ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 17

 

 

258 

 

 

сельских  территорий;  воспроизводство  и  повышение  эффективности  использования  в 
сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.  

интенсивность  инновационного  обновления  производства  (в  частности,  работа  в 

рамках  техплатформ  «Биоиндустрия  и  биоресурсы  –  Биотех-2030»,  «Биоэнергетика», 
«Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового 
питания»,  реализация  комплексной  программы  развития  биотехнологий  в  Российской 
Федерации на период до 2020 года «Био-2020»).  

Модернизация производства на основе инновационного технологического развития 

позволит  развить  применение  ресурсосберегающих  технологий  во  всех  сферах 
деятельности,  связанных  с  продовольственным  обеспечением  населения,  экологизацией 
аграрного  сектора,  а  также  повысить  уровень  и  качество  жизни  сельского  населения. 
Техническая  и  технологическая  модернизация  создаст  предпосылки  для  увеличения 
производительности 

труда 

в 

сельском 

хозяйстве 

в  

1,4-1,7  раза  (в  2030  году  к  2011  году),  однако  не  достигая  технологического  уровня 
развитых  стран.  В  долгосрочной  перспективе  производительность  труда  в  сельском 
хозяйстве  дотянется  до  текущего  уровня  производительности  труда  в  аграрном  секторе 
немецкой экономики. 

Относительный уровень производительности труда по странам в 2010 году, % 

 

Россия 

Германия 

Норвегия 

Финляндия 

Швеция 

Сельское хозяйство, охота, 
рыболовство 

100 

176 

372 

321 

291 

Источник:

 рассчитано по данным UNECE 

Ужесточение  конкуренции  на  внутреннем  и  мировых  рынках  является 

катализатором привлечения инвестиций как в сельскохозяйственное производство, так и в 
перерабатывающий комплекс. В 2030 году к 2011 году инвестиции в основной капитал в 
сельском хозяйстве, по оценке, вырастут в 1,7-2,1 раза, в пищевой отрасли – в 1,4-1,7 раза. 

Вступление  России  в  ВТО,  а  также  формирование  единого  экономического 

пространства  вносят  свои  коррективы  в  развитие  отрасли,  связанные  в  первую  очередь  с 
трансформацией государственной поддержки.  

Характерной  особенностью  аграрной  политики  является  формирование  нового 

вектора,  выраженного  в  изменении  подходов  к  господдержке  отрасли  и  использовании 
неприменяемых  ранее  механизмов  ее  реализации.  В  частности,  снижение  уровня 
кредитной  поддержки  (доля  субсидирования  процентной  ставки  по  кредитам  составит  к 
2020  году  менее  30%  против  50%  в  2012  году)  в  пользу  финансирования  прозрачных  и 
легко  администрируемых  инструментов.  Выделение  бюджетных  средств  на  новые  виды 
субсидий:  на  литр  товарного  молока  в  животноводстве,  на  1  га  в  растениеводстве 
производителям,  обеспечивающим  соблюдение  ряда  критериев,  в  том  числе  условий 
применения  ресурсосберегающих  технологий  и  сохранения  плодородия  земель,  к  2020 
году составит порядка 26 процентов.  

259 

 

 

Принятая  Государственная  программа  развития  сельского  хозяйства  и 

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-
2020  годы  направлена  на  развитие  взаимосвязанных  звеньев  единого  технологического 
процесса: от производства сырья до сбыта готовой продукции. Мероприятия по развитию 
пищевой отрасли, инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного 
рынка встроены в систему единого производственно-технологического цикла. 

В  долгосрочной  перспективе  Россия  претендует  на  роль  крупного  поставщика 

продовольственных  товаров  и  сельскохозяйственного  сырья.  К  2030  году  ожидается 
увеличение экспорта продукции в 3 раза по отношению к 2011 году.  

 

Код ТН ВЭД: 01-24 

(продовольственные товары и 

сельскохозяйственное сырье) 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

2015 г. 

2020 г. 

2030 г. 

Коэффициент покрытия  
импорта экспортом

 

0,31 

0,42 

0,43 

0,44 

0,46 

0,6 

0,75 

Главными факторами развития растениеводства в долгосрочный период будут:  
-  внедрение  интенсивных  технологий  по  мелиорации  земель.  К  2020  году 

планируется ввести в эксплуатацию 270 тыс. га мелиорируемых земель, обеспечить защиту 
земель  от  водной  эрозии,  затопления  и  потопления  на  площади  свыше  247,2  тыс.  га,  а 
также  сохранение  сельскохозяйственных  угодий  от  ветровой  эрозии  и  опустынивания  на 
площади  958, 2 тыс. гектар;  

-  улучшение  способов  обработки  посевов  и  почв  в  зависимости  от  почвенно-

климатических  особенностей  регионов,  применение  ресурсосберегающих  технологий  в 
земледелии (технологии нулевой, поверхностной и полосной вспашки);  

-  применение  минеральных  и  биоудобрений,  эффективных  средств  защиты 

растений.  Внесение  минеральных  удобрений  на  1  га  посевов  сельскохозяйственных 
культур  возрастет  с  39  кг  в  2011  году  до  80-100  кг  к  2020  году  (в  пересчете  на  100% 
питательных веществ) и будет соответствовать оптимальным потребностям; 

-  уменьшение  потерь  при  хранении  урожая,  создание  и  внедрение  в  производство 

высокоурожайных и устойчивых к болезням и вредителям сельскохозяйственных культур, 
поддержка  элитного  семеноводства.  К  2030  году  доля  посевных  площадей 
сельскохозяйственных  культур,  занятых  высокоурожайными  сортами,  в  общих  посевах 
составит до 35-40 процентов; 

применение  современной  эффективной  сельскохозяйственной  техники. 

Обеспеченность  аграрного  комплекса  к  2020  году  комбайнами  ожидается  на  уровне 
3,30 штук на 1000 га пашни, тракторами – 5,31 штук на 1000 гектар. 

