Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году - часть 8

 

 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

114 

 

Исполнение плана реализации государственной программы «Охрана окружающей 

среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» в 2018 году приведено 
в таблице 11.2. 

 

Таблица 11.2 

Исполнение плана реализации государственной программы 

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование  

природных ресурсов» в 2018

 

году 

 

№ 

п/п 

Наименование 

государственной 

программы, 

подпрограммы, 

отдельного меро-

приятия, мероприя-

тия, проекта 

Источники 

финансиро-

вания 

Преду-

смотрено 
програм-

мой на 

2018 год, 

тыс. руб. 

Выполнено 

в 2018 

году, 

тыс. руб. 

Профи-

нан-

сировано 

в 2018 

году, 

тыс. руб. 

  

Государственная 
программа Кировской 
области «Охрана 
окружающей среды, 
воспроизводство 
и использование 
природных ресурсов» 
на 2013–2021 годы 

всего 

173099,80 

173888,14 

173888,14 

федеральный 
бюджет 

65724,00 

64189,06 

64189,06 

областной 
бюджет 

86125,00 

85733,73 

85733,73 

местный 
бюджет 

6250,80 

3366,89 

3366,89 

внебюджетные 
источники 

15000,00 

20598,46 

20598,46 

1. 

Подпрограмма 
«Развитие водохо-
зяйственного ком-
плекса Кировской 
области» на 2013–2021 
годы 

всего 

51623,70 

49454,19 

49454,19 

федеральный 
бюджет 

37057,40 

37057,40 

37057,40 

областной 
бюджет 

9429,80 

9429,79 

9429,79 

местный 
бюджет 

5136,50 

2967,00 

2967,00 

1.1. 

Строительство 
берегоукрепления 
р. Тойменка 
в г. Вятские Поляны 
Кировской области 

всего 

35589,10 

35589,10 

35589,10 

федеральный 
бюджет 

25273,60 

25273,60 

25273,60 

областной 
бюджет 

8335,50 

8335,50 

8335,50 

местный 
бюджет 

1980,00 

1980,00 

1980,00 

1.2. 

Капитальный 
и текущий ремонт 
гидротехнических 
сооружений 

всего 

16034,60 

13865,09 

13865,09 

федеральный 
бюджет 

11783,80 

11783,80 

11783,80 

областной 
бюджет 

1094,30 

1094,29 

1094,29 

местный 
бюджет 

3156,50 

987,00 

987,00 

 

 

 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

115 

 

Продолжение таблицы 11.2 

1.2.1.  Выполнение работ по 

капитальному ремонту 
гидроузла на р. Ройка 
у с. Большой Рой 
Уржумского района 
Кировской области 

всего 

13338,30 

13338,30 

13338,30 

федеральный 
бюджет 

11783,80 

11783,80 

11783,80 

областной 
бюджет 

620,20 

620,20 

620,20 

местный 
бюджет 

934,30 

934,30 

934,30 

1.2.2.  Выполнение работ по 

текущему ремонту 
гидроузла на р. Шур-
минка у с. Шурма 
Уржумского района 
Кировской области 

всего 

2696,30 

526,79 

526,79 

областной 
бюджет 

474,10 

474,09 

474,09 

местный 
бюджет 

2222,20 

52,70 

52,70 

2. 

Отдельное мероприя-
тие «Охрана, воспроиз-
водство, федеральный 
государственный над-
зор и рациональное 
использование объек-
тов животного мира 
и среды их обитания 
на территории 
Кировской области»  

всего 

31321,50 

31292,30 

31292,30 

федеральный 
бюджет 

17220,20 

17214,07 

17214,07 

областной 
бюджет 

14101,30 

14078,23 

14078,23 

2.1. 

