ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 19

 

 

290 

 

 

Активные  миграционные  процессы,  имевшие  место  в  России  в  начале  90-х  годов,       

к  настоящему  времени  стабилизировались.  Положительный  миграционный  прирост 
населения  составляет  порядка  240  тыс.  человек  в  год.  В  нестабильных  экономических 
условиях 2009-2010 гг. миграционные потоки заметно сократились, однако уже в 2011 году 
прирост составил 319,8 тыс. человек, сказалась отложенная миграция.  

В  результате  миграционного  оттока  население  теряют  восточные  регионы  страны: 

миграционный  прирост  отрицателен  в  Приволжском  и  Дальневосточном  округах, 
минимальный положительный миграционный прирост в Сибирском округе обеспечивается 
за  счет  внешней  миграции  из  стран  СНГ,  в  межрегиональном  обмене  округ  теряет 
население, абсолютные показатели миграционного оттока сопоставимы с показателями для 
Дальнего  Востока.  Значительно  вырос  миграционный  отток  из  республик  Северного 
Кавказа, молодое население которых все активней переселяется в другие регионы. 

Положительный  миграционный  приток  для  центральных  и  западных  регионов 

страны  обеспечивается  за  счет  небольшого  количества  субъектов  Российской  Федерации     
с  наиболее  привлекательными  условиями  жизни.  В  Центральном  федеральном  округе 
кроме  столичной  агломерации  привлекательными  для  мигрантов  из  других  российских 
регионов являются только Белгородская, Воронежская, Рязанская и Ярославская области,   
в  Северо-Западном  округе  –  Санкт-Петербургская  агломерация  и  Калининградская 
область,  в  Южном  округе  –  Республика  Адыгея  и  Краснодарский  край,  в  Северо-
Кавказском  –  только  Республика  Ингушетия,  в  Приволжском  –  Республика  Татарстан, 
Нижегородская  и  Самарская  области,  отличительная  в  этом  плане  ситуация  в  Уральском 
округе, где из шести субъектов федерации привлекательными для мигрантов оказываются 
четыре:  Свердловская,  Тюменская,  Челябинская  области  и  Ханты-Мансийский 
автономный  округ  –  Югра.  В  Сибирском  округе  –  Новосибирская  и  Томская  области, 
Красноярский  край,  в  Дальневосточном  округе  сальдо  межрегиональной  миграции 
отрицательно для всех субъектов Российской Федерации.  

На  изменении  характера  миграционных  процессов  все  больше  сказываются 

экономические  факторы,  обусловливающие  миграцию.  Притягательными  для  мигрантов 
оказываются  регионы  с  высоким  экономическим  потенциалом,  в  которых  расположены 
крупные  города,  во  всех  федеральных  округах  наблюдается  миграционный  отток  из 
периферийных регионов с более низким уровнем жизни. Это дает основание полагать, что 
сложившиеся направления миграционных потоков сохранятся и в перспективе.   

Демографический  фактор

 

остается

 

системным  фактором  социально-экономической 

дифференциации  регионов  России.  Это  касается  как  изменения  численности  городского 
населения,  так  и  его  качественного  состава.  В  среднесрочной  перспективе  только  6-7% 
регионов сохранят естественный прирост населения.  

Территориальные  пропорции  распределения  трудовых  ресурсов  и  человеческого 

капитала  оказываются  более  стабильными,  чем  пропорции  распределения  производства  и 
инвестиций,  что  является  результатом  низкой  мобильности  населения.  Региональная 
структура  занятости  в  период  2000-2010  гг.  почти  не  изменялась.  Направления 

291 

 

 

незначительных  структурных  изменений  занятости  соответствовали  тенденциям  
распределения    экономического  роста  и  в  условиях  кризиса  остались  стабильными.                 
В  структуре  занятых  немного  увеличились  доли  Центрального,  Южного  и  Уральского 
округов, доля остальных сократилась.  

Сохраняются 

существенные  региональные  различия  в  уровне  жизни  населения

,

 

которые,  в  частности,  проявляются  в  дифференциации  качества  жизни  населения  и 
изменении ожидаемой продолжительности жизни.  

В ряде  регионов с  высоким  уровнем доходов  населения (Москва,  ЯНАО,  ХМАО  и 

ряд  других),  а  также  регионах  с  заметным  улучшением  социально-экономической 
ситуации  (ряд  республик  Северо-Кавказского  федерального  округа)  наметился  рост 
продолжительности  жизни.  Одновременно  сформировалась  зона  с  низкой  ожидаемой 
продолжительностью жизни при рождении, охватившей регионы юга Восточной Сибири, 
Северо-Запада  и  значительной  части  Центра.  Для  большинства  регионов  характерно 
продолжающееся сокращение численности сельского населения.  

Различия  в  темпах  экономического  роста  в  регионах  не  оказали  адекватного 

воздействия  на  территориальную  структуру  денежных  доходов  населения,  которая              
в  течение  предыдущего  пятилетия  оставалась  относительно  стабильной.  Этап 
концентрации денежных доходов в российской столице, и, соответственно, в Центральном 
федеральном  округе,  который  был  ускорен  экономическим  кризисом,  близится                     
к  завершению.  В  2010  году  по  сравнению  с  2000    годом  доля  в  суммарных  денежных 
доходах  повышалась  для  всех  федеральных  округов,  кроме  Центрального,  Уральского  и 
Сибирского.  Устойчивой  тенденцией  было  повышение  долей  Южного  и  Северо-
Кавказского  федеральных  округов,  но  последний  по-прежнему  остается  регионом                
с  самыми  низкими  душевыми  показателями  денежных  доходов  (в  1,5  раза  ниже 
среднероссийских).  

