Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 16

 

 

бы собаке лизать ему лицо и руки, не играл бы никогда с чужими собаками. Необходима
предварительная подготовка малышей родителями. И если за одним ребенком нужен глаз да
глаз, то за двумя детьми нужно особо тщательное наблюдение! Конечно, с той разницей, что
ребенок вырастает, а собака на всю жизнь остается ребенком.

Собака может стать и приятелем, утешающим в горе: ведь даже в самых благополучных

семьях у любящих родителей бывают конфликты с детьми, когда чадо получает заслуженный
выговор или даже шлепок. И, даже сознавая справедливость наказания, тем не менее как
бывает хорошо выплакаться все понимающему четвероногому другу! Эти качества собаки
особенно ценят подростки, как считают психологи.

Вне   семьи,   в  детском   коллективе,   собака   способна   выполнять   роль   посредника   при

общении   боязливых   и   робких   детей,   плохо   контактирующих   со   своими   сверстниками.
Наконец, в тех семьях, где дети по тем или иным причинам вынуждены оставаться одни, без
взрослых,   особенно   по   вечерам,   собака   в   доме   помогает   ребенку   без   страха   переносить
одиночество, а в случае необходимости может и защитить.

Западногерманский журнал «Хунде» писал в конце 1984 года в статье «Дети и собаки»,

что   владение   собакой   также   позволяет   ребенку   проявить   себя   в   роли   старшего   хозяина
доверившегося ему живого существа, научить его повиноваться. Благодаря этому в ребенке
появляется уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Общепризнанно, что
владение собакой существенно обогащает и духовный мир ребенка.

Появление в доме щенка сразу смещает центр внутрисемейного притяжения, как бы

дробит   его   на   равные   или   даже   неравные   части:   щенок   быстро   становится   главным
любимцем. И это не дает развиваться детскому эгоцентризму.

В общении детей и собак я заметил удивительный аспект. Часто можно встретить на

прогулке с собаками девочек лет десяти — пятнадцати. Обычно это девочки, у которых нет
сестрички   или   брата.   Но   есть   большая   потребность   любить   существо   меньше   себя,
заботиться   о   нем,   воспитывать;   действует   могучий   инстинкт   материнства.   Кукол   им
недостаточно. Собака для девочки-подростка превращается в необходимое промежуточное
звено между неодушевленной игрушкой и будущим собственным ребенком. К сожалению,
этот ребенок нередко бывает единственным…

Есть люди, которые активно ненавидят собак. Они стремятся высказать отрицательное

мнение по поводу хозяев, которые выгуливают своих любимцев на поводках и без оных, с
намордниками   или   с   высунутыми   розовыми   языками.   Они   даже   могут   ударить   собаку,
бросить в нее камнем, рассыпать в траве отраву. Среди них, к сожалению, много пожилых
людей. Вероятно, в детстве у них никогда не было собаки. А может быть, не было и самого
детства…

Собака   для   ребенка   —   это   не   просто   хорошо,   это   необходимо.   При   соблюдении,

конечно, гигиены и осторожности при контактах с животным. Если ребенок провел свое
раннее детство без собаки, считает К. Лоренц, исходя из своих наблюдений, значит, ему не
повезло.

Педро Вильявисен-сио. «Опрокинувшаяся корзина с яблоками». (Мальчик с двумя

собаками). 

Действительно,   ребенок,   у   которого   есть   собака,   обычно   чаще   бывает   на   воздухе,

больше   занимается   физическими   упражнениями,   меньше   болеет,   психика   его   более
устойчива.

В   учебнике   собаководства   «Служебная   собака»,   изданном   в   Москве   Издательством

ДОСААФ,   говорится:   давно   замечено,   что   при   работе   со   служебной   собакой   у   человека
вырабатываются наблюдательность,  выдержка,  настойчивость,  умение  ориентироваться на
местности и другие полезные качества. Вот почему служебное собаководство имеет большое
воспитательное значение.

Дети — активные зрители на всех выставках собак. 

Хорошо сказали авторы книги «Наши верные друзья» А.М. Чельцов-Бебутов и Н.Н.

