ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 76

 

  Главная      Учебники - Разные     ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  74  75  76  77   ..

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Психобиология, этология и эволюция (Д. Мак-Фарленд) - часть 76

 

 

ем. Даже если второй вкус схож с первым, он не будет связываться с плохим 
самочувствием и не помешает выработке отвращения к предъявленному вначале 
веществу (Revusky, 1971).
Обычно, если крыса отравилась после предъявления незнакомого вкуса, между 
едой и заболеванием происходит мало событий (если они вообще происходят), 
которые обладали бы достаточной стимульной значимостью, чтобы 
ассоциироваться с болезнью. Однако дело обстоит иначе при обычной выработке 
условной реакции на экстероцептивный раздражитель. Ревуски (1971) полагает, что
в этих случаях допустимое отставание подкрепления очень непродолжительно, 
потому что при более длинном промежутке сигналами БР могут стать другие 
стимулы. Длительные интервалы возможны потому, что только вкусовые стимулы 
легко образуют связь с болезненным состоянием (у крыс), а с ударом тока может 
ассоциироваться множество стимулов. Когда в промежутке между поеданием 
вещества и последующим заболеванием предъявляется незнакомый вкус (стимул 
высокой значимости), ассоциация с первым веществом нарушается (Revusky, 1971; 
Kalat, Rozin, 1971). Предположение Ревуски в какой-то степени примиряет 
феномены выработки вкусового отвращения с принятой теорией научения, но 
трудности все же остаются. Так, например, птицы склонны связывать с 
последующим заболеванием зрительные характеристики пищи, а зрительных 
стимулов, которые могли бы помешать образованию таких связей, вероятно, 
довольно много.

18.6. Перспективы биологического и психологического подходов

Психологов часто обвиняют в том, что они преувеличивают сходство различных 
животных и слишком полагаются на опыты с лабораторными крысами и голубями. 
Многие этологи и некоторые психологи (например, Rozin, Kalat, 1972) считают, что
способности определенного вида животных к научению строго соответствуют его 
экологической нише. Такой взгляд может привести к предположению, что не 
существует общего процесса научения, присущего многим видам, и что 
способности данного вида к научению представляют собой комплекс 
специфических процессов. Так, например, мы видели, что процессы, связанные с 
выработкой избегания вредной пищи, по-видимому, в некоторых отношениях 
отличаются от процессов, традиционно изучаемых в лабораториях.
Некоторые типы научения, например научение пению у птиц и импринтинг у 
молодых животных (см. гл. 20), совершенно очевидно отличаются от 
ассоциативною научения, рассмотренного в гл. 17. Животное может быть заранее 
подготовлено эволюцией к тому, чтобы научаться определенным вещам в 
определенном возрасте.
Другие виды научения, например избегание вредной пищи, тоже считались 
биологическим приспособлением к образу жизни животного. Такая точка зрения 
является спорной, потому что при выработке пищевого отвращения можно 
проследить почти все традиционные механизмы образования УР (Revusky, 1977). 
Знание тою. какая пища вредна, а какая питательна, какой путь опасен, а какой 
безопасен, требует некоторой интеграции прогнозных связей между событиями в 
окружающей среде. Такое знание может быть запрограммировано генетически или 
приобретено путем научения.
Некоторые психологи, исследующие научение животных, пришли к выводу, что 
все типы научения в своей основе сходны, поскольку включают общую задачу 
распознавания причинных связей. Научение позволяет животному связывать 
причину со следствием и таким образом прогнозировать существенные для себя 
события. Прогнозные связи основаны на событиях в причинной цепи, свойства 
которой универсальны. События не происходят без причины и до причины. Мы 
воспринимаем эти соотношения как сами собой разумеющиеся, и следует 
предположить, что то же самое свойственно и животным. Лучшими указаниями на 
будущие события служат их причины, и животные, которые могут обнаруживать и 
узнавать
305

такие события, будут хорошо приспособлены к взаимодействию с важными 
всеобщими свойствами природы.
Исходя из этого, некоторые психологи (например, Dickinson, 1980) верят в 
«существование базисного ассоциативного механизма научения, общего для 
многих видов и предназначенного для обнаружения и хранения информации о 
причинных связях в окружающей животное среде». Это не отрицает существования
способов научения, присущих только определенному виду, или отсутствия у 
некоторых животных способности к тому или иному виду научения. Просто 
следует помнить,
что у большинства животных один аспект научения общий. Однако такая точка 
зрения отличается от прежних психологических подходов к научению своей 
биологической направленностью. Как будет показано в следующей главе, 
возникает вопрос, какие свойства причинных связей могут быть важны для 
животных. Этот вопрос упирается в проблему структуры и означает биологический
в своей основе поход к предмету. Интересный и, пожалуй, удивительный результат 
такого подхода состоит в том, что он ведет к когнитивному по сути взгляду на 
простое ассоциативное научение.

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1. Научение не обязательно создает эволюционное преимущество. В одних случаях 
оно запрограммировано эволюционно, являясь частью нормального развития, в 
других - происходит только при определенных обстоятельствах и только иногда 
представляет собой нечто новое.
2. Научение может быть ограничено природой связи между типом подкрепления и 
типом вырабатываемой реакции. Такие ограничения проявляются, например, при 
научении избеганию врагов и избеганию болезни.
3. Эти ограничения зависят также от значимости стимула. Иными словами, 
ассоциативная сила сигнала, имеющего определенное последствие, частично 
зависит от природы этого последствия.
4. Согласно биологическому взгляду на научение, эти ограничения прежде всего 
врожденные, тогда как психологический подход допускает, что для всех животных 
действуют одни и те же законы научения. В некоторых случаях эти два взгляда по-
разному объясняют одни и те же явления.

