Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 2

 

 

17 

 

Что из перечисленного относится к правовым нормам? 

а) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в 

общественных местах 

б) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года 

в) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным ка-

тегориям граждан 

г) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса 

д) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Воору-

женных сил 

 

Комментарий:

 

На выполнение заданий этой группы отводится 1-2 минуты.  

Задания  с  кратким  ответом,  нацеленные  на  объяснение  логического  ряда  событий, 

имен, понятий и т.п. 

3. Принцип образования рядов 

Пример: 

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.   

1.

 

Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный 

_________________________________________________________ 

2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, на-

рушение  санитарных  норм  при  торговле,  нарушение  правил  охраны  приро-

ды__________________________ 

3. Сознание, ощущения, эмоции, память______________________ 

4.

 

Миф, наука, религия, искусство___________________________ 

5. Агностицизм, эмпиризм, рационализм______________________ 

 

4. Заполнение пропуска в ряду 

Пример: 

Н.Макиавелли,  «Государь»,  _______________________________,  «Два  трактата  о  госу-

дарственном правлении»,  Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре»

 

 

5.  Определение лишнего в ряду 

Пример: 

18 

 

Что является лишним в ряду? КРАТКО поясните почему? 

1 .   Переход  на  другую  работу  с  сохранением  должности,  смена  конфессиональной  при-

надлежности, 

приобретение 

гражданства, 

получение 

образова-

ния_____________________________________________________ 

2. Связующее звено между населением и государственными структурами,  установле-

ние  межгосударственных  отношений,  средство  решения широкого  круга  близких на-

селению социальных проблем__________________________________________________ 

3. Областное Правительство,  Губернатор области,  Областной суд, Областное  Законо-

дательное Собрание_______________________ 

Комментарий:  

На выполнение этих заданий отводится 4-6 минут в зависимости от количества предлагае-

мых позиций в вопросе. 

До 2-х баллов за верный ответ 

 

Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. 

6.

 

Определение правильности и ошибочности утверждений

 

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — 

«Нет».  

1) Капитал и управление — первичные экономические ресурсы.   

2)  Когда  ожидаемые  доходы  равняются  ожидаемым  расходам,  бюджет  называется 

сбалансированным.  

3) С ростом цен растет и величина спроса.  

4) Средства  труда —  это  временной  отрезок,  в  течение  которого  достигается  постав-

ленная цель.  

5)  Вопросы,  относящиеся  к  авторскому  праву  и  личным  неимущественным  правам 

граждан, регулируются нормами трудового права. 

6) Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия. 

7. Установление соответствия  

Пример: 

Известно, что  существует три мировые религии. Впишите в первую колонку  таблицы их 

названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характе-

ристики. 

19 

 

1.

 

Самая ранняя по времени возникновения мировая религия: 

2.

 

Самая поздняя по времени возникновения мировая религия: 

3.

 

Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака»; 

4.

 

Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и сун-

низм; 

5.

 

Мировая   религия,   сущностью   учения   которой   являются   «четыре   благород-

ные истины»; 

6.

 

Мировая религия, возникшая в Палестине; 

7.

 

Мировая религия, исповедующая триединство Бога; 

8.

 

Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове; 

9.

 

Мировая религия, наиболее распространенная в России. 

 

Название религии

 

Ее 

характеристики

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример: 

Немецкий социолог М. Вебер (1864 — 1920) выделял три типа политического господства. 

Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт 

всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в 

таблице  в  соответствии  с  каждым  типом  господства,     согласно     обозначенным      в      

первой      колонке   сравнительным характеристикам. 

 

Характеристики

 

Легальное господ-

ство

 

Традиционное 

господство

 

Харизматиче-

ское господство

 

Тип    политического 

лидера 

 

 

 

Источник        власти 

лидера 

 

 

 

Тип  административ-

ного персонала 

 

 

 

20 

 

Основной            тип 

правовых норм 

 

 

 

 

l. Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование 

представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства. 4. Монарх и 

(или) глава религиозной конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связан-

ный с главой системой сословно-корпоративных связей. 7. Возведенная в закон  воля ли-

дера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся 

вековые нормы. 11. Передача  власти по наследству и (или) в силу  сложившихся обыча-

ев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру. 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-7 минут в зависимости от сложности сопоставления и 

количества элементов ответа. 

 

Работа с обществоведческими терминами 

8. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний 

Пример: 

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежа-

щие мыслителям, ученым, политикам,  и запишите эти понятия. 

