ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ В 2018/2019 ГОДУ - часть 3

 

 

минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и меры по охране
природы.
Пример 4.
На 70-й Генеральной Ассамблее ООН в своём выступлении Президент Российской Федерации
В.В. Путин сказал о «необходимости восстановить нарушенный человеком баланс между
биосферой и техносферой». Что имеется в виду?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
Имеется в виду поддержание равновесия между хозяйственной деятельностью
человечества и возможностью нормального функционирования биосферы.
Пример 5.
Какие тенденции изменения глобальной температуры на Земле можно ожидать при
повышении концентрации пылевых частиц? И повышении концентрации СО2?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Повышение концентрации пылевых частиц, отражая излучение от солнца, ведет к
снижению температуры.
2. Повышение концентрации СО2 создает экран, который пропускает солнечные лучи,
но не пропускает отраженные лучи от поверхности Земли, что ведет к развитию
«парникового» эффекта и повышению температуры.
Пример 6.
Что человечество может сделать для сокращения своего влияния на выраженность тренда к
повышению глобальной температуры на планете?
Приведите два аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Сокращение выбросов парниковых газов за счет новых технологий (низкоуглеродное
развитие).
32
2. Увеличение площади лесов и других природных экосистем, способных депонировать
углерод, тем самым в определенной степени компенсируя антропогенные выбросы
парниковых газов.
При подготовке комплектов для разных классов на разных этапах проведения
олимпиады возможно использование тех же заданий, предполагая при этом повышение
требований к ответам по мере повышения возраста обучающихся и при переходе от школьного
к муниципальному этапу. При постановке по сути того же задания применительно к разным
классам могут быть использованы различные формулировки (Примеры 7-15).
Пример 7.
Вариант задания для более младших классов
Почему так важно сохранять леса и островки нетронутых природных территорий?
Ответьте на вопросы. За каждый ответ от 0 до 2 баллов.
Примерный вариант ответа:
1. Леса важны как «легкие планеты». Они дают возможность для жизни на земле
разных видов, включая человека.
2. Островки нетронутых природных территорий нужны для сохранения разных видов
живых существ на планете.
Вариант задания для более старших классов
Почему в "Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025
года" среди основных показателей для оценки состояния экологической безопасности
отмечена
«доля территорий, занятых лесами» и
«доля особо охраняемых природных
территорий»?
Ответьте на вопрос. Приведите три аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за
задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа
1. Поддержание баланса биосферы
(включая жизнеобеспечивающие функции,
круговорот вещества и энергии, газовый состав атмосферы и пр.), как непременного
условия для обеспечения здоровья человека и возможностей для дальнейшего развития.
33
2. Сохранение биоразнообразия
(включая как популяции отдельных видов, так и
сообществ, и экосистемы). Наиболее эффективно это можно осуществлять на ООПТ.
3. Смягчение последствий негативного воздействия антропогенной деятельности на
климат. Леса позволяют депонировать углерод, тем самым компенсируя повышение его
концентрации в атмосфере вследствие деятельности человека. Кроме того, природные
экосистемы, в особенности леса, смягчают климатические изменения.
Пример 8.
Вариант задания для более младших классов
Есть такое определение «экология - это экономика природы». Что это значит?
Ответьте на вопросы. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
В природе, как в экономике, все траты должны соответствовать имеющимся
возможностям.
Вариант задания для более старших классов
Согласно определению, данному Э. Геккелем в 1866 году,
«экология
- это экономика
природы». Что имеется в виду?
В наши дни все чаще можно услышать другую фразу - «экология сегодня - это экономика».
Что это означает?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. В природе, как в хорошо отлаженной экономической системе, где все траты всегда
должны соответствовать имеющимся ресурсам, все компоненты экосистемы точно
«подогнаны» друг к другу, численность и потребности любого вида находятся в пределах
несущей емкости экосистемы и биосферы в целом.