Территориальная структура денежных доходов населения                                                 

в 2000-2010 годах (в %)

 

 

2000 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011* 

Центральный федеральный округ 

37,6 

36,5 

36,4 

36,2 

34,2 

35,5 

35,7 

37,4 

   в том числе:  г. Москва   

24,4 

22,9 

21,9 

21,2 

17,3 

19,2 

19,1 

20,9 

                          Московская область 

3,7 

4,4 

5,0 

5,5 

6,3 

5,9 

6,0 

5,9 

Северо-Западный федеральный округ 

9,9 

10,9 

10,5 

10,2 

9,8 

10,1 

10,2 

9,7 

   в том числе:  г. Санкт-Петербург 

3,7 

5,1 

4,5 

4,4 

3,9 

4,4 

4,5 

4,3 

                          Ленинградская область 

0,7 

0,8 

1,0 

1,0 

0,9 

0,9 

1,0 

0,9 

Южный федеральный округ 

6,8 

7,0 

7,0 

7,3 

7,6 

7,6 

7,9 

7,4 

Северо-Кавказский федеральный округ 

1,5 

1,9 

2,1 

2,2 

2,4 

2,6 

2,8 

3,2 

Приволжский федеральный округ 

16,6 

16,7 

17,1 

17,2 

18,0 

17,7 

17,8 

17,0 

Уральский федеральный округ 

10,4 

10,2 

10,4 

10,5 

11,0 

10,3 

9,9 

9,4 

Сибирский федеральный округ 

12,0 

11,6 

11,5 

11,5 

12,1 

11,2 

10,8 

10,7 

Дальневосточный федеральный округ 

5,2 

5,1 

5,1 

5,0 

4,9 

5,0 

5,0 

5,3 

Всего 

100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0  100,0 

100,0 

* Предварительные данные. 

292 

 

 

На  территориальную  структуру  денежных  доходов  сильное  влияние  продолжает 

оказывать  «столичный»  фактор.  Высокие  доходы  в  Московской  агломерации  являются 
главной причиной высоких показателей Центрального округа, тогда как во всех остальных 
регионах  Центрального  округа  как  номинальные,  так  и  реальные  доходы  оказываются 
ниже среднероссийских. 

 13.2. Пространственная составляющая сценариев долгосрочного развития 

Долгосрочные  приоритеты  пространственного  развития   

определены                   

в  Концепции  долгосрочного  развития  Российской  Федерации  и  конкретизированы               
в  документах  стратегического  характера,  принятых  в  федеральных  округах  и  отдельных 
субъектах  Российской  Федерации,  а  также  стратегиях  развития  отраслей  и  крупных 
компаний.   

Центральный федеральный округ 

Центральный  федеральный  округ  значительно  превосходит  другие  федеральные 

округа  страны  по  численности  населения,  объему  суммарного  валового  регионального 
продукта,  стоимости  основных  промышленно-производственных  фондов,  численности 
занятых  в  экономике,  научно-техническому  потенциалу,  развитости  производственной  и 
социальной  инфраструктуры.  В  настоящее  время  на  долю  округа  приходится  26,9% 
населения, 27,5% численности занятых в экономике страны, свыше 35% от общего объема 
валового регионального продукта.  

Центральный  федеральный  округ  имеет  структуру  ВРП,  характерную  для 

постиндустриальных  экономик,  более  70%  в  ней  приходится  на  сектора  услуг,  причем         
на  долю  торговли,  операции  с  недвижимым  имуществом,  аренду  и  предоставление  услуг        
в  2010  году  приходилось  47%,  на  долю  обрабатывающих  производств  –  16,6%.  Столь 
специфичная структура производства ЦФО определяется столичной агломерацией, на долю 
которой  приходится  более  27%  российского  ВРП  и  более  76%  ВРП  Центрального 
федерального округа. 

В  округе  сформировался  многоотраслевой  хозяйственный  комплекс,  в  котором 

ведущую роль играют обрабатывающие производства. На ЦФО приходится более четверти 
от общероссийского объема промышленного производства, более 30% отгруженных товаров 
обрабатывающих производств. 

Центральный  округ  занимает  ведущие  позиции  в  сфере  розничной  торговли  и 

предоставления платных услуг населению – более 34% от суммарных по стране показателей, 
которые 

также 

обусловлены 

лидирующей 

ролью 

Московской 

агломерации, 

характеризующейся высоким уровнем жизни и высоким потребительским спросом. 

Демографическая  ситуация  в  Центральном  округе  неблагоприятна,  как  и  в  целом        

по  стране,  что  обусловлено  отрицательным  естественным  приростом  населения,  его 
старением,  однако  Центральный  округ  характеризуется  положительным  миграционным 
сальдо  в  межрегиональной  миграции,  а  также  притоком  населения  из  стран  СНГ. 

293 

 

 

Миграционный  приток  населения  обеспечивается  преимущественно  за  счет  Москвы  и 
Московской  области,  однако  ряд  других  центральных  регионов  –  Белгородская, 
Воронежская, Рязанская и Ярославская области являются привлекательными для мигрантов 
из  других  регионов,  что  отчасти  компенсирует  естественную  убыль  населения.  При  этом     
по численности населения и его качественному потенциалу ЦФО значительно превосходит 
другие округа.  

Предполагаемая  в  перспективе  тенденция  диверсификации  экономического  роста, 

появление новых центров роста, распространение его на периферийные регионы коснется и 
Центрального  федерального  округа,  однако  в  рассматриваемой  перспективе  развитие 
экономики  ЦФО  будет  в  основном  определяться  динамикой  Московской  агломерации, 
существенную роль в этом будет играть освоение территории «новой Москвы», что станет 
мощным  фактором  притяжения  в  Московскую  агломерацию  инвестиционных,  трудовых  и 
финансовых  ресурсов.  Другим  важным  условием,  формирующим  тенденцию  дальнейшей 
концентрации экономической деятельности в Московской агломерации, станет активизация 
инновационного  фактора,  в  частности,  реализация  инновационного  мегапроекта 
«Сколково»,  реализация  имеющегося  в  Москве  и  Московской  области  инновационного 
потенциала, уровень которого оценивается как самый высокий в стране.  

