Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году - часть 7

 

 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

98

 

 

электрической  и  тепловой  энергий,  сопряженных с  экологически  безопасной  утилизацией  от-
ходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов. 

Способствовать внедрению новых технологий должны в том числе и меры налоговой по-

литики,  в  соответствии  с  которыми  при  внедрении  и  использовании  экологически  чистых 
и (или) энергосберегающих технологий надо предоставлять соответствующие льготы по налогу 
на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты 
по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы 
для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами. 

Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфорт-

ной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. 

Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных эко-

логических  характеристик,  соответствующих  как  минимум  безопасному  уровню  воздействия 
этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить норма-
тивы  допустимой  антропогенной  нагрузки,  осуществление  которой  обеспечивает  непревыше-
ние  нормативов  качества  природной  среды.  Тем  самым  будут  установлены  количественные 
и качественные  ориентиры  для  разработки  местных  экологических  программ  и  поэтапного 
снижения  негативного  воздействия  субъектов  экономической  деятельности.  Одной  из  целей 
введения  нормирования  качества  среды  должно  стать  определение  территорий,  концентрация 
загрязнения  на  которых  квалифицируется  как  опасная,  что  создает  угрозу  здоровью  и  жизни 
проживающего на них населения. 

Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление 

эродированных,  захламленных  территорий,  обеспечение  эффективной  санитарии,  управление 
бытовыми  отходами,  пропаганду  здорового  образа  жизни.  Следует  разработать  специальные 
экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания 
человека, осуществлять специализированный мониторинг. 

Третье  направление  -  экологический  бизнес  -  создание  эффективного  экологического 

сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области 
общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государст-
ва состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разра-
ботке  технологий,  создании  условий  для  широкого  внедрения  экологического  менеджмента, 
повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия 
на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, орга-
низации мониторинга динамики экологических показателей экономики. 

Четвертое  направление  -  экология  природной  среды  -  сохранение  и  защита  природной 

среды. 

Основу действий в этом направлении должны составить новые методы территориального 

планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Сле-
дует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечива-
ла  сохранение  естественных  экосистем,  делая  их  центрами  сохранения  генетического  фонда, 
инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия. 

Обеспечение  экологической  эффективности  экономики  является  не  только  особым  на-

правлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой ин-
новационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопот-
ребления.  

Необходим  переход  от  остаточного  принципа  финансирования  природоохранной  дея-

тельности к целенаправленному финансированию различных экологических направлений. Для 
чего  требуется  возобновить  деятельность  таких  институтов  как  Федеральный  экологический 
фонд и экологические фонды субъектов РФ, где будут аккумулированы платежи за негативное 
воздействие на окружающую природную среду, которые будут целенаправленно использовать-
ся на экологические цели. Желательно увеличить число федеральных целевых программ при-
родоохранного характера и их финансирование из средств бюджета, в частности, за счет роста 
ставок экологических налогов. Важным является усиление внимания государства к особо охра-
няемым природным территориям с целью прекращения их скудного финансирования. 

 

 

 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

99

 

 

4.1.1. Экологическая безопасность в Кировской области 

 

Экологическая  политика  включает  в  себя  решение  задачи  обеспечения  экологической 

безопасности  – системы действий по предотвращению возникновения и развития экологиче-
ски опасных ситуаций и ликвидации их последствий. 

Обеспечение  экологической  безопасности  предусматривает  обеспечение  радиационной 

и химической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, охраны поверхност-
ных водных объектов, охраны окружающей среды и рационального природопользования, охра-
ны, воспроизводства, федерального государственного надзора и рационального использования 
объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской области. 

При  обеспечении  радиационной  и  химической  безопасности  используются  следующие 

механизмы: 

проведение  на  региональном  уровне  учета  и  контроля  радиоактивных  веществ 

и радиоактивных  отходов  в  организациях,  расположенных  на  территории  Кировской  области 
(кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти); 

инвентаризация предприятий, использующих в своей деятельности аварийно-химические 

опасные  вещества,  включая  объекты,  располагающие  значительными  запасами  аммиака, 
и подготовка предложений по их выводу за пределы селитебной зоны; 

радиационное  обследование  территории  общего  пользования  и  объектов  социальной 

сферы с 

экстренной ликвидацией выявленных источников загрязнения 

В соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического 

оружия в Российской Федерации»  боевые отравляющие вещества на объекте 1205  «Марады-
ковский» Оричевского района Кировской области полностью утилизированы к 31 декабря 2015 
года. Следующий этап в сфере уничтожения химоружия – ликвидация последствий этого про-
цесса - сообщил полномочный представитель Президента РФ в ПФО, руководитель Государ-
ственной комиссии по химическому разоружению Михаил Викторович Бабич на официальной 
церемонии, посвящѐнной окончанию работ по уничтожению химического оружия 
на объекте 
«Марадыковский». 

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений реализовано повыше-

ние  эксплуатационной  надежности  гидротехнических  сооружений,  в  том  числе  бесхозяйных, 
путем их приведения к безопасному техническому состоянию. 

В рамках охраны поверхностных водных объектов используются такие механизмы как:  
снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборные территории; 
выполнение  предприятиями-водопользователями  условий  использования  водных  объек-

тов, определенных разрешительными документами; 

повышение  информированности  и  культуры  населения  по  вопросам  использования 

и охраны водных объектов. 

При  обеспечении  охраны  окружающей  среды  и  рационального  природопользования 

в Кировской области осуществляется: 

региональный государственный экологический надзор; 
обеспечение государственного регулирования отношений в сфере недропользования; 
обеспечение государственного регулирования в области водных отношений; 
осуществление  государственного  управления  в  области  организации  и  функционирова-

ния особо охраняемых природных территорий регионального значения; 

обеспечение безопасного обращения с отходами. 
При  обеспечении  охраны,  воспроизводства,  федерального  государственного  надзора 

и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания на территории 
Кировской области проводится: 

обеспечение  нормирования  и  регулирования  использования  объектов  животного  мира, 

а также водных биологических ресурсов и среды их обитания; 

организация охраны и воспроизводства объектов животного мира, а также водных биоло-

гических ресурсов и среды их обитания; 

обеспечение  федерального  государственного  надзора  за  соблюдением  законодательства 

в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; 

осуществление и организация разрешительной деятельности. 
Основные задачи природоохранных органов и их подведомственных учреждений: 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

100

 

 

контроль  за  обеспечением  надежности  работы  потенциально-опасных  объектов,  в  части 

обеспечения экологического благополучия; 

организация  и  проведение  мониторинга  и  контроля  за  состоянием  окружающей  среды 

и воздействием на нее потенциально опасных объектов, прогнозирования чрезвычайных ситуа-
ций. 

 

4.1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера,  

происшедшие на территории Кировской области

 

 

4.1.2.1.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера 

На территории Кировской области в 2015 году зарегистрировано 7 ЧС муниципального 

и 9 ЧС локального характера (в 2014 году – 11 и 4 ЧС соответственно), регионального характе-
ра не зарегистрировано. В результате ЧС в 2015 году погибли 3 человека, пострадали 2 человека, 
спасенных нет, в 2014 году 6 человек погибли, пострадавших нет, 1 человек спасен. 

