Алексиада (Анна Комнина) - часть 49

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 49

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

1474

  Маккавеи — иудейская  династия II—I вв.  до  н.  э.,  ведущая  свой  род  от 

Маттафии  Маккавея,  сын  которого  Иуда  поднял  восстание  против  сирийского 
владычества. 

1475

 Летом 1115 г. {613} 

1476

  Имя  Кулеон  носил  также  один  из  предводителей  отряда  манихеев  в  армии 

Алексея (см. Ал., IV, 4, стр.146; V, 3, стр. 160). Возможно, это одно и то же лицо. 

1477

  Согласно  этому  интересному  свидетельству  Анны,  павликианское  и 

богомильское население Фракии не представляло собой однородной в имущественном и 
социальном отношении массы, а состояло как из представителей имущих слоев, так и из 
простых  людей.  Знаменательно,  что  среди  еретиков  было  много  земледельцев  (см. 
Ангелов, Богомилството, стр. 233—234). 

1478

 «Неизвестно, — пишет Миков, — в каком точно месте находился этот город, 

но название Алексица, которое носит одна гора, где над с. Старосел имеются развалины 
крепости,  заставляет  предполагать,  что  город  находился  рядом  или  же  в  ближайшем 
соседстве с этой горой» (Миков, Произходъ и значение..., стр. 125—126). 

1479

 См.: Феокрит, XV, 113; Еврипид, Меланиппа, фр. 518. 

1480

 См. Dölger, Regesten..., 1268 (1115 г.). 

1481

  Если  же  нет  детей,  дары  наследуют  жены  —  και`  τούτων  διαρρυέντων  αι‛ 

γυναΐκες  αυθις  τω˜ν  δεδωρημ,ένων  α’ντέχονται.  Из  текста  фразы  не  вполне  ясно,  кто 
подразумевается  под  τούτων:  сами  манихеи  (так  понимает  Б.  Лейб)  или  же  их  дети  (так 
понимает Шопен). Мы думаем — последние. 

1482

 Согласно этому указанию Анны, Алексей записал в число отборных воинов (τω˜

ν  στρατιωτω˜ν  τοΐς  λογάσι)  высокопоставленных  еретиков  (τα`  πρω˜τα  φέροντας),  щедро 
одарил  их  и  пожаловал  им  в  наследственное  владение  земельную  собственность. 
Естественно  предположить,  что  в  данном  случае  речь  идет  о  так  называемых 
стратиотских наделах, хорошо известных в Византии предшествовавших веков. Вопрос о 
том,  существовала  ли  система  стратиотских  наделов  в  период  Комниных,  является 
спорным (см. Lemerle, Recherckes..., р. 280). 

Насколько  нам  известно,  настоящее  свидетельство  писательницы  не  привлекало 

внимания исследователей. 

1483

  Зонара (Zon., XVIII, 26) кратко  сообщает  об  этих  событиях  следующее: 

«Алексей  расположился  лагерем  в  тех  краях  и  провел  там  весну,  лето  и  часть  осени, 
занимаясь беседами с манихеями, которых на народном языке называют павликианами... 
Многих из них он обратил в православную веру. Уже в разгар осени возвратился Алексей 
во дворец». 

1484

  Элефантинская  (или  Слоновая)  тюрьма  находилась  на  территории  Большого 

дворца и называлась так потому, что была расположена вблизи Слоновых ворот (Ebersolt, 
Le grand palais de Constantinople..., pp. 154—155). 

1485

 Имеется в виду Мелик-Шах II (см. прим, 1420). {614} 

1486

  Центр  Румского  султаната  был  перенесен  Килич-Арсланом I в  Иконий  из 

Никеи в 1097 г., после захвата последней византийцами. 

1487

 См. прим. 717. 

1488

 Это единственный случай упоминания места под таким названием. 

1489

 Лакуна. Переводим с дополнением А. Райффершайда. 

1490

  Келлия  (Κελλία).  Мы  не  в  состоянии  идентифицировать  это  место.  Б.  Лейб, 

судя по указателю к его изданию (Leib, Alexiade..., III, р. 292), считает, что это одно и то 
же, что и Кельи (Ал., V, 5, стр. 166), но это ошибка, ибо Кельи должны были находиться в 
районе Лариссы. 

1491

 1116 г. 

Анна Комнина «Алексиада» 

1492

 Аэр находился недалеко от Эривола (см. Ramsay, The historical geography..., pp. 

185—186). 

1493

 Принкип — самый большой из Принцевых островов вблизи Константинополя 

(см. R. Janin, Constantinople byzantine, pp. 465—467). 

1494

 См. Притчи Соломоновы, XXXI, 10 и сл. 