Диверсификация  применения  технологий  в  области  повышения  урожайности  с 

применением биотехнологий окажет превентивный эффект от угрозы снижения экспорта, 
например  зерна,  из-за  возможного  повышенного  содержания  токсинов,  а  также  от 
попадания вредных элементов в организм животного и человека. 

260 

 

 

Ключевые  факторы  развития  животноводства  связаны  с  подъемом  племенного 

животноводства и повышения продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем 
аналогичных  показателей  в  европейских  странах,  созданием  современных  и 
высокоэффективных  комплексов  индустриального  типа,  совершенствованием  кормовой 
базы,  созданием  современных  предприятий  по  убою,  первичной  и  более  глубокой 
переработке мяса, консолидацией и развитием экспортного потенциала. 

Внедрение 

биотехнологий 

позволит 

совершенствовать 

функциональные 

характеристики  кормовых  добавок,  тем  самым  расширяя  область  их  применения  –  от 
ветеринарии до использования качественного сбалансированного комплекса кормов, что в 
свою  очередь  позволяет  как  сократить  риски  заболевания  животных,  так  и  увеличить  их 
продуктивность.  Снижение  коэффициента  конверсии  кормов  (в  свиноводстве  –  до  2,8  кг 
корма  для  прироста  1  кг  живой  массы,  в  птицеводстве  –  до  1,7  кг)  позволит  повысить 
эффективность финансовых показателей производства продукции животноводства.  

Разработка  прогноза  развития  агропромышленного  комплекса  осуществлялась  в 

двух 

вариантах. 

Инновационный 

сценарий

 

развития 

отражает 

повышение 

конкурентоспособности данного сектора российской  экономики (сохранение  тенденции к 
импортозамещению),  использование  конкурентных  преимуществ  России,  улучшение 
инвестиционного  климата,  поступательное  наращивание  инновационной  активности, 
улучшение  условий  жизни  на  селе.  Рост  производства  продукции  сельского  хозяйства  в 
2030 году по отношению к 2011 году составит 30,8%, пищевой отрасли – 72,8 процента. 

Финансирование  сельского  хозяйства  из  федерального  бюджета,  предусмотренное 

Госпрограммой  на  2013-2020  годы,  составит  порядка  1,5  трлн.  рублей.  При  этом,  по 
оценке,  доля  федеральной  поддержки  сохранится  в  пределах  6-8%  от  выручки 
реализованной сельскохозяйственной продукции. По данному варианту с учетом принятых 
обязательств  России  перед  ВТО  в  отношении  снижения  таможенной  защиты  и 
определенного  Госпрограммой  на  2013-2020  годы  недостаточного  уровня  финансового 
обеспечения  ряда  чувствительных  отраслей  (свиноводство,  молочное  животноводство, 
рисоводство и др.) существуют риски удлинения сроков окупаемости проектов, снижения 
интереса  к  инвестированию  и,  как  следствие,  торможение  динамики  роста  отдельных 
подотраслей сельского хозяйства. Снижение производственных параметров может повлечь 
за собой невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности.  

Форсированный  сценарий 

развития

 

характеризуется  интенсификацией  всех 

имеющихся факторов роста агропромышленного комплекса,  ускоренным инновационным 
обновлением  сектора,  необходимым  для  выхода  на  высокотехнологичный  уровень 
развития, 

предполагает 

глубокую 

модернизацию 

социальной 

и 

инженерной 

инфраструктуры  на  селе,  высокие  стандарты  жизни  сельского  населения.  Индекс 
производства  продукции  сельского  хозяйства  в  2030  году  к  2011  году  составит  147,8%, 
пищевой отрасли – 192,2 процента. 

261 

 

 

Для  комплексного  и  устойчивого  развития  агропромышленного  комплекса,  по 

оценкам,  требуется  финансовая  поддержка  из  федерального  бюджета  в  объеме                 
2,1-2,5 трлн. рублей.  

Полное  соблюдение  всего  комплекса  мероприятий  даст дополнительный  прирост в 

растениеводстве в 14,4 п.п., в животноводстве – 1,3 процентных пункта. 

 

Наименование 

продукции 

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

прогноз 

2030 г. 

прогноз 

2020 г. 

к 2011 г.,% 

2030 г. 

к 2011 г., % 

вар.2 

вар.3 

вар.2 

вар.3 

вар.2 

вар.3 

вар.2 

вар.3 

Индекс производства 
продукции сельского 
хозяйства, % 

123,0 

101,7 

102,3 

101,7 

102,1 

113,0 

121,4 

130,8 

147,8 

Зерно, млн. тонн 

94,2 

107,0 

119,0 

127,0 

141,0 

113,6 

126,3 

134,8 

149,7 

Скот и птица на убой  
(в живом весе), млн. 
тонн 

11,0 

14,4 

14,6 

15,2 

16,4 

131,1 

132,8 

138,8 

149,6 

Молоко, млн. тонн 

31,6 

33,8 

36,2 

37,1 

42,8 

106,8 

114,4 

117,2 

135,3 

Индекс производства  
пищевой продукции, 
включая напитки, и 
табака, % 

101,0 

104,3 

105,0 

101,0 

101,0 

143,7 

152,9 

172,9 

192,2 

Производство зерна

  к  2030  году  увеличится  до  127  млн.  тонн  за  счет  расширения 

площади под зерновые культуры до 46,7 млн. га (текущий уровень – 43-45 млн. га), а также 
роста средней урожайности с 21,4 ц/га (2008-2011 гг.) до 28,8 центнеров с 1 гектара. 

Рост  производства  зерна  будет  обусловлен  как  увеличением  внутреннего 

потребления  с  72,2  млн.  т.  до  81,3  млн.  тонн  (в  том  числе  –  46  млн.  тонн  на  фуражные 
цели),  так и  за  счет  повышения  внешнего спроса на  российское  зерно  с  27,2  млн.  тонн  в 
2011/2012 сельхозгоду до 46 млн. тонн в 2030/2031 сельхозгоду. 

