Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год) - часть 11

 

 

3.4.2.1 Земли сельскохозяйственного назначения
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости в 2013 году внесены на основании результатов
актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного
назначения
Свердловской
области,
внесенной
в государственный кадастр
недвижимости - 20.12.2012.
В 2010-2011 годах за счет средств областного бюджета был проведен новый тур
работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель
сельскохозяйственного назначения Свердловской области. В качестве перечня объектов
оценки были использованы сведения о земельных участках категории земель
сельскохозяйственного назначения, содержащиеся в государственном кадастре
недвижимости, по состоянию на 1 января 2011 г.
На первом этапе, проведенном в 2010 году за счет средств областного бюджета,
проведены работы по сбору и подготовке исходных данных (переведены в электронный
вид материалы почвенного обследования, содержащиеся в государственном фонде
данных, полученных в результате проведения землеустройства).
После проведения группировки земельных участков по видам разрешенного
использования на основании сведений о разрешенном использовании, содержащихся в
государственном кадастре недвижимости, на втором этапе в 2011 году были определены
удельные показатели кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельных участков
сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных районов и городских
округов в Свердловской области.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой
оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом
Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г.
№ 445, группировка земельных
участков выполнена в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1 группа
- земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни,
сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой
оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами,
коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты
земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных
явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения
внутрихозяйственной деятельности - 100261 земельный участок;
2 группа - земли сельскохозяйственного назначения, малопригодные под пашню,
но используемые для выращивания некоторых видов технических культур, многолетних
насаждений, ягодников, чая, винограда, риса - земельные участки не выявлены;
3 группа
- земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями,
строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной продукции - 477 земельных участков;
4 группа - земли сельскохозяйственного назначения, занятые водными объектами и
используемые для предпринимательской деятельности - 15 земельных участков;
5 группа - земли сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются
леса - 10 земельных участков;
6 группа - прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота,
нарушенные земли, земли, занятые полигонами, свалками, оврагами, песками
-
115 земельных участков.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного назначения прошли экспертизу в саморегулируемой организации
оценщиков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об
оценочной деятельности.
161
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного
назначения, расположенных на территории Свердловской области, утверждены
постановлением Правительства Свердловской
области
от
30 ноября 2012 г.
№ 1349-ПП
«Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель
сельскохозяйственного назначения
(за исключением земель, предназначенных для
дачного строительства, садоводства и огородничества) по муниципальным районам и
городским округам Свердловской области» и приказом Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1460 «Об
утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель
сельскохозяйственного назначения, расположенных на территориях муниципальных
районов и городских округов Свердловской области
(за исключением земель,
предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества)».
Согласно экономическому анализу, предоставленному исполнителями работ,
в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного назначения кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного
назначения увеличилась примерно в 2,1 раза. Данное увеличение во многом обусловлено
применением новых методических указаний по государственной кадастровой оценке
земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития
РФ от 20.09.2010 № 445.
3.4.2.2 Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости в 2013 году внесены на основании результатов
актуализации государственной кадастровой оценки земель садоводческих,
огороднических и дачных объединений, внесенной в государственный кадастр
недвижимости 20 декабря 2012 г.
В 2011 году за счет средств областного бюджета был новый тур работ по
актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков,
предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, входящих в
состав земель сельскохозяйственного назначения Свердловской области. В качестве перечня
объектов оценки были использованы сведения о земельных участках, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2011 г. Результаты
работ прошли экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков на соответствие
требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом
Росземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307, определение кадастровой стоимости
земельных участков осуществляется в следующем порядке:
кластеризация объединений;
определение удельного показателя кадастровой стоимости земель для
каждого объединения;
определение кадастровой стоимости земельных участков объединений.
Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков
садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основе
информации о рыночных ценах и арендной плате за земельные участки, рыночных ценах
на единые объекты недвижимости.
Указанная государственная кадастровая оценка земель, предназначенных для
дачного строительства, садоводства и огородничества, входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения утверждена постановлением Правительства
162
Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня
кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства,
входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам в
Свердловской области» и приказом Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от
30 ноября
2012 г.
