ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..

 

 

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (В. БОЧАРОВ) - часть 27

 

 

Необходимость тренировки собак, которых уже используют на практической работе,

вызывается  рядом причин.  В зависимости  от  индивидуальных  особенностей  поведения  и
подготовки,   у   одних   собак   нужно   поддерживать   заинтересованность   в   работе,   у   других
совершенствовать какой-либо навык в более сложных условиях и при наличии более сильных
отвлекающих   раздражителей,  у  третьих   поддерживать   на   определенном   уровне
приобретенные навыки (особенно это важно в случае перерывов в работе).

По проведению тренировок трудно дать общие рекомендации, так как каждая служба

имеет   свою   специфику.   Поэтому   мы   остановимся   на   основных   моментах,   имеющих
первостепенное значение для общего курса дрессировки и каждой службы в отдельности.

Главные   требования   при   тренировке   собак,   используемых   во   всех   службах:

постепенное введение различных усложнений и более сильных отвлекающих раздражителей;
введение усложнений только после четкого выполнения требуемого навыка в менее сложных
условиях; построение тренировочных занятий таким образом, чтобы все время сохранялась
повышенная активность и заинтересованность животных в работе; приближение занятий к
условиям практической работы.

Общий курс дрессировки. Основной целью тренировки служебных собак по приемам

общего курса дрессировки является дальнейшее закрепление привитых навыков, отработка
большей   четкости   и   безотказности   выполнения   требуемых   действий   в   усложненной
обстановке, близкой к условиям практической работы.

Тренировочные занятия нужно совмещать с работой собаки по специальности, а затем с

кормежкой и прогулками.

При   проведении   занятий   особое   внимание   следует   обратить   на   четкость   и

безотказность выполнения того или иного приема по первой команде или жесту. Этому будет
способствовать   периодический   переход   к   занятиям   на   поводке   с   применением   после
поданной команды соответствующего безусловного раздражителя.

Караульная   служба.  Регулярная   тренировка   караульных   собак   необходима   для

закрепления   навыков,   привитых   им   в   процессе   дрессировки,   а   также   для   их
совершенствования и приучения животных к практическим условиям работы.

Особое   внимание   следует   обращать   на   выработку   у   собаки   длительной

настороженности,   реакции   на   малейшие   шумы   и   шорохи,   активного   лая   в   случае
приближения постороннего человека к охраняемому объекту; при   попытке постороннего
проникнуть на объект собака должна нападать на злоумышленника и задерживать его.

Известно, что собака работает лучше, если она закреплена за определенным постом.

Здесь   же   на   посту   проводятся   и   тренировочные   занятия,   в   процессе   которых   собака
«изучает»   особенности   охраняемого   объекта,   знакомится   с   различными   повседневными
раздражителями, не связанными с её работой, и постепенно перестает на них реагировать.

Тренировочные   занятия   должны   проводиться   регулярно   с   таким   расчетом,   чтобы

каждый   необходимый   навык   отрабатывался   не   реже   двух   раз   в   неделю   по   методике,
изложенной в главе «Караульная служба».

В   процессе   занятий   целесообразно   вводить   отработку   навыка   конвоирования

задержанного человека, а также обыск небольшого участка местности с целью обнаружить
укрывшихся на нем людей.

Защитно-караульная   служба.  Защитно-караульная   собака   должна   защищать   своего

хозяина.   Поэтому   вся   подготовка   основана   на   развитии   у   нее   активно-оборонительной
реакции.

У собаки развивают злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, но в

то же время от нее требуется четкая дисциплина, позволяющая хозяину уверенно руководить
ее поведением.

Поэтому   на   тренировочных   занятиях   должны   отрабатываться   и   совершенствоваться

приемы общего курса дрессировки, особенно прекращение нежелательных действий, подход,
движение   рядом,   посадка,   укладка,   возвращение   на   место,   выдержка   в   различных
положениях и т п.

Занятия следует проводить одновременно с тренировкой по специальным приемам. Для

этого   рекомендуется   использовать   прогулки   с   собакой,   перенося   их   постепенно   в   более
многолюдные места с наличием различных отвлекающих раздражителей.

