ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 10

 

 

помощью давали друг другу поручения.
К с. 20.
Большой мишка и маленькая машина
Ц е л ь. Учить осмысленно пользоваться игрушками, в данном случае — соотносить размеры мишки и машины.
Н о в ы е с л о в а. Лапа, болит, жалко (усвоить), перевернулась (понимать в данном контексте).
К с. 18—19.
По д г о т о в к а. За два-три дня чтения проверить, понимают ли дети слова посади, большой, маленький, мишка, машина.
инсценированный рассказ. Педагог подготавливает две машины — большую и маленькую — и несколько игрушек разного размера, среди которых 
«большой» мишка, т. е. такой, которому мала маленькая машина, но хороша большая. (Можно провести инсценировку и с другими игрушками, но 
сохраняя «масштабы».) Педагог показывает детям куклу и говорит: «Куклу зовут Зоя». Зоя рассматривает игрушки, потом выбирает мишку и пытается 
посадить его в машину. Это непросто, но кое-как его удается укрепить в машине. Зоя везет машину, машина переворачивается, мишка падает. Педагог 
бережно поднимает мишку, жалеет его, гладит, поясняет Зое: «Машина маленькая, мишка большой, мишка упал, мишке больно, жалко мишку».
дети видят огорченное выражение лица педагога, читают по табличке слова больно, жалко, вместе с педагогом гладят и утешают мишку. Затем сажают 
его в большую машину и катают. Потом педагог предлагает кому-нибудь из детей провести инсценировку самостоятельно. Во время инсценировки он 
обращается к детям с вопросами: «Верно? Правильно?», тем самым поддерживая их активность.
Перед чтением педагог вместе с де рассматривает иллюстрации. Затем дети устно-дактильно читают весь рассказ под руководством педагога. После 
этого он ставит вопросы, чтобы проверить, понят ли текст:
«Почему упал мишка?», «Почему машина перевернулась?». Дети учатся понимать вопрос «Почему?», ориентируясь на выражение лица педагога. Если 
дети затру ответить устно, они могут показать соответствующие действия, пользуясь игрушками.
На воспитательских часах рассказ еще раз прочитывается и разыгрывается.
Для закрепления усвоенного проводятся различные упражнения. На пример, из текста рассказа, написанного на доске, исключаются слова маленькая, 
большой, перевернулась, лапа, жалко, болит. Таблички с этими словами педагог раздает детям, и они подбирают их к соответствующим предложениям. 
Слова жалко и болит нужно употреблять в повседневной речи, с тем чтобы они были усвоены.
Спустя два-три месяца дети должны самостоятельно перечитать рас сказ и ответить на вопросы, пользуясь текстом.
Еще через некоторое время рекомендуется выразительно, выделяя рифму, прочитать стихотворение П. Образцова:
Вот из кубиков дом, 
Мы в него войдём,
Маловат он для нас, 
А для кукол в самый раз.
Выражение как раз следует пояснить: не большой и не маленький, как раз подходит. В дальнейшем это выражение желательно закрепить.

