ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 8

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Введение
Дошкольное детство является определяющим периодом в становлении и развитии личности. Именно в эти годы закладываются основы нравственных и
этических представлений, которые в дальнейшем определяют поведение человека в обществе, его социальную значимость.
дошкольное детство — период человеческой жизни, отмеченный особой восприимчивостью, способностью накапливать знания, впечатления, остро и
непосредственно   реагировать   на   них.   На   основе   усвоенного   наглядным   путем   опыта   формируется   интеллектуальный   и   нравственный   фундамент
личности.
Нет   нужды   пояснять,   что   данная   характеристика   дошкольного   периода   в   равной   мере   относится   к   глухим   и   слышащим   детям,   но   впечатления,
доступные ребенку, воспринимающему жизнь не только через зрение, но также и с помощью слуха, неизмеримо богаче и разнообразнее, чем те, которые
выпадают   на   долю   глухого   дошкольника.   Поэтому   одной   из   главных   задач   воспитания   глухого   является   восполнение   недостающих   жизненных
впечатлений,   расширение   представлений   об   окружающем   мире,   пробуждение   эмоций   и   духовной   жизни,   т.   е.   компенсация   ущерба,   нанесенного
развитию ребенка глухотой.
В этом сложном и важном процессе велика роль детской художественной литературы, которую нормальные дети воспринимают на первых порах через
устное слово взрослых. Отсутствие у глухих дошкольников слуха и речи не может служить основанием для лишения их такого важнейшего средства
познания, как чтение художественной литературы. Многочисленные наблюдения и педагогический эксперимент, осуществленный нами, подтверждают,
что   приобщение   глухих   к   детской   художественной   литературе,   пусть   в   меньшем   объеме,   в   обедненном   качестве,   с   использованием   специальных
методических средств и приемов, играет огромную роль в становлении их личности.
Нормальные дети с раннего возраста становятся слушателями. За дача всех, кто причастен к воспитанию глухих,— как можно раньше сделать их
читателями.
Жизнь, наука  давно доказали  возможность  достижения  глухими от  рождения  (или оглохшими  до усвоения  речи)  высокого  уровня умственного  и
речевого развития. В школьном возрасте им может быть доступен ряд литературных произведений, предназначенных для слышащих более младшего
возраста. К концу обучения в школе многие глухие учащиеся в состоянии читать те же книги, что и их слышащие сверстники. Однако для достижения
такого   уровня   овладения   чтением   необходимо   «с   младых   ногтей»   и   в  течение   всего   времени   обучения   развивать   и   закреплять   навык   понимания
письменной   речи,   используя   сначала   облегченные   специально   составленные   тексты,   затем   адаптированные   литературные   тексты   и,   наконец,
оригинальные произведения.
Программа воспитания и обучения глухих дошкольников уже на первом году обучения предусматривает формирование навыка аналитического чтения.
Но эмоциональное и эстетическое воздействие упрощенного книжного текста, который читает глухой ребенок четырех-пяти лет, не может идти ни в
какое сравнение с тем воздействием, которое оказывает на слышащего восприятие речи во всей ее стилистической и интонационной выразительности.
Восполнить эту разницу, возместить глухим детям отсутствие эмоционального восприятия — сложная и важная за дача. для ее решения разработаны
конкретные методические указания, предусматривающие широкое использование приема рассказывания.
С   раннего   возраста   в   жизнь   слышащего   ребенка   легко   и   естественно   входит   устный   рассказ   взрослого,   являющийся   как   бы   предшественником
самостоятельного чтения. По этой же модели — через рассказ к самостоятельному чтению — должно осуществляться и приобщение к литературе глухих
дошкольников.
Книга и методическое руководство к ней являются результатом многолетнего исследования, посвященного поискам путей и возможностей приобщения
глухих дошкольников к чтению художественной литера туры, воспитания интереса и любви к книге. Разумеется, примитивные, предельно облегченные
тексты, предлагаемые для чтения на первых порах обучения, лишь очень условно можно назвать художественными. И все же с помощью этих текстов
перед глухими дошкольниками открывается мир чувств, образов, понятий, знаний; они впервые знакомятся с жанром рассказа.
Книга «Читаю сам» — не учебник. Прообразом ее являются сборники маленьких рассказов из серии «Читаем сами», предназначенные для слышащих
младших школьников. Книга «Читаю сам» используется сурдопедагогами для решения ряда задач, в частности для воспитания у детей интереса к книге,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..