В  перспективе  доля  Москвы  и  Московской  области  в  ВРП  сохранится,  доля                  

в промышленном производстве увеличится. К 2030 году дифференциация между Москвой и 
остальными  регионами  ЦФО  по  уровню  доходов  сохранится,  но  разрыв  сократится. 
Взаимодействия  внутри  ЦФО  будут  реализовываться,  прежде  всего,  по  направлениям 
специализации  хозяйственной  деятельности.  Роль  Центрального  федерального  округа  как 
финансового  и  координирующего  центра  экономической  деятельности  ЦФО  и    России           
в целом сохранится и к 2030 году. 

Приоритетные  направления  развития  ЦФО

20

  в  прогнозный  период  связаны             

с  превращением  Московской  агломерации  в  современный  комфортный  столичный  центр 
мирового  значения  и  расширением  зоны  опережающего  развития  за  пределы  г.  Москвы  и 
столичной агломерации при максимальном использовании преимуществ емкого столичного 
рынка и финансовых ресурсов столичного бизнеса и населения. 

Решение этих задач предполагает:  
развитие  г.  Москвы  как  крупного  центра  многопрофильного  образования  и 

инновационного развития;  

повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения 

за  пределами  и  внутри  Московского  региона;  развитие  транспортно-логистической 
инфраструктуры,  создания  полимагистральных  транспортных  коридоров,  связывающих 
страну  с  важнейшими  европейскими  торговыми  партнерами,  развитие  транспортных 
коридоров  Санкт-Петербург  –  Москва  и  Москва  –  Воронеж,  строительство 

                                                 

20

 Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года. 

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 6 сентября 2011 г. N 1540р; 

294 

 

 

высокоскоростных  железнодорожных  магистралей  Москва  –  Санкт-Петербург  и  Москва  – 
Нижний Новгород; 

сохранение  лидирующих  позиций  ЦФО  в  индустриальном  и  постиндустриальном 

развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказание 
сервисных  услуг  высокого  качества,  что  предполагает:  развитие  инфраструктуры 
производства  наукоемкой  и  высокотехнологичной  продукции;  развитие  инфраструктуры 
оказания  сервисных  услуг  высокого  уровня;  развитие  производства  высокоточной 
машиностроительной  продукции  ракетно-космического,  оборонного,  транспортного  и 
других  назначений,  а  также  бытовой  техники;  развитие  металлургического  кластера, 
химического и нефтехимического производства, лесопромышленного комплекса, пищевой и 
легкой промышленности; 

развитие 

энергетической 

инфраструктуры 

и 

достижение 

устойчивого 

энергоснабжения; 

создание  туристической  инфраструктуры  г.  Москвы  и  городов  «Золотого  кольца»  и 

превращение туризма в высокодоходный сектор, интегрирующий экономику округа; 

поддержка  развития  и  модернизации  «на  территориях  роста»  агропромышленного 

комплекса при смягчении проблем депрессивных и депопулирующих сельских территорий.  

Северо-Западный федеральный округ 

Направлениями  специализации  Северо-Западного  федерального  округа  являются: 

промышленное  производство,  транспортные  услуги,  прежде  всего,  грузового  транспорта  и 
логистики;  сфера  услуг,  включая  туристические.  Степень  обеспеченности  природными 
ресурсами  и  их  многообразие  в  Северо-Западном  федеральном  округе  существенно  выше, 
чем  у  Центрального  федерального  округа.  Существенное  влияние  на  показатели  развития 
округа  будут  оказывать  дальнейшее  развитие  в  регионе  нефтедобывающей 
промышленности и сопряженных производств.  

Преимуществами  СЗФО,  определяющими  перспективы  его  развития,  является 

наличие  в  его  составе  второй  по  величине  городской  агломерации  г.  Санкт-Петербурга, 
соседство  с  развитыми  странами  Европейского  Союза  и  выход  к  важнейшим  морским 
торговым путям. 

Одним  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  экономическое  развитие  Северо-

Западного  федерального  округа,  станет  развитие  транспортной  инфраструктуры  России,        
в  частности,  создание  в  округе  альтернативных  прямых  выходов  за  рубеж,  позволяющих 
повысить эффективность работы отечественного транспорта (трубопроводы, морские порты 
и  сопряженные  с  ними  железные  и  автомобильные  дороги,  объекты  вспомогательной  и 
дополнительной  деятельности).  Развитие  морского  транспорта  может  обеспечить 
приоритетное развитие не только Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но и другим 
регионам.  

Северо-Западный  федеральный  округ,  прежде  всего  г.  Санкт-Петербург,  остается 

одной  из  важнейших  баз  научно-технического  прогресса  и  инновационного  развития 

295 

 

 

экономики  России,  производства  высокотехнологичной  продукции,  средств  современного 
транспорта.  Сохраняется  значение  округа  в  развитии  лесопромышленного  и 
рыбохозяйственного  комплексов.  Субъекты  Российской  Федерации,  входящие  в  состав 
округа,  будут  развиваться  как  туристические  центры.  Северо-Запад  является  одной                
из  привлекательных  территорий  страны,  притягивающей  население,  бизнес  из  других 
регионов страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.      

Лидером  экономического  роста  Северо-Западного  федерального  округа  выступает 

агломерация  Санкт-Петербурга  (Санкт-Петербург  и  Ленинградская  область).  Масштабы 
экономической  деятельности  в  Санкт-Петербурге  существенно  меньше,  чем  в  Москве, 
однако  Санкт-Петербург  занимает  ведущее  положение  в  экономике  Северо-Западного 
федерального  округа:  на  его  долю  приходится  почти  треть  численности  населения,  более 
трети в экономике, около трети ВРП и промышленного выпуска Северо-Западного округа; 
на  долю  агломерации  в  целом  приходится  почти  половина  населения  округа,  56%  ВРП,     
53%  промышленного  производства,  доля  инвестиций  двух  данных  субъектов  федерации 
составила в 2011 году 47,4 процента.   