1495

 Стипиоты — хорошо известная в Византии XII в. фамилия (см. Пападимитриу, 

Феодор Продром, стр. 342). 

1496

 См. прим. 1447. 

1497

 Лакуна (шесть букв) в С. 

1498

  Β.  Рамсей (Ramsay, The historical geography...,  р. 207) идентифицирует  это 

место  с  Сагутом  (к  югу  от  Малагины).  Судя  по  дальнейшим  словам  Анны,  селение 
Сагудаи  было  расположено  самое  большее  в  одном  дне  пути  от  Еленополя.  Таким 
образом,  идентификация  В.  Рамсея  неверна.  Скорее  всего  оно  находилось  в  горном 
районе  к  северу  от  Никеи  (Анна  употребляет  в  отношении  Алексея,  двигающегося  к 
Еленополю,  глагол  κατέρχομαι,  т.  е. «спускаться»).  Видимо,  это  какое-то  поселение 
солуньских сагудатов, один из пунктов славянского расселения в Вифинии (см. Нидерле, 
Славянские древности, стр. 92—93). 

1499

  Б.  Лейб  вслед  за  А.  Райффершайдом  отмечает  лакуну.  Слова,  заключенные  в 

скобки, — наше дополнение. 

1500

 Ил., XXIII, 318. 

1501

  Β  этом  отступлении  весьма  ярко  проявляются  типичные  для  византийцев 

представления  об  идеальном  воине  и  полководце  (ср. «Стратегикон»  Кекавмена).  Если 
варварам, с точки зрения византийских авторов, как правило, свойственны безрассудство, 
грубая  и  необузданная  физическая  сила,  то  византийский  полководец  подчиняет  свои 
действия  разуму,  хотя  личная  отвага  и  сила — его  обязательные  качества.  Хит-
{615}рость, коварство, почти не ограниченные никакими этическими нормами, — вполне 
оправданные средства на войне и в политических сношениях с чужеземцами. 

1502

  Становиться  расчлененным  строем  (και`  μερικα`ς  ποιεΐσθαι  συντάξεις)  Б.  Лейб 

переводит: «...выполнять различные движения». 

1503

 Б. Лейб вслед за А. Райффершейдом отмечает лакуну. 

1504

 К востоку от Никеи (Ramsay, The historical geography..., р. 201). 

1505

 Пифик, Арменокастр и Левки находились в районе слияния Галиса и Сангара 

(Ramsay, The historical geography..., pp. 201—202). 

1506

  Элиан — греческий  писатель  первой  половины I в.  н.  э.,  автор  сочинения  о 

тактике, посвященного императору Адриану. 

1507

 Ил., XIII, 131; XVI, 215. 

1508

  Ср.  подробное  описание  вооружения  и  тактики  турок  в  «Тактике»  Льва (Leo. 

Tact., XVIII, 45—75). Так  же  как  и  Анна,  Лев  говорит  о  луках,  которыми  предпочитали 
пользоваться  турки,  об  их  разорванном  боевом  строе  и  об  отрядах,  оставляемых  ими  в 
тылу  войска.  Б.  Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 261)  считает  даже,  что  слова  Анны  навеяны 
рассказом  Льва.  Нам  не  удалось  найти  убедительных  лексических  совпадений  для 
подтверждения этого предположения. 

1509

 ...’απο` τω˜ν δεξιω˜ν... ε’κ τω˜ν α’ριστερω˜ν Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., p. 

395) предлагает переводить: «.. правой рукой... левой рукой». Таким образом, по мнению 
ученой,  турки  стреляли  обычным  способом,  держа  лук  в  левой  руке  и  натягивая  тетиву 
правой, а ромеи натягивали тетиву левой, держа лук правой. 

1510

  Ср.  ниже,  Ал., XV, 4, стр. 409; XV, 6, стр. 412; XV, 7, стр. 415. Анна  не 

уточняет,  в  чем  именно  заключалось  нововведение  Алексея.  Ясно  только,  что 
изобретенный  Алексеем  παρατάξις  (о  различных  значениях  этого  слова  у  Анны  см. 
Buckler, Anna Comnena..., р. 393 sq.) представляет собой боевой порядок для сражения и 

Анна Комнина «Алексиада» 

марша. Е. Остер (Oster, Anna Komnena, S. 393 sq.) считает, что Алексей возродил забытый 
способ  построения  «полым  четырехугольником».  По  мнению  Дж.  Баклер (Buckler, Anna 
Comnena.
..,  р. 394 sq.), ромеи  натягивали  тетиву  лука  левой  рукой  и  таким  образом 
посылали  стрелы  в  незащищенную  щитом  часть  тела  противника.  Вряд  ли,  однако,  это 
было  единственное  новшество  Алексея,  которое,  по  словам  писательницы,  повергало  в 
изумление врагов императора. {616} 

1511

 Сантаварис находился к югу от Наколии (Ramsay, The historical geography..., р. 