Немнонов:

«Всех   наших   четвероногих   друзей   отличают   черты   высокой   преданности   своему   хозяину;

чувство искренней привязанности к человеку-другу. И если человек платит своей собаке тем же,
между   ними   возникают   особого   рода   чувства,   особого   рода   отношения,   синтезирующие   в   себе
любовь, верность и дружбу; отношения, разорвать которые в состоянии только смерть.
 

Эти чувства, хорошо знакомые каждому любителю-собаководу, облагораживают не только

собаку.   В   самом   человеке   они   развивают,   а   порой   и   пробуждают   впервые   черты   гуманизма,
способность поступиться частью своего досуга, сна, лакомым куском ради другого, бессловесного
существа;   они   развивают   организованность,   заставляют   быть   внимательным,   заботливым,
чутким;   искореняют   зачатки   эгоизма.   Особенно   заметно   влияние   этих   отношений   на   детей   и
подростков.   Юный   воспитатель   собаки   сам   воспитывается   в   ходе   обучения   своего   питомца,   в
радостных и хлопотных заботах о нем.
 

Сторицей платят нам за это наши четвероногие друзья! В определенной степени собака —

воспитатель человека». 

Того же мнения придерживаются и чехословацкие кинологи Й. Нейман и Й. Новотны. В

своей книге «Атлас пород собак» они пишут:

«В семьях, где имеются дети, собака помогает формировать их характер, прививать любовь ко

всему живому, облагораживает их душу и помогает подавлять свойственный детям эгоизм».

Палех. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина. 

Во время пребывания в Советском Союзе в 1985 году английского писателя, большого

друга животных Джералда Даррелла ему был задан вопрос: «Что бы вы пожелали миллионам
юных натуралистов — тем, кто любит природу, кто содержит дома различных животных?»

«Очень важно помнить, когда вы общаетесь с животными, что они чувствуют то же

самое, что и вы, — ответил он. — Нужно быть с ними добрыми, проявлять заботу. Помните:
мы в ответе за любое живое существо, которое взяли на воспитание».

Американский врач Б. Джонс установила путем опроса детей, что подростки обычно

более   привязаны   к   своим   собакам,   чем   маленькие   дети   5—6   лет.   Почему?   Один   из
подростков ответил на этот вопрос так: «Мой пес для меня единственная радость. Он никогда
не обижает и не расстраивает меня. Не то что мои родители!»

Джонс беседовала также с детьми в возрасте от 5 до 11 лет, живущими в сельской

местности и имеющими дело с лошадьми. Она задавала им один и тот же вопрос: «За что вы

любите свою лошадь?» Результаты исследования показали, что главное во взаимоотношениях
сельских  детей   с  лошадьми  —  возможность  почувствовать  себя  ответственным  за   живое
существо, да еще такое красивое, сильное и умное, как лошадь. Ведь, нуждаясь в помощи и
уходе ребенка, животное позволяет ему почувствовать себя взрослее и самостоятельнее. То
же, очевидно, проявляется и при контактах детей с собаками.

Конечно,  не  следует  полагать, будто,  обеспечив ребенка  собакой,  кошкой  или иным

домашним   животным,   родители   могут   сложить   с   себя   все   заботы   по   воспитанию   в   нем
доброты, заботливости, справедливости и пустить это важное дело на самотек, перепоручить
его нашим «братьям меньшим».

Некоторые родители опасаются, как бы собака не покусала ребенка. К. Лоренц писал в

своей книге «Человек находит друга»: «Бояться, что собака причинит вред ребенку, нелепо;
наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить
их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться». И в то же
время нельзя полностью согласиться с мнением Лоренца. Осторожность следует соблюдать
всегда,   у   собаки   (она   ведь   живое   существо)   тоже   могут   быть   отклонения   от   нормы,
вызванные   какими-либо   особыми   обстоятельствами,   в   частности   испугом.   Мне   известен
прискорбный случай, когда наидобродушнейший и архивоспитанный спаниель на прогулке
укусил малыша: тот гавкнул на собаку, а она испугалась…

Может ли пес загрызть человека, в частности ребенка? Может, конечно, если животное

специально этому обучать. Но в данном случае зверями считать следует отнюдь не собак…

Было   и   такое:   терьер,   баловень   бездетной   семьи,   после   рождения   младенца   вдруг

посажен на цепь. При первом же удобном случае, сорвавшись с цепи, пес прыгнул в коляску,
стал   кусать   малыша   —   «причину»   своей   несправедливой   опалы.   Но   и   в   данном   случае
виновато не животное. Терьер был оскорблен, и его снедала ревность, к которой все собаки
весьма склонны. Попробуйте в присутствии своей собачки погладить чужую и сказать: какая
та красивая, умная и лучшая на свете!

