ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ В 2018/2019 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 2

 

 

Анализируемые
Пробирка№__
Пробирка №__
Пробирка №__
Пробирка №__
вещества
AgNO3
H2SO4
NaOH
Вылейте содержимое пробирки в стакан для слива, промойте пробирку несколько раз
водой.
3. Напишите уравнения всех реакций, которые были использованы для распознавания
бесцветных растворов.
4. Руководствуясь окрасками растворов веществ, попробуйте соотнести номер пробирки с
формулами соответствующих солей. Испытайте действие щелочи и кислоты на растворы
окрашенных солей, заполните таблицу:
Анализируемые
Пробирка
Пробирка
Пробирка
Пробирка
вещества
№__
№__
№__
№__
H2SO4
NaOH
5. И напишите уравнения всех реакций, протекающих при взаимодействии растворов
кислоты и щелочи с исследуемыми растворами.
Решение
1. Сульфат меди(II) - CuSO4, карбонат натрия - Na2CO3, перманганат калия - KMnO4,
сульфид натрия - Na2S, хлорид аммония - NH4Cl, хлорид никеля - NiCl2, нитрат алюминия -
Al(NO3)3, хромата калия - K2CrO4.
2. Перечисленные растворы можно разделить на две группы: половина из них окрашена в
различные цвета, другие - бесцветны:
Окрашенные Неокрашенные
CuSO4
Na2CO3
KMnO4
Na2S
NiCl2
NH4Cl
K2CrO4
Al(NO3)3
Составим теоретическую таблицу, расположив по горизонтали вещества, которые нам нужно
определить, а по вертикали - дополнительные реагенты. На пересечении каждого столбца и
строки укажем явления, которые мы бы наблюдали при сливании этих растворов.
16
Анализируемые
Na2CO3
Na2S
Al(NO3)3
NH4Cl
вещества
белый
черный
белый осадок
нет видимых
творожистый
AgNO3
осадок
реакция 1а
изменений
осадок
реакция 2а
реакция 3а
"вскипание"
появление
раствора
запаха
нет видимых
нет видимых
H2SO4
(выделяется
"тухлых яиц"
изменений
изменений
газ без запаха)
реакция 2б
реакция 1б
белый осадок
реакция 4а,
появление запаха
нет видимых
нет видимых
который исчезает
NaOH
аммиака
изменений
изменений
при добавлении
реакция 3б
избытка NaOH
реакция 4б
Сопоставив полученную таблицу с результатами эксперимента, приходим к выводу,
что в пробирках с бесцветными растворами находятся следующие вещества:
В той пробирке, где выпал белый осадок при добавлении AgNO3, при добавлении
кислоты выделялся газ без цвета и запаха (наблюдалось «вскипаниеª), а при добавлении
щелочи видимых изменений не было, находился р-р Na2CO3 (это пробирка № __);
В той пробирке, где выпал черный осадок при добавлении AgNO3, при добавлении
кислоты был запах тухлых яиц, а при добавлении щелочи видимых изменений не было,
находился р-р Na2S (это пробирка № __);
В той пробирке, где выпал белый творожистый осадок при добавлении AgNO3, при
добавлении щелочи был запах аммиака, а при добавлении кислоты видимых изменений не
было, находился р-р NH4Cl (это пробирка № __);
В той пробирке, где выпал белый осадок при добавлении NaOH, который растворялся
в избытке щелочи, а при добавлении кислоты или нитрата серебра видимых изменений не
было, находился р-р Al(NO3)3. (это пробирка № __)1
Итак: в пробирке № __ находится р-р Na2CO3
в пробирке № __ находится р-р Na2S
в пробирке № __ находится р-р NH4Cl
в пробирке № __ находится р-р Al(NO3)3
3. Уравнения реакций:
1а) Na2CO3 + 2AgNO3 = Ag2CO3 + 2NaNO3;
1б) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O;
1 Вместо «__ª школьник пишет №, пробирки, который написал лаборант
17
2а) Na2S + 2AgNO3 = Ag2S + 2NaNO3;
2б) Na2S + H2SO4 = H2S + Na2SO4;
3а) NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3;
3б) NH4Cl + NaOH = NH3 + H2O + NaCl.