Основные  направления  социально-экономического  развития  Северо-Западного

 

федерального округа на долгосрочную перспективу

21

, принятые в качестве базовых гипотез 

инновационного сценария, предполагают: 

модернизацию  и  инновационное  развитие  базовых  секторов  экономики  округа,  что 

позволит существенно повысить темпы роста производства и производительности труда; 

экономическую  активизацию  депрессивных  территорий,  создание  новых  и 

восстановление рабочих мест на основе перепрофилирования предприятий, развития малого 
и среднего бизнеса; подъема сельского хозяйства, развития социальной сферы и туризма; 

освоение 

континентального 

шельфа 

Российской 

Федерации, 

подготовка                         

к  экономическому  использованию  ресурсов  арктической  зоны,  создание  в  субъектах 
федерации, входящих в состав округа, инфраструктуры и перерабатывающих предприятий, 
системы баз обеспечения добычи и переработки углеводородного сырья; 

ускоренное  развитие  на  инновационной  основе  машиностроительного  комплекса 

округа;  

развитие  региональной  инновационной  системы  и  системы  подготовки  кадров  для 

инновационной экономики, в том числе для работы в Арктике.    

Центром  инновационного  развития,  в  котором  будут  концентрироваться  высоко-

технологичные  производства,  технико-внедренческие  зоны,  наукограды,  останутся  Санкт-
Петербург  и  Ленинградская  область.  Подобные  центры  будут  развиваться  в  других 
регионах, в перспективе предполагается формирование в округе:  

судостроительного  кластера  –  в  Санкт-Петербурге,  Архангельской,  Мурманской 

областях; 

                                                 

21

 

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. 

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 18 ноября 2011 г. N 2074р; 

296 

 

 

кластера  информационных  и  коммуникационных  технологий  -  в  Санкт-Петербурге, 

Республике Карелия и Новгородской области; 

кластера нанотехнологий – в  Санкт-Петербурге и Республике Коми;  
кластера ядерных технологий – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;  
кластера научного обеспечения агропромышленного комплекса – в Санкт-Петербурге 

и Ленинградской области;  

лесопромышленного  кластера  –  в  Республике  Карелия  и  Республике  Коми, 

Вологодской и Архангельской областях;  

кластера  развития  технологий  рыболовства  и  рыбоводства  –  в  Архангельской  и 

Мурманской областях.  

Второй  по  значению  зоной  опережающего  развития  в  пределах  Северо-Западного 

федерального  округа  явится  формирующаяся  агломерация  "Вологда  –  Череповец". 
Структурированию  и  развитию  агломерации  помимо  крупных  предприятий  черной 
металлургии,  химической  промышленности  и  машиностроения  будет  способствовать 
освоение индустриального парка "Шексна".  

В северной зоне округа перспективы развития связаны с использованием природных 

ресурсов  Тимано-Печорской  нефтегазоносной  провинции,  Кольского  горно-рудного  и 
горнохимического  региона,  лесных  зон  Архангельской  области,  Республики  Карелия  и 
Республики Коми, а также с добычей водных биоресурсов в Мурманской области. 

Территория  Калининградской  области  приобретает  функции  крупной  туристско-

рекреационной  зоны,  на  ней  будут  размещаться  также  объекты  энергетики  (атомные 
электростанции) и высокотехнологичного машиностроения. 

На  территории  округа  предполагается  реализация  ряда  крупных  инфраструктурных 

проектов.  Важнейшим  проектом  для  развития  экономики  региона  является  строительство 
железной  дороги  "Белкомур",  предполагающей  создание  железнодорожного  сообщения 
между  Республикой  Коми,  Архангельской  и  Мурманской  областями  и  Пермским  краем, 
стратегическим  проектом  развития  трубопроводного  транспорта  является  завершение 
строительства  нефтепровода  Балтийской  трубопроводной  системы  –  2  с  выходом                  
на нефтяной терминал в морском торговом порту Усть-Луга. 

В  перспективе  предполагается  формирование  транспортно-транзитной  зоны 

(согласованное развитие портовых комплексов Ленинградской и Калининградской областей 
и  Санкт-Петербурга,  авиационного  узла  в  Санкт-Петербурге),  рост  международных  и 
внутрироссийских  пассажирских  и  грузовых  перевозок;  увеличение  пропускной 
способности  действующих  на  территории  округа  морских  портов  при  восстановлении 
транспортной и иной инфраструктуры Северного морского пути;  

развитие  туристической  инфраструктуры  и  рекреационных  зон  в  Новгородской, 

Псковской,  Архангельской  областях,  Карелии,  на  побережье  Финского  залива                          
и в Калининградской области.  

В перспективе больше половины ВРП, инвестиций в основной капитал и продукции 

промышленности  в  Северо-Западном  федеральном  округе  будет  приходиться  на  г.  Санкт-

297 

 

 

Петербург, Калининградскую и Ленинградскую области, что будет обусловлено усилением 
транспортно-логистической,  инновационной,  финансово-координирующей  специализации 
региона  на  протяжении  всего  прогнозного  периода.  Отдельную  роль  в  формировании 
перспективных  пропорций  Северо-Западного  округа  будет  играть  развитие  нефтегазового 
комплекса  в  Ненецком  автономном  округе  и  угледобычи  в  Республике  Коми.  Развитие 
европейских  транзитных  транспортных  коридоров  будет  способствовать  расширению 
международной  интеграции  экономики  округа,  повышению  уровня  жизни  населения  и 
содействовать  привлечению  инвестиций  в  менее  развитые  субъекты  Северо-Западного 
федерального округа. 

