Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 16

 

 

беседа по картинке (рис. 13). Уточняется кто стоит справа,

слева, посредине; кто рисует справа, слева, посредине 

!

.

Разнообразить   эту   игру   можно   бесконечно,   в   зави-

симости от того, какой материал подлежит закреплению.

Временные   представления,   подлежащие   усвоению   на

этом   году   обучения,   выражаются   словами  сейчас,   те-

перь, потом, после, давно, недавно, раньше.  Этот мини-

мум дети должны усвоить непосредственно в общении.

Для   формирования   понятий  утром,   днем,   вечером,

ночью  рекомендуется   изготовить   часы.   Когда   дети   овла-

девают этими представлениями, они делают часы, на ци-

ферблате которых отображается время суток и перечис-

ляются те виды занятий, которые дети выполняют в это

время. Пособие это вводится к концу четвертого года обу-

чения и широко используется на пятом году. Когда дети

отправляются вечером спать, стрелка передвигается на

то   место   циферблата,   где   написано   слово  ночь.  Утром

стрелку   переставляют   на   то   место   циферблата,   где   на-

писано  день.  При   этом   дети  говорят:  Сейчас   день,   мы

будем заниматься, гулять, играть.

Такой   же   передвижной   календарь   делается   и   для

определения времен года. На этом году обучения погода

определяется   детьми   уже   в   форме   связного   текста   из

двух-трех предложений. Кроме того, на тему о време

1

нах года дети читают соответствующие тексты.

Грамматические   обобщения,   сделанные  Грамматические

детьми на втором и третьем году обучения, уточняются и

закрепляются сейчас  в играх-упражнениях на новом, изо

дня   в   день   расширяющемся   лексическом   материале.

Каждая новая тема  дается обязательно в сопоставлении с

ранее усвоенной. Первая тема данного года — обобщение

форм глаголов, самостоятельное образование формы 3-го

лица   множественного   числа   настоящего   времени.   Дети

должны   узнать  о   существующей   зависимости   между

окончаниями   глаголов   во   множественном   числе   и   их

окончаниями в единственном числе.

Используя   знакомые   детям   глаголы,   следует  прово-

дить систему занятий, подводящую детей к обобщениям.

Для этого рекомендуется: а) изготовление тематических

картинок и составление по ним предложений (рис. 14);

б)  составление  справочной таблицы;  в)  проведение  игры

«Угадай,   что   делает?»

1

;   г)   составление   сюжетного   рас-

сказа   по   картинке,   на   которой   изображено   большое   ко-

личество разнообразных действий, выполняемых разны-

ми лицами. Так, например, на картинках могут быть изо-

бражены дети, выполняющие различные действия, назва-

ния которых в настоящем времени оканчиваются на  -em.

Желательно, чтобы на материале этих картинок дети не

только упражнялись в правильном изменении слов, но и

уточняли их лексическое значение. Имеются три картин-

ки. На одной девочка играет с куклой; на другой мальчик

играет с паровозом; на третьей группа детей играет в ло-

то. Педагог последовательно спрашивает:  Что делает де-

вочка?  Ребенок   отвечает:  Она  играет.  Педагог  спраши-

вает:  Что делает мальчик?  Ребенок отвечает:  Он играет.

Педагог:  Что   делают   мальчик   и  девочка?  Ребенок:  Они

играют.  Затем педагог ставит обобщающий вопрос:  Что

делают все дети? Дети отвечают: Играют.

Таким   образом,   дети   не   только   упражняются   в   упо-

треблении   новой   формы   глагола,   но   и   получают   пред-

ставление   об   обобщающем   значении   слова  играть  (ри-

сунок) .

Точно так же формируется у детей понятие-обобще-

ние  прыгать.  По картинке дети упражняются в называ-

нии   глагола  прыгать  в  единственном   и  множественном

числе.  Это  действие  выполняется  разными  детьми и  по-

разному:   девочка   прыгает   через   веревочку;   мальчик

прыгает   без   веревочки;   девочка   прыгает   через   веревку,

которую вертят ее подруги.

Для усвоения обобщающего значения глагола  ест  

едят  используют картинку, на которой изображены дети.