1.

 

«Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерар-

хическом ранге». (П.Сорокин) 

___________________________________________________ 

2.

 

«Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Са-

мо-тождество 

и, 

следовательно, 

само-равенство, 

точность, 

подлинность» 

(П.А.Флоренский). 

     ___________________________________________________ 

 

9.  Лингвистический  конструктор  (определение  термина  и  составление  его  характери-

стики из предложенных слов и словосочетаний) 

Пример: 

Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух поня-

тий. Назовите эти понятия.  

21 

 

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конст-

руктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именитель-

ном падеже) и пр.  

1.

 

внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления 

2.

 

продукт которое состояние покупатели готовы время и в по купить цена в течение опре-

деленное количество некоторая 

 

10. Закончите определения: 

Пример: 

1. 

Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление во-

плотить        их        в        жизнь        через        свои        действия        и        поступки        являются    

его__________________________________ 

2. 

Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его

 

жиз-

ни и развития, называют _____________________ 

 

11. Обществоведческий кроссворд

 

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали.

 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общ-

ностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. 

Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

12 

13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 

 

вание, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значи-

мых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психи-

ческого отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор про-

цесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший 

один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один 

из типов этнической  общности. 

По вертикали.

 2. _____________________ 

 

 

Комментарий: 

На  выполнение  заданий  этого  типа  7-15  минут  в  зависимости  от  сложности  задания  и 

количества элементов ответа. 

 

Работа с иллюстративным рядом 

12. Группировка приведенных изображений по определенным признакам.  

Пример: 

Представленные на изображениях общественные институты способствуют важному 

социальному процессу. 

1. Что это за процесс? 

2.  Какое  понятие  объединяет  изображенные  социальные  институты  в  рам-

ках этого процесса?

  

   

   

 

_________________________________________________________ 

 

Перед  вами  изображения  и  текст,  характеризующие  один  из  политических  институтов  со-

временной демократии. Рассмотрите изображения и ответьте на вопрос. 

Назовите форму волеизъявления граждан, о которой идет речь. Кто согласно законодатель-

ству РФ может его инициировать? 

 

23 

 

  

  

   

______________________________________________________________________ 

______________________________________________________________________ 

______________________________________________________________________ 

______________________________________________________________________ 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 7-10 минут в зависимости от сложности сопоставле-

ния и количества элементов ответа. 

 

13. Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию 

Реализация деятельностного подхода в олимпиадных заданиях предполагает формирова-

ние  «нового  взгляда»  на  привычный  и  не  осознаваемый  элемент  окружающего  человека 

культурного мира. Именно для реализации этой цели в структуру заданий включены задания 

культурологического содержания. 

Это позволяет также активизировать внимание школьников к окружающим культурным 

пространствам (библиотекам, университетам, театрам, музеям, мемориальным местам и объ-

ектам городской инфраструктуры и т. п.) как пространствам практической жизни в экономи-

ческом  и  социально-политическом  измерении,  отразить  региональную  специфику  заданий, 

определить их гражданскую позицию. 

Поэтому  школьный  этап  олимпиады  рекомендуется  проводить  с  акцентом  на  материал 

истории институтов культуры («институтов духовной сферы общества») конкретного регио-

на, включая вопросы из истории религий и вопросы по этике. 

Например,  можно  предложить  тестовое  задание,  включающее  не  менее  3  и  не  более 

5 изображений  социальных  институтов  или  практик,  культурных  приспособлений,  техниче-

ских средств и инструментов, применяемых в различные эпохи в одном и том же виде прак-

тической деятельности, символы и знаки и т. д., где присутствует одно изображение, «выпа-

дающее» из общего ряда. В этом случае школьнику будет необходимо: 

1) узнать и записать название того, что изображено; 

2) описать изображенную практику или значение символа (знака); 

3) определить основание классификации (что общего у всех изображений и/ или знаков). 

24 

 

Главным  критерием  при  отборе  содержательного  материала  для  заданий  этого  типа — 

является доступность изображения, его повседневный характер. 

Пример: 

Ниже приведены изображения крылатых существ, которые иллюстрируют разные сюже-

ты из известных древних текстов.

 

 

А.

  Б. 

  

 

В. 

 

 

Г.

Д. 

 

25 

 

Е. 

 Ж. 