Осуществление 
переданных полномо-
чий Российской Феде-
рации в области охра-
ны и использования 
животного мира 

федеральный 
бюджет 

195,70 

195,70 

195,70 

2.1.1.  Осуществление 

переданных полномо-
чий Российской Феде-
рации на охрану и 
использование объек-
тов животного мира (за 
исключением охот-
ничьих ресурсов и 
водных биологических 
ресурсов) 

федеральный 
бюджет 

60,00 

60,00 

60,00 

2.1.2.  Обеспечение условий 

воспроизводства вод-
ных биологических ре-
сурсов, предотвраще-
ние гибели водных 
биологических 
ресурсов  

федеральный 
бюджет 

135,70 

135,70 

135,70 

 

 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

116 

 

Продолжение таблицы 11.2 

2.2 

Осуществления 
отдельных полно-
мочий Российской 
Федерации в области 
охоты и сохранения 
охотничьих ресурсов, 
финансовое обеспе-
чение КОГКУ «Центр 
охраны и использова-
ния животного мира 
Кировской области» 

всего 

31125,80 

31096,60 

31096,60 

федеральный 
бюджет 

17024,50 

17018,37 

17018,37 

областной 
бюджет 

14101,30 

14078,23 

14078,23 

2.2.1.  Установление лимитов 

и квот добычи охот-
ничьих ресурсов, объе-
мов (лимитов) изъятия 
объектов животного 
мира 

федеральный 
бюджет 

15973,00 

15966,87 

15966,87 

2.2.2.  Регулирование числен-

ности охотничьих ре-
сурсов и объектов жи-
вотного мира, не отне-
сенных к объектам 
охоты 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

2.2.3.  Ведение государствен-

ного охотхозяйствен-
ного реестра  

не требуется 

Х 

Х 

Х 

2.2.4.  Государственный 

мониторинг охотничь-
их ресурсов и государ-
ственный мониторинг 
объектов животного 
мира, не отнесенных к 
объектам охоты 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

2.2.5.  Заключение охотхозяй-

ственных соглашений 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

2.2.6.  Оказание государ-

ственных услуг по 
выдаче разрешений на 
добычу охотничьих 
ресурсов, разрешений 
на содержание и разве-
дение охотничьих ре-
сурсов в полувольных 
условиях и искусствен-
но созданной среде 
обитания, разрешений 
на использование 
объектов животного 
мира, не отнесенных к  

не требуется 

Х 

Х 

Х 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

117 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 

объектам охоты, разре-
шений на их содержа-
ние и разведение в по-
лувольных условиях и 
искусственно создан-
ной среде обитания 

 

 

 

 

2.2.7.  Осуществление феде-

рального государ-
ственного охотничьего 
надзора, контроля за 
использованием капка- 
нов и других устройств, 
используемых при 
осуществлении охоты, 
контроля за оборотом 
продукции охоты, феде-
рального государствен-
ного надзора в области 
охраны и использования 
объектов животного 
мира и среды их 
обитания 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

2.2.8.  Организация и 

осуществление сохра-
нения и использования 
охотничьих ресурсов, 
охраны и воспроиз-
водства объектов 
животного мира, не 
отнесенных к объектам 
охоты и среды их 
обитания 

федеральный 
бюджет 

1051,50 

1051,50 

1051,50 

2.2.9.  Финансовое обеспе-

чение КОГКУ «Центр 
охраны и использо-
вания животного мира 
Кировской области» 

областной 
бюджет 

14101,30 

14078,23 

14078,23 

3. 

Отдельное 
мероприятие «Охрана 
водных объектов» 

всего 

26446,40 

30516,05 

30516,05 

федеральный 
бюджет 

11446,40 

9917,59 

9917,59 

областной 
бюджет 

0,00 

0,00 

0,00 

внебюджетные 
источники 

15000,00 

20598,46 

20598,46 

3.1. 