4а) Al(NO3)3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaNO3;
4б) Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] или
Al(OH)3 + 3NaOH = Na3[Al(OH)6];
4. Ниже предлагается соответствие окрасок растворов и номеров пробирок в одном из
вариантов для распознавания.
№ пробирки
Окраска раствора
желтая
зеленая
голубая
от розовой до фиолетовой
Окраска водных растворов обусловлена присутствием в них следующих ионов:
голубая - Cu2+, зеленая - Ni2+, желтая - CrO42, от розовой до фиолетовой - MnO4ˉ. Эти
знания позволяют установить содержимое пробирок с окрашенными растворами:
№ __ - р-р K2CrO4, № __ - р-р NiCl2, № __ - р-р CuSO4, № __ - р-р KMnO4.
Составим теоретическую таблицу, расположив по горизонтали вещества, которые нам
нужно определить, а по вертикали - дополнительные реагенты. На пересечении каждого
столбца и строки укажем явления, которые мы бы наблюдали при сливании этих растворов.
Анализируемые
CuSO4
NiCl2
K2CrO4
KMnO4
вещества
р-р изменил
нет видимых
нет видимых
нет видимых
H2SO4
окраску на
изменений
изменений
изменений
оранжевую
выпал осадок
выпал яблочно-
нет видимых
нет видимых
NaOH
синего цвета
зеленый осадок
изменений
изменений
Приведены наблюдения при сливании разбавленных растворов.
Если использовать концентрированный раствор NaOH, то в избытке этого раствора
растворится синий осадок гидроксида меди:
Cu(OH)2 + 2 NaOH(конц) = Na2[Cu(OH)4]
Кроме этого возможно изменение окраски раствора перманганата калия в щелочной
среде из-за разложения:
4MnO4ˉ + 4OHˉ = 4MnO42ˉ + 2H2O+O2
Раствор приобретет сначала темную, почти черную окраску из-за смешения зеленого
и фиолетового, а потом станет зеленым.
5. Уравнения реакций:
2K2CrO4 + H2SO4 = K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O
18
CuSO4+ 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
NiCl2+ 2 NaOH = Ni(OH)2 + 2NaCl
Система оценивания:
1 Формулы солей по 0,5 б
0,5*8 = 4 балла;
2 Соотнесение солей по признакам реакций по 0,5 б
0,5*4 = 2 балла;
Заполнение таблицы с наблюдениями по 0,5 баллов
0,5*12 = 6 баллов;
3 Уравнения реакций по 1 б
1*8 = 8 баллов;
4 Соотнесение солей по цвету по 0,5 б
0,5*4 = 2 балла;
Заполнение таблицы с наблюдениями по 0,5 баллов
0.5*8 = 4 балла
5 Уравнения реакций по 1 б
1*3 = 3 балла.
ИТОГО 29 баллов
19
Образцы (примеры) заданий
Теоретический тур
Неорганическая химия
Варьирование соотношения количеств реагирующих веществ, приводящее к разным
результатам.
Н1. К трем порциям 0,1 М H2SO4 объемом 20 мл каждая прилили а) 10 мл 0.2 М
KOH, б) 80 мл 0,025 М NaOH, в) 30 мл 0,25 М KOH.
Рассчитайте молярные концентрации продуктов реакции в каждом из трех случаев.
Укажите рН среды полученных растворов (больше, меньше или около 7).
В ходе решения этой задачи в случае а) получается средняя соль K2SO4 (рН раствора
нейтральный), в случае б) получается кислая соль KHSO4 (значение рН раствора меньше 7), в
случае в) получается, что щелочь остается в избытке (значение рН раствора больше 7).
Количества исходных веществ можно задавать по-разному - задавая массовую долю веществ
в сливаемых растворах или указывая массы веществ в растворах. Если вместо серной
кислоты взять слабую многоосновную кислоту, например, фосфорную, то в зависимости от
соотношения исходных веществ вариантов получается гораздо больше: продуктами могут
быть кислая соль (дигидрофосфат или гидрофосфат), средняя соль (фосфат), буферный
раствор (гидрофосфат/дигидрофосфат) или раствор фосфата и оставшейся щелочи. Вариант
разработки этой идеи - пропускание через воду в разном соотношении хлороводорода и
аммиака.
Н2. Задание на умение использовать Периодический закон Д.И.Менделеева для
предсказания тех или иных свойств веществ различных элементов.