с. 22
Молодец Вова
Ц е л ь. Показать, что нужно уметь терпеть боль, не следует плакать и жаловаться.
Но в ы е с л о в а. Не плачет, побежал (усвоить новую форму слов), что случилось? (понимать в контексте).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа педагог проверяет, понимают ли дети слова упал, молодец, плачет.
инсценированный рассказ. Показывается, как мама и Вова с на прогулку, берут мяч, как Вова бежит за мячом и падает. К ноге куклы, исполняющей роль
Вовы, прикрепляется кусочек красного пластилина, что производит сильное впечатление на детей.
далее разыгрывается сцена «У врача», хотя ее и нет в рассказе. Теперь педагог поочередно исполняет роль то врача, то мамы.
На столике разложены вата, йод, бинт; рядом — соответствующие таблички. дети обычно с интересом прочитывают эти легкие слова и запоминают их.
Вове мажут рану йодом. Затем, изображая врача, педагог хвалит Вову: «Больно, но терпит. Не плачет. Молодец!»
дети должны уяснить, почему хвалят Вову: больно, но он терпит, не плачет. Он молодец. Мама и все дети по очереди гладят Вову по голове и говорят: 
«Молодец».
Ч т е н и е. После инсценировки дети приступают к чтению. Сначала рассматривают картинки и отвечают на вопросы педагога по этим картинкам: «Кто 
это?» (о мальчике и женщине на скамейке), «Что делает мальчик?» (на первой, второй, третьей картинке). Вводится вопрос «Что случилось?» Затем 
читают рассказ.
В быту закрепляются слова потерпи, не плачь, молодец.
К с. 23.
Шары
Ц е л ь. Сформировать представление о свойствах воздушного шара, а также элементарные эстетические представления.
Н о в ы е с л о в а. Шар, ветер, небо (понимать), красиво, улетел (усвоить), купил, вдруг, подул (понимать в пределах контекста).
Вот из кубиков дом, Мы в него не войдем,
Маловат он для нас, А для кукол — как раз.
П о д г о то в к а. Приступая к чтению рассказа, дети должны понимать слова гуляет, дует (обозначать их на прогулке в соответствующей ситуации с 
помощью табличек); знать цвета: красный, зеленый, Синий, желтый, уметь называть их, пользуясь табличками; понимать вопрос «Сколько?» и уметь 
пересчитывать предметы в пределах трех.
Знание названий цветов проверяется в процессе игры в «поручения» и на занятиях по изобразительной деятельности.
Пер   тем   как   перейти   к   чтению   рассказа,   следует   провести   подготовительную   работу.   Педагог   приносит   три   шара   разных   цветов,   дает   их   детям
рассмотреть, обратив внимание на то, как красиво сочетаются краски, как легки шары, потом выпускает воздух из одного шара и снова его надувает.
Можно подуть на шары, показать, что они реагируют на движение воздуха — летят.

Слово высоко нужно употреблять во время прогулок, обращая внимание детёй на высоко летящих птиц, высокие дома и т. п. Можно указать детям на то,
что высоко летящий самолет с земли кажется маленьким.
Ч т е ни е. дети читают каждое предложение и осмысляют его содержание, показывая, где папа, Лена, шары, небо, какой шар улетел. Затем рассказ
прочитывается целиком, после чего дети с помощью педагога отвечают на вопросы.
К с. 24—2 5.
Котенок
Ц е л ь. Научить правильному, ласковому обращению с домашними
животными.
Но в ы е с л о в а. Гладит, любит (понимать), кормит (усвоить).
П о д г о то в к а. К моменту чтения дети должны знать слово кот, понимать слова спит, ест, кормит, играет. Знание этих глаголов нужно проверить с 
помощью табличек и подписей к картинкам.
Инсценированный рассказ. Педагог на игрушечном котенке показывает, как следует ласково и бережно обращаться с котенком, как его брать, держать, 
гладить. Нужно объяснить детям, что котенок маленький и нуждается в защите человека. Противопоставляя правильное обращение с котенком 
неправильному, педагог поясняет: «Любит котенка», «Не любит котенка».
Ч те н и е. дети дважды читают рассказ хором. На следующий день дети снова читают рассказ и отвечают на вопросы, пользуясь текстом.
На занятиях по развитию речи этот рассказ можно использовать для усвоения вопросов кто? и кого? (»Кто кормит котенка?», Кого кормит Таня?», «Кто 
спит в корзине?», «Кого гладит Таня?»). В поручениях следует закрепить новую форму слов: покорми, поиграй, погладь. Слово любит не усваивается 
детьми после чтения рассказа, но оно должно стать ля них знакомым, ассоциироваться с хорошим, добрым отношением.
Маленькое стихотворение на с. 25 дети легко могут выучить и продекламировать на каком-нибудь празднике.
Через два-три месяца рассказ следует перечитать.
К с. 27.

