Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2017 году - часть 7

 

 

12. Лесные ресурсы 

 

98

 

 

Продолжение таблицы 12.3 

Итого 

1125,16 

94,67 

326,83 

248,38 

455,28 

В том числе запас в эксплуатационных лесах, млн м

Хвойные 

461,97 

61,56 

111,80 

115,79 

172,82 

в том числе: 

 

 

 

 

 

сосна 

189,22 

29,61 

76,22 

52,17 

31,22 

ель 

269,47 

31,8 

34,61 

62,60 

140,46 

Твердолиственные 

0,21 

0,02 

0,04 

0,03 

0,12 

Мягколиственные 

405,01 

22,94 

140,20 

78,01 

163,86 

в том числе: 

 

 

 

 

 

береза 

304,74 

13,80 

123,36 

62,09 

105,49 

осина 

89,02 

8,84 

13,14 

13,45 

53,59 

Итого 

867,19 

84,52 

252,04 

193,83 

336,80 

 
Общий ежегодный средний прирост достигает 21,44 млн м

3

. Противоэрозионные 

насаждения в лесном фонде отсутствуют. Лесистость области составляет 62,7%. 

 
Использование лесов в 2017 году 

Расчетная лесосека и ее освоение представлено в таблице 12.4. 

 

Таблица 12.4 

Расчетная лесосека и ее освоение (тыс. м

3

 

Расчетная лесосека 

Освоение расчетной лесосеки 

Всего 

в том числе 

Всего 

в том числе 

хвойные 

лиственные 

хвойные 

лиственные 

17042,3 

7936,8 

9105,2 

8435,6 

4048,9 

4386,7 

 
Преобладающим  способом  рубок  спелых  и  перестойных  насаждений  является 

сплошной.  Площадь  сплошных  рубок  спелых  и  перестойных  насаждений  составила 
31 968 га, в том числе по хвойному хозяйству – 15 193 га. 

По состоянию на 01.01.2018 в аренду для заготовки древесины передано 807 лес-

ных  участков  площадью  5 471,7  тыс.  га  и  установленным  объемом  использования 
10 694,6 тыс. м

3

,  фактически  в  2017  году  арендаторами  было  освоено  70,9%  или 

7 580,4 тыс.  м

3

.  Для  ведения  сельского  хозяйства,  заготовки  пищевых  и  недревесных 

лесных  ресурсов,  сбора  лекарственных  растений  передан  1  лесной участок  площадью 
2,5 тыс. га. Для осуществления рекреационной деятельности передано 16 лесных уча-
стков площадью 66,8 га. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, раз-
работке месторождений полезных ископаемых передано 17 лесных участков площадью 
425,8  га.  Для  выполнения  изыскательских  работ  передан  1  лесной  участок  площадью 
82 га. В целях ведения охотничьего хозяйства  заключено 10 договоров аренды лесных 
участков площадью 70,9 тыс. га. В целях строительства, реконструкции и эксплуатации 
линейных  объектов  заключено  57  договоров  аренды  лесных  участков  площадью 
705,8 га. 

В  постоянное  бессрочное  пользование  передано  28  лесных  участков  площадью 

195,8 тыс. га. Из них 15 лесных участков передано для заготовки древесины площадью 
180,4  тыс. га,  и установленным  объемом  использования  461,6  тыс. м

3

,  фактически 

в 2017 году пользователями было освоено 38,5% или 177,5 тыс. м

3

. Для осуществления 

научно-исследовательской деятельности передано 3 лесных участка площадью 9 996 га; 

12. Лесные ресурсы 

 

99

 

 

для  осуществления  рекреационной  деятельности  –  5  лесных  участков  площадью 
1 812,4 га;  для  строительства,  реконструкции  и  эксплуатации  линейных  объектов  – 
1 лесной участок площадью 0,2451 га; для строительства и эксплуатации водохранилищ 
и иных  искусственных  объектов  и  гидротехнических  сооружений  –  1  лесной  участок 
площадью 66,6 га. 

В безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства передано 7 лесных 

участков площадью 43,3 га. В целях строительства, реконструкции и эксплуатации ли-
нейных объектов заключено 5 договоров безвозмездного пользования лесных участков 
площадью 35,8 га. 

Сведения  об  аукционах  по  продаже  права  на  заключение  договора  аренды 

лесных участков

 

В 2017 году аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного 

участка министерством не проводились. 

Сведения  об  аукционах  по  продаже  права  на  заключение  договоров  купли-

продажи лесных насаждений

 

В 2017 году министерством была выставлена 561 лесосека с общим объемом заго-

товки  895,8 тыс. м

3

.  По  результатам  аукционов  заключено  447  договоров  купли-

продажи лесных насаждений, продано древесины 698,0 тыс. м

3

Реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения ле-

сов

 

В  2017  году  на  территории  Кировской  области  реализовывалось  7 инвестицион-

ных проектов в области освоения лесов, включенных Министерством промышленности 
и торговли Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов 
в области освоения лесов. Реализованы приоритетные инвестиционные проекты: в 2015 
году – один проект, в 2016 году  – один проект. Из перечня приоритетных исключены 
в 2015 году два проекта, в 2016 году – один проект. 

Для реализации инвестиционных проектов министерством лесного хозяйства Ки-

ровской области заключено 96 договоров аренды лесных участков, находящихся в фе-
деральной  собственности.  Общая  площадь  переданных  в  аренду  лесных  участков  со-
ставила  1,6 млн га.  Общий  ежегодный  объем  использования  лесов  составляет 
3277 тыс. м

3

, в том числе 1358 тыс. м

3

 по хвойному хозяйству. За 2017 год предприяти-

ям, реализующими инвестпроекты, начислена арендная плата в размере 162 млн руб. 

