Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году - часть 8

 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

114

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

экологической культуры 
населения в сфере обраще-
ния с отходами 

 

 

 

 

4.1.1.  Ведение регионального 

кадастра отходов произ-
водства и потребления 

не требуется  X 

Х 

4.1.2.  Информационная и техни-

ческая поддержка единого 
экологического портала об 
отходах производства и 
потребления Кировской 
области 

не требуется  X 

Х 

4.1.3.  Реализация инвестицион-

ных проектов модерниза-
ции системы обращения 
с коммунальными отхода-
ми на территории г. Киро-
ва и прилегающих к нему 
муниципальных районов 
области 

внебюджет-
ные источни-
ки 

50000,00 

54860,19 

54860,19 

4.1.4.  Проведение научно-

исследовательской работы 
по формированию проекта 
«Создание системы управ-
ления отходами потребле-
ния и вторичными матери-
альными ресурсами на 
территории Кировской  
области» 

не требуется  Х 

Х 

Х 

5. 

Отдельное мероприятие 
«Улучшение качества  
окружающей среды,  
обеспечение благоприят-
ной среды проживания  
населения и рационально-
го природопользования» 

областной 
бюджет 

8554,60 

8554,60 

8554,60 

5.1. 

Осуществление региональ-
ного экологического над-
зора 

не требуется  Х 

Х 

Х 

5.1.1.  Организация и осуществ-

ление регионального госу-
дарственного экологичес-
кого надзора по объектам 
хозяйственной и иной дея-
тельности, за исключением 
деятельности с использо-
ванием объектов, подлежа-
щих федеральному госу- 

не требуется  Х 

Х 

Х 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

115

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

дарственному экологичес-
кому надзору 

 

 

 

 

5.2. 

Проведение единой госу-
дарственной политики в 
сфере охраны окружаю-
щей среды и природополь-
зования, обеспечение эко-
логической безопасности 

областной 
бюджет 

3720,00 

3720,00 

3720,00 

5.2.1.  Проведение регулярных 

наблюдений за состоянием 
окружающей среды в рай-
онах расположения источ-
ников антропогенного воз-
действия и воздействием 
этих источников на окру-
жающую среду 

не требуется  X 

Х 

5.2.2.  Обеспечение органов го-

сударственной власти  
области, органов местного 
самоуправления, населе-
ния области информацией 
о состоянии окружающей 
среды на территории  
Кировской области, а так-
же информацией в области 
гидрометеорологии 

не требуется  X 

Х 

5.2.3.  Административное обес-

печение деятельности ор-
ганизаций в сфере охраны 
окружающей среды 

областной 
бюджет 

3720,00 

3720,00 

3720,00 

5.2.4.  Осуществление мероприя-

тий по охране атмосферно-
го воздуха 

не требуется  Х 

Х 

Х 

5.2.4.1.  Осуществление монито-

ринга состояния загрязне-
ния атмосферного воздуха 
хлористым водородом на 
автоматизированном посту 
наблюдений в г. Кирово-
Чепецке 

не требуется  Х 

Х 

Х 

5.2.4.2.  Предоставление специали-

зированной информации 
о состоянии атмосферного 
воздуха на территории 
г. Кирова-Чепецка 

не требуется  Х 

Х 

Х 

5.2.4.3.  Выдача разрешений на 

выброс вредных (загряз- 

не требуется  X 

Х 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

116

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

няющих) веществ в атмос-
ферный воздух стационар-
ными источниками, за ис-
ключением объектов, под-
лежащих федеральному 
государственному эколо-
гическому надзору 

 

 

 

 

5.2.5.  Организация и проведение 

государственной экологи-
ческой экспертизы на  
территории области объек-
тов регионального уровня 

не требуется  X 

Х 

5.2.6.  Организация и развитие 

системы экологического 
образования и формирова-
ние экологической культу-
ры; участие в обеспечении 
населения информацией 
о состоянии окружающей 
среды на территории  
области 

не требуется  X 

Х 

5.2.6.1.  Подготовка электронного 

макета ежегодного регио-
нального доклада «О со-
стоянии окружающей сре-
ды Кировской области» 

не требуется  X 

Х 

5.2.6.2.  Организация проведения 

областных мероприятий по 
экологическому образова-
нию и просвещению, в том 
числе Общероссийских 
Дней защиты от экологи-
ческой опасности в Киров-
ской области 

не требуется  X 

Х 

5.2.6.3.  Организация проведения 

мероприятий по формиро-
ванию экологической 
культуры на территории 
Кировской области 

не требуется  X 

Х 

5.2.6.4  Организация обеспечения 

населения информацией 
о состоянии окружающей 
среды на территории  
Кировской области 

не требуется  X 

Х 

5.3. 