В 2015 году зарегистрировано 13 ЧС техногенного характера (АППГ – 11 ЧС), в том чис-

ле: 

аварии на коммуникационных системах жизнеобеспечения – 1 ЧС (2014 год – 1 ЧС); 
бытовые пожары – 12 ЧС (2014 год – 4 ЧС). 
Крупных техногенных ЧС на территории Кировской области в 2015 году не зафиксиро-

вано. 

4.1.2.  2.  Чрезвычайные  ситуации  природного  характера,  происшедшие  на  террито-

рии Кировской области 

В 2015 году произошло несколько ЧС природного характера: 
29.06.2015 в 13.50 в Малмыжском районе, г. Малмыж, вследствие сильных порывов ветра 

произошло повреждение кровли ЦРБ (площадь повреждения 201,2 кв.м). Из резервного фонда 
Правительства  области  выделено  98,3  тыс.  руб.  на  проведение  аварийно-восстановительных 
работ. 08.07.2015 ремонтные работы кровли завершены. 

22.08.2015  в  19.55  в  Белохолуницком  районе,  с. Троица,  в  результате  сильных  порывов 

ветра произошло повреждение кровли крыши школы на площади 500 кв. м. В результате про-
исшествия пострадавших нет. Из резервного фонда Правительства области выделено 957,5 тыс. 
руб. на проведение ремонтных работ. 18.09.2015 ремонтные работы кровли завершены. 

12.11.2015 в 21.59 в Зуевском районе, с. Селезнево, произошел отрыв от береговых укре-

плений  понтонного  моста  через  р.  Чепцу.  В  результате  происшествия  нарушено  сообщение 
с пос. Чепецким  (627  человек)  и  с. Селезнево  (234  человека).  В  населенных  пунктах  имеется 
достаточный  запас  продовольствия  и  медикаментов.  Мост  закреплен  к  берегу.  16.11.2015  за-
вершены  работы  по  ремонту  объездных  дорог  (с.  Роговое  Слободского  района  –  с.  Сезенево 
Зуевского  района,  с.  Низево  Фаленского  района  –  пос. Чепецкий  Зуевского  района).  Монтаж 
моста будет проведен после прохождения половодья 2016 года.  

В 2015 году на территории Кировской области наблюдались следующие метеорологиче-

ские опасные явления: 

в период с 7 по 11 января – аномально-холодная погода со среднесуточной температурой 

воздуха на 8-18

0

С ниже климатической нормы; 

2 февраля – очень сильный снег (27 мм за ночь), зафиксирован на метеостанции (далее – 

МС) Верхошижемье; 

в период с 27 мая по 2 июня – аномально-жаркая погода со среднесуточной температурой 

воздуха на 7-14

0

С выше климатической нормы; 

в  период  с  22  июня  по  5  июля  –  чрезвычайная  пожароопасность  лесов  и  торфяников 

(5 класс), зафиксирована на МС Вятские Поляны; 

в  период  с  21  по  29  июня  –  аномально-жаркая  погода  со среднесуточной  температурой 

воздуха на 7-10

0

С выше климатической нормы; 

29 июня – шквалистое усиление ветра с порывом 29 м/с, очень сильный дождь интенсив-

ностью 50-100 мм в час, зафиксировано на МС Кильмезь, восточные и юго-восточные районы 
области; 

в период с 21 по 28 сентября – аномально-жаркая погода со среднесуточной температу-

рой воздуха на 7-14

0

С выше климатической нормы; 

в период с 10 по 12 октября – аномально-холодная погода со среднесуточной температу-

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

101

 

 

рой воздуха на 7-9

0

С ниже климатической нормы. 

Агрометеорологические опасные явления: 
в период с третьей декады декабря 2014 года по 20 апреля 2015 года – сочетание высоко-

го  снежного  покрова  и  слабого  промерзания  почвы,  приводящее  к  выпреванию  посевов  ози-
мых, зафиксировано на МС Опарино и Мураши; 

26 мая – заморозки на поверхности почвы и на высоте 2 см от 0 до -2

0

С, зафиксированы 

на МС Лальск, а также местами в северных и отдельных центральных районах; 

7 июня – заморозки на поверхности почвы и на высоте 2 см от 0 до -2

0

С, зафиксированы 

на МС Лальск; 

11 июня – заморозки на поверхности почвы и на высоте 2 см от 0 до -2

0

С, зафиксированы 

на МС Яранск, Уни и вятские Поляны; 

в период с 9 июля по 24 августа – переувлажнение почвы, зафиксирована на МС Опарино 

и Шабалино; 

23–24 августа – заморозки на высоте 2 см от 0 до -2

0

С, на поверхности почвы и в воздухе 

от 0 до -3

0

С, зафиксированы в большинстве районов области; 

1–5 сентября – заморозки на высоте 2 см и на поверхности почвы от 0 до -4

0

С, зафикси-

рованы в большинстве районов области; 

в  период  с  29  августа  по  21  сентября  –  переувлажнение  почвы,  зафиксирована  на  МС 

Кильмезь, Шабалино и Уни; 

12 сентября – заморозки на высоте 2 см и на поверхности почвы от 0 до -2

0

С, зафиксиро-

ваны на МС Уни, Яранск и Уржум; 

8–13 октября – раннее появление снежного покрова (МС Яранск, Кильмезь, Вятские По-

ляны); 

период 10–13 и 21–26 октября – раннее промерзание верхнего слоя почвы, зафиксировано 

на МС Вятские Поляны; 

20 и 24 октября – раннее установление снежного покрова в отдельных районах области; 
8 ноября – раннее появление и установление снежного покрова. 
Гидрологические опасные явления: 
в  период  с  24  июня  по  19  июля  –  низкие  уровни  воды  на  участке  р.  Вятки  в  районе 

г. Кирова; 

в период с 29 сентября по 7 октября – низкие уровни воды на участке на р. Вятка в районе 

г. Кирова. 

Природные пожары. 
Территория лесного фонда Кировской области составляет 8037,3 тыс. га, что составляет 

66% от всей площади области. 

В области имеется 280 тыс. га торфяников. Пожарную опасность на территории области 

определяют погодные условия.  

За пожароопасный период 2015 года на территории Кировской области зарегистрировано 

57  лесных  пожаров  на  общей  площади  88,6729  га  (в  том  числе  52  низовых  пожара  на  общей 
площади  86,0429  га  и  5 торфяных  (подземных)  пожаров  на  общей  площади  2,63  га),  средняя 
площадь одного пожара составила 1,55 га. В 2014 году на территории области было зарегист-
рировано107 природных пожаров на общей площади 149,17 га, средняя площадь одного пожара 
составила 1,39 га.  

Количество лесных пожаров в 2015 году по сравнению с аналогичным периодом прошло-

го  года  уменьшилось  в  1,9  раза,  площадь  пожаров  уменьшилась  в  1,7  раза,  средняя  площадь 
одного пожара увеличилась на 0,16 га. 

За пожароопасный сезон 2015 года крупных природных пожаров на территории области 

не зарегистрировано. Последний крупный лесной пожар площадью 345 га был зарегистрирован 
на территории области в 2013 году (Опаринское лесничество). 