Объем

 

заготовленной

 

инвесторами

 

древесины

 

в

 

2012 году составил 1 141,8 тыс. м

3

в том числе по хвойному хозяйству 821,5 тыс. м

3

, в 2013 году – 1 704,0 тыс. м

3

, в том 

числе по хвойному хозяйству 821,5 тыс. м

3

, в 2014 году – 2 006,3 тыс. м

3

, в том числе 

по хвойному хозяйству 928,3 тыс. м

3

, в 2015 году – 1868,9 тыс. м

3

, в том числе по хвой-

ному хозяйству 873,9 тыс. м

3

, в 2016 году – 2309,2 тыс. м

3

, в том числе по хвойному хо-

зяйству 1048,9 тыс. м

3

, в 2017 году – 2345,4 тыс. м

3

, в том числе по хвойному хозяйству 

1034,5 тыс. м

3

Объемы проведенного ухода за лесом представлены в таблице 12.5. 
 

Таблица 12.5 

Объемы ухода за лесом в 2017 году 

 

Вид рубок 

Объем 

га 

тыс. м

1. Уход за молодняками 

11356,3 

93,4 

2. Прореживание 

4794,5 

155,0 

3. Проходные рубки 

11447,1 

510,8 

Итого 

27597,9 

759,2 

12. Лесные ресурсы 

 

100

 

 

Воспроизводство лесов 

Лесовосстановление в 2017 году проведено на  площади 37181 га, в том числе за 

счет создания лесных культур посадкой сеянцев на площади 5969 га. 

Посадка леса осуществлена на 16,1% площади, на которой были проведены лесо-

восстановительные работы в 2016 году. Содействие естественному возобновлению леса 
проведено  на  площади  31022  га,  в  том  числе  за  счет  сохранения  хвойного  жизнеспо-
собного подроста на площади 25581 га, минерализации поверхности почвы на площади 
3720 га. Комбинированное лесовосстановление проведено на площади 190 га. Агротех-
нический  уход  за  лесными  культурами  в  переводе  на  однократный  выполнен  на 
27825 га. 

Претензионно-исковая работа 

В 2017 году направлено 340

 

претензионных письма лицам, которым предоставле-

ны  в пользование  лесные  участки  и  не  выполнившим  в  2016  году  условия  договоров 
аренды  лесных  участков  в  части  объемов  работ  по  охране,  защите и  воспроизводству 
лесов. 

По направленным претензионным письмам в Арбитражный суд Кировской облас-

ти  направлено  36  исковых  заявлений  о  расторжении  договоров  аренды  лесных  участ-
ков: 

Арбитражным судом Кировской области принято решений: 
по 21 договору – суд отказал в удовлетворении исковых требований; 
по 9 договорам – производство прекращено в связи с отказом министерства от ис-

ковых требований; 

по 1 договору – об утверждении мирового соглашения. 
Остальные иски находятся на рассмотрении в суде. 
В 2017 году за невыполнение лесохозяйственных мероприятий (по направленным 

в 2014–2015 гг. претензиям) расторгнуто 2 договора аренды. 

Заготовка пищевых лесных ресурсов 

Территория  Кировской  области  располагает  значительными  ресурсами  дикорас-

тущих ягод, грибов, плодов, лекарственных растений. Общая стоимость биологических 
запасов  данных  ресурсов  в  среднеевропейских  ценах  заготовки  составляет  около 
30 млрд  руб.  Биологическая  продуктивность  названных  ресурсов  области  достигает 
2,5 млн  т.  Доступными  для  заготовки  являются  следующие  ресурсы:  ягоды  –  около 
60 тыс. т, грибы – 150 тыс. т, лекарственное и техническое сырье – 6 тыс. т. Стоимость 
доступных  для  освоения  ресурсов  в  среднеевропейских  ценах  составляет  около 
2,5 млрд  руб.  Стоимость  реализации  продукции  в  необработанном  виде  оцениваются 
в сумме 6,5 млрд руб. 

Доход от использования лесов

 

Доход от всех видов использования лесов в 2017 году составил 1195,1 млн руб., 

в том  числе  в  федеральный  бюджет  –  551,8  млн  руб.,  в  областной  бюджет  – 
643,3 млн руб. 

 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

101

 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

13.1. Плата за пользование природными ресурсами,  

ее размеры и структура 

 

По данным УФНС России по Кировской области, Управления Росприроднадзора 

по Кировской области, министерства лесного хозяйства Кировской области, министер-
ства охраны окружающей среды Кировской области в 2017 году в бюджеты всех уров-
ней поступило 1743773,6 тыс. рублей платежей за пользование природными ресурсами. 
В  целом  объем  поступления  платежей  за  пользование  природными  ресурсами  в  2017 
году в сравнении с 2016 годом увеличился на 406204,5 тыс. рублей и составил 130,37%. 
Обеспечен рост на 14,39% по плате за пользование водными объектами, по земельному 
налогу  – на 6,05%, по плате за использование лесов  – на 50,19%, по государственной  
пошлине  за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов про-
изводства  и  потребления  и  лимитов  на  их  размещение,  а  также  за  переоформление 
и выдачу дубликата указанного документа – на 64,54%, по государственной пошлине за 
выдачу  разрешения  на  выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный  воз-
дух –  на  23,92%,    по  плате  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  –  на 
12,6%, по плате за проведение государственной экологической экспертизы – на 9,35%, 
поступили  платежи  по  плате  за  предоставление  рыбопромыслового  участка  в  сумме 
43,0 тыс. рублей. 