Нашел бант

Ц е л ь. Воспитывать готовность помогать товарищам.
Но в ы е с л ов а. Потеряла (понимать), ада, нашел, спасибо (усвоить).
П о д г о т о в к а. Чтению рассказа предшествует игра, в процессе которой дети учатся понимать слова ищи, нашел.
Инсценированный рассказ. Вначале следует привлечь внимание детей к тому, что у Лили на голове бант. Играя с куклой, нужно незаметно снять бант и 
положить его под кукольную кровать. Затем обыгрывается момент, когда кукла «обнаруживает» пропажу и огорчается». Она говорит», обращаясь ко 
всем: «Я потеряла бант». Так вводится слово потеряла, которое дети прочитывают по табличке. Педагог может прокомментировать: «Ляля потеряла 
бант». Затем, пользуясь игрушками, он показывает, как дети хотят помочь Ляле, ищут бант. После того как Ляля поблагодарит Мишу, она говорит 
«спасибо» всем, кто ей помогал. Нужно постараться внушить ребятам, что за по мощь следует благодарить.

Ч т е ни е. После инсценировки дети дважды читают рассказ и под руководством педагога драматизируют его. Необходимо следить за тем, чтобы «игра» 
ребят не была «немой»; они должны сопровождать свои действия словами: Ляля потеряла бант; Я ищу бант; Бант под сто лом; Нет банта; Возьми бант; 
Спасибо. Затем следует несколько раз прочесть рассказ и ответить на вопросы, данные в книге. В заключение педагог пишет на доске текст рассказа, из 
которого исключают слова мяч, бант, спасибо. В процессе коллективного чтения дети подбирают нужное слово. Со временем педагог рассказывает 
аналогичный сюжет, например, как мальчик теряет кепку.
Спустя еще некоторое время можно вернуться к данному тексту: попросить ребят, глядя на картинку на с. 27, рассказать, что случилось.
К с. 28.
Ломать нельзя
Цель: Воспитывать бережное отношение к сделанному товарищами.
Новые слова: Сломал, плохой, стыдно (усвоить), построили (понимать).
Подготовка: К моменту чтения рассказа дети должны понимать и выполнять поручения с глаголом посторой (дом, забор), знать слово плохо и понимать 
слово нельзя.
Инсценированный рассказ. Педагог складывает из кубиков красивую постройку. «Приходят» две куклы; педагог показывает, как они любуются 
постройкой. Вдруг появляется мальчик  и грубо ломает постройку. Педагог должен очень выразительно показать и свое огорчение, и сове осуждение.
Чтение. Дети читают рассказ по предложениям. После каждого предложения делается пауза, дети рассматривают первую картинку, показывают Вову, 
куклу, дом. Потом разбирается вторая картинка.
На следующий день осуществляется повторное чтение рассказа и разбор по вопросам. Слова сломал, стыдно закрепляются в процессе общения и в игре 
«Подбери подпись к картинке».
К. с. 29
Почему заболела кукла
Ц ел ь. Объяснить, что в холодную погоду нужно тепло одеваться.
 Нов ы е с л о в а. Надела, заболела, без пальто, без шапки, без шар фа (понимать).
По д г о т о в к а. К моменту чтения дети должны знать названия верхней одежды и слова надень, болит.
Инсценированный рассказ. В инсценировке «участвуют» две куклы — большая и маленькая. Большая кукла — Валя. Она собирается на прогулку и 
тщательно одевается»: на куклу надевают шубу, шапку, варежки и т. д. дети участвуют в сборах: называют одежду, подсказывают, что забыли надеть. 
Педагог спрашивает: «Что еще надеть?» Можно пошутить, показан какую-нибудь легкую летнюю вещь. Наконец Валя готова. Она «берет» в руки 
маленькую куклу в легком платье и «уходит». Затем можно показать картинку, на которой изображен зимний двор И гуляющие дети. Они тепло одеты, а
кукла в одном платье. Кукле холодно. Педагог должен выразительно показать ребятам, что кукле холодно. Вот у нее начался жар. Валя укладывает куклу
в кровать.
К с. 30—31..
Вот елка...