235). За этим названием в рукописи лакуна. 

1512

  По  мнению  В.  Рамсея (Ramsey, The historical geography..., pp. 233—234), 

Кедрея была расположена примерно в 30 км к западу от Амория. 

1513

  Пухей  (Πουχέας).  См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 257. Г.  Моравчик 

предполагает, что это имя должно читаться Абу-Хайан. 

1514

 В рукописи лакуна. По-видимому, следует добавить «приказал». 

1515

 О Вурцах см. прим. 369. 

1516

 Речь идет, по-видимому, о Данишмендах. 

1517

 Β тексте παρρησία предлагаем изменить на παρουσία. 

1518

 Ср. Ал., X, 2, стр. 267. 

1519

 Мост через р. Сангар. О его местоположении высказывались различные мнения 

(см. Ramsay, The historical geography..., р. 214 sq.). 

1520

  Как  отметил  еще  А.  Райффершайд, «Михаил» — это  позднейшая  вставка, 

относящаяся к (Михаилу) Кекавмену, упомянутому ниже. 

1521

 Месанакты или Дипотам (См.: Skyl., р. 424; Ramsay, The historical geography..., 

pp. 140—141). 

1522

  Зонара (Zon., XVIII, 27) коротко  упоминает  об  этой  новой  кампании  против 

турок: «Самодержец, явившись к Филомилию, не обнаружил там воинов, которые, узнав о 
его  приближении,  бросили  все  самое  для  них  дорогое  и  ушли,  и  без  труда  овладел 
городом. Императору также были переданы крепости и пещеры, которые местные жители 
называют „убежищами“, а их обитатели были по решению императора переселены». 

1523

 Из этого места «Алексиады» ни в коем случае нельзя делать вывода, что брат 

Анны,  Андроник  погиб  во  время  похода  Алексея  против  турок.  Плач  по  Андронику — 
своего рода лирическое отступление. Умер Андроник в 1129 г. (см. Zon., XVIII, 24). 

1524

 Амба находилась в 10 с лишним километрах севернее Примнеса (Ramsay, The 

historical geography..., р. 139). 

1525

 Акроний находился примерно в 3 км северо-западнее Примнеса (Ramsay, The 

historical geography..., р. 139). 

1526

 Речь идет о поражении при Манцикерте в 1071 г. 

1527

  Ср.  сообщение  Зонары (Zon., XVIII, 26): «Во  главе  турецкого  посольства 

находился  человек  султанского  рода,  которого  его  соплеменники  именуют  султаном. 
Увидев  издали {617} императора,  он  сошел  с  коня  и  совершил  обычное  преклонение». 
Как  и  Анна,  Зонара  пишет,  что  «император  с  готовностью  согласился  на  мир  и  щедро 
одарил турок». См. Dölger, Regesten..., 1269 (1116 г.). 

1528

  Масуд  (Μασούτ) — сельджукский  султан (1116—1155). (См. Moravcsik, 

Byzantinoturcica, II, S. 183). По  сообщению  Михаила  Сирийца,  Масуд  был  заключен  в 
тюрьму  Мелик-Шахом,  но  с  помощью  одного  эмира  ему  удалось  освободиться  и 
заключить  союз  с  данишмендским  эмиром  Гази III, который  предоставил  Масуду 
военную помощь (см. Chalandon, Les Comnène, рр. 42—43). Рассказ о перипетиях борьбы 
Масуда с Мелик-Шахом и смерти последнего содержится только в «Алексиаде». 

1529

 Ил., II, 20. 

1530

 Гази (Γαζής). См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 108. 

Анна Комнина «Алексиада» 

1531

 Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 262) допускает возможность, что это тот самый 

Хасан, о котором шла речь в 1-й главе XIV книги «Алексиады». 

1532

 ’Ελεγμός — Илигмиш? См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 122. 

1533

  Эти  события  относятся  уже,  видимо,  к 1117 г.  После  расправы  над  своим 

братом  Масуд  получил  власть  султана  и  женился  на  дочери  Гази III (Chalandon, Les 
Comnène,
 р. 44). 

1534

  Враждебный  Алексею  Зонара (Zon., XVIII, 27) тоже  рассказывает  об  этом 

необычном  шествии  и  заботе  императора  о  старых  и  больных  людях.  Старикам  он 
предоставил  вьючных  животных,  больных  велел  нести  на  щитах,  а  сам  обходил  ряды  и 
ободрял людей, утомленных или страдающих от жажды, голода и других причин. 