Общий ущерб от природных пожаров в 2015 году составил 14,3 млн руб., в том числе за-

траты на тушение пожаров составили 7,6 млн руб. (АППГ – 61,7 млн руб., в том числе затраты 
на тушение пожаров 12,3 млн руб.), для сравнения в 2014 году ущерб от природных пожаров 
составил 61,7 млн руб., в том числе затраты на тушение пожаров 12,34 млн руб. 

Основной причиной природных пожаров в 2015 году, как и во все предыдущие годы, яв-

лялся человеческий фактор. 

В 2015 году в период пожароопасного сезона нормативно-правовыми актами админист-

раций муниципальных образований вводился особый противопожарный режим на территории 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

102

 

 

2 муниципальных районов. Постановлением Правительства Кировской области особый проти-
вопожарный режим в лесах на территории Кировской области вводился 1 раз сроком на 21 ка-
лендарный день (июнь).  

Распространения лесных пожаров на населенные пункты не допущено.  
Распоряжением  Правительства  Кировской  области  от  10.03.2015  №  74  утверждѐн  пере-

чень  населенных  пунктов  (133  населенных  пунктов),  подверженных  угрозе  распространения 
лесных  и  торфяных  пожаров  на  территории  Кировской  области  (далее  –  перечень).  Согласно 
данному  Перечню  эвакуации  подлежат  10098  человек,  попадающих  в  зону  возможной  ЧС, 
спланировано автомобильного транспорта: 120 автобусов, 85 грузовых автомобилей и 1 поезд 
(6  вагонов),  предусмотрено  развѐртывание  76 пунктов  временного  размещения  (далее  –  ПВР) 
общей вместимостью 18321 тыс. человек. 

Половодье. 
Главной  водной  артерией  области  является  река  Вятка  –  крупнейший  правобережный 

приток реки Кама. Общая ее протяженность составляет 1250 км.  

Остальные  реки  принадлежат  бассейнам  рек  Кама,  Вятка,  Северная  Двина.  Наиболее 

крупные из них Большая Кокшага, Луза, Юг, Чепца, Молома, Великая, Быстрица, Немда, Пиж-
ма,  Кильмезь.  На  территории  Афанасьевского  и  Верхнекамского  районов  –  верхнее  течение 
реки Кама. 

По прогнозу Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре-

ды в период прохождения половодья 2015 года ожидались подтопления пониженных участков 
в 5 муниципальных  образованиях  области  (Санчурский,  Юрьянский,  Нолинский,  Яранский 
районы и приречная часть г. Киров), что не должно было повлиять на жизнеобеспечение насе-
ления. 

Вопросы  подготовки  к  прохождению  паводка  и  организации  первоочередного  жизне-

обеспечения населения в зонах возможного подтопления находились на постоянном контроле 
Правительства Кировской области, 03.02.2015 и 03.04.2015 проведены заседания комиссии по 
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению  пожарной  безопасно-
сти  Кировской  области,  на  которых  утверждены  мероприятия  по  подготовке  к половодью, 
а также заслушаны отчеты руководителей ОИВ, ТО ФОИВ и организаций о готовности к без-
аварийному пропуску весеннего половодья, в том числе об организации контроля за функцио-
нированием водоочистных и канализационных сооружений. На основании указанных рекомен-
даций ТО ФОИВ, ОИВ, ОМС и организациями области была проведена следующая работа: 

в населенные пункты, отрезаемые половодьем от традиционных путей сообщения, были 

завезены необходимые продукты питания и медикаменты. Предусмотрено медицинское обслу-
живание  населения  групп  риска  (беременных  женщин,  престарелых  граждан  и  лиц 
с ограниченными  возможностями).  В  Верхнекамском,  Зуевском,  Белохолуницком  и  Кирово-
Чепецком,  Афанасьевском  районах  своевременно  проведена  работа  по  снятию  (демонтажу) 
понтонных  переправ,  что  позволило  обеспечить  их  сохранность  и  не  допустить  длительного 
нарушения жизнеобеспечения населения; 

в Яранском, Арбажском, Слободском районах и муниципальном образовании «Город Ки-

ров»  проведена  работа  по  обеспечению  готовности  бесхозяйных  гидротехнических  сооруже-
ний, попадающих под действие Федерального Закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности 
гидротехнических сооружений», за ГТС закреплены ответственные должностные лица, произ-
веден сброс воды с аварийных гидротехнических сооружений, что позволило не допустить под-
топления жилого

 

сектора

 

и нарушения условий жизнедеятельности населения;  

на случай подтопления населенных пунктов проработаны вопросы эвакуации населения 

из зон возможного подтопления. Определены места размещения пострадавшего населения, для 
этого  спланировано  к  развертыванию  63  пункта  временного  размещения  населения  (далее  – 
ПВР); 

проведен комплекс мероприятий по расчистке мостов и водопропускных сооружений ото 

льда и снега, особое внимание обращено на малые реки; 

проведена  проверка  состояния  объектов  водоснабжения  и  канализационных  сооружений, 

расположенных в зонах затопления. До владельцев водоснабжающих организаций доведены ре-
комендации  о  необходимости  проведения  производственного  лабораторного  контроля  качества 
питьевой воды в полном объеме, увеличения кратности лабораторных исследований на подтоп-
ленных территориях, принятия мер по обеззараживанию питьевой воды незамедлительно после 
получения неудовлетворительных исследований по микробиологическим показателям; 

4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность 

 

103

 

 

приняты меры по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС: заблаговременно проведе-

но  понижение  уровней  воды  в водохранилищах,  опробованы  подъемные  механизмы,  затворы 
на водосбросах, организовано дежурство и усилен контроль за функционированием ГТС в пе-
риод максимального паводка; 

организован контроль состояния 7-ми бесхозяйных ГТС; в соответствии с графиком про-

ведения  обследования  готовности  ГТС  к  пропуску  половодья  2015  года,  представителями  ад-
министрации  Правительства  Кировской  области,  Главного  управления  Министерства  Россий-
ской Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям  и  ликвидации  по-
следствий  стихийных  бедствий  (далее  -  ГУ  МЧС  России  по  Кировской  области),  Западно-
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору (далее – Управление Ростехнадзора), отдела водных ресурсов Камского бассейного 
водного  управления  проведена  проверка  ГТС  в  Омутнинском,  Верхнекамском,  Белохолуниц-
ком,  Уржумском  и  Арбажском  районах.  В  ходе  мероприятий  проверялось  практическое  со-
стояние сооружений, подъѐмные механизмы затворов водоспусков, готовность обслуживающе-
го персонала. Установлено, что все проверенные ГТС к пропуску талых вод готовы. 

Статистика прохождения паводка прошлых лет показывает, что проводимая работа и соз-

данные объемы материальных и финансовых резервов достаточны для обеспечения безопасной 
жизнедеятельности населения и своевременной ликвидации последствий происшествий и ЧС, 
связанных с прохождением половодья. 

Последствия половодья 2015 года. 
Зафиксирован  1  случай  повреждения  временной  переправы в  Советском  районе 

и 1 случай разрушения дорожного полотна автомобильной дороги в Оричевском районе, в ре-
зультате  чего  было  нарушено  пешеходное  и  транспортное  сообщение  между  населенными 
пунктами. Движение автотранспорта осуществлялось по объездным дорогам. 