2. Применительно к современной экономике, которая все больше «экологизируется» и
называется «зеленой», или низкоуглеродной экономикой, это означает соблюдение
главного экологического требования устойчивого развития
- решение социально-
экономических проблем должно проходить в пределах несущей емкости экосистем и
биосферы в целом. Обеспечение экономического развития должно осуществляться при
минимизации использования природных ресурсов и негативного воздействия на среду.
34
Пример 9.
Вариант задания для более младших классов
Как человечество влияет на атмосферу?
Ответьте на вопрос. За ответ от 0 до 2 баллов.
Примерный вариант ответа
Человек в результате своей деятельности выделяет в атмосферу различные
загрязняющие вещества, а также углекислый газ.
Вариант задания для более старших классов
Каково воздействие человека на газовый состав атмосферы? Какие меры могут позволить
снизить и компенсировать это воздействие?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. В результате деятельности человека повышается концентрация различных
загрязняющих веществ (включая соединения серы и азота). Повышается концентрация
парниковых газов (прежде всего, СО2), которые влияют на изменение климата.
2. На национальном и международном уровне предпринимаются усилия для сокращения
выбросов загрязняющих веществ, главным образом, за счет новых технологий. Другим
подходом для решения проблемы является сохранение и приумножение природных
экосистем, которые способствуют ассимиляции загрязняющих веществ и
депонированию углерода (принципиальное значение лесов состоит в том, что они
способствуют снижению концентрации парниковых газов, главным среди которых
является углекислый газ).
Пример 10.
Вариант задания для более младших классов
Как изменяется разнообразие видов живых существ при продвижении к полюсам планеты и
при подъеме в горы?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
35
Примерный вариант ответа
Разнообразие видов сокращается из-за понижения температуры и ухудшения условий
обитания.
Вариант задания для более старших классов
Сегодня все больше говорят об уникальности биоразнообразия горных экосистем и
необходимости его охраны. Каковы основные особенности биоразнообразия в горных
условиях?
Ответьте на вопрос. Приведите три аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за
задание 6 баллов.
Примерный вариант ответа
1. В силу специфики условий обитания в горных экосистемах биоразнообразие
изменяется - набор видов становится существенно иным, по сравнению с равнинными
экосистемами.
2. Разнообразные условия обитания и изолированность территорий в горах обеспечивает
высокое биоразнообразие при большом числе эндемичных форм.
3. В то же время общая тенденция изменения степени биоразнообразия в горных
условиях сходна с тем, что наблюдается по мере удаления от экватора. С увеличением
высоты, при ухудшении условий обитания, количество видов сокращается.
Пример 11.
Вариант задания для более младших классов
Сегодня все чаще происходит вселение новых видов на территории, где их раньше не было.
Почему это опасно?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
Распространение этих видов может приводить к разрушению местной природы
(экосистем) и вытеснению видов, которые здесь раньше жили.
Вариант задания для более старших классов
36
Биологические инвазии - это внедрение новых видов в экосистемы (которых здесь раньше не
было). Проблема биологических инвазий - одна из актуальных и все более значимых проблем
современности. В чем причина инвазий? В чем их опасность?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Основные причины - деятельность человека и изменение условий, в частности
климата, в результате чего эти условия становятся оптимальными для других видов,
которых здесь не было.
2. В результате инвазий происходит распространение новых, чужеродных видов.
Опасность в том, что аборигенные виды часто не имеют приспособительных реакций для
того, чтобы противостоять вселенцам. Это может приводить к катастрофическим
последствиям для экосистем.
Пример 12.
Вариант задания для более младших классов
Как изменение климата влияет на здоровье людей.
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
Частое изменение погоды - то холодно, то жарко, приводит к тому, что люди чаще
болеют.
Вариант задания для более старших классов
Сегодня проблема изменения климата среди приоритетных экологических проблем мирового
сообщества. Каковы последствия изменения климата для здоровья человека?
Ответьте на вопрос. Укажите четыре аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за
задание 8 баллов.
Примерный вариант ответа
1. Изменения климата приводят к изменению биоразнообразия, биологическим
инвазиям, включая распространение инфекционных заболеваний растений, животных и
человека.
37
2. Изменение климата сопровождается увеличением числа дней с аномально высокой и
низкой температурой, резкими перепадами температур. Это ведет к нарушению здоровья
и возрастанию смертности.
