ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2016 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2016 год) - часть 8

 

 

органов государственной власти по систематическому наблюдению за
исполнением требований земельного законодательства, анализу и
прогнозированию состояния исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении органами государственной власти,
органами
местного
самоуправления,
юридическими
лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Руководитель Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее
- Управление) является главным государственным инспектором
Республики Башкортостан по использованию и охране земель.
Отдел государственного земельного надзора, землеустройства и
мониторинга земель является структурным подразделением Управления,
исполняющим функцию государственного земельного надзора на
территории Республики Башкортостан и осуществляющим координацию и
контроль за деятельностью территориальных отделов в данной сфере.
Начальник отдела
государственного
земельного
надзора,
землеустройства и мониторинга земель Управления является заместителем
главного государственного инспектора Республики Башкортостан по
использованию и охране земель.
В 2016 году в Постановление Правительства Российской Федерации
от 2 января 2015 года № 1 «Об утверждении положения о государственном
земельном надзоре» были внесены следующие изменения:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный
земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия
земельного участка или части земельного участка, в том числе
использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный
участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
112
аренды земельных участков или приобретении земельных участков в
собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков
по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или
иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным
использованием в течение установленного срока земельных участков,
предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства,
огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной
власти и органами местного самоуправления при предоставлении
земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по
приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в
установленный срок предписаний, выданных должностными лицами
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по
вопросам соблюдения требований земельного законодательства и
устранения нарушений в области земельных отношений.
В целях эффективного управления в сфере государственного
земельного контроля (надзора) на территории республики действует 31
территориальный отдел. Начальник
(лицо,
его замещающее)
территориального отдела является главным государственным инспектором
соответствующего района (города).
С 1 сентября 2016 года в Управлении введена автоматизированная
информационная система АИС "Госземнадзор". Система позволяет
автоматизировать процессы, связанные с планированием и проведением
проверок, административного обследования с использованием данных
дистанционного зондирования Земли, более оперативно рассматривать
113
дела об административных правонарушениях, а также усовершенствовать
работу со статистическими данными.
Система была разработана по заказу Росреестра на платформе
автоматизированной информационной системы Государственного кадастра
недвижимости. Она дает возможность организовать работу инспекторов
с актуальными сведениями ГКН.
АИС "Госземнадзор" позволяет в автоматическом режиме
формировать отчеты государственных земельных инспекторов, а также
увязывать всю информацию об оплаченных штрафов за нарушение
земельного законодательства с государственной информационной
системой государственных муниципальных платежей. Использование
новой системы позволит снизить издержки, связанные с проведением
государственного земельного надзора, а также повысить его
эффективность.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О правилах формирования и
ведения единого реестра проверок», в целях повышения открытости и
прозрачности мероприятий государственного земельного надзора в
отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
органов государственной власти, Управлением своевременно вносятся
сведения о проверках в действующую единую базу проверок ФГИС
«Единый реестр проверок».
Динамика изменений количества государственных инспекторов по
использованию и охране земель Управления за
2011
-
2016 годы
представлена в таблице 3-10.
Таблица 3-10.
Динамика изменений количества государственных инспекторов по
использованию и охране земель Управления за 2012 -2016 годы
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Количество
государственных
инспекторов по
141
101
88
82
76
использованию и
охране земель
Управления
114
Управление и его территориальные отделы при осуществлении
государственного земельного надзора используют высокоточное
геодезическое оборудование:
Электронный тахеометр Sokia550 RX - 7 шт.
Электронный тахеометр Nikon DTM - 5 шт.
GNSS приёмник спутниковый ProMark 500 - 4 шт.
GNSS приёмник спутниковый ProMark 3 - 2 шт.
Спутниковый приемник Topcon Hiper SR - 4 шт.
Электронный тахеометр SOKKIA CX 105- 1 шт.
Приобретены в 2015 году:
Спутниковый GPS приемник Topcon Hiper SR - 4 комплекта.