Осуществление пере-
данных отдельных пол-
номочий Российской 
Федерации в области 
водных отношений 

федеральный 
бюджет 

11446,40 

9917,59 

9917,59 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

118 

 

Продолжение таблицы 11.2 

3.1.1.  Взаимодействие с 

Федеральным агент-
ством водных ресурсов 
по подготовке и защи-
те обосновывающих 
документов и мате-
риалов на получение 
субвенций из феде-
рального бюджета 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

 3.1.2.  Проведение 

мероприятий по 
осуществлению пере-
данных отдельных 
полномочий Россий-
ской Федерации в 
области водных 
отношений 

федеральный 
бюджет 

11446,40 

9917,59 

9917,59 

3.2. 

Проведение государ-
ственными органами 
превентивных меро-
приятий по предотвра-
щению загрязнения 
водных объектов 
сточными водами 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

3.3. 

Контроль выполнения 
предприятиями планов 
водоохранных меро-
приятий в рамках засе-
даний межведомствен-
ной комиссии 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

3.4. 

Осуществление 
государственного 
мониторинга водных 
объектов  

не требуется 

Х 

Х 

Х 

3.5. 

Снижение антропоген-
ной нагрузки на вод-
ные объекты и водо-
сборные территории 

внебюджетные 
источники 

15000,00 

20598,46 

20598,46 

4. 

Отдельное 
мероприятие «Сокра-
щение вредного воз-
действия отходов 
производства и потреб-
ления на окружающую 
среду, а также макси-
мальное вовлечение 
отходов в хозяйствен-
ный оборот» 

всего 

3071,50 

1999,42 

1999,42 

областной 
бюджет 

1957,20 

1599,53 

1599,53 

местный 
бюджет 

1114,30 

399,89 

399,89 

 

 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

119 

 

Продолжение таблицы 11.2 

4.1. 

Совершенствование 
системы государствен-
ного регулирования в 
сфере обращения с 
отходами, создание 
эффективных механиз-
мов управления сфе-
рой обращения с отхо-
дами производства и 
потребления, повыше-
ние экологического 
сознания и уровня эко-
логической культуры 
населения в сфере 
обращения с отходами 

всего 

3071,50 

1999,42 

1999,42 

областной 
бюджет 

1957,20 

1599,53 

1599,53 

местный 
бюджет 

1114,30 

399,89 

399,89 

4.1.1.  Ведение региональ-

ного кадастра отходов 
производства и 
потребления 

не требуется 

4.1.2.  Информационная и 

техническая поддерж-
ка единого экологи-
ческого портала об 
отходах производства 
и потребления 
Кировской области 

не требуется 

4.1.3.  Выдача документа об 

утверждении норма-
тивов образования 
отходов производства 
и потребления и лими-
тов на их размещение, 
а также за переофор-
мление и выдачу дуб-
ликата указанного 
документа  

не требуется 

4.1.4.  Прием отчетности об 

образовании, утили-
зации, обезврежива-
нии, о размещении 
отходов производства 
и потребления 

не требуется 

Х 

4.1.5.  Корректировка проект-

ной документации по 
рекультивации свалки 
ТБО в пгт Вахруши 
Слободского района 
Кировской области  

всего 

3071,50 

1999,42 

1999,42 

областной 
бюджет 

1957,20 

1599,53 

1599,53 

местный 
бюджет 

1114,30 

399,89 

399,89 

 

 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

120 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 4.1.5.1.  Выполнение работ по 

корректировке проект-
ной документации по 
рекультивации свалки 
ТБО в пгт Вахруши 
Слободского района 

всего 

2274,99 

1749,99 

1749,99 

областной 
бюджет 

1399,99 

1399,99 

1399,99 

местный 
бюджет 

875,00 

350,00 

350,00 

 4.1.5.2.  Проведение 

государственных 
экспертиз проектной 
документации 

всего 

796,51 

249,43 

249,43 

областной 
бюджет 

557,21 

199,54 

199,54 

местный 
бюджет 

239,30 

49,89 

49,89 

5. 

Отдельное мероприя-
тие «Улучшение качес-
тва окружающей сре-
ды, обеспечение благо-
приятной среды про-
живания населения и 
рационального 
природопользования» 

областной 
бюджет 

10142,74 

10142,74 

10142,74 

5.1. 