3. Возникающие вследствие изменений климата пожары ведут к ухудшению качества
воздуха, что также ведет к росту заболеваемости и смертности (как это происходило при
аномальной жаре в 2010 году).
4. Участившиеся природные аномалии приводят к ухудшению социально-бытовых
условий, недостатку воды, сельхозпродукции, что также может оказывать негативное
влияние на здоровье.
Пример 13.
Вариант задания для более младших классов
Известны случаи, когда развитие человеческих поселений тормозилось из-за последствий
деятельности человека. Что это за проблемы?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
Исчерпание ресурсов (вырубка леса, исчерпание воды) и загрязнение среды.
Вариант задания для более старших классов
Развитие многих поселений и даже стран всерьез тормозилось из-за обострения экологических
проблем, связанных с деятельностью человека. Что это за проблемы? И в чем их основная
причина?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Основные проблемы - исчерпание природных ресурсов (и прежде всего, леса), что
ведет к нарушению баланса экосистем, а также высокий уровень загрязнения,
представляющий опасность для здоровья населения.
2. Причина в том, что человек для обеспечения своих растущих потребностей
«хищнически эксплуатирует» природные ресурсы и природное богатство в целом, не
38
соблюдая экологических требований, что в итоге и ведет к экологическим катастрофам,
представляющим опасность для здоровья человека и дальнейшего развития.
Пример 14.
Вариант задания для более младших классов
Что человек может сделать для создания для себя благоприятных условий жизни на планете?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
Примерный вариант ответа
Сократить свое негативное воздействие на природу
(меньше загрязнять среду и
исчерпывать ресурсы, вырубать леса) и сохранять природу.
Вариант задания для более старших классов
По мнению экспертов, человечество близко к исчерпанию несущей экологической емкости
планеты. Укажите два основных направления развития для выхода из кризиса.
Приведите два аргумента. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа
1. Первое направление - ограничение потребления путем ограничения потребностей
(включая экономию ресурсов и сокращение негативного воздействия на среду). Это
направление нужно использовать, но как свидетельствует практика, оно оказывается не
очень эффективным.
2. Второе направление - расширение емкости экосистем за счет своих изобретений -
более эффективных и экологичных технологий для обеспечения своих растущих
потребностей (включая новые источники энергии и материалы).
Пример 15.
Вариант задания для более младших классов
Раньше люди выращивали леса для того, чтобы их потом вырубать для своих нужд. Теперь
все чаще люди выращивают и не вырубают леса. Почему это происходит?
Ответьте на вопрос. Всего за задание 2 балла.
39
Примерный вариант ответа
Леса сегодня рассматриваются как природное богатство, необходимое для нашего
благополучного выживания на планете.
Вариант задания для более старших классов
Заповедник «Лес Кольбера» - самый большой дубовый лес в Европе площадью почти 10 тыс.
га, с 300-400 -летними деревьями. В 1670 г. министр финансов Ж.Б. Кольбер (он считается
основателем судостроения во Франции), отличавшийся глубокой предусмотрительностью и
склонностью к долгосрочному планированию, повелел в центре страны (департамент Алье)
заложить большой дубовый лес. Задумка состояла в том, чтобы обеспечить французский флот
материалом для мачт. Но когда дубы выросли вырубать их не стали и лес стоит до сих пор.
Почему было принято такое решение?
Ответьте на вопрос. Приведите три аргумента. За аргумент от 0 до 1 балла. Всего за
задание 3 балла.
Примерный вариант ответа
1. В связи с развитием новых технологий, в частности разработкой парового двигателя,
отпала необходимость в дубах в качестве мачт и в вырубке леса для нужд парусного
флота.
2. Леса рассматриваются в качестве бесценного природного богатства и находятся под
охраной. Представления о их ценности и необходимости охраны все нарастают.
3. Леса сегодня рассматриваются в качестве одного из принципиально важных факторов
для смягчения последствий изменения климата.
Порядок проведения
Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.