3.3.2.
Результаты осуществления государственного земельного
контроля (надзора)
В 2016 году государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления проведено
14578 проверок соблюдения
земельного законодательства, в том числе 4901 плановых проверок, 9677
внеплановых проверок.
По итогам проверок выявлено
7960 нарушений законодательства.
Привлечено к административной ответственности
2957 субъектов
земельных отношений, в т.ч.
349 юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, 2608 физических лиц.
Наложено штрафов на сумму 35792,88 тыс.руб., в т.ч.:
- 18608,68 тыс. руб. на юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей,
- 17184,2 тыс.руб. на физических лиц.
Основания проведения внеплановых проверок: истечение срока
исполнения предписания, обращения граждан, юридических лиц, органов
государственной
власти,
органов
местного
самоуправления,
административные обследования.
115
Таблица 3-11.
Динамика проведения проверок (в т.ч. плановых и внеплановых)
за 2012-2016 годы
Год
2012
2013
2014
2015
2016
Количество проверок
22297
20591
17891
17084
14578
Количество плановых
13251
9251
7930
6508
4901
проверок
Количество
внеплановых
9046
11340
9961
10576
9677
проверок
Снижение показателей по количеству проведенных проверок в 2016
году связано со снижением количества инспекторов и с внесением
изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля». Статья 26.1 Особенности организации и проведения в 2016 -
2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов
малого предпринимательства. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018
года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с
положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-
ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством
Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего
Федерального закона.
Управлением и его территориальными отделами на 2016 год было
запланировано проведение плановых проверок 223 юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, 15 органов местного самоуправления.
На 2017 год запланировано 5059 проверок (ЮЛ - 61, ОМСУ - 8; ФЛ -
4990), что на 11 % больше чем в 2016 году (4558 проверок).
116
В соответствии с письмом Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии были рассчитаны целевые показатели
(доля устраненных нарушений, доля выявленных нарушений) деятельности
Управления при осуществлении государственного земельного надзора за
2016 год.
Показатель
доли
устраненных
нарушений
земельного
законодательства от общего количества выданных предписаний об
устранении нарушений земельного законодательства Управления за 2016
год составил - 87% (минимально допустимое значение данного показателя
- 75%);
Показатель доли выявленных нарушений земельного законодательства
в общем количестве проведенных проверок соблюдения земельного
законодательства Управления за 2016 год составил - 65,7% (минимально
допустимое значение данного показателя - 55%).
Таблица 3-12.
Динамика привлечения к административной ответственности
за 2012-2016 годы
2012
2013
2014
2015
2016
3746
4521
6526
4225
2957
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности
в 2016 году, по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 4 %. Обусловлено
это тем, что при привлечении к административной ответственности
физических лиц при нарушении земельного законодательства
должностными лицами Управления, уполномоченными на принятие
решения по административным делам, в установленных КоАП РФ случаях
применяется ст.2.9 КоАП РФ, которая освобождает от административной
ответственности в виде штрафа в связи с малозначительностью
административного правонарушения.
117
Таблица 3-13.
Динамика суммы наложенных штрафов за нарушения земельного
законодательства за 2012-2016 годы
2012
2013
2014
2015
2016
5032,49
5794,39
8690, 8
29827,8
35792,84
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
Сумма наложенных в 2016 году штрафов по сравнению с 2015 годом
увеличилась на 120 %. Сумма взысканных в 2016 году с правонарушителей
административных штрафов за нарушения земельного законодательства -
15505, 40 тыс.руб.
Для принудительного взыскания административных штрафов
должностными лицами Управления и территориальных отделов по
истечении установленного срока уплаты штрафа составляются протоколы
об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в
соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ неисполненные постановления о
назначении административного наказания направляются судебным
приставам-исполнителям.