Они едят суп, арбуз, конфету, бутерброд. '

Для закрепления грамматических обобщений исполь-

зуют сюжетные  картинки,  работа  над которыми  разви-

вает   описательно-повествовательную   речь.   Но   основная

цель работы по таким картинкам — упражнение детей

в   образовании   форм   глаголов,   закрепление   типичных

словосочетаний, практическое развитие чувства языка.

На   первом   занятии   педагог   подбирает   картинки,   на

которых изображены дети, выполняющие различные

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

218

1

 Необходимо и здесь показать относительность этих понятий.

1

 Описание игры см. на стр. 221.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

можность  убедиться   в  правильности   их  предположения.

Вслед  за   этим  каждый  из детей, выполняя  поручения,

должен ответить на вопрос:  Что ты делаешь? (Что ты

делал?)  В ответе  должна  быть форма глагола  в 1-м

лице.   Окончания   глаголов   1-го   и   3-го   лица   наглядно

сопоставляются педагогом.

По мере усвоения глаголов первого спряжения (на -

угп, -юm) переходят ко второй форме спряжения (на  -

ат,-ят).

По такой же схеме проводится игра на усвоение не-

правильных глаголов.

Для справок составляется таблица наиболее обиход-

ных глаголов:

ет, -ют(-ут)

играв т — играют

умывается—умываются

читает— чита ют

одевается—одеваются

рису ет — рису ют

раздевается —раздеваются

летает — летают

занимается—занимаются

работа em — работают смеется—смеются

гуляет—гуляют

деретсядерутся

идет—идут

несет—несут

плачет—плачут

-ит, -ят(ат)

строит—строят 

лепитлепят 

любит—любят 

говорит—говорят 

спит—спят учит—

учат

Запомни:

ест — едят,  пьет — пьют,  бежит — бегут, 

хочет — хотят.

Следующее   программное   требование   —   знать   совер-

шенный вид не  менее 20 обиходных глаголов.  Некоторые

из   обиходных   глаголов   дети   усвоили   еще   в   прошлые

годы  именно  в форме  совершенного  вида  и  только в  од-

ной   этой   форме,   поскольку   именно   так   их   чаще   всего

используют в общении. Этот факт лишний раз подтвер-

223

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ждает, что изучение грамматических обобщений не цель,

а лишь средство, облегчающее практическое пользова-

ние   языком.   Усвоить   все   виды   глаголов,   этой   самой

трудной   грамматической   категории,   надо   не   для   того,

чтобы  дети дошкольного  возраста  умели преобразовы-

вать глаголы из одной формы в другую (это необходимо

уяснить и твердо усвоить сурдопедагогам), а только для

того,   чтобы   научить   детей   практически   пользоваться

различными   видами   глаголов   в   грамматической   форме,

наиболее обиходной для каждого из них.

В   том   случае,   когда   разные   виды   одного   и   того   же

обиходного   глагола   резко   отличаются   друг   от   друга

(идет  —  пришел, говори  —  сказал),  дети усваивают их

как   отдельные   лексические   единицы.   Программное   тре-

бование этого года — знать не менее 20 обиходных гла-

голов  совершенного   вида   -   -   требует  уже   подведения

детей к некоторому обобщению.

Для   этого   отбираются   глаголы,   наиболее   употреби-

тельные в форме совершенного вида. Отбираются они из

числа   глаголов,   усвоенных   детьми   в   другой   граммати-

ческой   форме,   например   в   повелительном   или   изъяви-

тельном   наклонении   несовершенного   вида.   Упражнения

проводятся   таким   образом.   Каждому   из   детей   группы

дается свое поручение. Дети по очереди их выполняют.

После  выполнения  данных им-поручений проводится  бе-

седа.   Ответы   детей   пишутся   на   доске   под  общим   заго-

ловком   «Что   мы   сделали».   Педагог   записывает   ответ

каждого из детей. Запись принимает такой вид:

Ч т о   д е л а е т ?

Ч т о   с д е л а л ?

Толя рисует (шар). Толя нарисовал (шар). 

Витя пишет (слово). — Витя написал (слово).

Сопоставляя пары предложений детей учат различать

эти   две   грамматические   формы   глаголов   по   значению.

Основную функцию в образовании видов играет пристав-

ка. Но их великое множество, и давать их детям как спо-

соб выражения совершенного действия, конечно, не сле-

дует. Но поскольку сам педагог исходит из знания этого

правила, то он, подбирая 20 обиходных глаголов, группи-

рует   их   по   принципу,   на   который   указывалось   выше.

