Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 14 15 16 17 ..
беседа по картинке (рис. 13). Уточняется кто стоит справа, слева, посредине; кто рисует справа, слева, посредине ! . Разнообразить эту игру можно бесконечно, в зави- симости от того, какой материал подлежит закреплению. Временные представления, подлежащие усвоению на этом году обучения, выражаются словами сейчас, те- перь, потом, после, давно, недавно, раньше. Этот мини- мум дети должны усвоить непосредственно в общении. Для формирования понятий утром, днем, вечером, ночью рекомендуется изготовить часы. Когда дети овла- девают этими представлениями, они делают часы, на ци- ферблате которых отображается время суток и перечис- ляются те виды занятий, которые дети выполняют в это время. Пособие это вводится к концу четвертого года обу- чения и широко используется на пятом году. Когда дети отправляются вечером спать, стрелка передвигается на то место циферблата, где написано слово ночь. Утром стрелку переставляют на то место циферблата, где на- писано день. При этом дети говорят: Сейчас день, мы будем заниматься, гулять, играть. Такой же передвижной календарь делается и для определения времен года. На этом году обучения погода определяется детьми уже в форме связного текста из двух-трех предложений. Кроме того, на тему о време 1 нах года дети читают соответствующие тексты. Грамматические обобщения, сделанные Грамматические детьми на втором и третьем году обучения, уточняются и закрепляются сейчас в играх-упражнениях на новом, изо дня в день расширяющемся лексическом материале. Каждая новая тема дается обязательно в сопоставлении с ранее усвоенной. Первая тема данного года — обобщение форм глаголов, самостоятельное образование формы 3-го лица множественного числа настоящего времени. Дети должны узнать о существующей зависимости между окончаниями глаголов во множественном числе и их окончаниями в единственном числе. Используя знакомые детям глаголы, следует прово- дить систему занятий, подводящую детей к обобщениям. Для этого рекомендуется: а) изготовление тематических картинок и составление по ним предложений (рис. 14); б) составление справочной таблицы; в) проведение игры «Угадай, что делает?» 1 ; г) составление сюжетного рас- сказа по картинке, на которой изображено большое ко- личество разнообразных действий, выполняемых разны- ми лицами. Так, например, на картинках могут быть изо- бражены дети, выполняющие различные действия, назва- ния которых в настоящем времени оканчиваются на -em. Желательно, чтобы на материале этих картинок дети не только упражнялись в правильном изменении слов, но и уточняли их лексическое значение. Имеются три картин- ки. На одной девочка играет с куклой; на другой мальчик играет с паровозом; на третьей группа детей играет в ло- то. Педагог последовательно спрашивает: Что делает де- вочка? Ребенок отвечает: Она играет. Педагог спраши- вает: Что делает мальчик? Ребенок отвечает: Он играет. Педагог: Что делают мальчик и девочка? Ребенок: Они играют. Затем педагог ставит обобщающий вопрос: Что делают все дети? Дети отвечают: Играют. Таким образом, дети не только упражняются в упо- треблении новой формы глагола, но и получают пред- ставление об обобщающем значении слова играть (ри- сунок) . Точно так же формируется у детей понятие-обобще- ние прыгать. По картинке дети упражняются в называ- нии глагола прыгать в единственном и множественном числе. Это действие выполняется разными детьми и по- разному: девочка прыгает через веревочку; мальчик прыгает без веревочки; девочка прыгает через веревку, которую вертят ее подруги. Для усвоения обобщающего значения глагола ест — едят используют картинку, на которой изображены дети. Они едят суп, арбуз, конфету, бутерброд. ' Для закрепления грамматических обобщений исполь- зуют сюжетные картинки, работа над которыми разви- вает описательно-повествовательную речь. Но основная цель работы по таким картинкам — упражнение детей в образовании форм глаголов, закрепление типичных словосочетаний, практическое развитие чувства языка. На первом занятии педагог подбирает картинки, на которых изображены дети, выполняющие различные |