Це л ь. дать детям представление о новогоднем празднике.
Новое словосочетание. Елочные игрушки (понимать названия игрушек).
Ч т е н и е. Сначала дети подробно разглядывают картинки, читают подписи — названия игрушек, выполняют задания типа: «Покажи шары, звезду, 
бусы». Потом педагог обращает внимание детей на маски; они с помощью педагога называют зверей: »Лиса, волк, заяц». В процессе чтения педагог 
рассказывает о новогоднем празднике: это зимний праздник, к этому празднику ставят елку, приходит дед Мороз, Снегурочка, звери; все танцуют около 
елки, дед Мороз дарит подарки; Новый год — очень красивый и веселый праздник.
К с. 32.
День рождения
Ц е л ь. Познакомить ребят с обычаем в день рождения дарить подарки, научить их благодарить за подарки.
Новые слова и словосочетание. Обними, поцелуй, подарок, день рождения (понимать).
Ч т е н и е. В процессе чтения рассказ иллюстрируется с помощью игрушек. Педагог представляет детям «именинника» — нарядного мальчика-куклу, 
дарит ему машину, обнимает и целует его, гладит по голове. «Именинник, «благодарит» маму, ребят.
Потом дети рассматривают картинки в книге и отвечают на вопросы. Педагог организует игру «День рождения». Один из ребят — именинник, 
остальные несут ему подарки: игрушки, карандаши, значки, ленты. Нужно показать, как дарить подарок, как его принимать, как благо дарить.
Спустя несколько дней дети снова перечитывают рассказ, отвечают на вопросы в книге.

К с. 33.
Один кубик
Ц е л ь. Обратить внимание детей на то, что кубики при постройке ставятся неслучайно.
Но в о е с л о в о. Высокая (понимать).
П о д г о т о в к а. дети должны понимать слова упал, построил.
Педагог говорит детям: «Будем строить». Затем он, советуясь с детьми, привлекая их внимание к постройке, складывает красивую башню с таким 
расчетом, чтобы при изъятии одного кубика она развалилась; это происходит на глазах у детей. Затем педагог строит другую башню и пробует снимать 
разные кубики сверху и сбоку, не разрушая башни. Таким образом детям демонстрируются определенные «строительные» законы.
Ч т е н и е. После этого дети читают рассказ и отвечают на вопросы.
Всех угостила
Це л ь. Воспитывать у детей привычку делиться с товарищами, угощать их; показать, как должны себя вести те, кто угощает, и те, кто принимает 
угощение.
Новое слово и словосочетание. Угости, можно угостить.