Определите возможные элементы (X, Y, Z), соединения которых участвуют в схемах
превращений:
XO3 + H2O → H2XO4
Y2O3 + HCl → YCl3 + H2O
Z2O7 + NaOH → NaZO4 + H2O
если буквами X, Y, Z зашифрованы p-элементы
Запишите уравнения соответствующих реакций.
Н3. Дана цепочка превращений:
X → XO2 → XO3 → H2XO4 → K2XO4
K2XO3
─────KMnO4/H+─────┘
Определите элемент X. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Н4. Можно построить задачу на
«выпадающихª из общих закономерностей
свойств соединений, например, литий. Причем, необязательно учащийся может об этих
20
свойствах знать, вывод о них он сделает в ходе решения задачи.
Навеску металла массой 0,5 г осторожно растворили в 50 мл воды. В полученный
раствор пропустили избыток газа с плотностью по неону 2,2. Продукт выпарили и
прокалили до постоянной массы в инертной атмосфере. Масса продукта составила 1,07 г.
Н5. При растворении 51,1 г неизвестного металла в 500 мл 10% соляной кислоты
(плотность 1,01 г/мл) выделилось 2,8 л водорода (н.у.). Запишите формулу высшего оксида
этого металла.
Н6. В задачах на строение вещества можно использовать знание геометрии для
расчета числа атомов в элементарных ячейках кристаллических решеток.
Кристаллическая решетка лития является кубической объемноцентрированной.
Рассчитайте, сколько атомов лития приходится на одну элементарную ячейку.
В задаче можно запросить рассчитать радиус атома лития, длину ребра элементарной ячейки,
плотность лития, металлический радиус.
Для сложных веществ по рисунку структуры можно определить состав вещества. Ниже
приведены элементарные ячейки NaCl, CaF2 и ReO3.
Н7. можно использовать “отвлекающие” данные, например, цвета раствора.
Оксид металла с массовой долей металла 80% растворяется в 20% серной кислоте с
образованием раствора голубого цвета и в 24% соляной кислоте с образованием раствора
зеленого цвета. Установите состав оксида, выведите формулу продукта взаимодействия
оксида с соляной кислотой, если известно, что в нем содержится 30,8% металла и 68,3%
хлора по массе. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Зеленая окраска соединения меди (II) может сбить с толку решающего. В первый момент это
приводит к удивлению и заставляет критически подойти к собственному решению. В
предлагаемом варианте задания дается состав комплексного соединения меди
(II), что
21
придает обучающий характер задаче.
Задачи могут также быть составлены на основе химии других переходных металлов, для
которых характерно изменение цвета при изменении степени окисления и координационного
окружения.
Н8 Использование знаний о специфических свойствах однотипных соединений,
например, различное отношение амфотерных гидроксидов к взаимодействию с раствором
аммиака.
Металл(Х) растворяется в соляной кислоте. При взаимодействии хлорида этого металла с
избытком щелочи образуется прозрачный раствор, а при добавлении к раствору этого же
хлорида избытка аммиака выпадает гелеобразный осадок. Определите неизвестный металл
и запишите уравнения упомянутых в задаче реакций.
Н9 Задача может предполагать несколько вариантов ответа, например, разные
вещества могут иметь одну и ту же молярную массу:
В неорганической кислоте массовая доля кислорода равна 65,3%. Изобразите структурные
формулы кислот, отвечающих указанному условию.
В ходе решения задачи решающий выходит на молярную массу 98 г/моль. Такая молярная
масса у серной и у ортофосфорной кислот. Так же можно «зашифроватьª сероводород и
пероксид водорода, в которых массовая для водорода составляет 5,88%.
Н10 Другой вариант развития идеи - по относительной плотности газа по воздуху
(водороду или другому любому газу) определить молярную массу газа и предложить
несколько формул веществ.
Запишите химические формулы нескольких газов, плотность которых по воздуху
составляет 0,966. Опишите их окислительно-восстановительные свойства.
Молярную массу 28 г/моль имеют СО и С2Н4.
Органическая химия
О1. В заданиях с вопросом «изобразить все возможные изомерыª можно дать
вещества, которые имеют оптические изомеры.
Изобразите все изомеры соединения состава С4H9Cl.