При  этом  произошло  снижение  доходов  к  уровню  2016  года  по  водному  налогу  

на 4,85%, по  налогу на добычу полезных ископаемых – на 7,28%, по плате за пользо-
вание недрами – на 27,87%, по сбору за пользование объектами животного мира и объ-
ектами  водных  биологических  ресурсов  –  на  0,15%,  по  государственной  пошлине  за 
предоставление  разрешения  на  добычу  объектов  животного  мира,  а  также  за  выдачу 
дубликата указанного решения – на 5,07%, по плате за предоставление права на заклю-
чение охотхозяйственных соглашений за предоставление разрешения на добычу объек-
тов животного мира – на 45,25%. 

 Поступления  платежей  за  пользование  природными  ресурсами  в 2017  году  при-

ведены в таблице 13.1 

 

Таблица 13.1 

Объемы и структура поступления платежей за пользование 

природными ресурсами Кировской области в 2017 году (тыс. руб.) 

 

Виды налогов 

Всего,  

2016 год 

Всего,  

2017 год 

в том числе в бюджет 

в % к 

2016  
году 

федераль-

ный 

областной  местный 

Плата за использование 
лесов  

751886,8  1129248,9 

491781,2 

637467,7 

– 

150,19 

Водный налог  

10247,0 

9750,0 

9750,0 

– 

– 

95,15 

Плата за пользование 
водными объектами 

42811,7 

48971,7 

48971,7 

– 

– 

114,39 

Земельный налог 

364033,0 

386067,0 

– 

– 

386067,0  106,05 

Платежи за негативное 
воздействие на окру-
жающую среду 

75076,2 

84538,8 

4226,9 

33815,5 

46496,4 

112,6 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

102

 

 

Продолжение таблицы 13.1 

Налог на добычу по-
лезных ископаемых  

72708,0 

67417,0 

34030,0 

33387,0 

– 

92,72 

Плата за пользование 
недрами 

4616,7 

3330,0 

– 

3330,0 

– 

72,13 

Плата за проведение 
государственной эколо-
гической экспертизы 

591,0 

646,3 

347,0 

299,3 

– 

109,35 

Сбор за пользование 
объектами животного 
мира и объектами вод-
ных биологических ре-
сурсов 

6201,0 

6192,0 

3,0 

6189,0 

– 

99,85 

Государственная по-
шлина за выдачу раз-
решения на выброс 
вредных (загрязняю-
щих) веществ в атмо-
сферный воздух  

1470,0 

1821,6 

259,0 

1562,6 

– 

123,92 

Государственная по-
шлина за выдачу доку-
мента об утверждении 
нормативов образова-
ния отходов производ-
ства и потребления и 
лимитов на их разме-
щение, а также за пере-
оформление и выдачу 
дубликата указанного 
документа 

378,1 

477,5 

– 

477,5 

– 

164,54 

Государственная по-
шлина за предоставле-
ние разрешения на до-
бычу объектов живот-
ного мира, а также за 
выдачу дубликата ука-
занного решения 

2829,0 

2685,5 

2685,5 

– 

– 

94,93 

Плата за предоставле-
ние права на заключе-
ние охотхозяйственных 
соглашений 

4720,6 

2584,3 

2584,3 

– 

– 

54,75 

Плата за предоставле-
ние рыбопромыслового 
участка 

0,00 

43,0 

43,0 

– 

– 

0,00 

ИТОГО

 

1337569,1  1743773,6 

594681,6 

716528,6  432563,4  130,37 

 
В  соответствии  с  бюджетным  законодательством  в  2017  году  действовали  сле-

дующие нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов: 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

103

 

 

− плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части 

минимального  размера  арендной  платы  и  минимального  размера  платы  по  договору 
купли-продажи  лесных  насаждений,  а  также  платы  за  использование  лесов,  располо-
женных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности по нор-
мативу 100% в федеральный бюджет; 

− плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, 

превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по 
договору  купли-продажи  лесных  насаждений,  платы  по  договору  купли-продажи  лес-
ных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, распо-
ложенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Россий-
ской Федерации, по нормативу 100% в областной бюджет; 

– плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муни-

ципальной собственности, по нормативу 100% в местный бюджет; 

− водный налог по нормативу 100% в федеральный бюджет; 
− плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собст-

венности по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

– плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъ-

екта Российской Федерации, по нормативу 100% в областной бюджет; 

− земельный налог по нормативу 100% в местный бюджет; 
−  платежи  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  по  нормативу  5% 

в федеральный бюджет, 40% в областной бюджет и 55% в местный бюджет; 

−  налог  на  добычу  полезных  ископаемых  в  виде  углеводородного  сырья  (за  ис-

ключением газа горючего природного) по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

−  налог  на  добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых  по  нормативу 

100% в областной бюджет; 

− налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых 

в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных 
ископаемых) по нормативу 40% в федеральный бюджет, 60% в областной бюджет;  

− сборы за пользование объектами животного мира по нормативу 100% в област-

ной бюджет; 

−  сборы  за  пользование  объектами  водных  биологических  ресурсов  (исключая 

внутренние  водные  объекты)  по  нормативу  80%  областной  бюджет,  20%  в  федераль-
ный бюджет; 

− сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутрен-

ним  водным  объектам)  по  нормативу  80%  областной  бюджет,  20%  в  федеральный 
бюджет; 

−  плата  за  проведение  государственной  экологической  экспертизы  объектов  ре-

гионального уровня по нормативу 100 % в областной бюджет; 

–  плата,  взимаемая  при  исполнении  государственной  функции  по  организации 

и проведению  государственной  экологической  экспертизы  объектов  федерального 
уровня по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

− плата за пользование недрами, в том числе: 
плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, 

геологической,  экономической  и  экологической  информации  о  предоставляемых 
в пользование участках недр местного значения по нормативу 100% в областной бюд-
жет; 

сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр ме-

стного значения по нормативу 100% в областной бюджет; 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

104

 

 

разовые  платежи  за  пользование  недрами  при  наступлении  определенных  собы-

тий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Фе-
дерации по участкам недр местного значения по нормативу 100% в областной бюджет; 

государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, 

с  проведением  аттестации  в  случаях,  если  такая  аттестация  предусмотрена  законода-
тельством Российской Федерации, зачисляемая в бюджеты  субъектов Российской Фе-
дерации по нормативу 100% в областной бюджет; 

−  государственная  пошлина  за  выдачу  разрешения  на  выброс  вредных  (загряз-

няющих)  веществ  в  атмосферный  воздух  стационарных  источников,  находящихся  на 
объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государ-
ственному экологическому контролю по нормативу 100% в областной бюджет; 

− государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) ве-

ществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятель-
ности,  подлежащих  федеральному  государственному  экологическому  контролю  ста-
ционарных источников по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

– государственная пошлина за выдачу исполнительными органами государствен-

ной  власти  субъектов  Российской  Федерации  документа  об  утверждении  нормативов 
образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также 
за  переоформление  и  выдачу  дубликата  указанного  документа  по  нормативу  100% 
в областной бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 13.1. Поступления платежей за пользование природными ресурсами 

Кировской области за 2016–2017 годы  

 

13.2. Реализация государственной программы Кировской области 

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование 

природных ресурсов» в 2017 году 

 

Ответственным  исполнителем  государственной  программы  Кировской  области 

«Охрана  окружающей  среды,  воспроизводство  и  использование  природных  ресурсов» 
на  2013–2020  годы,  утвержденной  постановлением  Правительства

 

Кировской  области 

от

 

25.10.2012  №  176/655  с  изменениями  (от  06.03.2017  №  51/124,  от  28.04.2017 

№ 63/230, от 23.10.2017 № 38-П, от 19.12.2017 № 129-П), является министерство охра-
ны окружающей среды Кировской области, соисполнителей государственной програм-
мы в 2017 году не было. 

На  реализацию  программы  за  2017  год  из  всех  источников  финансирования  на-

правлено  224  192,2 тыс.  рублей,  что  составляет  101,4%  к  объему,  запланированному 
программой, в том числе за счет средств: 

0

10000

20000

30000

40000

50000

60000

70000

80000

90000

Платежи за 
негативное 

воздействие на 

окружающую 

среду

Налог на добычу 

полезных 

ископаемых

Водный налог

Плата за 

пользование 

водными 

объектами

ты

с. р

уб.

2016

2017

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

105

 

 

федерального бюджета – 61 662,73 тыс. рублей (99,75% к плану); 
областного бюджета – 77 992,57 тыс. рублей (99,98% к плану); 
местных бюджетов – 1 399,05 тыс. рублей (67,46% к плану); 
иных внебюджетных источников – 83 137,85 тыс. рублей (106,59% к плану). 
Структура мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей сре-

ды и рационального природопользования Кировской области в 2017 году, приведена на 
рисунке 13.2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Рис. 13.2. Структура мероприятий, направленных на обеспечение охраны  

окружающей среды и рационального природопользования  

Кировской области в 2017 году

 

 

Государственная  программа  Кировской  области  «Охрана  окружающей  среды, 

воспроизводство  и  использование  природных  ресурсов»  на  2013–2020  годы  включает 
в себя  Подпрограмму  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Кировской  области» 
в 2013–2020 годы и отдельные мероприятия. 

В рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Кировской об-

ласти» в 2013–2020 годах (далее – Подпрограмма): 

начаты  работы  по  берегоукреплению  р.  Тойменка  в  г.  Вятские  Поляны,  степень 

технической готовности объекта составила 20,1%, срок окончания работ 2020 год;  

в  полном  объеме  выполнены  работы  по  капитальному  ремонту  гидроузлов  на 

р. Ивкина  у  д.  Воронье  Верхошижемского  района  и  Белохолуницкого  водохранилища 
Кировской области. 

На  реализацию  Подпрограммы  из  всех  источников  финансирования  направлено 

42170,1 тыс. рублей, что составляет 99,85% к плану, в том числе за счет средств: 

федерального бюджета –34688,3 тыс. рублей; 
областного бюджета – 6082,8 тыс. рублей; 
местного бюджета – 1399,0 тыс. рублей. 

По мероприятию «Охрана, воспроизводство, федеральный государственный над-

зор и рациональное использование объектов животного мира и среды их обитания на 
территории Кировской области»: 

выполнены две научно-исследовательские работы, в результате проведения кото-

рых  определены  видовой  состав  не  отнесенных  к  охотничьим  ресурсам  видов  живот-

Всего 159,1 млн. руб.