1535

  В  Византии  сохранялся  римский  обычай  устраивать  триумф  императору, 

возвращающемуся  в  Константинополь  после  действительной  или  мнимой  победы. 
Триумфы сопровождались пышным ритуалом и церемониями (см. Treitinger, Kaiser- und 
Reichsidee.
.., S. 172 sq.). 

1536

 ...Приют (ο’ρφανοτροφεΐον). Об организации Алексеем приюта сообщает также 

Зонара (Zon., XVIII, 24; ср.: Anon. Syn. Chron., рр. 177—178; Glycas, IV, рр. 621—622), 
подтверждающий слова Анны, что Алексей отдал приюту различные владения, поселил в 
нем  много  стариков,  соорудил  дома  для  монахов  и  монашенок  и  организовал 
грамматическую школу для сирот. Зонара утверждает, что Алексей не основал приют, а, 
найдя  его  и  богадельни  (γηροκομεΐα)  пустующими,  отстроил  и  обновил  их.  И 
действительно, по сообщению Феофана и Псевдо-Кодина, приют существовал уже в VI в. 
Не  вполне  ясен  вопрос  о  времени  его  перестройки.  С.  Пападимитриу («Феодор  Про-
{618}дром», стр. 121, прим. 16) указывает на то, что приют, видимо, был отстроен до 1116 
г., ибо уже в этом году Алексей смог поместить туда 10 тысяч беглецов, которых привел в 
Константинополь. Однако цифра 10 тысяч дается округленно и безусловно преувеличена. 
Неверно  также  утверждение  С.  Пападимитриу,  что  сама  Анна  относит  реконструкцию 
приюта ко времени до 1111 г., ибо рассказывает о ней до эпизода с богомилом Василием. 
Как  мы  отмечаем  ниже  (см.  прим. 1555), Анна  не  знает  даты  расправы  Алексея  с 
Василием.  Вряд  ли  является  оправданной  и  попытка  С.  Пападимитриу  датировать  этот 
эпизод на основании сообщений Зонары и Глики. Глика просто пересказывает Зонару, а у 
последнего  нет  никаких  хронологических  указаний,  и  эпизоды  в  его  сочинении  очень 
часто следуют друг за другом без всякой хронологической связи. 

Вопрос о точном местонахождении приюта и церкви св. Павла, возле которой он 

располагался,  до  сих  пор  остается  спорным  (см. Janin, La géographie...,  р. 580 sq.). 
Благотворительность,  особенно  помощь  сиротам,  почиталась  в  Византии  одной  из 
основных добродетелей, и как в столице, так и в провинции существовало немало частных 
и государственных богаделен (см. Koukoulès, Vie et ciuilsation, II, р. 156 sq.). 

1537

  Общее  образование  (τη`ν  ε’γκύκλιον  παιδείαν).  Это  уже  вторая  стадия  обучения 

детей и юношей в Византии, следующая за начальным образованием, η‛ ε’γκύκλιος παιδεία 
заключалось  в  преподавании  светских  наук:  грамматики,  риторики,  философии; «общее 
образование» ученики получали в так называемой грамматической школе, о которой Анна 
упоминает ниже (см. Koukoulès, Vie et civilisation, I, p. 105 sq.).  

1538

 Иоанн, V, 1—4; Деяния, III, 1—11. 

1539

 Иов, Ι, 4. 

1540

 Матфей, XVI, 9—10. Анна путает цифры: в Евангелии говорится о пяти хлебах 

на пять тысяч и о семи хлебах на четыре тысячи. 

1541

 Матфей, IX, 5—6; Марк, II, 9—11; Лука, V, 23—24. 

1542

 Матфей, IX, 27—30; Иоанн, IX, 1—7. 

1543

 Матфей, IX, 1—8; Марк, II, 1—12; Лука, V, 17—26; Иоанн, V, 1—19. 

1544

 Дары земли и моря — α’πο` γη˜ς και` θαλάττης ... προνοίας. 

Анна Комнина «Алексиада» 

Это  место  «Алексиады»  неоднократно  цитировалось  исследователями  в 

доказательство  существования  пронии  в  Византии  этого  времени  (см.,  например, 
Ostrogorsky,  Pour  ľhistoire de lα feodalite..., p. 26). Но,  как  справедливо  замечают  П. 
Лемерль (Lemerle, Recherches sur le régime agraire..., p. 278, n. 70) и А. Каждан («Формы 
условной собственности...», {619} стр. 4), слово πρόνοια в данном контексте, конечно, не 
является terminus technicus. 