Подбор педагогом отдельных групп глаголов с  однород-

ными приставками помогает подвести детей к обобще-

15    Б. Д.  Корсунская

225

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нйй; как и в Других случаях, отдельно выделяются  ис-

ключения, которые детям нужно запомнить.

Желательно, чтобы эти глаголы совершенного вида

были вывешены на время в группе в форме таблицы для

справок.   Эти   глаголы   даются   в   сопоставлении   для

уяснения   разницы   между   глаголом-приказанием   и   гла-

голом-отчетом.

ищи — нашел скажи 

— сказал

читай — прочел мой 

— вымыл
подари 
— подарил 

шей — зашил оденься 

— оделся

Отдельно вывешивается таблица с глаголами, кото-

рые дети должны запомнить:

закричал, заплакал, засмеялся;

пришел, приехал, уехал;

Следующее программное требование — уметь по ти-

пичным окончаниям обиходных существительных осуще-

ствлять   согласования,   уметь   самостоятельно   ставить

вопросы к прилагательным.

Для закрепления этого навыка, формирование кото-*

рого   началось   еще   на   втором   году,   мы   рекомендуем

изготовить   специальные   картинки,   имея   в   виду   их   опи-

сание.   При   этом   следует   сделать   иллюстрации   для   за-

крепления   навыка   согласования   прилагательных   с   су-

ществительными,   имеющими   твердые   и   мягкие   оконча-

ния. Так,  например,  детям можно  предложить описать

две картинки. На одной из них — красная ваза, красные

цветы,   красные   яблоки,   а   за   окном   красное   солнце.   На

другой — синие цветы, небо, чайник и ваза. Таким об-

разом,   в   обоих   случаях   при   описании   обеспечено   само-

стоятельное   согласование   прилагательных   с   существи-

тельными   всех   родов   в   единственном   и   множественном

числе (рис. 17).

Дети также неоднократно упражняются в согласова-

нии и на занятиях по изобразительной деятельности. Все

же   эта   тема   остается   одной   из   самых   трудных.   Чтобы

обеспечить ее усвоение, необходимы многократные

226

упражнения в употреблении наиболее обиходных слово-

сочетаний. При любом описании предметов их названия

следует сочетать с прилагательными. При любом харак-

тере ответов детей необходимо спрашивать, почему

в слове то или иное окончание. Например, педагог спра-

шивает:  Почему   в   слове  черная  окончание  -ая?  Дети

отвечают:  Потому что в слове  доска  окончание -а.  Пя-

тилетний  Сережа   Б.  не  соглашается  исправить  в  своем

самостоятельном   рассказе   окончание   в   словосочетании

облака розовая, мотивируя это тем, что в слове облака

в конце -а. Хотя он и знал, что окна большие, потому что

два окна, в отношении слова облака он поправки не при-

нимал. Он упорно говорил: Одна облака. В данном слу-

чае воспитателем, который дал ребенку слово  облако,

была допущена ошибка: ребенок не знал, что слово обла-

ка обозначает множество.

На четвертом году обучения дети должны не только

уметь раскладывать слова, написанные на табличках,

но и по памяти подбирать слова к каждому из вопросов.

Это   упражнение   дается   после   того,   как   несколько   раз

проводилась   классификация   слов   по   вопросам.   Здесь

должна быть проявлена большая внимательность со сто-

роны педагога, так как ему надо следить, чтобы задание

не выполнялось формально, механически; при таком его

выполнении ребенок ориентируется только на окончание

слова,   не   улавливая   его   смысла.   Выборочно   проверяя

детей, педагог должен убедиться в том, что за каждым

словом   имеется   точное   представление.   Известно,   что

дети, прекрасно классифицировавшие предметы, относя

их  к  обобщающим словам  мебель,  транспорт,  теперь,

когда требовалась классификация по частям речи, сло-

ва  буфет  и  самолет  относят   к   глаголам,   механически

ориентируясь только на окончание - em.

При подборе слов для классификации следует также

включить и такие пары слов, как спать — спальня, само-

лет— летит, глина — глиняный, краска — красить, чтобы,

распределяя слова, дети ориентировались не только  на

их   значение,   но   и   на   формальные   признаки,   грамма-

тические формы. Надо добиться, чтобы при классифи-

кации   дети   мысленно   воспроизводили   соответствующие

образы предметов.