В  результате  подъема  уровня  воды  в  р.  Вятке  произошло  подтопление  автодорог 

в г. Кирове на улицах Лесозаводской, Луначарского и Широковской. Автомобильное движение 
не было нарушено. 

В целях поддержания нормального жизнеобеспечения пострадавшего населения была ор-

ганизована  доставка  продуктов  питания,  медикаментов  и  предметов  первой  необходимости. 
В целях  обеспечения  пожарной  безопасности  организовано  дежурство  пожарных  расчетов. 
Проблемных вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения, не было. 

Анализ прохождения половодья 2015 года. 
Долгосрочные  прогнозы  (Кировский  ЦГМС)  максимальных  уровней  оправдались  сле-

дующим образом: 

 

Река 

Пункт 

Максимальный 

уровень в 

2014 году (см) 

Интервал  

ожидаемых 

значений в 

2015 году 

Фактический  

максимальный 

уровень  

в 2015 году (см) 

Вятка 

Красноглинье* 

532 

500-620 

646 

Вятка 

Нагорск 

738 

670-770 

743 

Вятка 

Слободской 

449 

380-520 

442 

Вятка 

Киров 

419 

380-480 

398 

Вятка 

Котельнич 

566 

510-630 

525 

Вятка 

Аркуль 

583 

520-660 

570 

Вятка 

В.Поляны 

622 

580-700 

606 

Чепца 

Целоусы* 

704 

670-750 

647 

Молома 

Спасское 

514 

480-560 

508 

Кильмезь 

Вичмарь 

766 

720-800 

750 

Кама 

Лойно 

747 

740-780 

765 

Юг 

Подосиновец* 

454 

410-450 

351 

Луза 

Красавино 

485 

380-420 

409 

* – прогноз уровней не оправдался 
 
Прогноз ожидаемых уровней воды на реках области, представленный Кировским ЦГМС 

оправдался на 77%. 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды 

 

104

 

 

В целом половодье на реках северо-востока области было близким к норме и выше нор-

мы на 0,2–0,5 м, на остальной части – близким и ниже нормы 0,5–0,7 м.  

За период прохождения весеннего половодья ЧС не зарегистрировано. 
В связи с особенностью водных объектов, расположенных на территории Кировской об-

ласти (малые глубины) в период подготовки и прохождения весеннего половодья взрывные ра-
боты на водоемах, пропилка и зачернение льда не проводились. 

Анализ прохождения паводка в текущем году показал, что своевременная подготовка му-

ниципальных образований, полное выполнение всех превентивных мероприятий по безаварий-
ному  пропуску  талых  вод  позволили  не  допустить  ЧС  на  территории  региона  и  не  допустить 
нанесение паводком материального ущерба. 

Сведений о характере превалирующих опасностей на объектах экономики, сельского хо-

зяйства и объектах их инфраструктуры при воздействии на них землетрясений и лавин не име-
ется ввиду отсутствия данного вида природных опасностей на территории Кировской области. 

 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды 

 

В  2015  году  усилия  сотрудников  министерства  охраны  окружающей  среды  Кировской 

области  были  направлены  на  решение  региональных  проблем  охраны  окружающей  среды 
и природопользования, а также на участие в совершенствовании федерального законодательст-
ва в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации полномочий.  

В  части  совершенствования  федерального  законодательства  министерством  охраны  ок-

ружающей среды Кировской области в 2015 году было рассмотрено более 25 проектов норма-
тивных правовых актов, в том числе изменений и дополнений в них. По результатам рассмот-
рения были составлены отзывы, содержащие замечания и предложения, которые впоследствии 
были  направлены  в  соответствующие  комитеты  Государственной  Думы,  ответственные  за  их 
разработку. 

В систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны ок-

ружающей  среды  и  природопользования,  действующих  на  территории  Кировской  области 
в 2015  году,  входили  –  министерство  охраны  окружающей  среды  Кировской  области,  мини-
стерство  лесного  хозяйства  Кировской  области,  министерство  сельского  хозяйства  и  продо-
вольствия Кировской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования (Росприроднадзора) по Кировской области, Отдел геологии и лицензирования по 
Кировской области (Кировнедра) департамента по недропользованию по Приволжскому феде-
ральному округу (Приволжскнедра), Отдел водных ресурсов по Кировской области Федераль-
ного агентства водных ресурсов Камского бассейнового водного управления, Управление фе-
дерального  агентства кадастра объектов  недвижимости  по  Кировской  области, Территориаль-
ное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо-
лучия  человека  по  Кировской  области,  Управление  федеральной  службы  по  ветеринарному 
и фитосанитарному надзору по Кировской области, Центр по гидрометеорологии и мониторин-
гу  окружающей  среды  Кировской  области,  Кировское  областное  государственное  бюджетное 
учреждение «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования», 
Кировское  областное  государственное  бюджетное  учреждение  «Вятский  научно-технический 
информационный центр мониторинга и природопользования» и др. 

В течение 2015 года министерством охраны окружающей среды Кировской области под-

готовлено и принято на уровне области 49 правовых актов по курируемым направлениям дея-
тельности:  

Законы Кировской области: 
1.

 

От  07.10.2015  №  566-ЗО  «Об  особо  охраняемых  природных  территориях  Кировской 

области». 

2.

 

От 25.12.2015 № 609-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «О поль-

зовании участками недр местного значения на территории Кировской области». 

3.

 

От 05.03.2015 № 511-ЗО «О внесении изменений в отдельные законы Кировской об-

ласти». 

Постановления Правительства Кировской области: 
1.

 

От 17.11.2015 № 70/755 «Об утверждении Административного регламента по предос-

тавлению государственных услуг по установлению нормативов образования отходов и лимитов 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды 

 

105

 

 

на их размещение, переоформлению документа об утверждении нормативов образования отхо-
дов и лимитов на их размещение, выдаче дубликата документа об утверждении нормативов об-
разования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной 
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъек-
тов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объек-
тах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору». 

2.

 

От 21.09.2015 № 61/621 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения норма-

тивов  образования  отходов  и  лимитов  на  их  размещение  применительно  к  хозяйственной 
и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исклю-
чением  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства),  в  процессе  которой  образуются 
отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору». 

3.

 

От 21.09.2015 № 61/611 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетно-

сти  об  образовании,  утилизации,  обезвреживании,  о  размещении  отходов,  предоставляемой 
в уведомительном  порядке  субъектами  малого  и  среднего  предпринимательства,  в  процессе 
хозяйственной  и  (или)  иной  деятельности  которых  образуются  отходы  на объектах,  подлежа-
щих региональному государственному экологическому надзору». 

4.

 

От  17.02.2015  №  25/81  «Об  утверждении  Порядка  использования  для  собственных 

нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах 
земельного участка, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных 
участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на тер-
ритории Кировской области». 

5.

 

От  24.08.2015  №  56/535  «Об  утверждении  Положения  о  министерстве  охраны  окру-

жающей среды Кировской области». 

6.

 

От 02.06.2015 № 41/289 «Об утверждении границ и режима особой охраны территории 

памятника природы регионального значения «Медведский бор». 

7.

 

От 08.12.2015 № 73/812 «Об утверждении границ и режима особой охраны территории 

памятника природы регионального значения «Заречный парк». 

