Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 14

 

 

«Самая   злая   неправда   о   природе   бывает   от   самомнения   плохо   образованного   человека:   он

ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверушками и оттого спешит
объяснить их жизнь по себе — человеку…»

Другой   русский   писатель,   И.С.   Тургенев,   большой   любитель   псовой   охоты,   об   уме

четвероногих   своих   друзей   был   весьма   высокого   мнения,   признавая   за   ними   немалые
духовные качества. В «Записках охотника», характеризуя собак или описывая их поведение,
он то и дело использует такие выражения: «собака с достоинством зарычала»; «принужденно
улыбающийся  пес»;  «униженно  виляет   хвостом  и   выражает   смущение   на  лице»;  «собака
смотрела с признательной гордостью»; «глубоко оскорбленный пес»…

Валентин Серов. «Портрет Юсуповой». Русский музей. Ленинград. 

Он же отмечал, что русские помещики хоронили любимых собак и даже ставили им

памятники. А вот о борзых писатель отзывался нелестно, считая, что все они «чрезвычайно
глупы»…

Ирландский, или красный, сеттер отличается не только импозантной внешностью, но

также  и сметливым умом, «интеллигентностью», незаурядной сообразительностью. 

Большой вклад в развитие породы внесли русские кинологи — наша страна фактически

стала второй родиной этой замечательной собаки. 

Зачастую можно слышать упреки в том, что некоторые, дескать, одухотворяют собаку,

других животных. А что в этом плохого? Одухотворение природы и ее созданий обогащает и
облагораживает человека, оно не отвлеченно и не бесплодно, оно — акт гуманности, приятие
всего живого как космически родственного.

Однажды мне случилось быть на лекции замечательного Советского ученого, одного из

создателей   современной   нейрофизиологии,   академика   Н.П.   Бехтеревой   —   внучки   В.М.
Бехтерева, всемирно известного русского психиатра.

Рассказывая о работе по изучению человеческого мозга, она высказалась и в отношении

«разума» животных.

«Несомненно, животные думают, — сказала Н.П. Бехтерева, — только не могут нам рассказать

свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления — речевой. Той,
которую развил человек в своей эволюции от нашего общего животного предка. Если бы у него не
был так хорошо развит мозг, мы тоже не умели бы ни любить, ни ненавидеть, ни принимать решений,
ни предвидеть событий. Мы вообще — закономерная часть природы. Нельзя нас от нее отделить.
Доказательства   того,   что   звери   думают,   получены   современными   исследователями.   В   частности,
Конрадом Лоренцом. У нас в Советском Союзе много переводят его книг. Он четко показал, как
близки нам «братья меньшие». И этим никак нас не принизил…»

Легавые. 

Правда, в прошлом ученые весьма неохотно признавали за животными те или иные

интеллектуальные способности. Вряд ли можно предполагать, что животные осознают то,
что они делают, считали многие психологи.

По существу большинство ученых не достигло согласия именно в вопросе о том, что

следует понимать под словом «интеллект». Профессор Л.А. Корев утверждает:

«Интеллект   в   некоторой   степени   можно   определить   как   видовое   свойство.   Например,   если

считать интеллектом способность к эхолокации, то он очень высок у дельфинов и низок у людей».

Одни ученые убеждены, что животные не только способны думать, но и могут мыслить

так же, как это делаем мы, хотя, возможно, этот процесс у них протекает несколько иначе,
чем   у   человека.   Противоположной   точки   зрения   придерживаются   другие   исследователи,
рассматривающие животных просто как живых роботов. Среди них есть и такие, кто считает,
что интеллект связан с генетической адаптацией, с естественным отбором или способностью
к   выживанию.   Учеными   проводятся   многочисленные   эксперименты,   направленные   на
отыскание   крупиц   разума   у   животных.   Но   вот   что   любопытно   —   шимпанзе,   долго
общающиеся с человеком, оказываются более интеллигентными и творческими натурами по
сравнению   со   своими   дикими   собратьями,   ибо   в   процессе   общения   с   учеными-
экспериментаторами им приходилось решать трудные задачи и постоянно вступать в контакт
с разумом человека.

А что же тогда говорить о собаках? Ведь они неотделимы от человека, от тех условий, в

которых люди живут, особенно в городе…

На   мой   взгляд,   следует   четко   разграничить   две   сферы:   не   инстинктивные   действия

животных   в   природе   и   их   «разумное»   поведение   как   результат   дрессировки   или   иного
воздействия, присутствия человека.