Ласкать   в   присутствии   своей   собаки   чужого   пса   —   все   равно   что   целовать

постороннюю женщину в присутствии собственной жены. Ревность рождает многие беды,
как в человеческом обществе, так и у собак.

…У   одного   моего   знакомого   живет   немецкая   овчарка   Руслан,   уже   немолодой   и,

конечно,   очень   воспитанный,   отменно   умный   пес.   Но   необычайно   ревнивый   —   своему
хозяину он не позволяет хвалить никого и ничто, даже предметы неодушевленные.

Вот   типичная   для   «ревнивца»   сцена.   Пес   сладко   спит   после   часовой   прогулки   и

сытного завтрака. Во сне он всхрапывает и посвистывает носом. Но стоит хозяину сказать
пару раз: «Какая хорошая книжка! Книжка очень хорошая!», как Руслан тут же вскакивает,
рыча бросается к нему и возмущенно лает: хорошим может быть только он, и ничто, и никто
более!

Что   же   касается   существ   одушевленных   —   сына,   скажем,   или   жены,   то   моему

знакомому не дозволяется не только хвалить их, но даже гладить и обнимать. Если его брат с
женой вдруг вместе удаляются в другую комнату или на кухню, Руслан следует за ними и
подозрительно   посматривает:   не   начнут   ли   они   вдруг   целоваться.   Если   паче   чаяния   это
«безобразие»   происходит,   то   пес   бросается   между   ними,   становится   на   задние   лапы,
отталкивает, оглушительно, возмущенно лает. Но не злобно — элемент игры сохраняется;
однако ревность проявляется самым наглядным образом.

Зачастую перед родителями, желающими приобщить своего ребенка к природе, дать

ему   почувствовать   персональную   ответственность   за   маленькое   живое   существо,   встает
сложный вопрос: какое животное выбрать? Как соотнести выбор с возрастом ребенка так,
чтобы тот смог ухаживать за животным, быть с ним в контакте?

Журнал   «Наука   и   жизнь»,   желая   помочь   читателям   в   этом   вопросе,   опубликовал

специальную таблицу, которая, бесспорно, представляет интерес.

Хотя   эти   советы   носят   сугубо   рекомендательный   характер,   на   мой   взгляд,   это

продуманная и полезная таблица. Многое зависит от уровня развития ребенка, от домашних
условий и даже от того, в какой местности живет семья — в городской или сельской, где дети
с раннего возраста имеют возможность общаться с разными домашними животными.

В   таблице   не   случайно   указана   продолжительность   жизни   животных.   Это   важно   в

выборе питомца, потому что смерть животного, ставшего настоящим другом семьи, наносит
порой тяжелую травму не только детям, но и взрослым.

Собаки каких пород лучше всего относятся к детям? Специалисты считают, что для

детей в возрасте 9—10 лет (а именно в этом возрасте ребенок вполне «созревает» для собаки)
в роли товарища и защитника более всего выступают боксеры, колли, сенбернары, бигли,
ньюфаундленды,   шнауцеры   и   жесткошерстные   таксы.   Они   отличаются   сильным   и
устойчивым типом нервной системы, верны, понятливы, любят детей.

Например,   шотландская   овчарка   колли   —   прирожденная   нянька.   Колли   Лесси   из

одноименного американского многосерийного телефильма полюбили миллионы зрителей —
детей и взрослых — в различных странах мира, в том числе и в нашей стране. Шотландская
овчарка — наиболее распространенная порода английских пастушеских собак. В XVIII веке
собаку   этой   породы   вместе   с   черноголовыми   овцами   колли   завезли   в   Шотландию   с
континента; первоначально овчарку называли «колли дог» — «коллина собака»; ныне же —
просто «колли».