Обеспечение государст-
венного регулирования 
отношений в сфере недро-
пользования 

областной 
бюджет 

1068,20 

1068,20 

1068,20 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

117

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

5.3.1.  Оказание услуг по инфор-

мационному обеспечению 
геологического изучения 
недр и недропользования 
в Кировской области 

областной 
бюджет 

168,00 

168,00 

168,00 

5.3.2.  Обеспечение функциони-

рования государственной 
системы лицензирования 
пользования участками 
недр местного значения 

не требуется  X 

Х 

5.3.3.  Организация и проведение 

государственной эксперти-
зы запасов полезных иско-
паемых, геологической, 
экономической и экологи-
ческой информации о  
предоставляемых в поль-
зование участках недр  
местного значения 

не требуется  X 

Х 

5.3.4.  Административное обес-

печение деятельности ор-
ганизаций в сфере воспро-
изводства и использования 
природных ресурсов 

областной 
бюджет 

900,20 

900,20 

900,20 

5.3.5.  Согласование технических 

проектов, вносимых в них 
изменений и иной проект-
ной документации  

не требуется  X 

Х 

5.3.6.  Досрочное прекращение, 

приостановление или огра-
ничение права пользова-
ния участками недр мест-
ного значения 

не требуется  X 

Х 

5.3.7.  Регулирование иных во-

просов в области исполь-
зования и охраны недр 
в пределах компетенции, 
установленной действую-
щим законодательством 

не требуется  X 

Х 

5.4 

Осуществление государст-
венного управления в  
области организации и 
функционирования особо 
охраняемых природных 
территорий регионального 
значения 

областной 
бюджет 

3766,40 

3766,40 

3766,40 

 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

118

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

5.4.1.  Разработка для Правитель-

ства области предложений 
по государственному 
управлению в области  
организации и функцио-
нирования особо охраняе-
мых природных террито-
рий регионального значе-
ния 

не требуется  X 

Х 

5.4.2.  Ведение Красной книги 

Кировской области, обес-
печение работы Комиссии 
по Красной книге Киров-
ской области 

не требуется  X 

Х 

5.4.3.  Осуществление охраны 

природных территорий 
в целях сохранения биоло-
гического разнообразия и 
поддержания в естествен-
ном состоянии охраняе-
мых природных комплек-
сов и объектов. 

областной 
бюджет 

3766,40 

3766,40 

3766,40 

5.4.4.  Ведение государственного 

кадастра особо охраняе-
мых природных террито-
рий регионального и мест-
ного значения 

не требуется  Х 

Х 

Х 

6. 

Отдельное мероприятие 
«Реализация государствен-
ных функций, связанных 
с общегосударственным 
управлением» 

областной 
бюджет 

49715,50 

49714,88 

49714,88 

6.1. 

Текущее обеспечение дея-
тельности министерства 
охраны окружающей сре-
ды Кировской области 

областной 
бюджет 

24556,70 

24556,08 

24556,08 

6.2. 

Исполнение судебных ак-
тов российской Федерации 
и мировых соглашений по 
возмещению вреда, причи-
ненного в результате неза-
конных действий (бездей-
ствия) органов государст-
венной власти (государст-
венных органов), органов 
местного самоуправления 
либо должностных лиц 

областной 
бюджет 

22,30 

22,30 

22,30 

 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

119

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

этих органов, а также в  
результате деятельности 
казенных учреждений 

 

 

 

 

6.3. 

Предоставление субсидии 
на финансовое обеспече-
ние выполнения государ-
ственного задания КОГБУ 
«Областной природо-
охранный центр» 

областной 
бюджет 

25136,50 

25136,50 

25136,50 

 

14. Отходы 

 

120

 

 

14. Отходы 

 
Вместе с достижениями в области науки и техники появляются проблемы, среди 

которых  следует  выделить  загрязнение  окружающей  среды  отходами  производства 
и потребления.  Использование  сырья  и  материалов  для  производства  продукции  или 
оказания  услуг  в  настоящее  время  неизбежно  приводят  к образованию  отходов.  Еже-
годно  образующиеся  отходы  пополняют  уже  существующие  объекты  размещения  от-
ходов. Рост объемов различного вида отходов во многом зависит не только от техноло-
гического уровня производственных процессов, но и от технического оснащения пред-
приятий и организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами. 

Для  решения  ряда  проблем,  связанных  с  обращением  с  опасными  отходами  на 

территории  региона,  органам  исполнительной  власти  необходимо  иметь  своевремен-
ную  и  достоверную  информацию  об  их  образовании,  использовании,  обезвреживании 
и размещении. Вместе  с тем, получателем первичных  сведений об образовании, обра-
ботке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов произ-
водства  и  потребления  по  форме  №  2-ТП  (отходы)  является  федеральная  служба  по 
надзору в сфере природопользования. 

Актуальным вопросом остается сокращение объема накопленных и вновь образо-

ванных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершен-
ствования технологий по их переработке. Государственная политика в сфере  управле-
ния отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся 
отходов и на развитие методов их максимального использования. 

В Кировской области наиболее высок показатель использования по отходам жи-

вотноводства,  лому  черных  и цветных  металлов,  древесным  отходам,  что  связано 
с наиболее развитым промышленным потенциалом области в данных отраслях. 

Наиболее эффективно рыночные отношения сформировались в сфере образования 

лома  и отходов  металлов.  По  состоянию  на  01.01.2018  министерством  промышленно-
сти и энергетики Кировской области предоставлено 68 лицензий на осуществление дея-
тельности  по  заготовке,  хранению,  переработке  и  реализации  лома  черных  металлов, 
цветных металлов, в том числе 2 лицензии выданы в 2017 году. 

Лом черных и цветных металлов направляется на металлургические предприятия 

Кировской области (ЗАО  «ОМЗ» и ОАО  «Кировский завод по обработке цветных ме-
таллов») и соседних регионов. 

Продолжительное  время  по  ряду  причин не  используются  и  не  вовлечены  в  ры-

ночный  товарооборот  отходы  производства  предприятий  энергетического  комплекса 
и химической  промышленности.  Остаются  нерешенными  вопросы  по  использованию 
предприятиями области зол и шлаков ТЭЦ, древесных отходов. 