В качестве контроля над уплатой наложенных штрафов
должностными лицами Управлении и его территориальных отделах
регулярно отслеживается сведения, содержащиеся в Государственной
информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
На площади 5599,6 га выявлено 7960 нарушения законодательства, из
них 431 совершили юридические лица, что составляет 5,4 % от общего
количества нарушителей законодательства,
7339
- граждане, что
составляет
92,2%,
190
- должностные лица, что составляет
2,4
%.
Устранено 4719 нарушений на площади 10668,5 га (приложение 5).
Наиболее
распространенным
нарушением
земельного
законодательства является самовольное занятие земельных участков,
невыполнение предписаний госземинспекторов по вопросам устранения
нарушений земельного законодательства.
Прослеживается тенденция уменьшения процентного соотношения
нарушений по ст.7.1 КоАП РФ к общему количеству нарушений, по
118
сравнению с показателями 2014-2015 годов. В 2014 году выявлено 3705
нарушений по данной статье, что составило 33,79 % от общего количества
выявленных нарушений. В 2015 году выявлено 6227 нарушений, что
составило 61,1 % от общего количества выявленных нарушений (рисунок
3-9). В 2016 году выявлено 2720 нарушений по ст. 7.1 КоАП РФ, что
составило
34
% от общего количества выявленных нарушений
(рисунок 3-2)
В целях своевременного устранения нарушений земельного
законодательства государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления в 2016 году выдано 6625 предписания по
устранению нарушений земельного законодательства с конкретными
сроками устранения допущенных нарушений. За невыполнение
предписаний составлено 1107 протоколов по ч.
1 ст.
19.5 КоАП РФ,
протоколы направлены на рассмотрение мировым судьям.
Составлено и передано на рассмотрение мировым судьям
100
протоколов за неуплату административного штрафа в срок, 38 протоколов
за непредставление в государственный орган сведений, необходимых для
осуществления его законной деятельности.
119
Количество (ед.)
2720
3563
34%
46%
6
90
100
336
1107
38
1%
1%
4%
14%
0%
0%
Самовольное занятие земельных участков
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства
Использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью
к той или иной категории земель и разрешенным использованием
Неуплата административного штрафа в срок
Неповиновению требованию госземинспектора или воспрепятсвование осуществлению им
служебных обязанностей
Непредоставление в государственный орган сведений, необходимых для осуществления
его законной деятельности
Неиспользование земельных участков
Иные нарушения
Рис.3-2. Структура нарушений законодательства,
выявленных Управлением в 2016 году
120
3.3.3. Взаимодействие с органами власти и органами местного
самоуправления
Государственный земельный надзор осуществляют Федеральная
служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их
территориальные органы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их
территориальные органы осуществляют государственный земельный
контроль за землей как природным объектом и природным ресурсом.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии и его
территориальные органы осуществляют
государственный земельный надзор на территории Российской Федерации
в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов
гражданских прав.
Государственный земельный надзор, осуществляемый Федеральной
службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его
территориальными органами, направлен на предупреждение, выявление и
пресечение нарушений органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным
законодательством, посредством организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и
(или) устранению последствий
выявленных нарушений.
Деятельность названных органов охватывает все вопросы, связанные с
соблюдением земельного законодательства, требований охраны и
использования земель.
Государственный земельный надзор Управлением осуществляется во
взаимодействии с органами прокуратуры и другими контролирующими
органами посредством поступления от них сигналов о признаках
121
нарушения земельного законодательства, а также направлением в органы
прокуратуры обращений о нарушениях земельного законодательства,
поступивших в Управление для принятия мер прокурорского реагирования.
Проводимые Управлением мероприятия государственного земельного
надзора оказывают влияние на эффективное управление земельными
ресурсами, пополнение местных бюджетов за счет увеличения налоговых и
неналоговых поступлений
В ходе плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного
законодательства выявляются случаи использования земель не по целевому
назначению, неиспользования земельных участков, предназначенных для
сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного
строительства.