Соревнования проходят в один тур. В проведении тура участвуют представители
оргкомитета, жюри, дежурные по аудиториям.
Перед выполнением конкурсного задания члены жюри разъясняют обучающимся
правила работы. Затем дежурные по аудитории раздают бланки ответов и комплекты заданий
(которые могут быть совмещены), бумагу для черновых записей. После проведения
40
описанных выше процедур дежурные отмечают время начала тура, а участники приступают к
выполнению заданий.
Получив комплект заданий вместе с черновиками, учащиеся на бланке заполняют графы
«Фамилия», «Имя» и «Класс», затем приступают к выполнению заданию. После окончания
тура учащиеся сдают бланки членам жюри.
В ходе работы над заданиями у учащихся могут возникнуть различные вопросы
содержательного характера, на которые имеют право отвечать только члены жюри. За 15
минут до истечения времени, отведенного для выполнения заданий, дежурный предупреждает
учащихся о скором завершении работы. Учащиеся, выполнившие задания раньше
намеченного срока, сдают дежурному бланки ответов и брошюры с заданиями и покидают
аудиторию.
Дежурных по аудиториям назначают из числа учителей общеобразовательной
организации, в которой проводится Олимпиада. Они сопровождают учащихся в аудитории;
поддерживают в классах дисциплину и порядок; по просьбе учащихся приглашают членов
жюри для консультаций; снабжают обучающихся расходными материалами (ручки, бланки
ответов, черновики); по истечении времени, отведенного для выполнения заданий, собирают
листы ответов и передают в оргкомитет.
Заполненные бланки шифруются оргкомитетом. Для этого в графу «Шифр» в верхнем
левом углу бланков отвечающий за конфиденциальность член оргкомитета вписывает дважды
один и тот же уникальный шифр (комбинацию цифр и/или букв, например: 9-06, где 9 - номер
класса, 06 - порядковый номер работы). Затем верхняя часть бланков с информацией об
учащихся (фамилия, имя) и с шифром отрезается и помещается в конверт. Оставшаяся часть
бланка (только с шифрами) отдаётся на проверку. Конверт опечатывается подписями не менее
трёх членов оргкомитета, пересекающих линию склеивания на клапане, и хранится до момента
проверки всех работ. После проверки ответов и выставления баллов в итоговую оценочную
ведомость, работы дешифруются - устанавливается соответствие шифра тому или иному
учащемуся путём сопоставления шифров на бланках с шифрами на отрезных корешках.
Результаты выполнения конкурсного задания (количество баллов) заносятся в таблицу с
фамилиями участников.
В соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников,
муниципальные и региональные предметно-методические комиссии по каждому
общеобразовательному предмету (в том числе по экологии)
41
разрабатывают требования к организации и проведению школьного и
муниципального этапов олимпиады с учётом методических рекомендаций,
подготовленных центральными предметно методическими комиссиями олимпиады;
составляют олимпиадные задания на основе содержания образовательных программ
основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и
соответствующей направленности (профиля), формируют из них комплекты заданий с
учётом методических рекомендаций, подготовленных центральными предметно-
методическими комиссиями олимпиады;
обеспечивают хранение олимпиадных заданий до их передачи организатору
олимпиады, несут установленную законодательством Российской Федерации
ответственность за их конфиденциальность.
Составы
предметно-методических
комиссий
олимпиады
по
каждому
общеобразовательному предмету формируются из числа педагогических, научных, научно-
педагогических работников.
Для проведения школьного и муниципального этапов создаются Организационный
комитет и Жюри.
Оргкомитет выполняет следующие функции:
разрабатывает и утверждает программу проведения и обеспечивает её реализацию;
обеспечивает тиражирование заданий;
определяет порядок, круг специалистов и процедуру шифровки и дешифровки работ
участников;
обеспечивает помещения материально-техническими средствами;
обеспечивает Жюри помещением для работы;
инструктирует участников Олимпиады;
обеспечивает безопасность участников, в период проведения олимпиады;
обеспечивает оказание медицинской помощи участникам в случае необходимости;
рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении олимпиады;
рассматривает совместно с Жюри апелляции участников;
осуществляет информационную поддержку Олимпиады.