1545

  Без  всяких  оговорок  Б.  Лейб  переводит  однозначное  по  смыслу  предложение 

следующим  образом: «Во  главе  этого  многолюдного  города  находился  человек...,  по 
названию  орфанотроф».  Попечитель  (φροντιστής),  которого  упоминает  Анна,  видимо,  и 
есть орфанотроф (чиновник, ведающий делами сирот), но в тексте он прямо так не назван. 

1546

  Богоугодными  заведениями  в  Византии  распоряжался  так  называемый  секрет 

монастырской экономии (Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 
177). 

1547

  Трудно  с  уверенностью  сказать,  кого  именно  подразумевает  в  данном  случае 

Анна.  В  Византии  было  много  чиновников,  ведавших  делами  благотворительности  и 
призрения  бедных,  в  числе  которых  мы  находим  и  чин  πτωχοτρόφος  (т.  е. 
«распоряжающийся бедняками»). См. Koukoulès, Vie et civilisation, II. р. 171 sq. 

1648

 Dölger, Regesten..., 1270 (1116 г.). 

1649

 Т. е. грузинским. 

1650

 Β Эфиопии нет никакой Лисимахии. Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 

208) предлагает читать κατ’ Αι’τωλίαν («в Этолии») вм. κατ’ Αι’θιοπίαν («в Эфиопии»). 

1551

  Анна  и  в  других  случаях  говорит  о  восстановлении  старых  и  строительстве 

новых городов при Алексее (см. Ал., VI, 10, стр. 197; XI, 10, стр. 315; XIV, 9, стр. 398). 
Чаще всего император, видимо, преследовал стратегические цели (см. Glykatzi-Ahrweiler, 
Les fortresses...).  Тем  не  менее  данные  «Алексиады»  нельзя  не  учитывать  в  цепи  других 
свидетельств  о  подъеме  провинциальных  городов  при  Комниных  (см. Kirsten, Die 
byzantinische Stadt..., 
S. 19 sq.). 

1552

  О  гуманитарном  образовании  (περι`  λογικη`ν  παίδευσιν).  Основное  внимание  в 

грамматических  школах  уделялось  обучению  классическому  греческому  языку 
(орфографии, морфологии, синтаксису). Одним из методов обучения была так называемая 
схедография. На табличках писали отдельные слова или отрывки текста, которые ученики 
должны  были  анализировать.  Иногда  они  делали  элементарный  грамматический  анализ, 
иногда выполняли более сложные задания. Византийские авторы сообщают о трудностях, 
которые схедография доставляла ученикам (см.: Koukoulès, Vie et civilisation, I, p. 108 sq.; 
Fuchs, Die höheren Schulen..., Ss. 44, 49). 

1553

  Из  упомянутых  Анной  лиц  с  большей  или  меньшей  уверенностью  можно 

идентифицировать лишь Лонгиварда. Это имя носил италийский грамматик XI в. — автор 
дошедшей  до {620} нас  хрестоматии  по  схедографии  (см.: Krumbacher, Geschichte...,  S. 
591; Festa, Note preliminari..., pp. 431—435). Η. Феста (Festa, Longibardos, p. 110) 
высказывает  также  предположение,  что  Анна  употребляет  выражение  του`ς  λεγομένους 
Λογγιβάρδους,  потому  что  имеет  в  виду  не  самого  Лонгиварда,  а  его  школу.  Этот  же 
ученый (ibid., р. 18, 102, n. 1) полагает, что под στιλιάνους подразумеваются учителя из г. 
Стило в Калабрии. Таким образом, Феста отказывается понимать названные Анной имена 
как  личные  (прибавим,  что  αˆττικούς  тоже  можно  понимать  как  «греки», «афиняне»). 
Следует,  однако,  отметить,  что,  как  уже  говорилось  (см.  прим. 304), Анна  часто 
употребляет множественное число имен собственных вместо единственного, а λεγόμενος 
(или  καλούμενος)  перед  именем  собственным — не  более  как  обычный façon de parler 
писательницы.  Возможно,  Анна  пишет  о  каких-то  неизвестных  нам  грамматиках 
Стилиане и Аттике. 

Анна Комнина «Алексиада» 

1554

  πεττεία  δε`  το`  σπούδασμα  και`  αˆλλα  τα`  εˆργα  α’θεμιτα  Б.  Лейб  переводит: 

«Единственное  занятие — это  забавы,  а  все  остальное  запрещено».  О  шашках,  весьма 
распространенной  игре  в  Византии,  см. Koukoulès, Vie et civilisation, I, p. 192. 
Нарисованная  Анной  картина  упадка  образования  после  смерти  Алексея,  конечно, 
тенденциозна и преувеличена (см. Leib, Quelques aspects..., р. 44). 