8.

 

От 09.11.2015 № 69/730 «Об объявлении Низевского таежно-болотного комплекса па-

мятником природы регионального значения». 

9.

 

От  25.12.2015  № 76/876 «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

10.

 

От  25.12.2015  № 76/857  «О  внесении  изменения  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 19.09.2005 № 43/223». 

11.

 

От 15.12.2015 № 74/819 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 05.11.2014 № 8/109». 

12.

 

От 02.11.2015 № 68/723 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 25.10.2012 № 176/655». 

13.

 

От 02.11.2015 № 68/719 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.02.2006 № 53/20». 

14.

 

От 02.11.2015 № 68/717 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.03.2010 № 43/83». 

15.

 

От 25.09.2015 № 62/628 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 04.07.2012 № 160/395». 

16.

 

От 25.09.2015 № 62/633 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 18.09.2012 № 171/540». 

17.

 

От 21.09.2015 № 61/607 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 12.02.2013 № 195/67». 

18.

 

От 11.09.2015 № 59/587 «О признании утратившими силу некоторых постановлений 

Правительства Кировской области». 

19.

 

От 11.09.2015 № 59/576 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 18.09.2012 № 171/541». 

20.

 

От 28.08.2015 № 57/541 «О внесении изменения в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

21.

 

От 24.08.2015 № 56/523 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 15.01.2013 № 191/9». 

22.

 

От 11.08.2015 № 53/449 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

4.2. Законодательство в области охраны окружающей среды 

 

106

 

 

23.

 

От 24.06.2015 № 44/321 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 25.10.2012 № 176/655». 

24.

 

От 19.05.2015 № 39/261 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 19.03.2013 № 200/137». 

25.

 

От 13.05.2015 № 38/253 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 30.12.2014 № 19/269». 

26.

 

От 29.04.2015 № 36/225 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

27.

 

От 27.03.2015 № 31/174 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 20.08.2013 № 223/505». 

28.

 

От 27.03.2015 № 31/172 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 01.06.2010 № 53/244». 

29.

 

От 24.03.2015 № 30/154 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 24.04.2013 № 206/226». 

30.

 

От 11.03.2015 № 28/129 «О внесении изменения в постановление Правительства Ки-

ровской области от 16.05.2006 № 59/91». 

31.

 

От 05.03.2015 № 27/120 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 14.02.2006 № 53/20». 

32.

 

От 05.03.2015 № 27/119 «О внесении изменений в постановление Правительства Ки-

ровской области от 18.06.2013 № 213/348». 

33.

 

От  17.02.2015  № 25/88  «О  внесении  изменения  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 13.09.2010 № 68/463». 

34.

 

От  02.02.2015  № 23/41  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 14.01.2014 № 243/4». 

35.

 

От  23.01.2015  № 22/24  «О  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Ки-

ровской области от 03.04.2013 № 203/179». 

Распоряжения Правительства Кировской области: 

1.

 

От  01.09.2015  № 341  «О  перечнях  должностных  лиц,  осуществляющих  федеральный 

государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов живот-

ного мира и среды их обитания, региональный государственный экологический надзор на тер-

ритории Кировской области». 

2.

 

От  16.12.2015  № 485  «О  составе  коллегии  министерства  охраны  окружающей  среды 

Кировской области». 

3.

 

От 20.08.2015 № 319 «О реализации полномочий в области охраны окружающей сре-

ды и природопользования». 

4.

 

От  19.08.2015 № 318  «Об  органах,  уполномоченных  на  осуществление федерального 

государственного  надзора  в  области  охраны,  воспроизводства  и  использования  объектов  жи-

вотного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора и ре-

гионального государственного экологического надзора на территории Кировской области». 

5.

 

От  04.08.2015  № 295  «О  мерах  по  развитию  системы  экологического  образования 

и просвещения в Кировской области (по итогам реализации пилотного проекта «Вятка – терри-

тория экологии»)». 

6.

 

От 14.04.2015 № 114 «О весенне-нерестовом периоде 2015 года». 

7.

 

От  11.12.2015  № 481  «О  признании  утратившим  силу  распоряжения  Правительства 

Кировской области от 02.04.2013 № 71». 

Указы Губернатора Кировской области: 

1.

 

От 09.07.2015 № 147 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их 

добычи на территории Кировской области в сроки добывания 2015–2016 годов». 

2.

 

От 01.09.2015 № 197 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области 

от 14.12.2012 № 160». 

3.

 

От 23.01.2015 № 7 «О внесении изменений в Указ Губернатора Кировской области от 

14.12.2012 № 160». 

4.

 

От 11.09.2015 № 202 «О внесении изменений в некоторые указы Губернатора Киров-

ской области». 

 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

107

 

 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование 

природоохранной деятельности

 

 

4.3.1. Плата за пользование природными ресурсами, ее размеры и структура 

 
По данным УФНС России по Кировской области, Управления Росприроднадзора по Ки-

ровской  области,  министерства  лесного  хозяйства  Кировской  области,  министерства  охраны 
окружающей  среды  и  природопользования  Кировской  области  в  2015  году  в  бюджеты  всех 
уровней поступило 1 449 445,50 тыс. рублей платежей за пользование природными ресурсами. 
В  целом  объем  поступления  платежей  за  пользование  природными  ресурсами  в  2015  году 
в сравнении с 2014 годом уменьшился на 61 566,0 тыс. рублей и составил 95,9%. Снижение до-
ходов к уровню 2014 года произошло по земельному налогу на 30,1%, по плате за негативное 
воздействие  на  окружающую  среду  на  11,7%,  по  налогу  на  добычу  полезных  ископаемых  на 
26,7%, по плате за пользование недрами на 9,4%, по сбору за пользование объектами животно-
го мира и объектами водных биологических ресурсов на 8,1%. 

При этом обеспечен рост на 8,5% по плате за использование лесов, по водному налогу – 

на 8,7%, по плате за пользование водными объектами – на 11,7%, увеличился объем поступле-
ний по плате за проведение государственной экологической экспертизы в 1,7 раза, государст-
венной  пошлины  за  выдачу  разрешения  на  выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ  в  атмо-
сферный воздух – на 37%. 

Объемы  и  структура  поступления  платежей  за  пользование  природными  ресурсами 

в 2015 году приведены в таблице 4.3.1. 

 

Таблица 4.3.1

 

Объемы и структура поступления платежей за пользование 

природными ресурсами Кировской области в 2015 году (тыс. руб.) 

 

Виды налогов 

Всего, 

2014 год 

Всего,  

2015 год 

в том числе в бюджет 

в % к 

2014 г. 

