащим регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов
принимают участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому
району от начала до полной загрузки машины.
Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем
специализированного предприятия, выдают водителям, а также направляют в
жилищно-эксплуатационные организации и в санитарно-эпидемиологическую
станцию.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта необходимо
располагать следующими исходными данными: подробной характеристикой
подлежащих обслуживанию объектов и района обслуживания в целом,
сведениями о накоплении бытовых отходов по отдельным объектам, о
состоянии подъездов, интенсивности движения по отдельным улицам, о
планировке кварталов и дворовых территорий, о местоположении объектов
обезвреживания и переработки бытовых отходов.
По каждому участку должны быть данные о числе установленных
сборников отходов. При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта
следует руководствоваться следующими правилами: сводить до минимума
повторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам, объединять
объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением, в
маршруты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все
объекты по системам сбора твердых бытовых отходов, по возможности
прокладывать маршрут от центра города
(села) в направлении к месту
обезвреживания, при применении кузовных мусоровозов продолжать маршрут
до полного заполнения кузова, предусматривать минимальные пробеги для
каждой единицы спецавтотранспорта.
3.5. Организация системы приема вторичного сырья
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований,
предусматривающий их разделение на виды
(пищевые отходы, текстиль,
бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен
соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области
охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
С целью снижения затрат на вывоз твердых бытовых отходов, вовлечения
ценных компонентов ТБО во вторичный оборот дополнительных источников
сырья необходима организация пункта сбора вторсырья: макулатуры, черного и
цветного металла (бутылок из-под напитков), стеклобоя. В перспективе на
45
данном пункте возможно организовать прием полиэтилена и пластмасс при
наличии потребителя данного вида вторсырья.
В таблицах 3.6 и 3.7 представлен морфологический состав ТБО и КГО,
собираемых в жилищном фонде и общественных и торговых предприятиях
городов и регионов России.
Таблица 3.6.
Морфологический состав ТБО, собираемых в жилищном фонде и
общественных и торговых предприятиях городов и регионов России,
% по массе
ТБО
ТБО
Среднее
общественных и
Среднее
Компонент
жилищного
значение,
торговых
значение, %
фонда, %
%
предприятий, %
Пищевые отходы
27«37
32
13«16
15
Бумага, картон
37«41
39
45«52
48
Дерево
1«2
2
3«5
3
Черный металлолом
3«4
4
3«4
4
Цветной металлолом
1«2
2
1«4
3
Текстиль
3«5
4
3«5
3
Кости
1«2
1,5
1«2
1
Стекло
2«3
2,5
1«2
2
Камни, штукатурка
0,5«1
1
2«3
2
Кожа, резина
0,5«1
1
1«2
2
Пластмасса
5«6
5
8«12
10
Прочее
1«2
1
2«3
2
Отсев (менее 15 мм)
5«7
6
5«7
5
ИТОГО:
100
100
Таблица 3.7.
Ориентировочный состав крупногабаритных отходов
Содержание, %
Материал
Составляющие
по массе
Мебель, обрезки деревьев, ящики,
Дерево
60
фанера
Бумага, картон
6
Упаковочные материалы
Пластмасса
4
Тазы, линолеум, пленка
Керамика, стекло
15
Раковины, унитазы, листовое стекло
Бытовая техника, велосипеды,
Металл
10
радиаторы отопления, детали а/машин
Резина, кожа, изделия из
5
Шины, чемоданы, диваны, телевизоры
смешанных материалов
При развитии системы сбора вторичного сырья возможны три схемы:
1) установка контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла,
пластика, металла в жилых кварталах;
46
2) создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных
ресурсов;
3) организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных
ресурсов.
Создание приемных пунктов для сбора вторсырья с активным
привлечением части предпринимателей сферы малого бизнеса, кроме всего
прочего, приведет к созданию новых рабочих мест, в том числе для инвалидов,
а также источника дополнительного дохода для наиболее неимущих слоев
населения.
Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного
сокращения объемов ТБО, что существенно снижает загрузку полигона ТБО,
уменьшает число стихийных свалок, оздоровляет экологическую обстановку.
Дальнейшая переработка собираемого таким образом сырья является
экологически приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством.
Несмотря на то, что ТБО из жилого фонда являются крупным источником
вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора полезных
компонентов отходов представляет собой сложную проблему, связанную как с
организацией сбора, так и с фактической переработкой загрязненного
материала, а также с уровнем цен на вторичное сырье соответствующего
качества. Наибольший интерес представляет селективный сбор утильных
фракций от общественных и торговых предприятий, качество которых выше,
чем качество утильных фракций ТБО жилого фонда. Также следует отметить,
что в торговых точках легче, чем в жилой зоне организовать централизованный
селективный сбор и транспортировку утильных компонентов.
Максимальный экономический и экологический эффект, связанный с
извлечением утильных фракций и экономией природных ресурсов, реализуется
на двух стадиях сбора и удаления ТБО: при селективном сборе ТБО
общественных и торговых предприятий и при сборе вторсырья от населения на
специально организованных пунктах.
Для сельского поселения Ловозеро возможна организация стационарного
пункта приема в селе Ловозеро, что обеспечит охват населения и предприятий,
организаций. Основную долю вторсырья в составе ТБО, согласно табл. 3.6,
составляет макулатура. Поэтому стационарный пункт приема рекомендуется в
первую очередь оснастить прессовым оборудованием для макулатуры.
3.6. Размещение и обезвреживание бытовых отходов
В настоящее время предусматриваются
3 основных метода
обезвреживания отходов: обезвреживание на полигонах, биотермическая
переработка в компост
(биотопливо и органическое удобрение) на
47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/