1459
«Об утверждении
кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства,
входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения Свердловской области, расположенных на территории
Свердловской области».
Согласно экономическому анализу, предоставленному исполнителями работ,
в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений, кадастровая стоимость земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений увеличилась примерно в 26 раз.
Изменение кадастровой стоимости указанной группы земель с 01.01.2003 по 01.01. 2011
обусловлено, прежде всего, изменением их рыночной стоимости.
3.4.2.3 Земли населенных пунктов
В 2013 году для целей налогообложения применялись результаты актуализации
государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные
постановлением Правительства Свердловской области от 7 июня 2011 г. № 695-ПП «Об
утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных
пунктов, расположенных на территории Свердловской области».
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проведена в
соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке
земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России
от 15 февраля 2007 г. № 39.
Расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и
кадастровой стоимости земельных участков проведен на основе информации о рыночной
стоимости земельных участков различных видов разрешенного использования,
полученной на основе анализа рынка недвижимости Свердловской области, и значениях
факторов, влияющих на эту стоимость.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов
определялась в разрезе 16 видов разрешенного использования:
1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной
жилой застройки.
2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной
жилой застройки.
3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
4. Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и
огороднических объединений.
5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли,
общественного питания и бытового обслуживания.
6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и
офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального
обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного
и лечебно-оздоровительного назначения.
163
9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и
административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального
хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций,
обслуживающих их сооружений и объектов.
11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных,
железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов,
аэровокзалов.
12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых,
размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных
внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных
дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий
связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных
элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания,
строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий,
строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных
сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности,
военных объектов.
14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами,
городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
15.
Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного
использования.
16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров,
застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные
участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте
в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под
полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
В рамках реализации мероприятий областной целевой программы
«Создание
системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на 2012 год, утвержденной
постановлением Правительства Свердловской области от 7 сентября 2011 г. № 1182-ПП
(в ред. от
16 ноября 2012 г. № 1290-ПП), в 2012 году были проведены работы по
актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», по
состоянию на 15 ноября 2012 г. В результате оценочных работ проведена оценка 127 490
земельных участков, расположенных в муниципальном образовании
«город
Екатеринбург». Результаты оценки утверждены приказом Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 г. № 32 «Об
утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в
составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального
образования
«город Екатеринбург». Дата внесения в государственный кадастр
недвижимости - 29 марта 2013 г.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой
оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития
России от
15 февраля 2007 г. № 39 (в ред. приказа. Минэкономразвития России от
1 января
2011
№ 3) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель
населенных пунктов муниципального образования
«город Екатеринбург», а так же
последующих определений кадастровой стоимости земель определялась в разрезе
17 видов разрешенного использования. В
7 группу включены земельные участки,
предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения,
в отдельную
17 группу выделены земельные участки, предназначенные для размещения
164
административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального
обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В
2013 году были проведены работы по актуализации государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории
муниципальных образований: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя
Пышма город Нижний Тагил. Дата проведения государственной кадастровой оценки 10
августа
2013 г. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территории муниципальных образований в Свердловской области:
Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, утвержденные приказом
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от
28 ноября 2013 г.
№ 2689. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости -
25декабря 2013 г. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных
пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний
Тагил утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом
Свердловской области от 20 декабря 2013 г. № 3106. Дата внесения в государственный
кадастр недвижимости - 20 января 2014 г..
Кроме того, в 2013 году были проведены работы по определению кадастровой
стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных
образований в Свердловской области: Камышловского городского округа, городского
округа Карпинск, городского округа Красноуральск, Североуральского городского округа.
Дата проведения государственной кадастровой оценки 10 августа 2013 г.. Результаты
оценки утверждены приказом Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от
14 января
2014 г.
№ 39. Дата внесения в
государственный кадастр недвижимости - 20 января 2014 г.
3.4.2.4 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения
В 2013 году на территории Свердловской области для целей налогообложения
применялись результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и
иного специального назначения, утвержденные постановлением Правительства
Свердловской области от 6 июля 2005 г. № 539-ПП.
Государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного
специального назначения была выполнена в соответствии с Методикой государственной
кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения,
утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. № П/49.
В зависимости от применяемых методических подходов к определению
кадастровой стоимости земельные участки категории земель промышленности и иного
специального назначения были объединены в шесть групп.
Первая группа
- это земельные участки, предоставленные для размещения
наземных объектов космической инфраструктуры; аэродромов, аэровокзалов, взлетно-
посадочных полос и других объектов воздушного транспорта; гидроэлектростанций и
атомных станций. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к первой
группе, установлена равной их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельных участков определена в соответствии с
Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных
участков,
утвержденными
распоряжением Минимущества России от
165
6 марта 2002 г..№ 568-р.
Вторая группа
- это земельные участки, предоставленные для размещения
производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих
их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и
(или) эксплуатации
объектов промышленности, в том числе в полосе отвода железных дорог.
Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных ко второй группе,
рассчитана через мультипликатор (соотношение между рыночной ценой или рыночной
стоимостью единицы площади земельных участков промышленности и значениями
удельных показателей кадастровой стоимости земель под многоэтажной жилой
застройкой по населенному пункту, наиболее близкому по местоположению к
земельному участку промышленности, по которому известна рыночная цена). Для расчета
мультипликатора определена рыночная стоимость 46 земельных участков.
Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного
сервиса, размещенные в полосах отвода автомобильных дорог. Расчет кадастровой
стоимости земельных участков третьей группы произведен на основе кластеризации и
выделения эталонных участков. Кадастровая стоимость эталонных земельных участков
равна их рыночной стоимости.
К четвертой группе отнесены земельные участки для разработки полезных
ископаемых, железнодорожных путей, автомобильных дорог, трубопроводов, линий
электропередач.
Пятая группа - это земельные участки для размещения эксплуатационных
предприятий связи,
размещения и эксплуатации железнодорожных вокзалов,
автовокзалов, иных подобных объектов.
Шестая группа представлена земельными участками под военными
организациями, учреждениями, другими военными объектами, а также землями иного
специального назначения.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков IV-VI групп произведен с
использованием результатов оценки I-II групп, а также результатов государственной
кадастровой оценки других категорий земель.
В соответствии с областной целевой программой «Создание системы кадастра
недвижимости в Свердловской области» на 2008 - 2011 годы, утвержденной Областным
законом от 12 июля 2007 г. № 70-ОЗ, в 2008 - 2010 годах на территории Свердловской
области по состоянию на 1 января 2008 г. проведены работы по актуализации земель
промышленности и иного специального назначения.
В связи с изменениями,
внесенными в законодательство об оценочной деятельности Федеральным законом от
22 июля 2010 г. № 167-ФЗ, Правительством Свердловской области результаты оценки не
были утверждены.
Новый тур кадастровой оценки категории земель промышленности и иного
специального назначения рамках реализации мероприятий областной целевой программы
«Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на
2012 год,
утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 7 сентября 2011 г.
№ 1182-ПП (в ред. от 15 августа 2012 г. № 878-ПП), был проведен в 2012 году по
состоянию на 1 января 2012 г. В перечень объектов оценки включено 113 864 земельных
участка, расположенных в 69 муниципальных образованиях Свердловской области. В
2013 году результаты оценки не были утверждены.
3.4.2.5 Земли особо охраняемых территорий и объектов
В 2013 году на территории Свердловской области для целей налогообложения
применяются результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых
166
территорий и объектов, утвержденные постановлением Правительства Свердловской
области от 5 июля 2005 г. № 533-ПП.
Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и
объектов выполнена в соответствии с временной Методикой государственной
кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденной
Росземкадастром 17 февраля 2004 г., Методикой государственной кадастровой оценки
земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденной приказом
Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 138.