В этом году в таблице с вопросами, по которым дети

классифицируют усваиваемые ими новые слова, должен
15*

227

строи — построил 

стирай — 

постирал

делай — сделал 

лепи слепил

пиши — написал 

рисуй — 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

стоять уже не один вопрос  кто?  или  что делает?,  а целая

группа падежных вопросов: кто? кого? кому? (одна груп-

па);  что? чего? чем?  (другая группа);  что делает? что де-

лал? что сделал? (третья группа).

Новая   классификация   очень   трудно   воспринимается

детьми. У них еще живо представление  о прежней,  когда

они распределяли слова лишь по отдельным вопросам,

а не по всем падежам. Эта работа проводится еще и в те-

чение всего пятого года обучения. Но уже сейчас, после

проведения   предварительных   занятий   и   работы   с   инди-

видуальными   конвертами,   следует   начать   понемногу

упражнять в этом детей во время игр.

Учить детей рассматривать предметы и даже слова по-

разному, в зависимости от поставленной цели — значит

сделать   многое   для   формирования   отвлеченного   мыш-

ления. Слово  буфет  ребенок должен отнести к вопросу

что?, если классификация происходит по частям речи, и

к группе  мебель,  если классификация идет по обобщаю-

щим словам. Буфет — это слово, про которое следует ска-

зать  он  (отнести   к   мужскому   роду),   когда   речь   идет   о

классификации по родам. И наконец,  буфет  — это слово,

оканчивающееся   на   букву  m  и   потому   относящееся   к

группе   слов,   требующих  после   себя   во  множественном

числе окончания -ы.

ПЯТЫЙ    ГОД    ОБУЧЕНИЯ

Н а   п я т о м   г о д у   о б у ч е н и я   н а р я д у   с   ф о р -

Лексические         мированием   лексических   обобщений   в

обобщения

г

 <

Л

той форме, как это было в прежние годы,

проводится   и  так  называемая   словарная   работа,   близ-

кая по своему характеру к той, которая имеет место при

обучении   слышащих   дошкольников.   Уровень   развития

речи   глухих   дошкольников   позволяет   теперь   в   значи-

тельно большей  степени  использовать  ту  методику раз-

вития   речи   и   обучения   языку,   которая   применяется   при

обучении слышащих дошкольников.

Поэтому   мы   отсылаем   педагогов   и   воспитателей,

владеющих специфическими средствами обучения, к об-

щей   методике,   а   здесь   ограничимся   лишь   некоторыми

методическими  указаниями к  работе   над  темами,   входя-

щими в программу обучения глухих детей,

229

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема «Люди, окружающие ребенка» представлена на

пятом году обучения частной подтемой «Семья».

Детям   нужно   дать   представление   о   родственных

отношениях: в самой простой и наглядной форме пока-

зать разницу в возрасте разных поколений. Дети с тру-

дом понимают, что один и тот же человек может одно-

временно быть сыном, братом и отцом.

Начиная   работу   над   темой,   следует   использовать

семейные фотографии детей. Надо предупредить об од-

ной  весьма   распространенной   ошибке.   На   многих  фото-

графиях, картинах часто изображается семья, состоящая

из семи человек - - родителей, троих детей, бабушки и

дедушки. Отсюда дети приходят к неверному выводу

о   том,   что   название   «семья»   обусловлено   количеством

членов семьи. Исходя из этого вывода, они говорят, что

у них пятья или шестья. Естественно, что детям тщатель-

но разъясняют, что в семье может быть разное количе-

ство человек.

Во время работы над темой «Семья» уточняются по-

нятия  взрослые  и  дети,  расширяются сведения детей

о внешности человека и закрепляется навык, связанный с

описанием внешности. Эти описания должны становиться

более   обширными   и   точными   по   содержанию,   чем   в

прошлые   годы.   После   того   как   тема   пройдена,   детям   "

предлагают описать кого-нибудь из членов его семьи.

В результате работы по теме дети должны уметь ответить

на   вопросы:  Сколько   человек   в   вашей   семье?   Есть   ли

братья   (сестры,   бабушка,   дедушка)?   Как   их   зовут?

Сколько   им   лет?   Где   и   кем   работают   родители?  Дети

должны   уметь   спросить   у   взрослых:  А   у   вас   большая

семья? Как зовут вашего сына?  Они должны уметь спро-

сить своих сверстников об их семье.