1555

  Б.  Лейб  вслед  за  Пуссином  отмечает  лакуну.  Таким  образом,  время  расправы 

Алексея  с  богомилами,  о  которой  Анна  повествует  в  настоящей  главе,  остается 
неизвестным.  Рассказ  о  богомилах  содержится  в  ряду  событий 1116—1117 гг.,  однако 
относить  эпизод  к  этому  времени  нельзя  из-за  упоминания  Николая  Грамматика, 
занимавшего  патриарший  престол  до 1111 г.  Видимо,  Анна  сама  не  знает  даты  этого 
события, так же как она не знает, например, когда возникла ересь Нила (см. прим. 926). 
Наверное, поэтому Анна оставляет лакуну там, где должна стоять дата (см. Предисл., стр. 
28). В. Грюмель (Grumel, Les Regestes..., № 988) датирует расправу с Василием около 1110 
г.  Д.  Оболенский (Obolensky, The Bogomils...,  р. 275 sq.) — между 1109—1111 гг. 
Ошибается  Златарский («История...», II, стр. 364), который  считает,  что  Василий  был 
схвачен  в 1111 г.  и  казнен  в 1114. По  словам  Анны,  патриарх  Николай  был  среди 
приговоривших Василия к сожжению (см. ниже, гл. 10, стр. 443), и, таким образом, казнь 
еретика тоже должна была произойти до 1111 г. 

Следует,  однако,  отметить,  что  при  датировке  до  сих  пор  не  учитывали  одной 

важной  детали  в  рассказе  Анны:  в  разбирательстве  дела  Василия  участвовал 
севастократор  Исаак, {621} который  умер,  по  всей  видимости,  до  ноября 1104 г.! (см. 
Papachrysantou,  La date de la mort..., p. 252 sq.) Приходится  признать,  что  данные 
«Алексиады»  не  дают  оснований  для  надежной  датировки  расправы  над  богомилом 
Василием. 

Следующий  ниже  рассказ  о  казни  Василия — один  из  наиболее  ярких  и 

интересных в «Алексиаде» (см.: Предисл., стр. 41; Любарский, Расправа..., стр. 310 и сл.).  

1556

 См. прим. 598. 

1557

  Мессалианами  сначала  называли  членов  различных  нехристианских  или 

еретических  сект,  возникших  в  Малой  Азии  в IV в.  Первым  проповедником 
мессалианства был Адельфий. Учение мессалиан носило гностический и дуалистический 
характер.  Согласно  их  представлениям,  человек  уже  рождается  во  власти  злого  духа. 
Единственный  способ  его  изгнать — усердная  и  продолжительная  молитва  (отсюда  и 
греческое название мессалиан — евхиты, т. е. «молящиеся»). Мессалиане не признавали 
духовенства  и  его  посредничества  между  богом  и  людьми  и  проповедовали  строго 
аскетическую мораль. Естественно, что они подвергались гонениям официальной церкви. 
Начиная  с V в.  мессалианство  распространяется  по  многим  районам  Византийской 
империи, а в IX в. появляется и в Болгарии, где оно оказывает влияние на богомильство 
(см.: Obolensky, The Bogomils..., р. 48 sq.; Ангелов, Богомилството..., стр. 80—83). 

1558

  Мнение  о  том,  что  богомильство  образовалось  от  слияния  манихейства  (т.  е. 

павликианства)  и  мессалианства,  высказывалось  и  другими  византийскими,  а  также  и 
болгарскими авторами. Прямо об этом говорится в «Синодике царя Борила» 1211 г. (см. 
Попруженко,  Синодик  царя  Борила,  стр. 31). Евфимий  Зигавин  называет  богомильство 
отраслью  мессалианской  ереси (Zygab., XXVII, praef.) и  в  то  же  время  отмечает  у 
богомилов заимствования из учения павликиан (ibid., XXVII, 1). В этих трех ересях, как 
известно, действительно было немало общего; в учении они исходили из дуалистических 
представлений о природе мира, в социальном отношении они одинаково были опасны для 
ортодоксальной церкви и государства (см. Липшиц, Павликианское движение..., стр. 63—
64).  Непосредственная  зависимость  богомильства  от  мессалианства  и  павликианства 
безусловна,  тем  более  что  первое  развивалось  в  непосредственной  географической 
близости от последних. Во Фракии было много павликиан (см. прим. 1469), там же весьма 

Анна Комнина «Алексиада» 

активно действовала секта мессалиан или евхитов (Psellos, De operatione daemonum, р. 3 
sq.). О связи между этими ересями см. Ангелов, Влияния на чужди ереси...{622} 

1559

  Богомильство  возникло  в  Болгарии  в  царствование  Петра I (927—967), т.  е. 