федераль-

ный 

областной  местный 

Плата за использование 
лесов  

760 166,6 

824 836,0 

488 608,0 

336 228,0 

– 

108,5 

Водный налог  

10 104,0 

10 982,0 

10 982,0 

– 

– 

108,7 

Плата за пользование 
водными объектами 

34 937,6 

38 784,7 

38 784,7 

– 

– 

111,07 

Земельный налог 

471 142,0 

380 456,0 

– 

– 

380 456,0 

80,8 

Платежи за негативное 
воздействие на окружаю-
щую среду 

124 825,2 

110 123,4 

22 024,7 

44 049,4 

44 049,3 

88,3 

Налог на добычу полез-
ных ископаемых  

97 013,0 

71 098,0 

44 754,0 

26 344,0 

 

– 

73,3 

Плата за пользование не-
драми 

4 766,9 

4 317,9 

246,6 

4 071,3 

– 

90,6 

Плата за проведение госу-
дарственной экологичес-
кой экспертизы 

1 199,2 

2 059,0 

1 441,3 

617,7 

– 

в 1,7 

раза 

Сбор за пользование объ-
ектами животного мира и 
объектами водных биоло-
гических ресурсов 

5 781,0 

5 314,0 

3,0 

5 311,0 

– 

91,9 

Государственная пошлина 
за выдачу разрешения на 
выброс вредных (загряз-
няющих) веществ в ат-
мосферный воздух  

1 076,0 

1 474,5 

505,0 

969,5 

– 

137,0 

ИТОГО

 

1 511 011,5  1 449 445,50  607 349,30  417 590,90  424 505,30 

95,9 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

108

 

 

В  соответствии  с  бюджетным  законодательством  в  2015  году  действовали  следующие 

нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов: 

−  плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части мини-

мального  размера  арендной  платы  и  минимального  размера  платы  по  договору  купли-продажи 
лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных кате-
горий, находящихся в федеральной собственности по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

− плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, пре-

вышающей  минимальный  размер  арендной  платы  и  минимальный  размер  платы  по  договору 
купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для 
собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных ка-
тегорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, по нормативу 100% 
в областной бюджет; 

− водный налог по нормативу 100% в федеральный бюджет; 
− плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 

по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

− земельный налог по нормативу 100% в местный бюджет;  
− платежи за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20% в феде-

ральный бюджет, 40% в областной бюджет и 40% в местный бюджет; 

− налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением 

газа горючего природного) по нормативу 100% в федеральный бюджет; 

−  налог  на  добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых  по  нормативу  100% 

в областной бюджет; 

− налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде 

углеводородного  сырья,  природных  алмазов  и  общераспространенных  полезных  ископаемых) 
по нормативу 40% в федеральный бюджет, 60% в областной бюджет; 

−  сборы  за  пользование  объектами  животного  мира  по  нормативу  100%  в  областной 

бюджет; 

− сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутрен-

ние водные объекты) по нормативу 80% областной бюджет, 20% в федеральный бюджет; 

− сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним вод-

ным объектам) по нормативу 80% областной бюджет, 20% в федеральный бюджет; 

−  плата  за  проведение  государственной  экологической  экспертизы  объектов  региональ-

ного уровня по нормативу 100% в областной бюджет; 

– плата, взимаемая при исполнении государственной функции по организации и проведе-

нию государственной экологической экспертизы объектов федерального уровня по нормативу 
100% в федеральный бюджет; 

− плата за пользование недрами, в том числе:  
плата  за  проведение  государственной  экспертизы  запасов  полезных  ископаемых,  геоло-

гической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование уча-
стках недр местного значения по нормативу 100% в областной бюджет; 

сбор  за  участие  в  конкурсе  (аукционе)  на  право  пользования  участками  недр  местного 

значения по нормативу 100% в областной бюджет; 

разовые платежи за пользование недрами (бонусы) при наступлении определенных собы-

тий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации 
по участкам недр местного значения по нормативу 100% в областной бюджет; 

государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с про-

ведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Рос-
сийской  Федерации,  зачисляемая  в  бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  по  нормативу 
100% в областной бюджет; 

−  государственная  пошлина  за  выдачу  разрешения  на  выброс  вредных  (загрязняющих) 

веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйст-
венной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому 
контролю по нормативу 100% в областной бюджет; 

−  государственная  пошлина  за  выдачу  разрешения  на  выброс  (загрязняющих)  веществ 

в атмосферный  воздух,  находящихся  на  объектах  хозяйственной  и  иной  деятельности,  подле-
жащих  федеральному  государственному  экологическому  контролю  стационарных  источников 
по нормативу 100% в федеральный бюджет.  

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

109

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.3.1. Поступления платежей за пользование природными ресурсами 

Кировской области за 2014–2015 годы 

 

4.3.2. Реализация государственной программы Кировской области 

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование 

 природных ресурсов» в 2015 году 

 

Ответственным  исполнителем  государственной  программы  Кировской  области  «Охрана 

окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2013–2020 го-
ды, утвержденной постановлением Правительства

 

Кировской области от

 

25.10.2012 № 176/655 

с изменениями (от 24.06.2015 № 44/321, от 02.11.2015 № 68/723, от 03.02.2016 № 82/48), явля-
ется министерство охраны окружающей среды Кировской области, соисполнителем государст-
венной программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства 
Кировской области. 

На реализацию программы за 2015 год из всех источников финансирования направлено 

163 456,6 тыс. рублей, что составляет 95,11% к запланированному программой, в том числе за 
счет средств: 

федерального бюджета – 32 570,79 тыс. рублей (71,83% к плану); 
областного бюджета – 81 622,64 тыс. рублей (92,24% к плану); 
местных бюджетов – 3384,4 тыс. рублей (89,97% к плану); 
иных внебюджетных источников – 45 878,77 тыс. рублей (133,91% к плану). 
Структура мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и ра-

ционального природопользования Кировской области в 2015 году, приведена на рисунке 4.3.2.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.3.2.

 

Структура мероприятий, направленных на обеспечение  

охраны окружающей среды и рационального природопользования Кировской области 

в 2015 году (млн руб.) 

 

0

20000

40000

60000

80000

100000

120000

140000

Платежи за негативное 

воздействие на 

окружающую среду

Налог на добычу 

полезных ископаемых

Водный налог

Плата за пользование 

водными объектами

ты

с. 

ру

бл

ей

2014

2015

«Улучшение качества окружающей 

среды, обеспечение благоприятной 

среды проживания населения и 

рационального природопользования»,

7,7

«Сокращение вредного 

воздействия отходов 

производства и потребления 

на окружающую среду, а также 

максимальное вовлечение 

отходов в хозяйственный 

оборот»,

0,1

Подпрограмма 

"Развитие водохозяй

-

ственного комплекса 

Кировской области" 

на 2013

-

2020 годы,

9,8

«Охрана водных 

объектов», 1,9

ВЦП «Охрана, воспроизводство, федеральный 

государственный надзор и рациональное использование 

объектов животного мира и среды их обитания на 

территории Кировской области», 13,6

Всего 33,1 млн руб.

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

110

 

 

На  реализацию  подпрограммы  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Кировской  об-

ласти» в 2013–2020 годах» из всех источников финансирования направлено 26 750,44 тыс. руб-
лей, что составляет 69,38% к плану, в том числе за счет средств: 

федерального бюджета – 13 581,64 тыс. рублей; 
областного бюджета – 9 784,4 тыс. рублей; 
местного бюджета – 3 384,4 тыс. рублей. 
В 2015 году по заявкам  министерства на капитальный ремонт гидротехнических соору-

жений (далее – ГТС) в бюджет Кировской области поступили субсидии федерального бюджета 
в объеме 13 581,64 тыс. рублей. Кроме того, в бюджет области возвращены остатки неисполь-
зованных субсидий прошлых лет в размере 843,893 тыс. рублей. Всего в 2015 году объем суб-
сидий  на  капитальный  ремонт  ГТС  составил  13 581,64  тыс.  рублей  из  них  освоено 
13 581,64 тыс. рублей. При этом обеспечено софинансирование из местного бюджета в объеме 
3 384,4 тыс. рублей, объем средств из областного бюджета составил 9 784,0 тыс. рублей.  

