помощью давали друг другу поручения.
К с. 20.
Большой мишка и маленькая машина
Ц е л ь. Учить осмысленно пользоваться игрушками, в данном случае — соотносить размеры мишки и машины.
Н о в ы е с л о в а. Лапа, болит, жалко (усвоить), перевернулась (понимать в данном контексте).
К с. 18—19.
По д г о т о в к а. За два-три дня чтения проверить, понимают ли дети слова посади, большой, маленький, мишка, машина.
инсценированный рассказ. Педагог подготавливает две машины — большую и маленькую — и несколько игрушек разного размера, среди которых
«большой» мишка, т. е. такой, которому мала маленькая машина, но хороша большая. (Можно провести инсценировку и с другими игрушками, но
сохраняя «масштабы».) Педагог показывает детям куклу и говорит: «Куклу зовут Зоя». Зоя рассматривает игрушки, потом выбирает мишку и пытается
посадить его в машину. Это непросто, но кое-как его удается укрепить в машине. Зоя везет машину, машина переворачивается, мишка падает. Педагог
бережно поднимает мишку, жалеет его, гладит, поясняет Зое: «Машина маленькая, мишка большой, мишка упал, мишке больно, жалко мишку».
дети видят огорченное выражение лица педагога, читают по табличке слова больно, жалко, вместе с педагогом гладят и утешают мишку. Затем сажают
его в большую машину и катают. Потом педагог предлагает кому-нибудь из детей провести инсценировку самостоятельно. Во время инсценировки он
обращается к детям с вопросами: «Верно? Правильно?», тем самым поддерживая их активность.
Перед чтением педагог вместе с де рассматривает иллюстрации. Затем дети устно-дактильно читают весь рассказ под руководством педагога. После
этого он ставит вопросы, чтобы проверить, понят ли текст:
«Почему упал мишка?», «Почему машина перевернулась?». Дети учатся понимать вопрос «Почему?», ориентируясь на выражение лица педагога. Если
дети затру ответить устно, они могут показать соответствующие действия, пользуясь игрушками.
На воспитательских часах рассказ еще раз прочитывается и разыгрывается.
Для закрепления усвоенного проводятся различные упражнения. На пример, из текста рассказа, написанного на доске, исключаются слова маленькая,
большой, перевернулась, лапа, жалко, болит. Таблички с этими словами педагог раздает детям, и они подбирают их к соответствующим предложениям.
Слова жалко и болит нужно употреблять в повседневной речи, с тем чтобы они были усвоены.
Спустя два-три месяца дети должны самостоятельно перечитать рас сказ и ответить на вопросы, пользуясь текстом.
Еще через некоторое время рекомендуется выразительно, выделяя рифму, прочитать стихотворение П. Образцова:
Вот из кубиков дом,
Мы в него войдём,
Маловат он для нас,
А для кукол в самый раз.
Выражение как раз следует пояснить: не большой и не маленький, как раз подходит. В дальнейшем это выражение желательно закрепить.