Работа по этой теме связывается со следующей про-

граммной темой - - «Профессии». Беседуя с детьми об

их семьях, им дают названия профессий родителей (порт-

ниха,   учительница,   повар,   врач   и   т.   д.).   Если   ребенку

недоступно   понимание   профессии   родных,   дело   огра-

ничивается определением:  Папа (мама) работает на за-

воде (фабрике и т. д.). От профессии родных переходят

к описанию других профессий. К усвоению этой темы

детей готовят в ходе наблюдений за трудом взрослых.

Эти  наблюдения   проводятся   систематически   уже

с третьего года обучения,

230

Общаясь со взрослыми на протяжении всех лет обу-

чения, дети узнавали и названия профессий, но это были

лишь отрывочные сведения. Уже с четвертого года обу-

чения,   а   особенно   на   пятом   году   педагог   обобщает   эти

разрозненные   впечатления,   формируя   у   детей   более

точное представление об отдельных профессиях. При

этом необходимо наглядно показать важность работы

в коллективе: вместе работать легче, вместе можно сде-

лать то, что не сделать одному. Показать это нужно на

примере работы сотрудников и самих детей. Им надо по-

мочь установить связь между трудовыми усилиями и ре-

зультатами труда.

В каждом случае следует показать основное содер-

жание труда: прачка стирает, гладит  (обязательно  про-

водится экскурсия в прачечную); шофер привозит пищу,

игрушки, песок и т. д. Кроме того, во всех случаях надо

подчеркивать,   что   эти   люди   заботятся   о   ребятах,   ста-

раются сделать что-то хорошее, полезное для них. Сле-

дует учить детей быть им благодарными, говорить  спа-

сибо.  Надо   пробудить   у   детей   интерес   к   различным

видам труда, желание самим трудиться. Им следует по-

казать, как ценят людей, которые хорошо работают.

Воспитательная работа при изучении темы на этом

не заканчивается. Дети должны понять, что быть хоро-

шим— значит помогать людям, друг другу.

После   беседы   о   каждой   из   профессий   составляется

текст-описание на соответствующую тему. Этот текст

дети читают, разбирают по вопросам, делают к нему за-

рисовки и подписи. Так оформляется книжка-малышка.

Воспитатель организует ролевые игры в связи с озна-

комлением с профессиями. Для этого проводится экскур-

сия на почту, где дети наблюдают за деятельностью ра-

ботников почты. Там они узнают, что на почте продаются

конверты,   открытки,   марки,   отправляются   телеграммы,

посылки.   Дети   узнают,  что   почтальон   разносит  письма,

газеты, журналы. Изготовляются атрибуты почтальона—•

сумка, повязка, штемпеля, а также почтовый ящик, ма-

кет почтового окошка и др. После проведения игры со-

ставляется текст-описание. Если дети живут в интернате,

надо связать эту тему с получением писем от родителей

и  отправкой   им  писем.  Все  дети  в  выпускной   группе

обычно умеют писать печатными буквами. Игл можно

дать образец письма в три-четыре строчки и помочь на-

231

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

писать   то,   что   им   самим   хочется.   С   родителями   необхо -

димо   договориться   о   том,   чтобы   они   обязательно   писали

детям   письма   понятно,   грамотно,   печатным   шрифтом.

Надо   следить,   чтобы   дети   систематически   писали   хотя

бы   несколько  слов   домой   и   посылали   свои   рисунки.   Хотя

детей специально не обучают письму, они, как правило,

к   четвертому-пятому   году   обучения   пишут   печатными

буквами.

В   связи   с   изучением   темы   «Библиотека»   проводится

экскурсия   в   ближайшую   библиотеку.   В   группе   органи -

зуется   уголок   книги   и   своя   библиотека   из   книжек-малы -

шек.   Проводится   ролевая   игра   на   тему.   В   уголке   выве-

шивается диалог, который проводится в библиотеке.

Вывешивается   специальный   плакат,   касающийся

правил   бережного   обращения   с   книгой,   например:   Не

испачкай книгу!  В связи  с  работой  по этой  теме  на заня-

тиях   по   труду   детей   учат   ремонтировать   книги,   принад-

лежащие более младшим детям.