Завершены работы по капитальному ремонту гидроузла Березовского водохранилища на 

р. Немда Немского района. 

Начат капитальный ремонт гидроузла в п. Климковка Белохолуницкого района. 
На  реализацию  мероприятий  по  капитальному  ремонту  гидротехнических  сооружений 

привлечено средств из федерального бюджета в объеме 13 581,64 тыс. рублей. При этом софи-
нансирование мероприятий из областного бюджета составило 5 860,80 тыс. рублей, из местного 
1 702,60 тыс. рублей. 

Закончена разработка на условиях софинансирования из областного и местного бюдже-

тов: 

проектно-сметной документации по капитальному ремонту гидроузла водохранилища на 

р. Лумпун у д. Заякинцы Унинского района, 

проектно-сметной  документации  по  строительству  берегоукрепления  Белохолуницкого 

водохранилища в г. Белая Холуница Белохолуницкого района. 

Продолжена  разработка  документации  по  реконструкции  гидроузла  Среднедаровского 

пруда Даровского района.  

Объем  средств  на  разработку  проектно-сметной  документации  из  областного  бюджета 

составил 5810,8 тыс. рублей, из местного бюджета – 2490,6 тыс. рублей.  

В рамках мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показа-

телей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федераль-
ного  бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  на  осуществление  отдельных 
полномочий Российской Федерации в области водных отношений на 2015 год: 

завершены  работы  по  определению  границ  водоохранных  зон  и  прибрежных  защитных 

полос  на  реках  Молома и  Омутная,  а  также  Омутнинском  водохранилище,  Большом  Кирсин-
ском  и  Среднем  Киросинском  водохранилищах  в  границах  Кировской  области  общей  протя-
женностью 914 км;  

начаты работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос 

на реках Пижма и Немда в Кировской области; 

начаты  работы  по  закреплению  на  местности  границ  водоохранных  зон  и  прибрежных 

защитных  полос  на  реках  Великая,  Луза,  Юг,  Белая  Холуница  и  Белохолуницком  водохрани-
лище общей протяженностью 1242 км специальными информационными знаками в количестве 
61 шт.; 

выдано  126  разрешительных  документа  на  предоставление  прав  пользования  водными 

объектами; 

обеспечено ведение государственного мониторинга водных объектов; 
проведены обследования потенциально-опасных ГТС водохранилищ и прудов, не имею-

щих собственника. 

В рамках мероприятий по сокращению вредного воздействия отходов производства 

и потребления на окружающую среду, а также максимального вовлечения отходов в хо-
зяйственный оборот проведены: 

модернизация  автоматизированной  информационной  системы  «Региональный  кадастр 

отходов;  

по  результатам  выполнения  второго  этапа  научно-исследовательской  работы  (НИР)  по 

формированию  проекта  «Создание  системы  управления  отходами  потребления  и  вторичными 
материальными ресурсами на территории Кировской области» разработана Генеральная схема 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

111

 

 

очистки территории населенных пунктов муниципальных образований Кировской области (ут-
верждена Постановлением Правительства Кировской области от 05.03.2015 № 27/127  «Об ут-
верждении генеральной схемы очистки территории населенных пунктов муниципальных обра-
зований Кировской области»). Распоряжением Правительства Кировской области от 18.02.2015 
№ 50 «О внесении изменений в распоряжение Правительства Кировской области от 28.11.2012 
№ 357» продлены сроки исполнения контракта до 2018 года;  

разработана проектно-сметной документации по строительству межмуниципального по-

лигона  ТБО  для  Свечинского  и  Шабалинского  районов  области.  Организованы  и  проведены 
общественные обсуждения проекта с участием администраций и общественности Свечинского 
и Шабалинского районов. Документация направлена для прохождения государственной эколо-
гической  экспертизы  и  государственной  экспертизы.  Средства  на  данное  мероприятие  не  ис-
пользованы,  так  как  по  условиям  контракта  оплата  предусмотрена  после  получения  положи-
тельного заключений экспертиз. 

В  рамках  мероприятий  по  улучшению  качества  окружающей  среды,  обеспечения 

благоприятной  среды  проживания  населения  и  рационального  природопользования 
обеспечено

предоставление 208 ед. специализированной информации о состоянии загрязнения атмо-

сферного воздуха на территории г. Кирово-Чепецка органам государственной власти, органам 
местного самоуправления, населению области; 

проведение регулярных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на территории 

области  (перекрѐстки  автомагистралей),  состоянием  почв  в  местах  размещения  отходов,  со-
стоянием водных объектов в местах выпусков сточных вод, состоянием снега, состоянием по-
верхностной воды в период весеннего половодья. Проведено 132 исследования состояния каче-
ства  атмосферного  воздуха  по  обращениям  граждан  с  жалобами  на  состояние  окружающей 
среды. Всего за год проведено 12000 исследований; 

в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора прове-

дено 267 проверок, из них 142 плановых и 125 внеплановых. Из запланированных проверок не 
проведено семь вследствие реорганизации и ликвидации предприятий; 

выявление  171  правонарушения,  привлечение  к  административной  ответственности  154 

природопользователей.  По  нарушениям  природоохранного  законодательства  наложено  штра-
фов на сумму 3560 тыс. рублей. Взыскано штрафов на сумму 3454 тыс. рублей. Процент взы-
скания составил 97%; 

проведение наблюдения за состоянием окружающей среды в районе расположения Киль-

мезского  захоронения  ядохимикатов,  а  также  на  участке  территории  вдоль  р. Вятка  от 
г. Слободского до г. Кирова; 

ведение  мониторинга  за  содержанием  хлористого  водорода  и  аммиака  в  атмосферном 

воздухе в г. Кирово-Чепецке; 

подготовка и выдача 271 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмо-

сферный воздух;  

проведение 12 государственных экологических экспертиз объектов регионального уров-

ня; 

формирование и размещение на сайтах Правительства Кировской области и министерст-

ва  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  в  разделе  «Экологические  издания»  элек-
тронного макета регионального доклада «О состоянии окружающей среды Кировской области 
в 2014 году».  