примерно  за  полтора  века  до  вступления  на  престол  Алексея  Комнина.  Основателем 
секты источники называют попа Богомила (см. Попруженко: Святого Козмы пресвитера 
слово...,
 стр. 2; Синодик царя Борила, стр. 32. Ср. Ангелов, Богомилството, стр. 84—86). 

Византийские источники прямо не упоминают о богомилах Χ—XI вв., сама Анна 

лишь  делает  предположение,  что  богомильство  появилось  до  воцарения  ее  отца.  Это 
объясняется плохой осведомленностью византийских авторов, которые не видят различия 
между  еретическими  сектами.  В  действительности  же  в  многочисленных  еретических  и 
антивизантийских  движениях,  особенно  конца XI в.,  наряду  с  другими  еретиками 
принимали  участие  и  богомилы  (см.:  Литаврин,  Болгария  и  Византия,  стр. 416—417; 
Ангелов, Богомилството, стр. 202, 226). 

1560

  По  словам  Зигавина (Zygab., XXVII, 24), «богомилы  одеваются,  как  монахи». 

Секта богомилов не была монашеской, но безусловно носила аскетический характер. 

1561

  ε’ν  λόγοις  διδακτικοΐς  του`ς  περι`  λόγον  ε’σπουδακότας  ε’νίκα.  Эти  слова  можно 

понимать и так: «В наставительных речах превосходил профессиональных ораторов». 

1562

 Зонара (Zon., XVIII, 23) говорит, что Василий носил монашеское платье, но по 

ремеслу он — врач. Об этом же сообщает и большинство источников. 

О  происхождении  Василия  нам  ничего  неизвестно.  По  мнению  некоторых 

исследователей,  он  болгарин,  но  это  не  более  как  вероятное  предположение.  По  словам 
Зигавина (Zygab., XXVII, 52), Василий в течение 15 лет изучал богомильскую ересь и 40 
лет ее проповедовал. По утверждению Зонары (Zon., XVIII, 23), Василий 15 лет изучал и 
52  года  проповедовал.  Успенский («Образование  второго  болгарского  царства»,  стр. 32, 
прим. 3, стр. 52, прим. 2) считает,  что  именно  Василия  имеет  в  виду  Феофилакт 
Болгарский  под  «сбросившим  рясу  монахом»,  который  подстрекал  население  против 
Феофилакта  (см. «Письмо  к  Иоанну,  сыну  севастократора», — PG, 126, col. 516; ср. 
Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 425). 

1563

  Пресвитер  Козьма  с  возмущением  говорит  о  том,  что  у  богомилов  «еретики 

сами совершают исповедь, не только мужчины делают это, но и женщины, что достойно 
порицания» (Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово..., стр. 46). По свидетельству 
Зигавина (Zygab., XXVII, 16), женщины  участвовали  в  некоторых  таинствах  богомилов, 
например,  при  посвящении  неофитов.  Утверждения  Анны  о  безнравственности {623} 
учениц Василия очень типичны для нападок ортодоксальных писателей на еретиков. 

1564

  О  широком  распространении  ереси  Василия  свидетельствует  также  Зонара 

(Zon., XVIII, 23): «Василий  весь  мир  заразил  своей  скверной,  а  затем  явился  в 
царственный город...». 

По словам Зигавина (Zygab., XXVII, 16), «Василий увлек в пучину гибели тысячи 

учеников». 

1565

  Сатанаил,  по  учению  богомилов, — старший  сын  бога  и  брат  Христа. 

Возгордясь,  он  замыслил  измену  отцу  и  увлек  за  собой  ангелов.  Христос  заключил 
Сатанаила в Тартар и отнял от его имени слог «ил», характерный для имен ангелов. 

Интересно,  что  местопребыванием  Сатанаила  после  разрушения  Иерусалимского 

храма  богомилы  считали  церковь  св.  Софии  в  Константинополе,  т.  е.  главную 
православную церковь в Византии! 

1566

 Так же как и Анна, Зонара (Zon.,

 

XVIII, 23) сообщает, что Алексей притворился 

учеником Василия и, таким образом, заставил его «изрыгнуть» свою нечисть. 

Об этом же рассказывает и Зигавин, который, как и Анна, восхищается ловкостью 

императора. 