Тему   «Школа»   изучают   в   мае.   Прежде   всего   органи -

з уе т с я   эк ск ур си я   в   шк олу .   Де т и   д ол жн ы   уз н ат ь ,   ч т о

в   школу   идут   с   семи   лет,   что  в   школе   все   дети   одеты

в форму. Они должны узнать, что детей учат учителя.

После   экскурсии,   как   обычно,   составляют   текст-опи-

сание,   затем   проводят   беседу   по   картине   на   соответст -

вующую тему.

В   различных   играх   закрепляют   слова-названия   учеб ных

принадлежностей.   Детям   сообщают   основные   пра вила

поведения в классе. Вместе с тем их начинают при учать к

выполнению   этих   правил:   поднимать   руку,   вставать   при

ответе, называть старших по имени и отчеству. Если есть

возможность, изучая темы «Завод», «Фабрика», «Колхоз»,

следует   сводить   детей   хотя   бы   на   один  из   названных

объектов.   В   связи   с   работой   над   этой   те мой   у   детей

должно   сформироваться   элементарное   понятие   и   они

должны усвоить слово  работать.  Они должны  узнать,  что

слова  рабочий  и  рабочая  одного   корня   со  словом

работать.  Главное   состоит   в   уяснении   того,   что  разные

виды работы объединены одним словом  работать.  Прачка

стирает   и  гладит—она  работает.  Няня  моет   пол  и  посуду

—   она  работает.  Шофер   ведет   машину   —   он  работает.

Учительница   учит   ребят   -   -   она  работает.  Колхозник

работает в поле, продавец - - в  магазине и т. д. Беседа по

картинкам, просмотр диафильмов и кино на  232

тему,   составление   текстов   и   рассказывание   расширяют

соответствующие представления детей.

Следующая   тема   --   «Транспорт».   На   протяжении

прошлых   лет   у   детей   накопились   наблюдения   и   опыт

пользования   различными   видами   транспорта.   Сейчас   эти

сведения   обобщаются.   Воспитатель   проводит   целевые

экскурсии, во время которых дети специально наблюдают

за   различного   рода   транспортом.   Названия   различных

видов   транспорта   дети   усвоили   ранее   (автомобиль,

поезд,   трамвай,   троллейбус,   велосипед,   самолет,   паро -

ход, лодка).

Когда   у   детей   сформируются   представления   о   видах

транспорта   и   передвижения,   следует   раскрыть   понятие

адрес.

Каждый  должен  узнать  свой  домашний  адрес  и адрес

детского сада, вид транспорта, которым можно добрать ся

из   дома   в   детский   сад   и   обратно.   Они   должны   знать,

далеко   или   близко   от   дома   находится   детский   сад.   Для

каждого   ребенка   педагог   составляет   соответствующий

текст.   Текст   должен   состоять   из   пяти-шести   предложе -

ний. Заглавие текста:   Как я ехал домой   или  Как я ехал

в   детский   сад.  Дети   поочередно   рассказывают   его   на   па-

мять   всей   группе.   Как   правило,   дети   усваивают   этот

материал   быстро,   так   как   за   каждым   словом   имеется

реальное   представление.   Для   закрепления   текст   предла -

гается   периодически   повторять.   Разумеется,   дети   дол -

жны знать только свой текст.

Как   обычно,   делаются   зарисовки   с   подписями,   из   ко-

торых   затем   составляются   книжки-малышки.   .Органи -

зуются игры в «автобус», «троллейбус», «поезд» и т. д.

В   игре   дети   закрепляют   знание   световых   сигналов   и

правил   движения.   Педагог   проводит   просмотр   диафиль -

мов   «На   чем   люди   ездят?»   и   «На   чем   люди   плавают   по

воде и летают по воздуху?». Проводится чтение и расска-

зывание   содержания  книжки   Е.  Чарушина  «Как   лошадка

зверей   катала»   и   отдельных   глав   из   книги   Б.   Житкова

«Что я видел».

Работа   по   этой   теме   тесно   связана   с   темой   «Улица».

Детям   объясняют   правила   уличного   движения,   правила

поведения   на   улице.   Чтобы   приучить   детей   ориентиро-

ваться,   нужно   обратить   их   внимание   на   вывески,   кото -

р ы е   о н и   в и д я т   в о   в р е м я   п р о г у л о к ,   и   п о у п р а ж н я т ь

их в чтении,

233

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..