При  форсированном  сценарии

 

развития  зернового  рынка  возможен  рост 

производства зерна до 141 млн. тонн к 2030 году. Внедрение современных агротехнологий, 
включая  применение  новой  техники,  инвестиции  в  селекцию  высокоурожайных  сортов 
зерновых  культур,  повышение  объема  вносимых  минеральных  удобрений  (порядка 
 100 кг/га) 

и 

применяемых 

средств 

защиты 

растений 

позволят 

увеличить 

среднероссийскую урожайность зерновых вдвое по сравнению с текущим уровнем. 

В  настоящее  время  действующие  мощности  позволяют  экспортировать  порядка 

30 млн.  тонн  зерна  ежегодно,  из  которых  только  60%  (18  млн.  тонн)  являются 
высокотехнологичными.  В  связи  с  этим  реализация  высокого  экспортного  потенциала 
потребует  создания  новых  портовых  мощностей  и  модернизации  припортовой 
транспортной инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне и на Дальнем Востоке. 

Масличный  рынок

  будет  развиваться  под  влиянием  таких  факторов,  как 

стабильный  спрос  со  стороны  мирового  рынка,  высокая  рентабельность  масличных 

262 

 

 

культур и их экспортный потенциал. Ожидается сохранение роста валового сбора данных 
культур  за  счет  увеличения  урожайности  культур.  В  2030  году  рост  производства 
подсолнечника к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 11%, рапса – на 30%, сои – 
на 28 процентов. 

Стабильный  платежеспособный  спрос  на  масла  растительные  и  высокие  урожаи 

масличных культур будут являться стимулом для привлечения инвестиций в строительство 
новых  и  реконструкцию  существующих  перерабатывающих  мощностей.  По  оценке, 
производство масел растительных в 2030 году возрастет к уровню 2011 года в 1,6 раза. 

В 

свеклосахарном  комплексе

  в  настоящее  время  уже  созданы  предпосылки  для 

получения  высокого  урожая  сахарной  свеклы  и,  с  точки  зрения  продовольственной 
безопасности, обеспечения населения собственной готовой продукцией. Применение всего 
комплекса  агротехнологических  мероприятий  сегодня  позволяет  выйти  на  среднюю 
урожайность сахарной свеклы 35-37 т/га, приближаясь к потенциальной в силу природно-
климатических  условий  средней  по  России  урожайности  (40-45  т/га).  При  стабилизации 
размера посевных площадей результаты возделывания сахарной свеклы (45-48 млн. тонн) в 
будущем  будут  во  многом  зависеть  от  природного  фактора,  повышения 
сельхозтоваропроизводителями 

уровня 

агрокультуры, 

объемов 

государственной 

поддержки,  стабильного  спроса  со  стороны  перерабатывающих  отраслей,  расширения 
мощностей по хранению и переработке свекловичного сырья. 

Экономический  интерес,  основанный  на  получении  оптимальной  для  бизнеса 

маржи,  связанной  с  выпуском  свекловичного  сахара,  является  ключевым  постулатом 
дальнейшего инвестирования в развитие свеклосахарного комплекса. 

Государственная  поддержка  и  значительная  защита  внутреннего  рынка  в 

соответствии  с  договоренностями  России  со  странами-членами  ВТО,  нивелирующая 
волатильность  и  хаотичность  мирового  рынка  сахара-сырца,  служат  дополнительным 
источником  инвестиционной  активности.  Объем  производства  свекловичного  сахара  в 
долгосрочной  перспективе  прогнозируется  на  уровне  5-6  млн.  тонн,  минимизируя 
присутствие импортного сырца на рынке. 

Сценарная  развилка  обусловлена  скоростью  наращивания  производственных 

мощностей,  складских  емкостей  хранения  продукции,  решения  проблемы  транспортно-
логистической  инфраструктуры,  продолжительности  непрерывной  работы  сахарозаводов, 
неконтролируемого ввоза сырцового сахара из стран Таможенного союза, снижения потерь 
сахарной свеклы при хранении. 

Совокупные  ресурсы  единого  рынка  России  и  Республики  Беларусь  в  состоянии 

покрыть  внутренние  потребности  рынка,  а  излишки  продукции  при  условии 
конкурентоспособности  сахара  могут  быть  направлены  на  целевые  рынки  стран 
Центральной Азии, Северной и Восточной Африки. 

Дополнительные  стимулы  развития  отечественного  свеклосахарного  подкомплекса 

заложены в использовании доброкачественных отходов сахарного производства, таких как 

263 

 

 

свекловичный  жом  и  меласса,  для  развития  инновационных  проектов  в  рамках 
межотраслевой кооперации. 

Наряду  с  факторами  повышения  экологической  безопасности  производства 

решаются  задачи  утилизации  растительных  отходов  на  основе  биоэнергетики  и 
производства новых готовых продуктов. 

Свекловичный  жом,  подвергаемый  в  процессе  производства  сахара  сушке  и 

грануляции, приобретает дополнительные потребительские качества и трансформируется в 
новый  продукт, становясь неоценимой  кормовой  добавкой  в сбалансированных рационах 
для кормления скота. Неиспользуемая на кормовые цели часть свекловичного жома может 
направляться на биогазовые станции в качестве сырья  для производства биогаза. 

Свекловичная  меласса  является  исходным  сырьем  для  промышленного 

биотехнологического производства лимонной, молочной, глутаминовой, масляной  кислот, 
хлебопекарных дрожжей, бетаина, спирта, глицерина, ацетона и т.п.  

Развитие  производства 

плодовоовощной  продукции 

до  2030  года  в  основном 

связано  с  ростом  доходов  населения  и  смещением  потребительского  спроса  в  сторону 
более  здоровых  продуктов  питания.  Росту  производства  будет  также  способствовать 
развитие  агротехнологий  и  строительство  современных  мощностей  по  хранению  и 
первичной переработке.  