Южный федеральный округ 

Основными преимуществами Южного федерального округа являются: 
выдающееся  в  масштабах  Евразии  транспортно-географическое  положение, 

обусловленное  наличием  Волго-Каспийского  пути  из  Северной  и  Центральной  Европы         
в  страны  Средней,  Юго-Западной  и  Южной  Азии,  а  также  наличием  Транссибирско-
Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами 
Средиземноморского  бассейна.  Уникальный  транспортно-транзитный  потенциал  Южного 
федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона; 

наиболее  благоприятные  для  проживания,  отдыха  и  для  сельского  хозяйства 

природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал;  

высокая социально-экономическая привлекательность округа, которая обусловливает 

положительную динамику миграционных процессов в округе, вледствие чего по плотности 
населения  Южный  федеральный  округ  занимает  3-е  место  среди  федеральных  округов 
страны  (после  Северо-Кавказского  и  Центрального  округов),  по  динамике  численности 
населения  –  2-е  место  (после  Северо-Кавказского  федерального  округа),  по  масштабам, 
уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер – 1-е место; 

мощный  промышленно-производственный  потенциал,  занимающий  в  некоторых 

отраслях  агропромышленного  комплекса,  сельскохозяйственного  машиностроения, 
металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране;  

формирующийся  спортивно-рекреационный  и  транспортно-инфраструктурный 

Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического 
развития  Краснодарского  края    (в  перспективе,  после  окончания  работ  на  олимпийских 
объектах, его основные производственные звенья – трудоресурсное, строительное, технико-
технологическое  –  могут  и  должны  стать  экономической  базой  развития  инфраструктуры 
международных транспортных коридоров на всей территории округа). 

Вместе  с  тем  Южный  округ  имеет  слабо  диверсифицированную  отраслевую 

структуру  экономики,  сравнительно  низкий  уровень  производительности  труда                       
в  большинстве  ключевых  отраслей  и  секторов  экономики,  крайне  низкую  степень 
инновационной  активности  и  незначительное  присутствие  в  округе  высокотехнологичных 
видов  деятельности,  отсутствие  на  территории  округа  лидирующих  инновационно-

298 

 

 

образовательных 

кластеров, 

сохраняющееся 

несоответствие 

профессионально-

квалификационного  состава  рабочей  силы  и  долгосрочных  приоритетов  развития  округа, 
значительные межрегиональные и межмуниципальные различия по степени экономической 
активности и уровню жизни населения, относительно низкий уровень энергообеспеченности 
территории  округа,  недостаточно  развитую  инженерную  инфраструктуру  округа  высокая 
доля теневой занятости, нелегальной миграции, существенные размеры теневой экономики. 

Существенным  ограничением  для  перспективного  роста  округа  является 

территориальная близость к районам с нестабильной социально-экономической ситуацией, 
повышенные угрозы террористической деятельности и межэтнических конфликтов. 

Перспективы 

экономического 

развития 

Южного 

федерального 

округа

22

                     

при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами: 

формированием  в  округе  мощного  агропромышленного  кластера,  привлечением 

крупных  производителей,  развитие  технологий,  генетики  и  селекции,  что  позволит  округу 
стать  основным  в  Российской  Федерации  поставщиком  на  отечественный  и  зарубежный 
рынки  широкого  перечня  сельскохозяйственной  продукции  (продукции  растениеводства, 
животноводства, рыболовства и рыбоводства); 

развитием  наиболее  известных  оздоровительных,  горнолыжных  и  приморских 

курортов  с  последующим  распространением  инфраструктурных  инвестиций  государства      
на новые курортные центры; 

увеличением пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения 

пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего в г. Сочи в связи с предстоящей 
Олимпиадой,  а  также  созданием  новых  транспортных  коммуникаций  (организация 
скоростного  автомобильного  сообщения  Москва  –  Адлер,  Ростов  –  Минеральные  Воды  – 
Кисловодск,  Краснодар  –  Минеральные  Воды  –  Кисловодск,  Волгоград  –  Саратов, 
организация  железнодорожного  сообщения  Ростов-на-Дону –  Тихорецк  –  Армавир – 
Минеральные Воды  –  Нальчик,  Туапсе  –  Тихорецк –  Ростов-на-Дону, Туапсе  –  Армавир  – 
Минеральные Воды – Нальчик), формирование новых особых туристических зон; 

модернизацией производства в машиностроении и металлургии, развитием кластеров 

сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения;  

диверсификацией  экономики  округа  за  счет  развития  высокотехнологичных 

перерабатывающих  производств  в  химическом  комплексе,  в  том  числе  в  нефтегазохимии,     
в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;  

реализацией  проектов  развития  нефте-  и  газодобычи  на  Каспийском  шельфе, 

освоением ресурсов углеводородов Черного моря; 

созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-

инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, 
превращением округа – инновационного аутсайдера – в базовый для России ареал технико-

                                                 

22

 Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.      

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 5 сентября 2011 г. N 1538р; 

299 

 

 

технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, 
логистики; 

интенсивным  ростом  сервисного  сектора,  базирующегося  на  развитии  современных 

высокотехнологичных  видов  услуг,  а  также  на  развитии  финансовых  и  страховых  услуг, 
созданием условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, 
научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том 
числе  информационных  технологий,  во  взаимосвязанных  агломерациях  Ростова-на-Дону, 
Краснодара, Волгограда; 

реализацией  системы  высокотехнологичных  проектов  по  развитию  транспортных 

магистралей и транспортных узлов (кластеров-мультимодальных центров) в Волгоградской, 
Астраханской  и  Ростовской  областях,  развитием  перегрузочных  портовых  комплексов, 
входящих  в  систему  международных  транспортных  коридоров  Азово-Черноморского  и 
Каспийского бассейнов; 

формированием  на  базе  крупных  агломераций  округа  (Ростовской,  Волгоградской  и 

Краснодарской) 

торговых, 

транспортно-логистических 

и 

финансовых 

центров 

общенационального и межрегионального значения; 

реализацией транспортно-транзитных преимуществ округа путем формирования ряда 

транспортно-логистических  комплексов  международного  и  межрегионального  значения; 
развитием  транспортной  и  таможенной  логистики  в  Краснодарском  крае,  Астраханской, 
Волгоградской  и  Ростовской  областях  на  основе  использования  системы  международных 
транспортных  коридоров  (зон  грузовых  портов,  авиа-  и  железнодорожных  узлов), 
поддержкой  интеграции  транспортных  систем  в  «Большое  Средиземноморье»  (Южная 
Европа, Ближний Восток и Северная Африка), развитием экономических связей со странами 
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.  