Кадастровая оценка земельных участков особо охраняемых территорий и объектов
в зависимости от применяемых методических подходов осуществляется по двум группам
земель.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков I группы
(земли особо
охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов), земли пригородных зеленых зон, земли природоохранного
назначения, историко-культурного назначения, земельные участки, на которых находятся
учебно-туристические тропы, трассы, и иные особо ценные земли) осуществляется на
основании удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории
или вида использования наиболее близких по функциональному назначению к
оцениваемым земельным участкам, а также, исходя из удельных показателей кадастровой
стоимости видов угодий, занимающих наибольший удельный вес в структуре видов
угодий данных земельных участков.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков II группы земель (земли
рекреационного назначения
(за исключением пригородных зеленых зон и учебно-
туристических троп и трасс), земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов)
осуществляется в следующем порядке:
- определение перечня земельных участков;
- кластеризация земельных участков;
- определение эталонного земельного участка для каждого из кластеров
земельных участков;
- определение рыночной стоимости эталонных земельных участков;
- определение кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с областной целевой программой «Создание системы кадастра
недвижимости в Свердловской области» на 2008 - 2011 г.г., утвержденной Областным
законом от 12 июля 2007 г. № 70-ОЗ, в 2009 - 2010 г.г. на территории Свердловской
области по состоянию на 1 января 2009 г. были проведены работы по актуализации
земель особо охраняемых территорий и объектов. Результаты оценки утверждены
постановлением Правительства Свердловской области от 18 сентября 2013 г. № 1138-ПП,
но в рамках информационного взаимодействия в органы кадастрового учета не
представлены и, соответственно, в государственный кадастр недвижимости не внесены.
3.4.2.6 Земли лесного фонда
Кадастровая стоимость земель лесного фонда рассчитана в соответствии с
Методикой государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, утвержденной
приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П-336.
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда позволяет
определить кадастровую стоимость 1 гектара лесных земель в составе земель лесного
фонда Российской Федерации, к которым согласно Земельному кодексу Российской
Федерации отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но
предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие.
167
Экологические функции лесных земель в числе факторов, влияющих на кадастровую
стоимость земель, не рассматриваются. Кадастровая стоимость лесных земель
определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода,
получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель.
Методикой государственной кадастровой оценки земель лесного фонда
предусмотрено три этапа проведения государственной кадастровой оценки земель
лесного фонда:
- по оценочным зонам и субъектам Российской Федерации;
- по лесхозам;
- по участкам земель лесного фонда в границах лесхозов.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда, расположенных на территории
Свердловской области
(I
этап), утвержденная постановлением Правительства
Свердловской области от 10 декабря 2004 г. № 1115-ПП, составляет 1150 руб./га.
Государственная кадастровая оценка земель лесного фонда на уровне лесхозов и по
участкам земель лесного фонда в границах лесхозов на территории Свердловской области
не проводилась.
В соответствии с пунктом
2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации
земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектами
налогообложения.
В 2008 году Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости до
Управления Роснедвижимости по Свердловской области доведены удельные показатели
кадастровой стоимости земель лесного фонда, полученные по результатам
государственной кадастровой оценки земель лесного фонда I этапа. В результате
полученных расчетов кадастровая стоимость земель лесного фонда, расположенных на
территории Свердловской области, по состоянию на
1 января 2008 г. составляет
3250 руб./га. Указанный удельный показатель земель лесного фонда Свердловской
области используется в качестве исходных сведений для проведения государственной
кадастровой оценки иных категорий земель.
3.4.2.7 Земли водного фонда
В 2013 году на территории Свердловской области для целей налогообложения
применяются результаты государственной кадастровой оценки земель водного фонда,
утвержденные постановлением Правительства
Свердловской
области
от
20 апреля 2011 г. № 444-ПП.
Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с
Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель водного
фонда, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации от 14 мая 2005 г. № 99.
Согласно методике, кадастровая стоимость участков в составе земель водного
фонда определяется в отношении земельных участков, занятых обособленными водными
объектами; земельных участков в составе земель водоохранных зон водных объектов, а
также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений и объектов. Реки, озера, пруды
и водохранилища, входящие в водный фонд Свердловской области, не являются
обособленными водными объектами, и согласно методике не подлежат государственной
кадастровой оценке.
В рамках реализации мероприятий областной целевой программы
«Создание
системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на
2008
-
2011 годы,
утвержденной Областным законом от 12 июля 2007 г. № 70-ОЗ, в 2010 году были
168
проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель водного
фонда, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 1 января
2010 г. В результате оценочных работ проведена оценка 17 земельных участков.