Удельный вес производства овощей в приусадебных хозяйствах населения останется 

довольно высоким. Рост валового сбора овощей в 2030 году к 2011 году составит порядка 
5-10%. Потребление овощей достигнет среднеевропейского уровня и составит около 110 кг 
в год по сравнению с уровнем текущего потребления (101 кг).  

В  долгосрочный  период  наиболее  существенные  сдвиги  в  животноводстве 

сопряжены  с  повышением  интенсификации  и  ростом  концентрации  производства  (доля 
корпоративного сектора увеличится с 53% в 2011 году до 75% в 2030 году).  

Долгосрочное  развитие 

мясного  животноводства

  связано  с  увеличением  доходов 

населения  и  постепенным  смещением  спроса  в  сторону  потребления  более  ценных  в 
пищевом отношении продуктов животного происхождения. При этом мясной подкомплекс 
в  значительной  степени  должен  развиваться  на  инновационной  основе  с  широким 
привлечением  лучших  отечественных  и  зарубежных  технологий,  селекционных 
достижений.  

Выявление  наиболее  емких  и  доступных  зарубежных  рынков  сбыта 

животноводческой  продукции  является  дополнительным  источником  роста  мясной 
отрасли.  

Приоритетное  направление  и  мощный  подъем  в  развитии  должно  получить 

специализированное  мясное  скотоводство.  Формируется  тенденция  к  росту  численности 
поголовья  крупного  рогатого  скота,  повысится  удельный  вес  откормочного  скота  от 
специализированных  мясных  пород,  выращиваемых  на  откормочных  площадках,  а  также 
наращивания  промышленных  объемов  бройлерного  производства  и  откармливаемого 
поголовья гибридных свиней интенсивного мясного типа. 

264 

 

 

К 2030 году производство скота и птицы на убой вырастет в 1,4-1,5 раза к 2011 году. 

В  структуре  производства  скота  и  птицы  на  убой  лидирующие  позиции  останутся  за 
производством  свиней  и  птицы,  подкрепленные  устойчивым  спросом  населения  на 
дешевое мясо. Потребление свинины на душу населения, по оценке, вырастет на 27,8% по 
отношению к 2011 году и составит 29 кг, что в 2,1 раза превышает уровень рекомендуемых 
рациональных  норм,  но  ниже  среднедушевого  потребления  в  европейских  странах  (30-
50 кг). 

Потребление птицы в 2030 году превысит уровень 2011 года на 27%, составит 32 кг 

и будет полностью удовлетворяться за счет собственного производства. 

С целью снижения затрат и рисков в свиноводстве и птицеводстве продолжится рост 

индустриальных  хозяйств  за  счет  вытеснения  с  рынка  малых  форм  хозяйствования  и 
низкоэффективных  сельскохозяйственных  организаций,  расширение  масштабов  глубокой 
переработки.  Многие  свинокомплексы,  построенные  в  России,  рассчитаны  на  доведение 
живого веса свиней до 105 кг (для сравнения средний живой вес свиней, реализованных на 
убой в США, составляет порядка 120 кг). 

В  2030  году  к  2011  году  производство  свинины  и  птицы  вырастет  

в 1,5-1,6 раза. 

Увеличение  производства  крупного  рогатого  скота  на  убой  к  2030  году  

на 18-32% по отношению к 2011 году произойдет на фоне стабильного платежеспособного 
спроса  со  стороны  потребителей,  наращивания  новых  производственных  мощностей 
благодаря  существенной  государственной  поддержке.  Оптимальный  живой  вес  крупного 
рогатого  скота  на  откорме  в  России  достигнет  550-560  кг  против  текущего  уровня          
320- 350 кг (для сравнения: в США живой вес крупного рогатого скота, предназначенного 
для убоя, в среднем равен 580 кг). Уровень потребления говядины может вырасти до 20 кг 
на человека в год, что превысит среднеевропейские показатели. 

Прогнозируется  развитие  мясного овцеводства, табунного  коневодства и  северного 

оленеводства, а также увеличение производства мяса индейки, гусей, уток и прочих видов. 

Рост  производства  баранины  в  значительной  степени  будет  связан  с  усилением 

специализации отечественного овцеводства в сторону производства мяса. Так, в 2030 году 
относительно 2011 года производство овец и коз  на  убой предусматривается  увеличить в               
1,2-1,3 раза. 

В  целях  сохранения  традиционного  уклада  жизни  и  занятости  народов  Севера, 

Сибири  и  Дальнего  Востока

  д

альнейшее  развитие  получит  северное  оленеводство  и 

табунное коневодство. 

Одним  из  перспективных  направлений,  обеспечивающих  прирост  объема 

производства  мяса  птицы  и  расширение  его  ассортимента,  рассматривается 
индейководство. Современная технология производства мяса и продукции его переработки 
основана  на  использовании  высокопродуктивных  гибридов,  полнорационных  кормов, 
применении  комплексной  механизации  и  автоматизации  технологических  процессов 
выращивания  молодняка  и  содержания  взрослой  птицы,  системы  ветеринарно-

265 

 

 

профилактических  мероприятий,  глубокой  переработки  и  хранения  продукции,  создании 
логистических центров. 

Молочная 

отрасль

 

будет 

развиваться 

умеренными 

темпами. 

Меры 

государственной  поддержки,  которые  позволят  увеличить  поголовье  и  продуктивность 
дойного  стада,  будут  способствовать  равномерному  развитию  производства  молока  и 
молочной продукции. Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях 
к 2030 году по сравнению с 2011 годом, по оценке, увеличится на 70-80% (до 7,5-8,0 тыс. 
кг/год  против  4,7  тыс.  в  2011  году).  Вследствие  популярности  здорового  образа  жизни 
произойдет  увеличение  потребительского  спроса  на  молоко  и  молочные  продукты. 
Показатели по потреблению молочных продуктов на душу населения будут стремиться к 
европейскому  уровню  и  практически  достигнут  уровня  рекомендуемого  объема 
потребления  (312-315  кг  в  год  против  246  кг  в  2011  году).  Производство  молочной 
продукции в 2030 году к 2011 году, по оценке, вырастет в 1,2-1,4 раза. 