Всего должно быть 5 изомеров.
О2. Использование в заданиях би- и полифункциональных органических
соединений. При этом требуются знания основных свойств классов органических веществ.
Напишите уравнения реакций:
K2C2O4
H2C2O4
C4H6O4
22
В данном примере используются знания, что карбоновые кислоты слабее, чем
минеральные и что карбоновые кислоты могут образовывать сложные эфиры, которые
вступают в реакцию щелочного гидролиза.
О3. При сжигании 2,25 г органическое вещество Х широко распространенного в
природе , образовалось 2,64 г диоксида углерода, 0,42 г азота и 1,35 г воды. Известно, что Х
реагирует с соляной кислотой и с гидроксидом натрия, образуя соли. Напишите
структурную формулу Х, напишите уравнения реакций. Приведите изомер вещества X.
По данным сгорания можно выйти на формулу глицина. Изомером ему является
нитроэтан.
О4. Задачи на удлинения цепи.
Изобразите структурные формулы веществ, запишите соответствующие уравнения
реакций:
C2H5Cl → C3H5N → C3H7NO → C3H6O2 → C4H9O2
О5. В заданиях на взаимное влияние функциональных групп друг на друга при
сравнении кислотных или основных свойств можно дать вещества, которые «опровергаютª
общие закономерности.
Какое соединение проявляет более сильные основные свойства - аммиак или
H3C
H3C
CH3
H3C
CH3
N
H3C
CH3
CH3
H3C
Ответ обоснуйте.
Несмотря на то, что третичные алифатические амины должны быть более сильными
основаниями, чем аммиак, тритретбутиламин слабее аммиака из-за возникающих
стерических затруднений.
О6.
В задачах активно используется влияние условий на продукт реакции.
Запишите уравнения химических реакций, определите зашифрованные вещества, укажите
условия протекания реакций.
23
В зависимости от условий из дигалогенпроизводного могут быть получены диол, алкен и
алкин.
Физическая химия
Ф1. При разработке заданий с использованием энергетических эффектов реакции
должное внимание следует уделять использованию закона Гесса и следствий из него.
При конденсации 9 г воды выделяется 22 кДж теплоты. Рассчитайте количество
теплоты, затрачиваемое на испарение 15 г воды при стандартном давлении.
Ф2. Известны тепловые эффекты следующих реакций:
C2H2(г) = 2С(графит) + H2(г); Q = 226,7 кДж/моль;
(1)
3C2H2(г) = C6H6(ж); Q = 631,1 кДж/моль;
(2)
C6H6(ж) = С6H6(г); Q = -33,9 кДж/моль.
(3)
Рассчитайте стандартную теплоту образования газообразного.
Ф3. Рассчитайте энергию связи С-H в CH4, используя следующие
термохимические уравнения:
C(графит) + 2H2(г) = CH4(г) + 74,9 кДж
(1)
C(ат.) = C(графит) + 715,0 кДж
(2)
2H(ат.) = H2(г) + 433,5 кДж
(3)
Для решения этих задач требуется владеть понятиями стандартная теплота образования
вещества, энергия связи, теплота фазового перехода (кипения, конденсации, возгонки и т.д.).
Ф4. Теплоты образования органических веществ можно достаточно точно
оценивать при помощи следующего метода: учитывается вклад каждой функциональной
группы. Рассчитайте теплоту образования метилпропана, если известны вклады СН
(9.2 кДж/моль), СН3 (48.5 кДж/моль).
Ф5. Для задач на химическое равновесие следует активно использовать знание
принципа Ле Шателье, а также понятия «равновесиеª и «константа равновесияª.
Напишите выражение для константы электролитической диссоциации сернистой
кислоты по второй ступени. Как сместится равновесие в растворе сернистой кислоты при
добавлении к нему небольшого количества сульфита натрия? Ответ обоснуйте.
Ф6 Константа изомеризации некоторого вещества АÙ В равна 0,8. Смешали 5 г
вещества А и 10 г его изомера В. Вычислите массовую долю изомера В в полученной смеси.
Зависит ли результат от количества изомеров в исходной смеси?