Жюри Олимпиады, выполняет следующие функции:
изучает олимпиадные задания, критерии и методику их оценивания;
42
осуществляет проверку и оценку ответов участников на задания в соответствии с
критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической
комиссией;
проводит разбор выполнения заданий с участниками Олимпиады; объясняет
критерии оценивания каждого из заданий;
рассматривает совместно с Оргкомитетом апелляции участников;
составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый
рейтинг участников Олимпиады;
определяет победителей и призеров;
оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров;
готовит аналитический отчет о результатах проведения олимпиады и передает его в
вышестоящие инстанции.
Важность проведения школьного и муниципального этапов олимпиады предполагает
обеспечение консультативной поддержки как со стороны Центральной предметно-
методической комиссии, так и предметно-методических комиссий на местах (на региональном
и муниципальном уровнях).
2. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения
олимпиадных заданий
Для проведения конкурсных мероприятий требуются аудитории. Для этого
целесообразно использовать школьные кабинеты, обстановка которых привычна участникам
и настраивает их на работу. Расчет числа аудиторий необходимо вести, ориентируясь на число
участников и число посадочных мест в аудиториях. Каждому участнику должно быть
предоставлено отдельное рабочее место. В каждой аудитории в течение всего периода работы
должен находиться наблюдатель, назначаемый Оргкомитетом олимпиады.
Аудитории должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (хорошо
проветриваться, освещены). В каждой аудитории должна быть бумага для черновиков и
шариковые ручки черного цвета.
Для работы жюри выделяют отдельное помещение, оснащенное столами, стульями и
телефоном. Это может быть учительская или преподавательская комната, оборудованная
удобной мебелью, сейфом для хранения работ участников и техническими средствами (двумя-
тремя компьютерами с выходом в Интернет, принтером, ксероксом), канцелярскими товарами
43
(цветные маркеры, бумага формата А4, маркеры, степлеры, ручки, карандаши и т.д.),
калькуляторами в течение всей Олимпиады.
Для тиражирования заданий необходимо иметь:
белую бумагу формата А4 (тексты заданий + бланки ответов);
компьютер и принтер;
множительную технику.
Кроме тиражирования олимпиадных заданий и бланков ответов, Оргкомитет олимпиады
ведёт всю конкурсную документацию, к которой относятся документы, которые участники
представляют на конкурс, списки участников, бланки ответов на конкурсные задания,
итоговые протоколы и документы, которые вручаются победителями призёрам олимпиады
(дипломы, грамоты, свидетельства и сертификаты).
3. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной
техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
Ни на школьном, ни на муниципальном этапе конкурсантам не разрешается пользоваться
справочными материалами и любыми электронными средствами. Если во время проведения
теоретического тура конкурсант будет замечен с мобильным телефоном, планшетом или
другой электронной техникой, рукописными или печатными материалами и т.д., то он должен
быть дисквалифицирован.
4. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
При оценке работ члены жюри пользуются рекомендациями, подготовленными
предметно-методической комиссией. По окончании проверки, оргкомитет заполняет
итоговый протокол и передает его жюри. На основании этих данных определяются победители
и призеры, что фиксируется в протоколе. Протокол подписывается всеми членами жюри.
При оценке заданий базового уровня жюри получает комплект заданий, «Ключи» к
задачам закрытого типа и примерные варианты ответов к задачам открытого типа.
Основные подходы по оценке задач открытого типа:
Оценивание работ конкурсантов производится ЦЕЛЫМИ числами. Дробные числа для
оценивания работ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ.
Типы заданий:
1) Вставить пропущенное слово (данные) (правильно вписанное слово (данные) - 1 балл)
44
2) Вставить пропущенное слово/данные, продолжить фразу, укажите аргумент и т.д.