Практически  отсутствует  переработка  отдельных  компонентов  ТБО  в  сырье  для 

вторичного использования и производства продукции: крайне невелик объем перераба-
тываемых отходов полимерных материалов, бумаги и т.д. Полностью отсутствуют про-
изводственные мощности по переработке стеклобоя. 

Недостаточное развитие вторичной переработки отходов обусловлено отсутстви-

ем  соответствующей  инфраструктуры  и  экономических  стимулов  у  хозяйствующих 
субъектов. 

Общие сведения об объектах размещения промышленных и твердых бытовых от-

ходов приведены в таблице 14.1. 

По  информации,  представленной  Управлением  Росприроднадзора  по  Кировской 

области,  на  01.01.2018  года  113  юридических лиц  и индивидуальных  предпринимате-
лей  Кировской  области  имели  действующие  лицензии  по  сбору,  транспортированию, 
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. 

 

14. Отходы 

 

121

 

 

Таблица 14.1 

Сведения об объектах размещения отходов на территории Кировской области 

(по данным ГРОРО) 

 

Объекты размещения отходов 

2016 год 

2017 год 

Кол-во 

Площадь 

(га) 

Кол-во 

Площадь 

(га) 

Всего, 

65 

480,09 

46 

483,0 

в том числе: 

 

 

 

 

полигоны ТБО 

22 

146,49 

22 

130,0 

полигоны промышленных отходов 

9,5 

25,0 

санкционированные свалки 

– 

– 

– 

– 

объекты хранения отходов 

37 

11,6 

17 

11,5 

шламонакопители,  хвостохрани-
лища,  терриконы,  отвалы,  золош-
лакоотвалы 

315,5 

315,5 

 

В  2017  году  в  целях  обеспечения  государственного  регулирования  деятельности 

по обращению с отходами производства и потребления юридическим лицам и индиви-
дуальным предпринимателям, в процессе хозяйственной и(или) иной деятельности ко-
торых  образуются  отходы  на  объектах,  подлежащих  федеральному  государственному 
экологическому надзору: 

выдано 12 документов об утверждении нормативов образования отходов и лими-

тов на их размещение, 

56 субъектов малого и среднего предпринимательства представили отчетность об 

образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. 

В  соответствии  с  Порядком  заполнения  и  представления  формы  федерального 

статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использова-
нии,  обезвреживании,  транспортировании  и  размещении  отходов  производства  и  по-
требления», утвержденной Приказом Федеральной Службы Государственной статисти-
ки от 10 августа 2017 года № 529 за 2017 год собраны и систематизированы 2498 отче-
та. 

На объектах, подлежащих региональному государственному экологическому над-

зору: 

выдано 242 документа об утверждении нормативов образования отходов и лими-

тов на их размещение, 

446  хозяйствующих  субъектов  техническими  отчетами  подтвердили  неизмен-

ность производственного процесса и используемого сырья; 

1350 субъектов малого и среднего предпринимательства представили отчетность 

об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. 

В  2017  году  Управлением  Роспотребнадзора  по  Кировской  области  проведено 

14 контрольно-надзорных мероприятия, при которых обследовано 19 объектов и выяв-
лено 38 нарушений. По результатам проведенных проверок за  нарушения в сфере об-
ращения с отходами производства и потребления, санитарного содержания территорий 
населенных мест Управлением применялись меры административного воздействия: 

по ст.8.2 КоАП РФ было составлено 5 протоколов об административном правона-

рушении, наложено штрафов на сумму 60 тыс. рублей, 

по ст. 6.3. КоАП РФ было наложено 24 штрафа на сумму – 153 тыс. рублей. 
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах произ-

водства и потребления» министерством охраны окружающей среды Кировской области 
осуществляется ведение регионального кадастра отходов (далее – кадастр отходов) на 

14. Отходы 

 

122

 

 

основе сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, а также инди-
видуальными  предпринимателями,  юридическими  лицами,  у  которых  в  процессе  осу-
ществления хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Кадастр от-
ходов ведется с 2011 года. 

По состоянию на 01.01.2018 кадастр отходов содержит сведения о 4724 хозяйст-

вующих  субъектах.  Информация  о  кадастре  отходов  и  потребления  представлена  на 
едином экологическом портале об отходах производства и потребления Кировской об-
ласти (www.eko43.ru). Также на портале размещена и постоянно обновляется информа-
ция о реализуемых министерством охраны окружающей среды Кировской области ме-
роприятиях в сфере обращения с отходами, актуальная информация по утилизации от-
ходов, в новостной ленте сообщается об обнаруженных и ликвидированных стихийных 
свалках, о проведении природоохранных мероприятий в муниципальных образованиях 
Кировской области и многое другое. 

Наметившаяся  за  последние  годы,  тенденция  к  сокращению  свалок  бытовых  от-

ходов на территории муниципальных районов продолжилась и в 2017 году. Несмотря 
на то, что в 2017 году государственной программой Кировской области «Охрана окру-
жающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» средств на ли-
квидацию свалок бытовых отходов не выделялось – в 7 районах области за счет средств 
местного  бюджета  ликвидировано  20  свалок.  Работы  по  ликвидации  и  рекультивации 
свалок  бытовых  отходов,  не  отвечающих  требованиям  природоохранного  законода-
тельства, проводятся в целях исполнения распоряжения Правительства Кировской об-
ласти от 28.12.2013 № 431 «Об утверждении перечня свалок твѐрдых бытовых отходов, 
подлежащих рекультивации, и перечня свалок бытовых отходов, не отвечающих требо-
ваниям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации». Всего с 2013 
года ликвидировано 129 крупных поселковых свалок отходов. Необходимо также под-
черкнуть, что органами местного самоуправления принимаются меры по недопущению 
возникновения новых навалов отходов на месте ликвидированных свалок. 