Ф7. К нитрату железа (III) добавили раствор роданида аммония до образования
красно-оранжевого раствора. Полученный раствор разделили на четыре пробирки. Первую
оставили в качестве «свидетеляª. Во вторую добавили нитрат железа, в третью - роданид
24
аммония, а в четвертую - избыток твердого хлорида натрия. Опишите наблюдаемые
явления и дайте им обоснование, используя принцип Ле Шателье.
Во второй и третьей пробирках окраска усилится из-за смещения равновесия в
сторону образования роданидного комплекса железа, а в четвертой - интенсивность окраски
уменьшится из-за образования хлоридного комплекса железа.
Ф8. В силу того, что расчет кинетических параметров требует довольно сложный
математический аппарат, задачи по кинетике должны быть демократичными для
большинства учащихся. При этом работа с экспонентами должна прочно входить в арсенал
участников олимпиады по химии.
Энергия активации некоторой реакции в отсутствие катализатора равна
80
кДж/моль, а в присутствии катализатора энергия активации уменьшается до значения 53
кДж/моль. Во сколько раз возрастает скорость реакции в присутствии катализатора, если
реакция протекает при 20оС?
Задача на использование уравнения Аррениуса.
Эксперимент
Э1. Задание на приготовление растворов заданной концентрации.
Приготовьте 50 мл 1М раствора соляной кислоты исходя из 20% раствора HCl
(плотностью 1,1 г/мл). Опишите подробно все Ваши действия.
Можно давать задачи на приготовление растворов (из кристаллогидрата и воды, из
двух растворов веществ, продуктами который являются: а) одно растворенное вещество и
растворитель, б) одно растворенное вещество, растворитель и газ, в) одно растворенное
вещество, растворитель и осадок и т.д.).
Для обучающихся 5 - 7 классов представляется интересным разработка заданий на
приготовление растворов заданной концентрации, если вместо весов и мерных цилиндров
или колб предложить им воспользоваться кухонной посудой (чайная, столовая ложки, стакан
и т.д.), сообщив школьникам примерный объем посуды или массу помещенных в нее
продуктов. Главное, чтобы все использованные в таких практико-ориентированных задачах
числа были реальными, а не взятыми «с потолкаª, поскольку в этом возрасте школьники
обычно надолго запоминают такие вещи.
Э2. Для решения задач экспериментального тура требуется знание качественных
реакций в органической и неорганической химии.
А) Как доказать, что глюкоза - это альдегидоспирт? Напишите уравнения реакций.
Б) Докажите экспериментальным путем, что в выданной пробирке находится
раствор серной кислоты.
25
В) Вам выдан галогенид состава ВаГ2. Предложите методы качественного
определения состава этой соли. Экспериментально установите ее состав и запишите
уравнения проведенных реакций.
Часть задач экспериментального тура является т.н. «пробирочнойª и строится по
следующему сценарию: выданы несколько пронумерованных пробирок. Не используя других
реактивов или используя выданные реактивы, следует определить вещества в пробирках.
Аналогично строится задача на идентификацию твердых веществ.
Г) В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария,
карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородной кислоты. Не пользуясь никакими
другими реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.
Э3. В экспериментальный тур можно включить простой неорганический или
органический синтез.
А) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения: СuО →СuSO4 → СuС12 → Сu(NO3)2→ Сu(OH)2→СuО
Б) Экспериментально осуществите указанные химические превращения. Запишите
наблюдаемые явления.
В) Даны: серная кислота, гидроксид меди (II) и железо. Получите металлическую
медь.
Задания для 5-8 классов
Поскольку с «задачами на процентыª школьники знакомятся в курсе математики
гораздо раньше, чем с химией, необходимо активно предлагать школьникам использовать
эти знания для решения прикладных химических задач.
1) В обычном атмосферном воздухе, котором мы дышим, содержание углекислого
газа составляет
0,04 объемных процента. Оцените объем углекислого газа
(в л),
содержащийся в помещении, в котором проводится олимпиада (параметры помещения
задайте сами). Вычислите объем воздуха, в котором содержится 100 мл углекислого газа.
2) Открытие бронзы (сплавы меди с оловом) сыграло огромную роль в освоении
металлов и ознаменовало собой целую эпоху человеческой истории. Для улучшения различных
физических характеристик к меди и олову порой добавляют и другие металлы, но сплав по-
прежнему называют бронзой. Например, свинцовая бронза содержит 25 масс. % свинца и
всего 5 % олова. Вычислите массы свинца, олова и меди, которые требуется загрузить в
плавильную печь для получения 3 тонн свинцовой бронзы.