Вступление  России  в  ВТО,  а  также  создание  единого  таможенного  пространства 

окажет  особое  влияние  на  отрасль.  Предприятиям-производителям  молочных  продуктов 
придется  действовать  в  условиях  жесткой  конкуренции  с  импортными  поставщиками. 
Однако,  несмотря  на  создавшиеся  условия,  к  2030 году  активный  рост  производства 
молочных  продуктов  будет  способствовать  импортозамещению.  Доля  импорта  молочных 
продуктов в ресурсах сократится до 11-12% против 19% в 2011 году.

 

11.2. Рыбохозяйственный комплекс 

Средний  темп  роста  добычи  водных биоресурсов  за  период  2009-2011  гг. составил 

108,6%,  средний  темп  роста  производства  рыбы  и  продуктов  рыбных  переработанных  и 
консервированных  за  этот  же  период  составил  104%.  Ключевыми  факторами, 
обеспечившими  указанную  динамику,  явились  добыча  водных  биоресурсов  в 
исключительной экономической зоне России, в открытой части Мирового океана, импорт 
продукции  из  водных  биологических  ресурсов,  товарное  выращивание  водных 
биоресурсов.  

Основными  ограничениями  развития  рыбохозяйственного  комплекса  остаются 

технологическая  отсталость  производства,  высокая  степень  износа  основных  фондов, 
низкая 

инвестиционная 

привлекательность 

рыбной 

отрасли, 

несовершенство 

законодательства о водных биоресурсах, высокий уровень браконьерства.  

Ключевыми  инструментами  оказания  государственной  поддержки  и  механизмами 

преодоления  отраслевых  ограничений  станут  мероприятия  проекта  Государственной 
программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». 

К  факторам,  определяющим  рост  добычи  (вылова)  водных  биоресурсов  в 

прогнозный период по 

инновационному сценарию 

развития, можно отнести ориентацию 

океанического  промысла  водных  биоресурсов  на  исключительную  экономическую  зону 
России  и  на  вылов  наиболее  массовых  и  валютоемких  объектов  промысла.  Основой 
существенного увеличения поставок рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на 

266 

 

 

внутренний 

рынок, 

расширения 

ее 

ассортимента, 

повышения 

качества 

и 

конкурентоспособности послужит развитие аквакультуры. 

К  дополнительным  факторам  роста  добычи  (вылова)  водных  биоресурсов  по 

форсированному  сценарию

  развития  можно  отнести  ориентацию  океанического 

промысла  водных  биоресурсов  на  исключительные  экономические  зоны  зарубежных 
государств  и  открытую  часть  Мирового  океана,  увеличение  вылова  во  внутренних 
водоемах  за  счет  реализации  дополнительных  мер  развития  аквакультуры,  реализация 
дополнительных  мер  поддержки  обновления  и  модернизации  рыбопромыслового  флота, 
эффективная 

реализация 

мероприятий 

Национального 

плана 

действий 

по 

предупреждению,  сдерживанию  и  ликвидации  незаконного,  несообщаемого  и 
нерегулируемого промысла. 

Наращивание  производства  рыбы  и  продуктов  рыбных  переработанных  и 

консервированных  по 

инновационному  сценарию 

развития  обусловлено  созданием 

условий  для  обновления  рыбоперерабатывающих  предприятий  с  целью  увеличения 
объемов  выпуска  рыбной  продукции  высокой  степени  переработки  наряду  с  устойчивым 
ростом спроса на продукцию российского производства на внешнем и внутреннем рынках.  

Дополнительными  факторами  роста  производства  по  форсированному  сценарию 

развития может послужить более активная модернизация предприятий с целью увеличения 
объемов  выпуска  рыбной  продукции  с  высокой  степенью  переработки.  Развитие 
инфраструктуры отрасли будет стимулировать инвестиционную активность отечественных 
и  иностранных  товаропроизводителей  и  повысит  инвестиционную  привлекательность 
предприятий и организаций отрасли. 

Показатели развития рыбохозяйственного комплекса 

Наименование  

2011 г. 

отчет 

2020 г. 

прогноз 

2030 г. 

прогноз 

2020 г. к 

2011 г., % 

2030 г. к  

2011 г., % 

вар.2 

вар.3 

вар.2 

вар.3 

вар.2  вар.3 

вар.2 

вар.3 

Добыча (вылов) ВБР, тыс. т 

4238 

5501,9  5955,2  6676,5  7565,4 

129,8 

140,5 

157,5 

178,5 

Импорт, тыс. т 

917,2 

1098,8 

864,9 

1020,8 

864,9 

119,8 

94,3 

111,3 

94,3 

Рыба и продукты рыбные 
переработанные и 
консервированные, тыс. т 

3628 

4502,8 

4866 

5130,7  6166,6 

126,2 

136,4 

143,8 

172,9 

Экспорт, тыс. т 

1750,8 

1966 

2181,3  2171,7  2778,2 

112,3 

124,6 

124,0 

158,7 

Потребление, кг на чел. в год 

21,5 

23,4 

24,8 

24,2 

27,0 

106,4 

112,7 

110,0 

122,7 

 

 

267 

 

 

12. 

Развитие малого предпринимательства и  институциональные 

преобразования 

12.1. 

Определение  институциональных  преобразований  в  экономике, 

связанных с повышением ее конкурентоспособности   

К 2030 году будет достигнута стратегическая цель развития Российской Федерации 

– обеспечен выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий 
статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции 
в  глобальной  экономической  конкуренции  и  надежно  обеспечивающей  национальную 
безопасность  и  реализацию  конституционных  прав  граждан.    Для  этого  будет  создана 
глобально 

конкурентоспособная 

институциональная 

среда, 

стимулирующая 

предпринимательскую  активность  и  привлечение  капитала  в  экономику.  Предстоит 
реализовать следующие приоритетные направления: 

повышение качества деловой среды и инвестиционного климата; 
повышение эффективности государственного управления в экономике; 
формирование 

международного 

финансового 

центра, 

обеспечивающего 

необходимыми ресурсами развития частный сектор экономики; 

интеграция  на  постсоветском  пространстве  (формирование  Евразийского 

экономического союза). 