3.4.3 Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных
участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных
участков, в отношении которых прошел государственный кадастровый учет
текущих изменений
В соответствии со ст. 24.21. Федерального закона «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации» в случае, если в период между датой проведения последней
государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной
кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных
объектов недвижимости и
(или) в государственный кадастр недвижимости внесены
соответствующие сведения при изменении качественных и
(или) количественных
характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой
стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке,
осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в
порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. № П/531 Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с
01.03.2012 было
наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных
объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло
изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Полномочия по
контролю над ходом определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов
недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их
количественных и (или) качественных характеристик, закреплены за Росреестром.
Расчет кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими
указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных
участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель,
вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка,
утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222.
Для проведения расчетов используются значения удельного показателя
кадастровой стоимости исходного земельного участка, средние и минимальные значения
удельных показателей кадастровой стоимости земель по группам видов разрешенного
использования и категориям земель для муниципальных районов (городских округов) (в
случае отсутствия - субъекта Российской Федерации).
В течение 2013 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
осуществлен расчет кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
49 471 земельный участок категории земель «земли населенных пунктов»;
16 057 земельных участков категории земель
«земли сельскохозяйственного
назначения»;
725 земельных участков категории земель «земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения»;
162 земельных участка категории земель «земли особо охраняемых территорий и
объектов;
169
68 земельных участков категории земель «земли лесного фонда».
3.4.4 Анализ результатов рассмотрения обращений по вопросам
государственной кадастровой оценки земель
По вопросам государственной кадастровой оценки земель Управлением Росреестра
по Свердловской области в 2013 году были рассмотрены и даны разъяснения по 393
обращениям граждан и юридических лиц, в том числе:
о порядке расчета удельного показателя кадастровой стоимости (кадастровой
стоимости) конкретного земельного участка - 354 разъяснения, из них подавляющее
большинство составляют обращения в отношении земельных участков, отнесенных к
категории «земли населенных пунктов»;
разъяснения в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки
определенной категории земель - 16 разъяснений;
оспаривание величины кадастровой стоимости - 22 разъяснения;
жалоб на нарушение административной процедуры проведения государственной
кадастровой оценки земель от граждан и юридических лиц - 1 жалоба;
жалобы на отсутствие кадастровой стоимости в документах государственного
кадастра недвижимости - не поступало;
количество судебных решений по вопросам определения кадастровой стоимости,
вынесенных в пользу Росреестра и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской
области - 7 (общее количество решений - 943);
количество повторных обращений от граждан и юридических лиц - не поступало.
Количество обращений в Управление Росреестра по Свердловской области от
физических и юридических лиц приведено в таблице 26.
Таблица 26
Количество обращений в Управление Росреестра по Свердловской области
от физических и юридических лиц
из них
Количество
количество обращений от
количество обращений от
обращений
физических лиц
юридических лиц
всего
повторно
всего
повторно
В Управление Росреестра
150
-
243
-
по Свердловской области
В филиал ФГБУ
«ФКП
Росреестра»
по
72
-
190
-
Свердловской области
Общее
количество
обращений:
222
-
433
-
655
4 Земельный рынок в Свердловской области
Действующие в Российской Федерации нормативно-правовые документы дают
право собственнику земли осуществлять основные виды сделок с земельными участками.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом о государственном кадастре
170
недвижимости, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и
правовыми актами Свердловской области, собственники имеют право сдавать земельные
участки в аренду, продавать, дарить, отдавать в залог.
Информация о земельном рынке подготовлена на базе государственной
статистической отчетности по форме
№ 3-ЗЕМ «Сведения о сделках с землей»,
утвержденной постановлением Росстата от
28 июня
2005 г.
№ 37, в соответствии
с Федеральным планом статистических работ (п. 9.15), утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р.
Основными показателями статистической отчетности являются количество
земельных участков, площадь, цены сделок, размер арендной платы, а также сведения о
сделках купли-продажи, дарения, наследования и залога земельных участков гражданами
или юридическими лицами в соответствии с отчетами, представляемыми
территориальными отделами Управления Росреестра по Свердловской области.