Северо-Кавказский федеральный округ 

Северо-Кавказский  федеральный  округ  в  настоящее  время  является  самым 

неблагополучным  как  по  показателям  производства,  так  и  по  показателям  потребления. 
Последствия  кавказских  конфликтов  еще  длительное  время  будут  делать  этот  регион 
непривлекательным  для  частных  инвесторов.  Главное  достоинство  Северо-Кавказского 
округа – самые лучшие в стране показатели естественного прироста населения, в результате 
даже  при  наличии  миграционного  оттока  численность  населения  в  округе  в  перспективе 
будет расти и в 2030 году превысит показатели 2010 года. Округ в настоящее время является 
трудоизбыточным,  фактор  дефицита  трудовых  ресурсов  не  будет  оказывать  на  его 
экономику существенного воздействия в течение прогнозного периода. 

Регион  не  имеет  значимых  уникальных  и  масштабных  природных  ресурсов, 

позволяющих за счет развития их добычи  и переработки обеспечить высокие темпы  роста 
валового  регионального  продукта.  Важнейшим  источником  развития  Северо-Кавказского 
округа  в  настоящее  время  является  все  возрастающая  финансовая  поддержка                          
из  федерального  бюджета  и  есть  основание  полагать,  что  такая  ситуация  сохранится              

300 

 

 

и  в  рассматриваемой  перспективе.  Очень  низкая  исходная  база,  высокий  уровень 
безработицы и низкий уровень денежных доходов будут требовать увеличения федеральной 
помощи, в том числе и для обеспечения политической стабильности в регионе. Эта помощь 
и  будет  в  перспективе  основным  фактором,  обеспечивающим  повышенные  темпы  роста 
ВРП  и  потребления.  Особенности  наличных  трудовых  ресурсов  и  системы  подготовки 
профессиональных  кадров  являются  препятствием  к  размещению  здесь  сложных 
производств,  обслуживать  которые  будут  вынуждены  работники,  прибывшие  из  других 
регионов. 

Вместе  с  тем  Северо-Кавказский  федеральный  округ  имеет  благоприятные  условия 

для  развития  агропромышленного  комплекса,  туризма,  санаторно-курортной  сферы, 
электроэнергетики,  развития  отдельных  видов  добывающих  и  обрабатывающих  секторов 
промышленности, а также реализации транзитных функций. 

Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории Северо-

Кавказского федерального округа создают благоприятные условия для развития туристско-
рекреационного  комплекса.  Развитие  туристического  комплекса  Северо-Кавказского 
федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и 
невысоким  уровнем  сервиса,  низким  уровнем  развития  транспортной  сети,  негативным 
имиджем  Северо-Кавказского  федерального  округа,  недостаточным  уровнем  обеспечения 
безопасности. 

На  базе  существующих  в  Северо-Кавказском  федеральном  округе  условий  можно 

обеспечить  динамичное  развитие  производств  экологически  чистой  продовольственной 
продукции,  племенных  животных  и  семян,  увеличить  глубину  переработки 
сельскохозяйственного сырья, а также занять позицию ведущего поставщика мяса, шерсти, 
винограда, вин, минеральной воды и зерновых в Российской Федерации. 

На  базе  имеющихся  ресурсов,  потенциального  спроса  и  возможностей  по  созданию 

конкурентоспособной продукции выделяются следующие приоритетные отрасли социально-
экономического развития: 

производство  строительных  материалов  (цемент,  гипс,  напольные  и  настенные 

материалы,  ячеистый  газобетон,  кирпич,  бетон,  листовое  и  пеностекло,  железобетонные 
изделия, изделия из базальта, композиционные наноматериалы); 

легкая  промышленность  (обработка  шерсти,  производство  тканей,  швейное 

производство, обувь, кожаные изделия, меховые изделия); 

химическая  промышленность  (азотные  удобрения,  полимерные  материалы, 

органические мономеры, олефины, ароматика, фармацевтическая продукция); 

машиностроение  (автомобили  и  автокомпоненты,  средства  малой  механизации, 

электротехника и радиоэлектроника, судостроение, медицинская техника); 

металлургия (рафинированные металлы и первичные продукты из них, металлические 

строительные конструкции); 

301 

 

 

добыча  минералов  и  руд  (добыча  и  производство  концентратов  цветных  металлов, 

добыча  и  производство  медно-цинковых  металлов,  добыча  минерального  сырья  для 
строительства); 

топливная промышленность (добыча и переработка сырой нефти). 
Перспективные  параметры  развития  Северо-Кавказского  округа  будут  определяться  

реализацией  ряда  инвестиционных  проектов  в  приоритетных  сферах  развития  экономики 
округа

23

, в том числе: 

создание комплекса по переработке газа Северного Каспия (Ставропольский край); 
развитие мощностей по производству автомобилей и автокомпонентов; 
создание  цементного  производства  на  базе  Алагирского  месторождения  мергелей 

(Республика Северная Осетия – Алания); 

реализация  блока  проектов  по  развитию  транспортной  инфраструктуры  округа, 

включая  проекты,  предусмотренные  «Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта 
Российской Федерации до 2030 года»: 

строительство  новой  железнодорожной  линии  Минеральные  Воды  –  аэропорт, 

которая предусматривает организацию интермодальных перевозок на участке Кисловодск – 
Минеральные Воды – аэропорт; 

развитие  железнодорожного  узла  припортовой  станции  "Махачкала"  и  подъездных 

путей  для  обслуживания  Махачкалинского  морского  торгового  порта  в  целях  увеличения 
перевозок  грузов  в  железнодорожном  и  морском  сообщении  по  международному 
транспортному коридору "Север – Юг"; 

строительство  железнодорожного  пограничного  пункта  пропуска  "Дербент"  в  целях 

увеличения  пропускной  способности  и  качества  обслуживания  в  системе  международного 
транспортного коридора "Север – Юг"; 