Российская  Федерация  продолжит  активное  участие  в  процессах  глобализации  и 

региональной  интеграции.  Предстоит  вступить  в  Организацию  экономического 
сотрудничества  и  развития,  расширить  социально-экономические  и  культурные  связи  со 
странами  Азиатско-Тихоокеанского  региона.  С  Европейским  союзом  будет  создана  Зона 
свободной торговли, а на территории стран Союза независимых государств (СНГ) получит 
развитие новое региональное объединение:  к 2020 году Евразийский экономический союз, 
а  к  2030  году  –  Евразийский  союз.  Российский  рубль  станет  региональной  резервной 
валютой,  чему  будет  способствовать  создание  Международного  финансового  центра  в 
Москве.  Будут  созданы  современные  институты  поддержки  экспорта  средне-  и 
высокотехнологичной  продукции,  в  том  числе  в  рамках  деятельности  экспортного 
страхового агентства России. 

Конкуренция с другими странами в рамках глобального разделения труда потребует 

не  менее  1,5-кратного  повышения  производительности  труда  к  2015  году,  улучшения 
национального делового климата, в том числе условий для ведения предпринимательской 
деятельности,  развития  критических  технологий  Российской  Федерации  и  их  активного 
внедрения  в  высоко-  и  низкотехнологичных  секторах  экономики.  Росту  инвестиционной 
привлекательности будет способствовать реализация Национальной предпринимательской 
инициативы, внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта 
Российской  Федерации  по  обеспечению  благоприятного  инвестиционного  климата  в 
регионе.  

268 

 

 

До  2030  года  существенно  сократится  государственный  сектор  в  экономике,  будут 

ликвидированы  большинство  государственных  корпораций  (не  осуществляющих 
деятельность  по  обеспечению  государственных  обязательств),  реализована  программа 
приватизации.  В  целях  повышения  качества  государственного  и  муниципального 
управления  будет  реализована  Государственная  программа  «Информационное  общество 
(2011-2020)». Предстоит сформировать эффективные инструменты взаимодействия власти 
и  общества,  в  том  числе  через  механизмы  «Открытого  правительства»,  общественного 
контроля. 

Современные институты будут сформированы в рамках системы территориального, 

пространственного управления развитием. Планируется создать дополнительные стимулы 
к  развитию  агломерационных  образований,  обеспечить  повышение  самостоятельности 
органов  власти  местного  самоуправления  (в  том  числе,  бюджетной  самостоятельности). 
Предстоит  обеспечить  эффективное  разграничение  полномочий  между  федеральным  и 
региональным  уровнями  власти.  Будет  сформирована  сбалансированная  модель 
бюджетного федерализма, снизится число дотационных регионов, повысится собственная 
налоговая обеспеченность региональных и муниципальных бюджетов. 

К  2020  году  в  социальной  сфере  будет  осуществлен  переход  к  модели 

«эффективного контракта». Предстоит провести либерализацию рынка социальных услуг, 
допустить  к  государственному  заказу  частные  организации,  в  том  числе  социально-
ориентированные  некоммерческие  организации.  В  общем  образовании  будут  обновлены 
федеральные государственные образовательные стандарты, повысится участие институтов 
гражданского общества  в  управлении школами. В сфере профессионального образования 
предстоит внедрить модель непрерывного образования и повышения квалификации. Будут 
разработаны  800  профессиональных  стандартов  и  увязаны  с  образовательными 
стандартами, появится современная национальная система квалификаций. Реформа рынка 
труда  будет  направлена  на  обеспечение  гибкости  рынка,  создание  25  млн.  новых 
высокопроизводительных рабочих мест (к 2020 году). 

Формирование благоприятного делового климата 

Создание 25 млн. новых высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году станет 

возможным  только  в  условиях  значительного  улучшения  качества  деловой  среды  и 
инвестиционного климата. Для этого к концу 2012 года будут разработаны и утверждены 
Актами  Правительства  «дорожные  карты»  по  улучшению  условий  для  ведения 
предпринимательской  деятельности.  Реализация  «дорожных  карт»  позволит  Российской 
Федерации  войти  в  список  20  ведущих  стран  мира  по  качеству  делового  климата  (в 
рейтинге  Всемирного  банка  «Doing  business  2019»).  Институциональные  преобразования 
затронут  таможенное    регулирование,  доступ  к  инфраструктуре,  регистрационные  и 
разрешительные  процедуры,  соблюдение  и  защиту  прав  инвесторов,  повышение 
общественного контроля. 

 

269 

 

 

Таможенное регулирование 

Совершенствование  мер  таможенного  регулирования

 

будет  направлено  на 

упрощение  порядка  перемещения  товаров  и  транспортных  средств  через  таможенную 
границу  Евразийского  экономического  союза  при  их  ввозе  в  Российскую  Федерацию  и 
вывозе из Российской Федерации.  

Путем  реализации  комплекса  институциональных  преобразований  предстоит 

обеспечить  сокращение  количества  документов,  требуемых  для  совершения  таможенных 
операций  и  таможенных  процедур,  сроков  подготовки  и  получения  документов, 
необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров, сроков прохождения 
всех  процедур,  связанных  с  ввозом  товаров  и  транспортных  средств  в  Российскую 
Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.    

Повышение доступности энергетической инфраструктуры 

В целях повышения доступности  энергетической инфраструктуры будут  упрощены 

условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России.  

Существенно  уменьшится  количество  этапов  присоединения  к  энергосети  (с  10  в 

2012 г. до 5 к 2018 г.), сократится время на их прохождение (с 281 в 2012 г. до 40 дней к 
2018  г.),  а  также  снизятся  затраты  на  получение  доступа  к  энергосети  (с  1852  до  25 
процентов от внутреннего валового продукта на душу населения к 2018 году). 