В   последнем   случае   можно   добиться   просто   ошеломляющих   результатов.   Известны

фантастические успехи в дрессировке животных, достигнутые В.Л. Дуровым.

«До   последнего   времени   наличие   второй   сигнальной   системы   —   базы   мыслительной

деятельности   —  у   животных   отрицалось,   отрицалась   возможность   у   них   даже   примитивного
мышления.   Так   считали   и,   к   сожалению,   продолжают   считать   многие   зоологи.   Однако   люди,
имевшие дело с животными не в условиях вивария, а в условиях, для них адекватных, — охотники,
пограничники, милиционеры, охранники, путешественники, просто люди, в доме у которых живут
собаки, кошки, птицы. Знают, что эти животные способны не только на глубокую преданность,
истоки которой лежат в их высокой эмоциональности, но и на чрезвычайно разумные поступки,
которые основаны на элементах мышления».
 

К.   СЕМЕНОВА,   профессор,   председатель   секции   охраны   животных   Всероссийского

общества охраны природы 

Известный полярный исследователь Руаль Амундсен считал:

«Трудно найти животное,   в большей  степени умеющее  выражать свои  чувства,   чем   собака.

Радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести — все это можно прочесть в ее глазах. Мы,
люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может
быть, это правда. Но загляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что в человеческих. В
сущности у собак определенно есть то, что мы называем душой».

Большой   любитель   и   знаток   собак,   русский   писатель   А.И.   Куприн   утверждал,   что

крупные добрые собаки бывают умнее и лучше иных людей. «Ты когда-нибудь обращала
внимание,   Машенька,   как   смеются   собаки? —   говорил   он   своей   жене   Марии. —   Одни,
словно   благовоспитанные   люди,   только   вежливо   улыбаются,   слегка   растягивая   губы.   Но
большие добродушные умные псы смеются откровенно — во весь рот, видны зубы, десны,
влажный розовый язык. А как весело, умело и осторожно они играют с детьми! Собаки
чувствуют, когда человек любит их и безбоязненно подходит к ним».

Дратхаар — немецкая легавая 

Писатель   считал   общение   с   собакой   непременной   частицей   сложной   мозаики

человеческого счастья.

Отрицательно относился А.И. Куприн только к догам, считая их глупыми, злыми и

непривязчивыми собаками. Дело вкуса? Не знаю, на мой взгляд, и среди догов немало очень
интеллигентных индивидуумов, понятливых, добрых и любящих людей.

Известный знаток собак и охотничьего дела Л.П. Сабанеев на первое место по смекалке

ставил охотничьих собак. В своем «Календаре природы» он писал:

«Есть   собаки   умные,   сметливые,   веселые…   и   дуры   набитые,   понурые   флегмы,   никогда   не

приобретающие сметки».

Иногда   собака   ведет   себя   даже   умнее   человека.   Видели   ли   вы   когда-нибудь,   чтобы

собака   часами   лежала   под   солнечными   лучами,   как   отпускники   на   южных   пляжах?   Нет,
конечно. Во-первых, собака знает, что не загорит, да и ни к чему ей этот загар. Во-вторых же,
и   это   самое   главное,   животные,   причем   не   только   собаки,   явно   чувствуют:   избыточная
солнечная радиация вредна, прямые солнечные лучи опасны.

Ну, а если говорить серьезно, то мне хотелось бы закончить главу словами охотника

Дерсу Узала, человека, который ощущал себя частью природы:

«Его все равно люди. Только рубашка другой. Обмани — понимай, сердись — понимай, кругом

понимай! Все равно люди…»

Со всеми воинскими почестями

Право на кусок мяса

…Как-то в жаркий летний день, взяв с собой надлежащую тару и прихватив чау-чау

Тамерлана,   красивого,   ухоженного   рыжего   кобеля   с   доброй,   улыбчивой   физиономией,   я
отправился за квасом. У квасного бочонка, где маялась очередь, я привязал пса к дереву и
встал   крайним.   Или,   по-московски,   последним.   Конечно,   на   собаку   мою   сразу   обратили
внимание, как уже было не раз.

Стоявшая впереди старушка, седая, скромно одетая, сказала:
— Спасибо вам, что вы есть, собачки, голуби, кошки! Без вас трудно было бы нам жить!
Она с улыбкой смотрела на пса, сидящего на зеленой траве лужайки.
— Вот   уж! —   возмутилась   стоявшая   впереди   полная   женщина,   явно

переусердствовавшая   желтым   металлом   на   всех   видных   местах. —   Собаки   все   мясо
сжирают! Развели их видимо-невидимо!