С 2016 года в субъектах Российской Федерации начался переход на новую систе-

му управления твердыми коммунальными отходами (ТКО). Министерством охраны ок-
ружающей среды Кировской области разработана и утверждена территориальная схема 
обращения с отходами. В 2017 году в территориальную схему внесены изменения: 

уточнено количество зон деятельности регионального оператора – стала одна зо-

на; 

уточнены объемы образования твердых коммунальных отходов. 
В 2017 году разработана электронная модель территориальной схемы обращения 

с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Киров-
ской области. Электронная модель, согласно законодательству об отходах, является ча-
стью территориальной схемы и представляет собой информационный продукт, предна-
значенный для автоматизации процесса сбора, хранения, обработки, анализа и визуали-
зации  данных  о  системе  организации  и  осуществлении  на  территории  регионов,  дея-
тельности по обращению с отходами, в том числе с ТКО. 

Также министерством разработана региональная программа в сфере обращения 

с отходами, которая утверждена постановлением Правительства Кировской области от 
19.12.2017 № 132-П  «Об  утверждении региональной программы в области обращения 
с отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными  отходами на  территории  Киров-
ской области на 2017–2027 годы». 

Обеспечена  реализация  проекта  по  раздельному  сбору  мусора  на  территории 

г. Кирова.  В  соответствии  с  постановлением  администрации  города  Кирова  от 
17.01.2011 № 80-П в настоящее время раздельный сбор твердых коммунальных отходов 
осуществляется на 464 контейнерных площадках города, на которых  установлено 922 
контейнера – 457 контейнеров под пластик и 465 – под бумагу. 

14. Отходы 

 

123

 

 

Министерством охраны окружающей среды Кировской области в 2017 году про-

ведена работа по созданию системы и активизации сбора отработанных ртутьсодержа-
щих  ламп  и  светильников,  образующихся  у  населения.  Организован  ряд  совещаний 
с администрациями  городов  Кирова,  Слободского  и  Кирово-Чепецка  и  специализиро-
ванной организацией, осуществляющей утилизацию ртутьсодержащих отходов, по ор-
ганизации  системы  сбора  ртутьсодержащих  ламп  от  населения.  Проведена  работа 
с управляющими  компаниями  по  определению  мест  первичного  сбора  ртутьсодержа-
щих  светильников,  рассмотрена  возможность  установки  специализированных  контей-
неров  в общедоступных  местах и  определены  пункты  приема  от  населения,  организо-
вана работа по информированию населения. Направлена информация в Расчетный ин-
формационный центр о местах временного накопления отработанных ртутных ламп от 
населения  в  Управляющих  компаниях  для  размещения  на  квитанциях  об  оплате  жи-
лищно-коммунальных услуг. 

В  г.  Кирово-Чепецке  организовано  5  мест  первичного  сбора  отработанных 

ртутьсодержащих ламп, в г. Слободском – 3. В г. Кирове организовано 54 пункта прие-
ма  отработанных  ртутьсодержащих  ламп,  в  том  числе  в  магазинах,  организациях  и 
управляющих компаниях. Кроме того, создан мобильный пункт приема ртутьсодержа-
щих  ламп  на  основе  экомобиля  и  установлен  график  стоянок  на территории  частного 
сектора областного центра. Информация об адресах пунктов приема ламп размещена на 
сайтах  муниципальных  образований  и  ГИС  Кировской  области.  За  2017  год  сдано  на 
утилизацию в АО «Куприт» 33139 шт. отработанных ртутных ламп, в том числе: 

от управляющих компаний – 2144 шт.; 
от территориальных управлений и администрации – 4847 шт.; 
от магазинов – 9521 шт.; 
от организаций – 7822 шт.; 
от школ и садиков – 7981 шт. 

 

Таблица 14.2 

Список адресов пунктов приема отработанных ртутьсодержащих ламп 

 

№ 

п/п 

Адрес 

Наименование организации 

г. Киров, ул. Воровского, 77 

У входа в ТЦ «Вятка-ЦУМ» со стороны на-
земной автостоянки 

г. Киров, ул. Красноармейская, 17  Министерство охраны окружающей среды 

Кировской области 

г. Киров, ул. Воровского, 39 

Администрация города Кирова 

г. Киров, ул. Воровского, 79 

ТУ администрации города Кирова по Ленин-
скому району 

г. Киров, ул. Профсоюзная, 69 

ТУ администрации города Кирова по Ок-
тябрьскому району 

г. Киров, ул. Розы Люксембург, 3  ТУ администрации города Кирова по Перво-

майскому району 

г. Киров (Нововятск), ул. Совет-
ская, 12 

ТУ администрации города Кирова по Ново-
вятскому району 

г. Киров (Радужный), ул. Инду-
стриальная, 4 

В районе дома № 4 

г. Киров, ул. Московская, 36 

ФГБОУ ВО ВятГУ 

10  г. Киров (Дороничи), ул. Мира, 

1а 

Специализированные контейнеры для длин-
ных люминесцентных ламп 

14. Отходы 

 

124

 

 