Осуществление регио-
нального экологи-
ческого надзора 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

5.1.1.  Организация и 

осуществление регио-
нального государ-
ственного экологи-
ческого надзора по 
объектам хозяйствен-
ной и иной деятель-
ности за исключением 
деятельности с исполь-
зованием объектов, 
подлежащих федераль-
ному государствен-
ному экологическому 
надзору 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

5.2. 

Проведение единой 
государственной 
политики в сфере 
охраны окружающей 
среды и природополь-
зования, обеспечение 
экологической 
безопасности 

областной 
бюджет 

6306,40 

6306,40 

6306,40 

5.2.1.  Проведение регуляр-

ных наблюдений за 
состоянием окружаю-
щей среды в районах 
расположения источ- 

не требуется 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

121 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 

ников антропогенного 
воздействия и воздей-
ствием этих источ-
ников на окружающую 
среду 

 

 

 

 

5.2.2.  Обеспечение органов 

государственной влас-
ти области, органов 
местного самоуправ-
ления, населения 
области информацией 
о состоянии окружаю- 
щей среды на террито-
рии Кировской облас-
ти, а также информа-
цией в области 
гидрометеорологии 

не требуется 

5.2.3.  Предоставление 

субсидии на финан-
совое обеспечение вы-
полнения государ-
ственного задания 
КОГБУ «Вятский 
научно-технический 
информационный 
центр мониторинга и 
природопользования» 

областной 
бюджет 

5130,60 

5130,60 

5130,60 

5.2.4.  Предоставление иной 

субсидии КОГБУ 
«Вятский научно-
технический информа-
ционный центр мони-
торинга и природо-
пользования» на прио-
бретение оборудо-
вания, программного 
обеспечения, материа-
лов и иного движимого 
имущества  

областной 
бюджет 

1100,00 

1100,00 

1100,00 

5.2.5.  Предоставление иной 

субсидии КОГБУ 
«Вятский научно-
технический инфор-
мационный центр 
мониторинга и приро-
допользования» на 
приобретение оборудо-
вания для осуществле-
ния мониторинга 
окружающей среды  

областной 
бюджет 

75,80 

75,80 

75,80 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

122 

 

Продолжение таблицы 11.2 

5.2.6.  Осуществление 

мероприятий по 
охране атмосферного 
воздуха 

не требуется 

Х 

 5.2.6.1.  Осуществление 

мониторинга состоя-
ния загрязнения атмос-
ферного воздуха хло-
ристым водородом на 
автоматизированном 
посту наблюдений в 
г. Кирово-Чепецке 

не требуется 

Х 

5.2.6.2.  Предоставление 

специализированной 
информации о состоя-
нии атмосферного 
воздуха на территории 
г. Кирова-Чепецка 

не требуется 

Х 

 5.2.6.3.  Выдача разрешений на 

выброс вредных (заг-
рязняющих) веществ в 
атмосферный воздух 
стационарными источ-
никами, за исключе-
нием объектов, подле-
жащих федеральному 
государственному 
экологическому 
надзору 

не требуется 

5.2.7.  Организация и прове-

дение государственной 
экологической экспер-
тизы на территории 
области объектов 
регионального уровня 

не требуется 

5.2.8.  Организация и разви-

тие системы экологи-
ческого образования и 
формирование эколо-
гической культуры; 
участие в обеспечении 
населения информа-
цией о состоянии 
окружающей среды на 
территории области 

не требуется 

 5.2.8.1.  Подготовка электрон-

ного макета ежегодно-
го регионального 
доклада «О состоянии  

не требуется 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

123 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 

окружающей среды 
Кировской области» 

 

 

 

 

 5.2.8.2.  Организация проведе-

ния областных меро-
приятий по экологи-
ческому образованию 
и просвещению, в том 
числе Общероссийских 
Дней защиты от эколо-
гической опасности в 
Кировской области 

не требуется 

5.2.8.3.  Организация проведе-

ния мероприятий по 
формированию эколо-
гической культуры на 
территории Кировской 
области 

не требуется 

 5.2.8.4.  Организация обеспе-

чения населения ин-
формацией о состоя-
нии окружающей 
среды на территории 
Кировской области 

не требуется 

5.3. 