Шотландская   овчарка   —   умная   и   хорошо   поддающаяся   разнообразной   дрессировке

собака. Высокий интеллект и красивая, импозантная внешность колли сделали ее любимой
комнатной   собакой   многих   людей.   Она   очень   привязывается   к   семье   своих   владельцев,
хорошо  охраняет дом и нежно  любит детей. Скажем, на даче, если ее заботам  поручить
малыша, собака не допустит, чтобы тот выполз на дорогу, свалился в яму или стал объектом
нападения какого-либо животного, будь то бродячий пес, свинья или даже змея.

Как  комнатная,   квартирная  собака  колли,  конечно,  на   любителя:   ее  длинная   шерсть

требует тщательного ухода, а масса собаки, доходящая до 25—29 килограммов, говорит сама
за себя: животное требует уже значительного количества корма.

«Лучший   друг   человека»   —   книга   о   собаках,   выпущенная   Национальным

географическим обществом США, сообщает: ныне в Соединенных Штатах содержат собак
более 18 миллионов семей. Причем прежде всего ради детей.

«В моем детстве у нас была рыжая беспородная собачонка. Звали ее Дружок. Она и в самом

деле была другом. Бежала рядом, когда я катался по Сокольникам на велосипеде. 

Плавала со мной, когда я купался в реке или в пруду. Ходила с нами по грибы. 
Когда я вспоминаю мои детские годы, то в воспоминаниях этих всегда со мной Дружок. 
Сейчас мне уже больше восьмидесяти лет, но, когда я возвращаюсь с работы домой, меня

всегда встречает собака. Встречает так радостно, будто мы с ней год не виделись. И прежде чем
сесть   за   обеденный   или   письменный   стол,   я   непременно   должен   повозиться   с   ней.   Потискать
хорошенько. Это удивительно хорошо. Снимает всякую усталость и повышает настроение. Мне
было бы скучнее жить без ежедневной порции «собачьего счастья».
 

Если только ваши бытовые условия позволяют, пусть у ваших ребят будет собака». 
С. ОБРАЗЦОВ, народный артист СССР. 

В   нашей   стране   придается   большое   значение   участию   детей   в   воспитании   и

дрессировке   собак.   С   этой   целью   во   многих   городах   созданы   специальные   клубы   юных
любителей собаководства. Здесь дети с дошкольного возраста могут получить на воспитание
породистых щенков и заниматься их дрессировкой под руководством опытных инструкторов-
дрессировщиков. Можно, конечно, прийти в клуб и со своей собакой, причем не обязательно
породистой. Любая собака готова стать нашим другом!

Обложка польского журнала «Здоровье». 

Обратите внимание: сочетание трех понятий — ребенок, собака и здоровье — явно не

случайно здесь у наших польских друзей. 

При Московском дворце пионеров функционирует кружок юных собаководов; питомцы

этого кружка с успехом выступают на ежегодных выставках собак в Москве — крупнейших в
Советском   Союзе   экспозициях   собак.   Доброй   славой   пользуется   клуб   юных   собаководов
(КЮС) Новосибирска. Здесь готовятся не только служебные собаки для охраны границы и
караульно-розыскной службы, но и проводники для инвалидов по зрению.

Вот   один   пример,   о   котором   рассказывал   главный   редактор   журнала   «Советский

школьник» В.А. Глебов на страницах ежемесячника «Юный натуралист» в октябре 1985 года:
«Чутким и добрым мальчишкам и девчонкам говорят спасибо попавшие в беду люди. И среди
счастливых   владельцев   воспитанников   новосибирского   КЮСа   Ар-вид   Янович   Бароне   —
ветеран партии, войны и труда, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового
Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многих медалей. Ему

семьдесят   лет.   Можно   было   бы   и   отдохнуть.   Но   боевой   комиссар   колхоза   «Пампали»
Салдусского  района   Латвийской   ССР,   много  лет   проработавший   секретарем   парткома,   не
хочет оставаться в стороне от общенародных дел. Каждый день ждут его то в правлении
колхоза, то в сельсовете, то в парткоме. И на полевом стане в горячую страдную пору надо
побывать   —   провести   политинформацию,   побеседовать   с   людьми.   Но   вот   беда   —   не
добраться одному, без сопровождающего. А отрывать кого-то от работы неудобно. В колхозе
каждый человек на счету.