Упрощение строительных процедур 

Наряду  со  снижением  таможенных  барьеров  и  с  повышением  доступности 

энергетической  инфраструктуры  одной  из  ключевых  проблем  для  ведения 
предпринимательской  деятельности в России является  порядок получения  разрешения на 
строительство.  

Для  ее  решения  предстоит  упростить  и  усовершенствовать  административные 

процедуры  на  всех  стадиях  осуществления  строительства,  начиная  от  стадии  подготовки 
градостроительной  документации  и  заканчивая  вводом  в  эксплуатацию  объектов 
капитального строительства. 

Будет реализован комплекс мер, направленных на сокращение количества и времени 

прохождения административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-
строительных проектов, что позволит существенно снизить стоимость строительных работ.  

Оптимизация процедур регистрации бизнеса 

Как  показывают  эмпирические  исследования,  для  стран  с  высокой  деловой 

активностью  характерны  более  простые  условия  для  регистрации  бизнеса  (в  рейтинге 
Всемирного банка «Открытие бизнеса»). 

Поэтому будут упрощены процедуры регистрации предприятий, снижено их число, 

общая длительность и стоимость с учетом нейтрализации рисков негативных последствий 
упрощения процедур. 

Проведение  институциональных  преобразований  будет  направлено  на  снижение 

количества  этапов  регистрации  предприятий  (с  9  до  3),  времени  на  прохождение  всех 

270 

 

 

этапов  (с  30  до  3  дней),  а  также  затрат  на  регистрацию  предприятий  (с  6100  до  3000 
рублей) и отмены требования к минимальному уставному капиталу к 2018 году. 

Оптимизация процедур регистрации собственности 

Отдельным  направлением  оптимизации  процедур  открытия  бизнеса  станет 

упрощение  порядка  регистрации  собственности.  Реформы в этой  сфере  предусматривают 
сокращение  сроков  государственной  регистрации  прав  собственности  на  недвижимое 
имущество  до  10  дней  к  2015  году  и  до  7  дней  к  2018  году;  сроков  проведения 
государственного  кадастрового  учета  до  10  дней  к  2015  году  и  до  5  дней  к  2018  году; 
увеличение доли услуг оказываемых через интернет до 50% к 2015 году и до 70% к 2018 
году; сокращение времени ожидания посетителей в очереди в офисе приема до 15 минут      
к 2015 году и до 10 минут к 2018 году. 

Конкурентная политика  

Политика  в  области  конкуренции  является  ключевым  фактором,  определяющим 

конкурентоспособность и  эффективность  предприятий  с  одной стороны и  уровень  жизни 
граждан с другой. 

Основными  направлениями  институциональных  преобразований  в  сфере  развития 

конкуренции станут: 

введение  уведомительного  порядка  согласования  сделок  внутри  группы  компаний    

(с  одновременным  уточнением  понятия  «группа  лиц»)  и  между  крупными  зарубежными 
компаниями, предметом которых являются незначительные российские активы;  

внедрение  механизмов  досудебного  обжалования  решений  Федеральной 

антимонопольной службы России;   

создание  механизма  независимой  оценки  установления  монопольно  низкой  и 

монопольно высокой цены и определение порядка ее применения;  

введение  нижнего  порога  доминирования  на  уровне  20%  для  индивидуального 

доминирования и верхний порог – 50% для индивидуального доминирования;  

устранение 

двойной 

ответственности 

за 

нарушения 

антимонопольного 

законодательства;    

внедрение механизмов защиты прав потребителей услуг монополий; 
внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;   
либерализация  импорта  на  рынки  с  ограниченной  конкуренцией  путем  снижения 

импортных тарифов и отмены нетарифных ограничений;  

признание по отдельным товарным группам сертификатов соответствия ЕС. 

Развитие малого и среднего предпринимательства 

Улучшение  условий  для  ведения  предпринимательской  деятельности  даст 

дополнительный  импульс  развитию  малого  и  среднего  бизнеса.  Путем  реализации 
институциональных  преобразований  будут  преодолены  существующие  барьеры  для 
развития малого и среднего предпринимательства. Предстоит обеспечить:  

повышение доступности государственного имущества для предоставления в аренду 

субъектам малого и среднего предпринимательства;  

271 

 

 

формирование  налоговой  среды,  благоприятной  для  развития  малого  и  среднего 

предпринимательства,  включая  предоставление  переходного  периода  для  компаний, 
которые превысили значение показателей, позволяющих использовать упрощенный режим 
налогообложения;  

упрощение  требований  к  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства            

по ведению бухгалтерского и налогового учета;  

 совершенствование 

системы 

уведомительного 

порядка 

осуществления 

предпринимательской и профессиональной деятельности; 

развитие и внедрение механизмов саморегулирования в области профессиональной 

деятельности; 

организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу 

«одного окна» в многофункциональных центрах на территории всей страны. 

Повышение эффективности системы государственного управления 

Противодействие коррупции

  

Стратегической  целью  государственной  политики  в  сфере  противодействия 

коррупции  является  повышение  качества  работы  государственных  органов  посредством 
создания  условий  для  эффективного  исполнения  государственными  гражданскими 
служащими  Российской  Федерации  служебных  обязанностей,  основанного  на  принципах 
открытости, прозрачности, объективности и беспристрастности. 

Основными  направлениями  институциональных  преобразований  в  части 

противодействия коррупции станут:  

определение сфер государственного управления и должностей гражданской службы, 

наиболее подверженных коррупционным рискам;  

организация открытых конкурсов по отбору руководителей ведомств;  
совершенствование системы мониторинга исполнения федеральными гражданскими 

служащими  установленных  на  гражданской  службе  ограничений,  запретов  и  требований     
к служебному поведению. 