В  рамках  формирования  экологической  культуры  в  2015  году  на  территории  Ки-

ровской области: 

проведена  видеоконференция  по  развитию  системы  экологического  образования  и  про-

свещения с участием всех муниципальных образований области; 

проведен региональный этап первого всероссийского экологического детского фестиваля 

«Экодетство»; 

подведены итоги 2-х областных конкурсов «Дней защиты – 2015»;  
проведена всероссийская акция на территории Кировской области  «Нашим рекам и озе-

рам – чистые берега»; 

организована  работа  Коордсовета  по  экологическому  образованию,  воспитанию  и  про-

свещению населения, оказана методическая поддержка учреждениям образования, обществен-
ным организациям в проведении конференций, конкурсов, экологического лагеря. 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

112

 

 

В 2015 году в рамках выполнения мероприятий обеспечения государственного регу-

лирования отношений в сфере недропользования: 

выдано 82 лицензии, внесены изменения в 46 действующих лицензий, досрочно прекра-

щено  право  пользования недрами  по  3  лицензиям,  приостановлено  право  по  1 лицензии,  пре-
кращено действие 43 лицензий в связи с истечением срока действия; 

актуализирована база данных (ГИС Геолинк) по 1813 водозаборным скважинам; 
оформлено  5  документов,  удостоверяющих  уточненные  границы  горного отвода,  согла-

совано 9 технических проектов и вносимых в них изменений, выдано 5 разрешений на исполь-
зование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в грани-
цах земельного участка собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу 
и арендатору земельного участка. 

В  рамках  осуществления  государственного  управления  в  области  организации 

и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения: 

продолжены работы по ведению Красной книги Кировской области;  
проведены  природоохранные  акции  «Марш  парков»  в  г. Кирове,  Вятскополянском,  Ки-

рово-Чепецком, Зуевском, Слободском, Советском, Лузском, Яранском, Пижанском, Унинском 
районах; 

проведены работы по обеспечению режима особой охраны и содержанию:  
- памятников природы регионального значения «Озеро Лежнинское», «Озеро Быковщин-

ское»; 

- памятника природы «Дендрологический парк лесоводов Кировской области»; 
- государственного природного заказника «Пижемский»; 
по обеспечению охраны территорий государственных природных заказников региональ-

ного  значения  «Былина»,  «Бушковский  лес»,  «Пижемский»  проведено  280  контрольно-
рейдовых мероприятий; 

продолжены  работы  по  ведению  государственного  кадастра  особо  охраняемых  природ-

ных территорий регионального и местного значения Кировской области. 

Программой предусмотрены следующие показатели эффективности: 

доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) 

повысился,  в  общем  количестве  водохозяйственных  участков,  расположенных  на  территории 
субъекта Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2016 составила 25%, т.е. 100% к плану; 

доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании 

предоставленных в установленном порядке прав пользования, от общего количества пользова-
телей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользо-
вания водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставле-
нии водных объектов в пользование по состоянию на 01.01.2016 – 92,57% или 94,38% к плану 
ввиду отсутствия заявлений со стороны водопользователей, мотивированными отказами в пре-
доставлении  права  пользования  водными  объектами  в  связи  с  нарушением  законодательства 
в части сброса сточных вод без очистки; 

доля  площади  особо  охраняемых  природных  территорий  в  общей  площади  территории 

области  по  состоянию  на  01.01.2016  составила  2,89%  или  84,75%  к  плану  ввиду  исключения 
лечебно-оздоровительных местностей и курортов из состава категории особо охраняемых при-
родных территорий; 

в 2015 году нарушения сроков и порядка рассмотрения документов, представленных на 

государственную  экологическую  экспертизу,  выявленных  по  результатам  проверок  контроли-
рующими органами и вследствие обоснованных жалоб заказчика, отсутствовали; 

обращения юридических и физических лиц по фактам нарушения природоохранного за-

конодательства,  не  обеспеченные  при  рассмотрении  принятыми  административными  мерами, 
отсутствовали; 

доля выданных лицензий на пользование участками недр местного значения без наруше-

ния сроков и установленного порядка на 01.01.2016 составила 100%; 

количество  закрытых  (в  том  числе  ликвидированных  или  рекультивированных)  свалок 

бытовых отходов к концу 2015 года составило 0 единиц;   

 
 
 
 

4.3. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности 

 

113

 

 

доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления коммунальных отхо-

дов, от общего количества населенных пунктов в 2015 году составила 34% или 340% к плану 
в виду  активизации  работы  органов  местного  самоуправления  по  созданию  системы  сбора 
твердых  коммунальных  отходов  в  населенных  пунктах,  после  проведения  в  них  мероприятий 
по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов; 

доля  населения,  проживающего  на  подверженных  негативному  воздействию  вод  терри-

ториях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от 
негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких террито-
риях, составила 66,2% или 100% к плану; 

количество  гидротехнических  сооружений,  приведенных  в  безопасное  техническое  со-

стояние в 2015 году, составило 1 ед. или 100% к плану; 

доля загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных 

вод, подлежащих очистке 98,3% или 95,51% к плану; 

объем  сброса  загрязненных  без  очистки  сточных  вод  39,7  млн м

3

  или  169%  к  плану 

в связи с тем, что по ряду водопользователей категория сточных вод повысилась; 

доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) 

повысился,  в  общем  количестве  водохозяйственных  участков,  расположенных  на  территории 
субъекта Российской Федерации 25% или 100,0% к плану; 

количество регулярных наблюдений за состоянием водных объектов 148 погонных кило-

метров или 100,0% к плану. 

На  реализацию  отдельного  мероприятия  «Охрана,  воспроизводство,  федеральный 

государственный надзор и рациональное использование объектов животного мира и

 

сре-

ды  их  обитания  на  территории  Кировской  области»

  из  всех  источников  финансирования 

направлено 21 893,4 тыс. рублей, в том числе: 

из федерального бюджета – 8 240,74 тыс. рублей (или 99,58% к плану); 
из областного бюджета – 13 652,66 тыс. рублей (или 83,92% к плану). 
Итоги реализации программы: 
посев 17 кормовых полей в Юрьянском, Богородском, Верхошижемском районах общей 

площадью 15,3 га;  

произведена выкладка соли и обустройство 4 крытых солонцов для лося в 2 районах об-

ласти; 

проведена  рыбохозяйственная  мелиорация  для  улучшения  условий  естественного  раз-

множения водных биологических ресурсов в бассейне р. Вятка протока Туж. Очищено путем 
выкашивания  и  удаления  травянисто-кустарниковой  растительности,  срезания  и  вырубки  за-
рослей кустарников 1,84 га нерестового участка; 

выявлено 328 административных правонарушений, привлечено к ответственности 255 че-

ловек,  наложено  штрафов  на  сумму  437  тыс. рублей.  Предъявлено  исков  на  сумму  456  тыс. 
рублей; 

выдано  2360  охотничьих  билетов,  аннулировано  144  охотничьих  билета.  Подготовлено 

497 информационных сообщений. Направлено 31 исковое заявление о возмещении вреда при-
чиненного  охотничьим  ресурсам  в  результате  ДТП.  По  предъявленным  искам  уплачено 
920,0 тыс. рублей; 

выдано 77,0 тыс. бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. 

Показатели  эффективности  отдельным  мероприятием  «Охрана,  воспроизводство, 

федеральный государственный надзор и рациональное использование объектов животно-
го мира и среды их обитания на территории Кировской области»: 

численность основных видов охотничьих ресурсов составила: лося – 22,4 тыс. особей, ка-

бана – 5,4 тыс. особей, медведя – 5,8 тыс. особей; 

доля  использования  водных  биологических  ресурсов  от  выданной  квоты  на  01.01.2016 

составила 67%, что составляет 100% к плану. 

Исполнение  в  2015  году  плана  реализации  государственной  программы  «Охрана  окру-

жающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» в 2015 году приведена 
в таблице 4.3.2. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..