По итогам проверок в
2016 году выявлено
336 нарушений,
выразившихся в использовании земель не по целевому назначению,
подпадающих под действие ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и
6 нарушений,
выразившихся в неиспользовании земельного участка, предназначенного
для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в
указанных целях в течение установленного срока, подпадающих под
действие ч.3 ст.8.8 КоАП РФ.
По вопросам взыскания административных штрафов осуществляется
взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов
по Республике Башкортостан и его территориальными отделами.
В 2016 году государственными инспекторами по использованию и
охране земель Управления за неуплату штрафа были составлены и
переданы для рассмотрения в судебные инстанции 100 протоколов об
административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение
от исполнения административного наказания».
Сумма непогашенной задолженности на
31 декабря
2016 года
составляет 23829,47 тыс. рублей.
Управлением регулярно проводятся работа по разъяснению
земельного законодательства с учетом внесенных изменений, мониторинг
результатов проведения органами прокуратуры проверок деятельности
122
Управления по вопросам осуществления государственного земельного
надзора.
В территориальные
отделы
Управления
направляются
информационные письма о результатах проверок, проведенных органами
прокуратуры, с разъяснениями законодательства, рекомендациями по
недопущению нарушений законодательства при осуществлении
государственного земельного надзора.
3.3.4. Взаимодействие с органами муниципального и общественного
земельного контроля
Государственный земельный надзор Управлением осуществляется в
тесном взаимодействии с органами муниципального земельного контроля.
Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность
земельного контроля
(надзора), является организация взаимодействия
органов, осуществляющих государственный и муниципальный земельный
контроль, использование потенциала органов местного самоуправления.
Взаимодействие органов государственного земельного надзора и
органов муниципального земельного контроля позволяет более эффективно
использовать земельные ресурсы, сделать прозрачным учет и контроль
землепользования, пополнить местные бюджеты. От эффективности
данного взаимодействия напрямую зависит состояние законности в сфере
земельных отношений в целом.
Управление
осуществляет
взаимодействие
с
органами
муниципального земельного контроля в сфере охраны и использования
земель на основе соглашений о взаимодействии, заключенных с органами
местного самоуправления.
В целях активизации муниципального земельного контроля
Управление оказывает методическую и консультационную помощь
органам муниципального земельного контроля в планировании и
проведении ими проверок соблюдения земельного законодательства,
проводит обучающие семинары для муниципальных инспекторов.
123
По инициативе Управления Росреестра по РБ 20 февраля 2015 года
подписано Соглашение между Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии и Правительством Республики
Башкортостан о сотрудничестве в сфере государственного земельного
надзора и муниципального земельного контроля.
Согласно пункту 3.1.1.3 Соглашения Росреестр оказывает содействие
Правительству Республики Башкортостан в координации деятельности
органов местного самоуправления по осуществлению муниципального
земельного контроля, реализации ежегодных планов проведения плановых
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Согласно пункту
3.1.2.3. Соглашения Правительство Республики
Башкортостан осуществляет контроль за подготовкой и направлением
ежегодных планов муниципальных проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей органами муниципального земельного
контроля до 1 июня года, предшествующего году проведения проверок, в
Росреестр (Управление и его территориальные отделы) для согласования в
порядке, установленном Правилами взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный
надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный
контроль, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515.
При содействии Управления Росреестра по РБ Правительством
Республики Башкортостан
14 апреля
2015 года утвержден Порядок
осуществления муниципального земельного контроля на территории
Республики Башкортостан.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Прокуратуры Республики
Башкортостан, на 2017 год органами муниципального земельного контроля
Республики Башкортостан было запланировано проведение плановых
проверок 39 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В
2016 году органами муниципального земельного контроля
проведено
9111 проверок, выявлено
4925 нарушений, передано в
Управление
1454 материала проверок с нарушениями земельного
законодательства. По материалам проверок органов муниципального
124
земельного контроля Управлением привлечено к административной
ответственности 942 лица, наложено штрафов на сумму 6825,10 тыс.руб.,
что составляет 19,1 % от суммы штрафов, наложенных Управлением в
целом в 2016 году.