Данный раздел о сделках с землей описывает основные тенденции развития
земельного рынка за последние годы в Свердловской области с детальной его
характеристикой в 2013 году. Следует учитывать, что используемые для подготовки
раздела показатели статистической отчетности содержат элемент неопределенности и
отражают картину земельного рынка Свердловской области как вероятную величину.
Основной причиной сложившейся ситуации является правовая и техническая
неопределенность в области обмена информацией о сделках с землей на уровне
муниципальных образований, а также отсутствие в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним ценовых показателей о сделках с землей.
По данным государственного земельного учета на 1 января 2013 г. земельный фонд
Свердловской области составляет 19430,7 тыс. га, в том числе земли, находящиеся в
государственной и муниципальной собственности
- 17951 тыс. га, в собственности
юридических лиц и граждан - 1479,7 тыс. га.
В Свердловской области общее количество сделок с землей, совершенных в
отчетном году с учетом действующих договоров аренды государственных и
муниципальных земель, составило 148 358 на площади 4904172,903 га. Из них 107117
сделки (4848450,136 га) совершены с государственными и муниципальными землями и
41241 сделок (55722,767 га) - с землей между гражданами и юридическими лицами
(таблица 27).
Таблица 27
Сравнительная характеристика структуры сделок с земельными участками
в Свердловской области за период с 2009 по 2013 годы
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Виды сделок
кол-во
площадь,
кол-во
площадь,
кол-во
площадь,
кол-во
площадь,
кол-во
площадь,
сделок
га
сделок
га
сделок
га
сделок
га
сделок
га
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Продажа
государственных и
12581
22617
13555
9814
11867
23755
10356
3557
13609
3483
муниципальных
земель,
в том числе: на
232
87
221
3774
198
502
228
61
284
411
торгах
2. Аренда
государственных и
510690
76020
208474
73349
228914
81113
225789
89551
93126
4680601
муниципальных
5
земель
3. Продажа прав
175
36
239
133
193
101
335
178864
382
164366
аренды
государственных и
171
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
муниципальных
земель
Итого сделок с
государственными
528932
88776
231127
87143
238861
93173
249645
100242
107117
4848450
и муниципальными
6
землями
4. Купля-продажа
земли гражданами и
6714
25239
36556
75053
39767
65899
29268
33534
28231
22430
юридическими
лицами
5. Дарение
239
19
1674
2165
6470
14610
2004
11869
5873
12238
6. Наследство
1278
226
8972
24410
11245
23387
4818
1252
4683
1115
7. Залог
71
167
2728
178609
301
5086
2707
49504
2454
19939
Итого сделок между
гражданами и
8302
25651
49930
280237
57783
108982
38797
96160
41241
55722
юридическими
лицами
Всего сделок в
отчетном году с
538548
учетом всех
97078
256778
137073
519098
150956
358627
139039
148358
4904172
6
действующих
договоров аренды
Земельный рынок на территории Свердловской области функционирует в основном
за счет передачи государственных и муниципальных земельных участков в аренду:
из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
задействовано в сделках (передано в аренду и продано) 27% от земельного фонда области;
из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, задействовано в
сделках (аренда, купля - продажа, дарение, наследование, залог) - 3.8% от земельного
фонда области, таблица 28, рис 35.
Таблица 28
Характеристика оборота государственных, муниципальных и частных земель
Свердловской области в 2013 году
из них:
Земли в
передано в аренду и
Земли в
из них:
государственной и
продано органами
собственности
продано,
Общая площадь
муниципальной
государственной
граждан и
унаследовано,
земель (по
собственности (по
власти и местного
юридических лиц
подарено,
государственному
государственному
самоуправления
(по
заложено в
учету), тыс. га
учету), тыс. га
(форма 3-ЗЕМ)
государственному
отчетном году
учету), тыс. га
(форма 3-ЗЕМ)
тыс. га
%
тыс. га
%
19430,7
17951
4848,45
27
1479.7
55,7
3,8
в т.ч. в черте
населенных
пунктов
630.7
55,2
8,8
107.4
13,4
12,5
738,1
172
Рис. 35 Распределение количества сделок с земельными участками в 2013 году
По количеству сделок в рыночный оборот в основном вовлечены земли населенных
пунктов, что связано, прежде всего, с концентрацией в них населения, капитала и деловой
активности. Сделки с земельными участками категории «земли населенных пунктов»
составляют 87,3% от общего количества сделок.