Продолжение таблицы 14.2 

11  г. Киров (Садаковский), ул. Мос-

ковская, 40 

Специализированные контейнеры для длин-
ных люминесцентных ламп 

12  г. Киров (Нововятск), ул. Совет-

ская, 54 

Специализированные контейнеры для длин-
ных люминесцентных ламп 

13  г. Киров (Коминтерн), 

ул. П. Корчагина, 55 

Специализированные контейнеры для длин-
ных люминесцентных ламп 

14  г. Киров, ул. Воровского, 102 

Магазин «Кристалл-Электро» 

15  г. Киров, ул. Ивана Попова, 21 

Магазин «Весь свет» 

16  г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 

51 

Магазин «Венский свет» 

17  г. Киров, ул. Ленинградская, 11 

Магазин «Кристалл-Электро» 

18  г. Киров, ул. Карла Маркса, 25 

Магазин «Кристалл-Электро» 

19  г. Киров, ул. Некрасова, 73 

Магазин «Кристалл-Электро» 

20  г. Киров, ул. Водопроводная, 39 

ООО «СервисГарант» 

21  г. Киров, ул. Производственная, 

23 

Магазин «Алтай-Сервис» 

22  г. Киров, ул. Воровского, 42 

КОГБУЗ Кировская областная клиническая 
больница 

23  г. Киров, ул. Сурикова, 15 

МУП «Центральная коммунальная служба» 
г. Кирова 

24  г. Киров, ул. П. Корчагина, 225а 

ООО «АКВА-Домостроительный комбинат» 

25  г. Киров, ул. Пионерская, 12 

ООО «АКВА-Домостроительный комбинат» 

26  г. Киров, ул. Производственная, 

2а 

ООО «Вектор» 

27  г. Киров, ул. Красина, 5/4 

ООО «Управляющая компания Мегаполис» 

28  г. Киров, п. Порошино, ул. Поро-

шинская, 41а 

ООО «Вятка 5», ООО «РЕАЛ-СЕРВИС» 

29  г. Киров, ул. Красина, 5/1 

ООО «Вятская управляющая компания» 

30  г. Киров, ул. Мопра, 113 

ООО «ЖКО 1 мая» 

31  г. Киров, ул. Казанская, 83 

ООО «ЖЭУ «Апрель» 

32  г. Киров, ул. Производственная, 

2а 

ООО «Заря» 

33  г. Киров, ул. Воровского, 121 

ООО «Камри» 

34  г. Киров (Лянгасово), ул. Комсо-

мольская, 41 

ООО «Кировжилсервис» 

35  г. Киров, ул. Лепсе, 10 

ООО «Лепсе-Быт», ООО «Лепсе-Уют Плюс» 

36  г. Киров (Нововятск), ул. Орджо-

никидзе, 19а 

ООО «Нововятск» 

37  г. Киров, пер. Вершининский, 7 

ООО «Октябрьская управляющая компания» 

38  г. Киров, ул. Ленина, 39а 

ООО «Управляющая компания Вятка-Уют» 

39  г. Киров, ул. Урицкого, 24 

ООО «УК «Ваш дом» 

40  г. Киров, ул. Водопроводная, 39 

ООО «УК «Ваш дом» 

41  г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 

90 

ООО «Управляющая компания «ЖКХ Сер-
вис» 

42  г. Киров, ул. Ленина, 85, 3 этаж 

(вход со стороны РЦ «Новый 
мир») 

ООО «УК «Паритет» 

14. Отходы 

 

125

 

 

Продолжение таблицы 14.2 

43  г. Киров, ул. Лепсе, 24, оф. 208 

ООО «УК «Паритет» 

44  г. Киров, ул. К. Либкнехта, 66 

ООО «УК «ПромЖилСервис» 

45  г. Киров, ул. Большева, 5 

ООО «УК 25-ПЛЮС» (ООО «Коммуналь-
щик») 

46  г. Киров, ул. Щорса, 26б 

ООО «ЖЭК-15» 

47  г. Киров, ул. Маклина, 56 

ООО «Стройреконструкция» 

48  г. Киров, ул. Московская, 140 

ООО «ЖЭК-19» 

49  г. Киров, ул. Кольцова, 11 

ООО «Стройтекс» 

50  г. Киров, ул. Большева, 5 

ООО «МКД-Сервис» 

51  г. Киров, ул. Пятницкая, 90 

ООО «ПЖХ-010» 

52  г. Киров, ул. Воровского, 14 

ООО «ПЖХ-029» 

53  г. Киров, ул. Ленина, 184 корп. 3 

ООО «УЭМ-КЧУС» 

54  г. Киров, ул. Садаковская, 12 

ООО «УК «Азбука быта» 

55  г. Слободской, ул. Советская, 74 

МУП «Управляющая компания «Север», 
МУП «Управляющая компания «Демьянка», 
МУП «Управляющая компания «Первомаец» 

56  г. Слободской, ул. Первомайская, 

8ф 

ООО «Содружество» 

57  г. Слободской, пер. Юный, 14 

Управляющая компания «Старый город» 

58  г. Кирово-Чепецк, ул. Строитель-

ная, д. 2Д 

ООО «ЖЭК-7» 

59  г. Кирово-Чепецк, пр-д Дзержин-

ского, 6А 

МУП «ЖЭУ №6» 

60  г. Кирово-Чепецк, ул. Молодеж-

ная, д. 9 

ООО «УК «Чепецкая» 

61  г. Кирово-Чепецк, пр-т Мира, 43 

магазин «220 Вольт» 

62  г. Кирово-Чепецк, пр-т Мира, 

61/1 

торговый центр «Союз» магазин «220 Вольт» 

 

С  2017  года  организуется  работа  по  сбору  от  населения  отработанных  батареек. 