В
2015 году органами муниципального земельного контроля
проведено 9240 проверок, выявлено 4284 нарушения. По материалам
проверок органов муниципального земельного контроля Управлением
привлечено к административной ответственности
854 лиц, наложено
штрафов на сумму 6848,74 тыс.руб.
По сравнению с
2015 годом в
2016 году количество проверок
соблюдения земельного законодательства уменьшилось на 129 (- 1 %),
количество выявленных нарушений увеличилось на 641 (15%), количество
лиц, привлеченных к административной ответственности, увеличилось на
88 (10%), сумма наложенных штрафов уменьшилась на 24 тыс. руб.
В целях повышения эффективности мероприятий государственного
земельного надзора, достижения устранения выявленных нарушений, в
2016 году Управлением при активном содействии органов местного
самоуправления продолжена работа по организации выездных приемов
документов на государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (далее - выездные приемы) по результатам
предварительных мероприятий земельного контроля
(надзора) в
отношении физических лиц.
В 2016 году осуществлено 1172 выездных приема, проведено 6210
проверок соблюдения земельного законодательства перед выездными
приемами документов, в том числе органами муниципального земельного
контроля, по результатам которых выдано
4312 предписаний об
устранении нарушений земельного законодательства. На выездных
приемах документов принято 4316 пакетов документов, в том числе 2012
документов на государственную регистрацию прав на земельные участки
от лиц, в отношении которых выданы предписания на предварительных
мероприятиях земельного контроля (надзора).
Данная работа проводится с учетом сведений кадастровых планов
территорий. Выездные приемы с предварительным проведением
125
проверочных мероприятий на местах дают возможность получить
гражданам, проживающим в отдаленных сельских поселениях,
консультации по вопросам государственной регистрации прав и
земельного законодательства, решать вопросы оформления прав
собственности без выезда в районные центры.
В целях стимулирования и повышения профессионального уровня
инспекторов муниципального земельного контроля Управлением проведен
конкурс на звание
«Лучший инспектор муниципального земельного
контроля по Республике Башкортостан 2016 года».
Участники конкурса оцениваются специально созданной Управлением
комиссией по следующим критериям: результативность проверочных
мероприятий по соблюдению земельного законодательства, в том числе в
комплексе выездных приемов документов на государственную
регистрацию прав на земельные участки, личный вклад в развитие системы
муниципального земельного контроля и создание положительного имиджа
Управления.
Участники конкурса, занявшие призовые места, награждаются
Почетной грамотой Управления, Благодарностью руководителя
Управления и ценными подарками.
Работа по взаимодействию с органами местного самоуправления
широко освещается в средствах массовой информации, ведется активная
работа по информированию и консультированию граждан по вопросам
земельного законодательства.
Основными задачами Управления в 2017 году являются: соблюдение
законодательства о государственном земельном надзоре при
осуществлении мероприятий государственного земельного контроля
(надзора), повышение эффективности проверок соблюдения земельного
законодательства, принятие мер по пресечению и устранению последствий
выявленных нарушений, проведение проверок в отношении физических
лиц перед выездными приемами документов на государственную
регистрацию прав с охватом всех сельских поселений республики,
активизация деятельности органов муниципального земельного контроля,
эффективное взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере
126
контроля за использованием и охраной земель, оказание консультационной
и методической помощи органами муниципального земельного контроля.
Формирование новых земельных отношений с учетом значения земли
как основы жизни и деятельности человека, особой ценности для
человеческого общества, соблюдение прав и законных интересов всех
субъектов земельных отношений вызывает необходимость усиления
государственного земельного надзора, повышения эффективности
взаимодействия органов государственного земельного надзора с иными
контрольно-надзорными органами, органами муниципального земельного
контроля, органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
127

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/