Обеспечение государ-
ственного регулиро-
вания отношений в 
сфере недрополь-
зования 

областной 
бюджет 

168,00 

168,00 

168,00 

5.3.1.  Оказание услуг по 

информационному 
обеспечению геологи-
ческого изучения недр 
и недропользования в 
Кировской области 

областной 
бюджет 

168,00 

168,00 

168,00 

5.3.2.  Обеспечение 

функционирования 
государственной 
системы лицензи-
рования пользования 
участками недр 
местного значения 

не требуется 

5.3.3.  Организация и 

проведение государ-
ственной экспертизы 
запасов полезных 
ископаемых, геологи-
ческой, экономической 
и экологической ин-
формации о предостав- 

не требуется 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

124 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 

ляемых в пользование 
участках недр 
местного значения 

 

 

 

 

5.3.4.  Согласование техни-

ческих проектов, вно-
симых в них измене-
ний и иной проектной 
документации  

не требуется 

5.3.5.  Досрочное прекраще-

ние, приостановление 
или ограничение права 
пользования участками 
недр местного 
значения 

не требуется 

5.3.6.  Оформление докумен-

тов, удостоверяющих 
уточненные границы 
горного отвода 

не требуется 

5.3.7.  Регулирование иных 

вопросов в области 
использования и охра-
ны недр в пределах 
компетенции, установ-
ленной действующим 
законодательством 

не требуется 

5.4. 

Осуществление 
государственного 
управления в области 
организации и функ-
ционирования особо 
охраняемых природ-
ных территорий регио-
нального значения 

областной 
бюджет 

3668,34 

3668,34 

3668,34 

5.4.1.  Разработка для Прави-

тельства области пред-
ложений по государ-
ственному управлению 
в области организации 
и функционирования 
особо охраняемых 
природных территорий 
регионального 
значения 

не требуется 

5.4.2.  Ведение Красной кни-

ги Кировской области, 
обеспечение работы 
комиссии по Красной 
книге Кировской 
области 

не требуется 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

125 

 

Продолжение таблицы 11.2 

5.4.3.  Осуществление 

охраны природных 
территорий в целях 
сохранения биологи-
ческого разнообразия и 
поддержания в естес-
твенном состоянии 
охраняемых 
природных комплексов 
и объектов 

областной 
бюджет 

3668,34 

3668,34 

3668,34 

5.4.4.  Ведение государствен-

ного кадастра особо 
охраняемых природ-
ных территорий 
регионального и 
местного значения 

не требуется 

Х 

Х 

Х 

6. 

Отдельное мероприя-
тие «Реализация 
государственных 
функций, связанных с 
общегосударственным 
управлением» 

областной 
бюджет 

50493,96 

50483,44 

50483,44 

6.1. 

Текущее обеспечение 
деятельности 
министерства охраны 
окружающей среды 
Кировской области 

областной 
бюджет 

24399,70 

24398,03 

24398,03 

6.2. 

Предоставление 
субсидии на финан-
совое обеспечение 
выполнения государ-
ственного задания 
КОГБУ «Областной 
природоохранный 
центр» 

областной 
бюджет 

24210,36 

24210,36 

24210,36 

6.3. 

Предоставление иной 
субсидии на монтаж 
автоматической пожар-
ной сигнализации и 
систем оповещения и 
управления эвакуацией 
людей при пожаре 
КОГБУ «Областной 
природоохранный 
центр»  

областной 
бюджет 

181,90 

181,82 

181,82 

6.4. 