 П о д г о т о в к а. дети должны понимать слова бабушка, ребята, конфета.
Инсценированный рассказ. Педагог показывает,   как бабушка дарит Кате конфеты, как Катя их принимает, спрашивает бабушку, можно ли угостить
ребят. Бабушка одобряет желание внучки. Педагог подчеркивает, что Катя не ела конфеты одна, вспомнила о ребятах, показывает, как охотно Катя
угощает ребят, говоря: «Возьми, пожалуйста!» дается образец правильного поведения детей: они не хватают, не выбирают конфеты; благодарят Катю;
развернув конфету, не бросают бумажку на пол, а кладут ее на стол или в корзину для мусора. Следует подвести ребят к выводу о том, что одному есть
некрасиво, нужно угощать других.
Ч т е н и е. дети самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы педагога и драматизируют рассказ. Желательно, чтобы на занятиях по лепке были
заранее сделаны конфеты из пластилина, обернуты В цветные бумажки и уложены в коробку из-под конфет.
В дальнейшем в быту и в игре нужно давать детям поручения со словом угости, учить их пользоваться словом угостила, показать, что это не то же самое,
что дала, и относится только к пище. Необходимо следить за тем, чтобы ребята в быту следовали показанному образцу.
К с.36
Мы строим дом
Це л ь. Показать привлекательность дружной совместной работы, игры.
Н о в ы е с л о в а. Дом (усвоить), песок, дружно (понимать).
П о д г о т о в к а. Незадолго до чтения рассказа педагог обращает внимание на то, что из песка можно делать разные постройки. Используя картинки или
игрушки, педагог вместе с детьми проговаривает слова стена, крыша, забор, ворота, строить.
Ч т е н и е. Сначала дети читают рассказ по предложениям, показывая соответствующие фрагменты рисунка. Потом они несколько раз читают рассказ
целиком. Педагог проводит беседу по вопросам: «Кто играл?», «Что строили?», «Кто делал крышу?», «Кто убирал песок?»
Спустя некоторое время дети вместе с воспитателем на прогулке строят из песка дом, забор. Воспитатель часто повторяет ребятам слово дружно,
подчеркивает, как это приятно и весело работать дружно, вот и постройка получилась хорошая, потому что работали дружно.
К с. 38.
Лети, птичка!
Ц е л ь. Пробудить интерес к птицам, воспитывать бережное, заботливое отношение к ним, дать представление о том, что птицам лучше жить на воле, 
чем в клетке.
Н о в ы е с л о в а. Весна, клетка, на волю (понимать), лети (усвоить новую форму слова).
П о д г о т о в к а. К моменту чтения дети должны знать слово птица (птичка). Чтению предшествуют наблюдения за птицами, живущими на воле и в 
клетке (если есть в группе).
Инсценированный рассказ. Используя игрушки и клетку, следует показать, как нужно ухаживать за птичкой. Рассказ педагога должен быть значительно 
подробнее, чем текст в книге. Желательно, что бы роль мальчика исполнил сам педагог. Для этого достаточно надеть кепку и сообщить ребятам: «Я — 
мальчик Вова. У меня птичка». В роли Вовы педагог чистит клетку, гладит птичку, кормит, поит, разговаривает с ней. Можно взяв птичку в руки, 
подойти с ней к окну, рассматривать небо, солнце, деревья, птиц, летающих за окном. С помощью жестов и мимики нужно показать ребятам, что птица 
скучает. Хотя Вова и заботится о ней, но птичке хочется быть вместе с другими — там, за окном. Когда ребята поймут это и начнут сочувствовать птице,

Вова спрашивает у них: «Что делать?» — и, как будто внезапно догадавшись, открывает клетку и форточку и говорит: «Лети, птичка!»
Ч т е н и е. дети читают текст по предложениям. Педагог проверяет понимание прочитанного, предлагая детям показать соответствующий рисунок. 
Рассказ нужно прочитать два-три раза. На следующий день дети снова читают рассказ, отвечают на вопросы педагога, рассматривают иллюстрации, 
после чего детям можно предложить инсценировать рассказ. Поначалу педагог должен принимать активное участие в инсценировании, подсказывать 
порядок действий, задавать вопросы.
На занятиях по изобразительной деятельности можно сделать рисунки (или аппликации) на тему этого рассказа.
К с. 39.
Вертушки
Ц е л ь. Показать, что вертушки вращаются на ветру, если они правильно сделаны, обратить внимание детей на то, что это красиво.
Н о в ы е с л о в а. Вертушка (-и) (понимать), красиво (усвоить).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа на занятиях по конструированию дети с педагогом делают вертушки. При этом педагог 
объясняет детям: чтобы получилось красиво, нужно выбрать кра сивую бумагу, аккуратно и правильно сложить ее и вырезать. Готовьте вертушки 
рассматривают все ребята; педагог отмечает наиболее удачно выполненные изделия.
Ч т е н и е. Ребята вместе с педагогом по фразам читают рассказ; для проверки понимания текста используются рисунки.
Затем дети самостоятельно перечитывают весь рассказ.
Отправляясь на прогулку, ребята берут с собой вертушки. Воспитатель организует наблюдение за вертушками, поясняет, почему они вертятся. На 
следующий день дети с педагогом вновь перечитывают рассказ и отвечают на вопросы в книге. В процессе беседы желательно употреблять слова 
красиво, некрасиво.
К с. 40.
Умный Бобик
Ц е л ь. Показать детям, что собака может быть и умной, и доброй; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Н о в ы е с л о в а. Забыла (в значении «оставила»), принеси (усвоить), принес (понимать в данном контексте).
П о д готов к а. Повторить слово забыла в значении «не вспомнила». Инсценированное чтение. Педагог показывает детям игрушечную собаку, 
маленькую куклу и куклу побольше. «Собаку зовут Бобик говорит он.— Куклу зовут Соня». Затем педагог читает рассказ, иллюстрируя чтение с 
помощью игрушек. Рассказ читается два-три раза. Чтение должно быть выразительным: нужно показать, как удивлен Бобик, увидев куклу, как он ее 
осматривает, как бережно берет и бежит к Соне. Этот маленький рассказ можно сделать очень интересным для ребят, если при разборе более полно 
раскрыть его смысл: нельзя бросать игрушки, в том числе куклу, которая по-своему тоже друг, «дочка»; со бака добрая, потому что пожалела куклу, 
принесла ее Соне.
Ч т е н и е. После инсценированного чтения и беседы дети несколько раз читают рассказ, отвечают на вопросы. Можно попросить кого-либо из детей 
пересказать текст, ориентируясь на картинки в книге.
К с. 41.