Анна Комнина «Алексиада» 

1567

  Взгляды,  которые  излагает  у  Анны  Василий,  полностью  соответствуют  тому, 

что  нам  известно  о  воззрениях  богомилов  из  других  источников.  Так  же  как  и  члены 
многих иных еретических сект, богомилы не почитали храмы, в которых, по их мнению, 
обитают бесы. В церквах, утверждали они, нет ничего священного, ибо они — творения 
не  божественных,  а  человеческих  рук;  а  молиться  следует  по  евангельской  заповеди  в 
своих  домах.  Не  признавали  богомилы  и  святого  причастия,  считая,  что  хлеб  и  вино, 
используемые для причастия, — обыкновенная пища, которая не превращается, как учит 
христианская  церковь,  в  плоть  и  кровь  Христа  (подробно  об  учении  богомилов  см. 
Ангелов, Богомилството..., стр. 98 и сл.). 

Ортодоксальные авторы резко нападают на учение богомилов (см. Благоев, Правни 

и  социальны  възгледи...,  стр. 62—64), ибо  в  нем  (особенно  в  отрицании  духовенства  и 
церкви)  ярко  проявилась  демократическая  антифеодальная  сущность  богомильского 
движения. 

1568

 Ср. Zygab., XXVII, 22: «Богомилы утверждают, что такие люди не умирают, а 

переселяются  как  бы  во  сне  из  этого  мира,  безболезненно  сбрасывая  свою  грязную 
телесную оболочку и облачаясь в бессмертное божественное платье Христа, и становятся 
с ним единотелесными и единообразными». 

1569

 Анна, по-видимому, имеет в виду известное стихотворение Алкея, обращенное 

к  Сапфо (Edmonds, Lyra Graeca, {624} fr. 124). Как  установил  Г.  Моравчик (Moravcsik, 
Die Spuren...,  нам  известно  по  аннотации  в BZ, 38, 1938, S. 202), Анна  была  знакома  со 
стихами Сапфо по цитатам, содержащимся в «Риторике» Аристотеля. 

1570

  Полное  заглавие  неоднократно  цитированного  нами  сочинения  Евфимия 

Зигавина — Πανόπλία  δογματικη`  τη˜ς  ο’ρδοδόξου  πίστεος  ηˆτοι  ο‛πλοθήκη  δογμάτων — 
«Догматическое всеоружие православной веры, или арсенал догматов». Это произведение 
состоит  из 28 глав  (τύτλοι),  из  которых  первые  семь  излагают  христианские  догматы,  а 
остальные  опровергают  различные  ереси.  Трактат  о  богомилах  составляет 27 главу 
«Паноплия».  Анна,  конечно,  была  хорошо  знакома  с  этим  трудом  и  немало  сведений 
(главным образом об учении богомилов) из него заимствовала. Под именем Зигавина до 
нас  дошли  и  другие  (поныне  неизданные)  сочинения  догматического  содержания.  О 
жизни Зигавина почти никаких сведений не сохранилось. См. Jugie, La vie et les ouvres... 

1571

  Под  назиреями  Анна  Комнина,  как  и  многие  другие  византийские  авторы, 

имеет в виду монахов. 

1572

  Алексей,  придумывая  испытание,  знал,  что  ни  один  еретик,  притворно 

отрекшийся  от  богомильства,  никогда  не  решился  бы  приблизиться  к  кресту,  ибо 
богомилы  решительно  отвергали  почитание  креста  (см.:  Успенский,  Синодик...,  стр. 20; 
Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово..., стр. 8). 

1573

 Циканистр — ипподром в Большом дворце для игры в мяч. 

1574

 См. Даниил, III, 19. 

1575

 Псалт., ХС, 7—8. 

1576

  Имеется  в  виду  обелиск  Феодосия (Janin, Constantinople byzantine, pp. 183—

185). 

1577

 Даниил, III, 19. 

1578

  О  тюрьмах,  находившихся  при  константинопольских  дворцах,  см. Koukoulès, 

Vie et civilisation, III, р. 228 sq; 

1579

 Имеется в виду поход Романа IV Диогена против турок, закончившийся в 1071 

г. поражением при Манцикерт. 

1580

 ’Εν τούτοις οι‛ με`ν ε’ποτνιω˜ντο ε’φ’ οις εˆπασχον προ`ς Περσίδα α’παγόμενοι, οι‛ δ’ εˆτι 

περιόντες,  ε’ι`  πού  τινες  τοΐς  ρ‛ωμαϊκοΐς  ο‛ρίοις  ε’ναπέμειναν,  βύθιον  στένοντες  ο‛  με`ν  υι’ˆον,  ο‛  δε` 
θυγατέρα.  Все  переводчики  Анны  передают  начало  этой  фразы  следующим  образом: 
«Одни из них оплакивали в молитвах страдания уведенных в Персию, другие...» В этом 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..