Контейнер для сбора батареек  установлен в министерстве охраны окружающей среды 
Кировской  области  (г.  Киров,  ул.  Красноармейская,  17),  также  в  городе  имеется  не-
сколько  контейнеров,  предназначенных  для  сбора  одновременно  ламп  и  батареек.  За 
прошедший год министерством собрано и передано АО «Куприт» для дальнейшей ути-
лизации более 300 кг батареек. Сложность организации работы по сбору и передаче от-
ходов  на  утилизацию  заключается  в  отсутствии  на  территории  Кировской  области 
предприятий, способных утилизировать такой вид отхода. Единственный в России за-
вод по переработке отработанных батареек находится в г. Челябинске. 

В 2017 году сотрудники КОГБУ  «ВятНТИЦМП» продолжили наблюдения за со-

стоянием объектов окружающей природной среды в районе Кильмезского захоронения 
ядохимикатов. Работы проводились в соответствии с требованием на выполнение госу-
дарственного задания на предоставление государственной услуги в осуществлении го-
сударственного мониторинга окружающей среды в части «Осуществления комплексно-
го  экологического  мониторинга  окружающей  среды  в  районе  Кильмезского  захороне-
ния ядохимикатов». Комплексный экологический мониторинг окружающей природной 
среды территории Кильмезского захоронения ядохимикатов включает в себя наблюде-
ния за следующими компонентами природного комплекса: подземные воды; поверхно-
стные воды, в том числе донные отложения и зообентос; почвы; фитоценозы и отдель-

14. Отходы 

 

126

 

 

ные виды биоиндикаторов. Информация о состоянии окружающей среды вокруг Киль-
мезского захоронения ядохимикатов своевременно размещалась на сайте министерства 
охраны окружающей среды Кировской области. 

В рамках государственной услуги проводились работы по поддержанию безопас-

ного  технического  состояния  захоронения  и  прилегающей  территории.  Натурное  об-
следование  показало,  что  территория  находится  в удовлетворительном  состоянии,  на-
рушений почвенного покрова (ям, рытвин, промоин), присутствие посторонних лиц или 
следов  их  деятельности  не  обнаружено.  Также  был  выполнен  ремонт  ограждения  по 
периметру площадки захоронения путем восстановления колючей проволоки, произве-
дена  вырубка  кустарника  в  дренажной  канаве  с  целью  своевременного  обнаружения 
промоин, рытвин, обрушения стенок. 

В  2017  году  специализированной  инспекцией  аналитического  контроля  (СИАК) 

КОГБУ «Областной природоохранный центр» продолжено обследование объектов раз-
мещения отходов. Осуществлялся химико-аналитический контроль почвы с карты по-
лигона, с санитарно-защитной зоны и фоновой пробы, отобранной вне территории по-
лигона, на которую не попадают внесѐнные извне загрязняющие вещества. Проводился 
токсикологический  анализ  почвенных  образцов,  отобранных  вдоль  санитарно-
защитной  зоны.  Целью  этого  анализа  являлось  определение  степени  острого  токсиче-
ского действия почвы на окружающую среду. 

Загрязняющие  вещества  могут  проникать  в  грунтовые  воды  и  водотоком  загряз-

нять водоѐмы. Поэтому осуществлялся контроль воды из наблюдательных скважин по-
лигонов и воды близлежащих водных объектов (рек, ручьѐв, обводных канав, или по-
жарных водоѐмов). 

В течение 2017 года специалистами СИАК обследовано 4 полигона ТБО: 
1. Полигон ООО «САХ», п. Костино, г. Киров; 
2. Полигон ТБО ООО «Предприятие Объединенных котельных», п. Перекоп, Ки-

рово-Чепецкий район Кировской области; 

3. Свалка ТБО пос. Вахруши, Слободской район Кировской области; 
4. Захоронение фенол-формальдегидных смол  у с. Совье, Слободской район Ки-

ровской области. 

Дополнительно, на  полигонах  ТБО  оборудованных  наблюдательными  скважина-

ми, проводилось инспектирование их состояния. Для оценки состояния объектов окру-
жающей среды производился отбор проб почв, природных вод. За 2017 год отобрано 14 
проб, в том числе: 

– почв – 8 проб; 
– подземных вод – 1 проба; 
– поверхностных вод – 5 проб; 
Выполнено 260 исследований. Превышений ПДК максимально разовых значений 

ЗВ по всем исследуемым показателям не обнаружено. 

 

15. Влияние экологических факторов на здоровье населения 

 

127

 

 

15. Влияние экологических факторов на здоровье населения 

 
Здоровье населения является одной из наиболее важных характеристик развития 

общества  и  уровня  жизни,  которая  в  полной  мере  зависит  от  генетических 
особенностей  организма,  социально-экономических  реалий  и  факторов  окружающей 
среды (как природных, так и антропогенных). 