 

1. Одно изображение с крылатыми существами является не иллюстрацией сюжета, но отли-

чительным  знаком  некогда  существовавшего  государства.  Запишите  букву  и  поясните,  что 

обозначает изображение. 

2. Сгруппируйте изображения так, чтобы в группах I и II количество картинок было равным. 

Поясните в одном предложении классификацию. 

 

14. Работа с картой 

Пример: 

На карте изображен социальный процесс, характерный для современного мира. 

Назовите его. Дайте определение и перечислите причины, которые способствуют его 

развитию в современном мире.  

 

____________________________________________________________ 

____________________________________________________________ 

____________________________________________________________ 

____________________________________________________________ 

26 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-10 минут в зависимости от сложности анализа изо-

бражения и количества элементов ответа. 

 

Работа со схемами 

15. Составление схемы отношений обществоведческих понятий 

 

 

 

 

Пример: 

Изобразите взаимоотношения 

окружающего мира

 и 

общества

 с помощью взаимопо-

ложения  двух  окружностей.  Окружность,  обозначающую 

окружающий  мир,

  соедините 

стрелкой с цифрой 1, а окружность, обозначающую 

общество,

 цифрой 2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Заполнение пропусков в предложенных схемах 

 

Пример: 

Заполните схему. 

 

17. Работа с диаграммой 

Формы 

культуры 

Элитарная 

27 

 

Пример:  

Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце 

года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диа-

грамме, употребляются в классическом значении. 

 

1.

 

Какая тенденция прослеживается при анализе диаграммы?  

2.

 

Вследствие какого экономического процесса может возникнуть подобная тенденция?  

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-10 минут в зависимости от сложности задания и ко-

личества элементов ответа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации 

18. Анализ обществоведческого текста 

Пример:  

Познакомьтесь с фрагментом заметки судьи Конституционного суда РФ К. С. Гаджиева в 

периодической печати. Кратко ответьте на сформулированные ниже вопросы. 

«Опубликованы результаты опросов общественного мнения, показавшие, что автори-

тет судебной власти находится в критической зоне. Президент России признал, что корруп-

ция  поразила  судебную  и  правоохранительную  сферы,  и  авторитет  российского  суда  надо 

защищать. Обостренное чувство справедливости — вот чем должен обладать судья наряду с 

высокой квалификацией в области права. По всей видимости, требуется публичное обсужде-

ние всем судейским сообществом стандартов поведения судьи. Я не вижу ничего плохого в 

том, что судья будет «опутан» сетью из тысяч прецедентов — стандартов поведения. Их на-

до публиковать в сборниках, доступных и для каждого судьи и для всего общества. Наконец, 

самая болезненная для судей проблема — упреки в том, что они живут, что называется, не по 

средствам.  Наверное,  не  всегда  надо  полагаться  только на  заботу  законодателя.  Вспомним, 

10 

20 

30 

40 

50 

60 

70 

63 

63 

45 

40 

18 

трудоспособное 
население в % 
занятые в % 

безработные в 

28 

 

что в соответствии с Конституцией органы судебной власти самостоятельны. И это один из 

великих конституционных принципов. Думаю, что необходимо поставить вопрос о том, как 

обеспечить эту самостоятельность. Почему бы не принять решение о введении публичности 

информации о доходах и имуществе судей? Решение может быть принято в порядке саморе-

гуляции самими судьями, добровольно». 

1.

 

К каким видам социальных норм относятся те, которые предлагает ввести автор? 

2.

 

Почему введение подобных норм среди судей приобретает особую общественную 

значимость? 

3. Как  связаны   введение  подобных   норм   и   реализация  упоминаемого  автором конститу-

ционного принципа? 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 10-15 минут в зависимости от сложности текста и ко-

личества элементов ответа. 

 

19. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте 

Пример: 

Вставьте вместо  пропусков  порядковые номера соответствующих слов из приведен-

ного    списка.    Слова    в    списке    даны    в    именительном    надеже, единственном   чис-

ле.  Обратите   внимание:   в  списке  слов   и   сочетаний   слов больше, чем пропусков в тек-

сте! 

Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от 

оснований  и  условий  приобретения  __  членства  кадровые  и 

__ 

партии.  Первые  отли-

чаются тем, что они формируются вокруг группы политических, а основой их строения яв-

ляется  комитет  активистов.  Кадровые  партии  формируются  обычно  «сверху»  на  базе  раз-

личных  __  фракций, объединений  партийной  бюрократии.  Такие партии обычно  акти-

визируют  свою  деятельность  только  во  время  __.  Другие  партии  представляют  собой 

централизованные,  хорошо  дисциплинированные  организации.  Большое  значение  в  них 

придается __ единству членов партии. Такие партии чаще всего  формируются «снизу», на 

основе профсоюзных и иных __

 

движений, отражающих интересы различных социальных. 