«Улучшение качества окружающей 

среды, обеспечение благоприятной 

среды проживания населения и 

рационального природопользования»,

8,6 млн руб.

«Охрана водных объектов»,

38,5 млн руб.

Подпрограмма 

«Развитие водохозяй-

ственного комплекса 

Кировской области»

на 2013-2020 годы,

42,2 млн руб.

«Охрана, воспроизводство, федеральный государственный 

надзор и рациональное использование объектов животного 

мира и среды их обитания на территории 

Кировской области», 

14,9 млн руб.

«Сокращение 

вредного воздействия 

отходов производства 

и потребления»,

54,9 млн руб.

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

106

 

 

ных, а также количество ранее не учитываемых видов охотничьих ресурсов и их про-
гнозируемую динамику; 

принят Закон Кировской области от 17.02.2017 № 47-ЗО «О порядке распределе-

ния разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осущест-
вляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области», которым 
внедрен  механизм  публичного  распределения  разрешений  на  добычу  лося,  кабана 
и медведя методом случайной выборки; 

на  территории  области  внедряется  несколько  механизмов  стимулирования  охот-

ников  на  отстрел  волков  в  дикой  природе.  Один  –  через  отдельно  выделенную  квоту 
для охотников, добывших волков, другой – через муниципальные образования; 

в конце 2017 года министерством охраны окружающей среды Кировской области 

утвержден  план  («дорожная  карта»)  по  усилению  мероприятий,  направленных  на 
уменьшение численности волка и снижение угрозы его захода в населенные пункты; 

создан областной информационный портал «ГИС Экология», одной из подсистем 

которого  является  раздел  «Охрана  и  использование  животного  мира».  Данный  ресурс 
используется в качестве инструмента для решения ряда задач, в том числе информиро-
вания охотсообщества, жителей области по вопросам охотничьего хозяйства. 

На  реализацию  данного  мероприятия  из  всех  источников  финансирования  на-

правлено 30377,2 тыс. рублей, в том числе: 

из федерального бюджета – 16736,87 тыс. рублей (или 99,74% к плану); 
из областного бюджета – 13 640,33 тыс. рублей (или 99,93% к плану). 

По мероприятию «Охрана водных объектов»: 

За счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полно-

мочий Российской Федерации в области водных отношений в 2017 году выполнены ра-
боты по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на ре-
ках общей протяженностью 969 км, по закреплению на местности границы водоохран-
ных зон и прибрежных защитных полос на 4 реках в границах Кировской области спе-
циальными информационными знаками в количестве 79 шт., разработана проектная до-
кументация  «Руслорегулирующие  работы  и  расчистка  русла  р. Большая  Просница 
в п. Перекоп  Кирово-Чепецкого  района  Кировской  области»,  выдано  72  разрешитель-
ных  документа  по  предоставлению  права  пользования  водными  объектами.  Общий 
объем субвенций из федерального бюджета на выполнение выше указанных работ со-
ставил 10237,5 тыс. рублей. 

В рамках государственного мониторинга водных объектов проведены: 
обследования состояния берегов и водоохранных зон рек 9 водных объектов (

Ка-

ма

 (с. Лойно и на участке дороги к с. Лойно), 

Вятка

 (водохранная зона в пределах МО 

г. Слободской и Нововятский район МО «Город Киров», берега в пределах п. Гирсово), 

Пижма

 (Жерновогорская прорва у г. Советск), 

Тойменка

 (от д. Н. Тойма до впадения 

в р.  Ошторма), 

Медянка

  (с.  Мурыгино),  Быстрица  (д.  Салтыки), 

Большая  Просница

 

(п.  Перекоп), 

Хлыновка

  (МО  «Город  Киров»  (0–7  км  от  устья)), 

Белохолуницкого 

и Омутнинского водохранилищ

проведено обследование качества дна р. Пижмы, включая протоку, соединяющую 

р. Пижма с р. Вяткой, и р. Вятка в месте соединения с протокой (общая протяженность 
– 9 п. км); 

дана оценка качества донных отложений р. Хлыновки и Омутнинского водохра-

нилища; 

проведены обследования 17 потенциально-опасных ГТС водохранилищ и прудов, 

а также 4 защитных ГТС с визуальной оценкой их технического состояния. 

За счет внебюджетных источников на территории области осуществляются меро-

приятия по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и водосборные тер-

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

107

 

 

ритории. Реализация данных мероприятий осуществляется следующими предприятия-
ми:  МУП  «Водоканал»,  ООО  «ГалоПолимер»,  ООО  «Водоочистка»,  ОАО  «Лактис» 
г. Кирово-Чепецк, МУП  «Горводоканал» г. Котельнич, АО  «Кировские коммунальные 
системы»,  ОАО  «Вожгальский  маслосырзавод»,  АО  «Омутнинский металлургический 
завод, израсходованы средства в сумме 28277,7 тыс. рублей. 

В  рамках  отдельного мероприятия  «Сокращение  вредного  воздействия  отходов 

производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлече-
ние отходов в хозяйственный оборот»:

 

принята  региональная  программа  в  сфере  обращения  с  отходами,  в  том  числе 

с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017–2027 
годы; 

внесены  изменения  территориальную  схему  обращения  с  отходами,  в  том  числе 

с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области; 

продолжено ведение регионального кадастра отходов; 
в  рамках  оказания  государственных  услуг  рассмотрено  302  заявления  об  утвер-

ждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по итогам рас-
смотрения  документов  принято  241  решение  об  их  утверждении,  2  решения  о  пере-
оформлении.