Состояние здоровья населения является обобщенным интегральным показателем 

качества среды обитания и ее влияния на жизнедеятельность человека. Антропогенное 
загрязнение  окружающей  среды  оказывает  выраженное  воздействие на  формирование 
популяционного  здоровья  населения,  особенно  в  связи  с  изменением  социально-
экономических  условий.  Поэтому  проблема  неблагоприятного  влияния  факторов 
окружающей среды на состояние здоровья с каждым годом приобретает все большую 
актуальность.  Повышенный  уровень  загрязнения  атмосферного  воздуха  или  питьевой 
воды, наличие ксенобиотиков в продуктах питания вызывают рост таких заболеваний, 
как  нарушения  эндокринной  системы  и  обмена  веществ,  поражения  органов  дыхания 
и пищеварения,  снижение  иммунитета,  бронхиальная  астма,  аллергический  ринит, 
холецистит,  желчекаменная  болезнь,  холангит,  камни  в  почках  и  мочеточниках, 
раковые заболевания, врожденные аномалии и некоторые другие. 

По  федеральным  данным  социально-гигиенического  мониторинга  загрязнение 

атмосферного  воздуха  поселений  ежегодно  формирует  риск  более  8  тысяч  дополни-
тельных случаев смертей по причине болезней органов дыхания, кровообращения, но-
вообразований  и  более  3,3  миллионов  дополнительных  случаев  заболеваний  органов 
дыхания, глаз, эндокринной системы, крови, кроветворных органов. 

Важнейшим  показателем  здоровья  является  заболеваемость.  С  гигиенической 

точки зрения влияние факторов среды обитания на состояние здоровья населения наи-
большим  образом  отражается  в  показателе  первичной  заболеваемости  населения,  так 
как частота возникновения новых случаев заболеваний во многом определяется интен-
сивностью воздействия факторов среды обитания на организм человека. 

В  последние  годы  уровень  общей  заболеваемости  населения  Кировской  области 

с диагнозом, установленным впервые в жизни, не претерпел существенных изменений, 
но  в  целом  характеризуется  тенденцией  снижения.  Показатель  заболеваемости  в  2017 
году  ниже  среднемноголетнего  значения,  рассчитанного  за  2012–2016  гг.  только  на 
1,7%.  По  сравнению  с  2012  годом  первичная  заболеваемость  совокупного  населения 
области в 2017 году снизилась на 2,3%.  

Уровень первичной заболеваемости всего населения Кировской области в целом 

по  данным  2016  года  сопоставим  со  среднероссийским  (ниже  на  5,4%).  Из  основных 
классов  болезней  превышение  средних  по  Российской  Федерации  показателей  в  2016 
году зарегистрировано по болезням эндокринной системы – на 28,7%, крови – на 8,5%, 
болезням глаза на 7%, по травмам и отравлениям – на 5,8%. 

Структура  впервые  выявленной  заболеваемости  населения  области  в  2017  году 

существенно не изменилась. Наиболее частой причиной первичной заболеваемости на-
селения области, как и в прошлые годы, являлись болезни органов дыхания. Второе ме-
сто в структуре заболеваемости населения занимают травмы, отравления и некоторые 
другие причины воздействия внешних причин (таблица 15.1). 

Анализ первичной заболеваемости населения по районам Кировской области по-

зволил  выявить  территории,  где  показатели  заболеваемости  населения  значительно 
выше  средних  областных  значений.  К  ним  относятся  Кирово-Чепецкий  (превышение 
в 1,5 раза); Уржумский (превышение в 1,4 раза); Афанасьевский (превышение в 1,2 ра-
за),  причѐм  первые  два  из  перечисленных  выше  районов  отличались  наибольшими 
в области показателями и в 2012–2016 годах. 

 

15. Влияние экологических факторов на здоровье населения 

 

128

 

 

Таблица 15.1 

Структура первичной заболеваемости населения Кировской области в 2017 году 

 

Ранг  

Дети  

Подростки  

Взрослые  

1-е место 

Болезни  органов  дыха-
ния – 72,7% 

Болезни  органов  дыха-
ния – 59,7% 

Болезни  органов  дыха-
ния – 28,9% 

2-е место 

Травмы,  отравления  и 
некоторые  другие  по-
следствия  воздействия 
внешних причин – 5,8% 

Травмы,  отравления  и 
некоторые  другие  по-
следствия  воздействия 
внешних причин – 6,3%  

Травмы,  отравления  и 
некоторые  другие  по-
следствия  воздействия 
внешних 

причин 

– 

18,7% 

3-е место 

Инфекционные,  парази-
тарные  заболевания  – 
4,3% 

Болезни  глаза  и  его 
придаточного  аппарата 
– 5,9% 

Болезни системы крово-
обращения – 6,9% 

4-е место 

Болезни  глаза  и  его 
придаточного  аппарата 
– 3,1% 

Болезни кожи и подкож-
ной клетчатки – 5,2% 

 Болезни 

мочеполовой 

системы – 6,6% 

5-е место 

Болезни уха и сосцевид-
ного отростка – 2,51% 

Болезни  костно-мышеч-
ной системы – 4,9% 

Болезни кожи и подкож-
ной клетчатки – 6,0% 

6-е место 

Болезни кожи и подкож-
ной клетчатки – 2,5% 

Болезни 

мочеполовой 

системы – 3,8% 

Болезни  глаза  и  его 
придаточного  аппарата 
– 5,3% 

 

Анализ  среднегодовых  темпов  прироста  (убыли)  заболеваемости  позволил  вы-

явить классы заболеваний, характеризующихся тенденцией к росту. Данные заболева-
ния требуют особого внимания и выяснения возможных причин увеличения показате-
лей заболеваемости населения отдельными нозологическими формами с целью реали-
зации комплекса профилактических мероприятий. 