Могут быть разработаны задачи на приготовление растворов, использующихся в
быту, так и растворов, производимых в промышленных масштабах, на расчет состава
газовых смесей, твердых растворов, самыми яркими примерами которых являются
26
металлические сплавы.
Учитывая, что химию начинают изучать в 8 классе, материал для задач может быть
взят из курса естествознания.
3) Одним из распространенных народных методов лечения вирусных и бактериальных
инфекций является полоскание горла соленой водой, в которую добавлена питьевая сода.
Перечислите химические элементы, содержащиеся в таком растворе, если Вам известны
химические названия поваренной соли и питьевой соды.
4) Атомы каких элементов содержатся в водном растворе поваренной соли?
Задания ориентированы на знание тривиальной номенклатуры, умение записывать
химические формулы по названию. Задачи можно дополнить расчетами массовых долей
соды и соли, либо расчетом необходимого количества компонентов для приготовления
фиксированного объема раствора (если известны массовые доли).
5) Фламандский аристократ Ян Баптист Ван Гельмонт в XVII веке провел первое
исследование механизма роста растений. Он взвесил землю, засыпал ее в горшок и посадил в
него дерево. В течение нескольких лет он поливал дерево, а затем снова взвесил дерево и
землю и обнаружил, что вес дерева увеличился на 74 кг. Вес почвы при этом уменьшился
примерно на 100 г. Эксперимент Ван Гельмонта не оставил ни у кого сомнения в том, что
биомасса образуется не из компонентов почвы, а из других веществ. Назовите два
вещества, усвоение которых обеспечило дереву набор основной части массы.
6) Большинство окружающих нас металлических изделий изготовлены не из чистых
металлов, а их сплавов. Приведите примеры названий известных Вам 5 металлов и 3
металлических сплавов.
7) Из перечисленного списка
(плавление, горение, испарение, возгонка, гниение,
кристаллизация, брожение и т.п.) выберите процессы, которые являются химическими (т.е.
сопровождаются химическим превращением одних веществ в другие).
8) Имеется список газов: углекислый газ; кислород; азот; водород; аргон. Наличие
какого из них в выдыхаемом воздухе устанавливают, когда дуют через трубочку в
известковую воду? А какого из этих газов в выдыхаемом Вами воздухе меньше всего?
Те же самые вопросы могут быть зашифрованы в виде различных ребусов, шарад,
головоломок, кроссвордов и т.д., а могут быть выданы в виде тестов.
9) Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в
глубокой древности, является
А) сталь; Б) бронза; В) дюралюминий; Г) чугун; Д) победит.
10) Соединение углерода, играющее основную роль в его природном круговороте: А)
угарный газ; Б) сажа; В) нефть; Г) метан; Д) углекислый газ.
27
11) Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств,
называется:
А) крупинка; Б) кристаллик; В) атом; Г) молекула; Д) ион.
12) Самой чистой водой из перечисленных в списке является:
А) водопроводная; Б) родниковая; В) дождевая; Г) колодезная; Д) минеральная.
13) Из перечисленных химических и физико-химических процессов выберите такой,
для проведения которого не требуется высокая температура:
А) обжиг; Б) прокаливание; В) брожение; Г) спекание; Д) сплавление.
14) Укажите простое вещество, которое не является металлом: А) олово; Б)
фосфор; В) ртуть; Г) магний; Д) медь.
15) «Разбираяª молекулу воды на части, мы точно не найдем внутри нее ни одной из
следующих частиц:
А) атомы; Б) электроны; В) позитроны; Г) нейтроны; Д) протоны.
16) Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления
призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является
А) золото; Б) серебро; В) бронза; Г) никель; Д) алюминий.
17) Какая из перечисленных операций не используется в химической лаборатории для
разделения и очистки веществ?
А) перекристаллизация; Б) переохлаждение;
В) перегонка; Г) возгонка; Д) переосаждение.
18) В какой из перечисленных жидкостей лакмус не будет окрашиваться в красный
цвет?
А) лимонный сок; Б) яблочный сок; В) морковный сок; Г) уксусная эссенция;
Д) хлебный квас.