строительство  железнодорожной  линии  Солдатская  –  Тырныауз  для  организации 

железнодорожного  обслуживания  курортной  зоны  и  подъезда  к  карьерам  полезных 
ископаемых на территории Кабардино-Балкарской Республики; 

строительство  железнодорожной  линии  Буденновск  –  Нефтекумск  –  Кизляр 

(Ставропольский  край  –  Республика  Дагестан)  для  обеспечения  транзитных  грузовых 
перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов района тяготения 
к основным железнодорожным направлениям;  

строительство  терминально-логистического  комплекса  международного  значения  в 

г.  Гудермесе, предназначенного для переработки международных транзитных грузопотоков 
на  направлениях  Ростов-на-Дону  –  Махачкала  –  порты  Черноморского  и  Каспийского 
побережья;  транспортно-логистических  комплексов  федерального  значения  в  городах 
Минеральные  Воды  и  Махачкала;  в  рамках  проектов  по  развитию  транспортных  узлов 
предполагается  строительство  ряда  транспортно-логистических  комплексов  регионального 
значения;   

                                                 

23

 

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года

     

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 6 сентября 2011 г. N 1540р. 

302 

 

 

развитие  Махачкалинского  транспортного  узла,  включая  развитие  Махачкалинского 

торгового порта;  

реконструкцию и модернизацию аэропортов округа; 
реконструкцию и новое строительство сети автомобильных дорог;  
развитие  туристско-рекреационного  кластера  «Курорты  Северного  Кавказа», 

предусматривающего  реконструкцию  и  строительство  туристско-рекреационных  объектов 
во всех субъектах федерации СКФО.   

Приволжский федеральный округ 

Приволжский  федеральный  округ  обладает  диверсифицированной  структурой 

экономики  с  сопоставимым  вкладом  добывающей  промышленности,  машиностроения  и 
нефтехимической  промышленности,  высокой  ролью  агропромышленного  комплекса, 
биотехнологий  и  фармацевтики,  строительства  и  промышленности  строительных 
материалов,  транспорта  и  энергетики,  которая  сочетается  с  высоким  научно-техническим 
потенциалом  и  потенциалом  системы  образования  таких  центров  как  Казань,  Нижний 
Новгород, Самара, Саратов, Уфа. 

Традиционной  специализацией  округа  являются  машиностроение  (авиационная, 

ракетно-космическая 

отрасли, 

судостроение, 

приборостроение, 

энергетическое 

машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность. 

На территории Приволжского федерального округа проживает более 20% населения 

России,  округ  входит  в  число  наиболее  плотно  населенных  территорий  России.  Округ 
выделяется  полицентричностью  расселения  и  наличием  крупных  агломераций  Нижнего 
Новгорода, Казани, Самары-Тольятти, что увеличивает емкость внутреннего рынка.  

Одним  из  важнейших  конкурентных  преимуществ  Приволжского  федерального 

округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и 
Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития 
человеческого потенциала. 

Округ  располагает  значительным  инновационным  потенциалом,  развитыми 

региональными  инновационными  системами,  на  территории  округа  действуют  восемь 
национальных  исследовательских  университетов,  особая  экономическая  зона,  наукограды, 
технопарки  в  сфере  высоких  технологий,  на  долю  округа  приходится  более  40% 
инновационных товаров и услуг, производимых в России.  

Вместе  с  тем  развитие  Приволжского  федерального  округа  характеризуется 

устойчивым отрицательным миграционным сальдо в межрегиональном обмене,  которое до 
2009-2010  гг.  перекрывалось  миграционным  потоком  из  стран  СНГ.  В  перспективе 
предполагается, что округ будет иметь положительный прирост населения за счет миграции, 
при  этом  суммарный  миграционный  прирост  будет  обеспечиваться  за  счет  республик 
Башкоторстан, Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей. 

В экономике  округа  преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой 

зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков. 

303 

 

 

Машиностроение  и  нефтехимическая  промышленность,  обеспечивая  максимальный 

вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, 
имеют  низкую  эффективность  производственно-технологических  мощностей  и,  как 
результат,  в  3-4 раза  более  низкую  производительность  труда  по  сравнению  с  развитыми 
зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи 
с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции. 

Сдерживающим  фактором  для  развития  экономики  Приволжья  является  отставание 

транспортной  и  энергетической  инфраструктуры,    на территории  округа  нет  современной 
логистической системы. 

В  инновационном  сценарии  развития  Приволжского  округа  предполагается 

формирование шести укрупненных зон развития

24

Нижегородской  (с  центром  в  г. Нижний  Новгород)  с  инновационными, 

промышленными  (машиностроение,  химическая,  нефтехимическая,  фармацевтическая 
промышленность,  металлургия,  лесопромышленный  комплекс  и  др.)  и  транспортно-
логистическими функциями; 

Камско-Вятской (с центром в г. Перми) с промышленными (машиностроение, химия 

(минеральные  удобрения  и  органический  синтез),  нефтепереработка,  лесопромышленный 
комплекс и др.) функциями; 

Казанской  (с  центром  в  г. Казани)  с  инновационными,  промышленными 

(транспортное  машиностроение,  авиастроение,  нефтепереработка  и  нефтехимия  и  др.), 
агропромышленными и транспортно-логистическими функциями; 

Уфимской (с центром в г. Уфе) с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, 

машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями; 

Средневолжской  (с  центром  в  г. Самаре)  с  инновационными,  промышленными 

(транспортная,  авиационно-космическая,  приборостроительная  и  другие  подотрасли 
машиностроения,  химия  и  нефтехимия  и  др.),  агропромышленными,  туристско-
рекреационными и транспортно-логистическими функциями; 

Оренбургской  (с  центром  в  г. Оренбурге)  с  промышленными  (газохимия, 

металлургия,  машиностроение),  агропромышленными  и  транспортно-логистическими 
функциями. 