(правильный ответ - 0-1-2 балла)
Варианты
Показатель
Балл
ответа
Ответа нет и/ или вписано неправильное утверждение/аргумент
0
Вписано правильное, но неполное утверждение/аргумент
1
Вписано правильное полное утверждение/аргумент
2
3) Обоснование ответа
Шкала для проверки ВСЕХ задач с обоснованием ответа:
(ответ и обоснование от 0 до 3 баллов. Выбор ответа без обоснования НЕ
ОЦЕНИВАЕТСЯ)
Показатель
Балл
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.
0
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических
1
законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание
приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом
ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).
Полное, правильное и логичное обоснование ответа (с использованием
2
экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание
приведённых в ответе понятий).
Полное, правильное и логичное, творчески сформулированное обоснование
3
ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей,
рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; приведены
примеры).
В некоторых задачах, в примерных вариантах ответов даны ориентиры для оценивания
задач (0-1-2-3) по ключевым словам.
45
При оценке заданий углублённого уровня готовится примерный ответ, включающий
правильное решение и необходимое обоснование (ключевые понятия, положения, которые
необходимы для обоснования предлагаемого решения). Принципиально возможным является
учет иного, предложенного участником олимпиады, варианта верного ответа, при его
исчерпывающем обосновании.
Для ответа на предлагаемом бланке ответа отводится строго определенное место с
отмеченными строками. Дополнительные строки, как и текст, представленный за пределами
отведенного поля, при оценке работы не учитываются.
Проверка работ проводится в специально отведенном для этого помещении.
Каждая работа проверяется не мене, чем двумя членами жюри. Решение о выносимой
оценке по каждому заданию принимается консенсусно. В спорной ситуации решение
принимается председателем или заместителем председателя жюри.
При оценке работы следует обращать особое внимание на содержательную часть ответа,
продемонстрированные участником олимпиады знания, общую эрудицию, логику изложения
и творческий подход. Руководящим принципом должно быть максимальное поощрение
проявленных знаний, умения их использования для решения поставленной задачи, творческих
способностей.
На школьном и муниципальном этапах олимпиады может быть несколько типов заданий.
1. Ответьте на вопрос (вопрос, не требующий объяснения ответа). За ответ от 0 до 1 балла.
Если дан неправильный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.
Дан правильный ответ - 1 балл.
2. Ответьте на вопрос (вопрос, требующий объяснения ответа). Ответ оценивается от 0 до
2 баллов.
Если ответ отсутствует или сформулирован неправильно - 0 баллов.
Правильный ответ, но неполный, без необходимого обоснования
(экологических
законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе
понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные
пробелы в знании экологии, нет) - 1 балл.
46
Полный, правильный и логично выстроенный ответ с обоснованием (применением
экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых
в ответе понятий) - 2 балла.
Предполагается, что по этой единой методике проводится проверка выполнения
различных заданий, включая как оценку каждого из ответов на сложный вопрос (Пример 16),
так и оценку по каждому из предполагаемых аргументов (положений) ответа (Пример 17 и
Пример 18).
Пример 16.
Почему разные виды могут иметь сходную жизненную форму? Может ли она существенно
изменяться в течение жизни?
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.
Примерный вариант ответа:
1. Сходство достигается при сходстве условий и образа жизни, различия отражают
различия в условиях обитания.
2. В течение жизни одни и те же живые организмы могут иметь различную жизненную
форму в зависимости от условий среды и образа жизни (например, в результате
метаморфоза у лягушки или стрекозы).
Пример 17.
Чем лимитируется численность любого вида, за счет чего обычно поддерживается
относительное постоянство численности?
Ответьте на вопрос. Приведите пять аргументов. За аргумент от 0 до 1 балла. Всего за
задание 5 баллов.
Примерный вариант ответа:
Это условия обитания (включая климат), количество ресурсов (или организмов, стоящих
ниже по пищевой цепи), хищники (или организмы, стоящие выше по пищевой цепи),
конкуренты (включая внутри и межвидовую конкуренцию), болезни и паразиты.
Пример 18.
В настоящее время человечество активно развивает гидроэнергетику. Каковы плюсы (первый
вопрос) и минусы (второй вопрос) данного вида энергетики с экологической точки зрения?
Приведите по два аргумента для каждого вопроса. За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за
задание 8 баллов.
47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..