— А теперь я снова на коне, — говорит Арвид Янович. Он улыбается и ласково треплет

по пушистой гриве своего красавца колли. — С такой собакой я опять как зрячий.

И   мне   вспоминаются   слова   из   письма   группы   инвалидов   Великой   Отечественной

войны, присланного в школу по подготовке собак-проводников:

«Мы потеряли зрение на поле боя. Лечились в госпиталях, но медицина оказалась бессильна

помочь нам. А вы сотворили такое чудо…»

Дома же, в семье, ни в коем случае все заботы о собаке нельзя полностью доверять

ребенку, особенно маленькому, 6—12-летнему. Дрессировка животного — это прежде всего
дело инструкторов или родителей, равно как и постоянный контроль за взаимоотношениями
собаки   и   ребенка.   В   частности,   необходимо   следить,   чтобы   дружба   между   животным   и
малышом не переходила в стадию взаимного облизывания и вылизывании.

Дети, особенно мальчики, бывают иногда жестоки, прежде всего к животным. Общение

с   собакой   при   разумном,   разумеется,   руководстве   —   важная   составная   часть   воспитания
растущего   человека,   который   с   малых   лет   приучается   быть   добрым,   отзывчивым,
человечным.   Присутствие   собаки   в   доме   благотворно   действует   на   ребенка   во   многих
отношениях: он приучается ухаживать за животным, справедливо относиться к нему, нести
определенную долю ответственности за воспитание и дрессировку.

Забег. Кто придет первым? 

На выставке собак наши четвероногие друзья охотно присутствуют и в качестве

внимательных зрителей. 

В некоторых индустриально развитых странах среди детей и подростков в последнее

время стало наблюдаться стремление к немотивированным актам насилия и вандализма. По
мнению психологов, одна из важнейших причин этого опасного явления — сужение круга
интересов поколения, растущего в отрыве от природы в крупных городах и промышленных
центрах.

В   Японии,   например,   министерство   просвещения   в   1986   году   провело   опрос   среди

учащихся начальной школы. В вопроснике, который был предложен 15 тысячам учеников,
фигурируют,   в   частности,   такие   вопросы:   как   часто   вы   ловите   руками   стрекоз,
вскарабкиваетесь  ли   на   дерево,   ходите   ли   босиком   по   траве,   воспитываете   ли   домашних
животных, прежде всего собак.

Вопросник японских педагогов, как говорится, не нуждается в комментариях!
Возможно, вы категорически против собаки. А ребенок просит, наконец, требует щенка.

Что   тогда?   Конечно,   нельзя   потакать   капризам   ребенка.   И   если   вам   кажется,   что   он
недостаточно тверд в своем желании, предложите ему, например, рыбок в аквариуме или
попугайчиков: с ними, прямо скажем, забот меньше, чем с собакой. И, только убедившись,
что от судьбы не уйдешь, соглашайтесь на собаку.

Парад-алле! 

Выставка собак —   это  не только важное кинологическое мероприятие по селекции

лучших представителей пород, но и красивое зрелище, всегда привлекающее много зрителей:
и   детей,   и   взрослых.   Демонстрация   собак   на   выставке   зачастую   сопровождается
выступлением артистов цирка и клоунадой.
 

Другой   вариант:   вдруг   (а   беда   всегда   бывает   вдруг)   ребенок   притащит   в   дом

приблудного   кутенка   или   даже   взрослую   бродячую   собаку.   Беспородную,   несчастную,
блохастую,   в   болячках   и   наверняка   зараженную   глистами.   Одним   словом,   подзаборную
шавку, дворнягу, кабысдоха…

«Если   оставить   в   стороне   узкоспециальные   качества,   культивируемые   в   породах   для

некоторых   практических   надобностей,   а   также   вкусовые   пристрастия   людей,   например,   к
спаниельным ушам или к бороде скоч-терьера, то можно утверждать, что беспородные собаки
оправдывают   свое   назначение,   выполняют   свои   задачи,   несут   свою   службу   ничуть   не   хуже
породистых.   Эти   псы   демонстрируют   неожиданные   и   удивительные   сочетания   разнообразных
качеств в психической организации и во внешнем облике. Среди них встречаются интереснейшие
«собачьи личности», которые показывают чудеса преданности человеку и чудеса дрессировки».
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..