Очередь протестующе загудела.
— Глупости говорите, женщина! — возразила старушка.
— Вас послушать, так все живое надо истребить!
— Не в этом дело! — вмешался моложавого вида мужчина, имеющий знаки отличия

ветерана Великой Отечественной войны на лацкане пиджака. — Не будь собак, сколько бы
еще   наших   людей   погибло   в  войну!   Меня   вот   самого   собака   спасла   санитарная,   когда   я
раненый в сорок первом году замерзал в поле под Истрой. Нашла в снегу, и согрела, и людей
привела! Да что там говорить! А сколько танков немецких подорвали наши собачки? За одно
это мы всех их должны как лучших друзей любить!

Одним словом, подавляющее большинство граждан отстояло право моего пса на кусок

мяса   в   день.   Тем   более   что   это   мясо   я   покупаю   на   собственные   деньги   и   при   этом,
разумеется, в чем-то себе отказываю.

Героические   наши   друзья   —   собаки   только   за   последние   двести   лет   спасли   жизнь

многим   десяткам   тысяч   людей.   Особую   славу   во   всем   мире   в   этом   качестве   завоевали
сенбернары, огромные добрые животные.

Название   породы   «сенбернар»   связывают   с   названием   высокогорного   перевала   —

Большой Сен-Бернар в Швейцарских Альпах. Через этот перевал более двадцати веков назад
была проложена дорога, соединившая Италию с северной частью Европы. Перевал Большой
Сен-Бернар,   который   древние   римляне   называли   Суммус   Поенникус,   давно   пользовался
дурной славой: зима здесь длится 8—9 месяцев в году, морозы достигают 34°C, в это время
чуть ли не каждый день — бури, туманы, метели, обильные снегопады, сходы лавин.

Еще тысячу лет назад безопасный переход через «перевал смерти» был возможен лишь

2—2,5 месяца в году в летнее время. Впоследствии на перевале был сооружен монастырь —
приют   для   странников,   а   его   обитателям   —   монахам-августинцам   —   было   вменено   в
обязанность  оказывать  путникам  гостеприимство  и  выручать  из  беды  заблудившихся или
терпящих бедствие людей. Но спасти удавалось немногих — ежегодно на перевале погибали
десятки   путешественников:   в   предательских   расселинах,   засыпанных   снегом,   в   снежных
бурях, в стремительно несущихся лавинах.

Количество   жертв   значительно   уменьшилось   (точнее,   возросло   число   спасенных)   с

середины XVII века, когда монахи-горноспасатели стали держать и разводить гигантских
собак, использовать их для розыска терпящих бедствие людей. Похожая на сенбернара собака
красуется на картине итальянского художника Сальватора Роза, изображающей альпийский
горный пейзаж. Датирована картина 1660 годом.

Сенбернары   спасли   около   2500   человек.   Особой   известностью   пользовался   пес   по

кличке Барри. Он спас от верной гибели сорок человек. На кладбище собак в Париже был
сооружен памятник псу-герою. Но сенбернар Барри на парижском памятнике совершенно не
похож на себя. Ничего общего с действительностью не имеет и надпись на памятнике:

«Барри, сенбернар. Спас жизнь сорока людей. Был убит сорок первым».

Это   не   так.   Барри   трудился   на   Большом   Сен-Бернаре   с   1800   по   1812   год,   а   потом

состарился,   стал   непригодным   для   службы   горноспасателя.   Тогда   настоятель   монастыря
отправил его в Берн. Город кормил пса до самой его смерти. Чучело Барри и по сей день
можно видеть в Зоологическом музее в Берне.

И поныне многих альпийских сенбернаров нарекают Барри — в честь славного пса-

горноспасателя.   Ибо   даже   с   появлением   современных   дорог   в   горах   необходимость   в
альпийских собаках отнюдь не уменьшилась: возросло количество туристов, альпинистов. Но
горы   есть   горы:   только   в   Западных   Альпах   в   1987   году   погибло   40   человек,   более   100
получили тяжелые травмы…

И монахи монастыря на перевале Большой Сен-Бернар по-прежнему выходят со своими

чудо-собаками на тропу, чтобы успеть прийти на помощь людям. Каждая собака, приветливо
махая хвостом, тащит на мощной шее под горлом бочонок рома — такова традиция…

Приятно видеть на фоне современной городской архитектуры красивое доброе

существо, с которым человек бок о бок прошел путь многих тысячелетий. 