Дальнейшее  развитие  в  Приволжском  округе  получит  автомобильный  кластер,  в 

котором  предполагается  реализация  инвестиционных  проектов,  связанных  с  созданием 
новых  сборочных  производств  с  использованием  современных  технологий  ведущих 
зарубежных  компаний;  созданием  и  организацией  производства  4-х  и  6-цилиндровых 
двигателей,  в  том  числе  двигателей  класса  Евро-4,  Евро-5,  широкого  модельного  ряда 
механических  и  автоматизированных  коробок  передач;  созданием  семейства  грузовых 
автомобилей нового поколения и семейства полноприводных многоцелевых автомобилей, а 
также организация производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники. 

                                                 

24

 Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года. 

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 7 февраля 2011 г. N 165р 

304 

 

 

В  округе  предполагается  создание  авиастроительного  кластера,  а  также  кластера  по 

созданию  авиационных  двигателей  нового  поколения,  как  для  гражданской,  так  и  для 
военной авиации. 

Предполагается  модернизация  и  дальнейшее  развитие  нефтехимического  комплекса 

округа.  Предприятия  химической  отрасли,  специализирующиеся  на  производстве 
высокотехнологичной  продукции  конечного  спроса,  будут  развиваться  в  рамках 
технополиса "Химград" в г. Казани и вблизи крупнейших промышленных узлов химической 
специализации  –  в  Нижегородской  и  Самарско-Тольяттинской  агломерациях, 
Нижнекамском, Уфимском, Стерлитамакско-Салаватском узлах. 

Развитие  базовых  и  перспективных  отраслей  экономики  связано  с  реализацией 

государством мер, направленных на создание условий для направления частных инвестиций 
в  их  инновационное  обновление,  на  формирование  оборонного  заказа  для  ключевых 
отраслей военно-промышленного комплекса с одновременной их диверсификацией.  

Развитие  опорной  транспортной  сети  предусматривает  строительство  новых  и 

модернизацию  участков  действующих  магистралей,  согласованное  развитие  основных 
транспортных и логистических узлов. 

В  числе  крупных  инфраструктурных  проектов  строительство  и  реконструкция 

участков автомобильных и железных дорог; проект «Волжский транзит», предполагающий 
развитие  особой  экономической  зоны  портового  типа  на  базе  международного  аэропорта 
Ульяновск-Восточный;  реконструкция  и  строительство  мостовых  переходов  через  реку 
Волгу, реку Каму; организация  высокоскоростного движения на участке Москва – Нижний 
Новгород, скоростного – на участках Самара – Саранск, Самара – Пенза, Самара – Саратов, 
Саратов – Волгоград; развитие мультимодальных логистических комплексов.  

Успешное  развитие  экономики  в  указанных  направлениях  будет  базироваться  на 

развитии 

соответствующих 

научно-образовательных 

центров 

и 

инновационной 

инфраструктуры 

(национальные 

исследовательские 

университеты, 

технопарки, 

промышленные парки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны и т.п.), связанной с 
производством  программного  обеспечения,  радиоэлектроники  и  электронных  компонент, 
биофармацевтики. 

Уральский федеральный округ 

Современная  хозяйственная  структура  Уральского  федерального  округа  имеет 

выраженную  индустриально-сырьевую  направленность –  более  половины  валового 
продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе 
которой  преобладает  добыча  полезных  ископаемых.  На  территории  округа  расположены 
крупнейшие в стране нефтегазовый и металлургический комплексы.  

Перспективы развития экономики Уральского федерального округа связаны с двумя 

мегакластерами:  на  севере  (Западная  Сибирь)  –  топливно-энергетический  комплекс, 
обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного 
транспорта  и  обеспечивающий  до  50%  экспорта  Российской  Федерации,  развитие 

305 

 

 

электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) 
–  базовый  для  страны  центр  обрабатывающей  промышленности,  прежде  всего 
машиностроения  и  металлургии,  ядро  оборонно-промышленного  комплекса,  в  том  числе 
ведущие  предприятия,  развивающие  самые  современные  технологии  (ядерные, 
ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров. 

Помимо  природно-ресурсного  и  индустриального  потенциала  к  числу  важнейших 

конкурентных  преимуществ  округа  относятся  высокий  уровень  обеспеченности 
квалифицированными  трудовыми  ресурсами;  высокий  научный  и  образовательный 
потенциал  округа,  наличие  передовых  научно-исследовательских  учреждений  и  высших 
учебных  заведений  широкого  профиля;  наличие  на  территории  округа  крупных 
полифункциональных агломераций; устойчиво высокая инвестиционная привлекательность 
экономики округа. 

Перспективы  экономического  развития

25 

Уральского  федерального  округа  будут 

определяться следующими факторами: 

увеличением  добычи  нефти  и  газа  за  счет  перехода  к  освоению  крупнейших 

месторождений  углеводородного  сырья  полуострова  Ямал  и  шельфа  Карского  моря, 
внедрения  более  совершенных  технологий  эксплуатации  месторождений  в  традиционных 
районах  добычи  и  добычи  других  минеральных  ресурсов  в  районах  Крайнего  Севера, 
техническими  и  технологическими  инновациями  в  добыче  и  транспортировке 
углеводородов; 

переходом  на  качественно  новый  уровень  применяемых  в  нефтегазодобыче 

технологий,  обеспечивающих  их  экономическую  эффективность  и  экологическую 
безопасность;  

модернизацией производства в металлургическом и машиностроительном комплексах 

Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного 
оборудования; 

диверсификацией  экономики  округа  за  счет  развития  высокотехнологичных 

перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, 
производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;  

созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-

инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в 
том  числе  зону  инновационного  развития  на  базе  закрытых  административно-
территориальных образований; 

созданием инновационных продуктов и высоких технологий в особой экономической 

зоне  "Титановая  долина",  в  гг.  Снежинск-Озерск  и  Тюмень,  которые  обеспечат 
высокотехнологичное  развитие  базовых  и  новых  перспективных  отраслей  специализации 
регионов Урала;  

                                                 

25

 Cтратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. 

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 6 октября 2011 г. N 1757р; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..