Необходимость систематической тренировки специальных навыков вызывается тем, что

в действительной обстановке собаке приходится редко «вспоминать» эти навыки и они могут
постепенно   угасать.   В   результате   в   нужный   момент   собака   не   сможет   предупредить
нападение на хозяина, позволят постороннему человеку взять охраняемую вещь или примет
корм из чужих рук, т.е. фактически она будет непригодна к работе.

Поэтому   дальнейшее   совершенствование   в   усложненных   условиях   навыков,

основанных на развитии активно-оборонительной реакции, особенно необходимо.

Тренировка   собаки   по   четкости   выполнения   приемов   общего   курса   совмещается   с

развитием   злобности,   недоверчивого   отношения   к   посторонним   людям.   Занятия   нужно
проводить с таким расчетом, чтобы собака проявляла агрессивную реакцию лишь в случае
нападения на нее или на хозяина, а также при попытке постороннего человека взять вещь,
которую ей поручено охранять.

Поэтому   дрессировщик   должен   особенно   внимательно   наблюдать   за   поведением

собаки,   пресекая   малейшие   попытки   к   проявлению   ненужной   агрессии   на   проходящего
человека. В то же время после поданной команды «Фасс-> или при неожиданном нападении
на дрессировщика нужно всемерно возбуждать у собаки большую активность.

Эти занятия необходимо разнообразить, вводя различные отвлекающие раздражители и

элементы, усложняющие условия работы. Большую роль для развития злобности, недоверия
и   проявления   настороженности   на   каждого   постороннего   человека   играет   частая   смена
помощников.

Розыскная   служба.   Эта   служба   является   наиболее   сложной,   трудоемкой   и   требует

отработки значительно большего количества специальных навыков.

Главное использование розыскной собаки заключается в работе по следу. Кроме того, в

курс   ее   дрессировки   входят   все   специальные   навыки   защитно-караульной   службы   и
требуется   отработка   навыка   сторожовки,   входящей   в   курс   сторожевой   службы.   Поэтому
розыскную собаку необходимо повседневно тренировать.

Тренировочные   занятия   целесообразно   проводить   комплексно,   не   отрывая   одну

специальную работу от другой, включая также и приемы общего курса. Основное внимание
нужно обращать на работу собаки по следу; это обеспечит систематическую тренировку ее
чутья.

При   проработке  собакой   следа   в   действительной   обстановке   обязательно  встретятся

условия,   усложняющие   работу.   Поэтому   в   процессе   тренировки   необходимо   постепенно
вводить новые усложнения отработанных навыков.

Во время тренировки нужно увеличивать протяженность следа; удлинять промежуток

времени   между   прокладкой   следа   помощником   и   пуском   собаки,   стараясь   добиться
проработки   следа,   проложенного   6–7   часов   назад;   усложнять   климатические   условия   –
переключать собаку на поиск в жаркую погоду, во время дождя или после него, в зимних
условиях и т.п.; прокладывать след с перерывами, чтобы при потере следа собаку можно
было послать на обыск местности. След может прерываться из-за наличия водной преграды,
участков неблагоприятной почвы и т п.

На тренировочных занятиях дрессировщик обязан всячески помогать собаке, направляя

ее при необходимости в сторону следа.

Ездовая собака. Систематическая тренировка ездовых собак способствует улучшению

работы упряжки. При этом собаки лучше привыкают друг к другу. Благодаря тому, что работа
упряжки переносится в места, где имеются различные отвлекающие раздражители, условия
занятий приближаются к действительной обстановке. В результате правильной тренировки
собаки втягиваются в работу и становится все более выносливыми.

Проводя повседневную тренировку, нельзя перегружать животных. После нескольких

дней   работы   на   большую   дистанцию,   а   также   после   дальнего   однодневного   пробега

необходимо давать собакам отдых.

Тренировка собак, предназначенных для буксировки лыжника, проводится по такому же

принципу. Разница заключается лишь в том, что у собак, буксирующих лыжника, необходимо
четко отработать остановки и особенно повороты, а у собак, работающих в упряжке, этот
прием требуется главным образом от вожака или головной пары.

Служба подноса легких грузов,  так же как аналогичная ей служба связи, отличается

двумя специфическими особенностями: собака имеет двух хозяев (вожатых), к которым она
должна быть привязана в одинаковой мере; после посыла на пост она уходит из поля их
зрения.

Тренировку  собак  этой  службы  нужно  проводить  с  учетом указанных  особенностей

(главным образом это касается правильного отношения вожатых к собаке).