 

В  рамках  мероприятия  «Улучшение  качества  окружающей  среды,  обеспечение 

благоприятной среды проживания населения и рационального природопользования»

на постоянной основе проводятся наблюдения за состоянием окружающей среды 

в районе расположения Кильмезского захоронения ядохимикатов; 

регулярно проводятся исследования атмосферного воздуха на территории города 

и области (перекрѐстки автомагистралей), почв в местах размещения отходов, водных 
объектов в местах выпусков сточных вод, снега, поверхностной воды в период весенне-
го половодья, а также по обращениям граждан с жалобами на состояние окружающей 
среды.  По  результатам  наблюдений,  в  случае  наличия  превышений,  информация  для 
принятия мер направляется в органы государственного надзора; 

в рамках оказания государственных услуг в 2017 году проведено 7 государствен-

ных экологических экспертиз объектов регионального уровня; 

организовано и  обеспечено  осуществление  регионального  государственного  эко-

логического надзора, по результатам проверок поступило в бюджет 1828,8 тыс. рублей;  

при  общественном  совете  министерства  создан  корпус  общественных  инспекто-

ров, которыми проведено 35 рейдов, выявлено 80 нарушений природоохранного зако-
нодательства, организовано 12 субботников. 

введен в действие портал  «ГИС Экология», в рамках которого обеспечено функ-

ционирование  слоя  «Общественный  контроль».  С  помощью  данного  слоя  любой  же-
лающий  может  сообщить  о  местонахождении  несанкционированной  свалки,  ином  на-
рушении закона, проконтролировать ее устранение. За 2017 год на портале размещена 
информация о 460 свалках, из них ликвидировано 100. Результаты работы ликвидации 
свалок оценены на федеральном уровне, Кировская область вошла в пятерку субъектов 
Российской  Федерации,  отмеченных  Общероссийским  народным  фронтом  в  качестве 
положительных примеров; 

по  развитию  экологической  культуры  населения  проведены  областной  конкурс 

экологических  гражданских  инициатив  «Эко  ГрИн»,  региональные  этапы  всероссий-
ских акций  «Зеленая весна – 2017»,  «Вода России»,  «Зеленая Россия», областной дет-
ский экологический фестиваль «Экодетство», проведена экологическая экскурсия детей 
из интерната в г. Котельнич («Экологический поезд») и многое другое. 

Число участников составило свыше 400 тысяч человек. Посажено более 2000 са-

женцев  деревьев  и  кустарников,  выполнено  лесовосстановление  на  площади  более 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

108

 

 

33 тыс. га, в рамках акций «Вода России» и «Зеленая весна» вывезено около 25 т мусо-
ра, очищены берега рек площадью 40 тыс. кв. м, благоустроено 107 родников. 

Минерально-сырьевая база Кировской области включает в себя 906 месторожде-

ний общераспространенных полезных ископаемых, из них 73% сырьевой базы области, 
относится к полномочиям субъекта РФ. 

За 2017 год выдано 122 лицензии на пользование подземными водами и общерас-

пространенными полезными ископаемыми. Доходы областного бюджета от аукционов 
на право пользования недрами и экспертизы запасов составили 3,33 млн. рублей. 

Объем  частных  инвестиций  в  геологическое  изучение  недр  Кировской  области 

в части ОПИ в 2017 годов составил 11,7 млн руб., прирост запасов полезных ископае-
мых за счет частных инвестиций составил по подземной воде  – 825 м

3

/сут., по обще-

распространенным полезным ископаемым – 43,5 млн м

3

В  сфере  особо  охраняемых  природных  территорий  (далее  –  ООПТ)  утверждены 

границы памятников природы регионального значения «Озеро «Усталец» и «Лесопарк 
«Усталец»,  оформлены  новые  паспорта  и  охранные  обязательства  по  20  памятникам 
природы  регионального  значения,  создана  ООПТ  местного  значения  «Жуковлянские 
шаровидные конкреции». 

В ходе реализации мероприятий Программы достигнуты следующие значения 

показателей эффективности: 

Доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязне-

ния вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных 
на территории субъекта Российской Федерации, составила 48,28% или 100,0% к плану. 

Доля  водопользователей,  осуществляющих  использование  водных  объектов  на 

основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, к общему ко-
личеству  пользователей,  осуществление  водопользования  которыми  предусматривает 
приобретение прав пользования водными объектами на основании договоров водополь-
зования и решений о предоставлении водных объектов в пользование составила 97,28% 
или 101,33% к плану. 

Доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади терри-

тории области составила 2,89% или 100% к плану. 

В 2017 году нарушения сроков и порядка рассмотрения документов, представлен-

ных на государственную экологическую экспертизу,  выявленных по результатам про-
верок контролирующими органами и вследствие обоснованных жалоб заказчика, отсут-
ствовали. 

Обращения юридических и физических лиц по фактам нарушения природоохран-

ного законодательства, не обеспеченные при рассмотрении принятыми административ-
ными мерами, отсутствовали. 

Доля  населенных  пунктов,  охваченных  системами  сбора  и  удаления  коммуналь-

ных отходов, от общего количества населенных пунктов Кировской области составила 
37,5% или 100% к плану. 

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод 

территориях,  защищенного  в  результате  проведения  мероприятий  по  повышению  за-
щищенности  от  негативного  воздействия  вод,  в  общем  количестве  населения,  прожи-
вающего на таких территориях, составила 66,2% или 100% к плану. 