Предоставление иной 
субсидии КОГБУ 
«Областной природо-
охранный центр» на  

областной 
бюджет 

1701,30 

1692,53 

1692,53 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

126 

 

Продолжение таблицы 11.2 

 

приобретение хрома-
тографа с программно-
аппаратным 
комплексом 

 

 

 

 

6.5. 

Исполнение судебных 
актов российской 
Федерации и мировых 
соглашений по возме-
щению вреда, причи-
ненного в результате 
незаконных действий 
(бездействия) органов 
государственной 
власти (государствен-
ных органов), органов 
местного самоуправ-
ления либо должност-
ных лиц этих органов, 
а также в результате 
деятельности казенных 
учреждений 

областной 
бюджет 

0,70 

0,70 

0,70 

 

На  рисунке  11.4.  представлено  финансирование  государственной  программы 

Кировской  области  «Охрана  окружающей  среды,  воспроизводство  и  использование 
природных ресурсов» в 2013–2018 годах, млн руб.

 

 

 

 

Рис.11.4. Финансирование государственной программы в 2013–2018 годах,  

млн руб. 

 

11.3. Обращение с отходами производства и потребления 

 

Вместе с достижениями в области науки и техники появляются проблемы, среди 

которых  следует  выделить  загрязнение  окружающей  среды  отходами  производства 
и потребления.  Использование  сырья  и  материалов  для  производства  продукции  или 

34,6 

46,2 

32,6 

28,9 

61,7 

64,2 

114,1 

107,4 

81,6 

78,1 

78 

85,7 

5,1 

4,6 

3,4 

1,7 

1,4 

3,4 

84,7 

68,1 

45,9 

31,3 

83,1 

20,6 

0

50

100

150

200

250

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Федеральный бюджет 

Областной бюджет 

Местный бюджет 

Внебюджетные источники 

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

127 

 

оказания  услуг  в  настоящее  время  неизбежно  приводят  к  образованию  отходов.  Еже-
годно  образующиеся  отходы  пополняют  уже  существующие  объекты  размещения  от-
ходов. Образование различного вида отходов во многом зависит не только от техноло-
гического уровня производственных процессов, но и от технического оснащения пред-
приятий и организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами. 

Для  решения  ряда  проблем,  связанных  с  обращением  с  отходами  на  территории 

региона,  органам  исполнительной  власти  необходимо  иметь  своевременную  и  досто-
верную  информацию  об  их  образовании,  использовании,  обезвреживании  и  размеще-
нии. Вместе с тем, получателем первичных сведений об образовании, обработке, утили-
зации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и по-
требления по форме № 2-ТП (отходы) является федеральная служба по надзору в сфере 
природопользования. 

Актуальным вопросом остается сокращение объема накопленных и вновь образо-

ванных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершен-
ствования технологий по их переработке. Государственная политика в сфере  управле-
ния отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся 
отходов и на развитие методов их максимального использования. 

В Кировской области наиболее высок показатель использования по отходам жи-

вотноводства, лому черных и цветных металлов, древесным отходам, что связано с наи-
более развитым промышленным потенциалом области в данных отраслях. 

Наиболее эффективно рыночные отношения сформировались в сфере обращения 

лома и отходов металлов. По  состоянию на 01.01.2019 министерством промышленно-
сти и энергетики Кировской области предоставлено 78 лицензий на осуществление дея-
тельности  по  заготовке,  хранению,  переработке  и  реализации  лома  черных  металлов, 
цветных металлов, в том числе 9 лицензий выданы в 2018 году. 

Лом черных и цветных металлов направляется на металлургические предприятия 

Кировской области (ЗАО  «ОМЗ» и ОАО  «Кировский завод по обработке цветных ме-
таллов») и соседних регионов.  

Продолжительное  время  по  ряду  причин не  используются  и  не  вовлечены  в  ры-

ночный  товарооборот  отходы  производства  предприятий  энергетического  комплекса 
и химической  промышленности.  Остаются  нерешенными  вопросы  по  использованию 
предприятиями области зол и шлаков ТЭЦ. 