Рекомендуемая литература

Bolles R. С. (1970) Species-specific defense reactions and avoidance
learning, Psychological Review, 77, 32-48. Shettleworth S.J., (1972) Constraints on 
learning, Advances in the
Study of Behavior, 4, 1 -68.

19. Когнитивные аспекты научения

Большинство современных психологов признает существование целого спектра 
способностей к научению от простого научения у примитивных животных до 
когнитивных способностей человека. Задача состоит в том, чтобы определить, в 
какой степени они присущи определенному виду животных. Когнитивная 
деятельность включает в себя процессы научения и мышления, которые нельзя 
наблюдать непосредственно, но о которых часто свидетельствуют косвенные 
данные. Начнем с рассмотрения некоторых аспектов научения, которые нелегко 
объяснить с условнорефлекторных позиций.

19.1. Скрытые стороны условнорефлекторного процесса

Выработка павловского условного рефлекса традиционно рассматривается как 
наиболее механистический и наименее когнитивный вид научения. В самом деле, 
как мы видели, главной задачей бихевиористской школы психологов было 
объяснить поведение животных, не прибегая к скрытым - не важно, 
физиологическим или мыслительным - процессам. Таким образом, классическая 
выработка условного рефлекса часто использовалась для объяснения на первый 
взгляд когнитивных сторон сложного поведения (Rescorla. 1978). в то время как 
обратный ход рассуждения бихевиористами не принимался. Однако уже давно 
стало очевидно, что некоторые особенности классического условнорефлекторного 
поведения нелегко согласовать с бихевиористскими взглядами.
Когда УС присутствует совместно с БС, наблюдается усиление условных реакций 
на УС. Откуда мы можем знать, что эти реакции являются следствием 
экспериментально выработанной связи между УС и БС? Возможно, что сам УС 
вызывает определенные рефлексы, которые усиливаются действием БС. В 
некоторых случаях эти рефлексы могут быть похожи на вырабатываемый УР. Так, 
например, используемый в экспериментах по образованию мигательного УР у 
человека зрительный УС может сам по себе вызвать смыкание века. При выработке
эмоциональных УР любой новый стимул может вызвать эмоциональную реакцию, 
например кожно-гальваническую (изменение электропроводности кожи вследствие
активности потовых желез). Такое усиление УР посредством УС называется 
сенситизацией (Gormezano, 1966). Например, можно научить осьминога (Octopus 
vulgaris
) в лабораторном аквариуме выходить из своего укрытия для нападения на 
краба или на нейтральный стимул, связанный с пищей (рис. 19.1). Вероятность 
того, что осьминог нападет на нейтральный стимул, например на прикрепленный к 
стержню белый диск, возрастает, если незадолго перед тем животное получило 
корм, и снижается после слабого удара током. Такой эффект наблюдается даже в 
том случае, если осьминог получает пищу или удар током в своем укрытии, так что 
его нельзя объяснить положительным или отрицательным подкреплением 
нападения.
Не исключено, что БР может быть вызван не БС, а другими стимулами, даже если 
между ними нет заметной связи. Такое явление обычно называют 
псевдообусловливанием (Grether, 1938). Возможно, оно объясняется генерализацией
в от-

307

Рис. 19.1. Осьминог научается связывать два нейтральных стимула с пищей.

ношении стимулов, сходных с БС, или изменением внутреннего состояния 
животного под действием тока таким образом, что оно начинает избегать любого 
внешнего стимула. Это было показано у полихет (Evans, 1966) и осьминога (Young,
1960) и, по-видимому, является адаптивной формой поведения (Wells, 1968).
Психологи во время экспериментов обычно принимают меры предосторожности 
против сенситизации и псевдообусловливания (Mackintosch, 1974), но другие 
стороны условнорефлекторного процесса наблюдать нелегко, и объяснить их с 
бихевиористских позиций бывает трудно. Сюда относятся условные реакции на 
интероцептивные стимулы и на время.
Секреторные УР внутренних органов на внешние УС легко вырабатываются. Они 
могут возникнуть также в ответ на внутренние сигналы, такие, как изменения 
температуры тела, содержания сахара в крови и углекислого газа во вдыхаемом 
воздухе (Bykov, 1957). Такие интероцептивные условные рефлексы могут в 
принципе не отличаться от обычных классических, несмотря на то что они не 
всегда вызывают наблюдаемое поведение.
В простых опытах с условными рефлексами на время нет УС: БС предъявляется 
через фиксированные интервалы времени, и УР выражается в соответствующей 
периодической реакции (рис. 19.2). Такие опыты были проведены в лаборатории 
Павлова, а затем неоднократно модифицировались (Church, 1978; Richelle, Lejeune, 
1980). Самое естественное объяснение таких УР состоит в том, что чувство 
времени, основанное на неких внутренних часах, может действовать как стимул 
подобно любому внешнему раздражителю. Однако время лишено физических 
атрибутов, обычно связанных со стимулом, и явления, подобные внутренним 
часам, недоступны прямому наблюдению. По этим причинам такое простое 
объяснение не удовлетворило бихевиористов, и они предприняли много попыток 
объяснить УР на время как поведение, опосредующее внешнюю стимуляцию. Но 
теперь считается, что животные действительно обладают внутренними часами и 
способны к научению на основе временных стимулов. Получены убедительные 
данные о том, что внутренние часы идут с определенной скоростью и что животное
мо-
308

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  74  75  76  77   ..