19) Некоторым химическим элементам их первооткрыватели дали имена в честь
названий своих государств (на родном или латинском языке). Все перечисленные элементы
названы в честь европейских стран, кроме
А) полония; Б) германия; В) рутения; Г) палладия; Д) франция.
20) Заполните пустые клетки русскими названиями следующих элементов : Ag, Br,
Fe, H, I, O, Sn.
28
В комплекты могут быть включение задания на знание правил техники безопасности работы
с веществами, например:
21) Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (влево или
вправо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв,
приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с
химическими реактивами.
Каждая клетка может использоваться только один раз.
Х
И
Р
Е
А
К
П
Р
О
Б
О
У
С
И
М
Е
И
И
Т
Я
З
Ь
А
В
К
В
Ч
Е
С
К
В
Ы
Н
Е
Л
Т
Ь
Н
А
22) Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов.
Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей
атомно-молекулярного учения.
1) C, 2) O, 3) Al, 4) N, 5) Zn, 6) I, 7) P, 8) H, 9) Pb.
2
3
8
1
4
5
7
6
9
Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов.
29
Список литературы, интернет-ресурсов и других источников для
использования при составлении заданий муниципального этапа
1.
Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. - М.: Знание,
1979.
2.
Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. - Пермь: Книжный мир, 2001.
3.
Лунин В., Тюльков И., Архангельская О. Химия. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1.
(Пять колец) / Под ред. акад. Лунина В. В. — Просвещение Москва, 2010.
4.
Лунин В., Тюльков И., Архангельская О. Химия. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2.
(Пять колец) / Под ред. акад. Лунина В. В. — Просвещение Москва, 2012.
5.
Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии/ Под общей редакцией
академика РАН, профессора В.В.Лунина / О. Архангельская, И. Тюльков, А. Жиров и др. —
Экзамен Москва, 2003.
6.
Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета.
Учебное пособие / Н. Кузьменко, В. Теренин, О. Рыжова и др. — Издательство Московского
Университета Москва, 2011.
7.
"Химия в школе" - научно-методический журнал
8.
Энциклопедия для детей, Аванта+, Химия, т.17, М: «Аванта+ª, 2003.
9.
Леенсон И. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической
термодинамики и кинетики. — ИД Интеллект Москва, 2010.
10. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х томах. Пер. с англ.-
М.: Мир, 2002.
11. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. «Органическая химияª, М.: «Химияª, 1989
12. Органическая химия / под ред. Н.А. Тюкавкиной в двух томах, М.: «Дрофаª, 2008
13. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии для поступающих в вузы 16-е
изд., дополненное и переработанное М. : Лаборатория знаний, 2016
14. МГУ - школе. Варианты экзаменационных и олимпиадных заданий по химии: 2015/Под
редакцией проф. Н. Е.Кузьменко. М.: Химический ф-т МГУ, 2015 (ежегодное издание, см.
предыдущие годы)
15. Еремин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Изд.
2-е,
дополненное. М.: МЦНМО, 2014
16. Еремина Е. А., Рыжова О. Н. Химия: Справочник школьника. Учебное пособие. М.:
Издательство Московского университета. 2014
17. Лисицын А.З., Зейфман А.А. Очень нестандартные задачи по химии. Под ред.
профессора В.В. Ерёмина. М.: МЦНМО, 2015
18. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии / С. Ф. Дунаев, Г. П. Жмурко,
Е. Г. Кабанова и др. — Книжный дом "Университет" Москва, 2016
19. Свитанько И.В., Кисин В.В., Чуранов С.С. Стандартные алгоритмы решения
нестандартных химических задач: Учебное пособие для подготовки к олимпиадам
школьников по химии. М., Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова; М., Высший
химический колледж РАН; М., Издательство физико-математической литературы
30
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Методический
сайт
Всероссийской
олимпиады
школьников
http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/him.php;
2. Раздел
«Школьные олимпиады по химииª портала
“ChemNet”
-
http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/;
3. Электронная библиотека учебных материалов по химии портала
“ChemNet”
http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/;
4. Архив задач на портале «Олимпиады для школьниковª - https://info.olimpiada.ru/tasks;
5. Сайт «Всероссийская олимпиада школьников в г. Москвеª http://vos.olimpiada.ru/.
31

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..