Практически  отсутствует  переработка  отдельных  компонентов  твердых  комму-

нальных отходов (далее – ТКО) в сырье для вторичного использования и производства 
продукции: крайне невелик объем перерабатываемых отходов полимерных материалов, 
бумаги  и  т.д.  Полностью  отсутствуют  производственные  мощности  по  переработке 
стеклобоя. 

Недостаточное развитие вторичной переработки отходов обусловлено отсутстви-

ем  соответствующей  инфраструктуры  и  экономических  стимулов  у  хозяйствующих 
субъектов. 

Общие сведения об объектах размещения промышленных и твердых  коммуналь-

ных отходов приведены в таблице 11.3. 

В  соответствии  с  требованием  законодательства  министерством  охраны  окружа-

ющей  среды  Кировской  области  разработана  и  утверждена  распоряжением  министер-
ства  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  от  15.12.2016  №  20  «Территори-
альная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами 
на территории Кировской области». 

С 01.01.2018 обязательной частью территориальной схемы является  электронная 

модель.  Электронная  модель  представляет  собой  информационный  продукт,  предна-
значенный для автоматизации процесса сбора, хранения, обработки, анализа и визуали-
зации данных о системе организации и осуществлении на территории региона деятель-
ности по обращению с ТКО.  

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

128 

 

Таблица 11.3 

Сведения об объектах размещения отходов на территории Кировской области  

(по данным Государственного реестра объектов размещения отходов) 

 

Объект  

размещения 

отходов

 

2016 

2017 

2018 

кол-во 

(шт.) 

площадь 

(га) 

кол-во 

(шт.) 

площадь 

(га) 

кол-во 

(шт.) 

площадь 

(га) 

Всего 
в том числе: 

65 

480,1 

46 

483,0 

50 

499,0 

полигоны ТБО 

22 

146,5 

22 

130,0 

26 

147,5 

полигоны про-
мышленных 
отходов 

9,5 

25,0 

25,0 

объекты хра-
нения отходов 

39 

12,1 

37 

11,6 

17 

11,5 

шламонакопи-
тели, хвосто-
хранилища, 
терриконы, 
отвалы, золо-
шлакоотвалы 

315,5 

315,5 

315,5 

 
Электронная  модель  территориальной  схемы  с  помощью  специализированных 

расчетов позволяет обосновать количество и мощности по созданию необходимой ин-
фраструктуры в области обращения с ТКО. Кроме того, электронная модель позволяет 
рассчитать инвестиционные и операционные затраты на создание и обслуживание объ-
ектов обращения с ТКО; затраты на создание мусоровозного парка, транспортирование 
отходов и т.д. 

Согласно  электронной  модели,  к  2022  году  на  территории  Кировской  области 

необходимо  создать  15  объектов  обработки  твердых  коммунальных  отходов,  5  новых 
полигонов и 14 мусороперегрузочных станций. 

Ознакомительная  версия  электронной  модели  размещена  по  ссылке 

http://kir4.work.shemaothodov.ru/optimizations/.  

В  2018  году  в  целях  обеспечения  государственного  регулирования  деятельности 

по обращению с отходами производства и потребления юридическим лицам и индиви-
дуальным предпринимателям, в процессе хозяйственной и(или) иной деятельности ко-
торых  образуются  отходы  на  объектах,  подлежащих  федеральному  государственному 
экологическому надзору: 

выдано 86 документов об утверждении нормативов образования отходов и лими-

тов на их размещение с годовым нормативом образования отходов 413694 т/год; 

76 субъектов малого и среднего предпринимательства представили отчетность об 

образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. 

В  соответствии  с  Порядком  заполнения  и  представления  формы  федерального 

статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использова-
нии,  обезвреживании,  транспортировании  и  размещении  отходов  производства  и  по-
требления», утвержденной Приказом Федеральной Службы Государственной статисти-
ки от 10 августа 2018 года № 529, за 2018 год собраны и систематизированы 3670 отче-
тов. 