 

1)социология 

7) массовый 

13) партийный 

2) общественный 

8) импичмент 

14) парламентский 

3) фактор 

9) политология 

15)консенсус 

29 

 

4) избирательный 

10) группа 

16) идеологический 

5) национальный 

11) выборы 

17) система 

6)социум 

12)норма 

18) лидер 

 

 

20. Составление плана ответа 

Пример: 

Представьте, что вам необходимо выступить в классе с сообщением на тему «Уважения 

все  возрасты  достойны».  Составьте  план  своего  рассказа.  Он  должен  содержать  не  менее 

трех пунктов. 

 

21. Аргументация выбранной позиции 

Выберите высказывание, которое по вашему наиболее верно характеризует такую черту 

человека как самостоятельность. Приведите два примера, подтверждающие вашу  точку зре-

ния. 

1)  Человек  становится  взрослым  и  самостоятельным,  когда  начинает  сам  принимать 

решения и чувствовать за них ответственность. 

2)  Человек  становится  самостоятельным,  когда  приобретает  собственный  взгляд  на 

окружающий мир, но при этом прислушивается к советам и рекомендациям, если у него воз-

никают сомнения. 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-12 минут в зависимости от сложности текста и ко-

личества элементов ответа. 

 

Обществоведческие задачи 

21. Правовая задача 

В  юридическую  консультацию  обратился  четырнадцатилетний  Антон  с  просьбой 

разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак 

оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на ко-

торую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого пре-

ступления и отбывает наказание. 

1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери? 

____________________________________________________________

 

30 

 

 

2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой? 

____________________________________________________________

 

 

 

22. Экономические задачи 

Включение  экономических  задач  в  систему  олимпиадных  заданий  позволяет  опреде-

лить  уровень  овладения  экономическими  категориями,  навыки,  мотивацию  и  уверенность, 

необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных экономических ситуаци-

ях, а также возможности участия в экономической жизни общества. 

Экономические задачи, которые можно предлагать для решения участникам школьного 

этапа олимпиады, не должны содержать сложных расчетов. При этом они должны отражать 

реально возникающие в жизни человека и общества экономические ситуации. 

Если  экономические  задачи  требуют  развернутого  пояснения  ситуации,  то  в  условии 

задачи  должно  быть  указано  на  необходимость  использования  экономических  терминов  и 

понятий при ее выполнении. 

Сельское хозяйство в Новой Зеландии является одним из самых продуктивных в мире. 

Тем  не  менее:  существуют  ли  теоретические  возможности  превращения  этой  страны  в  им-

портёра сельскохозяйственной продукции? Приведите экономическое пояснение. 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

 

Путешествие из Ульяновска в Москву занимает 8 часов поездом или 3 часа самолетом (с 

учетом времени поездки в/из аэропорт(а). Стоимость проезда поездом 1000 р., самолетом — 

2500 р. В путешествие отправляются трое господ: Афанасьев, Борисов и Васильев. Часовая 

ставка оплаты труда господина Афанасьева — 200 р. в час, у господина Борисова — 300 р., у 

господина Васильева — 500 р. Каким видом транспорта поедут эти господа? 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

____________________________________________________________

 

 

23. Логические задания  

31 

 

Включение  логических  заданий  в  олимпиады  по  обществознанию  обусловлено  тремя 

важными обстоятельствами. 

Во-первых

,  знание  общих  принципов  и  законов  рационального  мышления  является  не-

отъемлемым требованием при изучении темы «Познание», которая входит в курс обществоз-

нания как важная содержательная часть. 

Во-вторых

, базисные логические знания и навыки (умение выделять существенное, аб-

страгироваться от  второстепенного, строить непротиворечивые, последовательные и  убеди-

тельные рассуждения, давать грамотные определения и пр.) входят в ядро методологии об-

щественных наук, и без них невозможно представить себе никакое рациональное исследова-

ние общества. 

В-третьих

, логические задания обладают большим методическим потенциалом в части 

обнаружения,  применения  и  развития  навыков  нестандартного,  эвристического  мышления, 

что очень важно при проведении олимпиад и конкурсов среди школьников. 