Показатели государственной отчетности по форме 3-ЗЕМ «Сведения о сделках с
землей» свидетельствуют о том, что для земель государственной и муниципальной
собственности основную долю, как по количеству сделок (86,9%), так и по площади
(96,5%), составляет аренда (рис 36, 37).
А для земель, находящихся в частной собственности, основную долю по
количеству сделок за 2013 занимают сделки купли-продажи (68,5%), а по площади -
сделки залога (35,8%), (рис 38, 39).
173
Рис. 36 Доля по количеству сделок с государственными и муниципальными землями за 2013 год
Рис. 37 Доля площадей, задействованных в сделках с государственными и
муниципальными землями за 2013 год
174
Рис. 38 Доля по количеству сделок с землями, находящимися в частной
собственности, за 2013 год
Рис. 39 Доля площадей, задействованных в сделках с землями, находящимися в частной
собственности за 2013 год
4.1 Сделки по продаже государственных и муниципальных земель
Продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, в 2013 году осуществлялась Территориальным управлением Федерального
175
агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области,
Министерством по управлению государственным имуществом и органами местного
самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от
25 октября
2001 г.
№ 137-ФЗ «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 2001 г.
№ 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества»,
Федеральным законом от
24 июля
2002 г.
№ 101-ФЗ
«Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» и
другими
законодательными и нормативно-
правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.
В отчетном году в целом по области было продано 13609 земельных участков,
находящихся в государственной и муниципальной собственности, на площади
3483,523 га. Количество земельных участков, проданных в 2013 году, на 3253 земельных
участков больше, чем в 2012 году, площадь земель, проданных в 2013 году, меньше на
73,061 га (таблица 28).
В целом площадь проданных земельных участков государственной и
муниципальной собственности незначительна и составляет сотые доли процента от общей
площади земель государственной и муниципальной собственности Свердловской области.
Земельные участки покупались гражданами в основном для индивидуального
жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства, реже для других
целей (под объекты торговли, общественного питания, сервисного обслуживания, ведения
крестьянско-фермерского хозяйства), а также организациями - для использования в целях
промышленности и иного специального назначения. Большая часть земель выкуплена
гражданами и юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства,
личного подсобного хозяйства и садоводства. При этом основная доля проданных
участков приходится на населенные пункты. За 2013 год в
Свердловской области
гражданами выкуплено для индивидуального жилищного строительства, личного
подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства
10191 земельных участков
(1361,961 га), в том числе в населенных пунктах -
8449 участков на площади 1053,64 га, что по сравнению с
2012 годом больше на
2213 земельных участка (таблица 29).
В отчетном году количество покупок земельных участков юридическими лицами
для промышленного производства уменьшилось в 2,03 раза (по площади в 4,76 раза). В
1,57 раза увеличилось количество сделок
(по площади в
1,73 раза увеличилось)
по продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам для других целей.
Покупались земельные участки под объекты торговли, общественного питания.
В
2013 году количество проданных земельных участков крестьянским
(фермерским) хозяйствам и организациям для сельскохозяйственного производства
увеличилось в 1,96 раза (по площади уменьшилось в 1,14 раза).
Следует отметить, что с 2008 года наблюдалось уменьшение количества сделок по
продаже государственных и муниципальных земельных участков, совершенных на торгах,
в
2011 году было зафиксировано наименьше количество сделок, а с
2012 года
наблюдается значительный рост
(рис.
40).
По площади в 2010 году наблюдается
увеличение в 43,4 раза, в 2011 году наблюдается уменьшение в 7,5 раза, в 2012 году
наблюдается уменьшение в 8,2 раза, в 2013 году произошло увеличение в 6,7 раза.
Доля сделок, осуществленных на торгах,
(к общему количеству сделок)
незначительна и составляет по количеству и площади 0,2% и 0,1% соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/