По информации, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Кировской 

области, 133 юридических лица и индивидуальных предпринимателя Кировской облас-

11. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды

 

129 

 

ти, по состоянию на 01.01.2019, имели действующие лицензии на осуществление дея-
тельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, раз-
мещению отходов I–IV классов опасности. 

На объектах, подлежащих региональному государственному экологическому над-

зору со стороны министерства охраны окружающей среды и природопользования Ки-
ровской области: 

выдано 277 документов об утверждении (переоформлении) нормативов образова-

ния отходов и лимитов на их размещение, 

418  хозяйствующих  субъектов  техническими  отчетами  подтвердили  неизмен-

ность производственного процесса и используемого сырья; 

1917 субъектов малого и среднего  предпринимательства представили отчетность 

об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. 

В  2018  году  Управлением  Роспотребнадзора  по  Кировской  области  проведено 

35 контрольно-надзорных  мероприятия,  во  время  проведения  которых  обследовано 
54 объекта  и  выявлено  105  нарушений.  По  результатам  проведенных  проверок,  за 
нарушения  в  сфере  обращения  с  отходами  производства  и  потребления,  санитарного 
содержания территорий населенных мест Управлением применялись меры администра-
тивного воздействия по ст.8.2 и ст. 6.3 КоАП РФ. 

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской об-

ласти  в  2018  году  для  обеспечения  своевременного перехода  на  новую  систему  обра-
щения с ТКО проведена следующая работа: 

утверждены нормативы накопления ТКО на территории Кировской области рас-

поряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской 
области  в  январе  2018  года  (в  декабре  2018  года  в  распоряжение  внесены  изменения 
в части  применения  норматива  образования  ТКО  с  квадратного  метра  для  г. Кирова 
и г. Кирово-Чепецка); 

24.04.2018  на  основании  результатов  конкурсного  отбора  статус  регионального 

оператора по обращению с ТКО в Кировской области присвоен АО  «Куприт» сроком 
на  10  лет.  Зоной  деятельности  АО  «Куприт»  является  вся  Кировская  область.  Между 
АО  «Куприт»  и  министерством  энергетики  и  жилищно-коммунального  хозяйства  Ки-
ровской  области  заключено  соглашение  об  организации  деятельности  по  обращению 
с ТКО на территории Кировской области (далее – Соглашение);  

региональным  оператором  проведены  торги,  по  результатам  которых  сформиро-

ваны цены на услуги по транспортированию ТКО в регионе. Определены транспорти-
ровщики по всем сформированным 4 лотам;  

распоряжениями Правительства Кировской области утверждены пять инвестици-

онных программ в области обращения с ТКО по строительству последующих карт дей-
ствующих  полигонов  в  Зуевском,  Нолинском,  Куменском,  Лебяжском  и  Слободском 
районах Кировской области; 

решением  правления  региональной  службы  по  тарифам  Кировской  области  от 

11.12.2018 № 44/78-тко-2018 для АО «Куприт» утвержден экономически обоснованный 
тариф  на  услугу  регионального  оператора  на  2019  год.  Годовая  необходимая  валовая 
выручка регионального оператора на 2019 год составляет 2 284,83 млн рублей. 

Единый тариф за вывоз 1 куб. метра (1 тонны) твердых коммунальных отходов на 

территории Кировской области на 2019 год составляет:  

на 1 полугодие 2019 года – 949,62 рублей;  
на 2 полугодие 2019 года – 992,81 рубля. 
Норматив накопления и плата населения области приведены в таблице 11.4 
С 2011 года, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об 

отходах производства и потребления», министерством охраны окружающей среды Ки-
ровской  области  осуществляется  ведение  областного  кадастра  отходов  производства 
и потребления (далее – кадастр отходов). Кадастр отходов ведется на основе сведений, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..