Следует отметить, что под «логическими заданиями» имеются в виду вовсе не задачи и 

упражнения,  сформулированные  в  искусственных  языках  каких-либо  формальных  теорий. 

Требовать от школьника знания подобных теорий и владения их техническим аппаратом бы-

ло бы чрезмерно. Достаточно того, чтобы он умел грамотно рассуждать в естественном язы-

ке в предложенных ему обществоведческих терминах и применять абстрактные рациональ-

ные  принципы  и  приемы  к  конкретным  познавательным  ситуациям.  Однако  эффективно 

проверить навыки рационального мышления в рамках одних только содержательных заданий 

по различным темам курса обществознания не представляется возможным, поскольку выде-

лить  формальные  логические  компетенции  из  ответов  на  содержательные  задания  крайне 

трудно (в отличие от самих ответов, способы рассуждения, применяемые школьником, часто 

остаются неартикулированными и неотрефлексированными). 

В связи с этим весьма насущной оказывается необходимость в заданиях, нацеленных на 

проверку  преимущественно  формальной  стороны  интеллектуальной  познавательной  дея-

тельности  на  предмет  ее  соответствия  общим  идеалам  рационального  мышления:  ясности, 

четкости, обоснованности и последовательности. Именно такие задания мы и будем в даль-

нейшем называть «логическими». 

Требуемые знания и связь с другими дисциплинами 

При разработке и проверке логических заданий в рамках олимпиад по обществознанию 

следует учитывать структуру и содержание общеобразовательных и профильных программ, 

по  которым  обучаются  их  участники.  Несмотря  на  отсутствие  отдельного  предмета  «Логи-

ка», логические знания и компетенции должны вырабатываться у школьников в рамках мно-

гих учебных курсов. Среди точных наук в этом отношении следует выделить алгебру (метод 

32 

 

абстрактного  символического  представления  знаний),  геометрию  (аксиоматический  метод, 

понятие доказательства), информатику (понятие алгоритма, базовая алгебра логики, основы 

комбинаторики).  Среди  гуманитарных  дисциплин,  помимо  собственно  курса  обществозна-

ния, стоит опираться на историю (системный подход, модельное мышление), русский язык и 

литературу (культура речи, основы риторики). 

Для  учеников  8–9 классов  достаточно  понимать  общие  правила  рационального  метода, 

разработанные еще Декартом (исходить только из очевидного, разбивать сложную проблему 

на простые вопросы, переходить от известного к неизвестному, не оставлять пробелов в рас-

суждениях), знать отличие эмпирического уровня познания от теоретического, индукции от 

дедукции и т. д. 

Для учеников 10–11 классов приветствуется знание основных форм и приемов интеллек-

туальной познавательной деятельности, а также базовых логических законов (тождества, не-

противоречия, исключенного третьего) и способов доказательства (прямое рассуждение, рас-

суждение «от противного», метод разбора случаев и т. д.). 

Рекомендации по разработке заданий по логике 

Типы заданий могут варьироваться в широких пределах. Наиболее распространенными 

являются: 

 

задания  на  понимание  логической  формы  (связанные  с  умением  правильно  опреде-

лять число отрицаний в высказывании, отличать логический смысл союзов (и/или, ес-

ли/только  если),  кванторов  (все/некоторые)  и  модальных  операторов  (необходи-

мо/возможно, разрешено/запрещено) и т. д.) 

 

задания на выведение правильного заключения из предложенных посылок (они могут 

быть как открытыми, так и закрытыми) 

 

задания на установление соответствия (где, исходя из заданной на множестве объек-

тов  системе  свойств  и  отношений  («старше»,  «моложе»,  «начальник»,  «коллега», 

«отец» и т. д.), необходимо определить, кто есть кто) 

 

задания с рекурсивными условиями (когда одни высказывания ссылаются на другие, 

другие — на третьи, и т. д., что приводит к возникновению сложной системы логиче-

ских взаимозависимостей между сравнительно простыми по своему содержанию вы-

сказываниями) 

 

задания на нестандартное мышление (содержащие какой-либо логический  «подвох», 

который требуется выявить, или стереотип, который следует преодолеть) 

 

задания  на  когнитивное  моделирование  (предполагающие  умение  не  только  строить 

собственные  рассуждения  «от  первого  лица»,  но  и  одновременно  моделировать  рас-

суждения других  участников познавательной ситуации, их представления о том, что 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..