В условиях города собака может оказывать благотворное воздействие не только на

своего хозяина и его домочадцев, но и на тех многих, кто видит на асфальтовой коросте
среди серых бетонных коробок зданий, в лязге железа и дымной копоти автомашин красивое
доброе существо, самого близкого нам сопланетянина.
 

Во многих странах горноспасательные службы тоже взяли на вооружение сенбернаров

или   овчарок.   Собаки   доказали,   что   при   спасении   людей   в   горах   они   могут   добиваться
исключительных результатов: при безветренной погоде способны учуять человека за 250—
300 метров, найти засыпанного лавиной под трехметровой толщей слежавшегося снега.

Приступили к использованию лавинных собак и горноспасательные службы у нас на

Кавказе.   На   документальном   материале   снят   фильм   киностудии   «Мосфильм»   «Где   ты,
Багира?», рассказывающий о спасении сенбернаром Багирой в горах Кавказа группы ученых
и ребенка.

Это о них сказал поэт Андрей Вознесенский:

«Из всех людей или собак сенбернары ближе к небесам…»

Отлично   показали   себя   собаки   также   при   розыске   людей,   погребенных   во   время

землетрясений. Так, в неимоверно тяжелых условиях успешно работали спасательные собаки
в   сентябре   1985   года   в   Мехико,   сильно   пострадавшем   от   подземных   толчков.   Тысячи
спасателей   раскапывали   развалины,   руководствуясь   «показаниями»   специально
тренированных   немецких   овчарок,   которые   прибыли   в   столицу   Мексики   из   Франции,
Швейцарии   и   Голландии   самолетами.   Собаки   работали,   рискуя   жизнью:   около   десятка
животных погребены под обломками зданий. Но с их помощью удалось спасти несколько сот
засыпанных под развалинами мексиканцев.

Как свидетельствует эта арабская почтовая марка, слава сенбернаров, величественных

и добродушных, заботливо-снисходительных к проказам детей и слабостям взрослых,

распространилась и в те края, где нет ни гор, ни снегов, ни ледников. 

А в начале 1986 года во французском городе Дрё, что западнее Парижа, состоялась

необычная   церемония.   Немецкую   овчарку   по   кличке   Урик,   находящуюся   на   службе
военизированной пожарной охраны города, произвели… в ефрейторы. В присутствии всего
личного состава подразделения ошейник этой собаки, которая принимала участие в спасении
жертв  землетрясения  в  Мехико,  был  украшен  соответствующими  знаками  различия   Урик
обнаружил   и   помог   спасти   десятки   людей,   заживо   погребенных   под   развалинами
мексиканской столицы.

«Мы на упряжках раненых спасали…»

Исключительного   размаха   достигло   применение   боевых   служебных   собак   в   период

первой   и   второй   мировых   войн.   Семьдесят   тысяч   собак   в   годы   Великой   Отечественной
войны прошли рядом с нашими солдатами славный боевой путь от окраин Москвы и берегов
Волги   до   Берлина   и   Эльбы.   Только   из   Московского   городского   клуба   служебного
собаководства   на   фронт   направлено   было   около   шести   тысяч   четвероногих   «воинов»   —
подносчиков боеприпасов, подрывников танков и эшелонов с боевой техникой и живой силой
противника…

Во   время   войны   случилось   мне,   двенадцатилетнему   мальчишке,   почти   год   быть

воспитанником   полевого   подвижного   госпиталя   ППГ-104,   который   в   январе   1942   года
дислоцировался в деревне Деньково западнее Волоколамска.

В госпитале я старался помогать, как мог. Разносил раненым пищу, давал пить тем, кто

попросит, помогал санитарам, чистил на кухне картошку — словом, делал, что мог. И не раз
слышал рассказы бойцов, как с поля боя их вытаскивали собаки. Это были, как правило,
кавказские овчарки, рослые, могучие, отважные животные, привыкшие к морозам. Каждая
собака снабжалась седлом с санитарными сумками и тащила за собой лыжно-носилочные
санки. Выпущенная на поле боя санинструктором, собака осторожно подползала к лежащему
в снегу бойцу, обнюхивала его. Если боец оказывался жив — а собаки были выучены это
определять! —   четвероногий   санитар   начинал   вылизывать   раненого,   приводил   в   чувство.
Потом   собака   подставляла   раненому   бок,   чтобы   человек   мог  открыть   санитарную   сумку,
выпить   водки,   сделать   себе   перевязку,   перевалиться   на   санки.   Затем   хвостатый   санитар
разворачивался и тянул санки с бойцом к санинструктору.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..