Чтобы повысить качество работы собаки, следует как можно чаще менять маршруты

пробега, – это будет способствовать развитию у собаки лучшей ориентировки. Тренировка
собак этой службы должна проводиться не реже двух раз в неделю. Для усложнения нужно
вводить   различные   отвлекающие   раздражители,   проводить   тренировку   на   открытой,
закрытой и пересеченной местности, в разную погоду и различное время суток. Постепенно
можно увеличивать количество рейсов в одно занятие и время выдержки между ними.

При переходе к ночным занятиям дистанцию пробега сокращают, а затем постепенно

увеличивают. В ночное время у собаки обычно усиливается стремление к поиску вожатого и
повышается работоспособность. Это объясняется обострением слуха и обоняния, а также
меньшим количеством отвлечений.

Глава X

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО

ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Успех   дрессировки   зависит   от   правильной   методической   организации   практических

занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по
общему и специальному курсу.

Дрессировка   собак   осуществляется   двумя   способами:   путем   инструкторско-

методических  занятий  во  время  групповых  упражнений  на   дрессировочных   площадках  и
индивидуальной работой с каждой собакой.

Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку

собак, подготавливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия,
проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не
только   наглядно   разъясняют   методику   и   технику   проработки   того   или   иного   приема
дрессировки,  но  дают  каждому   любителю-собаководу   посильные   задания  по  дрессировке
собаки в домашних условиях.

Организационно-методическая   подготовка   к   занятиям   должна   начинаться   с

укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10–
12 собак примерно одного возраста (пустующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак,
прошедших дрессировку (например, общий курс), объединяют в отдельную группу.

Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и

дрессировке собак по какой-либо специальной службе.

Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у

них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак
одной   группы,   своевременно   пресекая   агрессивную   реакцию   собак   друг   на   друга   и   их
попытки к излишней игре.

Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой

учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия
посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и

безотказного   выполнения   команд   и   жестов   дрессировщика.   Рекомендуется   параллельно
отрабатывать несколько приемов.

Инструкторы   должны   тщательно   готовиться   к   каждому   занятию   по   дрессировке,

знакомиться   с   программой   и   расписанием   занятий,   это   позволит   определить   тему,   цель,
содержание   занятия,   правильно   рассчитать   время   и   удачно   выбрать   место   для   занятия.
Инструктор   проводит   занятие,   руководствуясь   соответствующими   разделами   учебного
пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема
дрессировки   на   своей   собаке.   Если   у   него   нет   своей   собаки,   можно   выбрать   в   каждой
учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те
или иные действия.

В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения

занятия, его материальное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно
привести   перечень   учебных   вопросов,   прорабатываемых   на   данном   занятии.   Примерный
план одного занятия приведен ниже.

ПЛАН

проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой

25 июля 1957 г.

1.   Тема   занятия:  Приучение   собак   к   укладке   по   команде   и   закрепление   ранее

отработанных навыков – 2 часа.

2. Цель занятия:  1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с

собакой   приема   укладки;   2)   выработать   у   собаки   первоначальный   условный   рефлекс   на
команду   «Лежать»:   3)   добиться   четкого   выполнения   ранее   отработанных   навыков   на
групповом занятии.

3.  Метод   проведения  и  место  занятия.  Групповые  упражнения  на  дрессировочной

площадке

4.   Материальное   обеспечение:  Для   показа   упражнений   –   собака   Аза   (владелец

Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85–87.
5. Учебные вопросы и расчет времени:
а) Проверка задания – 20 мин.
б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» – 15 мин.
в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки – 15

мин.

г) Перерыв; выгуливание собак – 10 мин.
д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом,

посадка и укладка – 20 мин.

е) Проверка усвоения – 45 мин.
ж) Разбор занятия – 10 мин.
з) Задание – 5 мин.

Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5–10 мин.). После

этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого
инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию
инструктора   они   отходят   на   несколько   шагов   от   группы   и   вожатые   (согласно   заданию)
заставляют   своих   питомцев   выполнять   те   или   иные   упражнения.   При   этом   вожатые   не
ограничиваются   только   показом   работы,   но   и   разъясняют   методику   проработки   приемов
дрессировки.

После   проверки   задания   инструктор   сообщает   тему,   таль   и   порядок   проведения

очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого
приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..