Планируется внедрение новых механизмов раскрытия федеральными гражданскими 

служащими,  замещающими  должности  с  высокими  коррупционными  рисками,  сведений    
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.  

Будет  обеспечено  совершенствование  порядка  публикации  и  проверки  этих 

сведений, порядка работы комиссий государственных органов по соблюдению требований 
к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. 

Будет реализован комплекс организационных мероприятий по проведению ротации 

гражданских  служащих  на  должностях,  замещение  которых  связано  с  наличием 
коррупционных рисков.

 

Повышение качества государственного регулирования 

Ключевым  направлением  улучшения  качества  регулирования  экономики                     

в  среднесрочной  перспективе  станет  формирование  и  развитие  новых  институтов, 

272 

 

 

обеспечивающих  учет  интересов  всех  сторон,  являющихся  адресатами  регулирования 
предпринимательской  и  инвестиционной  деятельности:  институт  оценки  регулирующего 
воздействия.  

С  2013  года  к  проведению  процедур  оценки  регулирующего  воздействия,  начиная      

с  ранней  стадии  разработки  проектов  нормативных  актов,  перейдут  все  органы 
федеральной  исполнительной  власти,  осуществляющие  государственное  регулирование      
в установленной сфере социально-экономического развития и национальной безопасности. 

С  2014  года  планируется  осуществление  перехода  к  обязательному  использованию 

процедуры  оценки  регулирующего  воздействия  при  подготовке  проектов  региональных 
нормативных актов. А с 2015 года и в отношении актов органов местного самоуправления. 

При  этом  существенно  расширится  предметная  область  оценки  регулирующего 

воздействия.  В  нее  войдут  проекты  нормативных  правовых  актов  в  сфере  налогового 
контроля и таможенного администрирования. 

Повышение  эффективности  сектора  государственных  и  муниципальных 

учреждений

  

Одним  из  ключевых  направлений  институциональных  преобразований  в  секторе 

государственных  и  муниципальных  учреждений  является  повышение  качества  и 
доступности государственных и муниципальных услуг населению. 

В этой связи предстоит: 
осуществить  переход  на  расчет  прозрачных  и  объективных  единых  нормативных 

затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;  

обеспечить  высокий  уровень  экономической  самостоятельности  автономных 

учреждений  и  равенство  учреждений  всех  типов  при  участии  в  конкурсах  на  получение 
государственного (муниципального) контракта; 

оптимизировать  финансовые  механизмы  привлечения  частных  организаций               

к  оказанию  государственных  услуг;  преодолеть  необоснованные  ограничения  для 
негосударственных организаций по оказанию социально- значимых услуг. 

Реформирование и развитие государственной гражданской службы

 

Реформирование  государственной  гражданской  службы  будет  направлено                

на качественное улучшение кадрового потенциала гражданской службы, которое позволит 
успешно решать актуальные задачи государственного и общественного развития. 

Планируется расширение участия в составе конкурсных и аттестационных комиссий 

представителей  гражданского  общества  (за  счет  включения  в  их  составы  представителей 
общественного совета при государственном органе).  

Предстоит  создать  систему  кадровых  резервов  на  гражданской  службе, 

формируемой  на  конкурсной  основе  и  по  результатам  аттестации,  внедрить  институт 
наставничества  в  целях  организации  передачи  своих  знаний  более  опытными 
сотрудниками.  

273 

 

 

Будет внедрена система комплексной оценки деятельности гражданских служащих, 

и  на  ее  основе  разработан  особый  порядок  оплаты  труда  гражданских  служащих                   
в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности.  

Существенные  изменения  претерпит  система  дополнительного  профессионального 

образования  гражданских  служащих  в  соответствии  с  актуальными  направлениями  и 
задачами повышения эффективности государственного управления. 

Реформа системы государственных закупок 

Повышение  эффективности  государственных  закупок  предусматривает  реализацию 

комплекса  мер  по  формированию  Федеральной  контрактной  системы,  в  соответствии           
с которой регулирование государственного заказа будет осуществляться на всех этапах его 
осуществления – от планирования до оценки результатов проведенной закупки. 

В рамках федеральной контрактной системы будет обеспечено: 
создание системы управления крупными проектами; 
создание на федеральном уровне уполномоченного органа, наделенного функциями 

по  централизованной  закупке  для  нужд  значительного  количества  заказчиков  типовых, 
регулярно приобретаемых категорий товаров, работ, услуг;  

осуществление  передачи  независимым  организациям  функции  по  определению 

пределов колебаний начальных цен по наиболее распространенным позициям стандартной 
номенклатуры госзакупок;  

создание  внешней  независимой  автоматизированной  системы  контроля  за  работой 

электронных  площадок,  позволяющей  регистрировать  и  хранить  данные  обо  всех 
юридически значимых действиях участников электронных аукционов; 

создание  системы  стимулов  к  повышению  качества  исполнения  обязанностей          

по размещению заказа;  

использование при закупке НИОКР стимулирующих контрактов; 
создать  библиотеки  типовых  контрактов  и  информационную  систему  мониторинга 

исполнения государственного заказа; 

обеспечение  публикации  хода  реализации  государственных  контрактов  в  сети 

Интернет с учетом ограничений, связанных с обеспечением государственной тайны. 

Сокращение доли государственного участия в экономике 

Сокращение  доли  государственного  участия  в  экономике  является  стратегическим 

вызовом  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  и  одним  из 
приоритетных  направлений  повышения  качества  государственного  регулирования               
в экономике. 

Предполагается  сокращение  государственного  участия  в  таких  компаниях,  как 

«Роснефть»,  «Зарубежнефть»,  «РусГидро»,  «Интер  РАО»,  «Транснефть»,  «ФСК  ЕЭС», 
«Уралвагонзавод»,  «Объединенная  судостроительная  корпорация»,  «Объединенная 
авиастроительная корпорация» и других.  

В  период  до  2020  года  будет  осуществлена  приватизация  государственного 

имущества, которое не выполняет функцию обеспечения полномочий государства. Также 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..