Так, в 2017 году небольшой рост показателей первичной заболеваемости детского 

населения (по сравнению с 2016 годом) отмечен по заболеваемости болезнями костно-
мышечной системы (на 7,1%), травмам и отравлениям (на 3,5%) и инфекционным и па-
разитарным  заболеваниям  (на  2,8%).  В  целом  по  детскому  населению  по  основным 
классам болезней уровень заболеваемости по сравнению с 2016 годом существенно не 
изменился – снижение на 1,2%. 

При  анализе заболеваемости  среди  подростков  в  2017  году  по  сравнению  с пре-

дыдущим  годом  отмечено,  что  еѐ  уровень  в  целом  практически  не  изменился.  Из  ос-
новных  классов  заболеваний  рост  заболеваемости  зафиксирован  по  болезням  уха  (на 
15,9%),  органов  пищеварения  (на  8%),  новообразованиям  (на  5,9%),  инфекционным 
и паразитарным заболеваниям (на 5,5%). 

В группе взрослого населения зарегистрирован небольшой рост по болезням ор-

ганов дыхания – на 11,9%, эндокринной системы  – на 7%, органов пищеварения  – на 
6,1%, новообразованиям – на 5,3%, но в целом заболеваемость по всем основным клас-
сам заболеваний осталась на уровне прошлого года. 

Таким образом, первичная заболеваемость населения области в целом в 2017 году 

осталась практически на уровне прошлого года, а в динамике в последние 3 года харак-
теризуется слабой, но стабильной тенденцией снижения. 

К  наиболее  социально  значимым  заболеваниям  относятся  болезни  системы

 

кро-

вообращения. Их социальная значимость обусловлена влиянием на трудоспособность, 
продолжительность и качество жизни населения. В структуре причин смерти в Киров-
ской области, как и в целом по РФ, по-прежнему, основную долю составляют болезни 
системы кровообращения (более половины). 

15. Влияние экологических факторов на здоровье населения 

 

129

 

 

В  структуре  первичной  заболеваемости  населения  болезнями  системы  кровооб-

ращения ведущая роль принадлежит болезням, характеризующимся повышением арте-
риального давления (26,6%), ишемической болезни сердца (27,3%) и цереброваскуляр-
ной патологии (27,8%). В 2017 году в сравнении с 2016 годом отмечено снижение забо-
леваемости болезнями системы кровообращения на 5,1%. 

Наиболее  высокий  уровень  заболеваемости  болезнями  системы  кровообращения 

выявлен в Богородском, Сунском, Санчурском (более чем в 2 раза выше среднеобласт-
ного), Нагорском, Кирово-Чепецком (более чем в 1,5 раза) районах. 

Заболевания органов дыхания

 

представляют одну из наиболее распространенных 

групп болезней. В 2017 году на их долю приходилось 49% всей заболеваемости населе-
ния  области.  Высокая  распространенность  патологии  органов  дыхания  обусловлена 
значительным удельным весом в ее структуре острых респираторных заболеваний. 

Наиболее  неблагополучными  районами  области  по  патологии  органов  дыхания 

в 2017  году  являются:  Кирово-Чепецкий  (превышение  среднеобластного  уровня 
в 1,6 раза); Уржумский, Фаленский, Нолинский (в 1,4 раза),  Немский, Афанасьевский, 
Верхошижемский, Подосиновский (в 1,3 раза). 

Тесно связаны с состоянием природных объектов окружающей среды заболевания 

кожи  и  подкожной  клетчатки.  Ситуация  по  заболеваемости  данными  болезнями  в  це-
лом  по  области  благополучная,  но  на  отдельных  административных  территориях  она 
заметно отличается и характеризуется в 2017 году превышением среднеобластных по-
казателей: в Кирово-Чепецком районе в 1,9 раза, Подосиновском в 1,5 раза, в г. Кирове 
в  1,3  раза,  то  есть  эти  районы  являются  территориями  риска  по  заболеваниям  кожи 
и подкожной клетчатки. 

Онкологическая заболеваемость  – является одной из актуальных проблем здоро-

вья населения области и занимает 2-е место среди причин смерти, уступая только бо-
лезням системы кровообращения. 

Показатель первичной заболеваемости в 2017 году составил 512,8 на 100 тыс. че-

ловек,  по  сравнению  с  2016  годом  отмечен  небольшой  рост  –  на  8%  (таблица  15.2). 
Тенденция  роста  показателей  заболеваемости  злокачественными  новообразованиями 
характерна и для населения РФ в целом. 

Показатель  заболеваемости  населения  Кировской  области злокачественными  но-

вообразованиями  начиная  с  2010  года  стабильно  выше  аналогичного  показателя  по 
Российской  Федерации,  в  2016  году  это  превышение  составляло  15,9%,  что  в  значи-
тельной мере определено неблагоприятным направлением демографических процессов 
в  области,  обусловившим  «постарение  населения»  (доля  населения  старше  трудоспо-
собного  возраста  превышает  долю  населения  моложе  трудоспособного  возраста 
в 1,6 раза). 

 

Таблица 15.2 

Заболеваемость с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного 

новообразования на 100 тыс. человек населения  

 

 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016  2017 

Российская Федерация 

364,2  365,7 

367,3  373,8 

387,6 

402,9 

409 

 

Приволжский феде-
ральный округ 

365,5  371,4 

373,4  385,1 

405,8 

416,0  424,3 

 

Кировская область 

373,8  396,5  388,3  410,7 

466,9  461,9  474,2  512,8 

 

В 2017 году в Кировской области зарегистрировано более 6 тыс. случаев заболе-

ваний злокачественными новообразованиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..