Количество  гидротехнических  сооружений,  приведенных  в  безопасное  техниче-

ское состояние в 2017 году, составило 2 ед. или 100% к плану. 

Численность  основных  видов  охотничьих  ресурсов  составила:  лося  –  29,4  тыс. 

особей, кабана – 4,2 тыс. особей, медведя – 6,1 тыс. особей, или 100% к плану. 

Освоение доли использования водных биологических ресурсов от выданной кво-

ты составило100%. 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

109

 

 

Доля  заявителей,  использующих  механизм  получения  государственных  услуг 

в электронной  форме,  составила  0,8%  или  133,33%  к  плану,  что  связано  с  ростом  ак-
тивности заявителей для получения государственных услуг в электронной форме. 

Прирост  запасов  общераспространенных  полезных  ископаемых  составил 

43481,0 тыс. м

3

 или 337,15% к плану, что связано с пересчетом запасов ранее разведан-

ных месторождений ОПИ. 

Исполнение плана реализации государственной программы «Охрана окружающей 

среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» в 2017 году приведено 
в таблице 13.2. 

 

Таблица 13.2  

Исполнение плана реализации государственной программы 

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование  

природных ресурсов» в 2017

 

году 

 

№  

п/п 

Наименование  

государственной  

программы, подпро-

граммы, отдельного  

мероприятия,  

мероприятия, проекта  

Источники 

финансиро-

вания 

Предусмот-

рено  

программой 

на 2017 год, 

тыс. руб. 

Выпол-

нено  

в 2017  

году,  

тыс. руб. 

Профи-

нансиро-

вано  

в 2017  

году, 

тыс. руб. 

  

Государственная програм-
ма Кировской области 
«Охрана окружающей сре-
ды, воспроизводство и ис-
пользование природных 
ресурсов» на 2013–2020 
годы 

всего 

221032,19 

224192,19  224192,19 

федеральный 
бюджет 

62950,10 

61662,72 

61662,72 

областной 
бюджет 

78008,30 

77992,57 

77992,57 

местный 
бюджет 

2073,79 

1399,05 

1399,05 

внебюджет-
ные источни-
ки 

78000,00 

83137,85 

83137,85 

1. 

Подпрограмма «Развитие 
водохозяйственного ком-
плекса Кировской облас-
ти» на 2013–2020 годы 

всего 

42905,29 

42170,13 

42170,13 

федеральный 
бюджет 

34742,70 

34688,32 

34688,32 

областной 
бюджет 

6088,80 

6082,76 

6082,76 

местный 
бюджет 

2073,79 

1399,05 

1399,05 

1.1. 

Берегоукрепление р. Той-
менка в г. Вятские Поляны 
Кировской области  

всего 

19846,64 

19381,46 

19381,46 

федеральный 
бюджет 

14480,60 

14480,60 

14480,60 

областной 
бюджет 

3837,40 

3837,40 

3837,40 

местный 
бюджет 

1528,64 

1063,46 

1063,46 

1.2. 

Капитальный и текущий 
ремонт гидротехнических 
сооружений 

всего 

23058,65 

22788,67 

22788,67 

федеральный 
бюджет 

20262,10 

20207,72 

20207,72 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

110

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

 

областной 
бюджет 

2251,40 

2245,36 

2245,36 

местный 
бюджет 

545,15 

335,59 

335,59 

1.2.1.  Капитальный ремонт гид-

роузла на р. Ивкина 
у д. Воронье Верхоши-
жемского района Киров-
ской области 

всего 

12384,89 

12187,67 

12187,67 

федеральный 
бюджет 

10875,4 

10821,02 

10821,02 

областной 
бюджет 

1208,4 

1202,36 

1202,36 

местный 
бюджет 

301,09 

164,29 

164,29 

1.2.2.  Капитальный ремонт кре-

пления верхового откоса 
плотины и откосов водо-
отводящего канала гидро-
узла Белохолуницкого во-
дохранилища Кировской 
области 

всего 

10673,76 

10601,00 

10601,00 

федеральный 
бюджет 

9386,70 

9386,70 

9386,70 

областной 
бюджет 

1043,00 

1043,00 

1043,00 

местный 
бюджет 

244,06 

171,30 

171,30 

2. 

Отдельное мероприятие 
«Охрана, воспроизводство, 
федеральный государст-
венный надзор и рацио-
нальное использование 
объектов животного мира 
и среды их обитания на 
территории Кировской об-
ласти» 

всего 

30429,70 

30377,23 

30377,23 

федеральный 
бюджет 

16780,30 

16736,90 

16736,90 

областной 
бюджет 

13649,40 

13640,33 

13640,33 

2.1. 

Государственный учет 
численности объектов жи-
вотного мира, государст-
венный мониторинг и го-
сударственный кадастр 
объектов животного мира: 
Выполнение научно-
исследовательской работы 
«Составление перечня по-
звоночных видов объектов 
животного мира, не отне-
сенных к охотничьим ре-
сурсам и водным биологи-
ческим ресурсам, не зане-
сенным в Красную книгу 
Российской Федерации и 
Красную книгу Кировской 
области, постоянно или 
временно обитающих на 
территории Кировской об-
ласти, за исключением 

федеральный 
бюджет 

82,80 

80,00 

80,00 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

111

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

особо охраняемых при-
родных территорий феде-
рального значения, вклю-
чающего сведения о со-
стоянии данных видов 
и среде их обитания» 

 

 

 

 

2.2. 