Тяпа не игрушка
Ц е л ь. Показать, что живые существа (кошка, собака) в отличие от неодушевленных предметов — игрушек обладают собственной волей; их нельзя 
принуждать к игре.
Н о в ы е с л о в а. Не хочет (усвоить новую форму слова), живая (понимать в контексте противопоставления игрушке).
П о д г о т о в к а. Проверить понимание слов хочу, не хочу. дети должны выполнить поручения со словами посади (на стул, на пол, в машину), покатай 
(на санках, в машине, на велосипеде).
Ч т е н и е. Ребята с педагогом читают рассказ, рассматривая картинки в книге. Можно, готовясь к занятию, разместить на столе несколько игрушек: 
положить куклу, поднять лапу мишке, посадить зайца — и таким образом продемонстрировать ребятам, что игрушки неподвижны, «послушный». После 
этого, иллюстрируя текст рассказа, можно посадить несколько игрушек в машину и «покатать» их. Затем педагог поясняет:
«Тяпа — не игрушка, Тяпа — живая» — и перечисляет признаки живо го существа: самостоятельно передвигается, ест, пьет, умная, добрая (все эти 
слова даются на табличке, чтобы дети запомнили эти признаки).
Затем педагог просит ребят показать на картинке игрушечного мишку, зайца и настоящую живую собаку. Все дети должны выполнить это задание и, 
прочитав рассказ, объяснить, почему Тяпа убегает.
После того как рассказ будет прочитан еще несколько раз, дети отвечают на вопросы педагога и пересказывают текст по картинке с помощью табличек. 
На занятиях по изобразительной деятельности можно сделать рисунки или аппликации на данную тему.
К с. 42—43.
Летом
Ц е л ь. дать представление о летней природе.
Н о в ы е с л о в а. Лето, ягоды, грибы, река (усвоить), купаться (понимать).
П о д г о т о в ка. Приступая к работе над этой темой, педагог должен заготовить таблички с названиями овощей и фруктов — тех, что изображены в 
книге, и тех, которые в книгу не вошли, но часто используются в повседневной жизни. Нужны также таблички со словами отдыхали, загорали, читали, 
рисовали, играли, купались, в лес. в сад, в огород, на речку.
Основная часть работы по этой теме проводится во время подготовки к чтению и на этапе закрепления материала. После чтения текста педагог 
предлагает детям различные варианты упражнений и игр: например, педагог пишет на доске фразу: «Летом мы ходили...» — и показывает детям 
таблички «в лес», «в сад«, «на речку» (можно дать несколько табличек с неподходящими к данному предложению словами).
Затем, пользуясь картинками в книге и дополнительными картинками, если они имеются, педагог показывает детям разные овощи и фрукты и просит их 
найти соответствующее название на табличках.
После этого педагог пишет на доске: «Летом мы...», предварительно раздав детям таблички со словами, обозначающими летние занятия.
дети читают начало фразы и подбирают подходящее слово (для контроля можно дать несколько несоответствующих слов).
Можно показать картинки с изображениями по-летнему и по-зимнему одетых людей, летние и зимние пейзажи. Ребята должны назвать время года и 
обосновать свой ответ («Почему ты так думаешь?»).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..