Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 16 17 18 19 ..
ченйя, связанные с деятельностью детей — игрой, трудом (уборка группы, уход за растениями). При работе над текстом, составленным на основе по- ручений, продуктивно используют творческие игры с кук- лой. В зависимости от того, какой обиходный словарь следует закрепить, выбирают ту или иную тему. Такими темами могут быть, например, следующие: «Построим кукле дом», «Купание куклы», «Стирка белья» и т. д. Могут быть и режимные моменты (питание, гуляние, укладывание). Проведение этих игр планируется совме- стно с воспитателем. Перед каждой игрой-занятием воспитатель проверяет знание детьми выражений, связанных с тем или иным видом деятельности. Это делается, скажем, в связи с иг- рой «Будем купать куклу». Подготовкой к проведению указанной игры служит настольная игра «Что надо?». Во время этой игры дети называют, что надо приготовить для купания куклы. Непосредственно перед составле- нием текста организуется творческая игра детей, во вре- мя которой они купают куклу. В процессе игры воспи- татель дает детям некоторые специфические выражения, о чем педагог предварительно договаривается с воспита- телем. На следующий день педагог сам проводит два занятия на эту же тему. Первое занятие — игра в «пору- чения», чтение и пересказ текста, составленного на осно- ве проведенной игры. В качестве образца приводим краткое описание таких занятий. Цель занятия — упражнение в понимании поручений, связанных с бытом детей, чтение и понимание повество- вательного текста, умение пересказать текст. Тема игры «Купание куклы». Организовав детей, педагог сообщает им тему игры:' Будем купать куклу. После этого педагог спрашивает: Что для этого нужно? Дети перечисляют: Ванна, вода, губка, мыло и т. д. Затем педагог дает (по табличке или дактильно) поручения: Сережа, положи клеенку на стол и принеси ванну. Володя, налей воды (горячей, холод- ной). Ира, принеси мыло, губку и полотенце. Таня, при- неси куклу Олю и раздень ее. Люда, вымой куклу. Валя, вытри куклу и уложи ее спать и т. д. Разумеется, при этом сохраняется весь колорит игры. Дети должны бережно нести и наливать воображаемую воду, разбавлять горячую холодной и т. д. Во время вы- 250 полнения поручения один из детей называет выполняе- мое действие, например: несет ванну, наливает воду, купает куклу и т. д. Остальные повторяют за ним хором. Во время купания педагог стимулирует активность де- тей. Они подсказывают: Мой пятки, спину, уши, шею. Кроме того, они следят за правильным выполнением- действия (надо не уронить куклу, вытереть ее насухо и т. д.). Чистую куклу вытирают, укутывают в одеяло, укладывают спать или одевают (в зависимости от за- мысла). На этом первое занятие заканчивается. На втором занятии по вопросам педагога восстанав- ливается ход игры в форме описательного текста, кото- рый и записывается на доске. Запись имеет примерно такой вид: Мы купали куклу Олю. Сережа принес ванну. Володя налил горячую и холодную воду. Ира принесла губку, мыло, полотенце. Таня раздела куклу и посадила ее в ванну. Люда вымыла Олю. Валя положила Олю спать. Когда запись произведена, дети хором прочитывают весь текст. После того как дети три-четыре раза (в течение ме- сяца) повторят эту игру, которая каждый раз кажется им новой, так как меняются действующие лица и объект купания, они обычно запоминают текст настолько, что могут его воспроизвести на память. Постепенно услож- няется текст описания, расширяется его объем. Предложенное описание занятия лишь образец. Пе- дагог каждой группы должен строить занятия, сообра- зуясь с выбранной им темой, объемом и содержанием со- ставленного текста. Такого рода работа начинается в конце второго года обучения и продолжается все последующие годы. | Описание занятий, проводимых на третьем году обу- чения. Первое з а н я т и е Программное содержание: рассказ-описание на осно- ве выполненных поручений. Методические приемы: выполнение поручений, чтение текста, самостоятельный пересказ. Оборудование (игрушечное). Макет комнаты; мебель: шкаф, сервант, кровать, стол, кресла, диван, хо- 251 |