Обеспечение условий вос-
производства водных био-
логических ресурсов, пре-
дотвращение гибели вод-
ных биологических ресур-
сов (работы по проведе-
нию мероприятий, направ-
ленных на сохранение и 
воспроизводство водных 
биологических ресурсов) 

федеральный 
бюджет 

138,40 

138,40 

138,40 

2.3. 

Субвенции бюджетам 
субъектов Российской Фе-
дерации на охрану и ис-
пользование охотничьих 
ресурсов 

федеральный 
бюджет 

16559,10 

16518,50 

16518,50 

2.3.1.  Сохранение охотничьих 

ресурсов и среды их оби-
тания 

федеральный 
бюджет 

1070,60 

1070,60 

1070,60 

2.3.2.  Установление лимитов до-

бычи охотничьих ресурсов 
и квот их добычи, регули-
рование численности 
охотничьих ресурсов,  
ведение государственного 
охотхозяйственного реест-
ра и осуществление госу-
дарственного мониторинга 
охотничьих ресурсов 
и среды их обитания,  
выдача разрешений на  
добычу охотничьих ресур-
сов, их содержание и раз-
ведение, заключение охот-
хозяйственных соглаше-
ний, осуществление феде-
рального государственного 
охотничьего надзора,  
в том числе: 

федеральный 
бюджет 

15488,50 

15447,90 

15447,90 

2.3.2.1.  Разработка и обеспечение 

принятия документа об 
утверждении лимита добы-
чи охотничьих ресурсов 

не требуется  Х 

Х 

Х 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

112

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

2.3.2.2.  Проведение мероприятий 

по регулированию числен-
ности охотничьих ресур-
сов 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.3.2.3.  Осуществление ведения 

государственного охот-
хозяйственного реестра 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.3.2.4.  Осуществление государст-

венного мониторинга 
охотничьих ресурсов 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.3.2.5.  Осуществление контроля, 

надзора, выдача разреше-
ний на добычу, содержание 
и разведение охотничьих 
ресурсов на территории об-
ласти 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.3.2.6.  Организация работы по 

заключению охотхозяй-
ственных соглашений 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.3.2.7.  Проведение федерального 

государственного надзора 
в области охраны и ис-
пользования объектов  
животного мира и среды 
их обитания 

не требуется  Х 

Х 

Х 

2.4. 

Финансовое обеспечение 
КОГКУ «Центр охраны 
и использования животного 
мира Кировской области» 

областной 
бюджет 

13649,40 

13640,33 

13640,33 

3. 

Отдельное мероприятие 
«Охрана водных объектов» 

всего 

39427,10 

38515,16 

38515,16 

федеральный 
бюджет 

11427,10 

10237,54 

10237,54 

областной 
бюджет 

0,00 

0,00 

0,00 

внебюджет-
ные источни-
ки 

28000,00 

28277,66 

28277,66 

3.1. 

Проведение мероприятий 
по осуществлению пере-
данных отдельных полно-
мочий Российской Феде-
рации в области водных 
отношений 

федеральный 
бюджет 

11427,10 

10237,54 

10237,54 

3.2. 

Проведение государствен-
ными органами превен-
тивных мероприятий по 
предотвращению загряз- 

не требуется  Х 

Х 

Х 

 

13. Воздействие отдельных видов экономической  

деятельности на состояние окружающей среды 

 

113

 

 

Продолжение таблицы 13.2 

 

нения водных объектов 
сточными водами 

 

 

 

 

3.3. 

Контроль выполнения 
предприятиями планов во-
доохранных мероприятий 
в рамках заседаний межве-
домственной комиссии 

не требуется  Х 

Х 

Х 

3.4. 

Осуществление государст-
венного мониторинга вод-
ных объектов  

не требуется  Х 

Х 

Х 

3.5. 

Снижение антропогенной 
нагрузки на водные объек-
ты и водосборные терри-
тории 

внебюджет-
ные источни-
ки 

28000,00 

28277,66 

28277,66 

3.5.1.  Капитальный ремонт очи-

стных сооружений и объ-
ектов водоотведения 

иные вне-
бюджетные 
источники 

1480,00 

3366,31 

3366,31 

3.5.2.  Реконструкция очистных 

сооружений и объектов 
водоотведения 

иные вне-
бюджетные 
источники 

1975,00 

5340,02 

5340,02 

3.5.3.  Строительство очистных 

сооружений и объектов 
водоотведения 

иные вне-
бюджетные 
источники 

21345,00 

17113,63 

17113,63 

3.5.4.  Разработка проектной  

документации на капи-
тальный ремонт, рекон-
струкцию, строительство 
очистных сооружений и 
объектов водоотведения 

иные вне-
бюджетные 
источники 

3200,00 

2457,70 

2457,70 

4. 

Отдельное мероприятие 
«Сокращение вредного 
воздействия отходов про-
изводства и потребления 
на окружающую среду, 
а также максимальное  
вовлечение отходов в  
хозяйственный оборот» 

внебюджет-
ные источни-
ки 

50000,00 

54860,19 

54860,19 

4.1. 

Совершенствование сис-
темы государственного 
регулирования в сфере  
обращения с отходами, 
создание эффективных  
механизмов управления 
сферой обращения с отхо-
дами производства и по-
требления, повышение 
экологического сознания  
и уровня  

внебюджет-
ные источни-
ки 

50000,00 

54860,19 

54860,19 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..