4.1. Экологическая политика и экологическая безопасность
98
электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией от-
ходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
Способствовать внедрению новых технологий должны в том числе и меры налоговой по-
литики, в соответствии с которыми при внедрении и использовании экологически чистых
и (или) энергосберегающих технологий надо предоставлять соответствующие льготы по налогу
на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты
по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы
для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами.
Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфорт-
ной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных эко-
логических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия
этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить норма-
тивы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает непревыше-
ние нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные
и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного
снижения негативного воздействия субъектов экономической деятельности. Одной из целей
введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация
загрязнения на которых квалифицируется как опасная, что создает угрозу здоровью и жизни
проживающего на них населения.
Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление
эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление
бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Следует разработать специальные
экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания
человека, осуществлять специализированный мониторинг.
Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического
сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области
общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государст-
ва состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разра-
ботке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента,
повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия
на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, орга-
низации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной
среды.
Основу действий в этом направлении должны составить новые методы территориального
планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Сле-
дует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечива-
ла сохранение естественных экосистем, делая их центрами сохранения генетического фонда,
инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Обеспечение экологической эффективности экономики является не только особым на-
правлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой ин-
новационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопот-
ребления.
Необходим переход от остаточного принципа финансирования природоохранной дея-
тельности к целенаправленному финансированию различных экологических направлений. Для
чего требуется возобновить деятельность таких институтов как Федеральный экологический
фонд и экологические фонды субъектов РФ, где будут аккумулированы платежи за негативное
воздействие на окружающую природную среду, которые будут целенаправленно использовать-
ся на экологические цели. Желательно увеличить число федеральных целевых программ при-
родоохранного характера и их финансирование из средств бюджета, в частности, за счет роста
ставок экологических налогов. Важным является усиление внимания государства к особо охра-
няемым природным территориям с целью прекращения их скудного финансирования.